|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Читая недавно воспоминания Георгия Иванова, я с удивлением узнал, что стихи Сологуба высоко ценил молодой Мандельштам. А вот Сологуб стихи молодого Мандельштама ценил невысоко: когда тот отправил ему свои творения, Сологуб отказался их обсуждать. Но еще хуже к стихам Мандельштама относился Брюсов. Иванов рассказывает, как застал однажды Брюсова в редакции сидящим за столом, на котором лежали две кипы новых сборников стихов: кипа поменьше - те, что достойны рецензии, и кипа побольше - те, что никуда не годятся. В кипе побольше лежал "Камень" Мандельштама. Брюсов без обиняков объявил Мандельштама эпигоном. Ахматова объяснила это тем, что Брюсов Мандельштаму попросту завидует. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13779 |
|
|
|
Брюсов в стихах старался пророчествовать. Особенно это заметно в период первой революции 1905 года.
К счастливым
Свершатся сроки: загорится век,
Чей луч блестит на быстрине столетий,
И твердо станет вольный человек
Пред ликом неба на своей планете.
Единый Город скроет шар земной,
Как в чешую, в сверкающие стекла,
Чтоб вечно жить ласкательной весной,
Чтоб листьев зелень осенью не блекла;
Чтоб не было рассветов и ночей,
Но чистый свет, без облаков, без тени;
Чтоб не был мир ни твой, ни мой, ничей,
Но общий дар идущих поколений.
Цари стихий, владыки естества,
Последыши и баловни природы,
Начнут свершать, в веселье торжества,
Как вечный пир, ликующие годы.
Свобода, братство, равенство, все то,
О чем томимся мы, почти без веры,
К чему из нас не припадет никто, —
Те вкусят смело, полностью, сверх меры.
Разоблаченных тайн святой родник
Их упоит в бессонной жажде знанья,
И Красоты осуществленный лик
Насытит их предельные желанья.
И ляжем мы в веках как перегной,
Мы все, кто ищет, верит, страстно дышит,
И этот гимн, в былом пропетый мной,
Я знаю, мир грядущий не услышит.
Мы станем сказкой, бредом, беглым сном,
Порой встающим тягостным кошмаром.
Они придут, как мы еще идем,
За все заплатят им, — мы гибнем даром.
Но что ж! Пусть так! Клони меня, Судьба!
Дышать грядущим гордая услада!
И есть иль нет дороги сквозь гроба,
Я был! я есмь! мне вечности не надо!
1905
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13780 |
|
|
|
Марина Цветаева
Какой-нибудь предок мой был — скрипач,
Наездник и вор при этом.
Не потому ли мой нрав бродяч
И волосы пахнут ветром!
Не он ли, смуглый, крадёт с арбы
Рукой моей — абрикосы,
Виновник страстной моей судьбы,
Курчавый и горбоносый.
Дивясь на пахаря за сохой,
Вертел между губ — шиповник.
Плохой товарищ он был, — лихой
И ласковый был любовник!
Любитель трубки, луны и бус,
И всех молодых соседок…
Ещё мне думается, что — трус
Был мой желтоглазый предок.
Что, душу чёрту продав за грош,
Он в полночь не шёл кладби́щем!
Ещё мне думается, что нож
Носил он за голенищем.
Что не однажды из-за угла
Он прыгал — как кошка — гибкий…
И почему-то я поняла,
Что он — не играл на скрипке!
И было всё ему нипочём, —
Как снег прошлогодний — летом!
Таким мой предок был скрипачом.
Я стала — таким поэтом. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13781 |
|
|
|
Альфонс Петцольд
Крепость
Эта крепость на грозной громадной горе
облаками уснувшими окружена.
Одевается в пурпур она на заре,
а во мраке ночном серебрится она,
как созвездия в мглистой небесной дали.
Эту крепость не раз штурмовали войска
властелинов земных - и в бою полегли,
превращенные в сумерки и облака.
Но тому, кто сюда без оружья придет,
чтоб в пути обрести наконец-то ночлег,
эта крепость ворота свои отомкнет.
Пожелавшему здесь поселиться навек
не придется стоять у закрытой двери:
он войдет - и в ночи для него одного
засияют лучи золотистой зари
и дыханье деревьев овеет его.
Он увидит вокруг миллионы огней,
он откушает хлеба и выпьет вина.
И останется здесь до скончания дней,
чтоб вещам безымянным давать имена. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13782 |
|
|
|
Почему откушает, а не отведает? |
|
|
номер сообщения: 160-1-13783 |
|
|
|
Вообще я тоже хотел исправить на "отведает", но потом об этом забыл. Вроде, это действительно звучит более естественно, не заставляет слегка споткнуться в этом месте на редком глаголе. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13784 |
|
|
|
Александр Блок
Улица, улица…
Тени беззвучно спешащих
Тело продать,
И забвенье купить,
И опять погрузиться
В сонное озеро города — зимнего холода…
Спите. Забудьте слова лучезарных.
О, если б не было в окнах
Светов мерцающих!
Штор и пунцовых цветочков!
Лиц, наклоненных над скудной работой!
Всё тихо.
Луна поднялась.
И облачных перьев ряды
Разбежались далёко. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13785 |
|
|
|
Несколько раз встретил в Интернете это шуточное стихотворение, но за давностью лет никто не помнит его автора:
В доме гениев пера
Есть веселая игра:
"Слушай, друг, да ты талант!"
"Слушай, друг, да ты гигант!"
"Кто назвал гигантом Мишу?"
"Браво! От таланта слышу!"
"Ты - Стендаль, а ты - Флобер...."
"Ну, а Яша, например?"
"В Яше вижу я Бальзака!"
"А не много ль?" "Многовато..."
"Ну, а Маня - Гайавата!"
"Гайавата был мужик,
И к перу он не привык,
Был на Маню непохожий,
И к тому же краснокожий...."
"Ой, простите, ради Бога,
Я запуталась немного,
Просто я сказать хотела:
"Маня - чистая Лонгфелла!" |
|
|
номер сообщения: 160-1-13786 |
|
|
|
Есть такая байка (она не про Блока), будто Пастернак высказался однажды очень критично по поводу верлибров. Ему возразили: "Вот посмотрите на это стихотворение, оно замечательное! Из него нельзя выкинуть ни одного слова". "Зато его можно выкинуть целиком".- ответил поэт.
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13787 |
|
|
|
Vova17:
Есть такая байка (она не про Блока), будто Пастернак высказался однажды очень критично по поводу верлибров. Ему возразили: "Вот посмотрите на это стихотворение, оно замечательное! Из него нельзя выкинуть ни одного слова". "Зато его можно выкинуть целиком".- ответил поэт. |
Я здесь стремлюсь по возможности помещать такие тексты, которые мало кому известны. В том числе и таких авторов( я говорю не о Блоке), которых субъективно я ценю очень невысоко, но которые объективно как-то заслужили место в истории русской литературы. Если бы не этот принцип, то здесь было бы намного больше стихотворений Пушкина и Тютчева, а многих текстов, наоборот, здесь бы не было. Но это стихотворение Блока, хоть и не принадлежит к самым известным его стихам, все-таки интересно. В том числе и тем, что это верлибр. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13788 |
|
|
|
Я то как раз не против верлибров. У меня даже есть небольшая книжица "Русский свободный стих".
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13789 |
|
|
|
Анна Ахматова
Смерть
Я была на краю чего-то,
Чему верного нет названья…
Зазывающая дремота,
От себя самой ускользание…
А я уже стою на подступах к чему-то,
Что достается всем, но разною ценой…
На этом корабле есть для меня каюта
И ветер в парусах — и страшная минута
Прощания с моей родной страной. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13790 |
|
|
|
Спорт
В тусовке этой оказавшись поневоле,
попав нечаянно на это торжество,
давай беседовать с тобою о футболе -
мы оба в бизнесе не смыслим ничего.
Я не забочусь о пропорциях фигуры.
Я в годы школьные, признаюсь со стыдом,
всегда прогуливал уроки физкультуры.
Я не любил ни фехтованья, ни дзю-до.
Мне больше нравились кудесники наитья,
в ручьи созвучий превращавшие бетон.
Но во дворе я обучался мордобитью.
Его же в армии осваивал потом.
А что касается фигурного катанья,
я и коньки-то никогда не надевал -
такое страстное владело мной желанье
скорее с книгой завалиться на диван.
Меня нисколько не влекло и к алкоголю -
меня к попойкам приучал Хемингуэй.
Но мы беседуем с тобою о футболе -
пожалуй, лучшей из бессмысленных затей.
Да, в этом деле разбираюсь я отменно,
как все мужское население страны.
Плеваться, мучиться, орать самозабвенно,
плясать от радости, просить у сатаны,
чтоб он раздвинул у противника ворота -
припадки эти я не раз переживал.
Но что такое? Ты зеваешь отчего-то,
с тоскою тайною разглядывая зал,
салфетку шелковую комкая свирепо.
Тобой прочитаны толстенные тома,
ты от Ахматовой и Блока без ума...
Но о поэзии беседовать нелепо -
она с тобою побеседует сама. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13791 |
|
|
|
По поводу коньков солидарен.
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13792 |
|
|
|
Я понимаю нежелание лирического героя этого стихотворения беседовать о поэзии в такой обстановке. Прав он и в том, что она и сама способна с кем угодно побеседовать. Но все-таки совсем отказываться от бесед о поэзии, в том числе и в этой теме - это перебор. Она задумывалась, помимо всего прочего, и для таких бесед. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13793 |
|
|
|
Vova17: По поводу коньков солидарен. |
Я, Вова17, в отличие от многих здешних болельщиков, завершил свою футбольную карьеру, когда мне давно перевалило за сорок. И как завершил! Втроем, вместе с женой и сыном, мы играли против детской команды города. Я играл на своей обычной позиции - центрального защитника. И не только сохранил наши ворота в неприкосновенности, но и дальними ударами несколько раз поразил ворота соперника. После этого я решил, что лучше мне уже не сыграть, и с тех пор уже только берегу здоровье, а не укрепляю. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13794 |
|
|
|
В футболе мне не повезло. Во дворе младше меня никого не было, поэтому я постоянно стоял в воротах. Так и не научился водиться, но вратарем был надежным.
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13795 |
|
|
|
Осип Мандельштам
Теннис
Средь аляповатых дач,
Где шатается шарманка,
Сам собой летает мяч,
Как волшебная приманка.
Кто, смиривший грубый пыл,
Облеченный в снег альпийский,
С резвой девушкой вступил
В поединок олимпийский?
Слишком дряхлы струны лир:
Золотой ракеты струны
Укрепил и бросил в мир
Англичанин вечно-юный!
Он творит игры обряд,
Так легко вооруженный,
Как аттический солдат,
В своего врага влюбленный.
Май. Грозовых туч клочки.
Неживая зелень чахнет.
Всё моторы и гудки,–
И сирень бензином пахнет.
Ключевую воду пьет
Из ковша спортсмэн веселый;
И опять война идет,
И мелькает локоть голый! |
|
|
номер сообщения: 160-1-13796 |
|
|
|
Не страшно. Даже у лучших теннисистов иногда случается double fault |
|
|
номер сообщения: 160-1-13797 |
|
|
|
Иван Бунин
В Москве
Здесь, в старых переулках за Арбатом,
Совсем особый город… Вот и март.
И холодно и низко в мезонине,
Немало крыс, но по ночам — чудесно.
Днем — ростепель, капели, греет солнце,
А ночью подморозит, станет чисто,
Светло — и так похоже на Москву,
Старинную, далекую. Усядусь,
Огня не зажигая, возле окон,
Облитых лунным светом, и смотрю
На сад, на звезды редкие… Как нежно
Весной ночное небо! Как спокойна
Луна весною! Теплятся, как свечи,
Кресты на древней церковке. Сквозь ветви
В глубоком небе ласково сияют,
Как золотые кованые шлемы,
Головки мелких куполов... |
|
|
номер сообщения: 160-1-13798 |
|
|
|
Иван Бунин
На пруде
Ясным утром на тихом пруде
Резво ласточки реют кругом,
Опускаются к самой воде,
Чуть касаются влаги крылом.
На лету они звонко поют,
А вокруг зеленеют луга,
И стоит, словно зеркало, пруд,
Отражая свои берега.
И, как в зеркале, меж тростников,
С берегов опрокинулся лес,
И уходит узор облаков
В глубину отраженных небес.
Облака там нежней и белей,
Глубина — бесконечна, светла…
И доносится мерно с полей
Над водой тихий звон из села. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13799 |
|
|
|
Кто, смиривший грубый пыл,
Облеченный в снег альпийский,
С резвой девушкой вступил
В поединок олимпийский? |
Если бы не название стихотворения, можно было бы подумать черт знает о чем.
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13800 |
|
|
|
Два бунинских пейзажа - прекрасны. Даже на душе приятно становится.
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13801 |
|
|
|
Николай Заболоцкий
Летний вечер
Вечерний день томителен и ласков.
Стада коров, качающих бока,
В сопровожденье маленьких подпасков
По берегам идут издалека.
Река, переливаясь под обрывом,
Все так же привлекательна на вид,
И небо в сочетании счастливом,
Обняв ее, ликует и горит.
Из облаков изваянные розы
Свиваются, волнуются и вдруг,
Меняя очертания и позы,
Уносятся на запад и на юг.
И влага, зацелованная ими,
Как девушка в вечернем полусне,
Едва колеблет волнами своими,
Еще не упоенными вполне.
Она еще как будто негодует
И слабо отстраняется, но ей
Уже сквозь сон предчувствие рисует
Восторг и пламя августовских дней. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13802 |
|
|
|
:
Арсений Тарковский
Поэт
Эту книгу мне когда-то
В коридоре Госиздата
Подарил один поэт;
Книга порвана, измята,
И в живых поэта нет.
Говорили, что в обличье
У поэта нечто птичье
И египетское есть;
Было нищее величье
И задерганная честь.
Как боялся он пространства
Коридоров! Постоянства
Кредиторов! Он, как дар,
В диком приступе жеманства
Принимал свой гонорар.
Так елозит по экрану
С реверансами, как спьяну,
Старый клоун в котелке
И, как трезвый, прячет рану
Под жилеткой из пике.
Оперенный рифмой парной,
Кончен подвиг календарный, —
Добрый путь тебе, прощай!
Здравствуй, праздник гонорарный,
Черный белый каравай!
Гнутым словом забавлялся,
Птичьи клювом улыбался,
Встречных с лету брал в зажим,
Одиночества боялся
И стихи читал чужим.
Так и надо жить поэту.
Я и сам сную по свету,
Одиночества боюсь,
В сотый раз за книгу эту
В одиночестве берусь.
Там в стихах пейзажей мало,
Только бестолочь вокзала
И театра кутерьма,
Только люди как попало,
Рынок, очередь, тюрьма.
Жизнь, должно быть, наболтала,
Наплела судьба сама. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13803 |
|
|
|
Яков Полонский
Дорога
Глухая степь — дорога далека,
Вокруг меня волнует ветер поле,
Вдали туман — мне грустно поневоле,
И тайная берет меня тоска.
Как кони ни бегут — мне кажется, лениво
Они бегут. В глазах одно и то ж —
Все степь да степь, за нивой снова нива.
— Зачем, ямщик, ты песни не поешь?
И мне в ответ ямщик мой бородатый:
— Про черный день мы песню бережем.
— Чему ж ты рад? — Недалеко до хаты —
Знакомый шест мелькает за бугром.
И вижу я: навстречу деревушка,
Соломой крыт стоит крестьянский двор,
Стоят скирды. — Знакомая лачужка,
Жива ль она, здорова ли с тех пор?
Вот крытый двор. Покой, привет и ужин
Найдет ямщик под кровлею своей.
А я устал — покой давно мне нужен;
Но нет его… Меняют лошадей.
Ну-ну, живей! Долга моя дорога —
Сырая ночь — ни хаты, ни огня —
Ямщик поет — в душе опять тревога —
Про черный день нет песни у меня. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13805 |
|
|
|
Николай Заболоцкий
Сагурамо
Я твой родничок, Сагурамо,
Наверно, вовек не забуду.
Здесь каменных гор панорама
Вставала, подобная чуду.
Здесь гор изумрудная груда
В одежде из груш и кизила,
Как некое древнее чудо,
Навек мое сердце пленила.
Спускаясь с высот Зедазени,
С развалин старинного храма,
Я видел, как тропы оленьи
Бежали к тебе, Сагурамо.
Здесь птицы, как малые дети,
Смотрели в глаза человечьи
И пели мне песню о лете
На птичьем блаженном наречье.
И в нише из древнего камня,
Где ласточек плакала стая,
Звучала струя родника мне,
Дугою в бассейн упадая.
И днем, над работой склоняясь,
И ночью, проснувшись в постели,
Я слышал, как, в окна врываясь,
Холодные струи звенели.
И мир превращался в огромный
Певучий источник величья,
И, песней его изумленный,
Хотел его тайну постичь я.
И спутники Гурамишвили,
Вставая из бездны столетий,
К постели моей подходили,
Рыдая, как малые дети.
И туч поднимались волокна,
И дождь барабанил по крыше,
и с шумом в открытые окна
Врывались летучие мыши.
И сердце Ильи Чавчавадзе
Гремело так громко и близко,
Что молнией стала казаться
Вершина его обелиска.
Я вздрагивал, я просыпался,
Я с треском захлопывал ставни,
И снова мне в уши врывался
Источник, звенящий на камне.
И каменный храм Зедазени
Пылал над блистательным Мцхетом,
И небо тропинки оленьи
Своим заливало рассветом. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13806 |
|
|
|
Подозреваю, что Сагурамо Пиррон опубликовал не просто за задумчивую красоту стихотворения,а со смыслом, имеющим под собой информационный повод: сборная Грузии вышла из группы.
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13807 |
|
|
|
Совершенно верно. Не мог не отметить это эпохальное событие - успех грузинской сборной. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13808 |
|
|
|
Иван Бунин
Родник
В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный:
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.
А небеса и лес нагорный
Глядят, задумавшись в тиши,
Как в светлой влаге голыши
Дрожат мозаикой узорной. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13809 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Copyright chesspro.ru 2004-2024 гг. |
|
|
|