|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Статья о лейтенанте Шмидте
Эта роща дождем омыта
и листвою вдыхает свет.
До судьбы лейтенанта Шмидта
никакого ей дела нет.
Попадая в объятья злаков,
замедляют комбайны ход.
И не помнят они "Очаков",
погребенный в пучине вод.
На рассвете во всей округе
начинается птичий бал.
Но поют не о том пичуги,
что не зря лейтенант пропал.
Прошагали мгновенья строем,
поднимая забвенья пыль,
и померк ореол героя,
покорявшего шторм и штиль.
Разве образ его не светел,
разве он не желал добра?
Я статью в областной газете
напечатал о нем вчера.
И редактор глядел ехидно,
как бывалый седой раввин,
и сотрудникам врал бесстыдно,
будто я - лейтенанта сын.
И потом говорил лукаво,
что не слишком герой хорош,
что проходит земная слава,
как короткий весенний дождь,
да и тот лейтенант пригожий
ничего вообще не смог.
Но статью напечатал все же,
сократив до десятка строк. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13718 |
|
|
|
Марина Цветаева
В субботу
Темнеет… Готовятся к чаю…
Дремлет Ася под маминой шубой.
Я страшную сказку читаю
О старой колдунье беззубой.
О старой колдунье, о гномах,
О принцессе, ушедшей закатом.
Как жутко в лесах незнакомых
Бродить ей с невидящим братом!
Одна у колдуньи забота:
Подвести его к пропасти прямо!
Темнеет… Сегодня суббота,
И будет печальная мама.
Темнеет… Не помнишь о часе.
Из столовой позвали нас к чаю.
Клубочком свернувшейся Асе
Я страшную сказку читаю. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13719 |
|
|
|
Домовой
В избе у озера лесного
мы с бородатым лесником
поили щедро домового
парным целебным молоком.
Изба - не царские хоромы,
но домовой неприхотлив.
В вечерних сумерках его мы,
неспешно трубки раскурив,
порой у печки замечали,
а иногда - у сундука.
Я принимал его вначале
за обнаглевшего хорька.
Но, осветив избу лучиной,
я разглядел не без труда,
что он в тулуп одет овчинный
и что густая борода
ручьем серебряным струится
на круглый выпуклый живот.
Пора бы скептикам смириться:
ведь он действительно живет
в избе у озера лесного.
Но нелегко его поймать:
он появляется без зова
и мигом прячется опять.
Он шумных сборищ сторонится.
Однако, судя по всему,
порой таинственные птицы
в ночи слетаются к нему.
В тулуп закутавшись косматый,
он песни древние поет:
в них грома слышатся раскаты
и ветра чудится полет.
Порой смешны его проказы,
порой коварно озорство,
и сделать что-то по заказу
никто не вынудит его.
Но успевает он за лето
прибраться в комнатах тайком.
Мы с лесником его за это
парным поили молоком. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13720 |
|
|
|
Федор Сологуб
Я — бог таинственного мира,
Весь мир в одних моих мечтах.
Не сотворю себе кумира
Ни на земле, ни в небесах.
Моей божественной природы
Я не открою никому.
Тружусь, как раб, а для свободы
Зову я ночь, покой и тьму. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13721 |
|
|
|
Максимилиан Волошин
Голова madame de lamballe
Это гибкое, страстное тело
Растоптала ногами толпа мне,
И над ним надругалась, раздела…
И на тело
Не смела
Взглянуть я…
Но меня отрубили от тела,
Бросив лоскутья
Воспаленного мяса на камне…
И парижская голь
Унесла меня в уличной давке,
Кто-то пил в кабаке алкоголь,
Меня бросив на мокром прилавке..
Куафёр меня поднял с земли,
Расчесал мои светлые кудри,
Нарумянил он щеки мои,
И напудрил…
И тогда, вся избита, изранена
Грязной рукой,
Как на бал завита, нарумянена,
Я на пике взвилась над толпой
Хмельным тирсом…
Неслась вакханалия.
Пел в священном безумьи народ…
И, казалось, на бале в Версале я —
Плавный танец кружит и несет…
Точно пламя гудели напевы.
И тюремною узкою лестницей
В башню Тампля к окну Королевы
Поднялась я народною вестницей.
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13722 |
|
|
|
Велимир Хлебников
Там, где жили свиристели,
Где качались тихо ели,
Пролетели, улетели
Стая легких времирей.
Где шумели тихо ели,
Где поюны крик пропели,
Пролетели, улетели
Стая легких времирей.
В беспорядке диком теней,
Где, как морок старых дней,
Закружились, зазвенели
Стая легких времирей.
Стая легких времирей!
Ты поюнна и вабна,
Душу ты пьянишь, как струны,
В сердце входишь, как волна!
Ну же, звонкие поюны,
Славу легких времирей! |
|
|
номер сообщения: 160-1-13723 |
|
|
|
Хлебников для меня загадочен.
Кузнечик
Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
«Пинь, пинь, пинь!» — тарарахнул зинзивер.
О, лебедиво!
О, озари!
1908 г.
Или его
Заклятие смехом
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево!
Усмей, осмей, смешики, смешики!
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
1908 г.
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13724 |
|
|
|
растолстейте, толстачи!
на стол сейте калачи!
что толстеют с тостами, толстевают толственно,
растолтейтесь утолщенно!
о, застолье столь толстенных -толщина толстовичей!
о, калач в себя толкайте в кал толчковый толкачей!
толстово, холстово!
растолки в валки, толстики, толстики!
толстюнчики, толстюнчики.
толк какой тут, не молчи!
растолкуйте, толмачи! |
|
|
номер сообщения: 160-1-13725 |
|
|
|
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13726 |
|
|
|
Блестящая пародия, браво. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13727 |
|
|
|
Vova17: Хлебников для меня загадочен.
|
Дерзает человек, ищет, экспериментирует. У меня почему-то лучшие его эксперименты неизменно вызывают улыбку. Как, например, забавная игра кошки с мячиком - когда она гоняет его по комнате, подпрыгивает, встает на дыбы, хватает его передними лапами и, лежа на боку, энергично царапает лапами задними.. Почему-то вот эти стихи, которые вы обнародовали, производят на меня примерно такое же впечатление. Но я не имею в виду улыбку насмешливую - следить за играми кошки приятно и интересно. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13728 |
|
|
|
Николай Заболоцкий
Вчера, о смерти размышляя,
Ожесточилась вдруг душа моя.
Печальный день! Природа вековая
Из тьмы лесов смотрела на меня.
И нестерпимая тоска разъединенья
Пронзила сердце мне, и в этот миг
Всё, всё услышал я — и трав вечерних пенье,
И речь воды, и камня мертвый крик.
И я, живой, скитался над полями,
Входил без страха в лес,
И мысли мертвецов прозрачными столбами
Вокруг меня вставали до небес.
И голос Пушкина был над листвою слышен,
И птицы Хлебникова пели у воды,
И встретил камень я. Был камень неподвижен,
И проступал в нем лик Сковороды.
И все существованья, все народы
Нетленное хранили бытие,
И сам я был не детище природы,
Но мысль ее! Но зыбкий ум ее! |
|
|
номер сообщения: 160-1-13729 |
|
|
|
Поначалу мне показалось, что Сковорода здесь появился в основном для рифмы. Но потом я подумал, что как раз Сковорода с его мистическим пантеизмом здесь вполне уместен. Тогда не случаен здесь и Хлебников, чьи птицы - эти времиреи, к примеру - могут олицетворять невидимую ипостась природы, о которой говорил Сковорода. А зачем тогда здесь появляется Пушкин? Олицетворяет нечто всеобъемлющее - океан, вмещающий в себе все реки и ручейки? Или, наоборот, первоисток, все их порождающий? |
|
|
номер сообщения: 160-1-13730 |
|
|
|
От строк:
И мысли мертвецов прозрачными столбами
Вокруг меня вставали до небес. -
мурашки по коже. Мощный образ.
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13731 |
|
|
|
Игорь Северянин
Весенний день
Весенний день горяч и золот, -
Весь город солнцем ослеплен!
Я снова — я: я снова молод!
Я снова весел и влюблен!
Душа поет и рвется в поле,
Я всех чужих зову на «ты»…
Какой простор! Какая воля!
Какие песни и цветы!
Скорей бы — в бричке по ухабам!
Скорей бы — в юные луга!
Смотреть в лицо румяным бабам,
Как друга, целовать врага!
Шумите, вешние дубравы!
Расти, трава! Цвети, сирень!
Виновных нет: все люди правы
В такой благословенный день! |
|
|
номер сообщения: 160-1-13732 |
|
|
|
У Северянина мне нравится:
Последняя любовь
Ты влилась в мою жизнь, точно струйка Токая
В оскорбляемый водкой хрусталь.
И вздохнул я словами: «Так вот ты какая:
Вся такая, как надо!» В уста ль
Поцелую тебя иль в глаза поцелую,
Точно воздухом южным дышу.
И затем, что тебя повстречал я такую,
Как ты есть, я стихов не пишу.
Пишут лишь ожидая, страдая, мечтая,
Ошибаясь, моля и грозя.
Но писать после слов, вроде: «Вот ты какая:
Вся такая, как надо!» — нельзя.
18 апреля 1940, Нарва-Йыесуд
Я знал это стихотворение в другой редакции, вместо "оскорбляемый" было "оскверняемый". Сейчас в сети только так - оскорбляемый.
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13733 |
|
|
|
То же в собрании.
(Игорь Северянин Собрание сочинений в 5 томах. Том 4, СПб., 1996, С. 570) |
|
|
номер сообщения: 160-1-13734 |
|
|
|
Дмитрий Мережковский
Двойная бездна
Не плачь о неземной отчизне
И помни, — более того,
Что есть в твоей мгновенной жизни,
Не будет в смерти ничего.
И жизнь, как смерть, необычайна…
Есть в мире здешнем — мир иной.
Есть ужас тот же, та же тайна —
И в свете дня, как в тьме ночной.
И смерть и жизнь — родные бездны:
Они подобны и равны,
Друг другу чужды и любезны,
Одна в другой отражены.
Одна другую углубляет,
Как зеркало, а человек
Их съединяет, разделяет
Своею волею навек.
И зло, и благо, — тайна гроба
И тайна жизни — два пути —
Ведут к единой цели оба.
И всё равно, куда идти.
Будь мудр, — иного нет исхода.
Кто цепь последнюю расторг,
Тот знает, что в цепях свобода
И что в мучении — восторг.
Ты сам — свой Бог, ты сам свой ближний,
О, будь же собственным Творцом,
Будь бездной верхней, бездной нижней,
Своим началом и концом. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13735 |
|
|
|
Стихотворение напоминает Гавриила Романовича. Не только философичностью. но и некоторой неуклюжестью, в конце 19-го века менее приемлемой, чем за 100 с лишним лет до того. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13736 |
|
|
|
Michael_S: Стихотворение напоминает Гавриила Романовича. Не только философичностью. но и некоторой неуклюжестью, в конце 19-го века менее приемлемой, чем за 100 с лишним лет до того. |
Кое-где автор действительно немного запутывается в словах. Но рассуждения его, я думаю, были бы Державину совершенно чужды. Гумилев, как мы помним, объявил себя другом Люцифера. Но сделал это только для того, чтобы при случае слегка взволновать собравшихся в литературном салоне чувствительных дам. А вот в проповеди Мережковского видны кое-где довольно отчетливо следы люциферианства. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13737 |
|
|
|
Оно раздражает даже не своим люциферианством, а дидактичностью, помпезным провозглашением истин, будто на скрижалях царапает. Будь началом и концом... В современном языке у слова "конец" есть и не очень приличное значение. И это значение здесь явно в строку.
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13738 |
|
|
|
Владимир Маяковский
Домой!
Уходите, мысли, во-свояси.
Обнимись,
души и моря глубь.
Тот,
кто постоянно ясен —
тот,
по-моему,
просто глуп.
Я в худшей каюте
из всех кают —
всю ночь надо мною
ногами куют.
Всю ночь,
покой потолка возмутив,
несется танец,
стонет мотив:
«Маркита,
Маркита,
Маркита моя,
зачем ты,
Маркита,
не любишь меня…»
А зачем
любить меня Марките?!
У меня
и франков даже нет.
А Маркиту
(толечко моргните!)
за̀ сто франков
препроводят в кабинет.
Небольшие деньги —
поживи для шику —
нет,
интеллигент,
взбивая грязь вихров,
будешь всучивать ей
швейную машинку,
по стежкам
строчащую
шелка́ стихов.
Пролетарии
приходят к коммунизму
низом —
низом шахт,
серпов
и вил, —
я ж
с небес поэзии
бросаюсь в коммунизм,
потому что
нет мне
без него любви.
Все равно —
сослался сам я
или послан к маме —
слов ржавеет сталь,
чернеет баса медь.
Почему
под иностранными дождями
вымокать мне,
гнить мне
и ржаветь?
Вот лежу,
уехавший за во́ды,
ленью
еле двигаю
моей машины части.
Я себя
советским чувствую
заводом,
вырабатывающим счастье.
Не хочу,
чтоб меня, как цветочек с полян,
рвали
после служебных тя́гот.
Я хочу,
чтоб в дебатах
потел Госплан,
мне давая
задания на́ год.
Я хочу,
чтоб над мыслью
времен комиссар
с приказанием нависал.
Я хочу,
чтоб сверхставками спе́ца
получало
любовищу сердце.
Я хочу
чтоб в конце работы
завком
запирал мои губы
замком.
Я хочу,
чтоб к штыку
приравняли перо.
С чугуном чтоб
и с выделкой стали
о работе стихов,
от Политбюро,
чтобы делал
доклады Сталин.
«Так, мол,
и так…
И до самых верхов
прошли
из рабочих нор мы:
в Союзе
Республик
пониманье стихов
выше
довоенной нормы… |
|
|
номер сообщения: 160-1-13739 |
|
|
|
номер сообщения: 160-1-13740 |
|
|
|
Пожелания Маяковского выглядят,конечно, довольно странно: мало кому из литераторов захотелось бы, чтобы их творчеством так плотно занимался Госплан, и чтобы завком решал, когда литератору следует говорить, а когда уже надо помалкивать. А впрочем, если вспомнить более ясно советские реалии... Пожалуй, многие члены Союза писателей были бы рады, если бы Госплан присылал им список тем, которые в течение года следует раскрыть ( с пояснениями - как именно надо раскрывать), и чтобы заранее было известно, где эти творения будут напечатаны и сколько за них заплатят. Товарищ Сталин, видимо, пожелания Маяковского счел в целом достойными поощрения. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13741 |
|
|
|
По поводу строк
И встретил камень я. Был камень неподвижен,
И проступал в нем лик Сковороды. |
Заболоцкого у меня есть одно воспоминание. Поделюсь.
Каждый ленинградец знает хоть что-то о Смоленском кладбище на Васильевском острове. Например, слышал о первой могиле Александра Блока. Его похоронили на Смоленском, а потом зачем-то перенесли прах на Литературные мостки. Одной из тайн этого загадочного кладбища был большой гранитный валун, лежавший недалеко от входа. На нем было высечено Григорий Сковорода и годы жизни. Я пытался выяснить что все это значит, Сковорода умер и похоронен вдали от Петербурга, причем тут этот камень. Дело было в 80е годы прошлого тысячелетия, многие подробности моих исследований стерлись из памяти, однако, своего я, все-таки, добился. Один из служителей мне объяснил, что был заказан памятник на могилу философа, а местные умельцы не стали особенно мудрить, привезли валун и выбили на нем надпись. Заказчики, отказались от монумента.
А через несколько лет камень пропал, как-будто его и не было вовсе.
Теперь, когда слышу что-то о Сковороде, в памяти всплывает этот камень. Может и у Заболоцкого была своя история про камень.
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13742 |
|
|
|
Андрей Белый
Отчаянье
Веселый, искрометный лед.
Но сердце — ледянистый слиток.
Пусть вьюга белоцвет метет, —
Взревет; и развернет свой свиток.
Срывается: кипит сугроб,
Пурговым кружевом клокочет,
Пургой окуривает лоб,
Завьется в ночь и прохохочет.
Двойник мой гонится за мной;
Он на заборе промелькает,
Скользнет вдоль хладной мостовой
И, удлинившись, вдруг истает.
Душа, остановись — замри!
Слепите, снеговые хлопья!
Вонзайте в небо, фонари,
Лучей наточенные копья!
Отцветших, отгоревших дней
Осталась песня недопета.
Пляшите, уличных огней
На скользких плитах иглы света! |
|
|
номер сообщения: 160-1-13743 |
|
|
|
Квартира
Как-то в этом жилье беспросветно и глухо.
Словно напрочь забыло о нем Божество.
Надо выпить чифиру для бодрости духа.
Вот в такие часы он полезней всего.
В этой спальне практически нет кислорода,
только тьму отражают ее зеркала.
Из гостиной доносятся вздохи комода,
словно снятся комоду топор и пила.
Холодильник порой с дребезжаньем трясется,
а ведь ярость нисколько ему не к лицу.
Эти окна, возможно, не видели солнца,
словно дом заблудился в дремучем лесу.
А ведь это не так - за стеной постоянно
что-то грозно бормочут моторы машин.
А в шкафу почему-то - осколки стакана,
кожура апельсина, метла и кувшин.
Может, здесь обитала колдунья когда-то
и в потемках летала на этой метле?
Может, было святое колдунье не свято,
может, эта колдунья погрязла во зле
и душа ее бродит в квартире поныне
осторожной походкой пугливого пса?
Я и сам посягал иногда на святыни
и хулою порою гневил небеса.
Не за это ди я оказался в квартире,
где колдуньи унылой блуждает душа?
К сожаленью, придется недели четыре,
беспокойства и страхи чифиром глуша,
мне под боком у ведьмы ночами томиться.
До чего неудобна у ведьмы кровать!
Вот уже начинает болеть поясница.
Но уже до рассвета - рукою подать |
|
|
номер сообщения: 160-1-13744 |
|
|
|
Однако с чифиром полегче.
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13745 |
|
|
|
Николай Заболоцкий
Одинокий дуб
Дурная почва: слишком узловат
И этот дуб, и нет великолепья
В его ветвях. Какие-то отрепья
Торчат на нем и глухо шелестят.
Но скрученные намертво суставы
Он так развил, что, кажется, ударь —
И запоет он колоколом славы,
И из ствола закапает янтарь.
Вглядись в него: он важен и спокоен
Среди своих безжизненных равнин.
Кто говорит, что в поле он не воин?
Он воин в поле, даже и один. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13746 |
|
|
|
Евгений Боратынский
Люблю деревню я и лето:
И говор вод, и тень дубров,
И благовоние цветов;
Какой душе не мило это?
Быть так, прощаю комаров!
Но признаюсь — пустыни житель,
Покой пустынный в ней любя,
Комар двуногий, гость-мучитель,
Нет, не прощаю я тебя! |
|
|
номер сообщения: 160-1-13747 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Copyright chesspro.ru 2004-2024 гг. |
|
|
|