|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А вообще, Никт46, вы совсем сбили меня с толку, и я забыл о том. что должен бы знать. Я имею в виду знаменитый принцип "остранения", о котором так много писали в ту эпоху лучшие, официально осужденные впоследствии за это, очень близкие по духу к обэриутам литературоведы - принцип, которому обэриуты следовали смело и последовательно. Самую обыденную, самую привычную реальность нужно сделать "странной", как бы стереть тем самым слой пыли с оконного стекла, чтобы увидеть пейзаж за окном по-новому и, возможно, разглядеть в нем новые важные подробности. В этом смысле речь в стихотворении точно идет о птицах, о саде в ветреную погоду, о начале сезона охоты, о звездопаде. Но вот что получается после того, как все это прошло через горнило "остранения"? "Железный Август в длинных сапогах", стоявший вдали с тарелкой дичи - с одной стороны, это классический, вполне обэриутовский пример такого "остранения" обыденного, и речь тут действительно идет о вполне заурядном событии - начале сезона охоты.. Но результат такого остранения, видимо, непредсказуем и для самого автора и принципиально многозначен. И в этом смысле речь идет не о птицах - и, возможно, это и реквием, и осуждение эпохи, и многое другое. Тут уже, видимо, многое зависит и от читателя. |
|
|
номер сообщения: 160-1-12074 |
|
|
|
Константина Симонова как-то спросили о том, какой глубинный смысл он вкладывал в свои "жёлтые дожди". Никакой, сказал он, это просто образ.
Поэт мыслит преимущественно образами, а не идеями. |
|
|
номер сообщения: 160-1-12075 |
|
|
|
"Жёлтые дожди" - это прежде всего отличная аллитерация. Не только на "ж", но и на "т-д". |
|
|
номер сообщения: 160-1-12076 |
|
|
|
Вместе с анафорой "жди" стихотворение получилось жужжащим (особенно начало) - желтые дожди, жара, не ждут, уж, ждет, не желай, ждать, не ждал, скажет, не ждавшим, ожиданием, выжил, ждать.
Кстати, программе по проверке тавтологии на минимальной длине контекста в 9 слов "не понравились" только эти две строчки:
Жди, когда других не ждут,
Пусть друзья устанут ждать, |
|
|
номер сообщения: 160-1-12077 |
|
|
|
Григорий приводит стихотворение Пушкина
НОЧЬ
Мой голос для тебя и ласковый и томный
Тревожит позднее молчанье ночи темной.
Близ ложа моего печальная свеча
Горит; мои стихи, сливаясь и журча,
Текут, ручьи любви, текут, полны тобою.
Во тьме твои глаза блистают предо мною,
Мне улыбаются, и звуки слышу я:
Мой друг, мой нежный друг... люблю... твоя... твоя..
и задаёт вопрос
Имхо "Твой голос для меня" смотрелось бы может чуть хуже по звучанию но гораздо естественней по связи, а особенно учитывая последние строки - сделало бы стих много гармоничнее. Но напечатано в 1826 году, т е под присмотром АС, значит ошибка исключена, видимо. Интересно мнение посетителей. |
|
|
номер сообщения: 160-1-12078 |
|
|
|
Мне думается, лирический герой читает девушке стихи. К чему его голос томный, я не знаю, мог бы и обычным голосом читать. Григория конкретно интересует мнение Пиррона (как эксперта в чтении стихов, производстве стихов и их декламации девушкам). |
|
|
номер сообщения: 160-1-12079 |
|
|
|
Будь это не Пушкин, а кто-то другой, я бы согласился с Григорием. Но - авторитет Пушкина настолько велик, что я лично не могу решиться давать ему советы в области словесности |
|
|
номер сообщения: 160-1-12080 |
|
|
|
jenya: Мне думается, лирический герой читает девушке стихи. |
Ну конечно, вы правы. "Мои стихи, сливаясь и журча, текут..." Если бы был "твой голос", получилось бы, что это барышня читает Пушкину его стихи.
Про "томный" здесь. |
|
|
номер сообщения: 160-1-12081 |
|
|
|
Там, на груди её прелестной
Покоя томную главу
это красивая иллюстрация. То есть, Пушкин читал стихи уже второй час, устал! Особенно утомляет так долго читать стихи ласковым голосом. Пиррон мог бы поделиться своим опытом, но стесняется, наверное.
П.С. Григорий тоже благодарит за ссылку на значения слова "томный". |
|
|
номер сообщения: 160-1-12082 |
|
|
|
Это-то верно, что речь идет о чтении стихов - то есть Пушкин это и имеет в виду. Но это могут быть два разных события - сначала он услышал ее голос, потом начал читать ей стихи. Специально упоминать, что при этом зазвучал уже его голос, не обязательно - это видно по описанию этого чтения. То есть вариант Григория не делает текст бессмысленным. |
|
|
номер сообщения: 160-1-12083 |
|
|
|
jenya: Там, на груди её прелестной
Покоя томную главу
это красивая иллюстрация. То есть, Пушкин читал стихи уже второй час, устал! Особенно утомляет так долго читать стихи ласковым голосом. Пиррон мог бы поделиться своим опытом, но стесняется, наверное.
П.С. Григорий тоже благодарит за ссылку на значения слова "томный". |
Я всегда читал стихи великолепно - монотонным, лишенным всякого выражения голосом, не вкладывая в чтение ни капли страсти, глядя задумчиво куда-то вдаль. |
|
|
номер сообщения: 160-1-12084 |
|
|
|
номер сообщения: 160-1-12085 |
|
|
|
После этой песни Хворостовский поет еще одну песню из застольного репертуара моего деда - "Гори, гори моя звезда..." Дед пел ее с большим чувством, печально и страстно. Но Хворостовский поет лучше. Гораздо, гораздо лучше. |
|
|
номер сообщения: 160-1-12086 |
|
|
|
Владимир Маяковский
Было — есть
Все хочу обнять,
да не хватит пыла, —
куда
ни вздумаешь
глазом повесть,
везде вспоминаешь
то, что было,
и то,
что есть.
От издевки
от царёвой
глаз
России
был зарёван.
Мы
прогнали государя,
по шеям
слегка
ударя.
И идет по свету,
и гудит по свету,
что есть
страна,
а начальствов нету.
Что народ
трудовой
на земле
на этой
правит сам собой
сквозь свои советы.
Полицейским вынянчен
старый строй,
а нынче —
описать аж
не с кого
рожу полицейского.
Где мат
гудел,
где свисток сипел,
теперь —
развежливая
«снегирей» манера.
Мы —
милиционеры.
Баки паклей,
глазки колки,
чин
чиновной рати.
Был он
хоть и в треуголке,
но дурак
в квадрате.
И в быт
в новенький
лезут
чиновники.
Номерам
не век низаться,
и не век
бумажный гнет!
Гонит
их
организация,
гнет НОТ.
Ложилась
тень
на все века
от паука-крестовика.
А где
сегодня
чиновники вер?
Ни чиновников,
ни молелен.
Дети играют,
цветет сквер,
а посредине —
Ленин.
Кровь
крестьян
кулак лакал,
нынче
сдох от скуки ж,
и теперь
из кулака
стал он
просто — кукиш.
Девки
и парни,
помните о барине?
Убежал
помещик,
раскидавши вещи.
Наши теперь
яровые и озимь.
Сшито
село
на другой фасон.
Идет коллективом,
гудит колхозом,
плюет
на кобылу
пылкий фордзон.
Ну,
а где же фабрикант?
Унесла
времен река.
Лишь
когда
на шарж заглянете,
вспомните
о фабриканте.
А фабрика
по-новому
железа ва́рит.
Потеет директор,
гудит завком.
Свободный рабочий
льет товары
в котел республики
полным совком. |
|
|
номер сообщения: 160-1-12087 |
|
|
|
Интересно, как время превратило эти славословия Маяковского в какое-о издевательство над замечательным поэтом, им же самим сочиненное. |
|
|
номер сообщения: 160-1-12088 |
|
|
|
Pirron: ...Но Хворостовский поет лучше. Гораздо, гораздо лучше. |
Исполнитель, способный пропеть "тихого голоса звуки ловимые" и вообще не слышать исполняемого им текста, в моих глазах не существует.
Притом что это стихотворение лучшее у Тургенева, и один из лучших романсных текстов вообще (хотя и не писалось как романс).
Кстати: чуть ли не все певцы перевирают финал: "Глядя задумчиво в небо высокое” – а ведь у Тургенева изумительный звуковой повтор, закольцовывающий последний дистих: “СлуШАЯ РОПОт КОлес непрестанный, / Глядя задумчиво в небо ШИРОКОе”. |
|
|
номер сообщения: 160-1-12089 |
|
|
|
Конкретно это стихотворение Маяковского в первую очередь анекдотически бездарно, вне зависимости от содержания. Вроде "Зарева" Пастернака.
С поэтами тоже случаются провалы ниже плинтуса, как и с шахматистами, даже великими. А так-то самые гнусные вещи можно писать талантливо. Например, "Мне по душе строптивый норов" того же Пастернака. |
|
|
номер сообщения: 160-1-12090 |
|
|
|
Может Маяковский прекрасно сознавал все "достоинства" этого стиха и сделал его таким специально? Для кого и для чего он это написал. Видимо, в другой форме цель не была бы достигнута.
Вот цитата из его статьи "Как делать стихи?".
По-моему, стихи «Выхожу один я на дорогу…» — это агитация за то, чтобы девушки гуляли с поэтами. Одному, видите ли, скучно. Эх, дать бы такой силы стих, зовущий объединяться в кооперативы! |
Звучит ужасно, но таково было время.
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 160-1-12091 |
|
|
|
Да, стихотворение, конечно, интересно только как курьез, а так-то тут пробы негде ставить.. |
|
|
номер сообщения: 160-1-12092 |
|
|
|
А вы представьте себя на месте полуграмотного крестьянина, который по слогам читает про кулака, который стал просто кукишем.
зы: кстати, я тоже против Волги и за звездные осколки.)
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 160-1-12093 |
|
|
|
Написано к десятилетию Великой Октябрьской социалистической революции. Газета "Труд", М., 1927.
(Маяковский В.В. Собрание сочинений в 13 томах. Том 8 - 1958, с. 437) |
|
|
номер сообщения: 160-1-12094 |
|
|
|
И финал удачный. "Полным совком" выделено так, что невозможно его не заметить. Венчает всю феерию. |
|
|
номер сообщения: 160-1-12095 |
|
|
|
Эх, не успел про "полный совок" написать первым.
__________________________
Audiatur et altera pars |
|
|
номер сообщения: 160-1-12096 |
|
|
|
Мандельштам
* * *
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.
Как журавлиный клин в чужие рубежи,-
На головах царей божественная пена,-
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?
И море, и Гомер - всё движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,
И море черное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подходит к изголовью.
На днях пришло в голову добить Илиаду. Я ее раза три начинал и ломался как раз на перечне кораблей. Осип, хотя бы, до середины добрался, я же прекращал борьбу на одной трети.
А тут, даже не знаю почему, очень хорошо пошло. Гекзаметр Гнедича не режет слух, получаю удовольствие. Уже Гектор замочил Патрокла, скоро конец.
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 160-1-12097 |
|
|
|
Vova17: Звучит ужасно, но таково было время. |
На время всё валить не стоит. Далеко не все поэты и непоэты, проживавшие в СССР в 1926 году, так вот выпрыгивали из штанов. Не все даже из тех, кого печатали.
Цитата из Шварца про первого ученика затаскана, но что ж поделаешь, коли вечно актуальна.
На "не мы такие, а жизнь такая" следует отвечать: "Нет, суки, это жизнь такая, потому что вы такие". |
|
|
номер сообщения: 160-1-12098 |
|
|
|
Маяковский, думаю, был искренен, а вот Ахматова и другие хорошие поэты, которые славословили Сталина, сомневаюсь. |
|
|
номер сообщения: 160-1-12099 |
|
|
|
И Маяковский, и Пастернак были совершенно искренни. Ну, такого рода искренность гораздо хуже, чем цинизм. Циник, по крайней мере, внутри себя знает, где добро, а где зло.
Ахматова соответствующие стихи выдавила из себя с ножом у горла и арестованным сыном в заложниках, чего всю жизнь стыдилась (хотя тут стыдиться нечего), вплоть до того, что заклеивала их в сборнике 1958 года, прежде чем дарить. А вот Пастернак искренен, он умел умиляться хоть собственному инфаркту, хоть страшной войне, хоть чему. Поистине гений поступка самообмана
Когда вышли те самые стихи Ахматовой, он писал в частном письме:
Вы, наверное, уже видели в «Огоньке» стихи Ахматовой или слышали об их напечатаньи, - писал он 6 апреля 1950 года - Помните, я показывал Вам давно часть их, причем не лучшую. Те, которых я не знал и которыми она дополнила, виденные, - самые лучшие. |
Это именно про те стихи, которые Ахматова считала своим вечным позором (опять же, проявляя вообще-то несвойственную ей чрезмерную суровость к себе, нет никакого позора в том, чтобы в такой ситуации поцеловать злодею ручку). А он, значит, решил, что она это тоже искренне!
И дальше, с суровым достоинством:
Но то, что произнесла она, я сказал уже двадцать лет тому назад, и один из первых, когда голоса звучали реже и в более единственном числе. Таких вещей не повторяют по нескольку раз, они что-либо значат, или ничего не значат, и в последнем случае никакое повторение не может поправить дело.
|
Вот это позор, да. |
|
|
номер сообщения: 160-1-12100 |
|
|
|
А Вертинский, Твардовский, Высоцкий? Там список в сотни фамилий. |
|
|
номер сообщения: 160-1-12101 |
|
|
|
Eagle_2: А Вертинский, Твардовский, Высоцкий? Там список в сотни фамилий. |
Где «там»? |
|
|
номер сообщения: 160-1-12102 |
|
|
|
В чистилище?
__________________________
Audiatur et altera pars |
|
|
номер сообщения: 160-1-12103 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Copyright chesspro.ru 2004-2024 гг. |
|
|
|