|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— Не шумите!
— А разве мы шумели?
Ну Андрюша стучал еле-еле
Молотком по железной трубе,
Я тихонько играл на губе.
Восемь пятых размер соблюдая,
Таня хлопала дверью сарая.
Саша камнем водил по стеклу,
Коля бил по кастрюле в углу
Кирпичом. Но негромко и редко.
«Не шумите!» — сказала соседка.
А никто и не думал шуметь.
Вася пел, ведь нельзя же не петь!
А что голос у Васьки скрипучий,
Так за то мы и сгрудились кучей
Кто стучал, кто гремел, кто гудел,
Чтобы он не смущался и пел.
А. Кушнер. |
|
|
номер сообщения: 160-1-12014 |
|
|
|
Pirron: Да, об Августине и Фоме я как-то позабыл - или не обратил внимание на год, когда и до них дошел черед. Их историческое значение огромно, и Ясперс в своих историко-философских трудах причисляет Августина к величайшим реформаторам философии, а Фому - к величайшим систематизаторам.. Тем не менее у меня они, видимо, ассоциируются в большей мере с богословием, чем с философией.. Я лично не нашел у Фомы ничего, кроме прекрасно приспособленного к нуждам христианства Аристотеля, а у Августина - интересного предвосхищения декартовского "когито эрго сум". Интересного главным образом тем, что в ином историческом контексте оно не имело ни того смысла, ни того значения для философии, какое приобрело у Декарта. Но на самом деле это даже с моей собственной точки зрения - слишком узкое и крайне субъективное восприятие их трудов. Августин мне не понравился чрезмерной напыщенностью и цветастостью своей риторики, а Фома, наоборот, сухостью своих обстоятельных и подробных рассуждений - и это помешало мне составить о них менее субъективное представление. |
"О Граде Божием" Августина теперь изучают у нас в курсе "Философия истории". |
|
|
номер сообщения: 160-1-12015 |
|
|
|
Моя любимая цитата из ангельского доктора:
Блаженные в Царствии небесном узрят наказания осуждённых, дабы блаженство их более услаждало их. |
А это уже из Авгуcтина:
Ещё есть и другие зрелища, тот последний и вечный день суда, тот неожиданный для насмехающихся над ним язычников день, когда вся эта ветошь мира и её порождения будут сожжены одним огнём. Какое захватывающее зрелище! Вот чему я буду удивляться! Вот чему смеяться! Там я возрадуюсь! Там приду в восторг, видя, сколько царей, о которых возвещалось, что они были взяты на небо, и которые будут стонать в кромешном мраке вкупе со своим Юпитером! Увижу также наместников провинций, гонителей имени Господня, жарящихся на огне более свирепом, чем тот, на котором сжигали христиан! Увижу и мудрецов-философов, подрумяниваемых на огне вместе с их учениками, которых они учили, что нет Бога, что души не существуют и не возвращаются в свои прежние тела! Увижу ещё и поэтов, трепещущих не перед судом Радаманта и Миноса, но перед неожиданным трибуналом Христа! Тогда можно будет послушать и трагиков, которые будут кричать громче, чем на сцене, вопя о собственном страдании; можно будет узнать и скоморохов, подстёгиваемых огнём; тогда увидим и возницу, раскрасневшегося в пламенном колесе; не ускользнут от взора и атлеты-ксистики, мечущиеся не в гимнастических залах, а в огне... Какой же претор или консул, или квестор, или жрец в силах доставить тебе такие зрелища, такой восторг? А мы вот, одною верою, можем уже и ныне представить себе всё это в духе и воображении. Впрочем, это вещи, которые не видел ещё ни один глаз, не слышало ни одно ухо, не помышляло ни одно сердце человеческое. Думаю, это приятнее того, что можно лицезреть в цирке, в двух амфитеатрах и на всём ристалище! |
|
|
|
номер сообщения: 160-1-12016 |
|
|
|
Толкование этого места лучше всего продолжать в окрестностях монастыря кармелиток. |
|
|
номер сообщения: 160-1-12017 |
|
|
|
Evgeny Gleizerov
Жалеть их надо, жалеть.
А не ликовать, глядя на их страдания на костре. Даже если нет никаких сомнений в том, что они эти страдания заслуживают. |
|
|
номер сообщения: 160-1-12018 |
|
|
|
Вы это мне? |
|
|
номер сообщения: 160-1-12019 |
|
|
|
Августин, все-таки, человек и ничто человеческое ему не чуждо.)
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 160-1-12020 |
|
|
|
Да это-то всего лишь своего рода мастурбация, а вот у кое-каких новейших святых теория с практикой не расходится.
the nun's approach to caring for the sick was to glorify human suffering instead of relieving it. |
Mother Teresa believed the sick must suffer like Christ on the cross, they suggest.
"There is something beautiful in seeing the poor accept their lot, to suffer it like Christ's Passion. The world gains much from their suffering," the journalist Christopher Hitchens reported her as saying.
|
Ну да, и анальгетики запрещала. Ибо Бог терпел и нам велел. |
|
|
номер сообщения: 160-1-12021 |
|
|
|
Vova17: Августин, все-таки, человек и ничто человеческое ему не чуждо.) |
Все-таки многовато в нем было человеческого, слишком человеческого. |
|
|
номер сообщения: 160-1-12022 |
|
|
|
Георгий Иванов
В тринадцатом году, ещё не понимая,
Что будет с нами, что нас ждёт,-
Шампанского бокалы подымая,
Мы весело встречали — Новый Год.
Как мы состарились! Проходят годы,
Проходят годы — их не замечаем мы…
Но этот воздух смерти и свободы,
И розы, и вино, и счастье той зимы
Никто не позабыл, о, я уверен…
Должно быть, сквозь свинцовый мрак,
На мир, что навсегда потерян,
Глаза умерших смотрят так. |
|
|
номер сообщения: 160-1-12023 |
|
|
|
BillyBones: Толкование этого места лучше всего продолжать в окрестностях монастыря кармелиток. |
Это ошибка переводчика, на самом деле монастырь был мужской.
Вот это место сейчас. |
|
|
номер сообщения: 160-1-12024 |
|
|
|
Ещё про Новый Год из Георгия Владимировича. Вспоминается всё чаще.
Замело тебя, счастье, снегами,
Унесло на столетья назад,
Затоптало тебя сапогами
Отступающих в вечность солдат.
Только в сумраке Нового Года
Белой музыки бьется крыло:
— Я надежда, я жизнь, я свобода.
Но снегами меня замело. |
|
|
номер сообщения: 160-1-12025 |
|
|
|
Последнее четверостишие мог бы написать Окуджава. Надежда, белою рукою. |
|
|
номер сообщения: 160-1-12026 |
|
|
|
С разных сторон истории и железного занавеса - и, по существу, об одном и том же.
Г. Иванов
Мы не молоды. Но и не стары.
Мы не мертвые. И не живые.
Вот мы слушаем рокот гитары
И романса слова роковые.
О беспамятном счастье цыганском,
Об угарной любви и разлуке,
И, как вызов, бокалы с шампанским
Подымают дрожащие руки.
За бессмыслицу! За неудачи!
За потерю всего дорогого!
И за то, что могло быть иначе,
И за то, что не надо другого!
Б. Слуцкий
Куфаечка на голом теле.
Цигарочки ленивый дым.
— А вы еще чего хотели?
— А мы другого не хотим.
Итак, куфайка да цигарка,
и не остра, скорей пестра,
идет беседа у костра,
и жить — не жарко и не парко,
и жить не шатко и не валко
на самой нашей из планет.
И прошлого не очень жалко,
и пред грядущим страха нет. |
|
|
номер сообщения: 160-1-12027 |
|
|
|
За бессмыслицу! За неудачи!
За потерю всего дорогого! |
За то, что мир жесток и груб,
За то, что Бог не спас. |
|
|
номер сообщения: 160-1-12028 |
|
|
|
Это, по-моему, немного о другом. У Иванова и Слуцкого стоицизм в духе Марка Аврелия, у Ахматовой - женская обида. |
|
|
номер сообщения: 160-1-12029 |
|
|
|
Evgeny Gleizerov: Моя любимая цитата из ангельского доктора:
Блаженные в Царствии небесном узрят наказания осуждённых, дабы блаженство их более услаждало их. |
А это уже из Авгуcтина: |
Я бы не прочь, чтобы идеологи говорили о радостях лицезрения только загробных мучений. А то ведь даже сейчас есть у нас такие - вполне мейнстримные, - которые учат: "Убивать, убивать, убивать".
У Августина, а равно и у Фомы, можно найти и другое, напр.
Больше доблести в том, чтобы словами убивать войны, чем железом — людей. (Августин) |
|
|
|
номер сообщения: 160-1-12030 |
|
|
|
Вы же понимаете, что это вырвано из контекста (как представляется, сугубо практического и конкретного, хотя письмо комиту Дарию такое короткое, что толком не поймёшь, о чём это). "Справедливые" войны (например, против еретиков ) Августин всячески одобрял и даже считал их священным долгом правителя. Ну, немного вы найдёте войн, которые все их участники не считали бы - со своей стороны, конечно - справедливыми.
nict46: Я бы не прочь, чтобы идеологи говорили о радостях лицезрения только загробных мучений. |
Да где ж вы возьмёте таких разборчивых... |
|
|
номер сообщения: 160-1-12031 |
|
|
|
Evgeny Gleizerov: Вы это мне? |
Вам |
|
|
номер сообщения: 160-1-12032 |
|
|
|
А я думал, Фоме с Августином. Но они уже умерли |
|
|
номер сообщения: 160-1-12033 |
|
|
|
Иван Бунин
Настанет день — исчезну я,
А в этой комнате пустой
Все то же будет: стол, скамья
Да образ, древний и простой.
И так же будет залетать
Цветная бабочка в шелку,
Порхать, шуршать и трепетать
По голубому потолку.
И так же будет неба дно
Смотреть в открытое окно
и море ровной синевой
манить в простор пустынный свой. |
|
|
номер сообщения: 160-1-12034 |
|
|
|
Бродский на это ориентировался, когда разрабатывал тему "мира без меня". Скажем
Я пишу эти строки, сидя на белом стуле
под открытым небом, зимой, в одном
пиджаке, поддав, раздвигая скулы
фразами на родном.
Стынет кофе. Плещет лагуна, сотней
мелких бликов тусклый зрачок казня
за стремленье запомнить пейзаж, способный
обойтись без меня.
или
Зелень лавра, доходящая до дрожи.
Дверь распахнутая, пыльное оконце,
стул покинутый, оставленное ложе.
Ткань, впитавшая полуденное солнце.
Понт шумит за черной изгородью пиний.
Чье-то судно с ветром борется у мыса.
На рассохшейся скамейке – Старший Плиний.
Дрозд щебечет в шевелюре кипариса. |
|
|
номер сообщения: 160-1-12035 |
|
|
|
А Набоков, понятное дело, заметил в этом стихотворении в первую очередь бабочку. |
|
|
номер сообщения: 160-1-12036 |
|
|
|
Pirron: А Набоков, понятное дело, заметил в этом стихотворении в первую очередь бабочку. |
Как говорил Набоков, есчё ба! |
|
|
номер сообщения: 160-1-12037 |
|
|
|
А хорошо он читает - звучно, с чувством. Я даже не смог воспринять с первого раза текст - заслушался его... ну, не совсем речитативом - но чем-то похожим на речитатив. Часто стихотворцы, пытаясь придать стиху побольше мелодичности, превращают чтение в какое-то неприятное завывание - и тогда текст трудно воспринять уже потому, что хочется заткнуть уши.Но Набокову удается такого эффекта избежать - чувство меры ему и в декламации не изменяет. |
|
|
номер сообщения: 160-1-12038 |
|
|
|
Иван Бунин
Осень
Осень. Чащи леса.
Мох сухих болот.
Озеро белесо.
Бледен небосвод.
Отцвели кувшинки,
И шафран отцвел.
Выбиты тропинки,
Лес и пуст, и гол.
Только ты красива,
Хоть давно суха,
В кочках у залива
Старая ольха.
Женственно глядишься
В воду в полусне –
И засеребришься
Прежде всех к весне. |
|
|
номер сообщения: 160-1-12039 |
|
|
|
Если уж такая тема, то вот Семен Кирсанов.
***
День еще не самый длинный,
длинный день в году,
как кувшин
из белой глины,
свет стоит в саду.
А в кувшин
из белой глины
вставлена сирень
в день еще не самый длинный,
длинный
летний
день.
На реке
поют сирены,
и весь день в саду
держит лиру
куст сирени,
как Орфей в аду.
Ад заслушался,
он замер,
ад присел на пень,
спит
с открытыми глазами
Эвридики тень.
День кончается не скоро,
вьется рой в саду
с комариной
Терпсихорой,
как балет на льду.
А в кувшин
из белой глины
сыплется сирень
в день еще не самый длинный,
длинный
летний
день.
***
Смерти больше нет.
Смерти больше нет.
Больше нет.
Больше нет.
Нет. Нет.
Нет.
Смерти больше нет.
Есть рассветный воздух.
Узкая заря.
Есть роса на розах.
Струйки янтаря
на коре сосновой.
Камень на песке.
Есть начало новой
клетки в лепестке.
Смерти больше нет.
Смерти больше нет.
Будет жарким полдень,
сено — чтоб уснуть.
Солнцем будет пройден
половинный путь.
Будет из волокон
скручен узелок,-
лопнет белый кокон,
вспыхнет василек.
Смерти больше нет.
Смерти больше нет!
Родился кузнечик
пять минут назад —
странный человечек,
зелен и носат:
У него, как зуммер,
песенка своя,
оттого что я
пять минут как умер…
Смерти больше нет!
Смерти больше нет!
Больше нет!
Нет! |
|
|
номер сообщения: 160-1-12040 |
|
|
|
номер сообщения: 160-1-12041 |
|
|
|
«Смерть не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти ещё нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет».
Эпикур воистину велик. |
|
|
номер сообщения: 160-1-12042 |
|
|
|
Предчувствиям не верю, и примет
Я не боюсь. Ни клеветы, ни яда
Я не бегу. На свете смерти нет:
Бессмертны все. Бессмертно всё. Не надо
Бояться смерти ни в семнадцать лет,
Ни в семьдесят. Есть только явь и свет,
Ни тьмы, ни смерти нет на этом свете.
Мы все уже на берегу морском,
И я из тех, кто выбирает сети,
Когда идет бессмертье косяком.
Арсений Тарковский, 1965. |
|
|
номер сообщения: 160-1-12043 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Copyright chesspro.ru 2004-2024 гг. |
|
|
|