|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Думаю, он ушёл перечитывать "Утиную охоту". |
|
|
номер сообщения: 160-1-11980 |
|
|
|
Пьеса конечно антисоветская, но никто этого конечно не признавал.
__________________________
Audiatur et altera pars |
|
|
номер сообщения: 160-1-11981 |
|
|
|
Ю.А. тоже однажды сдавала экзамен - нечто про марксистско-ленинскую этику или эстетику. Принимала аспирантка. Ю.А. в частности заклеймила декаденство. - А что, разве декаденство это так плохо, - неожиданно спросила аспирантка. - Боже мой, подумала Ю.А., - и как же это тебя, такую лапочку, занесло на кафедру марксизма-ленинизма. И вслух решительно осудила вычурность и жеманство авторов, не хуже Пиррона. Аспирантка замолчала и поставила зачёт. |
|
|
номер сообщения: 160-1-11982 |
|
|
|
Я пережил смену парадигмы где-то на рубеже 80-х и 90-х.
Ещё вчера мы сдавали научный коммунизм.
А сегодня сказали всё это забыть, как страшный сон, и углубиться в проблемы философии науки, Поппер там всякий, понимаешь, и Фейерабенд.
__________________________
Audiatur et altera pars |
|
|
номер сообщения: 160-1-11983 |
|
|
|
jenya: Ю.А. тоже однажды сдавала экзамен - нечто про марксистско-ленинскую этику или эстетику. Принимала аспирантка. Ю.А. в частности заклеймила декаденство. - А что, разве декаденство это так плохо, - неожиданно спросила аспирантка. - Боже мой, подумала Ю.А., - и как же это тебя, такую лапочку, занесло на кафедру марксизма-ленинизма. И вслух решительно осудила вычурность и жеманство авторов, не хуже Пиррона. Аспирантка замолчала и поставила зачёт. |
В том, что эта аспирантка была человеком вполне вменяемым, нет ничего удивительного: она ведь на факультете философии изучала не только Маркса, Энгельса и Ленина. В любом случае ей пришлось прочитать труды и многих других философов, и в процессе этого чтения у нее, вероятно, возникло много всяких мыслей, не совсем уместных на кафедре марксизма-ленинизма. Да и сами Маркс и Энгельс - едва ли они могли полностью уместиться в прокрустовом ложе вузовских учебников по диамату и истмату. Но где она могла стать аспиранткой, если не на кафедре марксизма-ленинизма? В том вузе, где я сдавал зачет по совлиту, преподаватель марксизма-ленинизма тоже был человеком очень даже вменяемым. Сам он в окончательных выводах никогда от учебника не отступал, но незаметно поощрял студентов к такого рода отступлениям - в пределах безопасного, конечно. И все "правильные" ответы всегда выслушивал с этакой веселой иронией, хотя и признавал в итоге, что это - правильный ответ, достойный пятерки на экзамене. |
|
|
номер сообщения: 160-1-11984 |
|
|
|
На кафедру марксизма-ленинизма шли не для того, чтобы читать философов. Люди делали карьеру. Возможно та девушка была счастливым исключением, по Жванецкому. |
|
|
номер сообщения: 160-1-11985 |
|
|
|
Нет, Женя, вы недооцениваете советскую систему преподавания философии. У моего покойного дяди оказались дома книги из серии "Библиотека философа" или что-то вроде этого. Изданы все в Советском Союзе, еще до новых революционных веяний.. Там никто не забыт, кроме Ницше и Шопенгауэра. Ну, и тех западных мыслителей, которые в двадцатом веке не стали марксистами, то есть выбрали по определению какой-то окольный извилистый путь. И у каждой книги есть предисловие страниц на шестьдесят, где философия данного мыслителя описана подробно и обстоятельно, то есть написано предисловие именно специалистом по этому конкретному философу - даже если это какой-нибудь Боэций, марксизму-ленинизму совершенно чуждый. Но далеко не каждый мог по окончании университета сразу стать где-нибудь таким специалистом - большинство студентов волей-неволей оказывалось на кафедре марксизма-ленинизма. Кто-то исключительно ради карьеры, но многие просто потому, что не в сантехники же им идти. Их никто и не взял бы в сантехники - кто доверит такое дело выпускнику философского факультета? |
|
|
номер сообщения: 160-1-11986 |
|
|
|
У нас марксистко-ленинскую философию по случаю перестройки спешно заменили на "Историю философии". Не помню, были ли лекции; если да, то я не был ни на одной. Семинары у нас преподавала тоже какая-то аспирантка. Она нам весь семестр рассказывала всё, что знала, от пирронов до наших дней, вопросов не задавала, а просто поставила всем зачёт.
Вообще, кафедра была в глубоком нокдауне. |
|
|
номер сообщения: 160-1-11987 |
|
|
|
jenya: Ю.А. тоже однажды сдавала экзамен - нечто про марксистско-ленинскую этику или эстетику. Принимала аспирантка. Ю.А. в частности заклеймила декаденство. - А что, разве декаденство это так плохо, - неожиданно спросила аспирантка. - Боже мой, подумала Ю.А., - и как же это тебя, такую лапочку, занесло на кафедру марксизма-ленинизма. И вслух решительно осудила вычурность и жеманство авторов, не хуже Пиррона. Аспирантка замолчала и поставила зачёт. |
У нас только было начали читать марксистско-ленинскую эстетику (этика - это про другое), как студенты узнали, что по ней не будет зачета и перестали ходить на лекции. В результате её убрали из расписания.
Что касается философии, то многих, конечно, раздражает истмат с его марксистской пятичленкой и соответствующими практическими выводами. К диамату меньше претензий, потому что он основан на вполне солидной базе философии Гегеля и Фейербаха.
Я прочитал довольно много современных философов и удивился, что многие из них оказалось под сильным воздействием марксизма и продолжали употреблять марксистскую терминологию, даже когда полностью отошли от него. А им не надо было делать карьеру, как нашим философам. |
|
|
номер сообщения: 160-1-11988 |
|
|
|
Крым. Скалы. Море. Коктебель.
С болонкой скачет спаниель.
А я на склоне, там, где ель
Вкушаю с пани эль.
Твоя - Венера среди псин
Моя - как сладкий апельсин
Как кокаин, амфетамин
Кобель же я, кобель. |
|
|
номер сообщения: 160-1-11989 |
|
|
|
Сокращение стиха передает негу и лень :)) |
|
|
номер сообщения: 160-1-11991 |
|
|
|
С появлением второго катрена всё встало на свои места) |
|
|
номер сообщения: 160-1-11992 |
|
|
|
Pirron: dimarko: Марк Сергеев впервые опубликовал "Утиную охоту" в журнале, которым заведовал. Если верить вики, в обход цензора, который как раз отвалился в отпуск
ПыСы. Есть нестыковочки. Вроде бы редактором Сергеев был только до 67го, так что, вероятно, кто-то перепутал с прямым углом |
Я когда-то сдавал зачет по советской литературе, и экзаменатор предложил мне выбрать самому из списка произведение, о котором я буду ему рассказывать. Я выбрал "Жажду" Слуцкиса: эту книгу подарил моему отцу его друг из Вильнюса, и я ее в школьные годы с интересом прочитал. Но экзаменатор повел себя некорректно: нет, сказал он, любое произведение, кроме "Жажды" Слуцкиса. Я просмотрел еще раз весь список, и увидел еще одно знакомое название - "Утиная охота". Правда, пьесы этой я тогда не читал и спектакля по ней не видел. Я читал только рецензию на пьесу, автор которой откровенно подражал Вампилову - даже имя главного героя придумал похожее, чтобы каждый понял, кому он подражает. Вооруженный этими знаиями, я начал рассказывать - но экзаменатор меня перебил и предложил доказать, что "Утиная охота" - не антисоветская пьеса. На что я ответил, что это пьеса, конечно, антисоветская. Этот ответ, как я и рассчитывал, смутил и сбил его с толку. Он заявил, что какая-то "сцена с копейкой" доказывает, что это - не антисоветская пьеса. Но я стоял на своем: нет, как раз эта-то "сцена с копейкой" и доказывает наилучшим образом, что это - антисоветская пьеса. Экзаменатор стал как-то тревожно озираться, некоторое время помолчал, потом поставил мне зачет и отпустил с миром. Очевидно, встречаться со мной еще раз он по какой-то причине не захотел. |
На лекции по истории советской литературы преподаватель выдал нам следующую фразу: "И Горький поехал за границу на лечение, так сказать". Эти "так сказать" появлялись время от времени и в лекциях других преподавателей.
Этот же преподаватель принимал у меня устный экзамен по русскому языку и литературе.
- А кто придумал термин "социалистический реализм"? - спросил он.
- Не знаю.
- Сталин.
Об этом в учебнике "Советская литература" для 10-го класса не писали. |
|
|
номер сообщения: 160-1-11994 |
|
|
|
Максимилиан Волошин
Коктебель
Как в раковине малой — Океана
Великое дыхание гудит,
Как плоть её мерцает и горит
Отливами и серебром тумана,
А выгибы её повторены
В движении и завитке волны, —
Так вся душа моя в твоих заливах,
О, Киммери́и тёмная страна,
Заключена и преображена.
С тех пор как отроком у молчаливых
Торжественно-пустынных берегов
Очнулся я — душа моя разъялась,
И мысль росла, лепилась и ваялась
По складкам гор, по выгибам холмов.
Огнь древних недр и дождевая влага
Двойным резцом ваяли облик твой, —
И сих холмов однообразный строй,
И напряжённый пафос Карадага,
Сосредоточенность и теснота
Зубчатых скал, а рядом широта
Степных равнин и мреющие дали
Стиху — разбег, а мысли — меру дали.
Моей мечтой с тех пор напоены
Предгорий героические сны
И Коктебеля каменная грива;
Его полынь хмельна моей тоской,
Мой стих поёт в волнах его прилива,
И на скале, замкнувшей зыбь залива,
Судьбой и ветрами изваян профиль мой. |
|
|
номер сообщения: 160-1-11995 |
|
|
|
Pirron: Нет, Женя, вы недооцениваете советскую систему преподавания философии. У моего покойного дяди оказались дома книги из серии "Библиотека философа" или что-то вроде этого. Изданы все в Советском Союзе, еще до новых революционных веяний.. Там никто не забыт, кроме Ницше и Шопенгауэра. Ну, и тех западных мыслителей, которые в двадцатом веке не стали марксистами, то есть выбрали по определению какой-то окольный извилистый путь. И у каждой книги есть предисловие страниц на шестьдесят, где философия данного мыслителя описана подробно и обстоятельно, то есть написано предисловие именно специалистом по этому конкретному философу - даже если это какой-нибудь Боэций, марксизму-ленинизму совершенно чуждый. Но далеко не каждый мог по окончании университета сразу стать где-нибудь таким специалистом - большинство студентов волей-неволей оказывалось на кафедре марксизма-ленинизма. Кто-то исключительно ради карьеры, но многие просто потому, что не в сантехники же им идти. Их никто и не взял бы в сантехники - кто доверит такое дело выпускнику философского факультета? |
Эта серия называется "Философское наследие" (у меня есть почти все книги из неё).
"Утешение Философией и другие трактаты" Боэция появились в 1990 г. в другой серии - "Памятники философской мысли" (этих книг у меня поменьше, Боэций есть) |
|
|
номер сообщения: 160-1-11996 |
|
|
|
Одно из самых инфернальных стихотворений.
Максимилиан Волошин
Голова madame de lamballe
Это гибкое, страстное тело
Растоптала ногами толпа мне,
И над ним надругалась, раздела…
И на тело
Не смела
Взглянуть я…
Но меня отрубили от тела,
Бросив лоскутья
Воспаленного мяса на камне…
И парижская голь
Унесла меня в уличной давке,
Кто-то пил в кабаке алкоголь,
Меня бросив на мокром прилавке..
Куафёр меня поднял с земли,
Расчесал мои светлые кудри,
Нарумянил он щеки мои,
И напудрил…
И тогда, вся избита, изранена
Грязной рукой,
Как на бал завита, нарумянена,
Я на пике взвилась над толпой
Хмельным тирсом…
Неслась вакханалия.
Пел в священном безумьи народ…
И, казалось, на бале в Версале я —
Плавный танец кружит и несет…
Точно пламя гудели напевы.
И тюремною узкою лестницей
В башню Тампля к окну Королевы
Поднялась я народною вестницей.
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 160-1-11997 |
|
|
|
На удивление много чего народ помнит из преподавания философских и около философских дисциплин. У меня все как-то затерлось. Помню на одном из семинаров после моей отсебятины (не был готов к теме), преподаватель меня заклеймил неомальтузианцем. Это звание, как титул, долго носил с гордостью.)
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 160-1-11998 |
|
|
|
Поздравляю вас, неомальтузианство нынче - самый что ни на есть мейнстрим. Грета Тунберг одобряэ |
|
|
номер сообщения: 160-1-11999 |
|
|
|
Evgeny Gleizerov: Поздравляю вас, неомальтузианство нынче - самый что ни на есть мейнстрим. Грета Тунберг одобряэ |
Увы... В свое оправдание могу сказать только, что в те времена никому и в голову не могло прийти, что неомальтузианство станет передовой повесткой дня. Все представлялось забавной интеллектуальной игрой.
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 160-1-12002 |
|
|
|
Pirron:
Максимилиан Волошин
...
И Коктебеля каменная грива;
Его полынь хмельна моей тоской,
Мой стих поёт в волнах его прилива,
И на скале, замкнувшей зыбь залива,
Судьбой и ветрами изваян профиль мой. |
Красиво! Хотя может несколько тяжеловестно. |
|
|
номер сообщения: 160-1-12003 |
|
|
|
Vova17: На удивление много чего народ помнит из преподавания философских и около философских дисциплин. У меня все как-то затерлось. Помню на одном из семинаров после моей отсебятины (не был готов к теме), преподаватель меня заклеймил неомальтузианцем. Это звание, как титул, долго носил с гордостью.) |
Дежавю. В детстве (начало 70-х) попалась какая-то детская книга, ни названия, ни автора не помню, а диалог запомнился. Мальчика в пионерском лагере запихнули в художественный кружок (в других мест не было). Он что-то нацарапал, чтобы от него отвязались. Начальница лагеря посмотрела рисунок и сказала: «Абстракционист!», на что последовал ответ: «Да, я с детства абстракционист!». Немая сцена… |
|
|
номер сообщения: 160-1-12004 |
|
|
|
"Весёлая дюжина" В.Г. Машкова |
|
|
номер сообщения: 160-1-12005 |
|
|
|
Eagle_2: "Весёлая дюжина" В.Г. Машкова |
Спасибо. |
|
|
номер сообщения: 160-1-12006 |
|
|
|
Иоганн Готтфрид Гердер
Бабочка
Каким кудесником когда-то
Ты создана из ветерка
И красок яркого заката?
Тебе неведома тоска
Пока цветочная поляна
Покрыта утренней росой,
Заря июльская румяна
И высь сияет синевой.
Тебя природа одарила
Блаженством солнечным сполна.
А ведь и ты была бескрыла
И в тесный склеп заключена.
Пока в плену своем держала
Тебя удушливая мгла,
Ты никогда и не мечтала
О том, что ныне обрела.
Ты над цветком порхаешь плавно,
Мне чудо в будущем суля:
Вдруг, как и ты совсем недавно,
Преобразится вся Земля?
Вдруг сбросит ветхие покровы,
Утонет в ливне золотом?
Вдруг разобьет навек оковы
душа в забвении святом?
В лучах безоблачного лета,
смеясь, закружится она,
из ветра вешнего и света
далеких звезд сотворена. |
|
|
номер сообщения: 160-1-12007 |
|
|
|
Владислав Ходасевич
Во дни громадных потрясений
Душе ясней, сквозь кровь и боль,
Неоцененная дотоль
Вся мудрость малых поучений.
«Доволен малым будь!» Аминь!
Быть может, правды нет мудрее,
Чем та, что вот сижу в тепле я
И дым над трубкой тих и синь.
Глупец глумленьем и плевком
Ответит на мое признанье,
Но высший суд и оправданье —
На дне души, во мне самом.
Да! малое, что здесь, во мне,
И взрывчатей, и драгоценней,
Чем всё величье потрясений
В моей пылающей стране.
И шепчет гордо и невинно
Мне про стихи мои мечта,
Что полновесна и чиста
Их «золотая середина»! |
|
|
номер сообщения: 160-1-12008 |
|
|
|
«Доволен малым будь!» Аминь! |
В точку! Но эта истина умудренного жизнью человека. А так: "С утра садимся мы в телегу и рады голову сломать"...
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 160-1-12009 |
|
|
|
Да, в молодые годы, а временами и в годы зрелые, нам свойственны вот такие примерно настроения
Ханс Дорн
Я все однажды потерял,
Чтоб научиться находить.
Я полюбил громады скал
И в темноте ревущий шквал,
Чтоб штиль безмолвный разлюбить.
Ведь не затем ли мы живем,
Играя с яростным огнем,
Дразня бушующий поток,
Чтоб прокатиться хоть разок
На ветре северном верхом? |
|
|
номер сообщения: 160-1-12010 |
|
|
|
взрывчатей - взрывоопасней ? |
|
|
номер сообщения: 160-1-12011 |
|
|
|
Pirron: Изданы все в Советском Союзе, еще до новых революционных веяний.. Там никто не забыт, кроме Ницше и Шопенгауэра. Ну, и тех западных мыслителей, которые в двадцатом веке не стали марксистами... Боэций, марксизму-ленинизму совершенно чуждый. |
Ну, положим, Боэций только 1990-й, когда СССР лежал на смертном одре.
Августин, если не ошибаюсь, только в 1991-м. Фома Аквинский с 90-х - а это столпы самой что ни есть первой величины.
Другое дело классики, часто упоминавшиеся у Маркса-Энгельса, хотя бы даже страшный идеалист Беркли. |
|
|
номер сообщения: 160-1-12012 |
|
|
|
Да, об Августине и Фоме я как-то позабыл - или не обратил внимание на год, когда и до них дошел черед. Их историческое значение огромно, и Ясперс в своих историко-философских трудах причисляет Августина к величайшим реформаторам философии, а Фому - к величайшим систематизаторам.. Тем не менее у меня они, видимо, ассоциируются в большей мере с богословием, чем с философией.. Я лично не нашел у Фомы ничего, кроме прекрасно приспособленного к нуждам христианства Аристотеля, а у Августина - интересного предвосхищения декартовского "когито эрго сум". Интересного главным образом тем, что в ином историческом контексте оно не имело ни того смысла, ни того значения для философии, какое приобрело у Декарта. Но на самом деле это даже с моей собственной точки зрения - слишком узкое и крайне субъективное восприятие их трудов. Августин мне не понравился чрезмерной напыщенностью и цветастостью своей риторики, а Фома, наоборот, сухостью своих обстоятельных и подробных рассуждений - и это помешало мне составить о них менее субъективное представление. |
|
|
номер сообщения: 160-1-12013 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Copyright chesspro.ru 2004-2024 гг. |
|
|
|