Я. А. Пономарев, доктор психологических наук, профессор, старший научный сотрудник Института психологии Академии наук СССР:
В многочисленных экспериментальных исследованиях выделены и получили подробное описание на примерах решения самых различных задач пять этапов формирования у детей внутреннего плана действия. Дети, находящиеся на втором этапе, решают задачи во «внешнем плане». Поясню. Возьмем шахматную доску и обучим ребенка ходить конем. Поставим перед ним задачу забрать конем с а1 пешку на аЗ. Решить ее ребенок может только при помощи рук, передвигая коня сначала на с2, а затем на аЗ, то есть во внешнем плане. Во внутренний план лишь репродуцируется готовое, уже полученное решение: передвинув фигуры, ребенок может сказать, что он делал, уже не прикасаясь к ним.
Да, показать необходимо, ибо ув.ЛБ показал самый серенький.
1.Kf7 Qb7+ 2.Nc7+ Qd5+ 3.Ne6#
1...Qf3+ 2.Ndf4+ Qd5+ 3.Ne6#
Шахи на шах и защита от шаха матом. Это по-нашему!
__________________________
Спасение там, где опасность.
Матующим ходом конь встает на поле, которое в начальной позиции занято! (собственным королем!)
При решении без доски, по диаграмме, такое действительно легко выпадает из поля зрения.
Вскоре после Октября В. И. Ленин подписал план монументальной пропаганды. Среди тех, кому предусматривалось установить памятники, был назван титан русской музыки Александр Николаевич Скрябин. Действуя в духе ленинского декрета, Советское правительство вынесло постановление о создании на базе московской квартиры, в которой прошли последние три года жизни композитора, по Большому Николопесковскому переулку, ныне улице, носящей имя Евгения Вахтангова, мемориального музея.