|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
номер сообщения: 150-20-29979 |
|
|
|
К БИОГРАФИИ М. И. ЧИГОРИНА
М. С. КОГАН
Архивные материалы дают некоторые новые данные для освещения того периода жизни Чигорина, когда он достиг расцвета своих шахматных сил и выступил в качестве претендента на мировое первенство.
Как известно, Стейниц публично заявил, что Чигорин — единственный из всех шахматистов, кто мог бы оспаривать у него мировое первенство.
Петербургские шахматные круги, естественно, взволновавшиеся столь лестным выбором Стейнина, разослали циркулярное письмо с просьбой способствовать осуществлению матча, так как речь шла о защите „национальной гордости". |
Невский 90 в начале 20 века. С 1931 года и до своей кончины в 1942 году
здесь жил известный историк шахмат М.С.Коган. |
|
|
номер сообщения: 150-20-29986 |
|
|
|
11.09.2022LB: Исполнилось 125 лет со дня рождения историка шахмат Михаила Сауловича Когана (1897 -- 1942)
Дом на Невском 90, где М.С.Коган жил в последний период жизни.
|
|
|
|
номер сообщения: 150-20-29987 |
|
|
|
Шахматный историк. Родился за чертой оседлости. Умер в квартире на Невском во время блокады.
Пробелы в биографии.
Угадывается работа совслужащим, комната в коммуналке и отказ в эвакуации. |
|
|
номер сообщения: 150-20-29988 |
|
|
|
А разве случаев отказа от эвакуации не было? |
|
|
номер сообщения: 150-20-29991 |
|
|
|
Eagle_2: А разве случаев отказа от эвакуации не было? |
Было, конечно. |
|
|
номер сообщения: 150-20-29992 |
|
|
|
1940 |
|
|
номер сообщения: 150-20-29995 |
|
|
|
Главы из книги И. Дьякова, Н. Петровского, П. Рудика
"Психология шахматной игры..."
Москва: 1926
Шахматная игра как интеллектуальное искусство.
До настоящего времени было почти общераспространенным мнение о шахматах, как о явлении исключительно умственного, рационального порядка.
Только за последние годы начало оформляться иное понимание их сущности, вскрывающее в них черты искусства.
Полученные нами результаты экспериментов дают одинаковое основание, чтобы характеризовать шахматы, как признаками знания (интеллекта), так и признаками искусства (творчества, образов). Мы не можем более точно формулировать это соединение, как только положением о том, что шахматы представляют собою интеллектуальное искусство. Их интеллектуалистическая, рациональная природа в яркой форме выявлена общей созерцательною психологией шахматного мастера и присущей ему значительной силою синтетического мышления и представления. Их принадлежность к миру искусства с неменьшей яркостью засвидетельствована не только необъятными творческими перспективами, раскрытыми перед всяким игроком, но и интуитивными, «форменными» моментами игры и, наконец, наглядно-созерцательным материалом, лежащим в основе всей ее сложной мыслительной стратегии. |
|
|
|
номер сообщения: 150-20-29996 |
|
|
|
Вот почему только психически-дефективный математик может всерьез волноваться от своих цифр. Наоборот, только психически-дефективный шахматист может не волноваться во время игры. Вычислительные способности всякого математика не могут колебаться изо дня в день. Игра шахматиста—колеблется непрерывно. «Я никогда не слыхал, чтобы виртуоз-математик, выступающий в варьете, плохо производил свои сложения, умножения и т. д. из-за отсутствия подходящего настроения. Но как раз от художника, нервная система которого реагирует тончайшим образом, нельзя требовать, чтобы он во всякое время достигал совершенства» (Рети). |
Очень романтично. Надо у наших математиков спросить, всегда ли у них от зубов отскакивает таблица умножения, когда они выступают в варьете.)
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 150-20-29997 |
|
|
|
РШД только что синхронно переиздал маленькую брошюру д-ра наук, проф. А.П. Нечаева "Психология побед и поражений в шахматной игре" (М.-Л., 1928):
"Попытка исследования воспитательного значения шахмат на основе психологических и антропометрических наблюдений над участниками Всесоюз. турнира просвещенцев (март 1927 г.)". |
|
|
номер сообщения: 150-20-29998 |
|
|
|
Ф. И. Витязев
Психологические типы шахматистов
(Психология поражения)
Матч Капабланка — Алехин вызвал вокруг себя огромную литературу. Все партии этого матча тщательно проанализированы, все подробности этого необыкновенного состязания описаны, все особенности стилей обоих противников подробно изучены, все мелочи их биографий сообщены и т. д. и т. п. Но как это ни странно, мало подходили к этому матчу с точки зрения психологии противников.
Почему-то мало обращают внимания на природу самих шахмат. Конечно, шахматы — искусство, но искусство совершенно особого рода. В то время, когда любой художник слова, кисти, резца, творит наедине с самим собой, в атмосфере полного спокойствия и одиночества, шахматист проявляет свое творчество только в борьбе с другим противником, где элементы его психологии играют далеко немаловажную роль. В этом отношении, например, методы для изучения психологии творчества писателя и художника-шахматиста должны быть в принципе совершенно различны. |
|
|
|
номер сообщения: 150-20-29999 |
|
|
|
ШАХМАТНАЯ ЗАДАЧА В ПЯТНИЦУ
|
|
|
номер сообщения: 150-20-30000 |
|
|
|
Простенько, но со вкусом. Странно, что первый приз.
Недавно увидел одну трехходовку на схожую тему. Я.Шост "Шахматы в СССР" 1955. К сожалению без оригинальной диаграммы.
Если уже приводилась, прошу прощения.
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 150-20-30001 |
|
|
|
Задачу Грольмана решил. В её оценке с Vovoй17 пожалуй соглашусь. |
|
|
номер сообщения: 150-20-30005 |
|
|
|
номер сообщения: 150-20-30006 |
|
|
|
А у следующей решение очень красивое. В глаза сразу не бросается, и много ложных следов.
__________________________
Carthago delenda est |
|
|
номер сообщения: 150-20-30007 |
|
|
|
Vova17: .
Недавно увидел одну трехходовку на схожую тему. Я.Шост "Шахматы в СССР" 1955.
|
Решение весьма эффектно тактически, но я бы не сказал, что очень красиво. Оно довольно случайно и строится на весьма замысловатой
пешечной конструкции. |
|
|
номер сообщения: 150-20-30008 |
|
|
|
Не согласен. Как это решение "случайное"? Решение неожиданное (и идейное !), а замысловатость пешечной конструкции меня нисколько не смущает.
Муркенштейн вчера "подсказал" мне, что я решил задачу неправильно (я быстро попался на ложный след, который красивым назвать нельзя - 1.Се3?). Затем я долго плутал, находясь в плену более симпатичных ложных следов (и одновременно борясь со сном). А сегодня взял, и после магазина, на парковке, сидя уже за рулём, вместо того чтобы трогаться домой, уставился в айфон и таки нашёл.
Нет, меня задача впечатляет. |
|
|
номер сообщения: 150-20-30009 |
|
|
|
Мне больше всего понравился вариант со связкой пешки слоном.
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 150-20-30010 |
|
|
|
Вот этот мат я и нашёл "за рулём" |
|
|
номер сообщения: 150-20-30011 |
|
|
|
У черной пешки, как у богатыря перед камнем: направо, налево и прямо. Но везде ждет одно и тоже.)
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 150-20-30012 |
|
|
|
Почитатель: Не согласен. Как это решение "случайное"? Решение неожиданное (и идейное !), а замысловатость пешечной конструкции меня нисколько не смущает.
|
У меня несколько отличное от Вашего понимание красоты. Эстетическое чувство улавливает жизнеспособность
парадоксального, случайного. И одно из назначений красоты -- постепенно превратить случайное в нечто
обычное. «Рождается как парадокс, умирает как трюизм»
Это сильно упрощенное толкование моего понимания красоты. В свое время я довольно много о нем написал. |
|
|
номер сообщения: 150-20-30013 |
|
|
|
У меня понимания красоты нет . Или ощущаю восторг, или - нет. Или чувствую красоту, или равнодушен.
Вот когда не нравится задача, то, бывает, анализирую: почему. А когда нравится, то обхожусь восторженными междометиями |
|
|
номер сообщения: 150-20-30014 |
|
|
|
Смотрите-ка: и Муркенштейну понравилось, и Вове. Что-то вы у нас сегодня в меньшинстве
А уж как понравилось бы Салюки, если бы он сюда заглянул! |
|
|
номер сообщения: 150-20-30015 |
|
|
|
Ленинград 1942. Блокада.
80 лет прошло. |
|
|
номер сообщения: 150-20-30016 |
|
|
|
Матч Икса Абрама Моделя http://www.proint.narod.ru/publ2021/rochlin.htm
Шахматная общественность города несколько месяцев строила догадки, кто же был этот конспиратор, продемонстрировавший столь высокий класс игры, пока 35-летний мастер Абрам Модель не объявил, что Икс – это он! |
|
|
номер сообщения: 150-20-30017 |
|
|
|
Почитатель:
А уж как понравилось бы Салюки, если бы он сюда заглянул! |
заглянул, понравилось |
|
|
номер сообщения: 150-20-30018 |
|
|
|
Если saluki решил, то практически объявил решение
saluki: у меня вообще складывается ощущение, что в задачах надо сначала смотреть самый длинный ход ладьей. это по-моему в двух третях случаев и решает |
|
|
|
номер сообщения: 150-20-30019 |
|
|
|
номер сообщения: 150-20-30020 |
|
|
|
Эх, Лачезар упускает вот какую тематическую красоту
1.Re4?
1. .. f5 2. Rf4! (Эти два подряд шажка ладьи на одно поле - не красота?!) 2... Kxg5 3.Rxg4#
1. .. fxе 2.Re1! (2... gxf 3.Re4# - а это "возвращение" ладьи - не красота? (2... e4 3.Rh1#)) |
|
|
номер сообщения: 150-20-30021 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Copyright chesspro.ru 2004-2024 гг. |
|
|
|