ChessPro online

Новости прошлого

вернуться в форум

17.10.2012 | 12:36:57

Главная  -  История, статистика, рейтинги

10082

cтарик

28.05.2021 | 19:30:32

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время


Решил довольно быстро-помогло знание разыгрывания дебюта Гуниной: (она часто меняет ...) и китайского криминала (триада)
номер сообщения: 150-20-28273

10083

LB


Петербург

30.05.2021 | 13:14:50
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
В этой задаче интересный ложный след с еще одним слабым превращением 1.g8Л
номер сообщения: 150-20-28274

10084

Почитатель

30.05.2021 | 13:27:58

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
А с идеей какой? Идею не вижу.
номер сообщения: 150-20-28275

10085

Почитатель

30.05.2021 | 13:32:23

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
А, вижу. Но не работает. Нет, у Куббеля должна быть изюминка в решении. Как у Лойда
номер сообщения: 150-20-28276

10086

Vova17

кмс

30.05.2021 | 15:10:36

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Даже Почитателю понравилась, несмотря на абсолютное отсутствие контригры у черных.)

__________________________
Спасение там, где опасность.
номер сообщения: 150-20-28277

10087

LatchezarS


Бургас

30.05.2021 | 15:44:02
Email

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Почитатель: .. Нет, у Куббеля должна быть изюминка в решении. Как у Лойда

Евгений составил эту задачку в 14 летнем возрасте...
номер сообщения: 150-20-28278

10088

Почитатель

30.05.2021 | 16:13:31

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
А когда же ещё дерзать как не в юности!
номер сообщения: 150-20-28279

10089

LB


Петербург

31.05.2021 | 15:21:30
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
В. Руссо
О ПЕРВЫХ ШАГАХ
(МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИИ Ш/Ш ДВИЖЕНИЯ В СССР)



В.Руссо (стоит справа) на шашечном чемпионате Москвы

Василий Руссо был одним из причисливших шашки и шахматы к физкультуре. В резолюции собрания (1924) которая была вынесена по его докладу, говорилось:
"1) признать шахматы и шашки одним из видов спорта, подлежащих на общих основаниях ведению советов физической культуры"
номер сообщения: 150-20-28280

10090

LB


Петербург

02.06.2021 | 15:49:40
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
М. М БОТВИННИК, Л. Ф. СПОКОЙНЫЙ
СУМБУР В КОМПОЗИЦИИ


"Основное в шахматах — практическая игра. Все остальное: теория дебютов, задача, этюд играют подчиненную роль, и нам нужны лишь постольку, поскольку они помогают развитию практической игры. Шахматная задача исторически выросла из практической партий, все больший же отход ее в сторону отвлеченного творчества делает ее существование с точки зрения шахматиста-практика просто н е н у ж н ы м"
номер сообщения: 150-20-28285

10091

LatchezarS


Бургас

03.06.2021 | 12:51:14
Email

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: М. М БОТВИННИК, Л. Ф. СПОКОЙНЫЙ
СУМБУР В КОМПОЗИЦИИ

Юрий Львович Авербах:
В чем сумбур?

В начале 1936 года в № 3 журнала «Шахматы в СССР», в котором, кстати, сообщалось о предстоящем III Московском международном турнире, появилась резкая критическая статья «Сумбур в композиции». Ее авторами были ответственный редактор журнала Л. Спокойный — профессор, преподававший философию, и М. Ботвинник, после турнира 1935 года ставший чрезвычайно популярным в стране и пользовавшийся огромным авторитетом. Уже в самом названии статьи нетрудно увидеть желание авторов провести аналогию с разгромным материалом «Сумбур вместо музыки», опубликованном ранее в «Правде»: это была жестокая критика и обвинения в формализме выдающегося композитора XX века Дмитрия Шостаковича.

«…Давно наступило время, — заявляют авторы, — пересмотреть идеологические позиции наших композиторов и указать им на их заблуждения и ошибки. Вначале целесообразно заняться этим шахматистам-практикам…» Соглашаясь с тем, что композиция — родная сестра практической партии, авторы далее патетически вопрошают — «так кому же, как не брату поучать родную сестру, если она сбилась с правильного пути». «Основное в шахматах — практическая игра», — безапелляционно утверждают они. «Все остальное: теория дебютов, задача, этюд играют подчиненную роль и нам нужны лишь поскольку, поскольку они помогают развитию практической игры».

Определив свое весьма утилитарное понимание задачи и этюда, авторы немедленно «берут быка за рога»: «Все современное течение в композиции, в первую очередь в двухходовке, которая с исключительным вниманием насаждается советскими композиторами, может быть определено двумя словами — формалистическое трюкачество».

Заканчивалась статья вполне в духе того времени: «…формализму в задачной композиции должна быть объявлена беспощадная борьба, как это сделано уже на фронте искусства».

Если мы углубимся в историю шахмат, то увидим, что, например, этюды появились, как только шахматисты стали записывать и собирать интересные случившиеся в партиях позиции. Первые известные нам этюды датируются IX веком. Что же касается задач, где условием является мат в определенное число ходов, то они появились значительно позже, только в XIII веке. Появление таких условных задач уже означало отход от практики. Тогда же появились условные задачи и другого рода, где мат нужно было дать или определенной фигурой, или на заранее заданном поле. Наконец, родились задачи на обратный мат, противоречащие самому смыслу игры: в них нужно было заставить противника дать мат.

Уже тогда шахматная композиция вышла на самостоятельный путь и развивалась далее, иногда приближаясь к практической игре, а иногда отдаляясь. Вот это отдаление от практики Спокойный и Ботвинник обозвали формализмом и призвали к крестовому походу против него.

Композиторы попытались защищаться. Вскоре в том же журнале был напечатан ответ известного проблемиста М. Барулина. Его статья называлась «Сумбур в мыслях», в ней он пытался отстаивать самостоятельный путь задачной композиции.

Рядом был опубликована краткая реплика Спокойного и Ботвинника. Она начиналась словами, что читатели сами разберутся, где же сумбур — в композиции или в мыслях авторов, — а заканчивался неприкрытой угрозой:

«Если т. Барулин мнит свою задачную деятельность абсолютно автономной и самодовлеющей, то тем хуже не для массового шахматного движения и не для композиции, которая будет развиваться именно по линии связи с шахматной партией, тем хуже для т. Барулина и ему подобных композиторов, неизвестно кому нужных. Теория искусства для искусства в СССР решительно осуждена и нашим задачным композиторам это хорошо известно. Мы полагаем, что Исполбюро Всесоюзной шахсекции скажет по этим вопросам свое веское слово, которое определит дальнейшее развитие нашей этюдной и задачной композиции».

И «веское» слово было сказано: «Считать необходимым перестроить работу советской шахматной композиции таким образом, — говорилось в постановлении Исполбюро, — чтобы она при наличии свободы идейного творчества протекала в общих рамках шахматного реализма и тесной связи с практической шахматной партией».

«От советских композиторов требуется только одно — составлять такие задачи, которые были бы по-настоящему интересны, то есть оригинальны, трудны и богаты шахматным содержанием. Такие задачи нужны шахматным массам».

«С трюкачеством, безыдейностью и пренебрежением к запросам шахматных масс должно быть раз и навсегда покончено».

Решение Исполбюро было опубликовано в № 3 журнала «Шахматы в СССР» за 1937 год, когда волна репрессий и показательных процессов, начатых после убийства Кирова, достигла своей кульминации. Еще ранее, в № 8 журнала за 1936 год, в том самом, где на первой странице было опубликовано письмо Ботвинника Сталину, рядом соседствовала передовая статья с угрожающим названием «Трепещите, враги народа». Она была посвящена процессу над троцкистами и начиналась следующими словами:

«Свершилось правосудие: разящий меч революции отсек голову мерзкой гадине контрреволюционного терроризма. Уничтожена главная шайка растленных мерзавцев, мечтавшая задержать бег истории…» А далее звучала неприкрытая угроза:

«Подобное отребье контрреволюции будет выявлено до конца! От могучего гнева сталинской семьи народов не укроется ни один опричник троцкизма. И горе тем, кто в сердце своем затаил подлость измены, кто продолжает копить злобу против победного шествия социализма».

Весьма знаменательно, что начиная с этого номера журнала исчезла фамилия его ответственного редактора Спокойного. Он оказался троцкистом и был репрессирован. Стоит добавить, что в последнем номере журнала за 1936 год отсутствует указатель, рассказывающий о содержании журнала за год. Видимо, редакция получила указание не упоминать имени Спокойного.

Мне думалось, что Ботвинник должен был стыдиться потом своей статьи, во всяком случае, ее безапелляционного уничтожающего тона. Ан нет! Он ее привел в своем четырехтомнике, выпущенном в 1987 году, правда, сопроводив небольшим предисловием:

«Статья „Сумбур в композиции“ написана вместе с профессором Л. Ф. Спокойным. Он преподавал философию, был тогда редактором журнала „Шахматы в СССР“, однако шахматистом слабым. Поэтому шахматную часть статьи писал я, идеологическую — Спокойный. Вследствие этого читатель найдет здесь то, чего в других моих статьях нет. Уже даже название имело „политическую“ окраску: незадолго до этого в „Правде“ была опубликована статья „Сумбур вместо музыки“ с малооправданной критикой в адрес великого нашего музыканта Д. Шостаковича. Впрочем, должен оговориться, что критика в обсуждаемой статье о композиции и сейчас представляется мне вполне принципиальной и обоснованной.

Единственное, что я сейчас уже не могу принять, — отрицательное отношение к задачной композиции. Хотя задачи в известной степени независимы от практической игры, они несомненно способствуют популярности шахмат».

Заметим, что популярности шахмат способствуют любые задачи, независимо от того, близки они к практике или нет. Главное, чтобы они привлекли внимание решателей, заинтересовали, заставили бы поломать голову над их решением.

В этой книге к композиции нам придется возвращаться еще не раз. Как мы уже говорили, казалось бы, такая далекая от политики область шахмат в нашей стране оказалась на арене ожесточенной, можно сказать, даже классовой борьбы. Так уже в следующем году было обнаружено, что в издававшемся в фашистской Германии журнале по композиции «Die Schwalbe» («Ласточка») напечатаны оригинальные задачи трех советских авторов Р. Александрова, А. Ротиняна и Р. Кофмана. Немедленно последовали оргвыводы — Александрова и Ротиняна вывели из состава ленинградской комиссии по композиции и исключили из шахматной организации страны. Кофмана, пославшего свою задачу два года назад и больше с немецким журналом не сотрудничавшего, на полгода дисквалифицировали. Р. Александрова также уволили с поста редактора отдела журнала «Шахматы в СССР».

Специальным постановлением Исполбюро шахсекции был также установлен строгий порядок — отныне задачи и этюды в иностранные журналы надлежало направлять в централизованном порядке — исключительно через редакцию газеты «64».
номер сообщения: 150-20-28289

10092

LatchezarS


Бургас

03.06.2021 | 13:37:27
Email

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: М. М БОТВИННИК, Л. Ф. СПОКОЙНЫЙ
СУМБУР В КОМПОЗИЦИИ

Юрий Львович Авербах
Книга "О чём молчат фигуры" Москва., 2007 тираж 3000
Содержание:
Вместо предисловия
Вместо предисловия
Так уж получилось, что в шахматах мне приходилось выступать в самых различных ипостасях. Я увлекся ими в 1935 году во время проходившего тогда в Москве II международного турнира. На самом турнире мне побывать не удалось, но я был зрителем на сеансе Ласкера для московских школьников и видел, как чемпион моей школы Алик Прорвич победил экс-чемпиона мира.

В том же году мне посчастливилось прослушать лекцию мастера Николая Григорьева, и она произвела на меня неизгладимое впечатление. Когда Григорьев показывал свои пешечные этюды, тонкими артистичными пальцами передвигая фигуры на демонстрационной доске, я скорее почувствовал, чем понял, все богатство, всю глубину и красоту шахмат, увидел, как человеческая мысль одухотворяет маленькие деревянные фигурки, и они, словно заправские актеры, начинают разыгрывать чудесный спектакль, способный затронуть человеческую душу. Восприятие шахмат как искусства сблизило меня с этой игрой.

В 1940 году, уже кандидата в мастера и студента, меня пригласили поработать демонстратором на XII чемпионате страны. Турнир проходил в Большом зале консерватории, там я впервые увидел шахматную элиту не из зрительного зала, а из-за кулис. В 1944 году я стал мастером и вошел в эту элиту. За свою долгую жизнь мне пришлось быть не только игроком, но и тренером, секундантом, спарринг-партнером ряда ведущих шахматистов, в том числе чемпионов мира. Я выполнял обязанности арбитра и главного арбитра самых ответственных соревнований — матчей на первенство мира, Олимпиад, различных международных встреч и турниров. Десятки лет входил в руководство нашей федерации и ФИДЕ и почти 40 лет проработал главным редактором журналов «Шахматы в СССР» (впоследствии «Шахматы в России») и «Шахматный бюллетень».

Нужно ли теперь говорить, что я знаю шахматную жизнь и шахматную элиту вдоль и поперек не только с внешней, парадной стороны, но и с внутренней, закулисной, во многом скрытой от любителей шахмат. Ведь шахматы многолики. С одной стороны, это игра царей, ставшая поистине царицей игр, игра джентльменов, высокоинтеллектуальный благородный спорт. С другой — постоянный, иногда исключительно острый конфликт личностей, даже целых поколений, столкновение самолюбий и честолюбий, высочайший эгоцентризм. Вокруг шахматной доски нередко переплетается самое высокое и самое низкое.

Недавно, работая над сборником своих избранных партий, я пытался показать не только то, что происходило на шахматной доске, но и рассказать о том, что происходило за кулисами шахматной сцены. Выяснилось, что этого самого «закулисья» оказалось так много, что мне ничего другого не оставалось, как посвятить ему еще одну книгу.

Эта книга перед вами.

Добавлю только, что почти полвека я занимаюсь историей шахмат. И, чтобы лучше понять события, очевидцем которых мне пришлось быть начиная со второй половины 30-х годов, читателю будет полезно познакомиться с тем, что происходило в шахматной жизни страны раньше.

Перед Первой мировой
В годы войн и революций
Первые шаги
Объединительный съезд
Герой того времени
Московский международный
«Рокировка» Боголюбова
Александр Алехин — чемпион мира
Судьба проблемиста
Молодежь выходит вперед
Матч Ботвинник — Флор
Чистка и забота о смене
В Москве и Ноттингеме
В чем сумбур?
Верховный главнокомандующий
Большой террор
В предвоенные годы
Во время Великой Отечественной
«Матч столетия»
номер сообщения: 150-20-28290

10093

Vova17

кмс

03.06.2021 | 19:57:41

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
«С трюкачеством, безыдейностью и пренебрежением к запросам шахматных масс должно быть раз и навсегда покончено».

Это все осталось, покончили с массами.)

__________________________
Спасение там, где опасность.
номер сообщения: 150-20-28291

10094

LatchezarS


Бургас

03.06.2021 | 22:17:23
Email

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Юрий Львович Авербах
Книга "О чём молчат фигуры" Москва., 2007 тираж 3000

Судьба проблемиста

Среди многих инициатив, с которыми выступило Исполбюро шахсекции во главе с Крыленко, было открытие во многих газетах шахматных отделов, в которых наряду с информацией и партиями печатались задачи и этюды. Тем самым к шахматам привлекалось большое число решателей. А затем некоторые из них сами начинали составлять задачи и этюды. Число шахматных композиторов стало стремительно расти. И в 1926 году Исполбюро приняло специальное постановление о создании при Всесоюзной шахматной секции Общества любителей шахматных задач и этюдов. Возглавил эту организацию один из наиболее авторитетных шахматных композиторов СССР Лев Борисович Залкинд. Он еще в 1913–1916 годах редактировал задачный отдел в «Шахматном вестнике», а после революции совместно с Л. Исаевым вел отдел задач в журнале «Шахматы».

В конце 20-х годов целая плеяда композиторов отмечала четверть века своей творческой деятельности. Это широко освещалось в нашей шахматной печати, в адрес юбиляров было высказано немало лестных слов. Вот что было, например, написано в передовой журнала «Шахматы» № 12 за 1928 г.

«В текущем году исполнилось 25 лет деятельности на поприще шахматного искусства трех русских композиторов, стяжавших себе громкую мировую известность, братьев Василия Николаевича и Михаила Николаевича Платовых и Лазаря Борисовича Залкинда».

Отметив роль братьев Платовых как основоположников (наряду с А. Троицким и Г. Ринком) современного художественного этюда, автор статьи (им, вероятно, был Н. И. Греков) переходит к рассказу о Залкинде:

«Л. Б. Залкинд выступил на поле задачной композиции в период, когда первое поколение русских задачных составителей во главе с А. В. Галицким уже было на закате. В композициях русских составителей этого периода все больше начинали преобладать формальные и технические элементы. Л. Б. Залкинд, сохранив в своих произведениях все лучшие традиции русской задачной композиции конца 19-го века, внес в них новую оживляющую струю — комбинационный элемент».

И далее:

«В итоге своей 25-летней деятельности на поприще задачной композиции Л. Б. Залкинд занял одно из самых первых мест среди русских проблемистов. Своими произведениями он оказал чрезвычайно сильное влияние на окончательное упрочение среди русских проблемистов принципов художественной школы».

«Л. Б. Залкинд является не только составителем задач, но пользуется почетной известностью и как композитор этюдов. На этюдном поприще Л. Б. выступил несколько позднее, чем на задачном, в 1903—10 гг. Во всем этюдном творчестве Л. Б. сильно сказывается проблемист. Его увлекает не столько борьба фигур, сколько осуществление „комбинации“ в этюдной форме. В течение последних трех-четырех лет Л. Б. уже определенно становится поборником сближения этюда с задачей. Общее количество составленных Л. Б. композиций достигает 500, из них до 375 задач и 125 этюдов».

«Сборника композиций Л. Б. Залкинда до сих пор не было издано, и об этом нельзя не пожалеть».

Поэтому в вышедшем в том же году сборнике задач и этюдов (№ 6) сообщается что Л. Б. Залкинду будет посвящен специальный сборник (№ 9).

В марте 1929 года на пленуме Совета шахсекций Залкинд выступил с отчетом о деятельности ЦК объединения проблемистов СССР. Деятельность одобрили, были отмечены крупнейшие достижения советской шахматной композиции как в пределах СССР, так и за границей. Одновременно было принято к сведению постановление шахкомиссии ВЦСПС об отказе членов профсоюзных шахсекций от участия в конкурсах, организуемых буржуазными изданиями.

В апреле в Москве состоялся вечер московского объединения проблемистов, посвященный юбилею Залкинда и братьев Платовых.

Хотя Залкинд сравнительно редко выступал в конкурсах композиторов, он, тем не менее, завоевал свыше 60 отличий. Особенно плодотворным для его творчества оказался конец 20-х годов. Так в 1928 году он разделил 1—2-й призы на конкурсе трехходовок главной партийной газеты страны «Правды», занял первое место на конкурсе этюдов журнала «64» за первую половину того же года, повторил этот успех на конкурсе журнала «Шахматы» за первое полугодие 1929 года и, наконец, на Международном конкурсе этюдов имени А. А. Троицкого в 1929–1930 гг., который присуждал сам Троицкий, разделил 1—2-й призы.

А затем… Затем грянул гром. Залкинд был, как тогда говорили, «спецом». Он работал заместителем начальника экономического управления Наркомторга СССР, был членом союзного Статплана. Кроме этого Залкинд преподавал в МГУ, имел звание доцента.

В молодости Залкинд активно занимался политикой, в 1903 году вступил в РСДРП и примыкал к большевикам. Однако после февральской революции перешел на меньшевистские позиции и с апреля 1917 года вел работу по выборам в Учредительное собрание. Впрочем, после Октябрьской революции он совершенно отошел от политики.

В конце 20-х — начале 30-х годов в стране прошел ряд громких политических процессов. В одном из них — это был процесс так называемого «Союзного бюро меньшевиков» — на скамье подсудимых оказался и Залкинд.

По этому поводу А. Солженицын пишет в «Архипелаге ГУЛАГ»:

«ГПУ имело такую схему: чтобы было два от ВСНХ, два от Наркомторга, два от Госбанка, один от Центросоюза, один от Госплана. Поэтому брали подходящих по должности. А меньшевики они на самом деле — это по слухам».

Короче, Залкинду напомнили его меньшевистское прошлое. Трагизм ситуации был в том, что обвинителем на процессе выступал руководитель советских шахмат Н. Крыленко. Он потребовал изоляции Залкинда на длительный срок, и его приговорили к восьми годам лишения свободы. Судьба Льва Борисовича, как и многих тысяч репрессированных, оказалась трагичной. После отбытия наказания ему не только не разрешили вернуться в Москву: «Особое совещание» добавило ему еще пять лет исправительно-трудовых лагерей. Когда истек срок второго приговора, его оставили «на вольном поселении» без права покидать место ссылки. Он так и умер в Сибири. В 1956 году, 11 лет спустя, его дело пересмотрели. За отсутствием состава преступления Лев Борисович Залкинд был реабилитирован. Посмертно.

А тогда, в 1931-м, в журнале «Шахматный листок» процессу над меньшевиками была посвящена передовая статья «После суда». В ней Залкинда заклеймили как предателя, контрреволюционера и вредителя:

«Как известно, одной из видных фигур на скамье подсудимых являлся Л. Б. Залкинд, тот самый Залкинд, который до недавнего времени был руководителем Всесоюзного объединения любителей шахматных задач и этюдов. Теперь, когда контрреволюционная деятельность этого предателя установлена приговором Верховного суда, всем известно, какую политическую линию стремился проводить меньшевик Залкинд во всей своей „советской“ работе, в том числе и в шахматной.

Небесполезно поэтому напомнить нашим проблемистам и этюдистам, что именно Залкинд являлся ярым сторонником их участия в буржуазной печати. На пленуме Совета шахсекции союзных республик в марте 1929 года он, с невинным ликом „аполитичного“ агнца, мотивировал свою сознательно-буржуазную точку зрения интересами… „будущности советской композиции“ (цитируем по стенограмме). О том, как он рисует себе эту „будущность“, контрреволюционер и вредитель Залкинд, разумеется, умалчивал. На том же пленуме он имел наглость предложить „выход из положения“ в виде организационного обособления композиторов. „В таком случае“, — виляла хвостом меньшевистская лиса, — „мы могли бы участвовать в международных конкурсах в буржуазной печати, не вызывая (?!) протеста со стороны рабочих шахматных организаций“».

Отметив ряд публикаций советских проблемистов в буржуазной шахматной печати, статья заканчивалась неприкрытой угрозой: «Всему этому должен быть положен конец, решительно и бесповоротно. Давно пора уже и шахматистам понять, что в нашу эпоху ко всем без исключения относятся слова поэта — „кто поет не с нами, — тот против нас“».

Так политическая линия, провозглашенная Крыленко в шахматах, привела к тому, что столь отдаленная от политики область, как шахматная композиция, оказалась втянутой в ожесточенную идеологическую, можно даже сказать, классовую борьбу.

Вот пример.

Исполбюро шахматно-шашечного сектора ВСФК СССР принимает следующую резолюцию:

«1. Признать, что в условиях настоящего момента — обостренной классовой борьбы и возросшей враждебной активности со стороны буржуазии по отношению к Советскому Союзу — никакие сепаратные выступления советских проблемистов в зарубежной печати, не регулируемые советскими политическими шахматными организациями, не могут иметь места, поскольку всякий факт выступления в заграничной печати советских проблемистов тем самым получает уже определенный политический оттенок.

2. Констатировать, что до настоящего времени выступления советских проблемистов в заграничной печати были бессистемны и находились вне контроля со стороны шахорганизаций, в результате чего со стороны отдельных проблемистов имели место совершенно недопустимые политические промахи и ошибки. Целиком солидаризируясь с решением последнего пленума шахсектора ВСФК о необходимости немедленно ликвидировать такое положение, комиссия в развитие резолюции шахсектора о проблемистском движении считает необходимым дальнейшее развитие проблемистского движения направить по пути, который бы целиком соответствовал основным политическим установкам международного шахматного рабочего движения, и поэтому полагает необходимым предложить всем советским проблемистам:

а) в случае направления своих произведений в заграничную печать направлять их в первую голову и преимущественно в органы рабочей печати шахматных рабочих организаций;

б) помимо этого помещение произведений советских проблемистов может иметь место лишь в лояльно относящихся к советской власти органах — по списку, проработанному руководящими шахорганизациями;

в) участие в международных конкурсах задач и этюдов может иметь место не иначе как каждый раз с специального разрешения комиссии проблемистов и последующего утверждения Исполбюро шахсектора ВСФК СССР».

К этому образцу политического бюрократизма вскоре было добавлен еще один не менее примечательный документ.

«По поводу сотрудничества советских проблемистов в западноевропейской буржуазной шахматной прессе.

Наряду с активной поддержкой со стороны советских проблемистов западной революционной печати, как общей, так и специально шахматной, путем самого широкого печатания своей продукции в данных изданиях и организационной помощи ей в развертывании работы, надо признать безусловно целесообразным использование шахматной композиции как одного из каналов, по которому могло бы идти развитие культурной связи с Западом, на основе существующих установок Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (ВОКС).

Покончив с бессистемными и беспринципными выступлениями советских проблемистов в иностранной печати, как это имело место в прошлом, мы переходим к организованному выпуску нашей продукции в заграничную прессу, используя для этой цели аппарат ВОКСа».

Далее приводился список шахматных изданий, в которых выступления советских проблемистов «признается допустимым и целесообразным».

«Всю корреспонденцию с оригинальными работами советских проблемистов (задачи, этюды, статьи) необходимо направлять по адресу ВОКСа». Так за произведениями наших композиторов, посылаемыми за границу, стало наблюдать «государево око».

И в заключение необходимо отметить, как это ни прискорбно, хотя доброе имя Л. Б. Залкинда восстановлено, но сборника его задач и этюдов как не было, так и нет.
номер сообщения: 150-20-28292

10095

LB


Петербург

04.06.2021 | 15:21:30
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
В 30-е годы Ботвинник написал о шахматном профессионализме. В своей статье он утверждал, что в СССР шахматист может быть профессионалом.
Не помните, как называлась эта статья и где она была напечатана?
номер сообщения: 150-20-28293

10096

Vova17

кмс

04.06.2021 | 15:39:00

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Может "Искусство ли шахматы".

__________________________
Спасение там, где опасность.
номер сообщения: 150-20-28294

10097

LB


Петербург

04.06.2021 | 15:48:16
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Нет, к сожалению

Михаил Ботвинник "ИСКУССТВО ЛИ ШАХМАТЫ? "

Я говорю о статье малоизвестной
номер сообщения: 150-20-28295

10098

LB


Петербург

05.06.2021 | 19:31:22
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Ищу журнал
"Шахматы в СССР", 1934
Можно в эл.виде. Готов платить.
номер сообщения: 150-20-28296

10099

saluki

05.06.2021 | 20:05:40

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: Ищу журнал
"Шахматы в СССР", 1934
Можно в эл.виде. Готов платить.

там много разных номеров же. один нашелся, объявление вроде свежее даже
5 фото
Журнал "Шахматы в СССР", 1934 год, № 6. Состояние удовлетворительное. 300 руб


если очень-очень надо, доеду-заберу-отправлю
номер сообщения: 150-20-28297

10100

LB


Петербург

06.06.2021 | 12:38:53
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Л. ШАМКОВИЧ
ЭССЕ О ШАХМАТНОЙ ЭЛИТЕ. БОТВИННИК.


" Это был примерно 29-й год, год, когда для будущих студентов почти обязательным было пролетарское происхождение. И конечно же, Ботвинник со своим отцом-дантистом имел нулевые шансы попасть в вуз. Тогда-то, совершенно неожиданно, и вступился за него уже известный в то время шахматный деятель Рохлин. Это был человек необычайно ловкий и энергичный, который первый оценил, насколько талантлив был юный Ботвинник. Рохлин пришел в приемную комиссию и произнес в защиту Ботвинника пламенную речь, заявив, что на самом деле он из пролетарской семьи. Да, его отец действительно был зубной врач, но это был пролетарский зубной врач, который лечил рабочих, крестьян и солдат. В конце концов он так заморочил комиссии голову, что Ботвинника все-таки приняли в институт, и именно с этим институтом впоследствии была связана вся его научная карьера"
номер сообщения: 150-20-28299

10101

LB


Петербург

08.06.2021 | 15:47:04
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время

Невский 88, около 1950 года


Невский 88, второй двор, наше время


Невский 88, первый двор, моя фотография

"Отец был очень хороший техник, дела его пошли на лад, и мы переехали на Невский проспект, где жили во дворе дома 88. Там была большая солнечная квартира из семи комнат на четвертом этаже, лифт, внизу стоял швейцар. Были кухарка, горничная, у меня с братом одно время была даже бонна. Потом 1917 год, февральская революция; помню очень хорошо — на улице стреляли, мама сажала нас с братом за платяной шкаф, мы ведь жили на Невском, в самом центре города"
М.Ботвинник
номер сообщения: 150-20-28300

10102

LB


Петербург

09.06.2021 | 19:32:21
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время


Знаменская площадь (теперь пл. Восстания) 5-7 минут ходьбы от Невского 88.
номер сообщения: 150-20-28301

10103

LB


Петербург

10.06.2021 | 16:08:03
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
PapaKarlo
прислал мне журнал "Шахматы в СССР" за 1934 год. Моя огромная ему благодарность! Спасибо!
номер сообщения: 150-20-28302

10104

LB


Петербург

10.06.2021 | 21:31:19
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Отличная двухходовка

номер сообщения: 150-20-28303

10105

Vova17

кмс

10.06.2021 | 22:15:38

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Первый ход красив, как у Шинкмана водится.
зы: зловещая аналогия: узника отпускают на свободу - иди гуляй - и тут же выстрел в затылок

__________________________
Спасение там, где опасность.
номер сообщения: 150-20-28304

10106

MMM52


Ашдод

10.06.2021 | 22:21:35

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Отличная двухходовка
Но уж слишком проста - ход просто напрашивается. Да и вариативности совсем нет.
номер сообщения: 150-20-28306

10107

cтарик

11.06.2021 | 10:34:11

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
MMM52:
Отличная двухходовка
Но уж слишком проста - ход просто напрашивается. Да и вариативности совсем нет.


Я с вами полностью согласен!
(Ход пешкой сразу не опасен)
номер сообщения: 150-20-28307

10108

LB


Петербург

11.06.2021 | 14:56:44
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время


Ход, решающий эту задачу, типичен и парадоксален, что и составляет красоту. Но только Vova17 один (из написавших) смог удержать это противоречие.
номер сообщения: 150-20-28308

10109

Обережний герой

кмс
Харьков

11.06.2021 | 17:27:44
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время


Так экономнее.

__________________________
pr.ai PRAI Portal of Robotics and Artificial Intelligence
номер сообщения: 150-20-28309

10110

LB


Петербург

12.06.2021 | 13:35:23
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
О МАСТЕРАХ, МАСТЕРСТВЕ И ПРОЧЕМ
Доцент рентгенологии Ф. П. Богатырчук




"Прежде всего необходимо установить факт того, что шахматная организация (наша, конечно, советская) заинтересована не только в том, чтобы иметь шахматных мастеров профессионалов, а главным образом в том, чтобы иметь мастеров среди не профессионалов. Нам надо иметь побольше мастеров среди инженеров, врачей, профессоров, квалифицированных рабочих и поменьше таких игроков, вся жизнь которых проходит исключительно на 64 полях шахматной доски"
номер сообщения: 150-20-28310

10111

LB


Петербург

13.06.2021 | 19:15:50
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время

..........................


Но


Шахматный листок, 1930
номер сообщения: 150-20-28311