|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Из-за задержки с визами нам пришлось неделю провести в столице Франции. |
О, несчастные!
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 150-20-15884 |
|
|
|
Календарь
14 января 1880-го года родился Петр Петрович Сабуров, сын сенатора и дипломата Петра Александровича Сабурова.
О выдающейся роли Сабуровых в развитии шахматного дела в России достаточно известно.
Приведу только сведения о П.А. Сабурове из "Словаря шахматиста" (1929)
|
|
|
номер сообщения: 150-20-15885 |
|
|
|
Vova17: Из-за задержки с визами нам пришлось неделю провести в столице Франции. |
О, несчастные!
|
Браво, Вова! Вы заметили то, что очень точно характеризует автора воспоминаний. |
|
|
номер сообщения: 150-20-15886 |
|
|
|
Календарь
1857-й год.
Кто может назвать играющих? |
|
|
номер сообщения: 150-20-15887 |
|
|
|
Справа - как мне кажется известно кто. А вот кто слева... Стенли? Нет, вроде понял кто слева... Точнее уверен на все сто процентов |
|
|
номер сообщения: 150-20-15888 |
|
|
|
dimarko: понял кто слева... Точнее уверен на все сто процентов |
Тогда ответьте на дополнительный (проверочный) вопрос: в чем левый и правый созвучны? :)
Как-то не верится, что в 1857-м году уже была фотография. Интересно, сколько же времени им бедным пришлось позировать, чтобы получилась такая замечательная фотка?
И кстати, тут где-то когда-то говорилось, в каком году шахматы впервые появились на фотографии, но я забыл... |
|
|
номер сообщения: 150-20-15889 |
|
|
|
LB: dimarko: понял кто слева... Точнее уверен на все сто процентов |
Тогда ответьте на дополнительный (проверочный) вопрос: в чем левый и правый созвучны? :)
Как-то не верится, что в 1857-м году уже была фотография. Интересно, сколько же времени им бедным пришлось позировать, чтобы получилась такая замечательная фотка?
И кстати, тут где-то когда-то говорилось, в каком году шахматы впервые появились на фотографии, но я забыл... |
Именем и фамилией. Фотка замечательная. |
|
|
номер сообщения: 150-20-15890 |
|
|
|
Если не ошибаюсь, эта фотография публикуется в Интернете впервые.
Музыкант, Народный артист СССР, лауреат Сталинской премии.
Однажды он поставил мат самому Чигорину
19-й ход черных |
|
|
номер сообщения: 150-20-15891 |
|
|
|
За что тут Чигорин ферзя пожертвовал?
UPD Нашел партию. Чигорин был явно не в духе. |
|
|
номер сообщения: 150-20-15892 |
|
|
|
С.Шишко - А. Алехин
1919, легкая партия
Ход черных
Диаграмма из интереснейших воспоминаний С. Шишко об Алехине. К сожалению, у меня есть только последняя часть этих воспоминаний - "Шахматы в СССР" №10, 1956г. А начала - "Шахматы в СССР" №6 за 1955 г.- нет.
Может быть кто-нибудь поможет раздобыть этот номер журнала? |
|
|
номер сообщения: 150-20-15893 |
|
|
|
Тут говорят есть. Сам не качал. |
|
|
номер сообщения: 150-20-15894 |
|
|
|
Спасибо, dimarko
Скоро будет опубликовано полностью. Не пропустите! |
|
|
номер сообщения: 150-20-15895 |
|
|
|
LB:
Если не ошибаюсь, эта фотография публикуется в Интернете впервые.
Музыкант, Народный артист СССР, лауреат Сталинской премии.
Однажды он поставил мат самому Чигорину
19-й ход черных |
полагаю, что Александр Борисович Гольденвейзер |
|
|
номер сообщения: 150-20-15896 |
|
|
|
номер сообщения: 150-20-15897 |
|
|
|
Воспоминания об А.Б.Гольденвейзере из книги "Шопен без выгод", посвященной моему дяде пианисту Арнольду Каплану.
Человек растет и формируется не в вакууме. На нас постоянно на протяжении жизни оказывают влияния другие люди, события, мало ли что. Также и мы, несомненно, воздействуем тем или иным образом на тех, кого встречаем в жизни. Я уже здесь написал, что в годы юности Арнольд находился под сильным влиянием Гилельса. Конечно же, большой след в его жизни оставили и годы ученичества у Александра Борисовича Гольденвейзера. К нему он попал в предотроческие годы, когда с матерью, моей бабушкой, переехал с Украины в Москву и был принят в группу одаренных детей при Московской Консерватории. Из этой группы потом вышло много музыкантов, составивших славу мировой музыкальной культуры. Пианистов, скрипачей, виолончелистов. Все они стали друзьями на всю жизнь.
Прежде всего, конечно, надо сказать, о профессоре Гольденвейзере. Хотя он прожил большую часть своей долгой жизни в 20-м веке, он всегда был человеком века-предшественника. По культуре, по воспитанию, по восприятию жизни. И стержнем всего его сознания и подсознания было общение — возможно, даже дружба с Львом Николаевичем Толстым. Присутствие рядом с таким титаном, бесспорно, память для любого человека на всю жизнь. Эта память была с Александром Борисовичем всегда. Рассказывая о великом писателе, Гольденвейзер (а мне довелось видеть его, он умер, когда мне было 16 лет) всегда говорил «Лёф Николаич». И мог говорить бесконечно. Он всегда рассказывал, как приходил к Толстому, играл для него на рояле, как Толстой слушал его. Рассказывал немало и о том, как они сражались в шахматы. Сам Гольденвейзер был, очевидно, неплохим шахматистом. Во всяком случае, его часто видели на знаменитых московских турнирах 20-30 годов с участием Ласкера и Капабланки. Так же, как и Толстой, профессор был вегетарианцем. Всю жизнь Арнольд умел прекрасно имитировать людей, и я любил смотреть, как он изображал своего учителя, делавшего паузу в уроке и вынимавшего из какой-то сумочки творог с кефиром и маленькую французскую булочку. Получалось это очень смешно. Арнольд умел найти почти у каждого человека какую-то черту и прекрасно ее акцентировал в своих подражаниях. Он также великолепно рисовал дружеские шаржи своих друзей и знакомых. Мама рассказывала мне, что, когда он учился в группе Годьденвейзера, ученики школы поставили спектакль по Мольеру и Арнольд играл господина Журдена. Все зрители, родители учеников, буквально падали от смеха. Этот артистизм был у дяди в крови. Смешно, повторяю, он всегда изображал и Гольденвейзера.
Квартира профессора в Гнездниковском переулке стала музеем еще при его жизни. Неофициальным музеем Толстого. После смерти замечательного музыканта в октябре 1961 года ее стали называть музей-квартира А.Б.Гольденвейзера. Каждый год Арнольд приходил туда, чтобы дать концерт в память об учителе. Я старался никогда не пропускать этих выступлений, этого общения и с Арнольдом, и с давно ушедшей эпохой. В доме всё было пропитано духом и мыслью Толстого. Я всегда любил его творчество — а эти довольно частые посещения особенно запали в мою душу. |
|
|
номер сообщения: 150-20-15898 |
|
|
|
Спасибо, Лев!
Выходит, что Вы общались с человеком, присутствовавшим на матче Стейниц - Ласкер и сыгравшим больше 700 партий с Л.Н. Толстым. Завидую... |
|
|
номер сообщения: 150-20-15899 |
|
|
|
LB: Спасибо, Лев!
Выходит, что Вы общались с человеком, присутствовавшим на матче Стейниц - Ласкер и сыгравшим больше 700 партий с Л.Н. Толстым. Завидую... |
Да, уважаемый Лев Борисович, это удивительное и странное ошушение, что с годами (если доживешь)становишься каким-то связующим звеном (звучит, правда, напыщенно) между поколениями. У меня, например, здесь в Америке есть троюродная сестра, внуки которой дружат с моими детьми. То есть, идет уже общение на четвероюродном-пятиюродном уровне!.. |
|
|
номер сообщения: 150-20-15900 |
|
|
|
Любовь на всю жизнь
В течение многих лет жизни в Москве я любил ходить в музей Александра Борисовича Гольденвейзера в Гнездниковском переулке, рядом с улицой Горького, нынешней (или прежней тогда!) Тверской. Я помню его смутно. Он умер, когда мне только исполнилось 16 лет. Но в моей семье, где всегда любили классическую музыку, имя старого музыканта почиталось.Александр Борисович был прекрасным пианистом. Кроме того, он воспитал целую плеяду советских пианистов.То есть, был замечательным педагогом. Самое интересное в музее Гольденвейзера было то, что по сути в нем почти не было экспонатов, принадлежавших ему самому. Практически все, что можно было увидеть там, было связано, так или иначе, с именем Льва Николаевича Толстого. Сейчас, пока пишу, вспомнил, что Гольденвейзер всегда называл старого графа-писателя Лёф Николаич.
Конечно, в музее были какие-то редкие издания книг Толстого, книги, подаренные писателем Гольденвейзеру, фотографии Льва Николаевича, фотографии бесчисленных членов его семьи. Портреты Толстого, написанные и известными и не слишком известными художниками. Кажется, в музее я видел и снимок Толстого, играющего в шахматы с Гольденвейзером. Да, Александр Борисович очень любил шахматы. Его часто видели среди зрителей на крупных московских турнирах.Он посещал их в течение многих десятилетий.Несомненно, Гольденвейзер был человеком разнообразных интересов, образованным человеком. Запомнилось мне и то, что в его квартире-музее я видел на одном из столиков пару книг,не относившихся к Толстому - романы Поля Бурже и Фридриха Шпильгагена. То есть, полагаю, что пианист читал и на немецком, и на французском. Если это только не были книги из библиотеки самого Толстого!
Но что бы мы ни говорили о Гольденвейзере, одно можно сказать без всяких сомнений.Не было в жизни старого музыканта ничего и никого более важного и святого, чем Лев Николаевич Толстой. Люди приходили в гости к Александру Борисовичу только для того, чтобы увидеть человека, находившегося, дышавшего рядом с Толстым, дышавшего им самим, смотревшим великому писателю в глаза! Это было радостью и гордостью жизни музыканта! Тут даже слово "любовь" бессильно что-то объяснить.Наверное, правильно сказать, что Александр Борисович не просто любил и боготворил Толстого - он через десятилетия был живым представителем писателя на Земле!
Судьба связала Гольденвейзера с Толстым на самой заре жизни пианиста. Он бывал очень часто в яснополянском доме Толстого.Вел с ним долгие разговоры. Встречался с его женой и детьми, с людьми, посещавшими дом великого старца.Даже читая мемуары о Толстом, -например, дочери писателя Татьяны Львовны Толстой, часто встречаешь упоминания имени Гольденвейзера. Как он помогает Толстому, как он ведёт душеуспокоительные беседы, как играет с ним в шахматы, как играет на рояле для писателя.
Да, именно играет на рояле. Прежде всего, Гольденвейзер был важен для Толстого как человек, погружавший его в изумительный мир блестящих звуков и потрясающих мелодий. То, что было созвучным его вере, его религиозной душе. Собственно говоря, если читать Толстого внимательно, то нельзя не обратить внимание на то, что музыка была с ним всегда, что она становилась доминантой многих его произведений, и даже выносилась в той или иной степени в названия этих творений.Величайший его шедевр назван именем бетховенского произведения - "Крейцерова соната". Музыкой наполнена его трилогия о собственной жизни. Без музыки, цыганской музыки невозможно представить его знаменитую пьесу "Живой труп" и многие другие творения. Как видно, старый граф любил равно и народную музыку, и романсы, и классику. Всё, что трогало его чувствительную душу. И несомненно, поэтому началась и продолжалась его дружба с Гольденвейзером, который приходил в яснополянский дом, чтобы в часы отдыха писателя от грандиозной творческой работы, развеять его усталость прекрасными музыкальными творениями.
Так всегда думал я. Так, в общем-то, думаю и сегодня. Тут мне вспомнилась одна старинная история из моей жизни. В молодые, еще не женатые, годы была у меня одна прелестная знакомая. Звали ее Лера. Познакомились мы с ней в Библиотеке Ленина. И представьте себе: темой ее научных изысканий был именно Толстой, его жизнь и творчество.Лера, когда мы встретились, уже окончила филфак Московского универститета и приступала к работе над диссертацией, посвященной последнему десятилетию жизни Толстого.Она, в отличие от меня, восторженно относившемуся к произведениям Толстого, очевидно, как исследователь,относилась с достаточным скептицизмом ко многому, что тогда у нас в России, преподносилось как истина в последней инстанции. Лера мне, честно говоря, нравилась, и я даже подумывал о том, не сделать ли ей когда-нибудь предложение руки и сердца. Но я стеснительно молчал на этот счёт, а споры, и достаточно горячие, у нас возникали только тогда, когда она вдруг произносила что-то не очень лицеприятное о Льве Николаевиче, а я с этими ее "революционными" высказываниями никак не мог согласиться.
Однажды Лера сказала мне: "У меня есть что-то совершенно ошеломляющее о Льве Николаевиче.Ты сейчас упадёшь! Держись!"
Помню, мы сидели в кафе "Прага" на Арбатской площади. Из своей сумки Лера вытащила какой-то гроссбух и открыла нужную страницу."Читай!" - её приказной тон заставил меня даже оторваться от вкусного бифштекса. И вот что я прочел: ""Вчера у меня опять был Гольденвейзер. Играл мне опять Бетховена. Какая тоска! Не знаешь, куда и бежать!.." Лера торжествовала!
В ее фолианте была ксероксная копия выписки из дневника Толстого - что-то, что она нашла в каком-то специальном хране в архиве писателя.
Тут надо сказать, что, наверное, более половины материалов,относящихся к жизни великих русских писателей, к их творчеству находились в ту советскую пору в спецхранах библиотек (как Лера шутила, в спецхренах).А нам, бедным читателям и историкам литературы, только оставалось знать, что Толстой был "зеркалом русской революции", почти,если не полностью, единомышленником Ленина, а Пушкин с Лермонтовым, конечно, выйди они живыми из дуэлей и доживи до 17-го года, без сомнения, были бы с большевиками в Смольном. И упаси Бог, нельзя было знать, что любимый Лениным Некрасов поигрывал в картишки с большой страстью. Поэтому-то Лера, молодчина, настоящий исследователь, чтобы не питаться всей этой пропагандистской баландой, сидела в спецхране Ленинки, чтобы найти достоверные материалы о жизни Толстого. Повезло мне! Иначе бы я с ней, возможно, и не познакомился. Кстати, я тоже стал посетителем этого отделения библиотеки. Правда, я не замахивался на Толстого: мои интересы были много скромнее. В спецхране мне выдавали почитать американский журнал "Chess Life" - ведь он тоже был 'табу'!
Казалось, "моя прекрасная леди" была довольна, что послала меня в нокаут. На бифштекс я уже не смотрел. Забыл о нем.
Со мной с того ужина в "Праге" что-то произошло. Что-то вполне в стиле того толстовского рассказа "После бала", в котором герой отказывается от женитьбы на своей избраннице, когда он видит, как ее отец, его будущий тесть, командует на плацу избиением солдат шпицрутенами. Мне показалось ("Боже, какими мы были наивными!", как поется в одном романсе), что от Леры исходило какое-то зло. Толстой же символизировал для меня только всё доброе.А он, оказывается, был таким неискренним по отношению к Гольденвейзеру, которого, как мне казалось, он боготворил. Да и еще Толстой, оказывается, не любил музыку Бетховена. Это уж было слишком!.. И я вскоре расстался с Лерой. Всё почти как в рассказе Толстого.Только без шпицрутенов. Но судьбу мою, кажется, как и в том рассказе Толстого, тоже изменил один этот эпизод...
Стоило ли говорить, что я расстался вскоре с Лерой.Я и сейчас, постарев, могу, как говорится,завестись с пол-оборота, когда речь идет о чем-то важном, во что я верю, в чем я давно утвердился мыслью и чувством. Но все же с годами как-то присмирел. Ну а в молодые годы меня не могли взять даже привлекательность и обаяние юной дамы, такой, как Лера.
Но вот прошли годы. И над многим, конечно же, думаешь И то, что тогда сказала Лера, вернее те слова Толстого, которые ей довелось отыскать, заставляют меня о многом думать.
Прежде всего о нашей искренности, об искренности наших чувств.Продолжаем ли мы по прошествии многих лет оставаться верными прежней любви или же, либо притворяясь либо по инерции, плывем по реке пустословия, понимая , что никакой любви не было, или скрывая, в лучшем случае, что вся любовь просто испарилась?
.
Знал ли Гольденвейзер о тех толстовских словах,найденных Лерой на пыльных полках библиотечного спецхрана? Ведь если их можно было утаить от миллионов читателей, то от молодого Александра Борисовича их скрыть вряд ли было возможно.Ему, которому так часто открывала дверь в свой дом Софья Андреевна, говоря, к примеру,:"Сашенька, подождите немножко, Лев Николаич так еще и не выходил, все мучается над своим Нехлюдовым!.." - как же ему было не знать, что в действительности думает о его музыкальном исполнительстве старый граф?
Но не затаил, думаю, Александр Борисович в душе, во всех ее тайниках, память о тех словах,не обиделся на великого писателя. Дружба с ним в таком далеком и исчезнувшем прошлом была для постаревшего профессора музыки,истинного толстовца, тоже вегетарианца, как и Лев Николаевич, была важнее, чем что-либо на свете. А его маленькая тайна, даже не ложь,ибо никто и догадаться о ней не мог, была ничем по сравнению с горами всякой лжи, которые нагромоздила вся жизнь вокруг за десятилетия после ухода Толстого.
А как же Лера? Неужели мне уж так стоило с ней распрощаться? Еще одна история любви? Но, чувствую, что маленький секрет я раскрыть обязан. Мой родной дядя все свои детские и юношеские годы был учеником Александра Борисовича. И я с юных лет был наслышан от него рассказов,шедших от Гольденвейзера, о Толстом. И как-то незаметно настолько впал в чувство благоговения к Толстому и почитания дружбы между Толстым и Гольденвейзером, что мне просто никак не дано было ни тогда, ни после, ни сейчас преодолеть засевший во мне образ, сложившийся во мне стереотип восприятия дружбы людей, дружбы, уходившей корнями в 19-й век..
ЛХ |
|
|
номер сообщения: 150-20-15901 |
|
|
|
ЛХаритон: Любовь на всю жизнь...
ЛХ |
Спасибо! Очень интересное и приятное чтение. Есть две-три формальные ошибочки; да, пожалуй, одно замечание критического характера - не серьезное и нисколько не портящее общего впечатления.
|
|
|
номер сообщения: 150-20-15902 |
|
|
|
ЛХаритон: И вот что я прочел: ""Вчера у меня опять был Гольденвейзер. Играл мне опять Бетховена. Какая тоска! Не знаешь, куда и бежать!.." |
Сегодня что-то на работе зашел разговоро о том, кто что "ниасилил" из классики. Так вот, из шести беседовавших человек - средний возраст, МГУ, а также и др. университеты (правда, отнюдь не филологи), свободный английский, а у кое-кого и два языка, концерты-выставки-театры и т.д. - "Войну и мир" до конца прочла только одна девушка, да и то сказала, что просто заставила себя. И примерно то же самое было сказано про творения ФМД: какая тоска! |
|
|
номер сообщения: 150-20-15903 |
|
|
|
Sad_Donkey: ЛХаритон: Любовь на всю жизнь...
ЛХ |
Спасибо! Очень интересное и приятное чтение. Есть две-три формальные ошибочки; да, пожалуй, одно замечание критического характера - не серьезное и нисколько не портящее общего впечатления.
|
Спасибо, Сэд. Ценю Ваш отзыв. |
|
|
номер сообщения: 150-20-15904 |
|
|
|
Однодворец: ЛХаритон: И вот что я прочел: ""Вчера у меня опять был Гольденвейзер. Играл мне опять Бетховена. Какая тоска! Не знаешь, куда и бежать!.." |
Сегодня что-то на работе зашел разговоро о том, кто что "ниасилил" из классики. Так вот, из шести беседовавших человек - средний возраст, МГУ, а также и др. университеты (правда, отнюдь не филологи), свободный английский, а у кое-кого и два языка, концерты-выставки-театры и т.д. - "Войну и мир" до конца прочла только одна девушка, да и то сказала, что просто заставила себя. И примерно то же самое было сказано про творения ФМД: какая тоска! |
Интересно, каков средний возраст тех, кто работает с Вами? Люди моего поколения, тоесть почти 70-летние теперь, обязаны были читаь Толстого в школе. Просто некуда было деться. У меня, во всяком случае, учительница была строгая.
А Достоевского мы не "проходили".
Вообше, Толстого - Войну и мир - прочел лет в 12. Впечатление уже тогда было сильное. В 58-м году смотрел фильм с Одри Хэпберн в роли Наташи, и все сравнил с книгой, которую прочитал за год до фильма. Потом узнал, что принимается подписка на Толстого на Кузнецком мосту. Пошел в магазин и выстоял длинную очередь и подписался. Потом последовательно прочитал все тома (кажется их было 12).Хорошее, неповторимое было время! |
|
|
номер сообщения: 150-20-15905 |
|
|
|
ЛХаритон: Интересно, каков средний возраст тех, кто работает с Вами? Люди моего поколения, то есть почти 70-летние теперь, обязаны были читать Толстого в школе. Просто некуда было деться. У меня, во всяком случае, учительница была строгая. А Достоевского мы не "проходили". |
От 25 до 50 с небольшим. "Война и мир" и "Преступление и наказание" у нас были в 9-м классе. Но у меня есть много знакомых-ровесников, которые от Достоевского балдеют. Так что это все довольно персонально. |
|
|
номер сообщения: 150-20-15906 |
|
|
|
Календарь
Поздравляем с днем рождения Александра Валерьевича Халифмана!
-------------------------------------------------------
Далее. Трудно поверить, что было такое время, когда не было карманных шахмат. Не было - и всё! :)
И только в 1845 году их изобрел Питер Марк РОЖЕ, родившийся 18 января 1779-го года.
|
|
|
номер сообщения: 150-20-15907 |
|
|
|
18 января родилась Алиса Михайловна Галлямова.
Наши поздравления!
Се Цзюнь - Галлямова
Боржоми, 1990
В сицилианской защите на королевском фланге обычно атакуют белые? К черту стереотипы!
В партии с будущей чемпионкой мира Галлямова получила великолепную атакующую позицию и теперь наносит решающий удар.
49.. Rxg2! 50. Bxg2 f3!
Дальнейшее - добивание.
51.Re4 fg 52. Qd3 g1Q+
0-1
|
|
|
номер сообщения: 150-20-15908 |
|
|
|
LB:
Далее. Трудно поверить, что было такое время, когда не было карманных шахмат. Не было - и всё! :)
|
Это более, чем странно. Ведь в карманных шахматах нет ничего принципиально нового. Наручные часы гораздо более отличаются от настенных, чем большие шахматы от маленьких.
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 150-20-15909 |
|
|
|
Vova17: LB:
Далее. Трудно поверить, что было такое время, когда не было карманных шахмат. Не было - и всё! :)
|
Это более, чем странно. Ведь в карманных шахматах нет ничего принципиально нового. Наручные часы гораздо более отличаются от настенных, чем большие шахматы от маленьких.
|
То есть, были карманные воры (карманники), карманные деньги и карманные расходы, даже карманные интересы были - но только потом появились карманные шахматы. Вполне логично. |
|
|
номер сообщения: 150-20-15910 |
|
|
|
С карманными шахматами, кажется, разобрались. А как обстояли дела с шахматными диаграммами?
В те годы, когда я играл по переписке и изредка писал шахматные статьи, о таком можно было только мечтать |
|
|
номер сообщения: 150-20-15912 |
|
|
|
LB: С карманными шахматами, кажется, разобрались. А как обстояли дела с шахматными диаграммами?
В те годы, когда я играл по переписке и изредка писал шахматные статьи, о таком можно было только мечтать |
Да, когда я переводил книгу Фишера, то у меня даже пишущей машинки не было. Я все писал от руки на листах бумаги. И диаграммы я записывал - алгебраической нотацией (переводя с американской нотации). Было это всего каких-то сорок с чем-то лет назад. Так и сдавал это Ю.А.Бразильскому в редакцию ФиС.За месяц с небольшим закончил перевод.
Надо было спешить. Уже шел матч с Петросяном, и хотели, чтобы к матчу со Спасским была готова фишеровская книга. |
|
|
номер сообщения: 150-20-15913 |
|
|
|
Я помню, в "Огоньке" конца сороковых - начала пятидесятых (рубрику "Шахматы" вел Ботвинник, какое-то время Флор) диаграммы были трехмерными ("фотодиаграммы") |
|
|
номер сообщения: 150-20-15914 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Copyright chesspro.ru 2004-2024 гг. |
|
|
|