|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Была такая симпатичная книга-
"Гербстман, А. Падение черного короля : шахматные новеллы", там можно много найти таких "веселых" (простых и сложных) заданий. Наверное, ее можно найти в интернете. |
Уже ищу! Спасибо! |
|
|
номер сообщения: 127-5-6400 |
|
|
|
Uchitel: Приходится работать с классом (20-27) человек.Мат в 1 ход видят все.А двухходовку будут решать несколько человек, остальные скажут нам сложно. |
Это беда любого всеобуча. Два-три ученика понимают, большинство - не понимают, а остальные - просто не хотят.
Попробуйте уговорить администрацию школы на перевод шахмат в систему дополнительного образования.
По поводу задачки.
Попробуйте поставить ферзя на поле b4.
Лет пять тому назад я переписывался с учительницей из Саратова Анной Борисовной.
Если встретите ее - от меня поклон.
__________________________
Шахматное_образование_в_школу |
|
|
номер сообщения: 127-5-6401 |
|
|
|
К моему удивлению, просмотров ветки (и моего последнего сообщения, в том числе) оказалось так много, что я решил взять на себя смелость сообщить всем заинтересованным: по устной договоренности с А.Н. Костьевым - директором Москва-опен 2015, 5-го февраля 2015 я со своей программой повышения квалификации педагогов "Креативное шахматное образование" (одобрена Экспертным советом МинОбрНауки 12 ноября 2014 года) выступлю 5-го февраля на семинаре тренеров.
Покажу некоторые свои компьютерные программы.
Если кто-то заинтересуется - сообщите. Программу перешлю по Э-почте. Открыт для сотрудничества.
__________________________
Шахматное_образование_в_школу |
|
|
номер сообщения: 127-5-6418 |
|
|
|
Знакомство с исследованиями психологов в области продуктивного мышления (Я.А. Пономарев и др.) и собственные наблюдения приводят меня к довольно парадоксальному предположению.
Чем больше играющий в шахматы погружен в шахматный спорт и чем более значим для него результат каждой сыгранной им партии, тем меньшую пользу - в отношении расширения жизненного опыта и общего интеллектуального развития - приносят ему шахматы. |
|
|
номер сообщения: 127-5-6419 |
|
|
|
LB: Чем больше играющий в шахматы погружен в шахматный спорт и чем более значим для него результат каждой сыгранной им партии, тем меньшую пользу - в отношении расширения жизненного опыта и общего интеллектуального развития - приносят ему шахматы. | Из сказанного следует, что этот тезис справедлив и для других видов спорта...
И как следствие, вывод - "а стоит ли посвящать своё время спорту вообще"(?), так как это не способствует расширению жизненного опыта и интеллекта! )) |
|
|
номер сообщения: 127-5-6420 |
|
|
|
akm: LB: Чем больше играющий в шахматы погружен в шахматный спорт и чем более значим для него результат каждой сыгранной им партии, тем меньшую пользу - в отношении расширения жизненного опыта и общего интеллектуального развития - приносят ему шахматы. | Из сказанного следует, что этот тезис справедлив и для других видов спорта...
И как следствие, вывод - "а стоит ли посвящать своё время спорту вообще"(?), так как это не способствует расширению жизненного опыта и интеллекта! )) |
Я не скажу "за всю Одессу", но в обучении младших школьников шахматной игре имею некоторый опыт. Потому выскажу свое мнение, извините.
Про Пономарева говорить не буду. Его "действия в уме" по существу павловские рефлексы. Но это тема - для научного семинара.
Про влияние шахмат на развитие личности.
1. Шахматист тогда шахматист, когда он научится проигрывать.
Это не я придумал, но Ю.Л. Авербах любит повторять, что он почувствовал себя профессионалом, когда научился спокойно реагировать на проигрыш. Но не только проигрыш влияет на поведение шахматиста. Особенно - в турнире. Неожиданные победы - еще хуже неожиданного проигрыша. Эйфория пагубна. И приводит пример Бронштейна из матча 1951 года.
2. Ласкер в своем учебнике пишет, что надо учить не запоминать варианты, а думать за доской.
3. Примерно то же сказал Ботвинник (за точность не ручаюсь, но передаю смысл): Думать за доской - это искусство, а вспоминать варианты - ремесло.
4. Поэтому в своей методике я школьникам предлагаю не только шахматные задачи, но и общеразвивающие: внимание, память, логическое мышление, абстрактное воображение. Сейчас "обкатываю" тесты на креативность.
Про науку. Я немножко остепененный, и к моей ученой квалификации относятся с уважением:
5. 20 января я в РГУФКе выступал вторым оппонентом на защите диссертации "Совершенствование аналитических способностей шахматистов высшей квалификации".
6. Да и диссертация трехлетней давности, защита была в Волгоградской академии физической культуры, на которой я также был вторым оппонентом, "Методика формирования стратегического мастерства шахматистов на этапе спортивного совершенствования".
То есть, наука интересуется этими вопросами. И проводятся исследования в этом направлении.
Эти вопросы не интересуют только РШФ. Предложенный мной проект создания Научно-методического центра для подготовки научно-обоснованных личностно-ориентированных методик подготовки шахматистов высшей квалификации был отвергнут, как "не интересный".
Даже японское телевидение в год семидесятилетия Фишера (2013) брало у меня трехчасовое интервью, в котором я рассказывал как Владимир Алексеевич Алаторцев готовил к матчу сначала Спасского, а затем - Карпова.
А сейчас? тратится хотя бы копейка на научные изыскания в этой области?
Не знаю, но думаю, что нет.
Извините. Высказал наболевшее. Обидно, что наши претенденты на мировую шахматную корону готовятся как умеют. А их даже в Вейк-ан-Зее не пригласили. Правда, обидно. Одно дело говорить, что мы всех шапками закидаем. И другое дело (извините, процитирую Путина) "дело делать, работу работать".
__________________________
Шахматное_образование_в_школу |
|
|
номер сообщения: 127-5-6421 |
|
|
|
Оказывается и Баден-Баден обошелся без наших.
Иллюстрация тезиса "Спорт вне политики".
__________________________
Шахматное_образование_в_школу |
|
|
номер сообщения: 127-5-6422 |
|
|
|
Educator:
Про науку. Я немножко остепененный, и к моей ученой квалификации относятся с уважением: |
Извините. Высказал наболевшее. |
|
|
|
номер сообщения: 127-5-6423 |
|
|
|
saluki: Educator:
Про науку. Я немножко остепененный, и к моей ученой квалификации относятся с уважением: |
Извините. Высказал наболевшее. |
|
Что это значит - не понял. Спасибо за цитирование.
Но это послужило поводом для расширения списка упомянутых диссертаций.
Во-первых, диссертация гроссмейстера Поткина В.А. "Структура и содержание тренировочного процесса шахматистов высшей квалификации на основе инновационных компьютерных программ"
Во-вторых, диссертация Марсунова С.Н. "Методика формирования логического мышления шахматистов в условиях спортивно-ориентированного физического воспитания младших школьников (на примере Республики Калмыкия), на защите которой вторым оппонентом выступал В.А. Поткин.
__________________________
Шахматное_образование_в_школу |
|
|
номер сообщения: 127-5-6424 |
|
|
|
Educator, Вы как-то упоминали семинар тренерский. Выступали? Что интересного было? |
|
|
номер сообщения: 127-5-6425 |
|
|
|
MS: Educator, Вы как-то упоминали семинар тренерский. Выступали? Что интересного было? |
Спасибо за интерес, проявленный к семинару тренеров.
Меня убедили, что, прежде чем обучать педагогов, следовало бы получить оценку тренеров, то есть людей, не только умеющих играть в шахматы, но и умеющих тренировать школьников.
Мысль мне показалась достаточно обоснованной, и я провел первую апробацию своей методики на этом семинаре.
После лекции я думал, что сложившееся у меня мнение о пользе моей работы субъективно. Но после семинара ко мне подходили люди, давали адреса Э-почты с просьбой переслать им мои программы (для повышения квалификации и для работы с детьми). Не мне судить, но я сегодня отправил свои материалы в семь адресов. Мои материалы - это:
- Справка об авторе;
- Программа повышения квалификации педагогов;
- Программа обучения школьников;
- Письмо МинОбрНауки с рекомендациями региональным органам образования о внедрении моей программы в подведомственных организациях общего образования.
Если кого-то заинтересовали эти материалы - обращайтесь - перешлю.
Во время лекции по техническим причинам я не мог показать технологию создания электронных образовательных ресурсов. Меня пригласили в два региона, чтобы я "провел мастер-класс". От мастер-класса я отмежевался. Я могу рассказать о своем опыте. Но не ставлю себя в позу какого-то мастера, этакого гуру, или ментора.
Я готов рассказать о своем опыте таким же, как и я людям. Что-то я знаю и умею, чего не умеет кто-то. Но мне самому есть чему поучиться у других. Например, у сельского педагога дополнительного образования, выступившего в прениях на семинаре, который сумел заразить своим энтузиазмом жителей двух соседних сел, в которых он проводит занятия с детьми, обучая их шахматной игре.
__________________________
Шахматное_образование_в_школу |
|
|
номер сообщения: 127-5-6426 |
|
|
|
номер сообщения: 127-5-6427 |
|
|
|
И что?
__________________________
Шахматное_образование_в_школу |
|
|
номер сообщения: 127-5-6429 |
|
|
|
номер сообщения: 127-5-6433 |
|
|
|
Это второй круг.
В Испании уже вводили шахматы в качестве обязательного предмета. Затем отменили, так как даже ежу ясно существование в природе лириков и физиков.
Решили вернуться? По-видимому, общество в самом деле развивается по спирали.
Я противник поголовного обучения чему-либо. В том числе - шахматам.
И привожу пример моего покойного брата. В шахматы можно считать не умел играть.
В математике был - дубее некуда. Я, будучи моложе его на два года, решал для него задачи по алгебре.
Но он окончил медицинский институт, защитил кандидатскую диссертацию. В карьере дошел до заместителя начальника МосОблЗдрав.
Значит, у него была другая планида.
И не надо поворачивать реки. Не надо брать от природы ее милостей.
Ребята! Давайте жить дружно. Дружно, в первую очередь, с природой. С индивидуальностью каждого. Ценить и уважать индивидуальность каждого.
__________________________
Шахматное_образование_в_школу |
|
|
номер сообщения: 127-5-6436 |
|
|
|
номер сообщения: 127-5-6515 |
|
|
|
Мне кажется, для того, чтобы ученик в возрасте 6-7 лет мог заинтересоваться шахматами, нужно ему эту возможность предоставить.В нашей школе шахматы включены в курс для дошкольников.С помощью занимательных компьютерных программ все дошкольники знакомятся с ходами шахматных фигур и правилами шахматной игры.А в первом и втором классах занятия проводятся по желанию.Обычно дети из матклассов с удовольствием продолжают изучение. |
|
|
номер сообщения: 127-5-6520 |
|
|
|
Uchitel: Мне кажется, для того, чтобы ученик в возрасте 6-7 лет мог заинтересоваться шахматами, нужно ему эту возможность предоставить.В нашей школе шахматы включены в курс для дошкольников.С помощью занимательных компьютерных программ все дошкольники знакомятся с ходами шахматных фигур и правилами шахматной игры.А в первом и втором классах занятия проводятся по желанию.Обычно дети из матклассов с удовольствием продолжают изучение. |
В вашей школе правильно делают.
Это сообразуется с концепцией шахматного образования и противоречит идее "шахматного всеобуча".
__________________________
Шахматное_образование_в_школу |
|
|
номер сообщения: 127-5-6521 |
|
|
|
КИШИНЕВСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
(ИЗ ИСТОРИИ ШАХМАТНОГО ВСЕОБУЧА)
" В адрес гороно посыпались жалобы от родителей тех школьников, где всеобуч не проводился..." |
|
|
номер сообщения: 127-5-6522 |
|
|
|
номер сообщения: 127-5-6523 |
|
|
|
akm: Большой мыльный пузырь. |
С оценкой согласен.
Как-то уважаемый LB показал книжку про семинар шахматного всеобуча.
(Заметка 634).
На обложке написано "Шахматное образование". Так что, как я понял, автор-составитель осознал утопичность бессмысленность шахматного всеобуча. Мое мнение - заметка 637.
Структуру образования просвещения (тогда было министерство просвещения) как мог восстановил по памяти.
Если ошибся в деталях - прошу не судить строго. Ниже привожу рисунок.
__________________________
Шахматное_образование_в_школу |
|
|
номер сообщения: 127-5-6524 |
|
|
|
У меня фотографии посвежее.
В Советском Союзе правительство финансировало просвещение. А сегодняшнее Министерство образования (в перспективе - Министерство обучения) считает, что образовательные учреждения (бывшие школы) должны сами "зарабатывать" деньги.
Я не зарабатываю обучением деньги - довольствуюсь зар. платой. И таких энтузиастов много. Привожу фотографию игры вслепую гроссмейстера Марины Гусевой с учеником прогимназии Семеном Ломасовым - в то время -перворазрядником. За Гусеву передвигает фигуры Илья Ломасов - третьеразрядник. Судит гроссмейстер Ю.Л. Авербах. У демонстрационной доски студент РГУФК Олег Черный.
Сморите сами
На доске символ креативного шахматного образования Пегасенок на шахматной доске.
__________________________
Шахматное_образование_в_школу |
|
|
номер сообщения: 127-5-6525 |
|
|
|
номер сообщения: 127-5-6540 |
|
|
|
Educator: akm: Большой мыльный пузырь. |
С оценкой согласен.
Как-то уважаемый LB показал книжку про семинар шахматного всеобуча.
(Заметка 634).
На обложке написано "Шахматное образование". Так что, как я понял, автор-составитель осознал утопичность бессмысленность шахматного всеобуча. Мое мнение - заметка 637.
Структуру образования просвещения (тогда было министерство просвещения) как мог восстановил по памяти.
Если ошибся в деталях - прошу не судить строго. Ниже привожу рисунок.
|
сильно давно это было. Все-таки в 70-х развилки начинались в 8-м.
__________________________
не надо шутить с войной |
|
|
номер сообщения: 127-5-6541 |
|
|
|
shcherb: Educator: akm: Большой мыльный пузырь. |
С оценкой согласен.
Как-то уважаемый LB показал книжку про семинар шахматного всеобуча.
(Заметка 634).
На обложке написано "Шахматное образование". Так что, как я понял, автор-составитель осознал утопичность бессмысленность шахматного всеобуча. Мое мнение - заметка 637.
Структуру образования просвещения (тогда было министерство просвещения) как мог восстановил по памяти.
Если ошибся в деталях - прошу не судить строго. Ниже привожу рисунок.
|
сильно давно это было. Все-таки в 70-х развилки начинались в 8-м.
|
Согласен, систему просвещения начали куверкать где-то в семидесятых. Ввели одиннадцатый класс. И в одиннадцатом классе стали учить началам математического анализа. Вот такой "Математический всеобуч". Сродни "шахматному всеобучу". Князева Валентина Владимировна, доктор педагогических наук, даже разработала программу обучения шахматам с первого по десятый класс. Мир и покой праху Валентины Владимировны.
__________________________
Шахматное_образование_в_школу |
|
|
номер сообщения: 127-5-6542 |
|
|
|
Ввели одиннадцатый класс. |
это уже в 1986м и касалось начальной школы (4 класса вместо 3х). А интегральное исчисление (в обычных школах) было полу-факультативным в 9-10м классах и полноценным в мат.школах.
Видимо, при поздней сов. власти планка школьного образования все время повышалась, а в пост-советские времена все время снижалась...
__________________________
не надо шутить с войной |
|
|
номер сообщения: 127-5-6543 |
|
|
|
shcherb: Ввели одиннадцатый класс. |
это уже в 1986м и касалось начальной школы (4 класса вместо 3х). А интегральное исчисление (в обычных школах) было полу-факультативным в 9-10м классах и полноценным в мат.школах.
Видимо, при поздней сов. власти планка школьного образования все время повышалась, а в пост-советские времена все время снижалась...
|
Не могу молчать! Я закончил 11 класс в 1965-ом, и у нашего поколения были предшественники... |
|
|
номер сообщения: 127-5-6544 |
|
|
|
Educator:"Князева Валентина Владимировна, доктор педагогических наук, даже разработала программу обучения шахматам с первого по десятый класс. Мир и покой праху Валентины Владимировны. | Да-а, Ваше сообщение меня неприятно поразило... ((
Прошу прощения, когда это случилось? |
|
|
номер сообщения: 127-5-6545 |
|
|
|
akm: Educator:"Князева Валентина Владимировна, доктор педагогических наук, даже разработала программу обучения шахматам с первого по десятый класс. Мир и покой праху Валентины Владимировны. | Да-а, Ваше сообщение меня неприятно поразило... ((
Прошу прощения, когда это случилось? |
Князева Валентина Владимировна. Активизация познавательной деятельности учащихся общеобразовательной школы (На примере преподавания шахмат) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01, 13.00.04 : Ташкент, 1992 208 c.
Князева Валентина Владимировна. Структура и содержание учебного предмета шахматы в системе общеобразовательной школы России : Дис. ... доктор. пед. наук : 13.00.04, 13.00.01 Москва, 2000
Извините, количество страниц докторской диссертации куда-то спрятались.
Если найду - сообщу дополнительно.
P.S. Докторская диссертация напечатана в двух томах.
1 том. 403 с. (6 глав, выводы и библиография).
2 том. 157 с. (Приложения)
P.P.S. Точной даты кончины Валентины Владимировны не нашел. Приблизительно январь 2009.
__________________________
Шахматное_образование_в_школу |
|
|
номер сообщения: 127-5-6546 |
|
|
|
Валентина Владимировна Князева скончалась 12 января 2009 года. |
|
|
номер сообщения: 127-5-6547 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Copyright chesspro.ru 2004-2024 гг. |
|
|
|