ChessPro online

Шахматы в школе

вернуться в форум

12.10.2010 | 13:48:11

Главная  -  Поговорим?  -  Федерации

182

Однодворец

20.03.2011 | 14:10:04

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Пока ничьи аргументы не убеждают, прямо как Шекспир Льва Толстого, что шахматы в школе нужны.

Нормальный ребенок сразу после окончания математики-русского из школы хочет побыстрей удрать, чтоб заняться куда более приятными вещами, в том числе и шахматами, если они ему интересны, только не в школе со всеми ее завучами-директорами.

Поэтому средства и усилия, потраченные РШФ на освещение шахматных событий в СМИ, поддержание сверхпрестижного образа и пользы шахмат, дадут во много раз более значимый результат, чем все воспитатели детсадов вместе взятые со всеми методиками и школьными уроками.

Тренеры в любой ДЮСШ в два счета объяснят детям, чем диагональ отличается от вертикали, а белое поле от черного, а также научат собственно играть и понимать шахматы. Через это прошли чуть не все нынешние посетители сайта.
номер сообщения: 127-5-1584

183

bulbul

мм

20.03.2011 | 21:13:03

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Однодворец: Пока ничьи аргументы не убеждают, прямо как Шекспир Льва Толстого, что шахматы в школе нужны.

Нормальный ребенок сразу после окончания математики-русского из школы хочет побыстрей удрать, чтоб заняться куда более приятными вещами, в том числе и шахматами, если они ему интересны, только не в школе со всеми ее завучами-директорами.

Поэтому средства и усилия, потраченные РШФ на освещение шахматных событий в СМИ, поддержание сверхпрестижного образа и пользы шахмат, дадут во много раз более значимый результат, чем все воспитатели детсадов вместе взятые со всеми методиками и школьными уроками.

Тренеры в любой ДЮСШ в два счета объяснят детям, чем диагональ отличается от вертикали, а белое поле от черного, а также научат собственно играть и понимать шахматы. Через это прошли чуть не все нынешние посетители сайта.


Вы правы, во всей видимости. Мне тоже кажется, что шахматы в чистом виде как предмет в школе не особо нужны. А нужны кружки с добровольным посещением. В то же время шахматы могут стать важным элементом более глобального курса, о чем упоминал и Игорь Георгиевич. Причем подобный курс будет скорее всего востребован не в массовой школе.
Вопрос о предполагаемой роли РШФ во всеобуче Игорь Георгиевич, к сожалению, не осветил. На мой взгляд, никакого резона брать здесь инициативу на себя у федерации нет.
номер сообщения: 127-5-1587

184

bulbul

мм

20.03.2011 | 21:26:28

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Светлана:
akm: Светлана, методика И.Г.Сухина, это только его методика. УМК Игоря Григорьевича, это только его УМК. Наши с Вами рассуждения по этому поводу немного значат. Ведь Вы же не думаете, что он изменит что-то в своих работах, одобренных и утверждённых в МИНИСТЕРСТВЕ. Его задача совершенно ясна, проводя семинары, участвуя в "наблюдательных советах", создавая книги и прочее - ПРОДВИНУТЬ именно СВОЮ ПРОГРАММУ - создать урок шахмат без игры в них.
Вот почему многое в его программе вызывает у Вас недоумение. А если ознакомиться с материалами известной многолетней полемики по всеобучу, то не только у Вас.
ЗАДАЧА по введению шахмат в школу ГОСУДАРСТВЕННАЯ. И не может один человек, даже семи пядей во лбу, осилить её.
Для того, чтобы не ошибиться, не пойти "налево" с правильного пути, необходимо собрать представительное совещание именно шахматистов, в первую очередь опытных тренеров-педагогов , работавших как во всеобуче, так и с группами СО и НП. Только так можно выяснить ОБЪЕКТИВНЫЕ критерии преподавания всеобуча.
А такие частности, как методики проведения первого, второго или энного урока, решить после того, как будет выработано главное направление. За деревьями (отдельными уроками) можно не увидеть леса - верного направления развития всеобуча.
Нельзя отдавать такой государственно-важный вопрос, только на откуп Министерству Образования. Без участия практиков мы обречены куда-то "вступить" из чего будем потом долго "выбираться".
Многие современные программы начинаются с частностей, наработок того или иного автора, и затем "за уши" к ним притягиваются направления развития. Российский шахматный всеобуч не должен пойти по этому скользкому пути. Вначале - вменяемая концепция, и лишь затем внедрение.
А-У, ответьте, кто расслышал!

Ладно, оставим в стороне УМК Игоря Григорьевича, в конце концов никто не заставляет им пользоваться...
А есть ли в нынешней социально-экономической ситуации в России возможность осуществить шахматный всеобуч? Это я намекаю на большие проблемы с бюджетом... Статей расходов будет много, и если без учебников и рабочих тетрадей по шахматам можно пережить, то без демонстрационных досок и комплектов шахмат - вряд ли...
Далее, как будет решаться, к примеру, кадровая проблема? Сразу скажу, что я не согласна с тем, что шахматы учителя начальных классов и воспитатели будут вести лучше тренеров-педагогов...
Разумеется, если что-то сдвинется, то на откуп Минобрнауки это вопрос отдавать нельзя...


Ответ на вопрос о том, кому лучше вести курс шахмат, зависит от цели обучения. Кстати, у Игоря Георгиевича хотелось бы поинтересоваться, каким он видит результат преподавания по предлагаемому им курсу. К сожалению, нет времени на подробное его изучение.
Насчет распределения ответственности за всеобуч уже высказывался. В нынешних условиях отдать его на откуп Минобра считаю правильным, ибо успех проекта маловероятен.
номер сообщения: 127-5-1588

185

Игорь_Георгиевич_Сухин

кмс
Москва

20.03.2011 | 21:47:46
Сайт Email

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Спасибо всем за большое количество вопросов. Я уже писал, что завтра улетаю в Нижнекамск, а ещё очень много дел...
Но кое-что меня уже огорчило - моё исходное сообщение перекинуто из рубрики "Левитов" сюда, в "Шахматы в школе" (которую мало кто читает)... Очень жаль, т.к. тема гораздо шире и охватывает и дошкольный, и школьный сегменты. Обсуждение этого было несколько смазано и 5 марта на заседании, и сейчас...

Почему так произошло? Наверное, дело в том, что некотрые коллеги (не все) стали писать не о концептуальных вещах (именно им место на ветке "Левитов"), а о частностях (разумеется, важных, но которым не место на ветве "Левитов").

Я не думаю, что коллеги специально стали писать о "диагоналях" именно для того, чтобы тему перекинули из важных в маловажные (не случайно эта тема несколько месяцев просто пустовала).
Но получилось очень грустно. Поэтому тех, кого действительно интересует эта тематика призываю перейти на шахматные форумы Всероссийского Интернет-педсовета - там я как модератор не перекидываю вопросы из одних веток в другие.

Без обид, но с крайним огорчением, ИГС.
номер сообщения: 127-5-1589

186

арт.

20.03.2011 | 22:22:43
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Игорь_Георгиевич_Сухин: сюда, в "Шахматы в школе" (которую мало кто читает)...

откуда у вас эти сведения?
Но получилось очень грустно.

непонятна причина печали
Поэтому тех, кого действительно интересует эта тематика призываю перейти на шахматные форумы Всероссийского Интернет-педсовета - там я как модератор не перекидываю вопросы из одних веток в другие.

вот это прелестно.

Почему так произошло? Наверное, дело в том, что некотрые коллеги (не все) стали писать не о концептуальных вещах (именно им место на ветке "Левитов"), а о частностях (разумеется, важных, но которым не место на ветве "Левитов").



Я не думаю, что коллеги специально стали писать о "диагоналях" именно для того, чтобы тему перекинули из важных в маловажные (не случайно эта тема несколько месяцев просто пустовала).

но и там эта тема не поднималась... и утонула бы в потоке, здесь хоть не утонет в др. темах,
обсуждать же все темы в одном треде - нонсенс, если же тему "не поднимают" - значит туда ей и дорога,
всё это азы модерирования.

Без обид

но сами-то уже успели:-)
номер сообщения: 127-5-1590

187

Игорь_Георгиевич_Сухин

кмс
Москва

20.03.2011 | 22:56:15
Сайт Email

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
(не случайно эта тема несколько месяцев просто пустовала).

если же тему "не поднимают" - значит туда ей и дорога,
всё это азы модерирования.





арт. пишет: "Если же тему "не поднимают" - значит туда ей и дорога".

Спасибо, Вы этой фразой ответили на все вопросы. С уважением, ИГС.
номер сообщения: 127-5-1591

188

арт.

20.03.2011 | 23:03:11
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
не надо передергивать:

азы модерирования - не обсуждать все темы в одной,

собственно, перенес в профильную тему, дабы ваши ценные мысли не утонули в потоке, а саму тему перенес в форум РШФ - это тоже азы.

не поднимают - туда ей и дорога - пассаж против придания той или теме искусственной популярности и т.д.
номер сообщения: 127-5-1592

189

Светлана

20.03.2011 | 23:05:05

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
bulbul: Ответ на вопрос о том, кому лучше вести курс шахмат, зависит от цели обучения. Кстати, у Игоря Георгиевича хотелось бы поинтересоваться, каким он видит результат преподавания по предлагаемому им курсу. К сожалению, нет времени на подробное его изучение.

Я позволила себе выложить ЗУНы (точнее ЗУы) из программы И.Г. Сухина:
1-ый год обучения:
К концу учебного года дети должны знать:
шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу учебного года дети должны уметь:
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать;
объявлять шах;
ставить мат;
решать элементарные задачи на мат в один ход.
2-ой год обучения:
К концу учебного года дети должны знать:
обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.
К концу учебного года дети должны уметь:
записывать шахматную партию;
матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
проводить элементарные комбинации.
3-ий год обучения:
К концу учебного года дети должны знать:
принципы игры в дебюте;
основные тактические приемы;
что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
К концу учебного года дети должны уметь:
грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
точно разыгрывать простейшие окончания.

И одну из его фраз:
Шахматы как вид спорта имеют недостатки, шахматы как учебный предмет и как искусство недостатков не имеют.

bulbul: Насчет распределения ответственности за всеобуч уже высказывался. В нынешних условиях отдать его на откуп Минобра считаю правильным, ибо успех проекта маловероятен.

Я бы сказала, что проект обречён на провал...
А разве Минобрнауки выражал желание поучаствовать в его реализации?
номер сообщения: 127-5-1593

190

LB


Петербург

20.03.2011 | 23:41:03
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Светлана:
Я бы сказала, что проект обречён на провал...


По-моему, проект уже принес немало пользы - и детям, и шахматам.
Я не вполне разделяю оптимизм И.Г. Сухина, но считаю, что если у шахмат и есть будущее, то оно связано с шахматным всеобучем
номер сообщения: 127-5-1594

191

Roger

20.03.2011 | 23:45:55

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Если так, то будущего у шахмат нет.
номер сообщения: 127-5-1595

192

LB


Петербург

20.03.2011 | 23:58:51
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Roger: Если так, то будущего у шахмат нет.


Шахматы в глубоком кризисе, но я всё-таки надеюсь
Если план Всеобщей шахматизации будет выполнен хотя бы на 10 процентов, шахматы выживут, по-моему
номер сообщения: 127-5-1596

193

Roger

21.03.2011 | 00:06:04

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Ну несколько сотен лет они без всеобуча пережили, наверное, переживут и ещё столько же.
номер сообщения: 127-5-1597

194

Светлана

21.03.2011 | 06:43:42

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB:
Светлана:
Я бы сказала, что проект обречён на провал...

По-моему, проект уже принес немало пользы - и детям, и шахматам.
Я не вполне разделяю оптимизм И.Г. Сухина, но считаю, что если у шахмат и есть будущее, то оно связано с шахматным всеобучем

Вы называете проектом всеобуч?
Я назвала так заявленную в презентации РШФ деятельность по внедрению всеобуча:
Цели проекта
• Включение шахмат в школьную программу государственной системы образования в качестве дополнительного (факультативного) предмета в тех регионах, где его в этом качестве нет, и присвоение ему статуса обязательного предмета в тех регионах, где он уже стал дополнительным.
Основные направления реализации:
– мониторинг и анализ ситуации в России и за рубежом
– привлечение специалистов, формирование рабочих групп
– организация принятия необходимых нормативных документов – в сотрудничестве с министерством образования РФ
– подготовка педагогического состава
– подготовка методической литературы для преподавателей
– подготовка учебной литературы для учащихся
– доведение информации о преимуществах и перспективах включения шахмат в школьную программу как факультативного предмета до сведения широкой
профессиональной общественности
– создание экспериментальных площадок по шахматному всеобучу в школах во всех федеральных округах
– подготовка теоретической базы для лоббирования вопроса об отведении 3-го часа физкультуры под занятия шахматами

LB:
Roger: Если так, то будущего у шахмат нет.

Шахматы в глубоком кризисе, но я всё-таки надеюсь
Если план Всеобщей шахматизации будет выполнен хотя бы на 10 процентов, шахматы выживут, по-моему

Я не заметила, чтобы в последнее время у детей снизился интерес к шахматам, и каждый год в сентябре они по-прежнему приходят на занятия... Отмечу также, что родителей, заинтересованных в занятих их детей-дошкольников становится всё больше и больше...
"Всеобщая шахматизация" - распыление (в нашей ситуации в России) сил и (в особенности) средств, развивать (поддерживать), ИМХО, надо в первую очередь детские шахматы в системе ДО...
номер сообщения: 127-5-1598

195

bulbul

мм

21.03.2011 | 08:13:53

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Светлана:
Я позволила себе выложить ЗУНы (точнее ЗУы) из программы И.Г. Сухина:
1-ый год обучения:
К концу учебного года дети должны знать:
шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу учебного года дети должны уметь:
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать;
объявлять шах;
ставить мат;
решать элементарные задачи на мат в один ход.
2-ой год обучения:
К концу учебного года дети должны знать:
обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.
К концу учебного года дети должны уметь:
записывать шахматную партию;
матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
проводить элементарные комбинации.
3-ий год обучения:
К концу учебного года дети должны знать:
принципы игры в дебюте;
основные тактические приемы;
что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
К концу учебного года дети должны уметь:
грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
точно разыгрывать простейшие окончания.


Спасибо, Светлана
Масштаб курса не назовешь чересчур смелым. Практика показывает, что, даже занимаясь раз в неделю индивидуально, дети, как правило, проходят этот трехлетний курс за полгода-год. Но, говоря о цели курса, я имел в виду более общую постановку вопроса. Чего мы в принципе хотим добиться, вводя всеобуч? Мне кажется, что без спортивной составляющей все эти три года будут потрачены зря. То есть нужны тогда какие-то массовые соревнования, в которых дети результаты обучения наглядно продемонстрируют.



Я бы сказала, что проект обречён на провал...
А разве Минобрнауки выражал желание поучаствовать в его реализации?


А как без участия министерства, в подчинении которого находятся школы, он в принципе может осуществляться?
номер сообщения: 127-5-1599

196

LB


Петербург

21.03.2011 | 09:11:07
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Светлана:
Я не заметила, чтобы в последнее время у детей снизился интерес к шахматам, и каждый год в сентябре они по-прежнему приходят на занятия... Отмечу также, что родителей, заинтересованных в занятих их детей-дошкольников становится всё больше и больше...
"Всеобщая шахматизация" - распыление (в нашей ситуации в России) сил и (в особенности) средств, развивать (поддерживать), ИМХО, надо в первую очередь детские шахматы в системе ДО...

Да, но одно другому не мешает, наверное. Интересно, много ли детей охвачены ДО? Есть такие данные по России?
номер сообщения: 127-5-1600

197

Светлана

21.03.2011 | 09:36:48

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
bulbul:

Спасибо, Светлана
Масштаб курса не назовешь чересчур смелым. Практика показывает, что, даже занимаясь раз в неделю индивидуально, дети, как правило, проходят этот трехлетний курс за полгода-год. Но, говоря о цели курса, я имел в виду более общую постановку вопроса. Чего мы в принципе хотим добиться, вводя всеобуч? Мне кажется, что без спортивной составляющей все эти три года будут потрачены зря. То есть нужны тогда какие-то массовые соревнования, в которых дети результаты обучения наглядно продемонстрируют.

Пожалуйста...
Ещё пару раз позволю себе процитировать И.Г. Сухина:
До сих пор во многих странах мира нет понимания, что курс для начальной школы должен быть: научно обоснован; иметь чёткое, точечное целеполагание; иметь образовательные программы, учебники, пособия для учителей, рабочие тетради и быть рассчитан на определённый контингент преподавателей.

Так, российский курс “Шахматы – школе” предназначен для развития фундаментальной способности действовать в уме, преподавать который призваны учителя начальных классов, прошедшие как минимум 72-часовые курсы повышения квалификации. Данный курс базируется на теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина и трудах Я.А.Пономарева об этапах развития способности действовать в уме.

Необходимость проведения шахматных уроков в общеобразовательной школе связана с тем, что ни один предмет школьной и дошкольной программы целенаправленно не развивает эту фундаментальную способность, без которой ученик не может быть успешен в школе. Поэтому шахматы могут стать уникальной надпредметной дисциплиной, которая решит вековую задачу – научит детей учиться!

Теперь о спортивной составляющей:
Отмечу, что разрабатываю свою технологию преподавания я искал оптимальную форму занятий. Для выявления оптимальной формы занятий мною культивировались:
а) решение шахматных заданий ("задачная" форма),
б) игра детей с преподавателем ("сеансовая" форма),
в) игра детей друг с другом ("соперническая" форма).
В случае игры детей друг с другом все дети оказывались заняты продуктивной деятельностью, однако:
а) педагог не имел возможности контролировать учебный процесс,
б) среди детей были проигравшие,
в) отработка способности действовать "в уме" носила стихийный характер.
В случае игры детей с преподавателем (сеанс одновременной игры) педагог легко контролировал каждого ребенка, но нерационально тратилось время занятия.
В случае решения шахматных заданий педагог легко контролировал ход занятия, все дети были заняты продуктивной деятельностью, отработка способности действовать "в уме" велась целенаправленно.
В результате был сделан вывод о том, что с содержательной точки зрения оптимальной оказалась "задачная" форма занятий. После этого мною сравнивались две принципиально различные формы занятий ("задачная" и "соперническая") с позиции мотивации детей. Здесь я исходил из предположения о том, что для передачи детям социального опыта особую роль играет его четвертый компонент – эмоционально-ценностный. Только тот социальный опыт может быть усвоен детьми, который в наибольшей степени затронет сферу его эмоций и чувств.
Анализ данных опроса и экспериментальная работа свидетельствуют о том, что далеко не все дети любят играть в шахматы друг с другом (из-за боязни проиграть), но практически все дети охотно решают шахматные задания, если они носят занимательный и доступный характер и подаются эмоционально.
Таким образом, в ходе моих исследования было установлено, что ведущей формой проведения шахматных занятий должна стать "задачная". В соответствии с этим выводом, целью и задачами исследования была разработана система дидактических шахматных заданий, предназначенная для повышения этапа развития способности действовать "в уме".
При этом моё исследование показало, что первичный процесс обучения детей шахматным азам должен включать в себя три стадии:
1) "доматовую" (обучение без объяснения термина "мат"),
2) тренинг постановки мата в один ход,
3) "матовую" стадию (игру всеми фигурами из начального положения).

По поводу остального - вечером...
номер сообщения: 127-5-1601

198

Светлана

21.03.2011 | 09:40:18

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: Интересно, много ли детей охвачены ДО? Есть такие данные по России?

Попробую выяснить...
Но по опыту работы в этой сфере знаю, что данные бывают очень далеки от реальной картины...
номер сообщения: 127-5-1602

199

LB


Петербург

21.03.2011 | 10:07:07
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
bulbul: Но, говоря о цели курса, я имел в виду более общую постановку вопроса. Чего мы в принципе хотим добиться, вводя всеобуч? Мне кажется, что без спортивной составляющей все эти три года будут потрачены зря. То есть нужны тогда какие-то массовые соревнования, в которых дети результаты обучения наглядно продемонстрируют.


Нет, всеобуч подразумевает мирные шахматы, без соревнований. Шахматы для развития. Это как 'поголовное' обучение всех детей плаванью - не для спорта, а для жизни. Как видно из цитаты, приведенной Светланой, И. Г Сухин считает главным то, что шахматы учат действовать в уме (ВПД - по Пономареву, см. например здесь) А у меня, например, несколько другая точка зрения.
Но существенно то, что уроки шахмат в начальной школе - это не спорт.
номер сообщения: 127-5-1603

200

СС

21.03.2011 | 10:25:09

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB:Нет, всеобуч подразумевает мирные шахматы, без соревнований. Шахматы для развития. Это как обучение детей плаванью - не для спорта, а для жизни. Как видно из цитаты, приведенной Светланой, И. Г Сухин считает главным то, что шахматы учат действовать в уме (ВПД - по Пономареву, см. например здесь) А у меня, например, несколько другая точка зрения.
Но существенно то, что уроки шахмат в начальной школе - это не спорт.

Уважаемый LB, мне, честно говоря, непонятна ни позиция И. Г Сухина, ни Ваша.
Для того, чтобы всего-навсего научить детей правилам шахмат (а к этому, собственно, почти все и сводится у Сухина, да иначе и быть не может, если преподаватели в массе своей сами едва умеют переставлять фигуры) вводить шахматный всеобуч? С расходами, учебниками, инвентарем, курсами, подготовкой, переподготовкой, обязательностью обучения и т.д. и т.п. Очень странно, если не сказать больше.
Теперь цитата из Вашей статьи:
Обучение шахматам в школе станет более полезным и результативным, если преподаватели научат детей (а прежде научатся сами, что очень непросто) видеть глубокую и отнюдь не лежащую на поверхности связь игры с живой жизнью.

Мне кажется, эта задача вообще не для школы.
Разумеется, и И.Г.Сухин и Вы владеете темой. Тем более интересно было бы услышать ответ на мой невежественный вопрос.
номер сообщения: 127-5-1604

201

bulbul

мм

21.03.2011 | 11:00:39

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
В общем понятно. Игорь Георгиевич настаивает на развивающем значении шахмат и его курс предполагает именно эту направленность. Что тоже неплохо и можно лишь пожелать ему удачи. Насколько курс адекватен поставленной цели - судить не берусь, некомпетентен. С точки зрения шахматных профессионалов это направление не очень интересно. Для нас шахматы все-таки в первую очередь спорт. Приведет ли всеобуч в шахматы новых игроков и болельщиков - неясно. Всерьез заниматься таким проектом для РШФ стало бы лишь распылением и без того ограниченных сил и средств, о чем, впрочем, здесь уже говорили...
Другое дело - некий курс для элитной школы. Что-то вроде основ стратегического мышления. Такая идея тоже витает в воздухе, сам я ее толком не разрабатывал, поэтому углубляться не буду. Но некоторые мысли в этом направлении есть, мог бы поучаствовать, будь это востребовано
номер сообщения: 127-5-1605

202

chich

доцент
Воронеж

21.03.2011 | 11:27:13
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
шахматы и близко нельзя подпускать к школе
если кому-то хочется срубить по-лёгкому бюджетного бабла, пусть поищут менее вредоносные способы, чем шахматный всеобуч
номер сообщения: 127-5-1606

203

LB


Петербург

21.03.2011 | 11:38:41
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
СС: интересно было бы услышать ответ на мой невежественный вопрос.


Ох, Семен, мне на Ваш 'невежественный' вопрос и за десять лет не ответить. И не потому, что ответа нет в принципе, а потому, что 'игра' - сложнейшая тема в философии, культурологии, психологии, педагогике...

Взять хотя бы шахматные правила. Это для нас они всего-навсего правила, формальный язык, 'условная схема", как неудачно выразился Ботвинник. А для ребенка, с его образным мышлением, шахматные правила - это целый мир. Сама 'идея правил' может быть для него откровением.
И ребенок прав. Правила формировались столетиями, они впитали в себя глубокие закономерности жизни. И маленький ребенок овладевает этими закономерностями через шахматы - при правильном обучении.
Именно поэтому, мне кажется, Игорь Георгиевич так 'растягивает' обучение.
номер сообщения: 127-5-1607

204

LB


Петербург

21.03.2011 | 11:54:32
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
bulbul: С точки зрения шахматных профессионалов это направление не очень интересно. Для нас шахматы все-таки в первую очередь спорт. Приведет ли всеобуч в шахматы новых игроков и болельщиков - неясно.


Шахматных профессионалов (спортсменов) на пушечный выстрел нельзя подпускать к начальной школе.
Насколько помню, Вы утверждали, что шахматный спорт напрямую зависит от престижа шахмат в обществе. И разве уроки шахмат в школе не поднимают этот престиж?
номер сообщения: 127-5-1608

205

Pirron

21.03.2011 | 11:55:34

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Не знаю, ЛБ. Ребенок сам спонтанно создает новые игры, на ходу сочиняя новые правила. И эти элементарные правила значительно лучше выражают закономерности жизни, чем условные и искусственные правила шахмат.
номер сообщения: 127-5-1609

206

LB


Петербург

21.03.2011 | 12:10:04
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Pirron: Не знаю, ЛБ. Ребенок сам спонтанно создает новые игры, на ходу сочиняя новые правила.


Это не совсем так. Ребенок не 'сочиняет'. Давно описан (не не объяснен) поразительный феномен: в детских играх, которым их никто не учит, всплывают древние языческие обряды. Дети 'сочиняют' игры, в которые играли тысячи лет назад.
номер сообщения: 127-5-1610

207

Coach

21.03.2011 | 14:47:15

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
chich: шахматы и близко нельзя подпускать к школе

Хотел бы добавить: "В том виде, какой предлагается в программе Сухина."
Три года учить как ходит слон с ферзем, сидя за партой и царапая тетрадку ручкой?
Нет, такой урок шахмат детям не нужен. И СанПиН его не поддержит.
Дети начальной школы должны прибегать(!!) в специализированный класс с шахматами без стульев(!!) и успеть за урок сыграть 2-3 партии со своими друзьями, покричать, поговорить, выплеснуть свою энергию, получить ценный практический опыт и отдохнуть от нудных школьных предметов. Тогда мы получим полноценную динамическую паузу в течении учебного дня. В противном случае - это еще один час нудного сидения, ничем не отличающегося от школьных уроков. Через год ваши дети будут играть на телефонах, PSP, забывать тетрадки и люто ненавидеть шахматы.
номер сообщения: 127-5-1611

208

Enot2

Давно это было
Москва

21.03.2011 | 15:03:37
Сайт Email

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB:
Pirron: Не знаю, ЛБ. Ребенок сам спонтанно создает новые игры, на ходу сочиняя новые правила.


Это не совсем так. Ребенок не 'сочиняет'. Давно описан (не не объяснен) поразительный феномен: в детских играх, которым их никто не учит, всплывают древние языческие обряды. Дети 'сочиняют' игры, в которые играли тысячи лет назад.


Хммм чего ж тут необъяснимого. Было бы странно если бы один и тот же тип, вид социального существа, с той жк психикой и теми-же физическими характеристиками придумывал другие игры ... :)

Что касается шахмат в школе, то ни шахматным профи, ни шахматным учителям профи в ней делать нечего и кроме вреда ничего не будет.

Шахматные уроки, буде они будут внедрены, это игра, игра, игра. Рассказы о шахматной истории, шахматная культура и обучение учеников ролям организатора турниров, арбитра во всех ипостасях от секретаря до линейного, наконец тренера ... И все это в форме игры и еще раз игры.


__________________________
Все действительное было разумным, все разумное будет действительным
номер сообщения: 127-5-1612

209

Enot2

Давно это было
Москва

21.03.2011 | 15:06:06
Сайт Email

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Coach:
chich: шахматы и близко нельзя подпускать к школе

Хотел бы добавить: "В том виде, какой предлагается в программе Сухина."
Три года учить как ходит слон с ферзем, сидя за партой и царапая тетрадку ручкой?
Нет, такой урок шахмат детям не нужен. И СанПиН его не поддержит.
Дети начальной школы должны прибегать(!!) в специализированный класс с шахматами без стульев(!!) и успеть за урок сыграть 2-3 партии со своими друзьями, покричать, поговорить, выплеснуть свою энергию, получить ценный практический опыт и отдохнуть от нудных школьных предметов. Тогда мы получим полноценную динамическую паузу в течении учебного дня. В противном случае - это еще один час нудного сидения, ничем не отличающегося от школьных уроков. Через год ваши дети будут играть на телефонах, PSP, забывать тетрадки и люто ненавидеть шахматы.


Да примерно то-же что и я писал ...


__________________________
Все действительное было разумным, все разумное будет действительным
номер сообщения: 127-5-1613

210

Coach

21.03.2011 | 15:09:06

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Однодворец:
Нормальный ребенок сразу после окончания математики-русского из школы хочет побыстрей удрать, чтоб заняться куда более приятными вещами, в том числе и шахматами, если они ему интересны, только не в школе со всеми ее завучами-директорами.
Тренеры в любой ДЮСШ в два счета объяснят детям, чем диагональ отличается от вертикали, а белое поле от черного, а также научат собственно играть и понимать шахматы.


Полностью согласен. Курс так называемого трехлетнего всеобуча, навязываемого школе, можно успешно пройти примерно за 15-20 уроков или в ДЮСШ, или в кружке или индивидуально. Разговоры о гармоничном творческом развитии детей и т.д. - "пыль в глаза". Это "творческое" развитие начиняют внедрять уже в группах 3-х летнего возраста детского сада, а результат - "пшик". Любое домашнее воспитание и любой взрослый гораздо эффективней! ( Ну, а если Арина Родионовна впридачу, то полезнее в 100 раз!)))
И все потому, что в садах и яслях, бОльшее количество времени дети общаются со своими ровесниками, а не со взрослым человеком.
номер сообщения: 127-5-1614

211

akm

21.03.2011 | 15:28:25

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB:
bulbul: Но, говоря о цели курса, я имел в виду более общую постановку вопроса. Чего мы в принципе хотим добиться, вводя всеобуч? Мне кажется, что без спортивной составляющей все эти три года будут потрачены зря. То есть нужны тогда какие-то массовые соревнования, в которых дети результаты обучения наглядно продемонстрируют.


Нет, всеобуч подразумевает мирные шахматы, без соревнований. Шахматы для развития. Это как 'поголовное' обучение всех детей плаванью - не для спорта, а для жизни. Как видно из цитаты, приведенной Светланой, И. Г Сухин считает главным то, что шахматы учат действовать в уме (ВПД - по Пономареву, см. например здесь) А у меня, например, несколько другая точка зрения.
Но существенно то, что уроки шахмат в начальной школе - это не спорт.

Шахматы во всеобуче не спорт - игра!
Лишь в игре происходит развитие ребёнка.
Шахматы не плавание, в них нужен партнёр.
Партнер в шахматах, это второе наше "я", которое задаёт вопросы первому "я".
Шахматы развивают именно это второе "я", и как следствие логическое мышление.
Логическое мышление и есть умение действовать в уме.
Три года обучения нужны только И.Г.Сухину, чтобы реализовать свой бизнес-план.
Обучить ИГРАть в шахматы можно за 30-40 занятий, то есть один год.
Всё остальное (свыше) - есть "вода" призванная растянуть курс всеобуча.
Не надо массовых соревнований на стороне - достаточно лишь двоих участников, чтобы сыграть одну партию в классе.
На уроках можно и нужно грамотно организовать практику (ИГРУ), провести простейшие турниры, матчи.
Цель игры (всеобуча) можно считать достигнутой, если партия доведена до логического завершения (мата).
Всё, что будет после всеобуча - занятия в секции, кружке, спортшколе - есть специализация - шахматы, как спорт.
"Мирные шахматы" - бокс в печатках из павлиньих перьев.
Отменим оценки на уроках, экзамены в школе, ЕГу - получим "мирную школу".
____________
Что не дозволено Зевсу - позволительно быку!
номер сообщения: 127-5-1616