|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В 2010 Минобр утвердил Федеральный стандарт для начальной школы. К сожалению, шахматы, вылетели из обязательной программы и отсутствует теперь и региональный компонент. Приходиться перестраиваться на т.н. дополнительное образование и вклиниваться в так называемый базисный план для 2-го года обучения. Помощи от Федерации никакой. Ждем когда ж решение съезда РШФ о шахматном всеобуче получит реакцию Президента страны. Если ее не будет, то все потуги региональных и местных инициативных людей-Минобр сведет на нет, принимая и в дальнейшем ФОС(федеральные образовательные стандарты)
__________________________
делайте только то что хорошо умеете, остальное должны делать другие |
|
|
номер сообщения: 127-5-1553 |
|
|
|
Молодцы в РШФ, что, как и обещали, разметили все материалы к заседанию 5 марта на сайте РШФ!!!
Теперь по каждому пункту возможен конструктивный диалог.
Сначала о материалах презентации направления школьных шахмат.
Некоторые итоги заседания, касающиеся школьных и дошкольных шахмат
Позитив:
1. Членам Наблюдательного совета раздали материалы, которые могут стать объектом анализа, уточнений, замечаний.
2. Вновь был остро поставлен о том, что шахматы должны стать обязательным предметом начальной школы (отмечу, что только за последние два года я и мои коллеги провели шесть международных и всероссийских конференций по школьно-дошкольным шахматам, причём в резолюциях трёх последних указали, что шахматы должны стать обязательной школьной учебной дисциплиной).
3. Руководством РШФ было подтверждено, что в Москве планируется обязательное введение шахмат в начальной школе.
4. Руководство РШФ взяло курс на поэтапный переход к обязательной школьной дисциплине "Шахматы" во всей России.
5. Руководство РШФ полагает, что в общеобразовательных школах шахматы должны преподавать учителя начальных классов (с 1994 года я и мои коллеги доказывали, что это оптимальный путь).
6. РШФ признало, что вопрос школьных шахмат – слабое звено в деятельности РШФ.
7. Многие участники проявили большую заинтересованность в развитии направления школьных шахмат.
8. Ряд участников проявили большую заинтересованность в развитии направления дошкольных шахмат (это важнейшее направление, однако, пока оно не отражено в материалах к заседанию).
Проблемная часть:
Ключевой вопрос здесь: Кто и как это будет делать?
Цель проекта "Шахматы в школе": "Включение шахмат в школьную программу государственной системы образования в качестве дополнительного (факультативного) предмета" – шаг назад по сравнению с 1994 годом.
Рассмотрим основные направления реализации:
1) мониторинг и анализ ситуации в России и за рубежом;
Логично.
2) привлечение специалистов, формирование рабочих групп;
Да, это важный вопрос, но непонятно, как он будет решаться. Данной проблемой должны заниматься люди науки, которые в курсе последних исследований в области психологии и педагогики, причём нужна команда единомышленников.
3) организация принятия необходимых нормативных документов – в сотрудничестве с Министерством образования РФ;
Да, это важный вопрос. Но опять-таки: кто и как это будет делать? Вспомним Приказ Минобразования РФ №2211 от 2004 года. В нём не было закреплено персональной ответственности, и большинство пунктов не было выполнено.
4) подготовка педагогического состава;
Да, это важный вопрос. Ориентировка выбрана верно: учителя начальных классов. Добавлю: и воспитатели детских садов! Но здесь есть мощнейший риф, на который в последние годы попали корабли нескольких регионов. Так как не было понимания, что для преподавания шахмат нужен не отдельный учебник, а полноценный научно-обоснованный учебно-методический комплект, то на семинарах и курсах кое-где учителей начальных классов просто учат шахматам, или в лучшем случае методике проведения шахматных занятий без опоры на научно-обоснованный учебно-методический комплект. Это тупиковый путь. Это – одна из причин, по которой провалились эксперименты в 1980-е годы. Единственно правильный путь следующий: на курсах повышения квалификации учителей начальных классов (и дошкольных специалистов) обучать конкретной методике и технологии работы с конкретными научно-обоснованными учебно-методическими комплектами. Другого пути нет. Здесь у меня, как у автора федерального курса "Шахматы – школе" пока своеобразная фора. Но для нормального функционирования любого школьного предмета требуется 2-3 научно-обоснованных учебных курса – чтобы учителя могли выбирать то, что им больше подходит. Следует учесть, что это РШФ собирается расширить своё влияние на общеобразовательные школы, а не наоборот. Поэтому, каждый автор нового шахматного курса должен предложить школе своё целеполагание – нечто, что не могут дать школе другие предметы. В курсе "Шахматы – школе" – это поэтапное развитие фундаментальной способности действовать в уме.
5) подготовка методической литературы для преподавателей; и 6) подготовка учебной литературы для учащихся;
База уже создана в 1994 – 2011 гг.: Курс "Шахматы – школе" включает в себя УМК трех лет обучения: "Шахматы, первый год", "Шахматы, второй год" и "Шахматы, третий год".
Издательство "Духовное возрождение" (Обнинск) выпустило в свет следующие составные части УМК "Шахматы, первый год":
Учебник "Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны",
Пособие для учителя "Шахматы, первый год, или Учусь и учу",
Тетрадь "Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь: Часть 1" и "…Часть 2",
Тетрадь "Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Тетрадь для проверочных работ",
Задачник "Шахматы, первый год: Задачник, мат в один ход: 1500 малофигурных позиций".
Издательство "Духовное возрождение" выпустило в свет следующие составные части УМК "Шахматы, второй год":
Учебник "Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем",
Пособие для учителя "Шахматы, второй год, или Учусь и учу",
Тетрадь "Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Рабочая тетрадь: Часть 1" и "…Часть 2",
"Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Тетрадь для проверочных работ".
Издательство "Духовное возрождение" выпустило в свет следующие составные части УМК "Шахматы, третий год":
Учебник "Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Часть 1",
Учебник "Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Часть 2",
Пособие для учителя "Шахматы, третий год, или Учусь и учу",
Тетрадь "Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Рабочая тетрадь: Часть 1" и "…Часть 2".
7) доведение информации о преимуществах и перспективах включения шахмат в школьную программу как факультативного предмета до сведения широкой профессиональной общественности;
Да, этот вопрос хромает. С достоверной информацией дело из рук вон плохо.
8) создание экспериментальных площадок по шахматному всеобучу в школах во всех федеральных округах".
Да, это важный аспект. |
|
|
номер сообщения: 127-5-1554 |
|
|
|
Игорь_Георгиевич_Сухин:
Позитив:
2. Вновь был остро поставлен о том, что шахматы должны стать обязательным предметом начальной школы (отмечу, что только за последние два года я и мои коллеги провели шесть международных и всероссийских конференций по школьно-дошкольным шахматам, причём в резолюциях трёх последних указали, что шахматы должны стать обязательной школьной учебной дисциплиной).
3. Руководством РШФ было подтверждено, что в Москве планируется обязательное введение шахмат в начальной школе.
4. Руководство РШФ взяло курс на поэтапный переход к обязательной школьной дисциплине "Шахматы" во всей России. |
Ровно наоборот.
Всё связанное с введением шахмат, как обязательного предмета в школу - негатив.
Шахматы, как факультативный предмет - позитив.
Бедные дети, сколько "благих намерений" ещё обрушится на ваши головки.
______________________________________
Что не дозволено Зевсу - позволительно быку! |
|
|
номер сообщения: 127-5-1555 |
|
|
|
akm: Игорь_Георгиевич_Сухин:
Позитив:
2. Вновь был остро поставлен о том, что шахматы должны стать обязательным предметом начальной школы (отмечу, что только за последние два года я и мои коллеги провели шесть международных и всероссийских конференций по школьно-дошкольным шахматам, причём в резолюциях трёх последних указали, что шахматы должны стать обязательной школьной учебной дисциплиной).
3. Руководством РШФ было подтверждено, что в Москве планируется обязательное введение шахмат в начальной школе.
4. Руководство РШФ взяло курс на поэтапный переход к обязательной школьной дисциплине "Шахматы" во всей России. |
Ровно наоборот.
Всё связанное с введением шахмат, как обязательного предмета в школу - негатив.
Шахматы, как факультативный предмет - позитив.
Бедные дети, сколько "благих намерений" ещё обрушится на ваши головки.
______________________________________
Что не дозволено Зевсу - позволительно быку! |
Вполне понимаю Вашу обеспокоенность!!!
Поэтому наши учёные из Российской академии образования и говорят: Ключевой вопрос - кто и как это будет делать! Потому что испортить самое благое дело легко.
Жизнь уже показала, что для преподавания шахмат как средства развития детей в детском саду и школе не нужны разрядники (нередко они не умеют преподавать, ещё чаще - не хотят и боятся, что их обяжут).
А.В.Дворкович чётко сказал, что преподавать в начальной школе должны учителя начальных классов.
Добавлю, а в садах - воспитатели. При такой постановке вопроса почти все проблемы решаются без ущемления чьих бы то ни было прав и интересов. Ведь, разрядники, кмс и мастера будут избавлены от сложнейшей и рутинной (для них) работы по обучению детей азам.
А если у кого-то есть сомнения в уровне современных воспитателей детских садов, то смею уверить, их уровень психолого-педагогических знаний очень неплох. Только что я вернулся из г. Ноябрьска, где проводил 72-часовые курсы повышения квалификации (9 дней по 8 часов) для воспитателей всех детских садов города (31 чел.). По моей информации - это первые в России 72-часовые курсы повышения квалификации по шахматам для воспитателей детских садов. Впечатлений и информации - море!
Я ещё раз убедился в том, что у нас замечательные воспитатели детских садов. Пока ограничусь самым потрясающим впечатлением. Работа велась преимущественно (кроме теоретических вопросов, электронных презентаций и т.п.) по учебнику "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны".
Я разбирал со слушателями подавляющее большинство учебных положений из данного учебника. И в предпоследний день курсов показал слушателям на демонстрационной доске легендарную партию Морфи - Консультанты, при этом слушатели сами искали оптимальные ходы за белых. И после того, как Морфи объявил мат, вдруг раздались оглушительные аплодисменты!!!
Наши российские воспитатели детских садов, большинство из которых только что познакомились с правилами игры, аплодировали и великому Морфи, и эстетике качественной шахматной партии!!!
Такое невозможно было даже представить перед поездкой.
И это лучше всяких других доказательств свидетельствует о том, что в детских садах преподавать шахматы должны преимущественно именно воспитатели!
Но, разумеется, только те из них, которые сердцем принимают базовое целеполагание курса – поэтапное развитие у детей фундаментальной способности действовать в уме. |
|
|
номер сообщения: 127-5-1556 |
|
|
|
Игорь_Георгиевич_Сухин:
Я разбирал со слушателями подавляющее большинство учебных положений из данного учебника. И в предпоследний день курсов показал слушателям на демонстрационной доске легендарную партию Морфи - Консультанты, при этом слушатели сами искали оптимальные ходы за белых. И после того, как Морфи объявил мат, вдруг раздались оглушительные аплодисменты!!!
Наши российские воспитатели детских садов, большинство из которых только что познакомились с правилами игры, аплодировали и великому Морфи, и эстетике качественной шахматной партии!!!
|
Отрадно слышать.
Спасибо, Игорь Георгиевич, Вы на верном пути. |
|
|
номер сообщения: 127-5-1557 |
|
|
|
LB: Игорь_Георгиевич_Сухин:
Я разбирал со слушателями подавляющее большинство учебных положений из данного учебника. И в предпоследний день курсов показал слушателям на демонстрационной доске легендарную партию Морфи - Консультанты, при этом слушатели сами искали оптимальные ходы за белых. И после того, как Морфи объявил мат, вдруг раздались оглушительные аплодисменты!!!
Наши российские воспитатели детских садов, большинство из которых только что познакомились с правилами игры, аплодировали и великому Морфи, и эстетике качественной шахматной партии!!!
|
Отрадно слышать.
Спасибо, Игорь Георгиевич, Вы на верном пути. |
Да, Лев Борисович, я был поражён. Я видел, с каким старанием они занимаются, как непросто некоторым из них даются азы шахматной премудрости. И в последний день курсов у нас состоялся прелюбопытный максимально откровенный и честный разговор. Это было тоже очень важно и ценно для меня. Впечатлило, что одна из воспитателей, которая уже с октября 2010 года начала с нуля преподавать шахматы, сказала, что в первый момент была против шахмат. Но по мере приобретения опыта видела глаза детей, их интерес и теперь кардинально изменила своё мнение.
И мне бывает обидно и горько за наш учительский корпус (прежде всего, воспитателей и учителей начальных классов), когда некоторые из тренеров относятся к ним с высокомерием. Высокомерия я не терплю в принципе, а когда оно лишено оснований ещё больше. Каждый должен делать своё дело, уважая другого. Учителя начальных классов и воспитатели детских садов - давать детям азы шахмат - ставить простейшую элементную базу. А тренеры - заниматься с уже мотивированными детьми в секциях и клубах (а также - в школьных кружках).
Вот и сейчас я 21 марта лечу в г. Нижнекамск на крупнейший региональный форум по шахматному образованию. Я уже много лет слежу по Интернету за ходом всеобуча в г. Нижнекамске, и на днях смогу воочию увидеть всё то позитивное, что сделано в этом регионе Татарстана. Там у меня будет большая и насыщенная программа пребывания, с деталями я потом познакомлю на сайте. Первая информация о мероприятии уже появилась – "У нижнекамцев перенимают опыт обучения шахматам" (Нижнекамск, 17 марта, «Татар-информ», Лия Измайлова): "В Нижнекамске пройдет республиканский семинар-практикум на тему: «Интеграция общего и дополнительного образования через реализацию шахматного всеобуча в образовательных учреждениях Нижнекамского муниципального района». Основной целью семинара является изучение и распространение нижнекамского опыта по организации массового шахматного обучения для детей школьного возраста. Мероприятие пройдет 22 марта и будет состоять из двух частей: презентаций школ-участниц и общего собрания в шахматном центре на базе СОШ №6. Нижнекамский опыт работы в этом направлении насчитывает уже 8 лет. С 2003 года и по сей день 30 школ города обучают учеников вторых и третьих классов шахматному искусству. Учебно-методический комплект, по которому проходят занятия – единственный в мире, разработанный специально для школьников. Автор комплекта выступит на закрытии семинара". |
|
|
номер сообщения: 127-5-1558 |
|
|
|
Уважаемый И.Г. никто не спорит с Вами.
То что детям должны преподавать шахматы именно учителя и воспитатели ясно и без Дворковича.
Вопрос в другом - насколько необходимо введение ещё одной НАУКИ - обязательного предмета "шахматы" в школу?
Также очень интересно сколько из курсантов научились играть в ИГРУ "шахматы" за 72 часа, сколько времени было посвящено обучению их ИГРЕ. Могут ли эти люди не только аплодировать партиям Морфи, но и довести сами хотя бы одну партию до мата?
______________________________________
Что не дозволено Зевсу - позволительно быку! |
|
|
номер сообщения: 127-5-1559 |
|
|
|
Ну, собственно, от воспитателей не требуется быть практиками даже на одну партию. Скорее от них требуется улавливать связь между шахматной игрой и иными культурными аспектами, чтобы не преподавались шахматы совсем от них в отрыве... У меня вообще идея есть - преподавать шахматы в рамках курса основ стратегического мышления. Правда подобного курса пока в принципе не существует
Интересно также поинтересоваться, будут ли востребованы, помимо предложенных, иные методики, успешно используемые в педагогической практике. А также опыт педагогов, преподававших шахматы в общеобразовательной школе в течение ряда лет еще в 90е годы. |
|
|
номер сообщения: 127-5-1560 |
|
|
|
bulbul: Ну, собственно, от воспитателей не требуется быть практиками даже на одну партию. Скорее от них требуется улавливать связь между шахматной игрой и иными культурными аспектами, чтобы не преподавались шахматы совсем от них в отрыве... У меня вообще идея есть - преподавать шахматы в рамках курса основ стратегического мышления. |
Любопытно.
Расскажите немного подробнее, пожалуйста
Только лучше, наверное, не в этой теме |
|
|
номер сообщения: 127-5-1561 |
|
|
|
Игорь_Георгиевич_Сухин: База уже создана в 1994 – 2011 гг.: Курс "Шахматы – школе" включает в себя УМК трех лет обучения: "Шахматы, первый год", "Шахматы, второй год" и "Шахматы, третий год". |
Есть ли у Вас, Игорь Георгиевич, результаты апробации (использования в педагогической практике) преподавателями шахмат Вашего УМК? |
|
|
номер сообщения: 127-5-1562 |
|
|
|
akm: Уважаемый И.Г. никто не спорит с Вами.
То что детям должны преподавать шахматы именно учителя и воспитатели ясно и без Дворковича.
Вопрос в другом - насколько необходимо введение ещё одной НАУКИ - обязательного предмета "шахматы" в школу?
Также очень интересно сколько из курсантов научились играть в ИГРУ "шахматы" за 72 часа, сколько времени было посвящено обучению их ИГРЕ. Могут ли эти люди не только аплодировать партиям Морфи, но и довести сами хотя бы одну партию до мата?
______________________________________
Что не дозволено Зевсу - позволительно быку! |
1. Вы пишете: "То, что детям должны преподавать шахматы именно учителя и воспитатели, ясно и без Дворковича".
Отвечаю: На самом деле, это ясно далеко не всем и в 2011 году. Я до сих пор на различных форумах получаю иронические вопросы от тренеров-преподавателей с одним и тем же вопросом: "Покажите мне хотя бы одного учителя начальных классов, который преподаёт шахматы в начальной школе?". Я же именно для учителей начальных классов писал курс "Шахматы - школе" ещё в 1994 году - и в те годы это было ещё более никому не очевидно. Как и сейчас. Замечу, что я стараюсь никому не навязывать своего мнения по тому или иному вопросу - я излагаю своё мнение: быть может, оно правильное, быть может, ошибочное. Всегда задаю себе вопросы сам: Прав ли я? Стараюсь учесть все точки зрения, получить максимум информации по теме.
2. Вы пишете: "Вопрос в другом - насколько необходимо введение ещё одной НАУКИ - обязательного предмета "шахматы" в школу?"
Отвечаю: Очень хороший вопрос, спасибо. В 80-е годы ХХ века всех энтузиастов шахматного всеобуча зажёг журнал "64" – публикация о положительном опыте следовала за публикацией: Краснодар, Красноярск, Норильск, Кишинёв, Челябинск - прямо празднично-розовая вырисовывалась картина. Я меня под рукой несколько общих тетрадей с приклеенными вырезками из шахматных и нешахматных журналов и газет тех лет, посвящённых всеобучу. Я верил в него. В 1988 году Г.К.Каспаров вышел на Министерство просвещения СССР с конкретными предложениями по всеобучу. Их отклонили, сославшись на перегруженность младших школьников. И вдруг в 1993 году пошло обновление начальной школы, появились вариативные учебные учебники по основным учебным дисциплинам, и новое Министерство образования РФ загорелось идеей обязательных факультативов - в основной сетке занятий на них выделялись часы. И сотрудники Министерства образования РФ вышли на меня с предложением написать курс "Шахматы - школе". Не я на них вышел, а они на меня. Я согласился не сразу, ведь задача эта чудовищно сложная. Но очень интересная - ведь, впереди планеты всей. К тому же, я как раз относительно незадолго до этого детально познакомился с исследованиями доктора психологических наук Я.А.Пономарёва о внутреннем плане действий (как предтече способности действовать в уме), поэтому проблема целеполагания была для меня ясна. Кстати, здесь на сайте приведено замечательное интервью с Юрием Сергеевичем Разуваевым на эту тему. И я и Юрий Сергеевич, и Никита Глебович Алексеев вначале стали разрабатывать эту тематику независимо друг от друга, что подтверждает её концептуальную актуальность и значимость. Поэтому введение обязательного школьного предмета "Шахматы" идея совершенно верная, но тонкость заключается всё в тех же вопросах: Кто и как это будет делать, чтобы не получилось, как в известном афоризме: "Хотели как лучше, а получилось как всегда".
3. Вы пишете: "Также очень интересно, сколько из курсантов научились играть в ИГРУ "шахматы" за 72 часа, сколько времени было посвящено обучению их ИГРЕ. Могут ли эти люди не только аплодировать партиям Морфи, но и довести сами хотя бы одну партию до мата?"
Отвечаю: Целеполагание курса "Шахматы - школе" – поэтапное развитие у детей способности действовать в уме на шахматном материале. Для этого я сначала познакомил воспитателей с правилами шахматной игры, а затем воспитатели сами должны были решить практически все задания из учебника "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны". А затем осваивали методику оптимального преподнесения этих заданий детям. Это то - что они смогут реально проконтролировать на занятии с дошколятами. Была и игра "до крови", т.е. - до мата. Одна из слушательниц соорудила противнице детский в мат, а в остальных случаях борьба была более упорной. Разумеется, не было отмечено ни одного мата Легаля, ни одного спёртого мата, ни одной мельницы. Но… было несколько весьма симпатичных матов. Я специально просил воспитателей подзывать меня к тем доскам, где, как они считали, стоял мат на доске. И в самом деле - это оказывались матовые положения. Самым симпатичным был хрестоматийный мат на позицию короткой рокировки, который соорудили чёрные, пробравшись слоном на h3, а ферзём на f3 при белой пешке g3 (от Фg2Х спасения, как обычно, не нашлось). Но гораздо ценнее было другое. Я в меру сил следил за всеми пятнадцатью парами играющих и не выявил ни одного случая, чтобы оба короля оказались бы одновременно под шахом (что сплошь и рядом бывает в партиях маленьких детей)!!! Ни одного. Вы полагаете, этого мало для начала? |
|
|
номер сообщения: 127-5-1563 |
|
|
|
Игорь_Георгиевич_Сухин:
Отвечаю: Целеполагание курса "Шахматы - школе" – поэтапное развитие у детей способности действовать в уме на шахматном материале. |
Именно! А аплодировать партиям Морфи или нет - это дело темперамента и вкуса ... Кто-то будет аплодировать просто хорошим шахматным фигурам, кто-то фигурам шахматисток. Главное что они все будут вовлечены в шахматный мир, что и является важнейшей целью и РШФ и ФИФА.
__________________________
Все действительное было разумным, все разумное будет действительным |
|
|
номер сообщения: 127-5-1564 |
|
|
|
Если Вы действительно научили курсантов играть, то курсы не прошли зря, задача выполнена, ПОЗДРАВЛЯЮ!
Было бы хорошо, чтобы и они ИГРАЛИ в шахматы с детьми, а не превращали игру в скучный наукообразный предмет.
Всё остальное (формы, методы, головоломки и т.д.) - лишь средства обучения прилагаемые к самой ИГРЕ.
Извините, добавлю. Следующая Ваша фраза меня не слишком убедила.
"И я и Юрий Сергеевич, и Никита Глебович Алексеев вначале стали разрабатывать эту тематику независимо друг от друга, что подтверждает её концептуальную актуальность и значимость. Поэтому введение обязательного школьного предмета "Шахматы" идея совершенно верная, но тонкость заключается всё в тех же вопросах: Кто и как это будет делать, чтобы не получилось, как в известном афоризме: "Хотели как лучше, а получилось как всегда"."
Почему, - потому что я немного в курсе.
______________________________________
Что не дозволено Зевсу - позволительно быку! |
|
|
номер сообщения: 127-5-1565 |
|
|
|
akm:
Было бы хорошо, чтобы и они ИГРАЛИ в шахматы с детьми, а не превращали игру в скучный наукообразный предмет. |
Опасение справедливое, но возможно наукообразие больше свойственно именно занятиями с учителями. А с детишками надо только играть, играть, и играть ... А уж ставить мат ладьей они научаться и сами в ходе игры ...
__________________________
Все действительное было разумным, все разумное будет действительным |
|
|
номер сообщения: 127-5-1566 |
|
|
|
Enot2: akm:
Было бы хорошо, чтобы и они ИГРАЛИ в шахматы с детьми, а не превращали игру в скучный наукообразный предмет. |
Опасение справедливое, но возможно наукообразие больше свойственно именно занятиями с учителями. А с детишками надо только играть, играть, и играть ... А уж ставить мат ладьей они научаться и сами в ходе игры ...
|
100% правильно - |
|
|
номер сообщения: 127-5-1567 |
|
|
|
А вообще у меня есть опасение, что великие шахматные тренеры, воспитавшие немало супер-гроссов, это несколько не те люди, которые могут дать нужные рекомендации по массовому обучению шахматам детей в школе.
ВЕЛИКИЕ тренеры изначально настроены на то чтобы ПРАВИЛЬНО поставить шахматное мышление, в перспективе надеясь шаг за шагом вырастить гроссмейстера ...
Но в классе, и даже в школе таких и близко может и не быть. В школе надо привить детям лишь вкус к использованию шахмат для проведения досуга, вместо например домино или подкидного дурака ...
Не надо в школе из них растить чемпионов, - это дело ДЮСШ и шахматных кружков ...
__________________________
Все действительное было разумным, все разумное будет действительным |
|
|
номер сообщения: 127-5-1568 |
|
|
|
Enot2: В школе надо привить детям лишь вкус к использованию шахмат для проведения досуга...
Не надо в школе из них растить чемпионов, - это дело ДЮСШ и шахматных кружков ...
|
К этому даже нечего добавить, одни аплодисменты. |
|
|
номер сообщения: 127-5-1569 |
|
|
|
akm: Enot2: В школе надо привить детям лишь вкус к использованию шахмат для проведения досуга...
Не надо в школе из них растить чемпионов, - это дело ДЮСШ и шахматных кружков ...
|
К этому даже нечего добавить, одни аплодисменты. |
Жаль ... А то я бы сообщил номер счета ...
__________________________
Все действительное было разумным, все разумное будет действительным |
|
|
номер сообщения: 127-5-1570 |
|
|
|
Игорь_Георгиевич_Сухин: Целеполагание курса "Шахматы - школе" – поэтапное развитие у детей способности действовать в уме на шахматном материале. |
Эффективность развития у детей способности действовать в уме на шахматном материале зависит от того, насколько дети понимают суть шахмат...
Чем быстрее удастся добиться этого понимания, тем целесообразнее будет преподавание шахмат в школе...
Выше (пост № 1184) я задавала Вам вопрос: "Есть ли у Вас, Игорь Георгиевич, результаты апробации (использования в педагогической практике) преподавателями шахмат Вашего УМК?" Пока он остался без ответа... Я давно знакома с Вашей программой, и меня в ней удивляет очень многое, в первую очередь явная затянутость в изложении элементарных вещей...
Программа первого года обучения:
Зачем отводить на знакомство с шахматной доской первые 3 урока?
Урок 1 Шахматная доска
Чтение-инсценировка дидактической скажи "Удивительные приключения шахматной доски". Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Чтение-инсценировка дидактической сказки "Котята-хвастунишки". |
Из "МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРВОГО УРОКА":
Нарисуйте мелом на классной доске белое и черное (закрашенное поле. Покажите детям заранее приготовленные белые и черные поля, вырезанные из плотной бумаги или картона. Покажите указкой на демонстрационной доске несколько белых и черных полей. Пусть ребята посмотрят с.7 учебника, где нарисована большая шахматная доска и отдельно белые и черные поля.
Дайте каждому из учеников по шахматной доске, лучше всего деревянной, но можно и картонную (она гораздо дешевле, но ученики могут быстро ее измять). Пусть каждый из учеников покажет на своей доске белое и черное поля.
Затем ребята достают из портфелей тетради в большую клетку (для шестилеток) и рисуют в клеточках несколько белых и черных полей.
Обратите внимание детей на то, что на шахматной доске белые и черные поля всегда чередуются: белое – черное – белое – черное...
Для закрепления элементарного шахматного материала прочитайте ученикам еще одну дидактическую сказку. |
Не слишком ли много абсолютно ненужных действий? К слову, готовность к уроку предполагает, что доставать из портфеля во время урока детям ничего не придётся, всё должно быть на парте...
В чём смысл чтения этой сказки?
Урок 2. Шахматная доска
Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры "Горизонталь", "Вертикаль" и др.
В начале урока – повторение пройденного материала. Хоть он и достаточно прост, сделать это необходимо (тем более что кто-то наверняка пропустил первое занятие). Покажите шахматную доску, белые и черные поля. Раздайте детям шахматные доски, и пусть они сами покажут по два белых и два черных поля. Спросите, какая форма у шахматного поля; у шахматной доски. |
Из "МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ВТОРОГО УРОКА":
Начинайте знакомить детей с дорожками шахматной доски, по которым в дальнейшем будут передвигаться шахматные фигуры.
Объясните, что ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ЛИНИЯ, или ГОРИЗОНТАЛЬ (подчеркните интонацией и предложите хором 3-4 раза проговорить эти термины), – это любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая проходит слева направо. Очень хорошо, если у вас есть вырезанный из картона шаблон горизонтали.
Если у вас есть картонные шахматные доски, можете разрезать на горизонтали одну-две из них и дать каждому ученику такую горизонталь. Покажите одну из горизонталей указкой на демонстрационной шахматной доске, нарисуйте горизонталь мелом на классной доске, а ребята должны показать любую горизонталь пальцем на своих шахматных досках. Поля в горизонтали всегда чередуются: белое-черное-белое-черное-белое-черное-белое-черное или черное-белое-черное-белое-черное-белое-черное-белое. Всего на доске 8 горизонталей. Пусть дети рассмотрят с. 11 учебника, где отдельно расположена одна горизонталь и изображена шахматная доска, на которой показаны все 8 горизонталей. Ученики пальцем покажут все горизонтальные линии на своих шахматных досках.
Можно предложить ребятам правильно раскрасить простым карандашом (чтобы потом можно было стереть) горизонтали, нарисованную в нижней части на с. 11. Пусть они читают, сколько белых и сколько черных полей в каждой горизонтали (их, разумеется, по 4).
Если у вас есть под рукой большой набор черно-белых кубиков, дайте их детям, и пусть они выложат из них горизонталь. Предложите нарисовать горизонтальную линию и в тетради в клеточку.
Разверните в руках на 90 градусов импровизированную картонную горизонталь, и она превратится в вертикаль.
Объясните, что ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЛИНИЯ, или ВЕРТИКАЛЬ, – это любая черно-белая дорожка, которая идет от одного партнера к другому. Вертикалей, как и горизонталей, 8. Поля в каждой вертикальной линии также чередуются. Ученики открывают учебник на с. 12, где показаны все вертикали.
Как и при объяснении горизонтали, вы показываете вертикали на демонстрационной доске, рисуете одну из них мелом на классной доске и др.
Затем ребята раскрывают учебник на с. 13 и пытаются найти все горизонтали и вертикали, которые "спрятались" там на сюжетном рисунке.
Неплохо, если учитель заранее заготовит несколько нарисованных и вырезанных из ватмана горизонталей, в которых нарушена последовательность чередования белых и черных полей, и покажет их классу. Дети должны обнаружить ошибку. Затем эти "горизонтали" используйте как "вертикали", развернув их на 90 градусов, и повторите задание. |
Здесь опять звучит вопрос об абсолютно ненужных действиях...
Понятия горизонтали и вертикали базовые при объяснении ходов шахматных фигур. |
Знаете, дети, особенно дошкольники, гораздо лучше воспринимают "ходит прямо", чем "ходит по горизонтали и вертикали"...
Увы, я не нашла "МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕТЬЕГО УРОКА"...
Занятие 3. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Чтение и инсценировка дидактической сказки из книги И. Г. Сухина “Приключения в Шахматной стране” (М.: Педагогика, 1991. – с. 132–135) или дидактической сказки “Лена, Оля и Баба Яга” (читается и инсценируется фрагмент сказки; с. 3–14). Дидактическое задание “Диагональ”. |
И вопрос, является ли понятие диагональ "базовым при объяснении ходов шахматных фигур" остался для меня открытым...
Я бы могла продолжать и дальше, но вряд ли к этому располагает формат форума...
На моих первых трёх уроках дети (ученики начальных классов и дошкольники) знакомятся с начальной расстановкой фигур, ходами ладьи, слона, ферзя, понятиями "нападение", "взятие", "защита"...
За 20 с лишним лет я убедилась в том, что это реально... |
|
|
номер сообщения: 127-5-1571 |
|
|
|
Светлана:
Я бы могла продолжать и дальше, |
Имхо очень даже интересно... Расскажите, а то у меня тут пара клиентов подрастает :)
Из моего опыта. Отец научил меня играть в шахматы лет в шесть ... Зная отца не думаю, что он потратил три подхода на объяснение доски ...
Думаю (не помню) обучение происходило примерно так:
1.Вот твоя армия - вот моя
2.пешки ходят только вперед, а бьют наискосок..(это когда он первый раз побил пешкой)
3 Кони ходят буквой Г (и они перепрыгивают через всех)
4. Ладья ходит, вперед - назад, или вбок
5. Слоны ходят наискосок
6. Ферзь ходит как хочет, только не как конь
7. Король как ферзь только на одну клетку ...
Все поехали ...
Все остальное в ходе игры (типа так не ходят ..., если напал на короля надо уйти или защищаться)
А не можешь спасти короля, значит проиграл ...
__________________________
Все действительное было разумным, все разумное будет действительным |
|
|
номер сообщения: 127-5-1572 |
|
|
|
Светлана:
Не слишком ли много абсолютно ненужных действий? |
Это неправильное использование терминологии. Здесь просто напрашивается термин абсолютно вредные действия.
Я вот удивлялся (про себя) когда на Наблюдательном совете кто-то сказал, что вот мол после шахматных уроков 1-2 ученика начинают и дальше заниматься шахматами. Теперь понимаю, что такие уроки могут приводить и к нулевому результату.
А на самом деле 90% мальчишек естественную имеют тягу сражаться, выяснять кто есть кто, и шахматы отличный наглядный инструмент для таких микро войнушек... Ну а если в это втянуть еще и родственников, то это вообще класс. Еще бы раздавать детям примитивнейшие шахматные наборы - доска-клеенка и пластмасовые самые дешевые шахматы ...
__________________________
Все действительное было разумным, все разумное будет действительным |
|
|
номер сообщения: 127-5-1573 |
|
|
|
Enot2: Светлана:
Не слишком ли много абсолютно ненужных действий? |
Это неправильное использование терминологии. Здесь просто напрашивается термин абсолютно вредные действия.
Я вот удивлялся (про себя) когда на Наблюдательном совете кто-то сказал, что вот мол после шахматных уроков 1-2 ученика начинают и дальше заниматься шахматами. Теперь понимаю, что такие уроки могут приводить и к нулевому результату.
|
Ну я бы не стал так однозначно определять. Педагогика - дело очень непростое в принципе, и, как в известной поговорке, что для одного ребенка вредно, то для другого здорово. Поэтому, если уж в корень смотреть, самым большим злом является сама школа как общественный институт, ровняющий всех детей под одну гребенку. Но злом, увы, в современном обществе совершенно неизбежным.
По поводу внедрения всеобуча хочется сказать вот что. Непонятным из постов Игоря Георгиевича остается, какую роль в этом процессе берет на себя РШФ. Надеюсь, что чисто вспомогательную, так как брать на себя сколько-нибудь значительную долю ответственности за этот, вероятнее всего провальный, проект, для РШФ было бы большой ошибкой. |
|
|
номер сообщения: 127-5-1574 |
|
|
|
bulbul: Enot2: Светлана:
Не слишком ли много абсолютно ненужных действий? |
Это неправильное использование терминологии. Здесь просто напрашивается термин абсолютно вредные действия.
Я вот удивлялся (про себя) когда на Наблюдательном совете кто-то сказал, что вот мол после шахматных уроков 1-2 ученика начинают и дальше заниматься шахматами. Теперь понимаю, что такие уроки могут приводить и к нулевому результату.
|
Ну я бы не стал так однозначно определять. Педагогика - дело очень непростое в принципе, и, как в известной поговорке, что для одного ребенка вредно, то для другого здорово. Поэтому, если уж в корень смотреть, самым большим злом является сама школа как общественный институт, ровняющий всех детей под одну гребенку. Но злом, увы, в современном обществе совершенно неизбежным.
По поводу внедрения всеобуча хочется сказать вот что. Непонятным из постов Игоря Георгиевича остается, какую роль в этом процессе берет на себя РШФ. Надеюсь, что чисто вспомогательную, так как брать на себя сколько-нибудь значительную долю ответственности за этот, вероятнее всего провальный, проект, для РШФ было бы большой ошибкой. |
Спасибо всем за большое количество вопросов. Завтра улетаю в Нижнекамск, а после возвращения отвечу. Остался всего один день на подготовку и к базовому докладу, и к выступлению перед директорами школ, и к выступлению перед учителями начальных классов и др. А привык готовиться всегда капитально. Впрочем и после поездки ритм будет не проще: Сначала проведу курсы повышения квалификации для учителей начальных классов в Москве в конце марта в ГАСИС (третий год обучения по курсу "Шахматы - школе"), затем ожидают поездки в Пензу, Самару, Нижневартовск, Сатку, Сургут… Даже не знаю, как всё это успею, так как это не является моей основной работой, а хобби - мне интересна эта тема.
Векторы прозвучавших здесь вопросов и аспектов очень разные, но попробую ответить пока одной-двумя фразами на некоторые. Моя главная сложность заключается в том, что Вы все здесь на форуме знаете друг друга, я же даже не представляю, кто скрывается за теми или иными никами (а я всегда на всех форумах представляюсь своими ФИО). При этом у каждого специалиста, задавшего здесь вопрос своё видение проблемы и это естественно, так как большинство из Вас уже по 20-40 лет в шахматах. Поэтому что бы я здесь не ответил на тот или иной вопрос, я никогда не смогу изменить мнение человека, который сам преподаёт шахматы 30 лет подряд. Я уважаю опыт каждого специалиста, который положил жизнь на обучение детей основам шахматной игры, у каждого из Вас уже выработалась своя методика и система работы, которая отвечает Вашим личным предпочтениям в тех или иных концепциях в педагогике (скажем, есть две базовые развивающие системы в начальной школе: Занкова и Эльконина-Давыдова - и в обеих свои системы ценностей при всей внешней схожести), в психологии (все знают, что даже базовые определения в психологии, к примеру, мышление, интеллект, развитие, учебная деятельность и т.п. в различных психологических концепциях имеют не только различные формулировки, но и не всегда пересекающийся смысл), физиологии и других наук.
Замечу также, что ответы на большинство прозвучавших здесь вопросов есть на Сайте шахматного всеобуча – с кое-кем из коллег я вёл полемику по несколько лет, в журналах, на шахматных форумах Всероссийского Интернет-педсовета, где я модерирую 1) шахматные форумы, 2) форумы начальной школы, 3) форумы дощкольного сегмента, 4) некоторые из форумов раздела "Творчество". К примеру там я много полемизировал с к. эк.наук А.А.Тимофеевым, с д.п.н. Князевой и другими. С А.А.Тимофеевым мы много "бодались" на страницах журнала "Начальная школа".
Ключевой из прозвучавших здесь на форуме аспектов очень точно высветил в последнем посте bulbul: "Педагогика - дело очень непростое в принципе, и, как в известной поговорке, что для одного ребенка вредно, то для другого здорово. Поэтому, если уж в корень смотреть, самым большим злом является сама школа как общественный институт, ровняющий всех детей под одну гребенку. Но злом, увы, в современном обществе совершенно неизбежным. По поводу внедрения всеобуча хочется сказать вот что. Непонятным из постов Игоря Георгиевича остается, какую роль в этом процессе берет на себя РШФ. Надеюсь, что чисто вспомогательную, так как брать на себя сколько-нибудь значительную долю ответственности за этот, вероятнее всего провальный, проект, для РШФ было бы большой ошибкой", конец цитаты.
Многие из затронутых здесь сейчас аспектов затронуты не так давно в моей полемике из одним из самых видных учёных нашего времени Борисом Михайловичем Бим-Бадом. Я в блоге "Шахматы в России и в мире" создал тему "Вопрос преподавания шахмат в общеобразовательных школах в интервью Помощника Президента РФ, Председателя Наблюдательного совета РШФ А.В.Дворковича", которую Борис Михайлович первым постом прокомментировал так: "Многое зависит от того, как будет преподаваться предмет "Шахматы" в школе. Пока что другие учебные предметы в школе не могут похвастаться явными успехами. Пишут с дикими ошибками, математики не знают и не понимают, в химии и физике - ни бельмеса... О иностранном языке молчу. Страшно подумать, что стало бы с нами, если бы ходить и говорить нас учили бы в школе!"
А завершилась эта полемика таким постом (в сокращении): "Дорогой Игорь Георгиевич! Огромное спасибо за ценнейший трактат о тренировке интеллекта в школе (и вообще!) и о месте учебного предмета "Шахматы" в этой целостной системе. Вместе с Вашими ста (как минимум) книгами, интереснейшие образцы которых есть на Вашем сайте http://suhin.narod.ru/index.htm , этот трактат образует необыкновенно важный кладезь материалов по превращению школы из фабрики зубрилок в мастерскую мышления. Уверен, что Ваш подвиг не пропадет втуне".
Светлана пишет: "И вопрос, является ли понятие диагональ "базовым при объяснении ходов шахматных фигур" остался для меня открытым..."
Отвечаю: В системе воспитания М.Монрессори диагональ вводится в лексикон детей аж с двух лет! Я ввожу это понятие на своих занятиях для детей с 4-х лет. В шахматах не так много базовых терминов: поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, названия фигур, шах, пат, мат, ничья. Диагональ принадлежит к базовым при обучении детей с 4-х лет. А вот в моей книге "Шахматы для самых маленьких" (об обучении детей с возраста 2-х лет) понятия горизонталь, вертикаль, диагональ я не ввожу - малышам их трудно даже выговорить.
Светлана пишет: "Есть ли у Вас, Игорь Георгиевич, результаты апробации (использования в педагогической практике) преподавателями шахмат Вашего УМК?".
Отвечаю: Эти данные приведены, к примеру, в следующих публикациях:
Сухин И.Г. Дидактическое обеспечение развития способности действовать «в уме» у дошкольников в контексте обучения игре в шахматы: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Москва, 2008. — 25 с.
Сухин И.Г. Дидактическое обеспечение развития способности действовать «в уме» у дошкольников в контексте обучения игре в шахматы: Дис. ... канд. пед. наук. — Москва, 2008. — 155 с.
Фесенко Т.К. Учебная дисциплина "Шахматы" в начальной школе: Научно-практическое обоснование проекта-концепции. – Обнинск: Духовное возрождение, 2010. – 96 с. (раздел "Апробация курса И.Г.Сухина "Шахматы - школе").
Enot2 пишет: "Не надо в школе из них растить чемпионов, - это дело ДЮСШ и шахматных кружков".
Отвечаю: Согласен.
А главное - судьба направления дошкольных и школьных шахмат в России. Очень-очень многое уже сделано, но информация об этом в СМИ практически отсутствует. Вернусь к заседанию 5 марта.
Поскольку Е.И.Бареев упомянул мою программу в своём выступлении, то я попросил слова. А.В.Дворкович предоставил мне слово, и я сказал следующее: "Игорь Георгиевич Сухин, Институт теории и истории педагогики Российской академии образования. Здесь 5 базовых вопросов, при этом 3 из них уже решены, а 2 – решаются.
Базовые вопросы: 1. Наличие не отдельных программ и учебников, а научно-обоснованных учебно-методических комплектов для преподавания шахмат в школе.
Вопрос 1 в РФ решён. В 1994 году РФ стала первой в мире страной, которая на федеральном уровне ввела шахматы в школьную программу как предмет по выбору учащихся: Трехлетний федеральный курс для начальной школы "Шахматы – школе", рекомендованный Министерством образования РФ. Он представлен полноценными учебно-методическими комплектами "Шахматы, первый год", "Шахматы, второй год", "Шахматы, третий год", в которые входят программы, учебники для учеников, пособия для учителей, рабочие тетради и др. К 2011 году федеральный курс "Шахматы – школе" прошёл апробацию в школах Республики Калмыкия, Республике Саха, Республики Татарстан, Ханты-Мансийского автономного округа, Томской области, Псковской области, Челябинской области и других регионов РФ. Евгений Ильгизович упомянул сейчас, что я автор программы. Дело не в программе, а в полноценных учебно-методическом комплектах. И они в РФ уже разработаны и апробированы.
2. Значимое для системы образования РФ целеполагание введения шахмат как учебной дисциплины в общеобразовательной школе.
Вопрос 2 в РФ решён. Целеполагание – поэтапное развитие у детей фундаментальной способности действовать "в уме". Юрий Сергеевич Разуваев неоднократно писал об этом.
3. Проблема преподавателя шахмат в школе.
Вопрос 3 в РФ решён. Аркадий Владимирович уже сказал сегодня, что преподавать шахматы должны учителя начальных классов. В регионах-лидерах шахматы преимущественно и преподают учителя начальных классов и учителя-предметники. Те, которые понимают развивающее значение шахмат и ориентированы на творчество.
4. Подготовка кадров.
Вопрос 4 в РФ решается с помощью 72-80 часовых курсов повышения квалификации. Подобный опыт накоплен в Москве, Ханты-Мансийском автономном округе, Республике Калмыкия, Республике Саха, Томской области, Псковской области, Челябинской области и др. В общероссийском масштабе подобную миссию взял на себя ГАСИС – Государственная академия специалистов инвестиционной сферы.
5. Информационная поддержка.
Вопрос 5 в РФ решается с помощью Сайта шахматного всеобуча (http://chess555.narod.ru), публикующего достоверную информацию по теме". |
|
|
номер сообщения: 127-5-1575 |
|
|
|
Светлана:
Выше (пост № 1184) я задавала Вам вопрос: "Есть ли у Вас, Игорь Георгиевич, результаты апробации (использования в педагогической практике) преподавателями шахмат Вашего УМК?" Пока он остался без ответа... Я давно знакома с Вашей программой, и меня в ней удивляет очень многое, в первую очередь явная затянутость в изложении элементарных вещей...
Не слишком ли много абсолютно ненужных действий? К слову, готовность к уроку предполагает, что доставать из портфеля во время урока детям ничего не придётся, всё должно быть на парте...
Знаете, дети, особенно дошкольники, гораздо лучше воспринимают "ходит прямо", чем "ходит по горизонтали и вертикали"...
Увы, я не нашла "МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕТЬЕГО УРОКА"...
И вопрос, является ли понятие диагональ "базовым при объяснении ходов шахматных фигур" остался для меня открытым...
Я бы могла продолжать и дальше, но вряд ли к этому располагает формат форума...
На моих первых трёх уроках дети (ученики начальных классов и дошкольники) знакомятся с начальной расстановкой фигур, ходами ладьи, слона, ферзя, понятиями "нападение", "взятие", "защита"...
За 20 с лишним лет я убедилась в том, что это реально... |
Светлана, методика И.Г.Сухина, это только его методика. УМК Игоря Григорьевича, это только его УМК. Наши с Вами рассуждения по этому поводу немного значат. Ведь Вы же не думаете, что он изменит что-то в своих работах, одобренных и утверждённых в МИНИСТЕРСТВЕ. Его задача совершенно ясна, проводя семинары, участвуя в "наблюдательных советах", создавая книги и прочее - ПРОДВИНУТЬ именно СВОЮ ПРОГРАММУ - создать урок шахмат без игры в них.
Вот почему многое в его программе вызывает у Вас недоумение. А если ознакомиться с материалами известной многолетней полемики по всеобучу, то не только у Вас.
ЗАДАЧА по введению шахмат в школу ГОСУДАРСТВЕННАЯ. И не может один человек, даже семи пядей во лбу, осилить её.
Для того, чтобы не ошибиться, не пойти "налево" с правильного пути, необходимо собрать представительное совещание именно шахматистов, в первую очередь опытных тренеров-педагогов , работавших как во всеобуче, так и с группами СО и НП. Только так можно выяснить ОБЪЕКТИВНЫЕ критерии преподавания всеобуча.
А такие частности, как методики проведения первого, второго или энного урока, решить после того, как будет выработано главное направление. За деревьями (отдельными уроками) можно не увидеть леса - верного направления развития всеобуча.
Нельзя отдавать такой государственно-важный вопрос, только на откуп Министерству Образования. Без участия практиков мы обречены куда-то "вступить" из чего будем потом долго "выбираться".
Многие современные программы начинаются с частностей, наработок того или иного автора, и затем "за уши" к ним притягиваются направления развития. Российский шахматный всеобуч не должен пойти по этому скользкому пути. Вначале - вменяемая концепция, и лишь затем внедрение.
А-У, ответьте, кто расслышал!
____________
Что не дозволено Зевсу - позволительно быку! |
|
|
номер сообщения: 127-5-1576 |
|
|
|
Света, вот видите, Игорь Григорьевич снова попытался утопить суть вопроса в море информации, прикрылся именами, методиками и прочими атрибутами... пост №174.
____________
Что не дозволено Зевсу - позволительно быку! |
|
|
номер сообщения: 127-5-1577 |
|
|
|
akm:
Светлана, методика И.Г.Сухина, это только его методика. УМК Игоря Григорьевича, это только его УМК. Наши с Вами рассуждения по этому поводу немного значат. Ведь Вы же не думаете, что он изменит что-то в своих работах, одобренных и утверждённых в МИНИСТЕРСТВЕ. Его задача совершенно ясна, проводя семинары, участвуя в "наблюдательных советах", создавая книги и прочее - ПРОДВИНУТЬ именно СВОЮ ПРОГРАММУ - создать урок шахмат без игры в них.
Вот почему многое в его программе вызывает у Вас недоумение. А если ознакомиться с материалами известной многолетней полемики по всеобучу, то не только у Вас.
ЗАДАЧА по введению шахмат в школу ГОСУДАРСТВЕННАЯ. И не может один человек, даже семи пядей во лбу, осилить её.
Для того, чтобы не ошибиться, не пойти "налево" с правильного пути, необходимо собрать представительное совещание именно шахматистов, в первую очередь опытных тренеров-педагогов , работавших как во всеобуче, так и с группами СО и НП. Только так можно выяснить ОБЪЕКТИВНЫЕ критерии преподавания всеобуча.
А такие частности, как методики проведения первого, второго или энного урока, решить после того, как будет выработано главное направление. За деревьями (отдельными уроками) можно не увидеть леса - верного направления развития всеобуча.
Нельзя отдавать такой государственно-важный вопрос, только на откуп Министерству Образования. Без участия практиков мы обречены куда-то "вступить" из чего будем потом долго "выбираться".
Многие современные программы начинаются с частностей, наработок того или иного автора, и затем "за уши" к ним притягиваются направления развития. Российский шахматный всеобуч не должен пойти по этому скользкому пути. Вначале - вменяемая концепция, и лищь затем внедрение.
А-У, ответьте, кто расслышал!
____________
Что не дозволено Зевсу - позволительно быку! |
Совершенно верно - "Вначале - вменяемая концепция", чёткое целеполагание!!!
Очень важный момент: "Нельзя отдавать такой государственно-важный вопрос, только на откуп Министерству Образования".
[сообщение:(http://chess555.narod.ru/prikaz.htm)]Но ведь это уже сделано в 1993 году?
Я написал один из вариативных курсов. Поскольку я не семи пядей, то писал долго - 17 лет. Нужны и другие подходы, другие курсы, с иным целеполаганием. Например с акцентом на 1) искусство принятия решений, 2) планирование, 3) и т.д. - возможности безграничны. |
|
|
номер сообщения: 127-5-1578 |
|
|
|
И.Г.Сухин -
Я написал один из вариативных курсов. Поскольку я не семи пядей, то писал долго - 17 лет. Нужны и другие подходы, другие курсы, с иным целеполаганием. Например с акцентом на 1) искусство принятия решений, 2) планирование, 3) и т.д. - возможности безграничны.
И что с того - 17 лет, это много или мало? Срок сам по себе - это что, критерий истинности и правильности?
Для Н.Г.Алексеева, которого Вы поминали, этого было недостаточно, отвечаю.
____________
Что не дозволено Зевсу - позволительно быку! |
|
|
номер сообщения: 127-5-1579 |
|
|
|
akm: И.Г.Сухин -
Я написал один из вариативных курсов. Поскольку я не семи пядей, то писал долго - 17 лет. Нужны и другие подходы, другие курсы, с иным целеполаганием. Например с акцентом на 1) искусство принятия решений, 2) планирование, 3) и т.д. - возможности безграничны.
И что с того - 17 лет, это много или мало? Срок сам по себе - это что, критерий истинности и правильности?
Для Н.Г.Алексеева, которого Вы поминали, этого было недостаточно, отвечаю.
____________
Что не дозволено Зевсу - позволительно быку! |
Нет возражений. |
|
|
номер сообщения: 127-5-1580 |
|
|
|
Игорь_Георгиевич_Сухин: Моя главная сложность заключается в том, что Вы все здесь на форуме знаете друг друга, я же даже не представляю, кто скрывается за теми или иными никами (а я всегда на всех форумах представляюсь своими ФИО). |
ChessPro, если так можно выразиться, не основной мой форум, так что я здесь мало кого знаю...
Мои ФИО Вам ничего не скажут (отмечу только, что логин на форуме - моё реальное имя), поэтому ограничусь такой информацией: выпускница ГЦОЛИФКа 1986 года, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, WIM, шахматным всеобучем занимаюсь все годы работы...
Игорь_Георгиевич_Сухин: С А.А.Тимофеевым мы много "бодались" на страницах журнала "Начальная школа". |
Не удивляюсь, поскольку читала его в "Шахматной неделе"...
Игорь_Георгиевич_Сухин: Светлана пишет: "И вопрос, является ли понятие диагональ "базовым при объяснении ходов шахматных фигур" остался для меня открытым..."
Отвечаю: В системе воспитания М.Монрессори диагональ вводится в лексикон детей аж с двух лет! Я ввожу это понятие на своих занятиях для детей с 4-х лет. В шахматах не так много базовых терминов: поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, названия фигур, шах, пат, мат, ничья. Диагональ принадлежит к базовым при обучении детей с 4-х лет. А вот в моей книге "Шахматы для самых маленьких" (об обучении детей с возраста 2-х лет) понятия горизонталь, вертикаль, диагональ я не ввожу - малышам их трудно даже выговорить. |
После "вопроса о диагонали" я поставила смайл, поскольку шутила...
Вы сами ведёте занятия?
Если да, то не поясните ли Вы, каким образом достигается заявленное в программе: "Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи."?
Игорь_Георгиевич_Сухин: Светлана пишет: "Есть ли у Вас, Игорь Георгиевич, результаты апробации (использования в педагогической практике) преподавателями шахмат Вашего УМК?".
Отвечаю: Эти данные приведены, к примеру, в следующих публикациях:
Сухин И.Г. Дидактическое обеспечение развития способности действовать «в уме» у дошкольников в контексте обучения игре в шахматы: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Москва, 2008. — 25 с.
Сухин И.Г. Дидактическое обеспечение развития способности действовать «в уме» у дошкольников в контексте обучения игре в шахматы: Дис. ... канд. пед. наук. — Москва, 2008. — 155 с.
Фесенко Т.К. Учебная дисциплина "Шахматы" в начальной школе: Научно-практическое обоснование проекта-концепции. – Обнинск: Духовное возрождение, 2010. – 96 с. (раздел "Апробация курса И.Г.Сухина "Шахматы - школе"). |
Спасибо, но я предпочла бы увидеть ссылку... |
|
|
номер сообщения: 127-5-1581 |
|
|
|
akm: Светлана, методика И.Г.Сухина, это только его методика. УМК Игоря Григорьевича, это только его УМК. Наши с Вами рассуждения по этому поводу немного значат. Ведь Вы же не думаете, что он изменит что-то в своих работах, одобренных и утверждённых в МИНИСТЕРСТВЕ. Его задача совершенно ясна, проводя семинары, участвуя в "наблюдательных советах", создавая книги и прочее - ПРОДВИНУТЬ именно СВОЮ ПРОГРАММУ - создать урок шахмат без игры в них.
Вот почему многое в его программе вызывает у Вас недоумение. А если ознакомиться с материалами известной многолетней полемики по всеобучу, то не только у Вас.
ЗАДАЧА по введению шахмат в школу ГОСУДАРСТВЕННАЯ. И не может один человек, даже семи пядей во лбу, осилить её.
Для того, чтобы не ошибиться, не пойти "налево" с правильного пути, необходимо собрать представительное совещание именно шахматистов, в первую очередь опытных тренеров-педагогов , работавших как во всеобуче, так и с группами СО и НП. Только так можно выяснить ОБЪЕКТИВНЫЕ критерии преподавания всеобуча.
А такие частности, как методики проведения первого, второго или энного урока, решить после того, как будет выработано главное направление. За деревьями (отдельными уроками) можно не увидеть леса - верного направления развития всеобуча.
Нельзя отдавать такой государственно-важный вопрос, только на откуп Министерству Образования. Без участия практиков мы обречены куда-то "вступить" из чего будем потом долго "выбираться".
Многие современные программы начинаются с частностей, наработок того или иного автора, и затем "за уши" к ним притягиваются направления развития. Российский шахматный всеобуч не должен пойти по этому скользкому пути. Вначале - вменяемая концепция, и лишь затем внедрение.
А-У, ответьте, кто расслышал! |
Ладно, оставим в стороне УМК Игоря Григорьевича, в конце концов никто не заставляет им пользоваться...
А есть ли в нынешней социально-экономической ситуации в России возможность осуществить шахматный всеобуч? Это я намекаю на большие проблемы с бюджетом... Статей расходов будет много, и если без учебников и рабочих тетрадей по шахматам можно пережить, то без демонстрационных досок и комплектов шахмат - вряд ли...
Далее, как будет решаться, к примеру, кадровая проблема? Сразу скажу, что я не согласна с тем, что шахматы учителя начальных классов и воспитатели будут вести лучше тренеров-педагогов...
Разумеется, если что-то сдвинется, то на откуп Минобрнауки это вопрос отдавать нельзя... |
|
|
номер сообщения: 127-5-1586 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Copyright chesspro.ru 2004-2024 гг. |
|
|
|