Владимир Чучелов: Русский бельгиец
AlexandrShevtsov
18 мар. 2020 г
Владимир Чучелов родился 29 сентября 1969 года в Москве.
Юный Володя занимался в столичном Дворце пионеров – сначала у Виктора Черного, потом у Абрама Хасина. Во время службы в армии Чучелов выступал в командных чемпионатах СССР за ЦСКА, играл в финале первенства Вооруженных Сил СССР. Служил в Группе советских войск в Германии, где получил возможность выступать в немецких турнирах.
«Сначала произошла небольшая путаница, и вместо группы войск в Германии, где был спортивный клуб, я попал в школу поваров в Польше. Причем по каким-то непонятным причинам эта школа поваров была засекречена, и меня совершенно невозможно было оттуда вызвать. Даже на самом высоком уровне в течение года меня пытались перевести в этот немецкий спортивный клуб, но это было очень непросто сделать.
Так что я прошел курс молодого бойца, целый год практически не занимался шахматами. Я помню, мне из дома присылали какие-то диаграммы с какими-то решениями, чтобы я просто вспоминал, где какие фигуры стоят, чтобы не забывал, как они ходят, чтобы вообще не разучился играть. Я помню, что я пошел в армию, когда был кандидатом в мастера – и, видимо, неплохим кандидатом. И самое интересное, что даже год практически не играя, я потом сразу выполнил все нормы международного мастера, буквально в первых трех турнирах» (В. Чучелов).
В 1990 году Владимир Чучелов победил в Порце и Гамбурге, став международным мастером. Вскоре после окончания службы будущий известный тренер переехал в Бельгию, где жил на границе с Германией, хотя гражданство этой европейской страны получил не сразу.
Чучелов – победитель открытого чемпионата Голландии (1992) и ряда сильных немецких опенов. Вскоре его рейтинг перемахнул отметку 2500, и в 1995 году Владимир завоевал звание гроссмейстера. В составе клуба «Рошаде» многократный чемпион Бельгии и участник Еврокубков.
Владимир Чучелов – участник зонального турнира 2000 года. В 2001 году впервые выступил в личном чемпионате Бельгии, хотя за команду своей новой родины Владимир так и не сыграл.
«В 2002 году голландский гроссмейстер Йерун Пикет предложил мне помогать ему в Вейк-ан-Зее. Это был для меня первый тренерский опыт. Да, в то время я был активным игроком, и мыслей о тренерской карьере совершенно не было. Но просто это был такой первый опыт, когда в 2002 году я приехал в Вейк-ан-Зее. Правда, окончилось все это довольно забавно: я очень сильно простудился и буквально через неделю должен был поехать домой, потому что это была какая-то сильнейшая простуда, очень редкое сочетание всего. Даже доктор удивился: как такое может быть.
И еще было интересно, что в том же году Пикету известный в Голландии меценат, который спонсировал турнир в Монако, Ван Остером предложил просто работать у него в офисе, быть представителем, главным менеджером его семьи. Он оставил активную карьеру шахматиста и перешел работать в Монако. О чем сейчас, видимо, не жалеет. И было забавно, многие мои ученики потом шутили, что это первый человек, который не выдержал и сразу же закончил играть в шахматы.
А потом, буквально на следующий год, по совету Пикета меня пригласил ван Вели и тоже в Вейк-ан-Зее, который станет для меня уже каким-то традиционным. Мы очень напряженно готовились, буквально пять или шесть недель, причем очень серьезно. У Люка был очень негативный счет в этом турнире: в общей сложности, за все годы, что он играл в Вейк-ан-Зее, счет был «минус 35». То есть каждый раз были какие-то катастрофические результаты: -5, -6, -7…
И тогда турнир шел очень гладко – то есть в какой-то момент он просто лидировал с результатом +3. Организаторы были в ужасе, так как все участники получают условия в этом турнире, а у Люка была особая система, где у него были очень маленькие стартовые, но очень крупный бонус в случае, если он набирал плюс. Любой плюс. А организаторы были настолько уверены, что он никогда не наберет плюс после своих традиционных -5, -6, -7! А он вдруг просто лидировал с +3. Организаторам пришлось раскошелиться в конце турнира, поскольку он так и остался в плюсе, дошел до конца дистанции с результатом +1.
Вот это был для меня такой первый интересный опыт, где я буквально видел плоды своей работы. А это редко бывает в шахматах, когда ты работаешь, и буквально сразу же видишь результаты: едешь на турнир и видишь вот такой успех.
Голландская федерация обратила на это внимание, меня стали просить читать какие-то лекции, работать с какими-то молодыми игроками. Так что пришлось работать над материалом. В какой-то момент я принял решение заняться этим довольно серьезно, и в течение пяти-шести лет много работал, стали появляться ученики. Естественно, когда тренер только начинает свою карьеру, у него не так много учеников, и не все даже знают, что ты работаешь тренером. Я к этому очень спокойно относился, просто ставил себе задачу: восьмичасовой рабочий день. Если ученики есть – они есть, если их нет, то я работаю над материалом. Изначально было ясно, что для любого тренера нужен какой-то концепт, и над этим пришлось много думать» (В. Чучелов).
Владимир Чучелов за долгие годы работы сформировал знаменитый 60-часовой курс для молодых шахматистов под названием «Стратегическое равновесие», который тренер в шутку часто называет «10-дневное мучение».
Самые известные ученики Владимира Чучелова – Аниш Гири и Фабиано Каруана, которые под руководством бельгийского специалиста вышли в элиту.
Про Пикета говорят, что именно он был тем человеком, который Остерому выиграл все его чемпионства мира в адвансе.
https://www.iccf.com/tables
До Дронова тот был единственным двукратным чемпионом мира, ну, понятное дело, что не с его навыками шахматными такое достижение было достигнуто.
То есть был не только менеджером, но и активным адванс-игроком.
Vizvezdenec: Про Пикета говорят, что именно он был тем человеком, который Остерому выиграл все его чемпионства мира в адвансе.
https://www.iccf.com/tables
До Дронова тот был единственным двукратным чемпионом мира, ну, понятное дело, что не с его навыками шахматными такое достижение было достигнуто.
То есть был не только менеджером, но и активным адванс-игроком.
Ещё один эпизод подкаста CUR. С момента нашей последней беседы, Фаби, произошло довольно много событий в мире шахмат. Очевидно, ты сыграл несколько партий, и, конечно, была определённая драма. Кажется, в шахматном мире от этого никуда не деться, и мы тоже обсудим это.
Возможно, это один из первых подобных случаев, как мы увидим через несколько минут. Это эпизод, который мы точно обсудим. Также были изменения в «Title Tuesday». Ты говорил, что больше никогда не будешь об этом говорить, но хотя бы до окончания Синкфилд Капа я всё же хочу обсудить произошедшее.
В топ-10 появилось несколько новичков. Есть один конкретный, о котором я тоже хочу поговорить. В конце я хотел бы обсудить твои прогнозы на Гран-при или Гранд Швейц, как угодно называй, но пусть будет Гранд Швейц — думаю, иначе назвать нельзя.
Но сначала давай начнём с Синкфилд Капа. Тебе нужен был хороший результат, чтобы пробиться в топ-4, и ты его добился. Ты поделил первое место, хотя в тай-брейках всё пошло не в твою пользу. Победителем стал Уэсли Со, но ты достиг одной из главных целей турнира — квалифицировался в топ-4 на финале Гранд-тура в Бразилии, который состоится через месяц. С точки зрения внешнего наблюдателя, это хороший результат. Как ты оцениваешь своё выступление на Синкфилд Капе?
В целом, всё было хорошо. Когда я начал серию турниров в Сент-Луисе — рапид и блиц, а затем Синкфилд Кап — моя цель была проста: пробиться в финальную четвёрку. На тот момент это казалось маловероятным, я был не на первых позициях. Я шёл вровень с Левонном, и, как ни странно, мы оба пробились. Были игроки вроде Алирезы, которые явно имели лучшие позиции. Даже если бы я занял первое место в классике и блице, я бы всё равно шёл бы вровень с Алирезой, потому что он сыграл больше турниров и набрал больше очков. Игроки вроде Прага тоже имели вероятно лучший результат, а Максим был впереди всех.
Я пытался занять четвёртое место — рассчитывал, что три человека будут впереди меня, а я могу застолбить четвёртую позицию. На St. Louis Rapid & Blitz я занял второе место, что было неплохо. После рапида я был в хорошей форме, возможно, мог выиграть турнир, но блиц не сложился, хотя второе место всё равно неплохо. Я даже набрал неплохие рейтинговые очки в рапиде.
Блиц в этом году — худший за всю мою карьеру. Я никогда раньше так плохо не выступал в блиц-турнирах. Это связано с тем, что блиц очень тонко сбалансирован — нужно быть постоянно внимательным, и легко ошибиться. После чемпионата мира по блицу, где я в предварительном этапе показал отличный результат (7 из 7 старт), дальше всё пошло плохо. Надо подумать, как улучшить игру в блице, потому что в рапид+блиц турнирах, в чемпионате мира по блицу и тай-брейках это важно.
В Синкфилд Капе я оказался в лучшей позиции, чем до турнира. Нужно было играть лучше, чем Алиреза и Левонн (хотя он был на три очка впереди), и, если я буду не хуже Прага, я всегда буду впереди него. Я разделил первое место с Прагом. После четвёртого раунда я понял, что могу сыграть вничью оставшиеся партии и перестал рисковать. С точки зрения победы в турнире, я мог бы рискнуть, но моя главная цель была квалификация в Гранд-тур.
Я рискнул против Алирезы, сыграл маргинальное начало, и средняя игра сложилась в мою пользу. Это была одна из лучших моих партий года. В Норвегии тоже было несколько сильных партий, например против Арджуна и Уэя. Критическая партия с Прагом позволила переломить ход турнира — после этого Алиреза показал слабый результат, проиграв оставшиеся партии, и потерял шансы на квалификацию.
В итоге топ-4 Гранд-тура выглядел так: Максим, я, Праг, Левонн, а Уэсли, несмотря на возвращение в последних трёх партиях, остался без квалификации, но выиграл блиц-тай-брейк и Синкфилд Кап.
Были три явных проигравших: Гаш (не оправдал ожиданий), Алиреза (потерял 12 рейтинговых пунктов), и Ниббеке — потерял 23 пункта, вероятно худший турнир в его карьере после выхода за 2700. Подобное случается — плохой старт, потеря уверенности, неудача в критических ситуациях, и всё рушится. В карьере это не критично — можно быстро восстановить рейтинг.
Ниббеке, кстати, имеет тенденцию проигрывать ключевые партии последних раундов — это повторяется на разных турнирах. Ему стоит над этим поработать, но он ещё молод, и впереди у него долгая карьера.
Главное — сохранять боевой дух. Даже после худшего турнира можно вернуться в форму. Главное — не зацикливаться на неудачах. Например, я после победы на кандидатском турнире показал очень плохой результат на Vikings — потерял около 20 пунктов, но это не сломало меня.
Это один из наиболее громких случаев читерства за всю историю шахмат. Раньше Шевченко был игроком, близким к рейтингу 2700 и достаточно молодым. Его поймали на читерстве за доской на командном турнире в Испании, и последствия были — как я понимаю — трёхлетняя дисквалификация. В остальном никаких мер не принималось.
Одна из комиссий внутри ФИДЕ, не помню точно какая, решила оспорить бан ФИДЕ, и в результате апелляции решение частично изменили. Его лишили звания гроссмейстера — это всего лишь четвёртый случай в истории, когда кого-то лишали звания, и, несомненно, он был самым высокорейтинговым. Событие действительно большое.
Ты следил за этим? Честно говоря, я потерял интерес к истории после того, как стало ясно, что он читерил. Вначале это выглядело как странная история — спрятанные записки в туалете, телефоны… всё казалось невероятным. Но когда подтвердилось, что это произошло — никакого сомнения: у него был телефон, который забрали из туалета, потом он принес другой телефон и оставил там на ночь. Я не понимаю, что он думал в этот момент.
Он также утверждал, что не использовал телефон во время партий. Даже если это правда, поведение уже настолько иррациональное, что можно поверить и в это. То есть он взял устройство для читерства и даже им не пользовался — это ещё более странно, чем само читерство.
После того как факт подтвердился, история перестала меня интересовать. Его поймали, он должен был отбыть дисквалификацию. Но, к сожалению, организаторы турниров вряд ли будут приглашать его, потому что это подрывает доверие к турниру. Читерство — неприятная тема, никто не хочет иметь с этим дело, особенно организаторы.
Сначала многие критиковали трёхлетний бан как слишком мягкий, и, кажется, наказание сделали строже, что, в целом, справедливо — нужно быть жёсткими по отношению к читерству, чтобы создать сдерживающий эффект.
Он был сильным гроссмейстером, и после возвращения наверняка сможет снова получить звание. Хотя формально это вопрос: разрешат ли заново проходить нормы для возвращения титула. Но это скорее символический шаг, чем что-то, что существенно повлияет на карьеру. Он сможет снова играть на уровне 2600 и, соответственно, получить необходимые нормы.
Важно, что это действует как сдерживающий пример для будущих случаев. Я поддерживаю решение ФИДЕ — лишить его звания после апелляции. Это сильный сигнал для всех.
Да, лишение титула немного влияет на его карьеру и заработок, например, он не может легитимно позиционировать себя как гроссмейстер, если хочет преподавать — а обучение шахматам приносит хороший доход. Тем не менее, ФИДЕ разрешила ему работать тренером или преподавателем индивидуально. Контролировать это практически невозможно — он может продавать уроки онлайн, и никто не сможет запретить это.
Это был один из самых громких и, к сожалению, печальных случаев читерства в истории шахмат.
Вчера, когда мы записывали подкаст, это был первый раз, когда участие Проктора стало обязательным для всех участников. Также турнир перешёл с двух соревнований каждый вторник на одно. Ты не играл и сказал Дэнни, что если участие Проктора будет обязательным, возможно, не будешь играть. Будешь ли ты играть в Title Tuesday в будущем?
— Я буду играть в какой-то момент, но не собираюсь менять из-за этого свою жизнь. Раньше я не играл в Title Tuesday, потому что у меня есть утренняя рутина: вставать рано, идти в спортзал, и я просто не хочу менять свою жизнь ради интернет-шахмат, где обычно ставят несколько сотен долларов или иногда тысячу, если всё идеально сложится.
Я видел немного комментариев, которые смог выдержать — не очень долго — и там часто называли турнир «Премьер-лигой шахмат». За пару минут я слышал это выражение как минимум полдюжины раз. Это забавно, потому что это тот же самый турнир, который проводится уже десятилетие. Единственное отличие — теперь они убрали половину участников и добавили приз за шестое место в 100 долларов. Турнир стал чуть более профессиональным: есть официальная трансляция, что важно для зрителей, хотя это немного спорно.
Раньше, много лет назад, я спрашивал у Дэнни, почему нет официальных комментариев для Title Tuesday, а он сказал, что турнир рассчитан на стримеров, чтобы они могли нарастить аудиторию. Это было умно, потому что Chess.com способствовал тому, чтобы стримеры получили партнёрство на Twitch. Например, когда я начал стримить, меня оформили как партнёра за день-два. Это облегчало вещание турниров, и все играли на Chess.com — симбиотическая связь.
Теперь же есть официальная трансляция, возможно эксклюзивная для камер, хотя стримеры по-прежнему показывают свои партии. Раньше, по сути, стрим Хикару был неофициально официальным, и это оставалось самым популярным каналом с примерно в пять раз большей аудиторией, чем у Chess.com, и в два раза больше, чем у Дэнни или Магнуса.
Что касается Take-Tec, я думаю, это проект Магнуса. Изначально идея была в том, чтобы выбирать шахматные фигуры и, по сути, делать ставку на их выступление — что-то вроде фэнтези-спортивной игры, только для шахмат. Честно говоря, я никогда этого не понимал до конца. Сейчас Title Tuesday проводится каждую неделю с участием сильных игроков, и, вероятно, цель — создать что-то вроде фэнтези-лиги по шахматам, где игроки выбирают участников и прогнозируют их результат. Но идея с фигурами, скорее всего, не приживётся; если и будет фэнтези, то на самих игроков.
Chess.com хочет создавать YouTube-канал и получать просмотры. Раньше у них было много платформ: Play Magnus, Chess 24, различные компании постепенно интегрировались в Chess.com, некоторые исчезли. Сейчас ситуация запутанная: Take-Tec, скорее всего, просто партнёр Chess.com, а не его часть. Зачем им это? Видимо, чтобы не тратить деньги на еженедельную трансляцию — комментаторы стоят от 1 до 3 тысяч долларов за турнир, а если делать полноценную студию с тремя комментаторами, расходы ещё выше.
Для примера: Champions Chess Tour 2023 — призовые 30–40 тысяч за первое место, всего 112 тысяч на мероприятие, шесть событий плюс финал, миллионы долларов. В 2024 стало меньше событий, в 2025 — всего два события, без второго и третьего дивизиона, с призом 30 тысяч за первое место. Title Tuesday сократили вдвое — меньше турниров, немного больше призов в каждом. В итоге экономят около 100 тысяч долларов в год.
То есть, маркетинговые термины вроде «Премьер-лига» остаются, но фактически турнир стал меньше. Источники финансирования, вероятно, изменились: раньше были спонсоры вроде Chessible Masters, Air Things Masters, AM Chess Rapid, Julius Bayer. При Chess 24 была крипто-компания FTX Сэма Бэнкмана-Фрида, которая инвестировала в шахматы, пока не обанкротилась.
Что касается спонсорства — так обычно и происходит в шахматах. Поэтому, когда я слушал комментарии и постоянно слышал «Premier League of Chess», я немного остановился и подумал о некоторых событиях.
Можно ли играть меньше? Честно говоря, не знаю, наверное, нет. Это часть обсуждения. Анниш упоминал, что в принципе они коммерциализируют образ игроков, камеры игроков, и Take получает право использовать это во время официальной трансляции. Они могут следить за любым игроком, потому что все обязаны использовать Proctor — это две камеры и приложение. Я был немного удивлён. Мы обсуждали это с Дэнни, и он сказал, что приложение Proctor сейчас работает немного медленно, но в будущем они постараются улучшить. Я не ожидал, что это будущее наступит так быстро.
Некоторые игроки всё ещё жалуются на работу приложения. Кто жаловался? Я не следил и не играл, так что не могу сказать точно. Думаю, Ханс. На Twitter. Посмотрим его аккаунт — обычные «подозреваемые», так сказать, антишахматная мафия.
Я не знаю точно, как работает приложение, может, у него всё в порядке. Я не могу критиковать их на этот счёт.
Следующая неделя — будем ли мы стримить? Не знаю. Если я сыграю, то Карс будет делать видео, а мы на это ответим.
Мне нравится изменение контроля времени: 5 минут без добавления вместо 3+1. Ранее 3+1 было полным провалом. В 5 минут флажки — часть игры, все на равных. В 3+1 флажки случаются из-за проблем с соединением, случайных задержек мыши, и это кажется неестественным. Предпочитаю полноценный блиц, где флажки — часть игры.
Я видел твит Ханса: «Шоу Proctor становится всё хуже. Лаг невыносимый. Продолжу играть, если это продолжится. Возможно, нужен Starlink Wi-Fi».
В принципе, шахматная мафия должна быть остановлена.
Критика справедлива: они разрушили много инфраструктуры онлайн-шахмат. Ранее было много турниров с большим количеством призов. Теперь деньги уменьшились почти до минимума. Magnus и Hikaru, вероятно, не говорят ничего из-за контрактов с Chess.com, но сложно представить, что им это нравится.
Хочу видеть твою игру. Если ты сыграешь, возможно, мы тоже будем стримить.
Теперь о глобальном чемпионате Chess.com. Пока деталей нет, но, судя по периодам (март–май), это, скорее всего, два события, а не одно. Сложно провести три события за это время, учитывая Кандидатов.
Теперь о Хикару и рейтинговом споте: он не может быть официальным чемпионом штата Луизиана, так как не из Луизианы. Настоящий чемпион — мастер FIDE Ник Мата. Хикару же участвует, чтобы получить партии, минимизируя риск потери рейтинга. Он делает минимальные усилия, чтобы собрать нужные игры, как раньше делал Дин, но в этом случае это настоящий турнир.
Система рейтинговых квалификаций могла бы быть лучше. Сейчас можно просто «сидеть на лидерстве» и набирать игры без риска для рейтинга.
Если Хикару сыграет оставшиеся партии (примерно 18), он почти гарантированно квалифицируется на Кандидатов — около 99% вероятности. Сейчас почти ясно, что это будут Хикару и Праг.
Проктор появился. Думаю, вчера, когда мы записывали подкаст, впервые для всех участников сделали обязательным прокторинг. И ещё: вместо двух турниров по вторникам теперь проводится только один.
Ты не играл и сказал Дэнни, что если введут обязательный прокторинг, то, возможно, вообще не будешь играть. Планируешь ли участвовать в Title Tuesday в будущем? Давай начнём с этого большого вопроса.
— Ну, я сыграю, когда-нибудь сыграю. Просто я не собираюсь менять ради этого свою жизнь. Знаешь, я и раньше не играл в утреннем Title Tuesday, потому что у меня есть своя утренняя рутина: проснуться относительно рано, сходить в спортзал. Я не хочу перестраивать жизнь ради интернет-шахмат ради, ну, в лучшем случае пары сотен долларов, а иногда — тысячи, если всё сложится идеально.
— Так что теперь это как бы «премьер-лига» ни за что?
— Да. Я посмотрел немного комментариев, столько, сколько смог выдержать — недолго. Но они постоянно повторяли «премьер-лига шахмат». За пару минут я услышал это выражение раз шесть. Мне это кажется забавным, ведь турнир-то тот же самый, который идёт уже десяток лет. Единственное отличие — они убрали половину турниров и добавили приз за шестое место в размере ста долларов.
Кажется, всё это становится более профессиональным: сама организация, реакции игроков (мы ещё к этому вернёмся, потому что это тоже вызывает споры). Но да, ощущается большая «профессионализация», есть официальный эфир. Тут, кстати, смешной момент: много лет назад я разговаривал с Дэнни и спросил: «Почему у Title Tuesday нет официального комментария?» А он ответил: «Ну, это сделано для стримеров. Чтобы они могли набирать аудиторию». Я подумал: «Очень умно». И со временем понял, что это был один из их самых удачных шагов в развитии chess.com — привлечение стримеров. Они помогали многим выйти на Twitch, получить верификацию, партнёрку. Я сам это испытал: когда меня уговаривали стримить, они оформили мне партнёрку буквально за день-два. Это было быстро и удобно. Думаю, то же самое сделали для многих, и в итоге все играли на chess.com. Было такое взаимовыгодное сотрудничество.
— Так что теперь лучше, раз есть официальный эфир?
— Ну, это просто изменение. Раньше их стратегия была дать игрокам возможность самим транслировать. Я не стример, мне это не важно напрямую, я не конкурирую ни с другими стримерами, ни с эфиром chess.com. Но это всё равно изменение стратегии. Значит, у них теперь другая цель. Любопытно, какая. Ведь официальный стрим идёт на TakeTech. Это профессиональная трансляция, с эксклюзивным доступом к камерам. Конечно, игроки всё равно будут стримить свои партии, и другие тоже будут показывать свои игры. Но это уже будет «официальный» поток, а раньше, можно сказать, официальным неофициально был стрим Хикару — самый популярный. У него в несколько раз больше зрителей, чем у chess.com, и, может быть, даже в два раза больше, чем у Магнуса, если тот стримит. Но теперь есть конкуренция: зрители выбирают или одно, или другое. Обычно они не смотрят всё одновременно, разве что переключаются туда-сюда.
— А что вообще такое этот TakeTech? Я думал, это проект Магнуса.
— Да, насколько я понимаю, это начиналось как его проект, приложение. Сначала идея была в том, что можно «выбирать фигуры игроков» в топ-турнирах, делать что-то вроде ставок на то, как хорошо сыграет конкретная фигура. Честно говоря, я никогда этого не понимал и не углублялся. Но, похоже, теперь цель в другом: сделать регулярное еженедельное событие с топ-шахматистами. Похоже на аналог фэнтези-лиги в футболе, только в шахматах.
То есть не ставки на фигуры, а что-то вроде: собираешь «свою команду игроков» и смотришь, кто как выступит. Но есть отличие: в футболе или баскетболе у людей есть эмоциональная связь с игроками, а с шахматными фигурами — никакой. Поэтому эта первоначальная идея с «фигурами» вряд ли приживётся. Если и будет фэнтези-формат, то на основе самих шахматистов. Это будет ближе к ставкам: просто выбираешь, кто хорошо выступит в конкретном турнире.
Ты ставишь на игроков.
Ну да. Но как я это вижу — они пытаются развивать YouTube-канал. У них хорошие просмотры на видео.
— Да, точно, их YouTube набирает обороты. Похоже, они хотят сделать из этого полноценный канал. Может, даже очень успешный. Я не знаю деталей их сотрудничества с chess.com, но для меня странно вот что.
Несколько лет назад у нас было две большие шахматные компании: Lichess (и он до сих пор есть), а также Play Magnus Group (в которую входил Chess24) и chess.com. Потом они объединились, и постепенно все компании Play Magnus Group исчезли. Chess24 как сайт пропал, его страница с трансляциями вроде ещё висит, но уже пустая. «New In Chess» купили, потом снова продали. Chessbomb удалили, FollowChess удалили, iChess.net тоже закрыли или слили с Chessable. Chessable в итоге встроили в курсы chess.com, он ещё существует, но фактически стал частью chess.com.
То есть все эти компании ликвидировали, хотя у некоторых была реальная ценность. А теперь получается, что они сотрудничают с TakeTech. Вопрос: это их покупка или просто партнёрство? Тут для меня непонятно.
— Думаю, это партнёрство.
— Но зачем? У них ведь уже есть свой эфир. Зачем им не развивать собственные трансляции, которые у chess.com были долгие годы, а отдавать Title Tuesday на TakeTech?
— Подожди, но chess.com ведь раньше официально не стримил Title Tuesday, правда?
— Да, но почему бы им самим не начать? Это же их турнир! Зачем отдавать трансляцию TakeTech, а не показывать на chess.com?
Вот это и есть главный вопрос: зачем партнёрство?
— У меня есть ответ: они просто не хотят тратить деньги на еженедельный эфир.
Я начинаю понимать, что chess.com всеми силами старается избегать расходов. Вот, например, Champions Chess Tour. В 2023 году было много этапов — пять или шесть турниров до финала. В каждом был крупный призовой фонд: победитель получал 30 или даже 40 тысяч долларов, плюс призы за остальные места, плюс разные дивизионы. Всего примерно 112 тысяч за этап. Плюс общий зачёт с бонусами — ещё десятки тысяч. Короче, огромная серия турниров, миллионы долларов в призах.
А в 2024 году турниров стало меньше, а в 2025 — всего два. И без вторых и третьих дивизионов, только один, с тем же первым призом в 30 тысяч (или даже чуть меньше по остальным местам). Постепенно они урезали все эти события.
И теперь видно, что ещё больше сокращают. Например, квалификацию на Чемпионат мира по быстрым (EWC) — пока деталей нет, но уже понятно, что туров будет меньше. Speed Chess Championship перенесли на февраль, Title Tuesday стал главной заменой. А Global Chess Championship (глобальный чемпионат) вроде бы объявлен, но тоже без подробностей. Возможно, будет как раньше — шесть этапов с крупными призами, а может, снова всего два турнира.
И вот парадокс: они рекламируют всё это как «Премьер-лигу шахмат», а на деле событий стало в разы меньше, чем два года назад. Всё урезано.
Ну, не всё, я утрирую. Но Title Tuesday точно сократили вдвое. Остался один турнир вместо двух, добавили чуть больше денег в призах — 100 долларов за шестое место, 100 долларов стримерам. Но в сумме это всё равно на несколько тысяч меньше каждую неделю, то есть примерно на 100 тысяч меньше в год.
Поэтому получается странно: с одной стороны, маркетинг «Премьер-лига», а с другой — постоянные сокращения.
— Понимаю, о чём ты. Особенно учитывая, что всё начиналось с Chess24 и их Champions Chess Tour, а у chess.com был свой Global Championship (серия от Rapid Chess Championship 2022 до финала в Торонто). А потом всё это слили воедино, и от 15 событий осталось два. Просто убрали из призового фонда миллионы долларов.
— Вот так я это и вижу. Так и акции растут: режешь расходы.
Я думаю, что у Прагга вполне реальные шансы квалифицироваться либо через Кубок мира, либо через Гран-свисс. Это вполне реально. Да, это возможно. И тогда освободится второе место по рейтинговому циклу. И здесь Нодирбек наилучшим образом позиционирован среди всех, если Прагг квалифицируется другим способом.
Потому что Прагг фактически «забронировал» за собой место через цикл. Догнать его невозможно. И в этом-то суть. Я считаю, что Прагг, скорее всего, пройдёт в кандидаты именно через цикл. Конечно, у него есть шанс и на Кубке мира, и на Гран-свиссе, ведь там разыгрывается пять путёвок, и Прагг сейчас один из самых «горячих» игроков года. Так что вовсе не исключено, что он пройдёт через один из этих турниров.
Конечно, Нодирбек тоже может пройти этим путём. Но даже если нет, остаётся цикл. Так что, как ни смотри, Прагг окажется в кандидатах — либо через цикл, либо другим способом. Но если он пройдёт другим путём, тогда у остальных появляется амбиция побороться за место в цикле, и именно у Нодирбека лучшая позиция. Потому что, по какой-то причине, почти никто не пытается идти этим путём. В прошлом году таких было всего трое: я, Нодирбек и Арджун. А в этом году — вообще только один.
Сейчас я вижу Аниша на втором месте. Прагг, понятно, показывает феноменальные результаты. Но у Аниша лишний турнир по сравнению с Нодирбеком. Ему придётся заменить как минимум два слабых результата. Шесть очков и одиннадцать — это слишком мало, их надо обновлять. У Нодирбека ситуация проще. Хотя у Аниша, конечно, есть более высокий топовый результат — например, на турнире в Шарже. Но и Нодирбеку, вероятно, придётся заменить свой результат в Шарже. Оба должны играть в опенах.
Забавно будет, если Прагг квалифицируется, а все остальные поймут, что им стоило хотя бы попытаться сыграть побольше опенов в течение года. Впрочем, Шаржа сама по себе — это опен, так что и Аниш, и Нодирбек технически должны сыграть ещё по одному открытому турниру.
Дальше в таблице я вижу Блюбаума на четвёртом месте, но все его результаты на грани. Его лучший результат — всего 15,7 очка. Этого мало, он не квалифицируется. Он просто сыграл больше турниров, но всё равно имеет меньше очков, чем Нодирбек.
В десятке сейчас Каймер с 40 очками, но всего по двум турнирам. Теоретически, если он найдёт ещё пять турниров (а всего нужно семь), у него есть шанс. Он выиграл турнир в Ченнаи и там набрал сразу 24 очка за один результат, что очень сильно. Но уже сентябрь, и месяцев почти не осталось.
Технически, если Прагг квалифицируется, у меня тоже были бы неплохие шансы пройти через цикл, если бы я сыграл пять турниров. Но это, конечно, уже не так важно. Я всё же немного впереди Каймера, а ещё выше — Аравинд. Он опережает Каймера. Теоретически он тоже мог бы сыграть ещё турниры.
В целом, похоже, что все сдались из-за Прагга, потому что у него такая прочная позиция. Но на самом деле это только потому, что он сыграл много турниров и в каждом хорошо выступил. Остальные просто не играли активно и имеют всего по два результата.
Правда, я сам немного сомневаюсь: у меня в зачёте только два турнира, но я играл и в Сент-Луисе в рапиде и блице. Почему это не засчитали? Может, потому что можно учитывать только один турнир из одной страны? Нужно проверить регламент, возможно, он изменился по сравнению с прошлым годом.
Драма разгорелась после того, как Хикару бросил короля Гукеша в толпу
Когда матч уже закончился. Да. И последний матч между Хикару и Гукешем дошёл до буллета. Это был самый напряжённый матч из всех, но, к сожалению, исход к тому моменту уже был решён.
Думаю, это была предсказуемая проблема формата, и если турнир продолжится — а, кажется, должен быть матч-реванш — команда Индии будет играть белыми во всех партиях и у себя дома. Так что, вероятно, формат стоит немного пересмотреть, чтобы подобных ситуаций больше не было. Уверен, можно придумать какие-то улучшения.
В остальном, мне кажется, всё было сделано хорошо — и это я говорю как представитель «шахматной элиты», полного презрения, знаете ли.
Я не вижу проблемы в том, что проводятся такие весёлые события. Это не замена классическим шахматам. Это не замена Grand Chess Tour. Просто существуют и то, и другое. И то, и другое может быть очень интересным — и для зрителей, и для самих игроков.
А теперь, вишенка на торте — давайте обсудим тот самый момент, возможно, самый скандальный эпизод матча «США против Индии»: момент, когда Хикару победил Гукеша в буллете и бросил своего короля в толпу. Давайте посмотрим.
(Пауза.)
— «Что вообще сейчас произошло?» — вот примерно такая была реакция. Это был забавный момент.
Очевидно, многим это не понравилось. Я не ожидал, что это станет таким большим делом. Но я лёг спать, а утром проснулся — и Twitter уже полыхал. Люди спорили с обеих сторон.
Одни говорили, что это всего лишь показательный матч. Контекст был в том, что игрокам прямо сказали — нужно проявлять шоу, эмоции, взаимодействовать с публикой. Что Хикару и сделал.
Другие считали, что это проявление неуважения к чемпиону мира.
И, похоже, здесь сыграла роль культурная разница: индийцы в целом относятся к шахматам и своему ремеслу гораздо серьёзнее — что вполне понятно. А у нас, на Западе, да и сам турнир был организован с элементами шоу и зрелищности, и от игроков этого ожидали.
— Как ты к этому относишься?
Ну, для начала — это не в моём стиле. Я бы так не сделал.
Но, с другой стороны, если формат турнира подразумевает такие выходки, то я не вижу в этом ничего страшного. Если Хикару так празднует победу — не считаю это проявлением неуважения.
Это просто не моё, я бы так не поступил.
Хикару, очевидно, подготовился заранее, и, насколько я знаю, идея такого поведения исходила и от организаторов. Игрокам индийской команды сказали то же самое — что можно проявлять эмоции. Они, вероятно, тоже как-то отпраздновали бы победу, если бы выиграли.
Кроме того, индийцы вообще очень праздничная нация, правда ведь? Их нельзя назвать сдержанными.
Когда они, например, выиграли Олимпиаду, праздновали это с размахом.
Думаю, тут многое связано с тем, что всё это обсуждение происходит в интернете — а интернет ведь не настоящее место. Это всё искусственно, это люди, которые просто хотят получить клики в Твиттере.
Так что я бы не воспринимал это всерьёз.
Конечно, будут люди, которым такие мероприятия не нравятся, потому что они считают, что шахматы должны быть серьёзными. Я с этим согласен — шахматы действительно серьёзное дело.
Есть важные турниры — чемпионат мира, турнир претендентов — где игроки выкладываются полностью. У большинства есть лишь один шанс стать чемпионом мира, а у многих нет и этого. Один-два шанса попасть в претенденты, если повезёт. Люди отдают всего себя этим событиям.
И эти турниры никуда не денутся. А есть вот такие — где игроки просто получают удовольствие и радуются с командой, если выигрывают.
Оба формата могут сосуществовать. Более того — они, вероятно, даже помогают друг другу.
Главное — не забывать, что нужны оба.
Если мы будем думать, что только такие «шоу-форматы» способны собрать большую аудиторию, — мы потеряем настоящие, традиционные шахматы с их глубоким смыслом и историями, которые живут десятилетиями и дольше.
Вроде матчей Каспаров – Карпов, Фишер и других.
Международный мастер Борис Злотник считается одним из лучших тренеров мира. Долгие годы он возглавлял легендарное отделение шахмат в московском колледже INEF. В 1992 году он переехал в Мадрид, а в 1993 году был назначен директором Шахматной академии UNED, где преподавал и координировал образовательную деятельность почти 30 лет.
Знаете ли вы, почему 12-летний Фабиано Каруана со всей своей семьёй переехал в Мадрид в 2004 году? Потому что они хотели быть уверены, что Фабиано будет заниматься у лучшего шахматного тренера в мире. И действительно, господин Злотник до сих пор живёт в Мадриде...
И действительно, какой потрясающий у него был турнир! Я здесь с официальным победителем — всё подтверждено: победитель чемпионата США, Фабиано Каруана.
Четвёртая победа подряд — такого мы не видели со времён Бобби Фишера. Просто невероятное достижение.
Кроме того, у него уже 50 партий без поражений в чемпионатах США.
Чемпион 2025 года — гроссмейстер Фабиано Каруана.
Добро пожаловать, друзья, в новый выпуск подкаста **C-Squared**.
Сегодня у нас, конечно же, есть повод для праздника — и кое-что, чему радоваться не стоит.
Но давай начнём с твоей победы.
Фабиано выиграл чемпионат США после очень напряжённой борьбы, особенно против Уэсли Со.
Ты набрал впечатляющее количество очков, но главное — не отпускал давление весь турнир.
Это был очень чистый турнир, без особых опасных моментов.
Я бы сказал, ты нигде по-настоящему не рисковал.
Снова очень точное и стабильное выступление — после победы в Гран-при и удачного выступления в командном турнире против Индии.
Поздравляю. Историческая четвёртая победа подряд в поле, которое становится всё сильнее с каждым годом — пожалуй, самый сильный национальный чемпионат в мире.
Поздравляю с повторением рекорда Бобби Фишера — четыре подряд.
Твои первые впечатления?
Спасибо.
Ну, я бы не сказал, что не было опасных позиций. Во втором туре, против Энди Вудворда, немного поволновался — уже после десяти ходов стоял плохо. Но в целом ты прав: конечно, всегда бывают рискованные позиции и тяжёлые партии. Против Мишры я в какой-то момент тоже вышел из дебюта с худшей позицией — не критично, но всё же.
Это была трудная борьба, потому что Уэсли провёл отличный турнир, и другие ребята тоже постоянно поддавливали.
Мне показалось, что начало было не слишком удачным: первую партию я выиграл, но потом последовала серия ничьих.
Форма была не плохой, но и не идеальной.
А потом я упустил выигранную партию против Уэсли — очень досадно. Я потом полночи не спал, прокручивая это в голове: «Как ты мог так глупо испортить выигранную позицию?»
Недавно против Максима было то же самое — простейшая победа, а я всё испортил.
Просто нужно было посидеть спокойно минуту. Я всё понимал, говорил себе: «Не торопись, у тебя 40 минут на часах, это был 41-й ход, ты только что сделал контроль». Даже раньше — у меня было семь минут, но потом я добрал время и имел почти сорок минут.
Позиция была абсолютно выиграна — буквально форсированный мат.
Он мог только затянуть его, жертвуя фигуры.
Компьютер показывал +6 и больше.
Ход **Ф6** на 41-м — это и была ошибка. Я сыграл слишком быстро. После этого взял пешку на d4 — и всё пошло под откос. Нужно было просто забрать фигуру и сыграть **Фg7**, и позиция уже почти ничейная.
До сих пор шокируюсь от того, что совершаю такие ошибки.
Я стараюсь быть внимательным, но это сложно.
Так что да, я испортил ту партию.
Турнир был плотным — Ханс и Уэсли шли рядом, у всех по +2, но у Ханса были лучшие пары. Я понимал, что турнир может легко ускользнуть. Надо было только побеждать — нельзя было останавливаться.
Я чувствовал, что они буквально «дышат в затылок».
Против Ханса я не пытался выиграть с самого начала — главное было не проиграть. После такого поражения, как с Уэсли, просто нужно стабилизироваться. Проиграй Хансу — и всё, турнир не спасти.
Интересно, что ты это говоришь, учитывая твой выбор дебюта — довольно рискованный.
Почему именно его ты выбрал?
Я чувствую себя максимально уверенно в переходе от дебюта к миттельшпилю. Это моя сильная сторона.
Поэтому не думаю о дебютах как о «рискованных».
Риск только в том, если попадаешь в подготовку соперника — тогда играешь против движка, а этого все ненавидят.
Если позиция незнакома и для меня, и для соперника — меня это устраивает.
Да, соперник может переиграть, но это не повод избегать новых идей.
Я выбираю вариант сам, значит, знаю его лучше, если только не случится чудо и он не посмотрел его вчера. Такое бывает.
Например, знаменитая партия Магнус — Ханс 2022 года.
Мне повезло, что именно этот дебют вышел на доске — я как раз смотрел его утром!
Сейчас, наверное, Магнус уже в Сент-Луисе — завтра медиа-день перед Clutch Chess, и, когда выйдет этот подкаст, турнир, вероятно, уже начнётся.
Так что три года спустя Магнус и Ханс снова в Сент-Луисе, но реванша в этот раз не будет.
Возвращаясь к партии: я считал, что дебют был отличным выбором.
Ханс, хоть и специалист по итальянской партии, не знал конкретный вариант.
А итальянка — это дебют, где у чёрных десятки приемлемых планов.
Можно поставить коня на a6, a5, e7, c6; слона — на b6, a7 или e7; сыграть d5 или d6 — масса нюансов.
Так что не знать какой-то конкретный вариант — не преступление.
Но, по-моему, он играл слишком небрежно — особенно позволив f5 и затем f4.
Это почти как в защите короля — типичный штурм пешками на королевском фланге.
Факт, что король в центре, не критичен: центр трудно вскрыть, и белые не получают перевеса.
Он просто плохо понял позицию — был не его день.
Эта партия, думаю, переломила турнир.
Да, у него часто бывают неудачные дни против тебя. Похоже, у тебя над ним уже психологическое преимущество.
Не знаю… Надеюсь, это не испортит будущие встречи.
В Лас-Вегасе он, к его чести, выиграл у меня матч — я тогда упустил хорошие шансы.
Но в целом мои результаты против него действительно отличные.
Хотя я всегда осторожен — понимаю, что он опасен и способен на сильную игру.
У него турнир получился неровным — хорошо начал, потом всё пошло наперекосяк. Понятно, что не все могли сосредоточиться только на шахматах.
В итоге его игра развалилась.
Так что реально до конца боролись только двое — Уэсли и Левон.
Левон провёл хороший турнир, без поражений, даже немного прибавил в рейтинге, но этого оказалось недостаточно.
А вот Уэсли продолжал оказывать давление, выиграл много партий — у Рэя, Шенкланда, Энди, потом у Даро чёрными «по заказу», заставив меня самому играть на победу против Мишры.
В последнем туре он снова давил, и, хотя объективно не был близок к выигрышу, позиция выглядела опасной.
Но Григорий выдержал — сыграл точно и надёжно после ошибок в дебюте. Отличная защита, очень чистая.
После хода **Bxc3** я, честно, испугался: думал, почему мы это не обсуждали, ведь я уже играл такую позицию. Но, думаю, он просто перепутал порядок ходов — **Rc8** у него наверняка было в записях.
Всё закончилось хорошо — он удержал ничью.
Уэсли, кстати, поздравил меня, хоть и, конечно, был расстроен.
Он сейчас, похоже, снова в отличной форме. После трудного 2024 года и потери рейтинга он полностью вернулся — выиграл **Синкфилд Кап** после тай-брейков со мной, и теперь снова показывает высокий уровень. Это, безусловно, хороший знак для сборной США перед 2026 годом.
Уэсли действительно переживает большое возвращение.
То есть, он выиграл Синкфилд Кап. Он снова поднялся до рейтинга 2764 — в десятку лучших.
Да, он снова в топ-10, верно? Топ-10. Конечно, это вовсе не сюрприз, но всё же он выступает отлично.
И, по моему мнению, сборная США по-прежнему невероятно сильна.
Понятно, что Индия сейчас суперсильная и в прошлый раз доминировала на Олимпиаде, но США вполне способны конкурировать. Увидим это в следующем году. Думаю, пока не совсем ясно, кто именно будет в составе команды, ведь у многих игроков рейтинги очень близкие. Левон, Ханс — почти на одном уровне. Леньер тоже рядом. И всегда остаётся вопрос: будет ли играть Хикару? Мы не знаем.
Но всё равно американские шахматы сейчас в хорошем состоянии, особенно с молодыми ребятами. Стоит упомянуть Энди Вудворда — у него был отличный турнир. И, если я не ошибаюсь, Абхи Бхану выступил неудачно, но он всё ещё один из самых перспективных юных игроков в мире — около 2650 рейтинга в 16 лет. Это потрясающе. А Энди уже превысил 2600 в возрасте 15 лет — тоже очень впечатляюще.
Он провёл немного неровный чемпионат США, но обыграл Сэма Севиана, Даро и Ханса — и партия с Хансом была сыграна просто блестяще. Он имел выигрыш против Сэма, мог победить. Против меня тоже был выигран — вполне мог выиграть. Так что я считаю, турнир для него прошёл очень успешно. Эти двое молодых парней, без сомнения, рано или поздно пробьют отметку 2700 — это лишь вопрос времени.
Теперь немного об истории — и о том, как она запомнит твои титулы. Сейчас ты сравнялся с серией Бобби Фишера — четыре подряд. Это невероятно впечатляет. И я должен отметить подкаст C-Squared: с 2022 года, когда он начался, ты выигрывал каждый чемпионат США.
Помню, в 2022-м мы устроили вечеринку, потому что я не выигрывал уже шесть лет — с 2016-го. Это был настоящий шок: наконец-то снова победа. Мы отпраздновали, потом дали интервью Морису. Кажется, будто это было миллион лет назад, хотя всего лишь 2022-й.
Да, конечно, это большое достижение.
— Насколько важно для тебя продолжать накапливать эти титулы?
— Чемпионат США для меня многое значит, это турнир, к которому я отношусь с особым трепетом. Это национальный чемпионат, где ты играешь против сильнейших шахматистов страны. Я считаю его самым сильным национальным чемпионатом в мире — и, думаю, это даже не вызывает сомнений. Раньше, конечно, самыми сильными были чемпионаты России и СССР, но сейчас нет.
Сегодня сильнейшие страны — США и Индия, также Узбекистан и Китай. Но в Индии нет настолько сильного национального чемпионата, возможно, потому что призовой фонд там не слишком привлекательный. А чемпионат США остаётся турниром, который собирает почти всех лучших игроков.
Хикару не играл уже шесть лет, но даже без него у нас семь шахматистов с рейтингом выше 2700, и почти весь турнир — сплошь игроки уровня 2700+. Поэтому я горжусь этим турниром и всегда мотивирован выступать в нём хорошо.
— Ты задумывался о сходстве с Бобби Фишером?
— Думаю, в целом с Бобби соревноваться невозможно. Это под силу лишь немногим в истории — Магнусу, Гарри, может быть, Анатолию или Виши. Но обычно Бобби выделяется в числе трёх величайших в истории. Некоторые его достижения просто недосягаемы — например, 11 из 11. Это не повторить.
Карисса, кстати, была близка — 8 из 8, кажется. И да, поздравления Кариссе: несмотря на неудачный старт, она выиграла шесть из последних семи партий и в третий раз подряд стала чемпионкой США.
В этом году у нас была интересная премия — за пять побед подряд в начале турнира. Никто не приблизился: рекорд был две победы подряд.
Так что соперничать с Бобби сложно. Он был чемпионом мира, победил Бориса Спасского в 1972 году.
— Если говорить о чемпионатах США: сейчас у тебя пять титулов, у Хикару — тоже пять, если не ошибаюсь. У Уолтера Брауна шесть, у Решевского и Фишера — по восемь. Возможно, восемь никто уже не превзойдёт.
Да, Бобби был одним из величайших. Немного жаль, что Хикару сейчас отказывается играть в чемпионате США — это главный турнир в американском шахматном календаре, и мы не видели его уже шесть лет. Он предпочёл сыграть в Манитобе или где-то в Канаде, а также в онлайн-чемпионате Chess.com, где выиграл $40 000. Но чемпионат США — это не только про деньги, хотя и они там отличные, — он имеет особый вес.
— Ты разочарован, что Хикару не играет?
— Это не моя забота, в каких турнирах он участвует. Если он не хочет играть в чемпионате США — это его выбор. Он был в городе, даже жил в том же отеле. Но я не собираюсь его уговаривать. Если захочет — добро пожаловать, но меня это совершенно не касается.
— Отлично. Фаби, ещё раз поздравляю! Четыре победы подряд — потрясающий результат. Наслаждайся этим моментом, хотя времени будет немного: через пару дней стартует Clash Chess. Это важный турнир — ты, Магнус, Гукеш, чемпион мира и Хикару. Будет жарко: четыре участника, большие призовые и престиж.
Ты ведь был очень близок к победе в прошлый раз, во время пандемии, когда играл с Магнусом в финале.
— Да, это был формат матчей. Очень обидное поражение. В финале я вёл в счёте на два очка, но последняя партия стоила три. Такова идея Clash Chess — некоторые партии приносят больше очков. Магнус выиграл последнюю, поймал меня в подготовке. А мой дебютный план был слишком наивен — теперь жалею. Он выиграл и забрал матч.
Теперь формат другой: круговой турнир каждый день, двойной рапид. В первый день партия стоит одно очко, во второй — два, в третий — три. Думаю, будет весело. Это, можно сказать, crème de la crème — Магнус, Хикару, Гукеш, чемпион мира. Все сильнейшие: первые два в классическом рейтинге и чемпион мира играют вместе.
Я с нетерпением жду. Думаю, состав просто потрясающий, лучше и придумать сложно. И призы, конечно, впечатляющие. Играть будем за серьёзные деньги.
— Отлично. Фаби, я буду в Сент-Луисе, следить за турниром и, конечно, болеть за тебя. Поздравляю с победой на чемпионате США, заслуженный успех. Увидимся в Сент-Луисе!
— Спасибо!
(Начало следующего интервью)
Фаби, добро пожаловать в шахматный клуб Сент-Луиса. Это не первый раз, когда ты играешь в новом клубе — ты уже завершил чемпионат США, где снова выступил успешно. Ещё раз поздравляю!
Ты уже участвовал в Clash Chess. Это интересный формат, поощряющий камбэки. Как ты себя чувствуешь перед следующими тремя днями?
— С нетерпением жду. Это необычная система подсчёта очков. Мы уже играли в неё онлайн во время пандемии в 2020 году — матчи с Уэсли, Леньером и финал с Магнусом. Формат очень любопытный, обычно всё решается в последний день, если только кто-то не выиграет всё подряд. Каждая партия последнего дня стоит три очка — шесть партий, восемнадцать очков. Это делает турнир особенно интересным.
Состав — максимально сильный. Магнус и Хикару давно не играли, а мы с Гукешем только что с турниров: он — с Кубка европейских клубов, я — с чемпионата США.
Год у меня выдался неровным, особенно в рапиде и блице. Здесь контроль 10+5 — нечто среднее между ними. Я давно не играл в таком формате. Вживую обычно 25 минут, а на чемпионатах мира — 15. Так что 10 минут — это что-то среднее.
В целом, рапид в этом году у меня был неплохой: хорошо сыграл в Сент-Луисе, но испортил результат в блице. На Гран-Чесс-Туре — наоборот. Классика средняя, рапид ниже среднего, а в блице удалось выиграть всё. Не знаю почему, но блиц пошёл.
Этот формат, конечно, другой: это не блиц, где цейтнот каждую минуту. Здесь хоть немного можно подумать, особенно в начале. Хотя, конечно, всё равно будут партии, где всё решится в последние секунды.
И я посмотрел его интервью. Он сказал, что у него была идея, которую он держал девять лет. Он проанализировал этот вариант девять лет назад, так он утверждает. Что мне показалось любопытным, потому что девять лет назад это вообще не было у меня на радаре.
Итак, снова привет всем на очередном Мастер-классе с Фабиано. Сейчас Кубок мира, сезон Кубка мира, и у нас целая россыпь партий, из которых можно выбрать. В этом выпуске мы разбираем очень поучительную партию между Панналой Харикришной и Арсением Нестеровым, нынешним чемпионом России.
Харикришна — игрок с огромным опытом, он бывал в элите и знает, как побеждать на высшем уровне. И в этой партии он сделал именно это — выиграл у Арсения Нестерова. Фаби, добро пожаловать обратно в Мастер-класс Фабиано. Почему ты выбрал именно эту партию?
Ну, на Кубке мира полно разных партий, отличных партий. Выбора много. Но здесь был ранний жертвенный ход ферзём, и партия как будто сама просилась, чтобы её показали. К тому же партия очень качественная. Белые сыграли прекрасно, Гарри провёл отличную игру. Конечно, было много хороших партий в том туре, но эта, на мой взгляд, выделялась особенно. Давайте в неё нырнём.
Гарри играет белыми и начинает с e4. На доске Петрофф. На третьем ходу Харикришна выбирает d4. Это один из основных вариантов, наряду с конём бьёт e5. Ход Кd4 считается второстепенным, но тоже вполне теоретическим. После К:e4 следует d:e5. Я сам играл несколько партий в этой линии. Ход d5 — это тем, как я победил Александра Грищука в последнем туре Кандидатов 2018. Перед той партией я думал: если он пойдёт в свой вариант, играть мне d5 или выбрать слон c5? Ничья меня устраивала, а слон c5 — попытка упростить. Потом я подумал: зачем? Зачем зубрить тонны теории, чтобы сделать ничью? Лучше сыграю нормальную партию. Это было верное решение. Я играл d5 трижды. Однажды даже против Харикришны, что забавно. Но то была рапид-партия. И я её выиграл, если я правильно помню, это был какой-то матч в 2019 году.
Вместо этого Нестеров играет слон c5 — прямой логичный ход, нападающий на f2. Нормально защитить его невозможно. Эта линия хорошо известна: чёрные пытаются, по сути, заученной теорией форсировать ничью. Они хотят "убить" игру. Есть известная партия Теодороу против Раджабова, где Раджабов проиграл примерно за полчаса, потому что в одном месте ошибся в длинной теоретической ветке и пришлось сразу сдаться. Такое часто случается в подобных вариантах: чёрные пытаются упростить в опаснейшей позиции, но стоит забыть мелочь — и они проиграли. Та партия начиналась со слон c4, основного хода. Белые допускают К:f2, затем слон f7, Kf7, ферзь d5. Король обязан идти на g6, потому что после Ke8 следует слон g5. После Kg6, ферзь c5, К:h1 чёрные остаются с лишней ладьёй, но белые играют Кd3 и угрожают слон g5, Кd5, длинная рокировка. Король чёрных стоит на g6. И хоть это удивительно, позиция считается форсированной ничьей. Но Раджабов проиграл и мог бы открыть целую отдельную главу теории.
Я думал над тем, можно ли искать перевес в этой системе, и такие попытки есть. Но всё сводится к одному: помнит ли соперник теорию? Если помнит — делает ничью. Если забыл — проигрывает. Это отличный «честный» шанс: ты не рискуешь, но можешь выиграть на месте. Именно так Теодороу победил Раджабова.
Харикришна сделал редкий ход ферзь d5 вместо слон c4. И в интервью он сказал, что нашёл эту идею девять лет назад. Он проанализировал её девять лет назад! Это впечатляет. Хотя, думаю, тогда компьютеры показывали позицию в пользу чёрных, и лишь новые движки оценивают её как равную. Это важно, ведь план белых связан с жертвой ферзя. И сейчас движки подтверждают, что возникающие позиции равные. Девять лет назад, вероятно, так не было. Новые оценки дали ему уверенность.
Далее следует B:f2, Ke2 и f5. Чёрные держатся благодаря тактике: если побить на f5 на проходе, то следует Кf6, ферзь e5 и Kf7, затем Kf2, Кg4, и чёрные остаются с лишней пешкой. Но Харикришна не взял, а сыграл Кc3. Если чёрные возьмут коня, то после b:c3 подвисает слон на f2. На слон b6 следует слон g5 и выигрывает ферзя. Чтобы этого избежать, Нестеров играет c6, атакуя ферзя. Он, вероятно, знал этот мотив.
Однако он мог сыграть слон b6, но это рискованно. После c6 начинается идея с жертвой ферзя: белые играют К:e4, оставляя ферзя под боем. Чёрные обязаны взять его. После c:d5, d6 король должен уйти на f8 из-за слон g5. Белые играют Kf2. У них две фигуры за ферзя. На первый взгляд мало, но конь на d6 — ключевая фигура. Его невозможно прогнать пешкой, у чёрных нет чёрнопольного слона, а многие пешки стоят на белых полях. Чёрные поля у чёрных хронически слабые. Ферзя же можно гонять: он не может разменяться на слона, иначе белые просто будут с лишней фигурой.
Но всё же ферзь есть ферзь, и рано или поздно он станет активным. Важно, сколько времени потратил Нестеров на следующий ход. На Nc6 он думал минут три, значит, он что-то знал. Ход сильный, открывает идею К:e5. Поэтому Гарри сыграл слон e3, не пуская ферзя на b6.
У чёрных в этой суматошной позиции две задачи: либо избавиться от коня d6 тактически, либо вывести слона с c8 через b6 или b5. Попытка ферзь e7 оказывается проигрывающей: слон g5, ферзь e6, слон f4, и чёрные тонут. Ферзь на e6 становится мишенью. Ход h6 не спасает — белые играют h4, и движок считает позицию проигранной. Ферзя просто загоняют в угол.
Ход ферзь c7 намного лучше. Угроза та же. Белые вынуждены играть Кb5. Ферзь уходит на a5, слон d3. После этого чёрным важно сыграть d6, чтобы наконец выпустить слона с c8. Белые получают проходную, но это терпимо. Далее начинаются безумные компьютерные варианты вроде Кc7, ход g5 и так далее. Но главное: как только чёрные активируют слона, у них появляются нормальные ресурсы. До этого их игра скована.