ЧИКАГСКИЙ БЛЮЗ (CHICAGO BLUES)
Стиль, который в наши дни называется "классическим чикагским блюзом", сформировался в конце 40-х – начале 50-х годов, когда блюз Дельты был усилен электрическими инструментами и адаптирован к исполнению малым составом. Добавив к основным инструментам (гитаре и губной гармонике) ударные, бас-гитару и фортепиано (иногда и саксофоны), чикагский стиль сформировал тот инструментальный состав, который теперь известен как стандартный блюз-бэнд. Данный жанр был (и остаётся) достаточно гибким, поэтому на передний план в блюзовом составе могли быть выдвинуты не только вокалисты, но также и гитаристы, пианисты и исполнители на губной гармонике. Позднее, в конце 50-х – начале 60-х стиль претерпел очередное изменение, когда на смену ритмическим гитарным рисункам Дельты пришёл солирующий стиль Би-Би Кинга и Ти-Боун Уокера, породивший ставший популярным "западный" поджанр чикагского блюза. Для него было характерно добавление духовой секции к основной ритм-секции. Несмотря на то, что стиль Чикаго обращался также к рок-биту и фанковым ритмам, в своей основе он остался верен курсу, взятому на рубеже 50-х и 60-х годов.
Современная эпоха чикагского блюза берёт свой отсчёт в конце 60-х, когда на сцену вышло новое поколение блюзменов. Некоторые из них испытывали на себе влияние рока (в первую очередь это проявлялось в мощном усилении звука), сохраняя при этом дух блюза из Чикаго.
Основные представители: Хаулин Вулф, Мадди Уотерс, Бадди Гай
Мадди Уотерс (англ. Muddy Waters, настоящее имя Маккинли Морганфилд, англ. McKinley Morganfield; 4 апреля 1915 — 30 апреля 1983) — влиятельный американский блюзмен, который считается основоположником чикагской школы блюза.
Его визитной карточкой стала выпущенная в 1950 году композиция «Mannish boy». «Rollin' Stone» (Бродяга) станет настоящим символом зарождающейся рок-музыки: компания молодых английских блюз-рокеров позаимствует название песни для своей группы (1963); Боб Дилан, используя этот же образ, создаст настоящий гимн нового поколения — песню «Like A Rolling Stone» (1965), крупнейший в мире рок-журнал назовется в 1967 году так же; наконец, черная ритм-энд-блюз группа «Temptations» прославится хитом «Papa Was A Rolling Stone» (1972).
Уотерс едва ли не первым распознал талант Чака Берри и помог ему заполучить контракт с звукозаписывающей компанией. Одним из первых стал использовать электрогитару. Подводя итоги 20-го века, журнал Rolling Stone включил его в двадцатку величайших музыкантов в истории рок-н-ролла.
В фильме «Кадиллак Рекордс» (2008) роль Мадди Уотерса исполнил американский актёр Джефри Райт.
Muddy Waters plays "Manish Boy"
Бадди Гай начал играть на гитаре в возрасте 13 лет. В начале 1950-х он переехал в Батон-Руж, где выступал с местными музыкальными группами. Начинающий музыкант был излишне застенчив, из-за чего часто выступал спиной к зрителям, однако это не помешало ему вскоре обрести свой собственный значительный репертуар. В 1957 году Гай перебрался в Чикаго, где под своё покровительство его взял известный музыкант Мадди Уотерс.
Записав два сингла на небольшой звукозаписывающей компании, Гай начал работать с Chess Records, в результате чего в 1967 году был выпущен альбом I Left My Blues in San Francisco. Гай выступал в качестве сессионного музыканта у таких корифеев блюза, как Мадди Уотерс, Хаулин Вульф, Литтл Уолтер и Коко Тейлор. В 1960-е годы оформился его дуэт с Джуниором Уэллсом; результатом работы музыкантов стало несколько записанных альбомов.
К концу 60-х годов популярность блюза начала неуклонно снижаться, в результате Бадди Гай вынужден был подрабатывать на стороне. Однако его карьера пошла в гору в конце 1980-х — на волне возрождения интереса к блюзу. Он участвовал в концертах Эрика Клэптона, а записанный в 1991 году на лейбле Silvertone альбом Damn Right, I’ve Got the Blues принёс ему первую премию «Грэмми». Впоследствии он ещё четырежды был удостоен этой награды.
В 2005 году имя Бадди Гая было внесено в Зал славы рок-н-ролла. Журнал Rolling Stone включил его в список ста лучших гитаристов мира, где Гай занял 30-ю строчку. Бадди Гай также является владельцем собственного блюзового клуба в Чикаго
Хаулин Вулф (англ. Howlin' Wolf; настоящее имя Честер Артур Бёрнетт, англ. Chester Arthur Burnett;
10 июня 1910, Уайт Стэйшн, Уэст Поинт, Миссисипи — 10 января 1976, Хайнес, Иллинойс) — американский блюзмен, гитарист, игрок на губной гармонике, автор песен.
Наряду с Мадди Уотерсом считается одним из основоположников чикагской школы блюза.
О его влиянии на свое творчество заявляли «The Rolling Stones», «The Yardbirds», «The Animals», «The Doors», Jimi Hendrix, «Led Zeppelin», Janis Joplin и многие другие. В записи альбома «London Sessions» принимали участие Эрик Клэптон, Ринго Старр, Билл Уаймэн и Чарли Уоттс.
В списке величайших исполнителей, составленном музыкальным журналом «Rolling Stone», Howlin' Wolf находится на 51 месте. В 1980 году Вулф был включен в Зал славы Блюза. В 1999 песня Вулфа «Smokestack Lightning» вошла в зал славы премии Грэмми. В Зале славы рок-н-ролла, куда имя Вулфа было внесено в 1991, входят три его песни:
1956 Smokestack Lightning
1960 Spoonful
1962 The Red Rooster
В фильме «Кадиллак Рекордс» (2008) роль Хаулин Вулфа исполнил американский актёр Eamonn Walker.
АКУСТИЧЕСКИЙ ЧИКАГСКИЙ БЛЮЗ (ACOUSTIC CHICAGO BLUES)
Данный термин описывает ту музыку, которая была рождена в Городе Ветров до изменившего всё и вся двойного пришествия Мадди Уотерса и электрической гитары. В 30-40-е годы Чикаго был центром звукозаписи для большинства блюзовых артистов. Почти все они использовали в своей музыке саунд, получивший название "блюбёрд-бит" - он стал акустическим предшественником знаменитого впоследствии электрического саунда Чикаго. Акустический чикагский блюз обычно описывается термином "хокум-стайл", подразумевающим акцент на весёлых текстах, создающих непринуждённое настроение, и на джазовом бите, несущем в себе черты городской жизни.
Основные представители: Биг Билл Брунзи, Чемпион Джек Дюпри, Мемфис Минни
( 26.06.1893 года [Скотт, Миссисипи]- 15.08.1958 года [Чикаго, Иллинойс])США (Usa)
Родился в крестьянской семье. Подростком подрабатывал игрой на свадьбах, танцах и пикниках В юности Брунзи работал батраком, и первое развитие его безошибочно узнаваемый, громкий голос с замечательным диапазоном и гибкостью получил тогда, когда он ходил за мулом.
Еще ребенком Брунзи сам сделал себе скрипку и стал учиться играть на ней под присмотром своего дяди. Некоторое время он работал проповедником, однако затем посвятил себя светской жизни исполнителя блюзов. Отслужив в армии во время Первой мировой войны, он переехал в Чикаго, где выучился играть на гитаре под руководством "Папы" Чарли Джексона (Papa Charlie Jackson).
Несмотря на то, что как гитарист Брунзи начал довольно поздно, он очень скоро стал достиг уровня значительного мастерства, и на его первых записях, сделанных в конце 20-х годов, мы уже слышим беглую и уверенную игру гитариста в рамках как блюзовой, так и регтаймовой форм. Голос Брунзи при его четкой дикции сохранил оттенки, характерные для сельского исполнителя, но его игра была "по-городскому" виртуозной и уверенной. Тематически его блюзы были ориентированы на чернокожих американцев, которые, как и он сам, недавно переехали на промышленный Север США, но сохранили семейные и культурные связи с южными штатами. В этом качестве музыка Брунзи является примером движения блюза от народной музыки некоторых областей Юга к национальной индустрии развлечений.
Считается, что в 30-х годах среди блюзменов именно его пластинки расходились наибольшими тиражами. Он также много записывал как аккомпаниатор, в частности, со своим сводным братом Уошбордом Сэмом.
Иногда компании грамзаписи использовали Брунзи в для поиска новых талантов; его высоко ценили как аккомпаниатора - к 1942 году он записал сотни композиций в этом качестве, наряду с более чем двумя стами вышедших в свет и большим количеством невышедших записей, сделанных им в качестве солиста. Его сольные записи, как правило, следовали изменениям музыкальных вкусов публики: к середине 30-х он практически всегда записывался с небольшой группой в составе пианино, ритм-секции и, зачастую, медных или деревянных духовых, хотя сочный, выдержанный звук его гитары всегда был на переднем плане.
Несмотря на его несомненный звездный статус (до 1949 года на его пластинках, выпускавшихся для чернокожих слушателей, не было необходимости упоминать его полное имя - достаточно было обозначения "Big Bill"!), сомнительные финансовые выгоды участия в индустрии звукозаписи не позволяли ему всецело посвятить себя музыке до самой старости.
После Второй мировой войны Брунзи несколько утратил популярность у чернокожего слушателя, но к этому времени он практично переориентировался на более богатую белую публику, состоящую из любителей джаза и приверженцев зарождающегося движения фолк-возрождения.
В 1938 и 1939 принимал участие в знаменитых концертах From Spirituals To Swing в Карнеги-холл, организованных Джоном Хаммондом-старшим (John Hammond Sr.) и посвященных афро-американской музыкальной культуре. В 1947 сделал записи с электрогитарой и в сопровождении бас-гитары и ударных. Таким образом, Брунзи одним из первых начал работать в формате электрического чикагского блюза. Однако в дальнейшем он вернулся к акустическому фолк-звучанию. И в таком качестве гастролировал в 1951 по Европе. .
В 1951 году стал одним из первых блюзменов, выступивших в Европе. Брунзи помногу записывался, радикально меняя свой репертуар и исполняя то хорошо известные старые блюзы ("Trouble in Mind"), то блюзовые баллады ("John Henry"), то популярные песни ("Glory of Love"), а то даже песни протеста вроде остроумной "When Do I Get to Be Called a Man".
Он стал блестящим рассказчиком и не переставал совершенствовать свой свинговый, беглый стиль игры, хотя на медленных композициях его звучание могло быть несколько манерно, в манере Джоша Уайта (Josh White). Новая аудитория Брунзи обожала его, а молодые чикагские блюзмены относились к нему с глубоким почтением. В 1955 году вышла в свет увлекательная, полная занимательных историй автобиография Брунзи, составленная на основе его писем Янником Брюино (Yannick Bruynoghe) - тут необходимо заметить, что Брунзи научился писать только в 1950 году у студентов Государственного университета штата Айова (Iowa State University), где он в то время работал дворником.
Два года спустя у него был диагностирован рак горла и легких. Несмотря на сильные боли, Брунзи продолжал выступать, пока был в состоянии ходить.
Известно также, что Брунзи активно помогал молодому Мадди Уотерсу (Muddy Waters), когда тот прибыл из Миссиссиппи в Чикаго и делал первые шаги на местной сцене. Позднее, когда Брунзи не станет, благодарный Уотерс в память о старшем товарище запишет целый альбом песен Большого Билла - "Muddy Waters Sings Big Bill Broonzy".
В 1980 имя "Биг" Билла Брунзи внесено в "Зал славы "Блюз Фаундейшн".
В жизни Брунзи был гордым, решительным человеком, он был одной из центральных фигур в истории блюза как в эпоху блюза - музыки чернокожих американцев, так и тогда, когда блюз узнали и полюбили во всем мире.
Мемфис Минни (англ. Memphis Minnie, настоящее имя Лиззи Даглас,
3 июня 1897 — 6 августа 1973) — американская блюзовая певица, гитаристка, автор собственных песен, единственная из женщин в блюзе, кого критики ставили в один ряд с ведущими блюзменами 1930-х — 1940-х годов. Карьера её в звукозаписи длилась сорок лет: это достижение не превзошла ни одна женщина в шоу-бизнесе первой половины XX века.
Мемфис Минни, которую критики относят к числу самых влиятельных исполнительниц и гитаристок блюза, одной из первых перешла на электрогитару в 1942 году и создала собственный стиль, соединив традиции блюза южных штатов со звучанием музыки кантри. Биг Билл Брунзи вспоминал, как она побеждала и его и Тампу Реда в гитарном конкурсе, и утверждал, что она — лучшая из всех женщин-гитаристок, каких ему когда-либо приходилось слышать.
Мемфис Минни была трижды замужем, каждый раз — за известным блюзовым гитаристом своего времени (Канзас Джо Маккой, позже участник Harlem Hamfats; Кейси Билл Уэлдон из Memphis Jug Band; Эрнест «Сынишка Джо» Лоулерс).[1]
Творческий расцвет Мемфис Минни пришелся на начало 40-х годов, когда появились её известные песни: «Nothing in Rambling», «In My Girlish Days», «Looking The World Over», «My and My Chauffeur Blues».
В середине 1950-х годов здоровье Мемфис Минни ухудшилось: она прекратила выступать и записываться, свои последние годы провела в доме для престарелых, а скончалась от инсульта в 1973 году в Мемфисе, штат Теннесси, и была похоронена на кладбище Баптистской церкви «Новая вера» в Уоллс, округ Десото, штат Миссисипи.
В 1960-х годах, с расцветом блюз-рока интерес к творчеству Мемфис Минни пробудился вновь: многие известные исполнители, в частности, Роберт Плант, называли её в числе основных влияний. В 1980 году посмертно Мемфис Минни была введена в Blues Foundation’s Hall of Fame.
Led Zeppelin включили версию песни Мемфис Минни и Джоя Маккоя «When the Levee Breaks» с измененными текстом и мелодией в альбом Led Zeppelin IV. По мотивам этой же песни Боб Дилан написал «The Levee’s Gonna Break» (2006, альбом Modern Times).
Vova17: Не помню кто именно, но очень точно охарактеризовал, что такое блюз: это когда плохо хорошему человеку.
когда хорошему человеку плохо - так точнее, - из фильма "Перекресток" (Crossroads) Columbia Pictures, США - 1986...
фильм неплохой, но немного наивный и клишированый..., а дуэль - не самое лучшее место в фильме...
=)
William Thomas Dupree - более известен как Champion Jack Dupree - великий блюзовый (и буги-вуги) пианист Америки. Точная дата рождения неизвестна, примерно - июль какого-то из 1908-1910 г., умер в январе 1992г.
о стиле "буги-вуги" и его родственному отношению к блюзу я писал там: музыкальная мастерская
Описание фильма: В этой истории о сексе, жестокости, расе и рок-н-ролле Чикаго 1950-ых, «Кадиллак Рекордс» прослеживает захватывающие, но бурные жизни некоторых музыкальных легенд Америки, включая Мадди Уотерса, Леонарда Чезза, Литтл Уолтера, Хоулин Уолфа, Этты Джеймс и Чака Берри.
Трек лист:
01. Chuck Berry - No Particular Place To Go
02. Etta James - At Last
03. Little Walter - My Babe
04. Muddy Waters - (I\'m Your) Hoochie Coochie Man
05. Etta James - I\'d Rather Go Blind
06. Bo Diddley - I\'m A Man
07. Howlin\' Wolf - Smokestack Lightnin\'
08. Muddy Waters - Forty Days & Forty Nights
09. Little Walter - Juke
10. Etta James - All I Could Do Is Cry
11. Chuck Berry - Maybellene
12. Muddy Waters - I Can\'t Be Satisfied
13. Little Walter - Last Night
14. Chuck Berry - Nadine
15. Etta James - Trust In Me
16. Chuck Berry - Promised Land
Etta James - vocals
Chuck Berry, Bo Diddley, Muddy Waters - guitar, vocals
Howlin\' Wolf, Little Walter - harmonica, vocals
Charles Chalmers, Floyd Newman, Aaron Varnell - saxophone
Hubert Sumlin, Robert Lockwood, Jimmy Rogers - guitar
Carl Banks - organ
Otis Spann, Lafayette Leake, Paul Williams - piano
Willie Dixon, Big Crawford, David Hood - bass
Fred Below, Clifton James, Odie Payne - drums
Jerome Green - maracas
Конец 50-х. Американские блюзовые музыканты B.B. King и Howlin' Wolf были весьма популярны в Великобритании. Muddy Waters, был "первым электрическим игроком блюза", который выступил перед британскими зрителями примерно в 1959, за ним последовали выступления Sonny Boy Williamson, Bo Diddley и Chuck Berry. Британские подростки начали играть блюз, подражая разным стилям американского блюза. Постепенно, новый, истинно британский звук возник к середине 1960-ых, и получил название Beat.
Представляя собой нечто большее, чем простую региональную разновидность жанра, ранний британский блюз конца 50-х – начала 60-х старательно копировал американские образцы блюза с благодарностью (граничащей с поклонением) к их создателям. Открывались клубы по всей стране. Однако, к середине 60-х, в период возрождения блюза, британские гитаристы (в первую очередь Eric Clapton) начали видоизменять звучание этой музыки с тем, чтобы создать свой, особенный стиль. Помножив страстную манеру игры на гитаре (техника подтяжки (бенд), заимствованная у Элберта, Фредди и Би-Би Кингов) на предельную громкость звука, извлекаемого из мощных усилителей, британский блюз во многом слился с блюз-роком. Вчерашние блюзовые традиционалисты (такие как The Rolling Stones (в 1962 они объединились в блюзовом клубе The Ealing Club) и Eric Clapton) стали рок-звёздами. Британский стиль, пожалуй, был наиболее близок к рок-традиции, в противоположность рок-н-роллу, прямому наследнику стиля в 50-х. Таким образом, отличительной особенностью британского блюза стали постоянные взаимные переходы между стремлением сохранить старое, традиционное звучание и желанием сделать его более поп-ориентированным.
Основные представители и яркие последователи: The Animals, Alexis Korner, Cream, John Mayall, John Lennon, Eric Clapton, Jimmy Page, The Yardbirds, Led Zeppelin, Manfred Mann, The Rolling Stones...
Практически весь английский рок вылез из блюза, завезенного в конце 50-х, полностью трансформировался и окончательно угас после 1968 (National Blues Convention in London), а его новая форма "Британский Бит" нагрянул в Америку.
Термин "Piano Blues" можно применить ко многим стилям блюза, просто указывая на особенность применения фортепьяно в качестве основного музыкального инструмента.
Пиано-блюз проходит через всю историю чёрной музыки, охватывая такие стили, как рэгтайм, бэррелхаус, буги-вуги, приглаженный джаз западного побережья и жёсткий ритмизированный чикагский блюз.
Но "буги-вуги" - самый известный стиль в Piano Blues (подробнее - там). Безусловно и другие музыкальные направления, такие как ресторанный джаз, свинг, R&B, рок-н-ролл и джаз постоянно изменялись под влиянием пианистов, играющих блюз. Но "буги-вуги" - самый фортепьянный и самодостаточный...
=)
Веселый, заводной, быстрый стиль с характерной игрой левой руки (пульсирующий, монотонный ритм), соединялся с острыми вставками аккордов, соло (в блюзовом стиле) в правой руке "буги-вуги" стали новой формой блюза, которая была обращена в первую очередь непосредственно к танцорам (существовал и сам танец - "буги-вуги")
В то время как левая рука выполняла басовую партию, пульсируя монотонно ("автопилот"), правая рука была освобождена для фантазий - импровизация (полет фантазии) и вкрапление синкопированных аккордов (на слабые доли) создавали ощущение скорости, движения, свободы..., что и было заимствовано от джаза, блюза... - дух присутствовал!
Хотя сам стиль "буги-вуги" охватил страну в конце 1930-х, основа была заложена намного раньше. Jelly Roll Morton и W.C. Handy восстанавливали фортепьянный стиль "буги-вуги" слушая его на американском Юге еще в течение первого десятилетия двадцатого века. К 1920-м годам пианисты "буги-вуги" производили фурор в салонах, тавернах, кабачках, на "корпоративах", вечеринках... - всюду по Югу и всюду по Северу звучали "буги-вуги", и все зажигательно танцевали.
Известные пианисты: Albert Ammons, Leroy Carr, Ray Charles, Charles "Cow Cow" Davenport, Blind John Davis, Champion Jack Dupree, Cecil Gant, Henry Gray, Dr. John, Meade "Lux" Lewis, Professor Longhair, Jay McShann, Big Maceo Merriweather, Amos Milburn, Little Brother Montgomery, Pinetop Perkins, Boogie Woogie Red, Memphis Slim, Sunnyland Slim, Pinetop Smith, Willie "The Lion" Smith, Otis Spann, and Roosevelt Sykes.
монотонность ритма и повторяющиеся басовые ходы позволяли импровизировать на любую тему...
Блюз Сент-Луиса является вариацией джамп-блюза и фортепианного блюза, в которой певец или пианист выступали под аккомпанемент небольших комбо либо больших составов. Для него характерно настроение городского блюза с небольшим влиянием сельской музыки, в первую очередь – деревенского блюза.
Основные представители: Henry Brown, Bukka White , Walter Davis
Henry Brown уехал в Сент-Луис, штат Миссури, покинув Теннесси в возрасте 12 лет, начал играть на фортепьяно в то время как и все - в школе. Его стиль игры, экономичная форма блюза, пошла от его учителя - Deep Morgan Street, боле известного как "Blackmouth". Браун позже работал с St. Louis Jimmy Oden и тромбонистом Ike Rogers; с Ike Rogers и гитаристом Lawrence Casey, он создал трио, названное Biddle Street Boys. Делал запись (часто в тандеме с Rogers) с Mary Johnson, играя в клубах Сент-Луиса и пригородов, где он и жил ... регулярно работал до середины 70-х.
Hi Henry Brown - Skin Man Blues. 1932 (St Louis bluesman) Blues.
Hi Henry Brown - Titanic Blues (1932) St Louis Bluesman
Букка Уайт (англ. Bukka White; настоящее имя Букер Ти Вашингтон Уайт, англ. Booker T. Washington White; 1906—1977) — один из известнейших блюзменов и наряду с Томми МакКленнаном, Чарли Пэттоном и Сон Хаусом. Двоюродный брат Би Би Кинга. По мнению британского журнала Classic Rock — один из величайших гитаристов всех времен. Уже в возрасте девяти лет его отец, Джош Уайт, железнодорожник, подрабатывавший музыкой, научил его играть на гитаре и подарил первый инструмент.
Через некоторое время Уайт переселился к своему дяде в Кларксдейл, где в возрасте 14 лет выдавал себя за 21-летнего, меняя исполнение блюзовых песен на успех у женщин...
Walter Davis (1 марта 1912 – 22 октября 1963)- афроамериканский пианист и прекрасный певец
в 13 лет переехал в Сант Луис... - убежал из дому... не хотел жить на ферме...
с 20-х по 50 годы колесил по Югу и среднему Западу выступая и записываяь на студиях... с гитаристом Henry Townsend и пианистом Peetie Wheatstraw... - был очень плодовит в сочинениях, выступлениях... и весьма популярен, затем его свалил инсульт (отнялась левая рука), он работал ночным клерком, но продолжал петь и все-таки стал играть, но только одной рукой - правой, а левой - одним пальцем, одержимо отбивая ритм... -