ChessPro online

Приходите в гости к нам...

вернуться в форум

08.06.2006 | 12:19:19

Главная  -  Поговорим?  -  Беседы о...

14552

jenya

не то, чтобы очень
но и не так, чтобы совсем не

30.03.2016 | 01:59:12

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
masterd: удивительный человек Ростропович...

С год назад я ходил на встречу с Войновичем. Войнович вошёл, поздоровался и немедленно вспомнил историю личного знакомства с Ростроповичем. Ростропович позвал Войновича в гости. Открывая дверь, он сказал: "Здравствуйте, я Слава. Давайте перейдём на "ты". Можно я тебя поцелую?"
номер сообщения: 8-121-76715

14553

Roger

30.03.2016 | 05:05:02

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Почитатель: fortnight - две недели, ни за что бы не догадался. Это от "четырнадцати ночей" ?

Чтобы совсем сбить с толку, французский перевод слова fortnight = quinze jours (15 дней)
номер сообщения: 8-121-76716

14554

jenya

не то, чтобы очень
но и не так, чтобы совсем не

30.03.2016 | 05:58:37

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Как говорят чехи, pozor!
номер сообщения: 8-121-76717

14555

Roger

30.03.2016 | 06:15:55

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
...на пса
номер сообщения: 8-121-76718

14556

Roger

30.03.2016 | 06:16:56

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
А я в субботу был на "Женитьбе Фигаро" в Метопере. Принципиальное отличие от всех виденных до этого опер состояло в том, что народ в зале охотно и звучно смеялся над всеми итальянскими шутками, как в ситкомах, иногда ещё до того, как они звучали (по подстрочнику). И тут на меня снизошло прозрение: Метопера конкурирует не с Веной, и не с Миланом - она борется за выживание на Бродвее.
номер сообщения: 8-121-76719

14557

jenya

не то, чтобы очень
но и не так, чтобы совсем не

30.03.2016 | 06:24:51

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Ого! Здорово. Мы будем в тех краях в мае, и выбор оказался в пользу Бродвея ("Скрипач на крыше"). И туда, и туда просто не складывается по времени.
номер сообщения: 8-121-76720

14558

dimarko

30.03.2016 | 07:39:32

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
jenya: Как говорят чехи, pozor!

Собственно, и поляки
У меня был приятель, который долгое время жил в Польше. Он тоже рассказывал о некоторых смешных языковых несоответствиях. Запомнилось, что поляки начинают ржать при слове "зажигалка", поскольку "жигать" по-польски означает, пардон, блевать

Правильно же говорить "запальничка"
номер сообщения: 8-121-76721

14559

Roger

30.03.2016 | 08:17:36

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Правильно бутылка-спичка.
номер сообщения: 8-121-76722

14560

dimarko

30.03.2016 | 08:43:20

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Roger: Правильно бутылка-спичка.


Теперь и не знаю, что думать насчет Милоша Ржиги
номер сообщения: 8-121-76723

14561

patrikey

любитель

30.03.2016 | 19:32:43

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
В этом смысле бывает трудно у серба дорогу узнавать, когда оного на машине подвозишь.
Если он говорит "право", значит надо прямо ехать. А если бы надо было повернуть, он бы "десно" сказал.
Хорошо, что "лево" одинаково звучит: рано или поздно к нужному месту выедешь.
номер сообщения: 8-121-76734

14562

Roger

30.03.2016 | 19:34:52

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
номер сообщения: 8-121-76735

14563

jenya

не то, чтобы очень
но и не так, чтобы совсем не

30.03.2016 | 20:25:22

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Roger: А я в субботу был на "Женитьбе Фигаро" в Метопере

А во Фрике на выставке Ван Дейка были?
номер сообщения: 8-121-76742

14564

Vova17

кмс

30.03.2016 | 20:30:36

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Такое впечатление, что этот пассажир мог прихлопнуть "террориста" одним ударом.

__________________________
Спасение там, где опасность.
номер сообщения: 8-121-76743

14565

dimarko

30.03.2016 | 23:14:12

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
patrikey: В этом смысле бывает трудно у серба дорогу узнавать, когда оного на машине подвозишь.
Если он говорит "право", значит надо прямо ехать

Поляк скажет "просто", что тоже может поставить в тупик)
номер сообщения: 8-121-76748

14566

jenya

не то, чтобы очень
но и не так, чтобы совсем не

30.03.2016 | 23:26:01

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
dimarko:
patrikey: В этом смысле бывает трудно у серба дорогу узнавать, когда оного на машине подвозишь.
Если он говорит "право", значит надо прямо ехать

Поляк скажет "просто", что тоже может поставить в тупик)

Тоже красиво
номер сообщения: 8-121-76749

14567

ntakos

30.03.2016 | 23:29:34

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Гельфанд в своей книге Positional Decision Making in Chess (Quality Chess 2015):

Alex Huzman goes to a dentist called Rubinstein. Once I prodded him, asking why he did not go to Tal's son, who is also a dentist and lives in the same town as Alex. "I am a bit afraid of his style. It is better to stay with Rubinstein."
номер сообщения: 8-121-76750

14568

jenya

не то, чтобы очень
но и не так, чтобы совсем не

30.03.2016 | 23:33:18

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
номер сообщения: 8-121-76751

14569

BillyBones


Т. - А.

31.03.2016 | 16:43:40

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время


Но все же нельзя не заметить, что рот Леви ужасно пострадал от дантиста Рубинштейна.
номер сообщения: 8-121-76770

14570

nict46

01.04.2016 | 00:08:07

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
jenya: В титрах фильма пишут, что текст песен - Рождественского.

В воспоминаниях Г. Натансона написано, что автор текста-Рождественский.

В довершение: по реестру РАО права у Рождественского (и Флярковского). Хотя я бы тоже решил, что это уж скорее Новелла, чем Роберт. Того же мнения была "Лит. Россия":
Я мечтала о морях и кораллах. Интервью с Новеллой
© Виолетта Баша, "Литературная Россия", 20. 05. 2005
номер сообщения: 8-121-76776

14571

jenya

не то, чтобы очень
но и не так, чтобы совсем не

01.04.2016 | 00:20:42

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
людям свойственно ошибаться (с)
Но во всей этой истории мне гораздо интереснее, что Рождественский взял тему и размер у Галича.
номер сообщения: 8-121-76777

14572

jenya

не то, чтобы очень
но и не так, чтобы совсем не

01.04.2016 | 00:27:14

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Когда я работал над подборкой Галича для Т., мне пришла в голову ещё одна перекличка. Вот вам сюжет: лирический герой расстаётся и прощается с любимой. И торжественно желает ей/просит высшие силы, чтобы её жизненный путь сложился удачно. Что-то от "я вас любил", но больше про неё. Базисный ритм такой:

тарата-тарата-тара-тара
тарата-тара-тара
номер сообщения: 8-121-76778

14573

jenya

не то, чтобы очень
но и не так, чтобы совсем не

01.04.2016 | 00:31:50

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Прощай, позабудь и не обессудь.
А письма сожги, как мост.
Да будет мужественным твой путь,
да будет он прям и прост.
Да будет во мгле для тебя гореть
звёздная мишура,
да будет надежда ладони греть
у твоего костра.
Да будут метели, снега, дожди
и бешеный рёв огня,
да будет удач у тебя впереди
больше, чем у меня.
Да будет могуч и прекрасен бой,
гремящий в твоей груди.

Я счастлив за тех, которым с тобой,
может быть, по пути.

1957

Песенка-молитва, которую надо прочесть перед самым отлетом

Галиньке

Когда - под крылом - добежит земля
К взлетному рубежу,
Зажмурь глаза и представь, что я
Рядом с тобой сижу.
Пилот на табло зажег огоньки,
Искусственную зарю,
А я касаюсь твоей руки
И шепотом говорю:

- Помолимся вместе, чтоб этот путь
Стал Божьей твоей судьбой.
Помолимся тихо, чтоб где-нибудь
Нам свидеться вновь с тобой!
Я твердо верю, что будет так, -
Всей силой моей любви!
Твой каждый вздох и твой каждый шаг,
Господи, благослови!

И слухам о смерти моей не верь -
Ее не допустит Бог!
Еще, ты, я знаю, откроешь дверь
Однажды - на мой звонок!
Еще очистительная гроза
Подарит нам правды свет!
Да будет так!
И открой глаза:
Моя - на ладони твоей - слеза,
Но нет меня рядом, нет!

Москва,
9 января 1972

Что-нибудь ещё на эту тему и/или с этим ритмом?
номер сообщения: 8-121-76779

14574

jenya

не то, чтобы очень
но и не так, чтобы совсем не

02.04.2016 | 01:12:54

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Рон Ахарони - известный израильский математик, профессор в Технионе. В 2000 году он пошёл преподавать математику в начальную школу. Это было примерно так:

I am a professional mathematician and, although I have been strongly interested in teaching (which is the reason that my friend had the idea of offering me the job), I had not set foot in an elementary school since I was a child. So I consulted whomever I could. The advice I got was uniform: Don't do it. Elementary math education is a profession in itself. There is no connection between it and teaching math at the university level. http://www.aft.org/periodical/american-educator/fall-2005/what-i-learned-elementary-school

Позже Ахарони написал книжку "Arithmetic for Parents". Оттуда:

номер сообщения: 8-121-76793

14575

jenya

не то, чтобы очень
но и не так, чтобы совсем не

02.04.2016 | 03:33:14

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Чуковская, ноябрь 64:

<...> Ну вот, а сегодня КИ ходил к Федину, который читал начало его воспоминаний о Зощенке - и Федин сказал, что:

дело Бродского (с Фридиной записью) было докладываемо лично Хрущеву (по-видимому, из-за криков за границей), и он сказал якобы, что суд велся безобразно, но пусть Бродский будет счастлив, что его судили за тунеядство, а не за политику, п.ч. за стихи ему причиталось бы 10 лет...

Значит, мерзавцы - или обманутые - обманули Никиту Сергеевича разного рода фальшивками, состряпанными Лернером...

Завтра я еду в город, увижусь с Фридой, с кот. не виделась 100 лет, и будем думать думу...

Да, еще НС спросил, как Фридина запись попала за границу...

Фрида посылала ее в "Известия", в "Лит. Газету", в Прокуратуру и т.д. Очевидно, в каком-то из этих учреждений кто-то переписал и пустил по рукам, а то, что ходит по рукам - неизбежно попадает за границу <...>
номер сообщения: 8-121-76794

14576

jenya

не то, чтобы очень
но и не так, чтобы совсем не

02.04.2016 | 04:21:42

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Joseph Brodsky's "A Commencement Address", delivered at Willams College in 1984

Разумеется, я говорю о знаменитом совете обратить другую щеку.

Предполагаю, что вы так или иначе слышали о том, как этот стих из Нагорной проповеди толковали Лев Толстой, Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг-младший и многие другие. Иначе говоря, я предполагаю, что вам знакома идея ненасильственного, или пассивного, сопротивления, чей главный принцип - воздавать добром за зло, то есть не платить той же монетой. Из того, что мир сегодня такой, какой есть, следует, самое меньшее, что этой идее до всеобщего признания далеко. Причины ее непопулярности двояки. Первое, для пуска принципа в ход требуется некоторый запас демократии. То есть именно то, чего лишены 86% планеты. Второе, здравый смысл, говорящий жертве, что, обращая другую щеку и не платя той же монетой, она добивается, в лучшем случае, моральной победы, то есть чего-то абсолютно неосязаемого. Естественная неохота подставлять еще одну часть тела под удар оправдана опасением, что такое поведение только подстрекает и усугубляет Зло; что вашу моральную победу противник может принять за свою безнаказанность.
Есть другие, более серьезные причины для опасений. Если первый же удар не выбил из головы жертвы остатки соображения, она может осознать, что подставлять другую щеку - значит манипулировать совестью обидчика, не говоря уже о его карме. Сама моральная победа может в конце концов выйти не такой уж моральной, не только потому, что у страдания часто есть оттенок нарциссизма, но и потому, что оно делает жертву выше, то есть лучше, ее врага. Но как бы ни был дурен ваш враг, важно то, что он человек, а даже не умея любить другого как самого себя, мы все-таки знаем, что Зло пускает корни, когда кому-то приходит мысль, что он лучше другого. (И вот почему, в первую очередь, вас ударили по правой щеке.) Так что лучшее, чего можно добиться, подставив другую щеку врагу, это удовольствие предостеречь последнего насчет тщетности его поступка. "Смотри, - говорит другая щека, - ты бьешь всего лишь плоть. Это не я. Ты не в силах растоптать мою душу". С такой позицией одна беда: враг может просто принять ваш вызов.
Двадцать лет назад произошла следующая сцена на одном из множества тюремных дворов северной России. В семь утра дверь камеры распахнулась, и на пороге встал надзиратель, обратившийся к ее обитателям: "Граждане! Коллектив тюремной охраны вызывает заключенных на социалистическое соревнование по колке дров, скопившихся во дворе". В тех краях центрального отопления нет, и местная милиция взимает, так сказать, десятину с близлежащих лесопилок. В описываемое время тюремный двор выглядел как настоящий лесной склад: одноэтажный четырехугольник тюрьмы совершенно терялся рядом со штабелями в два-три этажа вышиной. Необходимость колки была очевидна, хотя соцсоревнования такого рода проводились и раньше. "А если я откажусь?" - спросил один заключенный. "Тогда без еды", - ответил надзиратель.

Арестантам раздали топоры, и рубка началась. И заключенные, и охрана работали всерьез, и к полудню все, особенно вечно недоедавшие зеки, выбились из сил. Объявили перерыв, все сели есть: кроме спросившего. Он продолжал махать топором. И арестанты, и охрана шутили на его счет, что, мол, вообще-то евреи считаются хитрыми, а этот... и т.п. После перерыва работа возобновилась, хотя пыл несколько поослаб. В четыре кончила охрана, потому что кончилась их смена; чуть позже остановились арестанты. Его топор все еще летал. Несколько раз обе стороны уговаривали его бросить, но он не обращал внимания. Словно он нашел какой-то ритм, которого не хотел прерывать: или это ритм им овладел?
Остальным он казался автоматом. В пять часов, в шесть топор продолжал летать. И охрана, и арестанты теперь вглядывались в человека, иронические ухмылки сменились на их лицах сперва замешательством, потом ужасом. В семь тридцать он кончил, доплелся до камеры и повалился спать. В остаток его пребывания в той тюрьме к социалистическому соревнованию между охраной и заключенными больше не призывали, хотя дрова скапливались по-прежнему.

Думаю, что он выдержал это - двенадцать часов колки подряд, - потому что был тогда молод. Собственно, ему было двадцать четыре года. Ненамного старше вас. Впрочем, мне кажется, его поведение в тот день могло объясняться и иной причиной. Вполне допустимо, что тот молодой человек - именно потому, что был молод, - помнил текст Нагорной проповеди лучше, чем Толстой и Ганди. Поскольку Сын Человеческий имел обыкновение говорить триадами, молодой человек мог вспомнить, что относящийся к делу стих не кончается на:

но кто ударит тебя в правую
щеку твою, обрати к нему и другую, -

но продолжается без точки или паузы:

и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку,
отдай ему и верхнюю одежду;
и кто принудит тебя идти одно с ним поприще,
иди с ним два.

Приведенные целиком, эти стихи имеют, на самом деле, очень мало общего с ненасильственным или пассивным сопротивлением, с принципами не платить тем же и воздавать за зло добром. Смысл этих строк отнюдь не пассивный, ибо из них следует, что можно обессмыслить зло чрезмерностью: из них следует, что зло бессмысленно, когда его запросы оказываются ничтожными по сравнению с вашей уступчивостью, обесценивающей ущерб. Это ставит жертву в весьма активную позицию, в положение духовного агрессора. Возможная здесь победа - не моральная, а экзистенциальная. Здесь другая щека не взывает к угрызениям вражеской совести (которые ему легче легкого подавить), но показывает его чувствам и уму бесцельность всего предприятия: как это делает всякое массовое производство.
Позвольте напомнить, что сейчас нет речи о ситуации честной борьбы. Мы говорим о ситуации, где человек с самого начала занимает безнадежно проигрышную позицию, где нет шанса дать сдачи, где у противника подавляющий перевес. Иными словами, о самых мрачных часах человеческой жизни, когда ощущение морального превосходства над врагом нисколько не утешает, когда этот враг зашел слишком далеко, чтобы внушать ему стыд или тоску по забытой совести, когда в распоряжении остается только собственное лицо, верхняя одежда, рубашка и пара ног, еще способных пройти поприще или два.

В такой ситуации пространство для тактического маневра очень невелико. Поэтому обращение другой щеки должно быть вашим осознанным, холодным, добровольным решением. Ваши шансы на выигрыш, сколь бы скудны они ни были, целиком зависят от того, знаете ли вы, что делаете, или нет. Подставляя щеку врагу, надо знать, что это только начало испытания, как и цитаты - и нужно вытерпеть все последствия, все три стиха из Нагорной проповеди. В противном случае вырванная из контекста строка оставит вас калекой.

Строить этику на неверной цитате значит готовить себе гибель или судьбу духовного буржуа, наслаждающегося максимальным комфортом - комфортом своих убеждений. В обоих случаях (из которых второй с его членством в гуманистических движениях и некоммерческих организациях переварить труднее) дело кончается уступкой территории злу, отсрочкой понимания его слабостей. Ибо зло, напомню, вещь чисто человеческая.
номер сообщения: 8-121-76795

14577

jenya

не то, чтобы очень
но и не так, чтобы совсем не

02.04.2016 | 06:33:38

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Однажды Эдвина Круз присутствовала при том, как Бродский работал над переводом. Он начал повторять первую строчку, постукивая при этом по столу. Постукивание делалось все ритмичней и ритмичней. Внезапно Бродский повернулся к пишущей машинке и принялся быстро печатать. Потом пробежал текст глазами и нажал на каретку. «Перевод был готов, и перевод был прекрасен».
номер сообщения: 8-121-76796

14578

avi47

03.04.2016 | 01:36:31

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
jenya: Когда я работал над подборкой Галича для Т., мне пришла в голову ещё одна перекличка. Вот вам сюжет: лирический герой расстаётся и прощается с любимой. И торжественно желает ей/просит высшие силы, чтобы её жизненный путь сложился удачно. Что-то от "я вас любил", но больше про неё. Базисный ритм такой:

тарата-тарата-тара-тара
тарата-тара-тара

Попробуйте Г. Поженяна:

Если радость на всех одна,
Hа всех и беда одна.
Море встает за волной волна,
А за спиной - спина.

Здесь, у самой кромки бортов,
Друга прикроет друг.
Друг всегда уступить готов
Место в шлюпке и круг.

Друга не надо просить ни о чем,
С ним не страшна беда.
Друг мой - третье мое плечо -
Будет со мной всегда.

Hу, а случится, что он влюблен,
А я на его пути -
Уйду с дороги, таков закон:
Третий должен уйти!

Хотя, это что-то весьма приблизительное
номер сообщения: 8-121-76798

14579

jenya

не то, чтобы очень
но и не так, чтобы совсем не

03.04.2016 | 02:01:09

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Вторая строчка годится, в первой не хватает двух слогов. Но дело ведь не только в ритме, кроме ритма там тот же сюжет.
номер сообщения: 8-121-76799

14580

jenya

не то, чтобы очень
но и не так, чтобы совсем не

03.04.2016 | 15:59:42

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
jenya: Два отрывка из Бродского

Я пишу эти строки, сидя на белом стуле
под открытым небом, зимой, в одном
пиджаке, поддав, раздвигая скулы
фразами на родном.
Стынет кофе. Плещет лагуна, сотней
мелких бликов тусклый зрачок казня
за стремленье запомнить пейзаж, способный
обойтись без меня.

1982

Помни, что люди съезжают с квартиры только когда возник
повод: квартплата подпрыгнула, подпали под сокращение;
просто будущему требуется помещение
без них.

1994

Ещё на эту тему?

Из того же Бродского - о концовке стихотворения "Письма римскому другу":

Это мотив «мира без меня». <...> Со знаменитой одой Горация «Письма римскому другу» роднит не только тема быстротечности жизни, но и то, что оба произведения кончаются картиной жизни, продолжающейся за вычетом автора (лирического героя). Сходство подчеркивается и тем, что Бродский, вслед за Горацием, упоминает в концовке кипарис – кладбищенское дерево у римлян. В предварительном наброске этого «посмертного» мотива не было:

Блещет море за черной изгородью пиний,
чье-то судно с ветром борется у мыса,
я в качалке, на коленях – Старший Плиний.
Дрозд щебечет в шевелюре кипариса.

Кажется, что в окончательном варианте заключительное «письмо» мало отличается от черновика:

Зелень лавра, доходящая до дрожи.
Дверь распахнутая, пыльное оконце.
Стул покинутый, оставленное ложе.
Ткань, впитавшая полуденное солнце.
Понт шумит за черной изгородью пиний.
Чье-то судно с ветром борется у мыса.
На рассохшейся скамейке – Старший Плиний.
Дрозд щебечет в шевелюре кипариса.

На самом деле разница между двумя концовками принципиальная. В окончательном варианте нет «я». Физические свойства мира, покинутого, оставленного (эти слова недаром сталкиваются в одной строке), остались прежними, он по-прежнему динамичен и предлагает себя живому чувственному восприятию: ярко сверкают глянцевитые листья лавра, ткань горяча от солнца, море шумит, парусник борется с ветром, дрозд щебечет. Но нет того, кто мог бы жмуриться от нестерпимого блеска, греться на солнцепеке, слушать шум моря и пение птицы, следить за парусником вдали и дочитать книгу. Кстати сказать, недочитанная книга – это тот же мир в литературном отражении, «Naturalis historia», попытка Плиния Старшего дать энциклопедическое описание всего природного мира.
номер сообщения: 8-121-76801

14581

Michael_S

03.04.2016 | 16:35:54

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
jenya:


Что-нибудь ещё на эту тему и/или с этим ритмом?


Не и. Или.

Хвалить
не заставят
не долг,
ни стих
всего,
что делаем мы.
Я
пол-отечества мог бы
снести,
а пол-
отстроить, умыв.
номер сообщения: 8-121-76802