Цвет Гаронны напомнил мутные воды реки Талахачи, в которую 3 июня 196* года по невыясненной причине прыгнул Билли Джо МакАлистер. Впрочем, можно ли было ожидать из Чактау Риджа что-нибудь хорошее?
Самое загадочное в этой истории - кусок мозаики, рассказанный братом Тейлором...
Интересно.
А я как раз вчера стоял на берегу этой реки, там очень красиво. Первый мост через реку построил Наполеон, мне говорили, почему раньше там не было моста, но я забыл. Тот мост состоит из 17 арок по числу букв в словах Napoleon Bonaparte. Кстати, Гойю тоже видел, как вернусь, выложу несколько фотографий.
Не помню, писал ли я об этом. Лет пять назад я прочитал книжку воспоминаний Арнольда, всякие истории из его жизни. В частности, он описывал "детское научное общество". В интернете есть небольшой кусочек:
Свой первый научный доклад я сделал в возрасте лет десяти в «добровольном научном обществе», организованном Алексеем Андреевичем Ляпуновым у себя дома. Там мы занимались то физикой, то биологией (включая запрещённую генетику и кибернетику), то космологией, то геологией. Мой доклад был об интерференции волн, с опытами в ванне, с описанием определения положения самолёта над Тихим океаном по пересечению двух гипербол (заданных разностями фаз сигналов от трёх радиостанций): заодно я разобрал и объяснил теорию конических сечений, сферы Данделена, переход от эллипсов к параболам и к гиперболам, с одной стороны, и принцип Гюйгенса теории распространения волн, с другой. «Общество» собиралось еженедельно, и мы все сохранили наилучшие отношения, хотя в дальнейшем занимались разными вещами: один стал знаменитым кардиологом, несколько членов общества теперь академики РАН.
Позже я прочитал статью-воспоминания ещё одной участницы "ДНО", - дочки Ляпунова:
Родители часто ездили с нами за город. Взрослые лежали где-нибудь на полянке и философствовали, а мы детской компанией носились и играли, инсценировали приключения из Жюль Верна... А в непогоду - собирались у нас, на Хавской, компанией в 10 - 12 человек. Тут-то и возникло "ДНО" - детское научное общество, так называл его папа, а мы гордо называли его "добровольное научное общество". Стали собираться по выходным. Из ластика вырезали собственный штамп, появился специальный блокнот, в который я заносила списки присутствующих, темы докладов, которые мы слушали на наших заседаниях. Вот первый год: "Записи ведет Н.Ляпунова", написано моей рукой.Список членов и посещаемость: Дима (Владимир) и Митя Арнольд, Зарик Гамбурцев, Новиковы Сергей и Андрей (Сергей сейчас академик, а Андрей - погиб), Краузе Карик (Оскар) , Дима Струве, Вика Коротевская, Роза Паршева и Инна Забродина, наши одноклассницы, Ниночка Баландина - дочь академика Баландина, Ляля и я... В тот год нас было 18 человек. Вот, смотрите, какие были темы докладов: "Строение солнечной системы", "О кометах", "Молекулярные силы"... О каждом заседании можно рассказывать отдельно! А папа придумывал опыты, демонстрации, эксперименты. Незабываемый доклад Димки Арнольда "Волны". У нас был громадный стол, который раздвигался на шесть досок. Стол раскладывали, в дырку ставили аквариум с водой, под него - фонарь для диапозитивов. Тогда еще ни у кого не было таких фонарей, а папа где-то достал. Свет пропускался через воду, и поверхность ее фокусировалась на потолок. В аквариуме плавали две пробочки, их надо было тюкнуть, и начинались волны: круговые, встречные, интерференция! И это проецируется на весь потолок! Димка рассказывает и тут же наглядная демонстрация. А когда был доклад про молекулярные силы, Коля Наметкин, папин сводный брат, химик, принес нам из лаборатории анилин, который мы нагревали с водой в колбе на газу, смотрели, как капли меняют форму, и обсуждали, как распределяются векторы, определяющие поверхностное натяжение. Андрей Новиков, впоследствии математик, делал доклад о происхождении жизни и эволюции человека. А вот план нашего (сестер Ляпуновых) доклада про насекомых. Я была в четвертом, а Ляля - в пятом классе.
Я тогда загорелся идеей сделать что-то в этом духе. Конечно, до великих нам далеко, но что-то получается. Уже раз 10 встречались в разных форматах, родители с детьми, были лекции про разных художников (я дважды рассказывал о Модильяни), лекции про времена Пушкина (по Лотману). Вот такое неожиданное влияние великого математика с физическим подходом.
Я сегодня как узнал, на конференции после пленарного доклада встал и сказал пару слов, не могу сказать, чтобы народ проникся, а ведь там математики в основном. Темнота. А ведь даже я теорему КАМа (Колмогоров-Арнольд-Мозер) учил в своё время. Сборник задачек от Арнольда у меня есть, иногда пытаемся с детьми решать.
jenya: Вот такое неожиданное влияние великого математика с физическим подходом.
Последняя фраза - явная отсылка на дискуссии Арнольда с "чистыми математиками". Не знаю, как всё было на самом деле, но пишет Арнольд бесподобно:
В своем дуэльном докладе я упомянул о большом влиянии на Бурбаки идеологии Декарта, четыре принципа которого состояли в следующем.
• Не следует экспериментально проверять исходные положения наших теорий: это просто произвольные аксиомы, и их отношение к реальности отношения к науке не имеет.
• Столь же бессмысленно сравнивать с реальностью и окончательные выводы: вряд ли они согласуются с ней лучше исходных аксиом.
• Что действительно важно - это по строгим правилам логики преобразовывать аксиомы в конечные результаты, избегая всякого участия воображения. Чтобы сделать геометрию наукой, необходимо изгнать из нее чертежи - это следы экспериментов, с одной стороны, и пища для воображения - с другой. Вместо кривых и поверхностей нужно рассматривать идеалы и модули, делая геометрию чисто аналитической.
• Нужно немедленно запретить все другие методы преподавания, кроме моего (Декарта. - В. А.), ибо он один является политически корректным: при этом методе самые посредственные умы продвигаются столь же быстро, как и самые блестящие.
Известно, что французский министр просвещения (геофизик), желая понять, как учат математике детей, спросил одного отличника-младшеклассника: "Сколько будет два плюс три?" Бурбакисты-учителя не научили мальчика считать, и он не знал, что это 5, но он ответил так, как они с него требовали в школе: "Это будет 3 + 2, так как сложение коммутативно". Министр объявил, что такое обучение никуда не годится, что подобных учителей "математиков" надо гнать из школ, а считать детей пусть учит кто угодно другой - химик, инженер и т.п. Но результат подтвердил социальную устойчивость бурбакизма: министра сняли с поста (и даже его министерство не сохранили, а разделили на два независимых).
Замечательны статьи Арнольда в защиту образования, в частности, вот эта.
Наконец, появился вероятностник-кандидат, интересно рассказывавший о своей диссертации. Он доказал в ней, что утверждение "справедливы вместе А и B" неверно (сами утверждения А и В формулируются длинно, так что здесь я их не воспроизвожу). Вопрос: "А всё же, как обстоит дело с утверждением A самим по себе, без В: верно оно или нет?" Ответ: "Ведь я же сказал, что утверждение "A и В" неверно. Это означает, что A тоже неверно". То есть: "Раз неверно, что "Петя с Мишей заболели холерой", то Петя холерой не заболел". Здесь моё недоумение опять рассеял председатель комиссии: он объяснил, что кандидат - не вероятностник, как я думал, а статистик (в биографии, называемой CV, стоит не "proba", a "stat"). "У вероятностников, - объяснил мне наш опытный председатель, - логика нормальная, такая же, как у математиков, аристотелевская. У статистиков же она совершенно другая: недаром же говорят "есть ложь, наглая ложь и статистика". Все их рассуждения бездоказательны, все их заключения ошибочны. Но зато они всегда очень нужны и полезны, эти заключения. Этого статистика нам обязательно надо принять!"
Это, в частности, объясняет, почему французские математики не прониклись.
jenya: Я сегодня как узнал, на конференции после пленарного доклада встал и сказал пару слов, не могу сказать, чтобы народ проникся, а ведь там математики в основном. Темнота. А ведь даже я теорему КАМа (Колмогоров-Арнольд-Мозер) учил в своё время.
Думаю, что для этих мат. биологов Арнольд куда ближе к чистой науке. А спор о роли математики и позиция Арнольда про "экспериментальную математику"- совершенно замечательные, вот Юрик дал ссылку на отличную лекцию.
Недавно в американской книжке «Законы Мерфи» я нашел четкую классификацию всех наук: «Если воняет, то это химия, когда ничего не работает — физика, а если понять нельзя ни слова — математика». Я всю жизнь борюсь с этим представлением. По моему мнению, математика — просто часть физики, экспериментальная наука, которая открывает человечеству самые важные и простые законы природы...
Движение на Арбатско-Покровской линии московского метро парализовано, сообщает корреспондент "Ленты.ру." Это связано с тем, что поваленное сильным ветром дерево перегородило пути на открытом перегоне между станциями "Измайловская" и "Первомайская". По данным корреспондента, поезда из центра следуют только до станции "Партизанская".
Какая такая "Партизанская"? Когда я жил в тех местах, никакой "Партизанской" отродясь не было.
...Двадцать лет назад, когда я поступил на первый курс мехмата МГУ, Арнольд читал лекции по дифференциальным уравнениям на втором. Мой одногруппник, тоже выпускник 57-ой матшколы удивился, что я не собираюсь ходить. А я удивился, что Петя удивился – мне ходить на старшие курсы было трудно. А Петя, к слову, пошёл, стал учеником Арнольда и, впоследствии, самостоятельным симплектическим геометром...
Гораздо больше лет назад приятель моего тестя - оба школьники - позвал его вечером поехать послушать лекции какого-то мехматовского студента. Лекции вёл Арнольд. В результате тесть решил поступать на Мехмат.
Maks: Не обижайтесь, Пиррон, но эти прекрасные строчки напомнили мне байку моего давнего приятеля Олега Лекманова про то, как некто цитировал строчки
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.
Слово "том" было написано с заглавной.
Нормально. В жанре бескрылок бывает веселее, например: На Поле танки грохотали. :)
__________________________
Он всегда в каком нибудь черном списке и всегда играет на своем банджо и его не заботит что он поставил себя вне закона тем что всегда следует больше его духу чем букве
А в последнем туре ИЧБ (интернет-чемпионата по бескрылкам) было вообще бесподобное крыло, там собаки обиделись: Мы же лаем "- Счастья вам!" Я теперь эту песню петь нормально не смогу, хотя очень ее люблю. :) :(
Бескрылка (в приближении) - это четверостишье собственного сочинения, в котором одна из строк - крылатая фраза, и участники конкурса должны ее угадать по остальным.
__________________________
Он всегда в каком нибудь черном списке и всегда играет на своем банджо и его не заботит что он поставил себя вне закона тем что всегда следует больше его духу чем букве
jenya: Недавно в американской книжке «Законы Мерфи» я нашел четкую классификацию всех наук: «Если воняет, то это химия, когда ничего не работает — физика, а если понять нельзя ни слова — математика».
К шахматам тоже подходит: если пешка против трех фигур проходит в ферзи и решение на странице с диаграммой, то это учебник по эндшпилю, а если в конце книги, то сборник этюдов.
Хотел сам сделать бескрылку, но меня давно опередили (кстати, если кому-то интересно, это иллюстрирует что такое бескрылка):
Вопрос :
В парикмахерской очередь снова
Как в старые добрые дни:
С чёлкой Бетси, с косичкою Лола,
[...].
Ответ:
И растрёпанный Том Парни
__________________________
Он всегда в каком нибудь черном списке и всегда играет на своем банджо и его не заботит что он поставил себя вне закона тем что всегда следует больше его духу чем букве
jenya: Бордо! Как много в этом звуке вина французского слилось.
Вот вы, Женя, охаяли мои стихи. А у меня ведь есть просто замечательные строчки:
Пью из горлышка сок забвения -
дар неведомого Бордо...
Пиррон, не помню, чтобы я охаивал Ваши стихи, помню только, что хвалил прозу. "Сок забвения" и "дар неведомого Бордо" это здорово, понравилось. Но из горла то зачем?
Произвели впечатление француженки всех возрастов, передвигающиеся на велосипедах. По-моему, в Бордо больше велосипедистов, чем машин. Это ещё в "Охоте на бабочек" Иоселиани хорошо показано.
jenya: В Бордо меня радуют багеты, трамваи и, видимо, липы (заснял на фотоаппарат, надеюсь потом идентифицировать). Вино пока пил (как и слушал лекции) - беспорядочно.
Липа зацвела у перекрёстка
Ствол корявый, а цветы ее легки
Книзу, книзу катится повозка
Волы послушны, на рогах у них венки...