О советских фильмах про разведчиков, партизан и подпольщиков (вспоминалка № 169)
Отвлекаясь от советских сериалов на эту тему, рассмотренных в соответствующей вспоминалке, назову такие фильмы, первые из которых вышли ещё до моего рождения: «Юные партизаны» (1942), «Подвиг разведчика» (1947), «Молодая гвардия» (1948), «Звезда» (1949), «Секретная миссия» (1950), «Об этом забывать нельзя» (1954), «За власть Советов» (1956), «Партизанская искра» (1957), «Орлёнок» (1957), «Над Тиссой» (1958), «Хочу верить» (1965), «По тонкому льду» (1966), «Циклон» начнётся ночью» (1966), «Их знали только в лицо» (1966), «Восточный коридор» (1966), «Как вас теперь называть?..» (1966), «Мёртвый сезон» (1968), «Один шанс из тысячи» (1968), «Крах» (1969), «Это было в разведке» (1968), «Доктор Вера» (1968), «Разведчики» (1968), «Один из нас» (1970), «Зимородок» (1972), «Меченый атом» (1972), «Земля, до востребования» (1972), «Парашюты на деревьях» (1973), «Пламя» (1974), «Назначаешься внучкой» (1975), «Дожить до рассвета» (1975), «Волчья стая» (1975), «Восхождение» (1976), «Обелиск» (1986), «Где ты был, Одиссей?» (1978), «Кодовое название «Южный гром» (1980), «Мерседес» уходит от погони» (1980), «Тегеран-1943» (1980), «Жду и надеюсь» (1980), «От Буга до Вислы» (1981), «Оленья охота» (1981), «Ожидание полковника Шалыгина» (1981), «Смерть на взлёте» (1982), «Сто первый» (1982), «Сквозь огонь» (1982), «Шёл четвёртый год войны» (1983), «Провал операции «Большая медведица» (1983), «У опасной черты» (1983), «В двух шагах от «Рая» (1984), «Без права на провал» (1984).
Недавно решил посмотреть фильм «Человек в штатском» (1973), поставленный по сценарию легендарного разведчика-полиглота Дмитрия Быстролётова, в котором он рассказывает о своей деятельности в фашистской Германии 1936 г. Фильм весьма старомодный, хоть и цветной, в чём-то забавный и совершенно неправдоподобный. Герой-любовник, «венгерский граф» (Юозас Будрайтис) и рыжеволосая гестаповка, дочь коммерсанта (Людмила Хитяева). Кто кого завербует и перехитрит, вы, конечно, уже догадались.
Часть детективов была рассмотрена нами в вспоминалках «О советских сериалах» и «О советских телеспектаклях». Здесь же хотелось назвать следующие фильмы: «Испытательный срок» (1960), «Государственный преступник» (1965), «Чёрный бизнес» (1965), «Два билета на дневной сеанс» (1966), «Особое мнение» 1967), «Случай из следственной практики» (1968), «Хозяин тайги» (1968), «Рокировка в длинную сторону» (1969), «Свой» (1969), «Засада» (1969), «Суровые километры» (1969), «Кража» (1970), «Мужское лето» (1970), «Пропажа свидетеля» (1971), «Круг» (1972), «Пятьдесят на пятьдесят» (1972), «Дела давно минувших дней» (1972), «Ночной мотоциклист» (1972), «Чёрный принц» (1973), «Будни уголовного розыска» (1973), «Сломанная подкова» (1973), «Подарок одинокой женщине» (1973), «Шах королеве бриллиантов» (1973), «Ринг» (1973), «Чисто английское убийство» (1974), «Авария» (1974), «Без права на ошибку» (1974), «Контрабанда» (1974), «Страх высоты» (1975), «Свет в конце тоннеля» (1975), «Смерть под парусом» (1976), «SOS над тайгой" (1976), «Фаворит» (1976), «Трактир на Пятницкой» (1977), «Подарки по телефону» (1977), «Сумка инкассатора» (1977), «Свидетельство о бедности» (1978), «Прощальная гастроль Артиста» (1979), «Три ненастных дня» (1979), «Инспектор Гулл» (1979), «Особо опасные» (1979), «Отель «У погибшего альпиниста» (1979), «Ларец Марии Медичи» (1980), «Три дня на размышление» (1980), «Крутой поворот» (1980), «Братья Рико» (1980), «Миллионы Ферфакса» (1980), «Пропавшие среди живых» (1981), «Крик тишины» (1981), «Ошибка Тони Вендиса» (1982), «Ищите женщину» (1982), «Старинный детектив» (1982), «Кража» (1982), «Тайна виллы «Гретта» (1983), «Лунная радуга» (1983), «Три гильзы из английского карабина» (1983), «Тайна чёрных дроздов» (1983), «Малиновое вино» (1984), «Женщина и четверо её мужчин» (1984).
В случаях экранизации детективов зарубежных писателей следует снова отметить участие актёров и режиссёров из прибалтийских республик. Внешне эти фильмы трудно было отличить от иностранных, не говоря уже о высоком актёрском мастерстве, в целом обычном для большинства советских фильмов любого жанра.