|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЛХаритон: Когда-то спрашивали: кем бы был Моцарт, если бы дожил до 19-го века?.. |
Таль - Морфи (XXI)
__________________________
maya idam sarvam |
|
|
номер сообщения: 23-17-11175 |
|
|
|
ЛХаритон: Когда-то спрашивали: кем бы был Моцарт, если бы дожил до 19-го века? Отвечали: Шопеном. Я согласен и не согласен. |
Впоследствии Шуман говорил — парадоксально и умно: если бы сейчас жил Моцарт, он написал бы концерты Шопена. Это изречение очень глубоко, так как оно подчеркивает классические корни музыки Шопена. |
(c) Г. Г. Нейгауз |
|
|
номер сообщения: 23-17-11176 |
|
|
|
jenya: ЛХаритон: Когда-то спрашивали: кем бы был Моцарт, если бы дожил до 19-го века? Отвечали: Шопеном. Я согласен и не согласен. |
Впоследствии Шуман говорил — парадоксально и умно: если бы сейчас жил Моцарт, он написал бы концерты Шопена. Это изречение очень глубоко, так как оно подчеркивает классические корни музыки Шопена. |
(c) Г. Г. Нейгауз |
Тут, конечно, не помешал бы комментарий от уважаемого ААМН. Но, честно говоря, всю жизнь испытываю недоверие к т.н. "красивым фразам". Даже не то что недоверие, но опыт подсказывает, что их не стоит понимать буквально. |
|
|
номер сообщения: 23-17-11177 |
|
|
|
Помнится, AAMH проводил параллели между композиторами и шахматистами, и они с Валчессом схлестнулись на Брукнере. |
|
|
номер сообщения: 23-17-11178 |
|
|
|
Я уже не раз цитировал Д.А.Пригова. Надеюсь, что пока это не выглядит слишком назойливым.
Скажем, я вот - Геродот
Ну, понятно, скажут:
Геродот, мол, да не тот
И неверно скажут
Потому что Геродот
В наше время был бы
Геродот, да уж не тот
А он Пригов был бы
То есть - я. |
|
|
|
номер сообщения: 23-17-11179 |
|
|
|
ЛХаритон: Дорогой Семен,
Сказать, что я восхищен - ничего не сказать! Как Вам удается так писать?
Пусть вдохновение не покидает Вас! |
это Вы еще не видели оригинала, почтенный Лев
уверяю Вас, он ГОРАЗДО лучше |
|
|
номер сообщения: 23-17-11180 |
|
|
|
chich: ЛХаритон: Дорогой Семен,
Сказать, что я восхищен - ничего не сказать! Как Вам удается так писать?
Пусть вдохновение не покидает Вас! |
это Вы еще не видели оригинала, почтенный Лев
уверяю Вас, он ГОРАЗДО лучше |
Т.е. Старый Семен пичкает чесспровцев плодами самоцензуры? |
|
|
номер сообщения: 23-17-11181 |
|
|
|
Michael_S: Т.е. Старый Семен пичкает чесспровцев плодами самоцензуры? |
Есть три вида цензуры: идеологическая, экономическая и самоцензура. Последняя оставляет от романов Старого Семёна эти чудесные миниатюры. |
|
|
номер сообщения: 23-17-11182 |
|
|
|
В этом треде я много раз вспоминал своего учителя Иосифа Давидовича Березина. Уже десять лет, как он ушел из жизни.
Иосиф Давидович рассказывал много интересного. Решил собрать всё в одном месте. И кое-что добавить.
Из рассказов И.Д. Березина
Заслуженный мастер спорта П.А.Романовский выступал на каком-то то ли семинаре, то ли совещании детских тренеров. Дело было в пятидесятых, а может в начале шестидесятых годов.
Уяснив для себя невысокий уровень аудитории и возмутившись, П.А. спросил: "Ну а хоть кто такой Стейниц, вы знаете?"
Последовало долгое молчание. Наконец один участник поднял руку.
"Стейниц, - сказал он, - великий русский шахматист восемнадцатого века". Петра Арсентьевича долго откачивали.
***
Известно, что Ботвинник всегда настраивал себя на вражду к противнику. И для ссоры использовал переговоры о предстоящем матче. Зная это, тренер Таля Кобленц дал своему подопечному указание соглашаться со всем, что предлагает Ботвинник.
Так и произошло. Таль согласился даже с тем, что при откладывании ход следует записывать на двух бланках и класть в два конверта ("А вдруг судья потеряет конверт? Что тогда?" - Ботвинник). Короче, поссориться Ботвиннику не удалось. Но он не пал духом.
- Этот Таль вполне милый человек. Но дядя у него - такая сволочь! - сказал патриарх.
***
Когда Ботвинник с Петросяном встретились для подписания соглашения о матче, Ботвинник спросил: «А кто будет вашим секундантом?» На что Петросян наивно ответил : «Болеславский». А надо было сказать – если вы не возражаете, Болеславский. Тут Ботвинник возмутился: «Как, со мной предварительно не согласовали!» И поссорился.
Потом начался матч. Первую партию Ботвинник, как известно, выиграл. Остановив часы, Петросян протянул руку. В ответ Ботвинник демонстративно убрал руки за спину. После этого на протяжении всего матча рук друг другу они не пожимали. Когда в последней партии Ботвинник предложил ничью, фиксирующую победу Петросяна в матче, Тигран Вартанович на радостях в знак согласия снова протянул ему руку. И снова рука повисла в воздухе.
Был в матче и ещё один конфликт, связанный с доигрыванием пятой партии. Петросян записал выигрывающий ход (Крf7) не полной, а краткой нотацией, и к тому же семерку он писал немного похоже на восьмёрку. Главный судья Штальберг вскрыл конверт, достал бланк, и передвинул короля не на то поле. После возражений Петросяна ход Кр f7 всё же был сделан. Ботвинник, как он сам пишет, потребовал фотокопию бланка, и убедившись в том, что определение записанного, хотя и неаккуратно, хода, было произведено правильно, сказал Штальбергу, чтобы тот сделал Петросяну замечание.
И вот, перед началом очередной партии матча (кажется, восьмой, поскольку история с фотокопией длилась достаточно долго), Штальберг, подойдя к столику, чтобы пустить часы и глядя в пространство между партнерами, говорит: «Записывайте, пожалуйста, ходы аккуратнее!» Ботвинник вскакивает: «Как, вы МНЕ делаете замечание! Я сегодня играть не буду!» И ушёл за сцену. В зале публика сидит. Чуть не час его уговаривали.
Всё это выглядит сейчас, понимаю, неправдоподобно. Тем более, что прошло больше сорока лет, и я нигде не встречал упоминания об этих событиях (за исключением глухих намеков в мемуарах Ботвинника). Но это всё И.Д. рассказывал мне во время и сразу после матча, на котором он бывал ежедневно.
И я ему верил тогда, верю и сейчас.
И думаю, тем, кому интересна шахматная история, всё это надо бы знать.
***
Как известно, в 1965 году Ботвинник имел право играть в претендентской восьмерке, но правом этим не воспользовался. Причем о своем отказе он не сообщал до последнего. Наконец наступил крайний срок, тот день, когда Ботвинник еще мог дать телеграмму президенту ФИДЕ о согласии играть. Андрэ Арнольдович Лилиенталь, который тогда вёл шахматный отдел в "Комсомолке", звонит Ботвиннику (а знакомы они были с 1934-го года, турнир в Гастингсе):
- Михаил Моисеевич, для читателей нашей газеты, пожалуйста, пару слов о причинах вашего отказа!
- Срок не истек, - отрезал Ботвинник, - до двенадцати ночи еще много времени, я могу и согласиться!
И повесил трубку. А наутро передал в газеты свое заявление об отказе играть.
***
В.В. Смыслов поступил в институт еще до войны, уже будучи знаменитым шахматистом. В инъяз, вроде бы. Потом война, из института он ушел, кажется, даже на заводе работал одно время. После войны В.В. поступил в МАИ. Где проучился лет десять. Потом в какой-то газете, кажется, "Комсомолке", появился фельетон про вечного студента, и с авиацией было покончено. И вроде остались только шахматы. Но в конце шестидесятых приятель В.В., знаменитый тренер по боксу Огуренков уговорил его получить высшее образование в Инфизкульте. Причем по боксерской специализации. Заочно.
Тут уж Смыслов отнесся к этому делу серьезно, и институт окончил. Хотя, вроде бы, на каком-то курсе перевелся все же на шахматную специализацию. Помню, Березин говорил:
- Звоню ему: "Василь Васильич, сейчас командное перевенство Москвы, вы за "Буревестник" не сыграете?" "Что вы, что вы, Иосиф Давидович, у меня же скоро сессия!"
***
В 1967-м году в зональном чемпионате СССР победил Штейн, вторым был Геллер, третье-пятое места поделили Корчной, Гипслис и Тайманов. А выходящих мест было четыре. Для определения "третьего лишнего" устроили дополнительное двухкруговое состязание. Незадолго до его начала Березин встретил Тайманова.
- Готовитесь, Марк Евгеньевич?
- Нет, - ответил тот, - какой смысл готовиться, если играть всего четыре партии. Это же лотерея. Кому повезет, тот и выйдет.
Справедливости ради скажу, что не повезло именно Тайманову. Хотя в турнирчике том он набрал два очка, столько же, сколько Корчной и Гипслис. Но по коэффициенту (в чемпионате СССР) остался за бортом.
***
Березин работал судьей на Московской шахматной Олимпиаде 1956-го года. Не главным, не заместителем главного, а всего лишь одним из судей. И в его обязанности входило, в частности, при доигрывании вскрывать конверты и воспроизводить записанный ход на доске. Всего лишь. Но поскольку участники пользовались - каждый - своей национальной нотацией (и алгебраической, и описательной), то Березин все это в короткий срок изучил. Чтобы не попасть в неловкое положение и, самое главное, не повлиять ненароком на ход партии. Особенно он волновался, когда ему наутро предстояло вскрыть конверт с записанным Найдорфом ходом - тот пользовался именно описательной нотацией, причем испанской. Иосиф Давидович смотрел позицию, чтобы составить список возможных записанных ходов, повторял правила описательной нотации. Все обошлось благополучно.
Это все к тому, что судьи порой забывают, что их главная задача - не ошибиться. Последствия могут быть самые серьезные. Последний тому пример - испорченный судьями (при деятельном участии вице-президента ФИДЕ) матч Крамника с Раджабовым в Казани.
***
После одного из чемпионатов СССР были дисквалифицированы мастера Юхтман, Лейн и Жуховицкий. Об этом, как мне помнится, можно прочитать в книге "Шахматы за 1958-1959 годы" (сдвоенный ежегодник). И.Д. рассказывал, что в этот список чуть не попали Таль и Штейн, но их все же решили простить. Причину дисквалификации И.Д. сообщил мне - подростку - в весьма деликатной форме:
- Они очень любят жениться.
Помню, про одну молодую шахматистку он сказал нечто подобное:
- Очень способная. Могла бы чемпионкой мира стать. Но уж больно хочет замуж.
***
И.Д. был сильным кандидатом в мастера, много раз играл в турнирах с мастерской нормой, но она ему так и не покорилась. Причину однажды ему объяснил ленинградский международный мастер Борис Владимиров:
- Иосиф Давидович, если вы хотите стать мастером, не играйте кривых дебютов! |
|
|
номер сообщения: 23-17-11183 |
|
|
|
Прочитал от корки до корки
Большое Вам спасибо !!!
__________________________
вдруг ... |
|
|
номер сообщения: 23-17-11184 |
|
|
|
для поддержания баланса интересов и предотвращения перекосов в религиозной политике форума предлагаю присвоить Старому Семёну почётное звание муфтия |
|
|
номер сообщения: 23-17-11185 |
|
|
|
Лучше бы тоже сдались(как Григорий) за ... "Совесть форума"
Форум то шахматный
__________________________
вдруг ... |
|
|
номер сообщения: 23-17-11186 |
|
|
|
шахматный форум - не место для шахмат |
|
|
номер сообщения: 23-17-11187 |
|
|
|
chich: для поддержания баланса интересов и предотвращения перекосов в религиозной политике форума предлагаю присвоить Старому Семёну почётное звание муфтия |
+ 64!
За исламские шахматы!!!
__________________________
Идите ко мне, швондерлоги... на peshka.myff.ru |
|
|
номер сообщения: 23-17-11188 |
|
|
|
еще один шашист
__________________________
вдруг ... |
|
|
номер сообщения: 23-17-11189 |
|
|
|
Недавно ходил в зал Чайковского. Знаменитая актриса два часа читала замечательные стихи. Впечатления мои (субъективные, субъективные) были ужасны.
Читать стихи очень трудно. Особенно хорошим артистам. Они, читая, не удерживаются от искушения напомнить публике, что они актеры. И актеры замечательные. Им мало поставленного голоса, интонации. Они добавляют драматического искусства. В результате ломается ритм, пропадает автор. И чем лучше стихотворение, тем легче оно погибает под напором актерского таланта и мастерства. Исключения редки. Помню, как замечательно Олег Ефремов читал "Ворон к ворону летит". Очень нравился мне Михаил Козаков. Из нынешних прекрасно читает Константин Райкин. А больше, пожалуй, и не назову.
Вот такая имха.
Upd. Запись. Лирика Пушкина, читает Олег Ефремов. |
|
|
номер сообщения: 23-17-11190 |
|
|
|
СС: Очень нравился мне Михаил Козаков |
Мне тоже нравилось как он читал. Приезжал несколько лет назад к нам Витебск с программой стихов. |
|
|
номер сообщения: 23-17-11191 |
|
|
|
Не знаю, помнят ли сейчас такого чтеца. Валерий Токарев. Я ходил на его концерты. Пастернака, как, впрочем, и других авторов, он читал превосходно. |
|
|
номер сообщения: 23-17-11192 |
|
|
|
зачем тратить деньги на концерт, если в интернете можно прочесть бесплатно? |
|
|
номер сообщения: 23-17-11193 |
|
|
|
ЛХаритон: Не знаю, помнят ли сейчас такого чтеца. Валерий Токарев. Я ходил на его концерты. Пастернака, как, впрочем, и других авторов, он читал превосходно. |
Чтецов хороших было не так мало. Я говорил именно о драматических актерах. |
|
|
номер сообщения: 23-17-11194 |
|
|
|
СС: Недавно ходил в зал Чайковского. Знаменитая актриса два часа читала замечательные стихи. Впечатления мои (субъективные, субъективные) были ужасны. |
Под определение "знаменитая актриса", которая еще читает стихи, может попасть разве что Демидова. |
|
|
номер сообщения: 23-17-11195 |
|
|
|
chich: зачем тратить деньги на концерт, если в интернете можно прочесть бесплатно? |
Вообще, зачем тратить деньги? |
|
|
номер сообщения: 23-17-11196 |
|
|
|
На ту же тему, - недавно смотрел вечер Крючковой. Семён, а зал был полон? Сколько туда народу влезает? |
|
|
номер сообщения: 23-17-11197 |
|
|
|
jenya:Под определение "знаменитая актриса", которая еще читает стихи, может попасть разве что... |
Не только. |
|
|
номер сообщения: 23-17-11198 |
|
|
|
СС: jenya:Под определение "знаменитая актриса", которая еще читает стихи, может попасть разве что... |
Не только. |
Зачем же так секретно? |
|
|
номер сообщения: 23-17-11199 |
|
|
|
Доронина кстати неплохо читала - у меня в децтве была пластинка. |
|
|
номер сообщения: 23-17-11200 |
|
|
|
jenya:Зачем же так секретно? |
Крючкова, например, стихи читает. |
|
|
номер сообщения: 23-17-11201 |
|
|
|
В чем секрет успеха Ефремова, читающего стихи Быкова?
Сколько ни видал этих роликов, так и не понял, чем это лучше, чем просто читать Быкова.
В общем, уже фактически и не смотрю это, и не читаю, потому что раньше попадались ссылки на стихи, а теперь - ссылки на видеоролики.
__________________________
А теперь наш экипаж прощается с вами. |
|
|
номер сообщения: 23-17-11202 |
|
|
|
Mikhail_Golubev: В чем секрет успеха Ефремова, читающего стихи Быкова?
Сколько ни видал этих роликов, так и не понял, чем это лучше, чем просто читать Быкова.
В общем, уже фактически и не смотрю это, и не читаю, потому что раньше попадались ссылки на стихи, а теперь - ссылки на видеоролики.
|
Попса, попса, дорогой Миша... |
|
|
номер сообщения: 23-17-11203 |
|
|
|
сухой Вы человек, Михаил, бессердечный
нет в Вас тяги к прекрасному
даже бессмертные творения Старого Семёна Вы издали исключительно ради наживы |
|
|
номер сообщения: 23-17-11204 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Copyright chesspro.ru 2004-2024 гг. |
|
|
|