Магнус Карлсен прибыл в шортах на третий и заключительный день чемпионата мира по быстрым шахматам ФИДЕ 2025 года!
В традиционном исламе ношение шорт считается нежелательным по нескольким причинам (н-р, https://rosskurort.com/blogs/about_all/v-dagestane-turistam-ne-zhelatelno-khodit-v-shortakh/?ysclid=mjqrt6jzgw5107109).
Магнус Карлсен на пресс-конференции перед турниром:
"За годы у меня и моей семьи сложились отличные отношения с Мухаммедом и организационным комитетом здесь. Мы трижды приезжали сюда всей семьёй дважды на Qatar Masters, и я всегда получал огромное удовольствие. Правда, в прошлый раз мои выступления были не слишком удачными — и на Qatar Masters, и на чемпионате мира по рапиду и блицу. Но сейчас у нас здесь много друзей и знакомых, и мы очень рады вернуться."
Эксперты поражены «детьми-звёздами»: — Никогда не видел ничего подобного
Кто унаследует место Магнуса Карлсена в тот день, когда он завершит карьеру? Сам чемпион мира намекает, что у него есть ответ.
— Мы никогда не видели подобного поколения в шахматах.
Так говорит шахматный эксперт NRK Кристоффер Грессли о трио, которое штурмом покоряет шахматный мир.
Игроки, о которых он говорит, — Роман Шогджиев (10 лет), Фаусти́но Оро (12 лет) и Ягыз Хаан Эрдогмуш (14 лет). Все трое провели сильный чемпионат, несмотря на свой юный возраст.
— Мы никогда не видели ничего подобного. Молодое поколение, особенно эти трое, которые продолжают устанавливать рекорд за рекордом по рейтингу, при том что рейтинговая система находится в стагнации, — это безумно впечатляет, — сказал эксперт NRK.
Пророчит следующего чемпиона мира
Коллега-эксперт Торстейн Бэ также чрезвычайно впечатлён этим трио. Он считает, что следующий великий чемпион будет одним из них.
— Сейчас появляется поколение, которое на 20 лет моложе Магнуса, и я думаю, что именно среди них мы найдём нового чемпиона мира. Считаю, что им станет Ягыз Хаан Эрдогмуш, — полагает Бэ.
Он хочет особо отметить турка, который провёл блестящий чемпионат.
— Именно эти трое сейчас двигают рекорды. Дальше всех продвинулся Эрдогмуш — он входит в топ-50 мира. Очевидно, что он выдающийся игрок, — говорит Бэ.
Разгромил норвежца в 8 лет
Имя Шогджиева может быть знакомо некоторым. Два года назад россиянин обыграл норвежца Юхана-Себастьяна Кристиансена на чемпионате мира по быстрым шахматам. Тогда ему было всего 8 лет.
— Я очень хорошо помню эту встречу. Он уже обыгрывал нескольких гроссмейстеров, а я сам выступал неудачно. Тогда я был сильно демотивирован, но он был невероятно сильнее других в своём возрасте. Он был очень зрелым, — рассказывает Кристиансен.
Он продолжает:
— Уже тогда я понял, что он станет невероятно сильным. Думаю, он разнесёт всех и станет самым молодым гроссмейстером в истории. У него ещё много времени, и он будет очень, очень сильным.
Фаустино Оро — аргентинский шахматист, которого часто называют «Месси шахмат». В мировом рейтинге по быстрым шахматам он занимает 134-е место и уже имеет звание международного мастера — это на одну ступень ниже гроссмейстера.
Как и Лионель Месси, он проделал путь из Аргентины в Барселону, в Испанию. Кроме того, после чемпионата мира Оро преодолел отметку 2500 рейтинговых пунктов в рапиде, став самым молодым игроком, достигшим этого рубежа. Ранее он уже превышал рейтинг 2500 как в классических шахматах, так и в блице.
«Лучший 14-летний игрок, которого когда-либо видел мир»
Турецкий шахматист Эрдогмуш произвёл огромное впечатление на чемпионате мира по быстрым шахматам и большую часть трёх дней находился в группе лидеров. Он также встретился с Магнусом Карлсеном в предпоследнем туре, и сам норвежец не скупился на похвалы в адрес турка.
— Он, безусловно, лучший 14-летний шахматист, которого когда-либо видел мир. Вы ещё много о нём услышите, — сказал Карлсен в интервью NRK.
Свежий чемпион мира отметил, что 14-летний Эрдогмуш, который в итоге занял 15-е место, выглядел заметно нервным в их очной партии — партии, в которой у него был шанс поставить себя в позицию для борьбы за золото чемпионата мира.
— Он невероятный игрок. Он лучший 14-летний, которого видел мир, но он был явно очень нервным. Так иногда бывает. У него будет ещё много возможностей взять реванш — вероятно, против меня и многих других, — считает Карлсен.
Считает, что причиной стал интернет
У Грессли есть теория, почему эти молодые шахматисты именно сейчас так ярко заявляют о себе.
— Сейчас шахматы стали гораздо более демократичными. Любой, кто способен найти шахматы, их найдёт. Такой талант, как Фаустино Оро, в 1992 году просто не был бы обнаружен, — считает шахматный эксперт.
— Почему нет?
— Потому что интернет демократизировал шахматы, и теперь играть может кто угодно. Существует огромное количество ресурсов в виде тренировочных материалов, благодаря которым у кого угодно может внезапно проявиться шахматный талант. Теперь гораздо меньшее значение имеет то, родился ли ты в месте, где есть интерес к шахматам.
Все трое продолжат выступление в Дохе. В понедельник стартует чемпионат мира по блицу, где Карлсен вновь будет главным фаворитом на победу.
Винсент, спасибо большое, что присоединился ко мне. Быстрая часть чемпионата мира закончилась. Ты доволен своими результатами?
— Нет, но стало намного лучше. В первый день я сделал две, а может и три грубые ошибки, потерял фигуры в одном ходу. Мне очень повезло, что я закончил день с 50%, мог бы легко быть на минус два или даже минус три. Я решил, что мне нужно немного времени, чтобы, знаешь, включить мозг, немного расслабиться и зарядиться энергией, чтобы хотя бы играть нормально. На второй день стало лучше. Но там было много недооценённых молодых игроков. Чувствовал себя, как будто совсем недавно сам был молодым, и я думаю, самый старший из тех, с кем я играл, родился в 2007 году или около того. Все они имели рейтинг около 2470, но играли очень хорошо. Вчера я не чувствовал, что играл плохо, но выиграл только одну партию. Сегодня было опять лучше, хотя первый тур больно ударил. Это была интересная партия, и я немного превосходил соперника, имел выигрышную позицию, но он меня обманул в тактической ловушке на «путешествие во времени» (time travel), и я проиграл. Но я смог выиграть последние три партии, так что для меня это приемлемый результат. Теперь я с нетерпением жду, надеюсь, снова улучшить игру в первый день блица.
— Да, я тоже очень доволен, потому что фанаты блица хотели взять у тебя интервью уже в первый день, но ты был занят, и я не хотел тебя беспокоить.
— Я играл так плохо, что мне было трудно это осознать.
— Да, понимаю. Так ты бы сказал, что твоя игра и настрой улучшались с каждым днём?
— В некотором роде да, хотя мы начинали с такого низкого уровня, что это не сильно значит. Но я почувствовал, что сегодня игра была неплохой, даже нормальной.
— Просто нормальной, хотя ты закончишь на довольно приличной позиции, верно?
— Может быть. Но я не играл ни с одним соперником с более высоким рейтингом, чем у меня, так что я не могу быть доволен этим турниром. Всё, что я мог сделать — сделал. Это лучший из возможных результатов, но начало было очень плохим. Я пытался сосредоточиться на том, чтобы наконец-то начать играть нормально, потому что в первые несколько дней я совсем не понимал, что со мной происходит. Например, я думал пять минут и в одном ходе потерял фигуру — это как в режиме Puzzle Rush, первый ход. Обычно в блице я бы даже такой грубой ошибки не допустил. Но ладно, я рад, что стало лучше, и теперь жду дальше.
— Да, наверное, такое может случаться. Что ты пытался делать после первого дня, чтобы расслабиться или «выключить» мозг?
— В основном ничего, кроме отдыха и сна, потому что я чувствовал сильную усталость. Я в дороге с декабря — сразу после этого полетел из Кейптауна в Мумбаи и сюда. Дома не был и много играл. Наверное, было просто слишком много всего, и мне нужно было восстановить силы. И это хоть немного помогло.
— Я рад это слышать. И последний вопрос: ты теперь больше ждёшь блиц, учитывая, что закончил быстрые шахматы на приличной ноте?
— Не знаю. Сейчас я могу более-менее принять этот результат. Это не настолько плохой результат, чтобы я решил врываться в блиц с полной силой и злостью. Думаю, ситуация приличная, я чувствую, что могу играть нормально. Блиц — это очень случайная дисциплина. Бывают у меня отличные турниры, бывают плохие. Например, в прошлом чемпионате в 23-м году после первых пяти туров у меня было минус два, я был где-то на 70-80 месте из 90. Мне понадобилось 13-14 туров, чтобы дойти до 50%. Помню, к доске подходили дети — фавориты, и они быстро ходили, а я уже боялся, потому что проиграл нескольким из них. Это было очень плохо. Но в конце я выиграл последние пять партий и поднялся до плюс пять, занял приличное место. Всё очень случайно. Если бы ты спросил меня после первого дня, я бы сказал: «Лишь бы как-то дойти до конца». А в итоге я почувствовал, что снова играю хорошо. Всё это очень зависит от серии побед. Нужно поймать хорошее настроение и серию удачи — и тогда всё может сработать.
— Хорошо. Надеемся, что завтра у тебя будет удача, хорошая серия и отличный настрой. Спасибо большое, Винсент, что заглянул, и удачи!
Честно говоря, всегда думал, что дележ принят в основном в Северной Америке, а в других местах его нет, особенно в официальных турнирах.
Насколько я помню, раньше призы делились практически во всех швейцарках, чаще всего поровну, иногда - по "системе Горта" (половина на половину). Это только в последние годы, при общей дебилизации и примитивизации, когда посчитать среднее арифметическое становится сложно, а поделить на 2 и сложить - это вообще как теорема Ферма, появилась мода призы не делить.
Честно говоря, всегда думал, что дележ принят в основном в Северной Америке, а в других местах его нет, особенно в официальных турнирах.
Насколько я помню, раньше призы делились практически во всех швейцарках, чаще всего поровну, иногда - по "системе Горта" (половина на половину). Это только в последние годы, при общей дебилизации и примитивизации, когда посчитать среднее арифметическое становится сложно, а поделить на 2 и сложить - это вообще как теорема Ферма, появилась мода призы не делить.
А Северной Америке общая дебилизация была присуща и раньше?
(Регламент более ранних чемпионатов мира по рапиду и блицу найти сложно, но в 2017-м уже был "делёж поровну")