Хосе Мартинес продолжает свою впечатляющую серию в Кубке мира ФИДЕ. Его блестящая комбинация с жертвой фигуры на a7 привела к выигранной позиции. Это пока что очень драматичное событие, которое, похоже, станет ещё интереснее в ближайшие дни. За партиями Прагга против Дубова и Арджуна против Леко, безусловно, будет интересно наблюдать.
Твоя подготовка впечатляет — ты почти не тратил время, у тебя оставалось больше часа и получаса даже к 22–23 ходу. Это показывает, насколько глубоко ты подготовлен. Можно ли узнать, кто твой секундант, или это пока тайна?
— Нет, не секрет. Мой секундант — Пьерлуиджи Бассо, гроссмейстер из Италии. . Он делает потрясающую работу. Я стараюсь многому учиться сейчас. Многие удивлены, потому что не ожидают, что я сыграю так — они знают лишь мой блицовый репертуар из интернета. А я могу играть любые дебюты. Это хорошо, когда я побеждаю в партиях с новыми для себя дебютами — это показывает мою силу. Моя сила — не только в блице.
Я не пытаюсь кому-то что-то доказывать. Даже до того знаменитого матча, что у меня был в прошлом году, я не чувствовал, что должен кому-то что-то доказывать. Но я рад — это мой второй Кубок мира. Первый был в 2017 или 2018 году, где я проиграл Якобенко. А сейчас, возможно, это лучший турнир в моей карьере.
Ты сейчас на отличной волне — откуда такое вдохновение?
— Прежде всего, это благодаря спонсорской поддержке, которая у меня сейчас есть — она придаёт мне сил. Люди, которые помогают мне, кто пишет хорошие слова в соцсетях, болеет за меня — всё это очень поддерживает. Я стараюсь играть в лучшие шахматы, на которые способен. Не пытаюсь играть в стиле блица, потому что, если честно, в последние месяцы мой блиц стал хуже, зато я прогрессирую в классике. Мои результаты в блице падают с апреля, я не попадал в топ-3, например, на Chess.com-турнирах. Но я расту как шахматист — именно в классических партиях. Надеюсь, что через три года стану в пятьдесят раз сильнее, чем сейчас. Думаю, это возможно — у меня ещё большой потенциал для роста.
Я слышала, что в интервью и постах ты часто выражаешь благодарность людям, которые тебя поддерживают, что очень приятно. В Африке есть понятие «убунту» — о сообществе, о связи между людьми. Что бы ты хотел сказать всем, кто поддерживает тебя?
— Спасибо всем людям из Латинской Америки, и не только — всем, кто поддерживает и болеет за меня. Спасибо Мексике и Перу. Многие из Мексики и Перу мне пишут. Некоторые расстроены, что я теперь представляю Мексику, а не Перу, хотя я родился в Перу. Такое бывает. Я люблю Мексику, люблю Перу. Сейчас представляю Мексику — благодаря возможностям, которые здесь получил. Мне нравится жить в Мексике, но я не забываю Перу. Хотелось бы, чтобы люди не ссорились из-за национальности. Флаг — это не главное, важнее то, что ты чувствуешь. Надеюсь, мы сможем пройти далеко в этом турнире.
— Ну, ты однозначно представляешь всю Южную Америку как единственный игрок с континента. Удачи! Мы будем следить за твоим выступлением.
— Спасибо.
Ну просто Жоспем форсировал выход в следующий круг.
Глобально, такое встречается сплошь и рядом, когда игрок фиксирует выход в следующий круг в подавляющей позиции.
Вопрос самочувствия и сил - иногда игрок играет на 2-0 в матче, иногда фиксирует.
Ну чтобы далеко не ходить - последняя партия тай-брейка Дубов-Мейер. Даниил предлагает ничью в выигранной позиции, форсируя выход.
Понятно, что в классике больше соблазна рейтинг поднять. Но с другой стороны, бывают же затмения. Поэтому иногда проще зафиксировать.
Да и какой смысл Саране заранее на ничью договариваться, чтобы вылетать?
Гроссмейстер @GMJoseMartinez выходит из игровой залы и присоединяется к фан-зоне после победы над Алексеем Сараной и выхода в пятый раунд Кубка мира FIDE 2025!
Где-то в далёком Перу гроссмейстер Гранда, наверное, поднимает бокал за этого парня.
El ajedrecista peruano Jose Martinez Alcantara se coronó campeón mundial de ajedrez al obtener el primer puesto de la categoría sub 18 del Campeonato Mundial Juvenil de Ajedrez realizado en Montevideo, Uruguay del 16 al 26 de setiembre.
Vizvezdenec: А про какие именно ходы речь? С 21 хода чуть ли не всё по первой линии, только жертва качества по второй. Видимо как раз до этого.
Какая-то у Вас странная первая линия . Ну да, 20...Qa5? вместо естественного 20...Rb8 - это до 21-го хода, но затем 21.Nf5? вместо 21.e5, а главное - абсурдное 28.Ne2?? вместо простого 28.dxc5 (тут даже трудно понять смысл - просто отдается центральная пешка).
Я здесь с Александром Донченко, который только что обыграл Маттиаса в потрясающей партии и вышел в пятый раунд Кубка мира ФИДЕ. У тебя отличное выступление — ты выбил Гири, а теперь и своего соотечественника. Какие ощущения?
— Это просто потрясающе, особенно потому, что после дебюта мне казалось, что партия может закончиться очень быстро — он сыграл отличную линию, уравнял, и казалось, что будет сухая ничья. Но как-то я сумел сохранить небольшой перевес, и с этого момента партия шла очень чисто. Так что я очень доволен этой победой.
Ты выглядел очень хорошо подготовленным, быстро играл почти до хода Кb6, а он долго думал. Вы ведь уже много раз встречались. Как проходила твоя подготовка?
— Думаю, мы отлично знаем друг друга и понимаем, что каждый может подготовить против другого. В этот раз просто сложилось в мою пользу. Но вообще наши партии обычно идут по длинным вариантам, которые мы оба ожидаем — в отличие от партий с другими игроками. Здесь, наверное, я просто немного удачно попал в вариант, к которому он был не совсем готов.
Зная его так хорошо лично, чувствуешь ли ты преимущество в этом — что можешь находить слабости не только за доской, но и вне её?
— На самом деле, скорее наоборот. Из всех немецких шахматистов у меня, пожалуй, самый плохой счёт именно против него. Думаю, сейчас я, может быть, сравнял, но раньше всегда с ним страдал. Он, пожалуй, единственный из сборной Германии, против кого у меня реально проблемы.
Но, с другой стороны, у меня, возможно, было одно преимущество — мотивация. То же самое я говорил себе, когда играл против Гири: мне важен результат, ведь я ещё не в турнире претендентов (надеюсь, пока), и этот турнир для меня имеет большое значение. Для них поражение неприятно, но не критично — а для меня это шанс.
Я видел одно из твоих интервью, где ты говорил, что во время партии пытаешься контролировать свои мысли, входя в некое медитативное состояние. Расскажи об этом подробнее — как ты этого добиваешься, особенно в напряжённые моменты?
— Обычно, если всё идёт хорошо, шахматисты просто «в потоке»: смотришь вниз, потом поднимаешь глаза — прошло три часа, партия закончилась, и ты даже не заметил. Но иногда, особенно когда у тебя достаточно времени, как сегодня, и соперник думает над твоей подготовкой, у тебя как будто пустеет голова. Ты смотришь на одну и ту же позицию 15–20 минут, и уже знаешь, что примерно произойдёт. В такие моменты важно сохранять концентрацию — не всё время, никто не может держать 100% внимания, — но понимать, когда твой ход, и тогда снова собираться. Это приходит с опытом и осознанием, что такая проблема вообще существует. У некоторых её нет, но у меня — есть.
А когда не твой ход — ты отвлекаешься, смотришь другие партии, или стараешься всё же думать о своей?
— Всё зависит от позиции. Если я знаю, что после хода соперника у меня будет мало времени, я, конечно, продолжаю считать варианты. Обычно всегда есть над чем подумать. Но иногда полезно и пройтись — всё зависит от ситуации.
Последний вопрос: тебе пока удалось избежать тай-брейков. Рад этому или всё равно готов, если придётся играть?
— Честно говоря, я был готов к тай-брейкам в каждом матче, но пока удавалось очень хорошо играть в классике. Это вызывает у меня ещё больше уважения к тем, кто уже прошёл тай-брейки и продолжает бороться — турнир сам по себе очень утомительный, а если ещё и без выходных, то это тяжело. Так что надеюсь продолжить в том же духе.
У тебя есть несколько немецких коллег, которым предстоят тай-брейки завтра. Будешь смотреть их партии или отдыхать?
— Конечно, буду смотреть. Фредерик играет тай-брейк, у Винсента партия тоже, кажется, туда идёт. На этой стадии участники очень равны, поэтому тай-брейки становятся обычным делом. Так что посмотрю, немного отдохну и просто рад, что прошёл ещё на один раунд дальше.
— Спасибо большое, Александр. Хорошего вечера и ужина с немецкой командой! Может, Блюмбаум в этот раз к вам не присоединится, но увидимся в следующем раунде.
— Спасибо большое.