Я здесь с гроссмейстером Левоном Ароняном, который только что выиграл отличную партию, победив Войташека в первой партии четвёртого раунда Кубка мира ФИДЕ. Левон, перед тем как перейти к шахматам, хочу спросить тебя про твою моду здесь, в Гоа. Ты чувствуешь, что вписываешься в эту атмосферу с твоими крутыми и яркими рубашками?
— Надеюсь, да. В общем, Гоа и Индия — очень красочные места, так что я чувствую себя здесь хорошо. К тому же я купил несколько новых рубашек здесь. Очень рад быть здесь.
— Это был бы мой следующий вопрос — пополнил ли ты свою коллекцию, но уверен, что мы увидим это в ближайшие дни. Теперь о партии — она была интересной с самого начала. Вена с ранним ходом a3 и ферзём на h5. Интересная подготовка с твоей стороны. Расскажи об этом.
— Да, я немного изучал эту линию. Немного обсуждал её с Фаби (Каруаной). Это не лучший вариант для белых, но определённо хороший сюрприз, если противник с ней не знаком. Мне повезло, что он не был слишком знаком с ней.
— Мы обсуждали в студии, что эта партия показывает, как можно играть в шахматы вообще чем угодно и всё равно получить хорошую партию без глубоких теоретических знаний. Как думаешь, это так?
— Нет, я не думаю, что можно играть вообще чем угодно. Это скорее отчаяние. Ты пытаешься всякие странные идеи, потому что обычные приводят к ничьей.
— Сегодня много ничьих. Твоя — вторая решённая партия дня. Как думаешь, игроки берегут свои секреты, потому что турнир становится более напряжённым?
— Нет, я думаю, это просто состояние современных дебютов. Ничья — самый вероятный результат в партии. Поэтому даже самые боевые игроки не могут добиться большего.
— Левон, ты уже дважды выигрывал этот турнир, будучи при этом самым молодым победителем. Ты знаешь, что нужно, чтобы дойти до конца. Расскажи немного об этом.
— Ну, я вообще люблю играть длинные шахматные турниры. Меня это воодушевляет — я знаю, что предстоит много партий. Думаю, это подходит моему стилю, ведь я медленно раскручиваюсь и постепенно выхожу на форму.
— Наконец, вчера был первый день отдыха, и мы видели фотографии, как ты гулял с женой, с MVL и Китти. Чем вы занимались?
— Да, мы ходили по Пандиму и отлично провели время. Посетили разные красивые места. Очень рекомендую всем, кто приедет сюда в столицу.
После первой партии четвёртого раунда мы на связи с мексиканским гроссмейстером Хосе Мартинесом Алькантарой. Спасибо, что присоединился к нам. Ты только что выиграл отличную партию чёрными против Алексея Серрано. Как сейчас себя чувствуешь?
— Потрясающе! Как я уже говорил в другом интервью, у меня много мыслей внутри, если я сыграю лучше, если всё повернётся в мою пользу. Сегодня была отличная партия от начала и до конца. Подготовка была классной, спасибо моему второму — это отличный результат. Надеюсь, я смог сохранить спокойствие до конца. Я много считал, не был уверен в победе, но, кажется, соперник допустил ошибки. Надо будет проанализировать, но после хода IE5 я понял, что выигрыш уже в моих руках.
Подготовка впечатляет! Ты почти не тратил время, и только на 22-23 ходу часы начали показывать меньше полутора часов. Хотя это достаточно известная линия, у тебя было явное преимущество в подготовке. Кто твой второй, или это пока секрет?
— Мой второй — Пьерлуиджи Бассо, гроссмейстер из Италии. Он проделывает потрясающую работу, я много учусь у него в последнее время. Я удивляю многих, потому что они знают только мой блиц-репертуар онлайн. Но я могу играть почти любые дебюты. И я считаю, что если я выигрываю партии, играя новые дебюты, это показывает мою силу. Моя сила не только в блице, я могу играть и на классике.
Это твой второй Кубок мира. Первый был в 2017 или 2018 году, когда ты проиграл Яко Бенко. Ты считаешь этот турнир своим лучшим в карьере?
— Да, возможно. До этого после победы над Норд-Дирбеком я думал, что если проиграю следующий матч — это не будет успехом. Сейчас я играю свободно, хотя и есть давление, потому что многие верят в меня. Я стараюсь играть в свои лучшие шахматы. Если соперник играет лучше — это его заслуга. Шахматы — это игра, где нужно стараться играть идеально, но мы все люди. Я не Магнус, я делаю всё, что могу, и надеюсь, что соперник не всегда будет играть идеально.
Ты говоришь, что в роли андердога чувствуешь меньше давления и больше свободы в игре?
— Не совсем свободы. У меня есть спонсор, и с начала года я сосредоточился на блиц и рапиде. Когда я прошёл квалификацию на Континентальном чемпионате Америки и попал на Кубок мира, появились новые цели. Хотя я не считаю себя сильным в классике, мне нравится это. Я не ожидал хороших результатов, но уже выиграл около 60 рейтинговых очков — это отличный год.
Ты поднялся на сотню пунктов в рейтинге live, но при этом снизил уровень блица, потому что не играешь его так часто?
— Да, последние шесть месяцев почти сплошь классика. После финала надеюсь вернуться к блицу.
Ты говорил, что нашёл спонсора, который позволил тебе полностью сосредоточиться на шахматах. Теперь видно плоды этой работы, особенно в классике.
— Да, с 2019 года я возвращаюсь в Европу и играю много турниров. Раньше это было экономически невыгодно — много трат на поездки, поэтому я играл только в Мексике и онлайн. Теперь у меня есть такая возможность.
Ты не так сильно любишь классику, как другие?
— Не знаю, нравится ли всем классика. Турнир здесь очень напряжённый, я готовлюсь по пять-шесть часов в день. В блице готовиться не нужно — просто импровизируешь. Но посмотри на мои результаты — например, две победы над Абдусаторовым. Это было фантастически. После второго матча я особенно гордился своей игрой. Мне пришлось вести партию в сложной позиции и не просто играть на ничью, а бороться. Объективно позиция требовала осложнений, и я старался играть лучшими идеями, согласно движку. В сложной позиции против Саторова проявил смелость.
Ты сделал половину дела, победив Сарану, но завтра ещё одна партия. Победы над такими сильными соперниками — это придаёт уверенности?
— Иногда мне кажется, что я играю ужасно, но это хорошо, потому что тогда я хочу доказать, что могу играть отлично. Я много играл в блиц и пулю пять лет подряд, иногда допускаю плохие ходы. Но сейчас я стараюсь играть в классике, думать, анализировать — и надеюсь, что завтра меня ждёт важная партия. Не верю, что выиграю чёрными, но наслаждаюсь своим моментом. Моя атака на королевском фланге была очень сильной, я играл в духе позиции, может чуть лучше, может чуть хуже, но именно так. Если не получится — это моя проблема. Я не Магнус, я играю как могу.
Ты упоминал матч прошлого года — он мотивирует тебя показать себя?
— Да, это было очень напряжённо, три дня блица с бывшим чемпионом мира (не буду называть имя). Было даже тяжелее, чем 14 дней подряд здесь. После этого я не думал, что должен доказывать что-то перед тысячами зрителей — просто играл. Думаю, это показывает, что могу играть под давлением.
Ты из Мексики, где жизнь не простая, и нужно много работать, чтобы чего-то добиться.
— Да, в Мексике и Южной Америке жизнь сложная. Нужно усердно работать, чтобы добиться успеха. Я не родился богатым, в какой-то момент жил самостоятельно, платил за всё с 18 лет. Я знаю, что значит работать тяжело. Если не работаешь — страдаешь. Алмазы формируются под давлением — и, глядя на мой прогресс, это видно.
Спасибо тебе за интервью, желаем удачи завтра и в дальнейшем турнире.
Фанаты классических шахмат:
Мы хотим видеть настоящие дебюты, которые мы все знаем!
А ведь сработал ход a3
Кто как, а я всегда на такие выходки реагирую спокойно. Не пытаюсь сразу перехватить (3... d5), а как ни в чем ни бывало продолжаю защитную схему. По возможности ту, в которой a3 ничем не лучше а2. Войташек, конечно, сильнее; наверное, у него было что-то на уме
lasker emanuel: Жоспем наконец дождался момента, чтобы дать ответ своим критикам...
К слову, Крамник раз 100 сказал в своё время, что Жоспем сильно играет в шахмаиты. Вопрос был, настолько ли сильно, чтоб всухую громить самого Крамника?
Но главное, дал ответ. Мне, наверное, тоже, хотя я за него здесь болею.
GKA: Партия Гальченко -Есипенко может быть и странная - но это хотя бы блиц. Где всякое бывает...
Кому и(главное)зачем сегодня сплавлял Дубов в классику - не подскажете ?)))
У Дубова партий где он выпускает совершенно выигранное полно, в последнее время по крайней мере. И в Хантах, и на БШ, и в Суперфинале. Я думал может карма для удачи накапливается, но возможно это хронический недостаток.
GKA: Партия Гальченко -Есипенко может быть и странная - но это хотя бы блиц. Где всякое бывает...
Кому и(главное)зачем сегодня сплавлял Дубов в классику - не подскажете ?)))
У Дубова партий где он выпускает совершенно выигранное полно, в последнее время по крайней мере. И в Хантах, и на БШ, и в Суперфинале. Я думал может карма для удачи накапливается, но возможно это хронический недостаток.
Мне кажется, если сильно увлекаешься блицем - в какой-то степени отвыкаешь напрягаться в классике.
vvtb: Любому шахматисту который играет в турнирах очевидно, что на секундах в блиц может твориться абсолютно что угодно. Обсуждать Ваш бред всерьез нелепо. Так же люди, которые играют в турнирах знают как и когда сплавляются партии.
А тому, который не игрет в турнирах, можете объяснить простейшее: если имеешь намерение сплавить, то зачем тянуть с этим до самых-самых наипоследних секунд - и у себя, и у соперника?
Не играющему в турнирах почему-то кажется, что найти подходящий момент для умышленного зевка всегда можно пораньше. Не прибегая к высшему пилотажу.
(Да ведь в блице можно и просто время намеренно просрочить довольно естественным путем, или нет?)
vvtb: Любому шахматисту который играет в турнирах очевидно, что на секундах в блиц может твориться абсолютно что угодно. Обсуждать Ваш бред всерьез нелепо. Так же люди, которые играют в турнирах знают как и когда сплавляются партии.
А тому, который не игрет в турнирах, можете объяснить простейшее: если имеешь намерение сплавить, то зачем тянуть с этим до самых-самых наипоследних секунд - и у себя, и у соперника?
Не играющему в турнирах почему-то кажется, что найти подходящий момент для умышленного зевка всегда можно пораньше. Не прибегая к высшему пилотажу.
(Да ведь в блице можно и просто время намеренно просрочить довольно естественным путем, или нет?)
Чтобы сплав казался естественнее.
Впрочем, конечно же, это всё ерунда.
Помните, как ЧМ по блицу выиграл Карякин, и Карлсен там сильно негодовал, как это так, Войташек (по-моему) проиграл начисто выигранную позицию?
Ну теперь мы знаем истину - Серёга титул купил, не иначе.
Понятно, что средний рейтинг справа заметно выше. С другой стороны, совсем необязательно, что оставшиеся в живых 11 семисотников будут распределены именно 5-6 (или 6-5). Могло ведь и 11-0 быть. Это я к тому, что ничего сверхестественного в нынешнем распределении фаворитов нет. Бывало подобное и в других видах спорта.
В том, что одна половина сетки лишилась четверти высокосеяных (Топ-32), а из другой половины сетки повылетало их аж три четверти, нет ничего сверхестественного, но есть любопытная случайность.
В результате которой мы уже на столь ранней стадии точно знаем, что из этой второй полусетки "в самом лучшем случае" в финал выйдет номер 13 (Льем Ле)
Что же касается именно семисотников, то я уже задавал простой вопрос, ответа на который не знаю, хотя он всем должен быть известен: то, что турнир, первые партии которого игрались 1 ноября, обсчитывается по октябрьским, а не по ноябрьским, рейтингам - соответствует правилам, или исключение из правил?
(В частности, Севян и Магсудлу - ещё два семисотника "справа", однако - ноябрьские)
«Хочется попробовать побороться — и если это удаётся, уже само по себе огромное достижение — вывести фигуры на доску в позиции, которая не слишком знакома сопернику», — сказал Левон Аронян после победы над Войташеком, сыграв 3.a3 в дебюте в партии 4.1 Кубка мира ФИДЕ.
Левон, поздравляю с победой над Войташеком сегодня.
— Эта очень интересная идея 3.a3 в дебюте — это было частью вашего плана, потому что Войташек, возможно, известен как очень сильный теоретик?
— Да, я хотел как можно раньше уйти из дебюта. После a3 у белых равенство, они не хуже, так что это нормальный ход.
— А что потом произошло? Где, по-вашему, начались проблемы? Потому что, кажется, из дебюта вы вышли с очень неплохой позицией.
— Да, если я правильно помню, компьютер не играет Ладья e8, он ставит ладью на b8, чтобы помешать короткой рокировке, и тогда позиция становится двуслойной, острой.
Когда я поставил коня на d2, почувствовал, что позиция мне приятна — должна быть с небольшим перевесом.
— А какой, по-вашему, был решающий промах со стороны Войташека?
— Трудно сказать. Думаю, позицию всё ещё можно было удержать, но эндшпиль, как мне показалось, не приносит чёрным радости.
Я постепенно улучшал позицию, так что, с практической точки зрения, возможно, это было не лучшее решение с его стороны.
— Сегодня в 4-м туре много ничьих. Конечно, многие игроки хотят сыграть надёжно. Вы тоже думали, что ничья — это нормальный результат, но готовы были воспользоваться шансом, если он появится?
— Да, я всегда доволен ничьей, особенно играя против очень сильного соперника. Что будет, то будет. Но, конечно, хочется побороться, если есть возможность.
Уже само по себе достижение — вывести фигуры на доску и получить позицию, не слишком знакомую для соперника.
— Как вы готовились к партии с Войташеком? Вы ведь, наверное, играли с ним уже много партий. Как вы оцениваете его как оппонента?
— Он опытный и сильный игрок с отличным пониманием шахмат.
Есть причины, по которым он так много лет работал с Анандом — он очень талантливый человек.
У меня не было какого-то особенного плана против него — я играл так, как обычно играю против соперников его уровня.
— И отличная победа после выходного дня. Если можно, расскажите, как вы провели день отдыха здесь, в Гоа?
— Да, в первый день, так как были тай-брейки, мы пошли на пляж, на ближайший — Бага-Бич, немного погуляли.
Было довольно приятно, хотя недолго.
А вчера мы ездили в Фонтейнас — это красивый район, мне нравится там гулять.
И, знаете, поскольку в 2002 году турнир проходил в Панаджи, всегда приятно туда возвращаться.
— Большое спасибо за ваше время и удачи во второй партии.
— Спасибо