Хосе Мартинес(Жоспем) усердно работает над классическими шахматами.
Вот перевод без тайминга:
С нами гроссмейстер Мартинес, который только что вышел после победы над первым номером Узбекистана и игроком с рейтингом 2700 Абдулом Сатаром Нирбеком. Расскажите нам о партии. Очень захватывающая партия и победа черными — должно быть, вы чувствуете себя отлично.
Да. Работая с тренером, я решил, что не буду много готовиться к Итальянской партии, так как у меня нет на это времени. Я пытался удивить соперника. В последние месяцы я играю практически все дебюты, чтобы быть непредсказуемым, возможно, самым непредсказуемым игроком в мире, потому что играю даже те дебюты, которые сам обычно не рассматривал.
Он хорошо играл, жертвовал качество, и в миттельшпиле я чувствовал себя очень плохо. Думаю, у меня был явно худший позиционный показатель, он должен был иметь явное преимущество. Но он подумал, что партия уже выиграна, и пропустил промежуточный ход F5. После этого у меня появилось много шансов выиграть, потому что соперник стал делать сомнительные ходы, и я воспользовался этим. Результат просто потрясающий.
Вы сказали, что он был лучше, а потом вы совершили ход F5 и переломили ход партии. Чувствовали ли вы в какой-то момент давление? Смогли ли вы уверенно довести партию до победы, или были моменты сомнений?
На самом деле я чувствовал себя очень комфортно, переходя в эндшпиль. Он отказался идти в эндшпиль, а в эндшпиле у меня была позиция без риска, где я мог либо выиграть, либо сыграть вничью. Для меня ничья с черными — отличный результат. Когда он начал удерживать ферзей на доске, я думал, что он не может просчитать все и просто блефует, потому что знает, что в эндшпиле он либо проиграет, либо сыграет вничью. Он пытался создать осложнения, и я должен был играть лучше, пытаться побольше. Думаю, ключевой момент — ход А4, после которого все решилось.
Это была великолепная победа для вас. Как она соотносится с другими в вашей карьере? Это ваша самая значимая победа?
В классических партиях я не так много играю, я скорее такой тип игрока. Спасибо моему спонсору из Мексики, который поддерживает меня и благодаря которому я начал играть больше. Если бы его не было в моей жизни с прошлого года, я бы просто играл онлайн и, возможно, занимался бы другими вещами. Поэтому, если я здесь, то это благодаря ему и его компании, и я стараюсь показывать лучший результат, ведь это не только про меня, но и про Мексику, про тех, кто меня поддерживает. Я должен компенсировать эту поддержку и показать, что я того стою.
Здорово, что у вас есть такая поддержка, и вы делаете их гордыми.
Ваша последняя партия с Ивичем Вельмиром была очень долгой и дошла до тай-брейка. Было ли это утомительно или стрессово, или вы чувствовали себя свежим и готовым к сегодняшней партии?
Да, конечно, я был устал. Много отвечал на сообщения, так как многие друзья и знакомые смотрели партию и писали мне. Но у меня отличная команда, которая помогает с дебютами, так что я не переживаю, как раньше, когда играл один в классических турнирах. Я пока не в лучшей форме, но скоро буду. Сейчас я стараюсь улучшать дебютный репертуар и делать максимум в самой партии. Возможно, другие гроссмейстеры думают, что знают мои дебюты, но я скрываю много новых идей, много разнообразных ходов, так что для соперников я стал непредсказуемым.
Я играю без давления, хотя давление есть, но я получаю от этого удовольствие. Я могу проиграть и вылететь в любой момент, но пока нахожусь в турнире и наслаждаюсь игрой. К тому же я единственный игрок из Южной Америки в турнире, так что хочу показать максимум, чтобы доказать, что Латинская Америка играет в шахматы очень хорошо.
Вы сказали, что скоро достигнете своей лучшей формы, и мы с нетерпением этого ждем. А пока вы уже победили Нодирбека, и, наверное, получаете много сообщений. Как вы отдыхаете перед партиями?
Когда я в Мексике, у меня много дел в свободное время. До того, как у меня появился спонсор, честно говоря, я почти не работал над шахматами — играл по опыту и онлайн. У меня был свой репертуар, который я почти не менял, и не готовился специально. Сейчас я много работаю, стараюсь улучшаться и прогрессировать.
Ваш труд явно приносит плоды. Удалось ли вам уже познакомиться с Гоа вне шахмат? Это очень туристическое место.
Если меня выбьют, у меня будет время осмотреться. Надеюсь, это случится в последний день.
Мы тоже надеемся, что ваше пожелание сбудется. Поздравляем с потрясающей победой! Надеемся, вы отпразднуете успех и желаем удачи в следующем раунде в Польше.
Я здесь с гроссмейстером Матиасом Блюбауом, который выиграл свою первую партию третьего раунда на Кубке мира ФИДЕ. Пока у вас был достаточно стабильный турнир. Расскажите об этом.
Да, ну, не совсем стабильно. Я выиграл свою первую партию белыми в первом матче, но черными играл ужасно и в какой-то момент был близок к поражению, что было смешно, потому что я отлично вышел из дебюта, но потом всё испортил и чуть не проиграл. К счастью, мне удалось удержать позицию. Так что да, я прошел тот матч без тай-брейка.
Сегодня мой соперник сразу пошел в атаку в дебюте, но, похоже, он плохо знал линию — после коня на d7 и слона на g6, что является одной из теорий, он задумался, и, насколько я знаю, ход h4 — неудачный. Мне пришлось просто взять пешку. Я всегда играл на перевес, и в какой-то момент после коня f2 и g4 я должен был быть абсолютно выигрышным, но каким-то образом испортил позицию в ладейном эндшпиле, который не был совсем ясным. В итоге всё могло быть легко выиграно. Так что да, я точно всё испортил, но я очень рад, что выиграл черными, конечно.
Матиас, летом вы были довольно строгим к себе после ничьей с Винсентом. Такие мысли преследуют вас и во время партии? Вы расстраиваетесь по ходу игры или только после?
Во время партии я был очень расстроен, когда вошел в ферзевый эндшпиль. После ходов ладья g8 и ладья c7 должно было быть миллион выигрышных вариантов. Я не знаю, просто позиция выглядела абсолютно выигрышной, но я не смог найти ничего лучше ферзевого эндшпиля с пешкой вперед, который технически сложно реализовать. Так что да, я был очень недоволен и думал, что я полный идиот, потому что должно быть простое выигрышное решение, а я его не увидел. Позиция действительно выглядела выигрышной, так что я что-то пропустил.
Не думаете ли вы, что такие негативные мысли во время партии вам мешают?
Не знаю, так я обычно и играю. Я всегда думаю, что совершаю какую-то глупость, но иногда это срабатывает.
Мы не успели поговорить с вами после Гран-Швейца, так что поздравляем с выходом в Кандидаты ФИДЕ в следующем году. Первый вопрос — почему решили участвовать в Кубке мира, если уже квалифицировались?
Я подписал контракт до Гран-Швейца, так что выбора не было. Я подписал контракт на Кубок мира еще до Гран-Швейца. Никогда и не мечтал, что пройду квалификацию там. Просто хотел сыграть в обоих турнирах, так что сейчас играю и надеюсь показать хороший результат.
А как прошли празднования после Гран-Швейца? Началась ли уже психологическая подготовка к Кандидатам?
Психологическая подготовка? Нет. Реальная подготовка начнется после этого турнира. После этого турнира у меня наконец будет перерыв. С тех пор как я сыграл в Гран-Швейце, я играл довольно плохо, так что надеюсь хоть раз в жизни сыграть здесь достойно.
Будем ли мы видеть вас на классических турнирах до Кандидатов?
Мне прислали приглашение на Вейк в январе следующего года, так что я с нетерпением жду участия там. Я один из самых старших участников в мастер-секции, но все же надеюсь сыграть хорошо.
Спасибо большое, Матиас. Поздравляем с сегодняшней победой и желаем удачи в дальнейшем турнире.
Я здесь с легендарным Петером Леко, который только что выиграл свою партию на Кубке мира ФИДЕ.
В вашем прошлом матче я разговаривал с вашим соперником Бобби Ченом, который сказал, что вы были его кумиром, когда он рос. Уверен, что и Алексеенко чувствует то же самое. Каково это — играть против молодых ребят, которые явно вдохновлялись вашей игрой?
— Это, конечно, очень приятно, но они уже не такие молодые ребята. Мы видим действительно юных. А эти — очень сильные игроки. У меня был тяжёлый матч с Бобби Ченом, он был отлично подготовлен, и всё было непросто. Но мне удалось найти хорошую скрытую профилактическую идею в защите Петрова, я создал давление и выиграл очень хорошую партию.
Сегодняшняя партия против Алексеенко тоже была очень трудной. Он сыграл Маршалла, я выбрал анти-Маршалл, и началась тяжёлая борьба. Я спровоцировал осложнения, он согласился, пожертвовал пешку — был вынужден. Но моя ладья оказалась не на месте, и это было его компенсацией. Всё было очень тяжело. Потом наступил цейтнот — к этому я уже не привык. Именно поэтому моя жена предпочитает, чтобы я не играл: она знает, что я становлюсь невероятно нервным и напряжённым. Но, к счастью, всё сложилось удачно. После контроля времени я давил и в итоге смог реализовать преимущество.
Говоря о цейтноте, сейчас идут большие споры о классике по сравнению с блицем и рапидом. Вы явно предпочитаете классику.
— Конечно, чем больше времени вы мне даёте, тем лучше. Это тоже одна из моих больших проблем: когда я был молод и на пике, я играл множество турниров, и тогда у нас были семичасовые контроля. Для меня это безумное напряжение после 40-го хода, когда пульс и всё остальное сильно зашкаливает. После 40-го хода я бы хотел иметь гораздо больше, чем 30 минут, потому что мне нужно походить, успокоиться, восстановиться. Но если расслабишься слишком сильно, снова попадаешь в вечный цейтнот. Поэтому мне этот контроль не нравится — он вреден для моих нервов и здоровья.
Другие игроки говорят: «Как можно играть семь часов? Это слишком долго и утомительно». Но я всегда считал: если дать мне час после 40-го хода, то на следующие 20 ходов я успею восстановиться — словно начинается новая партия, и я готов ещё на 2–3 часа игры. Для меня это совершенно другой формат. Наверное, если бы я привык к нынешнему контролю с детства, он был бы естественным. Но сейчас эти 30 секунд — союзник моих соперников и мой враг. Они прекрасно ими пользуются, а я, из-за нервов, практически нет. Мне просто нужно время, чтобы успокоиться — это самое трудное. Но так получилось, что 30 лет назад, когда я играл много, таких контролей не было, и я не привык к ним.
С учётом всего этого — как вы собираетесь подходить к тай-брейкам на Кубке мира?
— Прежде всего, я очень рад быть здесь. Я не считаю партии и не играю ради какого-то результата. Я вообще не должен был здесь играть. В середине сентября, когда я помогал Винсенту на Гранд-швейце из дома, я вдруг получил сообщение от федерации: ФИДЕ сообщила им, что Раппорт прошёл по рейтингу, освободилось место, и они могут номинировать ещё одного игрока, и у них есть 48 часов. Федерация спросила меня: «Петер, хотите? Мы бы хотели выдвинуть вас». И я подумал: ладно, почему бы и нет. Я хотел просто помогать Винсенту, но у меня всегда было чувство, что хочется сыграть один последний Кубок мира. Я всегда выступал в нём неудачно — нервы, какие-то события, и я вылетал быстро, независимо от того, играл я хорошо или плохо. Поэтому сейчас мне нечего терять. Я просто хочу наслаждаться. Я очень рад, что сыграл две очень хорошие партии белыми, и хочу продолжать. Я даже не думаю о результате.
— Возможно, это и принесёт отличный результат — вы сняли с себя давление, в отличие от игроков, которые борются за кандидатов и чрезмерно напрягаются.
— Конечно. Это то, что я всегда говорю Винсенту: сосредоточься на партии, забудь о кандидатах. Я не думаю, что кто-либо когда-либо выигрывал Кубок мира, думая: «Я обязан выиграть». Ты просто играешь — и в конце побеждаешь. Вот Магнус: он никогда не выигрывал Кубок мира до 2023 года. И там был один ход против Винсента — и он почти вылетел. Это не была полностью контролируемая победа. Но он выжил — и затем показал свой невероятный класс. Но страшные моменты есть всегда, независимо от силы игрока. Мы уже видели это и в нынешнем турнире.
Прежде чем закончить интервью, хочу спросить о вас и Винсенте. Видеть, как он играет и показывает такие результаты — что вы чувствуете? Как часто вы работаете вместе, и каково играть на одном турнире?
— Это действительно особенное чувство. Один из моих последних индивидуальных турниров — Гранд-швейц 2019 года на острове Мэн — и даже там нас свели друг с другом! Игроков было мало, и нас пришлось поставить в пару. Но, конечно, я внимательно слежу за его партиями, потому что понимаю, насколько для него это важно. А я здесь просто наслаждаюсь. Мы проделали огромную работу. Это не так, что без моей помощи он не знает, что играть. Он взрослый, один из лучших в мире. Я помогаю ему как могу, но нынешние его успехи — это в первую очередь его заслуга. Он отлично справляется.
— Спасибо большое. У меня ещё много вопросов, но не хочу вас задерживать. Увидимся позже. Удачи вам завтра.
В этой партии окончание было проиграно для черных - при том абсолютно (в рамке
от 42 по 74 хода).
Но 75 ход родил двойной катарсис:
Оба шахматиста - белые допускают , а черные не осуществляют - защитный ресурс слабейшей
стороны в борьбе со связанные проходные - атака короля над пешками!
75.Kf6?(?) После 75.Кd5!->Kc4
король включается в общую атаку на пешек и ничья.
75. .. Kd6?? +-
Ближе к концу дня в партии гроссмейстера Пранава Венкатеша против гроссмейстера Титаса Стремавичуса возник небольшой спор , для разрешения которого потребовалось как минимум три арбитра. Стремавичус пожаловался, что его соперник делает несколько ходов без записи; в конце концов, Пранаву было вынесено предупреждение, партия возобновилась, и индийский гроссмейстер выиграл.
Chris Bird
From the FIDE Laws "8.1.3 A player may reply to his/her opponent’s move before recording it, if he/she so wishes. He/She must record his/her previous move before making another."
“I was thinking, like, I’m a complete idiot, because there should be some easy win — and I just didn’t see it.” : Matthias Bluebaum after winning his game today against Ivan Zemlyanskii