|
Из книги Соломона Волкова "Царь и Художник" (Сталин и Шостакович):
Здесь я напомню о легенде, связавшей Сталина с Марией Юдиной, прославленной русской музыкальной юродивой. Юдина была, быть может, самой эксцентрической фигурой за всю историю русской музыки. Родилась она в 1899 году в еврейской семье, но в молодые годы крестилась и оставалась экзальтированно верующей православной до самой своей смерти. Это обстоятельство было достаточно драматичным само по себе, но в официально атеистическом Советском Союзе оно грозило тотально искорёжить биографию и судьбу Юдиной.
Окончившая Петроградскую консерваторию в 1921 году по классу фортепиано профессора Леонида Николаева (у которого учился и Шостакович), Юдина сразу стала одной из самых знаменитых русских исполнительниц того времени. Когда она, выйдя на эстраду в своём постоянном наряде - чёрном длинном платье в форме пирамиды, со свободными, так называемыми поповскими рукавами и большим крестом на цепочке на груди, - усаживалась за рояль, приняв позу величайшей сосредоточенности, а затем, воздев руки к небу, вдруг обрушивала их на клавиатуру - зал замирал, потрясённый шквалом мощных звуков; говорили, что Юдина играет с силой десяти мужчин. Репертуар её был весьма необычным: от Баха и Бетховена Юдина, минуя популярную музыку Шопена, Листа, Чайковского и Рахманинова, переходила к Стравинскому, Хиндемиту и Шостаковичу, а в последние годы своей жизни увлекалась авангардистскими опусами Пьера Булеза и Карлгейнца Штокхаузена.
Музыкальные интерпретации Юдиной воспринимались аудиторией как исступлённые проповеди, но ей самой "только лишь" музыки было мало, и она часто, прервав свой концерт, обращалась к публике с чтением стихов запрещённых тогда Пастернака или бывшего обэриута Николая Заболоцкого. Это приводило слушателей в состояние ещё большей ажитации, но крайне осложняло отношения Юдиной с начальством. Ей на длительные сроки запрещали выступать, выгоняли с преподавательской работы, но Юдина упрямо стояла на своём. Сломать и уничтожить Юдину можно было только физически, но власти никогда не пошли на арест прославленной пианистки.
Рассказывали, что "охранной грамотой" для Юдиной стало толерантное отношение к ней Сталина. Он считал Юдину юродивой. Легенда гласила, что Сталин, услышав по радио один из концертов Моцарта в интерпретации Юдиной, затребовал запись этого исполнения для себя. Никто не решился сказать вождю, что он слушал прямую трансляцию, оставшуюся незаписанной. Юдину срочно вызвали в студию, где пианистка, сменив за ночь напряжённой работы с оркестром нескольких дирижёров, наиграла пластинку, которую затем поднесли Сталину. Тираж этой уникальной записи был - один экземпляр.
Получив пластинку, Сталин вознаградил Юдину крупной суммой денег. Юдина поблагодарила его письмом, в котором сообщила, что жертвует эти деньги на нужды своей церкви. И добавила, что будет молиться Богу, дабы Сталину были прощены его тяжкие прегрешения. Подобное письмо было равносильно самоубийству, но репрессий против Юдиной не последовало. Рассказывали, что когда Сталин умер, то эту самую пластинку Моцарта нашли на проигрывателе рядом с кроватью вождя.
--------------------------------------
Лев Харитон: Вот часть этого концерта (23-го) Моцарта в исполнении Юдиной и мой небольшой стихотворный опус.
http://www.youtube.com/watch?v=6l0bsTNsnX0
Концерт Моцарта
Во времена, когда молчит искусство,
Не покидает Вечность свой мольберт.
Проходит все, но неизменны чувства,
Художник слышит Моцарта концерт.
Неукротима творческая сила.
Над ней нет ни правителей, ни слов.
Звучит мелодия, и сквозь ее горнило
Проходят тысячи художнических снов.
И нужно только ждать и без отчаянья
Писать, творить и наносить на холст
Мелодию концерта. Не случайно,
Ей дышит все, и с ней душа поет.
Бруклин. Июнь 18, 2010 7:40am |
|