Любопытное философское эссе о Гоголе А.Секацкого. Образец постмодернистской критики. С одной стороны можно вычитать много чего умного и даже заумного, а с другой может показаться, что многое высосано из пальца.
Дам одну цитату.
Следует сказать несколько слов о преемственности удивительного инферноскопического[3] зрения Гоголя. Именно чуткость ко всем формам присутствия нечисти, умение распознавать ее под любым камуфляжем роднит автора «Вечеров на хуторе близ Диканьки» с Гоголем времен «Шинели». Самым проницательным наблюдателем «неладного» николаевского периода российской государственности был, конечно, именно Гоголь. Вроде все идет чин чином, люди ходят в присутствие, но отсутствуют дух и человечность, та живая жизнь, которая пронизывала малороссийские страницы гоголевской прозы. Особенности инферноскопического зрения позволяли Гоголю в рутинных пространствах амортизации порядка выявлять зоны прорыва «дьяволиады», каким бы антуражем они ни маскировались. Коллежский асессор вроде бы не похож на черта с хвостом, но это еще как посмотреть... Ходячие манекены в мундирах скучны и банальны, но кто сказал, что банальность и нечистая сила несовместимы? Гоголь всю жизнь доказывал обратное, и интуиция не подвела писателя. Подкладкой знаменитой «Шинели» оказывается все та же красная свитка, знакомая нам еще по «Вечерам на хуторе...». Или, иными словами, на смену красной свитке приходит серая шинель:
«...По Петербургу пронеслись вдруг слухи, что у Калинкина моста и далеко подальше стал показываться по ночам мертвец в виде чиновника, ищущего какой-то утащенной шинели и под видом стащенной шинели сдирающий со всех плеч, не разбирая чина и звания, всякие шинели...»
Сразу же вспоминаются «Вечера...» и «Миргород», где связь с нечистой силой приводила к таким же последствиям – к неупокоенности души. Впрочем, петербургская туманно-болотная, холодная нечисть, похоже, и при жизни ведет призрачное существование (это насчет симпатий к «маленькому человеку»). Гоголь, первопроходец в исследовании метафизики Петербурга, догадался (вернее, явственно увидел), что Санкт-Петербург – это город призраков. Он и сегодня остается таким – крупнейшим шизополисом мира.
Очень внятное и подробное описание сути аферы Чичикова.
На самом деле афера была такая: крестьянская душа (речь идет о мужчинах, как по-евангельски «кроме женщин и детей», – так тогда и считалось) стоила 500 рублей. Это довольно приличные деньги по тем временам. Не знаю, как это на наши переводить, может быть полмиллиона. И за каждую из этих душ помещик платил налоги государству.
Но проверки, которые и определяли, какой размер налога должен платить помещик, они не каждый год проходили, а раз в пять или десять лет. За это время кто-то из крестьян умирал, но на бумаге они были еще живые, и помещик продолжал за них платить. И Чичиков предложил скупить помещикам таких крестьян, взять на себя налоговое бремя.
А его мысль была в том, чтобы потом эту, сформировавшуюся на бумаге, партию душ заложить в опекунский совет, и за каждого крестьянина получить по 200 рублей. Тоже прилично. По какой же цене он скупил?
У Манилова, например, вообще получил бесплатно, даже за оформление Манилов сам заплатит, как вы помните. У Коробочки он купил 18 душ за 15 рублей. Собакевич оказался самым жадным – запросил по 2,5 рубля за душу. Неизвестно, сколько у него купил. Но еще подсунул одну женщину – Елизавету Воробей – подделал. У Плюшкина вообще был хороший урожай – 120 душ бесплатно. И еще 70 беглых купил по 32 копейки.
То есть потратил в среднем около 200 рублей и купил около 200 душ. Чиновники говорят: он сегодня купил душ на 100 тысяч рублей. Они считают по обычной цене – 500 рублей, значит, где-то 200 душ он купил. И вот, потратив 200 рублей, в опекунском совете получит он 40 тысяч.
И как бы даже не очень понятно — в чем обман?! Помещики знают, что они продают, он – тоже. Оформляют… Ну нет такого закона, чтобы мертвых иначе как-то оформлять. Законов он никаких не нарушает. Он просто использует дырку в законе и обманывает, по сути, только государство.
__________________________
Спасение там, где опасность.
Vova17: Любопытное философское эссе о Гоголе А.Секацкого. Образец постмодернистской критики. С одной стороны можно вычитать много чего умного и даже заумного, а с другой может показаться, что многое высосано из пальца.
Дам одну цитату.
Следует сказать несколько слов о преемственности удивительного инферноскопического[3] зрения Гоголя. Именно чуткость ко всем формам присутствия нечисти, умение распознавать ее под любым камуфляжем ...
Однако не распознал, когда сжег рукопись. Или - когда её писал?
Vova17: И как бы даже не очень понятно — в чем обман?! Помещики знают, что они продают, он – тоже. Оформляют… Ну нет такого закона, чтобы мертвых иначе как-то оформлять
Обман, понятное дело - в момент залога и получения 200 р за мертвых.
Законов он никаких не нарушает. Он просто использует дырку в законе и обманывает, по сути, только государство.
А вот эти слова надо высечь золотыми буквами на гранитной стеле.
Они характеризуют российскую ментальность - и являются, по сути, причиной большинства российских невзгод.
Законов он никаких не нарушает. Он просто использует дырку в законе и обманывает, по сути, только государство.
А вот эти слова надо высечь золотыми буквами на гранитной стеле.
Они характеризуют российскую ментальность - и являются, по сути, причиной большинства российских невзгод.
Вы ломитесь в открытую дверь. Цитату я обрезал, посчитал продолжение несущественным, но исключительно для вас окончание приведу.
Вам ничего это не напоминает? Конечно, массу примеров, мы видим перед глазами. И «Оборонсервис», и «Зенит Арена», и все, что угодно. Иногда читаешь, диву даешься изобретательности.
Сейчас вот чиновникам запретили покупать машины дороже 4 млн рублей. Один высокопоставленный московский чиновник придумал такую схему: он арендует машину. В среднем это выходит около 8 млн рублей в год. Купить ее было бы 4 млн рублей, но это запрещено теперь. А аренда не запрещена. Чичиковы бессмертны.
Мздоимство и в других странах не искоренено.
Весь текст здесь.
__________________________
Спасение там, где опасность.
Законов он никаких не нарушает. Он просто использует дырку в законе и обманывает, по сути, только государство.
А вот эти слова надо высечь золотыми буквами на гранитной стеле.
Они характеризуют российскую ментальность - и являются, по сути, причиной большинства российских невзгод.
Вы ломитесь в открытую дверь. Цитату я обрезал, посчитал продолжение несущественным
То есть, по сути, вы "посчитали несущественным" все то, ради чего автор и говорил то, что сказал: вы опустили как прелюдию - то, что говорилось все это для студентов (которые искренне не понимали, в чем проблема) - так и то, что автор как раз прекрасно понимает, в чем она: именно в том, что они, в отличие от граждан других государств в подобных случаях, считают, что все нормально. Именно этим отличается ментальность жителей "этой страны" (и некоторых стран третьего мира) - от жителей цивилизованных стран: ТАМ человек, который обманывает закон - преступник (что не отменяет их существования!), а законопослушный гражданин - нормальный. ТУТ тот, кто заметил, что "плохо лежит", и прихватил - нормальный (в особенности, если плохо лежит государственное, а, значит, ничье); тот, кто заметил, и не прихватил - лох.
Гоголь и русская ментальность, Укрфан и коррупция, - все сошлось, чтобы форум получил новую прекрасную тему. Вова, выкладывая ссылку, вряд ли рассчитывал на столь мощный эффект!
Законов он никаких не нарушает. Он просто использует дырку в законе и обманывает, по сути, только государство.
А вот эти слова надо высечь золотыми буквами на гранитной стеле.
Они характеризуют российскую ментальность - и являются, по сути, причиной большинства российских невзгод.
Вы ломитесь в открытую дверь. Цитату я обрезал, посчитал продолжение несущественным
То есть, по сути, вы "посчитали несущественным" все то, ради чего автор и говорил то, что сказал: вы опустили как прелюдию - то, что говорилось все это для студентов (которые искренне не понимали, в чем проблема) - так и то, что автор как раз прекрасно понимает, в чем она: именно в том, что они, в отличие от граждан других государств в подобных случаях, считают, что все нормально. Именно этим отличается ментальность жителей "этой страны" (и некоторых стран третьего мира) - от жителей цивилизованных стран: ТАМ человек, который обманывает закон - преступник (что не отменяет их существования!), а законопослушный гражданин - нормальный. ТУТ тот, кто заметил, что "плохо лежит", и прихватил - нормальный (в особенности, если плохо лежит государственное, а, значит, ничье); тот, кто заметил, и не прихватил - лох.
Яркий пример дурной демагогии, продиктованной патологической ненавистью к России. Я вас разочарую, на самом деле цель лекции была в другом.
Вот немного о замысле Мертвых душ.
Имя Чичикова тоже интересно. У Гоголя все имена говорящие. Мне не приходилось внятного объяснения про Чичикова читать, но у меня есть своя версия. Гоголь писал «Мертвые души» в Риме. Там даже есть такие строки: «вижу тебя, Русь, из своего прекрасного далека».
Вот это прекрасное далеко и есть Рим. Итальянская культура была ему очень близка. Даже в «Мертвых душах» была задумка сделать три тома – как у Данте, по образу «Божественной комедии». Поэтому и название: «поэма». А в «Божественной комедии», как мы знаем, три части: «Ад», «Чистилище» и «Рай».
Вот таким был и замысел Гоголя. В первой части он даже говорит: вы еще увидите, во что превратятся мои герои. Тот же Чичиков – чем он должен стать? Это сейчас он такой неказистый, а он должен пройти свои пути, чистилище…
Кстати, толкование дантовской поэмы многообразно. Там не только чистилище и рай. Есть и другие объяснения. Ад наших грехов, несовершенств. Чистилище здешней жизни и рай веры. В нашей жизни мы тоже проходим много чистилищ. У Мандельштама есть замечательные стихи:
И под временным небом чистилища
Забываем мы часто о том,
Что счастливое небохранилище –
Раздвижной и прижизненный дом…
То есть временное небо чистилища – это здешняя жизнь. И у Гоголя был замысел вот такой. В частности, в первом томе – 11 глав. Соответственно, сколько всего должно было быть? 33. У Данте каждая часть состоит из 33 глав. Ну, еще есть вступительная песня, и получается 100 глав. Вот даже в таких нюансах видно, что Гоголь ориентировался на Данте.
А вот еще интересная цитата для вас.
– Существует версия, что Гоголь переписал «Тараса Бульбу» под давлением властей…
– Действительно, есть две редакции «Тараса Бульбы», одна 1835 года, вторая – 1842. И наши украинские друзья утверждают, что Гоголь вторую редакцию сделал в угоду русскому самодержавию.
Не все знают, что Гоголь был еще и известным историком. Он преподавал, был профессором кафедры истории не где-нибудь, а в Санкт-Петербургском университете. Он серьезно изучал историю средних веков, историю Малороссии. Сохранились наброски – он хотел фундаментальный труд написать. Есть отзывы, что его лекции производили потрясающее впечатление.
То есть, в начале он держал исторический материал в голове. И результатом стал «Тарас Бульба». Мы даже не рассматриваем влияние самодержавия. Чтобы Гоголь стал ему в угоду что-то в своем творчестве делать – это невозможно себе представить. Для него это действительно был один народ.
Он писал: «Никак не отдал бы предпочтения ни русскому перед малороссиянином, ни малороссиянину перед русским – эти две нации как будто созданы для того, чтобы дополнять друг друга. Одна без другой не может существовать. В моей душе много и хохляцкого, и русского, и я не могу сказать, кем я являюсь, потому что они объединились во мне органично». Он пишет прямо, что Господь создал эти два народа дополнять друг друга, быть вместе и явить «нечто совершеннейшее в человечестве» – это дословно его слова о русском и украинском народе. Поэтому вторая редакция «Тараса Бульбы», где некоторые моменты Гоголь усилил, исходили из его убеждений.
__________________________
Спасение там, где опасность.
Да, совершенно верно. Таково было его мнение - имел право. И так, кстати, могло быть - но ведь Гоголь не дожил ни до валуевских указов, ни до кошмаров 17го, 37го годов, ни до ГУЛАГа. Возможно, его мнение про то, насколько хорошо малороссу в братских объятиях великоросса, изменилось бы.
Но что характерно - Гоголь не питал ни малейшего сомнения в том, что это две разных нации, причем еще двести лет назад, до того, как австро-венгры якобы выдумали украинцев. И это даже несмотря на то, что себя (достаточно справедливо) считал принадлежащим обеим.
Хотелось бы в это верить - но я не верю, к сожалению (и это правда: к сожалению).
Впрочем, и Гоголь никогда бы не поверил, что лучшими друзьями украинцев в трудную минуту окажутся - ляхи и жиды.
Ukrfan: Хотелось бы в это верить - но я не верю, к сожалению (и это правда: к сожалению).
Впрочем, и Гоголь никогда бы не поверил, что лучшими друзьями украинцев в трудную минуту окажутся - ляхи и жиды.
Приходилось ли Вам читать изыскания Солоухина, посвящённые горячей тайной любви Гоголя к Польше? (Извините, что без ссылок...)
А его мысль была в том, чтобы потом эту, сформировавшуюся на бумаге, партию душ заложить в опекунский совет, и за каждого крестьянина получить по 200 рублей.
я тут слушал старого учителя литературы на Дожде, так он сказал, что это распространенное заблуждение. Закладывалось имение, а не души. Чичиков должен был получить бесплатно гектар землю в Херсонской губернии (в рамках гос. программы освоения целинных и залежных земель), затем поселить там мертвые души и полученное имение заложить в опекунский совет. На полученные деньги предполагалось купить настоящее имение с крепостными.
Не знаю, правда, планировал ли Чичиков выплачивать деньги с доходов от реального имения или просто вернуть херсонский фэйк. Конечно, мошенничество при получении кредита имеет место, но Чичиков и воспринимается, как некий Остап Бендер ХIХ века.
__________________________
не надо шутить с войной
Кому, как не AGUSA96, почетному масону в отставке, знать, как далеки могут быть друг от друга одни и те же слова, сказанные честным каменщиком или подлым подрядчиком.
AGUSA96: Не удерживай то, что уходит, и не отталкивай то, что приходит. И тогда счастье само найдет тебя. - Омар Хайям
Как же это перекликается с философией Чичикова: Зацепил - поволок! Сорвалось - не спрашивай!... Или с народной мудростью: Дают - бери, бьют - беги...
Вот, только на таком контрасте, противопоставлении и становится видна сущность всех наших слов. То есть, что в сущности они не значат ничего!...
А имеют значение только наши дела! Об этом сказано и в Библии: ...по делам их узнаете их! Не по словам...
Не потому-ли и сжёг Гоголь продолжение своих "Мёртвых душ" на склоне своих лет, когда ясно увидел всю тщету наших слов?!...
Не об этом-ли предупреждал он нас впоследствии, когда писал:
"Страсти ума всегда приводят или в сумасшедший дом или к духовной или физической смерти. Люди воображают, что проглотили идею и стали ее властелином, в то время как идея проглатывает своих последователей, - одних раньше, других позже.
Страсти ума, как щуки в озере: последняя съедает предпоследнюю, а сама погибает от голода." Между тем, весь прогресс человечества в последние годы наблюдается только в опережающем развитии средств коммуникации, связи, то есть, в пропаганде наших слов. В то время, как экономика (наши дела!) повсеместно приходит в упадок.
Есть над чем задуматься, есть отчего придти в уныние...
Молчанье - щит от многих бед,
а болтовня всегда во вред.
Язык у человека мал,
а сколько жизней он сломал.
А Башилов писал: ...Страсти ума, об опасности увлечения которыми предупреждал современников Гоголь, в царствование имп. Николая II развились среди интеллигенции до степени, находившейся на грани настоящего помешательства.
Орден Р. И. был фактически содружеством страдавших различными формами одержимости, навязчивыми идеями в области политики, социальных идей и разных форм масонского мистицизма.
Мир интеллигенции, как мир героев американского писателя В. Фолкнера, - "не мир реальных людей, но мир призраков, с комплексами призраков, с томлениями призраков, с надеждами и разочарованиями призраков, и если случайно попадается среди них живой человек, то все
остальные приходят в недоумение: "Откуда он? Наверно просто слишком молод, чтобы стать призраком". (К. Померанцев).
А Блок напоминал:
Но помни Тютчева завђты:
«Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои…»
Silentium*
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои -
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне [Восходят и зайдут оне]
Безмолвно, как звезды в ночи, -
Любуйся ими - и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь. Взрывая, возмутишь ключи, -
Питайся ими - и молчи.
Лишь жить в себе самом умей -
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, -
Внимай их пенью и молчи!..
У меня как раз в эти дни дочери приходится читать. Но сейчас ей дедушка с бабушкой помогают, мимо меня идет. А вот на позапрошлое, кажется, лето задавали "Вечера на хуторе..." - с большим удовольствием освежил
В школе получилось, что прочёл «Тараса Бульбу» в хрестоматии. Знал ведь уже, что в ней большие вещи сокращают, но как-то зазевался. А через пару лет прочитал целиком и был шокирован главой, где топят евреев и всей историей отношений с Янкелем. Как он помогает Тарасу найти Остапа, а Тарас по-прежнему его от души презирает и т.д. И как-то авторское отношение оставалось для меня неясным.
Гоголя в старших классах любил, правда петербургские вещи меньше. Почему одноклассники прямо умирали от скуки над «Мертвыми душами», не понимал. Но правда сам вторую часть не одолел.
Это я все к тому, что «Вряд ли найдется хоть один читатель, который увидел бы в этих авторских словах одобрение» как-то до сих пор мне сомнительно.