тут меня подвинули с авторством, а там мои творческие начинания оказались не востребованы, перенесу их сюда, и по мере сил буду продолжать
"Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет"(с)
буги - вуги (boogie-woogie) - джазовый, чаще - фортепьянный стиль исполнения музыкальных произведений. Он характеризуется повторением музыкального, ритмического рисунка в левой руке пианиста.
Формирование стиля, а затем и целого течения в джазе началось в Америке, в 19 веке.
В американских салунах публике требовалась музыка - как говорится "помирать - так с музыкой", ну а пить и гулять с музыкой - еще веселее...
Нанимать оркестры было дорого - нужно платить сразу 3-4 музыкантам, иногда это делали, но только по праздникам, или по индивидуальным заказам. Музыкальные автоматы были дороги, редки, да и учитывая, что в салунах постреливали....- предприятие было не выгодным..., патефоны играли тихо (игры в карты, кости, подвыпившая публика любила громко поговорить...), и тоже были недешевы.... и что самое противное для подвыпивших клиентов - эти "железные ящики" играли только те произведения, которые были записаны на носитель: муз.барабан, пластинка...., то есть одно и то же!
Хозяевам салуна требовалась музыка для гостей, нужно было искать универсальный и громкий инструмент, и они стали привлекать пианистов (таперов). Звук фортепьяно достаточно богат и по диапазону, и по громкости. Пианист может играть разные мелодии, подбирать на слух, аккомпанировать и певцу и... танцору,... создать музыкальный фон для фильма... - вообщем они нашли друг друга - ресторан и пианист. Стали возникать фразы типа "не стреляйте в пианиста" - такой человек был уважаем - он один на небольшой городок старателей. В период "золотой лихорадки", деньги и выпивка - дело наживное, а вот музыка ... - мало кто мог играть на фортепьяно.
Подвыпившие посетители салуна хотели танцевать, а так как в то время медленные (а тем более "белые") танцы были не в моде, пианисты были вынуждены искать новые формы исполнения быстрых, танцевальных мелодий. Чтоб посетитель салуна мог получить физическую разрядку во время трапезы с алкоголем.
Пианисту нужно было создать ритмический рисунок, исполнить соло партию, и добавить басовую партию - создать "маленький оркестр".
Левая рука пианиста взяла на себя функцию баса, правая стала играть соло, и иногда ей можно было позволить отвлечься на ритмический акцент... Эффект от произведения был не полным - не хватало ритма, сердцебиения произведения...
Постепенно техника левой руки совершенствовалась и басовая партия стала соединяться с ритмическим рисунком, (что в принципе составляет обычно единый "мотор" - движитель танца) постепенно освобождая правую руку пианиста для соло, импровизации, вариаций....
Так и стал создаваться новый стиль буги-вуги, основой которого является работа левой руки пианиста - бас и ритм пульсируют на протяжении всего произведения, а правая рука играла мелодию произведения (соло), и продолжала иметь возможность для экстравагантных ритмических вкраплений - синкоп. Требовалась высочайшая техника. Параллельно цена на пианиста увеличивалась, появилась новая хорошо оплачиваемая специальность (многие стали учиться игре на фортепьяно), при чем охраняли пианиста круче, чем золото - он уникален. И тут за дело взялись негры - они быстро схватывали ритмику, были малообеспеченными, угнетаемыми..., все это толкало их на освоение профессии тапера. Начался золотой век джаза. Негритянские спиричуэлс шагнули в народ. Таперы стали исполнять их в стиле буги-вуги, в репертуар добавился блюз... В крупных городах стали создаваться оркестры, которые перекладывали партии пианистов (фортепьяно-"многозвучный" инструмент) на "однозвучные" инструменты (туба, труба, кларнет..., контрабас) ритмический рисунок взяло на себя банджо, ударные... - появился диксиленд. Появилась "эпоха Нового Орлеана" с его пароходами-ресторанами, джазом по ночам...
В дальнейшем развитии джаза стиль буги-вуги перешел из чисто фортепьянного в оркестровую музыку, и конечно, стал основой рок-н-ролла - басовые ходы одинаковы.
Английский музыкальный термин, употребляемый в теории, чаще и понятнее применяется к гитарной технике, но может быть использован и в других инструментах: фортепьяно, саксофон, скрипка...
Так называемый музыкальный (гитарный) пассаж, с помощью которого обыгрывается нота или небольшая музыкальная фраза (из 2-3... нот), то есть "облизывается". Иногда так называют и самостоятельную последовательность звуков - короткую мелодию, но только тогда, когда она "стала классикой", то есть "на слуху"... у музыкантов.
Это как почерк музыканта, его индивидуальность, его "душа"... Все знаменитые гитаристы имеют свои манеры звукоизвлечения, свои "облизывания".... По манере "облизывать" можно определить кто играет соло. Манеры "облизывать" изучают, копируют, создают свои...
Манера "облизывать" присуща не только музыкантам - индивидуалам, но и различным стилям, направлениям в музыке. Рок и джаз, соул и блюз имеют свои, характерные только для них последовательности звуков, но выдающиеся гитаристы тем и знамениты, что владеют многими стилями как звукоизвлечения, так и "облизывания", и могут приятно удивить в роковой композиции джазовым переходом, и в джазе применить роковую подтяжку...
Безусловно, ценится живая импровизация - рождение "облизывания" прямо на сцене. В джазе это происходит на джем-сейшенах, реже на концертах, еще реже при записи диска, пластинки; у роковых же гитаристов "облизывание" подбирается гитаристом индивидуально, озвучивается на репетициях, оттачивается в коллективе, укладывается в ритмическую и музыкальную концепцию произведения... и становится классикой, если повезет...
=)
Изучение приемов "облизывания" помогает понять "душу" исполнителя, перенять его манеру, уловить новые переходы, сочетания звуков. Занимаясь копированием, подражанием при изучении приемов "облизывания" можно научиться играть в манере того или иного музыканта.
После того, как пассаж выучен нужно попытаться поменять ритм, акцент, скорость исполнения, тональность музыкальной фразы, то есть углубиться в пассаж, "вжиться" в него..., дабы в последствии можно было применить нечто подобное в своих сольных "облизываниях". Нужно сформировать так называемую "память пальцев", что поможет симпровизировать по ходу выступления на концерте, сцене. Обычно такие сценические импровизации ложатся в основу соло, становятся идеей для "облизывания", которое потом будет частью произведения и для слушателя ассоциируется с "полетом души".
ниже расположены видеоролики пассажей различных гитаристов, кто занимается на гитаре - им будет полезно, остальным просто любопытно..., можно услышать и манеру, и нотные закономерности, увидеть приемы звукоизвлечения - все они индивидуальны, специфически приятны...
Левон Оганезов. "Одной левой" фортепьяно не даром называют "маленький оркестр", и из-за его диапазона (он перекрывает все инструменты симфонического оркестра (конечно, ударные - не в счет)), и из-за возможностей: хороший пианист может сыграть за троих, а иногда и за четверых человек ("мономузыкантов" - музыкантов играющий на инструментах, издающих только одну ноту, одновременное звучание двух нот им не под силу: труба, саксофон...).
Гитара - инструмент многозвучный, и игра Оганезова удивляет, как точно он передает не только саму нотную последовательность, но и манеру исполнения цыганского гитариста.
Левон Оганезов пианист безусловно Талантище, и как аккомпаниатор, и как суперуниверсальщик..., но люди, преданные чему-то одному (стилю, например, или хотя бы самому Джазу) играют буги-вуги получше..., Оганезов же не Джазмен...
вот, например, как играет "джазовый середнячок" "Boogie Woogie Piano Tommy Johnson "