ChessPro online

Лев Николаевич Толстой

вернуться в форум

19.05.2009 | 13:07:34

Главная  -  Парк культуры  -  Вокруг и около

362

Pirron

21.04.2012 | 14:11:59

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Возможно, я думаю, и простое понимание и усвоение чужой идеи, до которой ты сам бы додуматься не смог. Иначе мы были бы лишены возможности коммуникации, как лейбницевские монады, все, чем мы бы обладали, шло бы изнутри, и ничего бы мы не получали извне. Ясно, правда, что понимание требует предварительной подготовки и открытости новым идеям.Требуется, вероятно, и некоторая согласованность собственного направления движения с тем, в котором движется автор идеи. Ты должен как бы самостоятельно дойти до той точки, в которой у гения родилась его мысль.Вове, к примеру, будет гораздо легче усвоить ницшевское " только тот добивается большого успеха, кто всегда остается верен себе", чем его же "Бог умер".
номер сообщения: 89-17-5031

363

LB


Петербург

21.04.2012 | 15:42:00
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Pirron: Возможно, я думаю, и простое понимание и усвоение чужой идеи, до которой ты сам бы додуматься не смог.

Само собой. Если бы любую идею можно было исчерпывающе выразить в простой понятийной форме, то искусство было бы не нужно. Искусство, вообще, не самый простой и эффективный способ передачи информации, и слава богу, что во многих случаях (но не во всех) можно обойтись без него. А когда искусство начинает заниматься идеями, которые можно без потерь передавать и распространять и без него, то это уже получается не искусство, а какое-то извращение.

С другой стороны, усвоение чужой идеи в любом случае не такая уж простая вещь, это ведь не то же самое, что поставить на полку новую книгу рядом со старыми...
номер сообщения: 89-17-5032

364

Pirron

21.04.2012 | 20:29:31

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB:
Pirron: Возможно, я думаю, и простое понимание и усвоение чужой идеи, до которой ты сам бы додуматься не смог.

Само собой. Если бы любую идею можно было исчерпывающе выразить в простой понятийной форме, то искусство было бы не нужно. Искусство, вообще, не самый простой и эффективный способ передачи информации, и слава богу, что во многих случаях (но не во всех) можно обойтись без него. А когда искусство начинает заниматься идеями, которые можно без потерь передавать и распространять и без него, то это уже получается не искусство, а какое-то извращение.

С другой стороны, усвоение чужой идеи в любом случае не такая уж простая вещь, это ведь не то же самое, что поставить на полку новую книгу рядом со старыми...

Вероятно, если искать объективное мерило ценности произведения искусства, то им были бы: информативность, нетривиальность информации и единственность, безальтернативность способа ее передачи. Дополнительный, но очень важный критерий: расширение возможностей искусства передавать информацию, раздвигание его границ, обогащение его языка.
номер сообщения: 89-17-5033

365

Vova17

кмс

21.04.2012 | 20:55:37

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Опять эта информация. Она уже у всех в печенках. А как же это:

Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Средь горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Обливаться слезами и упиваться информацией, это все равно, как наслаждаться полезными таблетками, вместо того чтобы кушать хорошо прожаренный стейк, запивая его красным вином.


__________________________
Спасение там, где опасность.
номер сообщения: 89-17-5034

366

Sad_Donkey

КМС

21.04.2012 | 21:01:18

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Pirron:
... Вероятно, если искать объективное мерило ценности произведения искусства, то им были бы: информативность, нетривиальность информации и единственность, безальтернативность способа ее передачи. Дополнительный, но очень важный критерий: расширение возможностей искусства передавать информацию, раздвигание его границ, обогащение его языка.


Неужели это Пиррон сам написал? Не может быть: хрень какая-то, да еще и на плохом русском языке.
номер сообщения: 89-17-5035

367

ЛХаритон

21.04.2012 | 21:23:11

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Sad_Donkey:
Pirron:
... Вероятно, если искать объективное мерило ценности произведения искусства, то им были бы: информативность, нетривиальность информации и единственность, безальтернативность способа ее передачи. Дополнительный, но очень важный критерий: расширение возможностей искусства передавать информацию, раздвигание его границ, обогащение его языка.


Неужели это Пиррон сам написал? Не может быть: хрень какая-то, да еще и на плохом русском языке.


Верно. Наверное, сказалось дурное влияние языка Харитона. Да и Толстого тоже. Виноваты Львы.
номер сообщения: 89-17-5036

368

Хайдук

21.04.2012 | 21:30:03

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Pirron: объективное мерило ценности произведения искусства...: информативность, нетривиальность информации и единственность, безальтернативность способа ее передачи. Дополнительный, но очень важный критерий: расширение возможностей искусства передавать информацию, раздвигание его границ, обогащение его языка.

Vova17: Опять эта информация... Обливаться слезами и упиваться информацией, это все равно, как наслаждаться полезными таблетками, вместо того чтобы кушать хорошо прожаренный стейк, запивая его красным вином.

Думаю, что Вова и Сэд правильно среагировали на толкование искусства как передачу информации. Произведения искусства переживают, ими наслаждаются, испытывают директно и непосредственно, а НЕ берут к сведению. Недаром в потугах #346 поставил вопрос о соотношении эстетического переживания и идейного содержания. Если искусство и транслирует некую инфу, то у этой инфы один, всегда присутствующий антропоморфный стержень: наши интересы, дела и потуги, ценности, волнения, мнения, оценки и ... чувства, разумеется
номер сообщения: 89-17-5037

369

akm

21.04.2012 | 22:39:10

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Sad_Donkey: Неужели это Пиррон сам написал?
Жена, конечно, жена написала. Есть у него такая отмазка.
номер сообщения: 89-17-5039

370

LB


Петербург

21.04.2012 | 22:40:24
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Хайдук: Произведение искусства переживают, тому наслаждаются, испытывают директно и непосредственно, а НЕ берут к сведению. Недаром в потугах #346 поставил вопрос о соотношении эстетического переживания и идейного содержания. Если искусство и транслирует некую инфу, то у этой инфы один, всегда присутствующий антропоморфный стержень: наши интересы, дела и потуги, ценности, волнения, мнения, оценки и ... чувства, разумеется

"всегда присутствующий антропоморфный стержень" - вызывает неприличные ассоциации...
номер сообщения: 89-17-5040

371

LB


Петербург

21.04.2012 | 22:41:58
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
А ведь это бунт, почтенный Пиррон!
Бунт бессмысленный и беспощадный!
Придется искать поддержку у великого старца
номер сообщения: 89-17-5041

372

Roger

21.04.2012 | 22:43:56

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Длинные слова меня только огорчают (с)
номер сообщения: 89-17-5042

373

Хайдук

21.04.2012 | 22:44:16

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: поддержку у великого старца

Хто он, великий-то?
номер сообщения: 89-17-5043

374

Pirron

21.04.2012 | 22:45:16

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: А ведь это бунт, почтенный Пиррон!
Бунт бессмысленный и беспощадный!
Придется искать поддержку у великого старца

Бунт - это дело хорошее. Думаю, будем подавлять цитатами из Лотмана?
номер сообщения: 89-17-5044

375

Хайдук

21.04.2012 | 22:47:44

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: "всегда присутствующий антропоморфный стержень" - вызывает неприличные ассоциации...



Как говорят, рифмы нет, но зато верно сказано
номер сообщения: 89-17-5045

376

Хайдук

21.04.2012 | 22:50:11

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Pirron: Бунт - это дело хорошее. Думаю, будем подавлять цитатами из Лотмана?

А ну-ка подавай цитаты эти, схаваем нах** как тёплый хлеб!
номер сообщения: 89-17-5046

377

Roger

21.04.2012 | 22:51:20

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: "всегда присутствующий антропоморфный стержень" - вызывает неприличные ассоциации...

Я бы даже сказал, концептуальный стержень антропогенеза.
номер сообщения: 89-17-5047

378

Pirron

21.04.2012 | 22:53:13

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Vova17: Опять эта информация. Она уже у всех в печенках. А как же это:

Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Средь горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Скажите, Вова, чем в первую очередь отличается процитированный вами текст вот от этого текста:
Волопасов идет в магазин.
У него из широких штанин.
А чего из штанин у него?
Да практически ничего.
ЗЫ. Вам не бросается в глаза невероятная, почти сверхчеловечская информативность каждой строчки того текста, что выше - практически каждое двустишие может стать объектом медитации, вызывая пости бесконечное множество переживаний и мыслей.Ни одна строчка не банальна - каждая неожиданна, но после того, как она прозвучала, кажется единственно возможной.А чего не хватает тому тексту, что ниже? Рифмы, вроде, есть. И размер тоже... Как вы думаете?
номер сообщения: 89-17-5048

379

Хайдук

21.04.2012 | 22:57:13

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Roger: концептуальный стержень антропогенеза.

Антропогенез(ис) остался далеко в прошлом, а мы намыливаемся на светлое антропоморфное/антропоцентрическое будущее
номер сообщения: 89-17-5049

380

Roger

21.04.2012 | 22:59:52

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Это, может, у Старика он в прошлом, а у здесь присутствующих, тьфу-тьфу-тьфу, в самом разгаре.
номер сообщения: 89-17-5050

381

Хайдук

21.04.2012 | 23:06:59

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
В смысле торчит, как у статуи, а то, что не гнётся, как-бы не мешает?
номер сообщения: 89-17-5051

382

Vova17

кмс

21.04.2012 | 23:19:27

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Pirron:
Vova17: Опять эта информация. Она уже у всех в печенках. А как же это:

Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Средь горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Скажите, Вова, чем в первую очередь отличается процитированный вами текст вот от этого текста:
Волопасов идет в магазин.
У него из широких штанин.
А чего из штанин у него?
Да практически ничего.
ЗЫ. Вам не бросается в глаза невероятная, почти сверхчеловечская информативность каждой строчки того текста, что выше - практически каждое двустишие может стать объектом медитации, вызывая пости бесконечное множество переживаний и мыслей.Ни одна строчка не банальна - каждая неожиданна, но после того, как она прозвучала, кажется единственно возможной.А чего не хватает тому тексту, что ниже? Рифмы, вроде, есть. И размер тоже... Как вы думаете?

Вы думаете правильный ответ - информация. Возможно мы вкладываем в этот термин разное содержание. Для меня информация это то, с чем работает логическое мышление, гнездящееся, как говорят, в левом полушарии мозга. Нетривиальная информация: чувства, образы, страсти, таинственные движения души и т.д. - достойна какого-то другого термина. Чувственно-образное постижение мира с логикой связано мало.


__________________________
Спасение там, где опасность.
номер сообщения: 89-17-5052

383

Pirron

21.04.2012 | 23:29:57

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Никогда бы в жизни мы с ЛБ не стали утверждать, что художественная информация передается от рассудка к рассудку. Это чушь, недостойная нашего гения.Логический анализ стихотворения может только эту информацию непоправимо исказить, превратить в карикатуру на самое себя.Пользуясь вашей устаревшей мракобесной терминологией, можно сказать, что тут душа общается с душой, дух - с духом.
зы. С логической точки зоения нет ничего более бессмысленного, чем:
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие, бездонные
Цветут на дальнем берегу.

А ведь в этом стихотворном атоме сжат целый космос.
номер сообщения: 89-17-5053

384

Vova17

кмс

21.04.2012 | 23:51:25

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Мне ли, мракобесу, с этим не согласиться?
Согласен, конечно.


__________________________
Спасение там, где опасность.
номер сообщения: 89-17-5054

385

Michael_S

22.04.2012 | 00:07:41

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Roger:
То же самое отношение существует между искусствами так называемого образованного общества и между требованиями искусства народа: я говорю и о живописи, и о ваянии, и о музыке, и о поэзии. Картина Иванова возбудит в народе только удивление перед техническим мастерством, но не возбудит никакого ни поэтического, ни религиозного чувства, тогда как это самое поэтическое чувство возбуждено лубочной картинкой Иоанна Новгородского и чорта в кувшине (Мы просим читателя обратить внимание на эту уродливую картинку, замечательную по силе религиозно-поэтического чувства, относящуюся к современной русского живописи так, как относится живопись Fra Beato Angelico к живописи последователей Микель-Анджеловской школы). Венера Милосская возбудит только законное отвращение перед наготой, перед наглостью разврата – стыдом женщины. Квартет Бетховена последней эпохи представится неприятным шумом, интересным разве только потому, что один играет на большой дудке, а другой на большой скрипке. Лучшее произведение нашей поэзии, лирическое стихотворение Пушкина, представится набором слов, а смысл его - презренными пустяками. Введите дитя народа в этот мир - вы это можете сделать и постоянно делаете посредством иерархии учебных заведений, академий и художественных классов – он прочувствует, и прочувствует искренно, и картину Иванова, и Венеру Милосскую, и квартет Бетховена, и лирическое стихотворение Пушкина. Но, войдя в этот мир, он будет дышать уже не всеми легкими, уже его болезненно и враждебно будет охватывать свежий воздух, когда ему случится вновь выдти на него. Как в деле дыхания здравый смысл и физиология ответят одно и то же, так в деле искусств тот же здравый смысл и педагогия (не та педагогия, которая пишет программы, но та, которая пытается изучить общие пути образования и законы) ответят, что живет лучше и полнее тот, кто не живет в сфере искусств нашего образованного класса, что требования от искусства и удовлетворение, которое дает оно, полнее и законнее в народе, чем у нас. Здравый смысл скажет это только потому, чти он видит могущественное не одним количеством и счастливое большинство, живущее вне этой среды; педагог сделает наблюдение над душевными отправлениями людей, находящихся в нашей среде и вне ее, сделает наблюдение при введении людей в зараженную комнату, т. е. при передаче молодым поколениям наших искусств, и на основании тех обмороков, того отвращения, которое проявляют свежие натуры при введении их в искусственную атмосферу, на основании ограниченности духовных отправлений заключит, что требования народа от искусства законнее требований испорченного меньшинства так называемого образованного класса. Я делал эти наблюдения относительно двух отраслей наших искусств, более мне знакомых и некогда мною страстно любимых, – музыки и поэзии. И страшно сказать: я пришел к убеждению, что всё, что мы сделали по этим двум отраслям, всё сделано по ложному, исключительному пути, не имеющему значения, не имеющему будущности, и ничтожному в сравнении с теми требованиями и даже произведениями тех же искусств, образчики которых мы находим в народе. Я убедился, что лирическое стихотворение, как, например, «Я помню чудное мгновенье», произведения музыки, как последняя симфония Бетховена, не так безусловно и всемирно хороши, как песня о «Ваньке клюшничке» и напев «Вниз по матушке по Волге», что Пушкин и Бетховен нравятся нам не потому, что в них есть абсолютная красота, но потому, что мы так же испорчены, как Пушкин и Бетховен, потому что Пушкин и Бетховен одинаково льстят нашей уродливой раздражительности и нашей слабости. Как обыкновенно слышать до пошлости избитый парадокс, что для понимания прекрасного нужна известная, подготовка, – кто это сказал, почему, чем это доказано? Это только изворот, лазейка из безвыходного положения, в которое привела нас ложность направления, исключительная принадлежность нашего искусства одному классу. Почему красота солнца, красота человеческого лица, красота звуков народной песни, красота поступка любви и самоотвержения доступны всякому и не требуют подготовки? Я знаю; что для большинства всё сказанное покажется болтовней, правом языка без костей, но педагогия – свободная педагогия – путем опыта разъясняет многие вопросы и бесчисленным повторением одних и тех же явлений переводит допросы из области мечтаний и рассуждений в область положений, доказанных фактами. Я годами бился тщетно над передачею ученикам поэтических красот Пушкина и всей нашей литературы, то же самое делает бесчисленное количество учителей – и не в одной России, – и ежели учителя эти наблюдают над результатами своих усилий и ежели захотят они быть откровенными, все признаются, что главным следствием развития поэтического чувства было убиение его, что наибольшее отвращение к таким толкованиям показывали самые поэтические натуры... Я бился, говорю, годами и ничего не мог достигнуть; стоило случайно открыть сборник Рыбникова, – и поэтическое требование учеников нашло полное удовлетворение, и удовлетворение, которое, спокойно и беспристрастно сличив первую попавшуюся песню с лучшим произведением Пушкина – я не мог не найдти законным.

То же самое случилось со мной и в отношении музыки, о которой и предстоит теперь говорить мне. Попытаюсь резюмировать всё сказанное выше. На вопрос: нужны ли искусства (beaux arts) для народа? – педагоги обыкновенно робеют и путаются (только Платон смело и отрицательно решил этот вопрос). Говорят : нужно, но с известными ограничениями: дать всем возможность быть художниками вредно для общественного устройства. Говорят: известные искусства и степень их могут существовать только в известном классе общества; говорят – искусства должны иметь своих исключительных служителей, преданных одному делу; говорят – большие дарования должны иметь возможность выходить из среды народа и вполне отдаваться служению искусству. Это самая большая уступка, которую делает педагогия праву каждого быть, чем он хочет. На достижение этих целей направлены все заботы педагогов относительно искусств. Я считаю всё это несправедливым. Я полагаю, что потребность наслаждения искусством и служение искусству лежат в каждой человеческой личности, к какой бы породе и среде она ни принадлежала, и что эта потребность имеет права и должна быть удовлетворена. Принимая эта положение за аксиому, я говорю, что если представляются неудобства и несоответственности в наслаждении искусством и воспроизведении его для каждого, то причина этих неудобств лежит не в способе передачи, не в распространении или сосредоточии искусства между многими или некоторыми, но в характере и направлении искусства, в котором мы должны сомневаться, как для того, чтобы не навязывать ложного молодому поколению, так и для того, чтобы дать возможность этому молодому поколению вырабатывать новое как по форме, так и по содержанию.



То есть, если я правильно понял, Толстой, если б дожил, сам бы не полюбил Энди Уорхола, но, тем не менее, одобрил бы его с идеологической точки зрения.
А Григорий считает, что Уорхол мошенник.
номер сообщения: 89-17-5055

386

Имперец

фанат титана монгольской элиты

22.04.2012 | 01:35:50
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Вопрос: "Назовите любимое произведение почтенного Григория в жанре современного искусства".
Ответ: "Салюки в формалине".


__________________________
Странным образом в человеке возможно сочетание лишь 2 из 3 качеств. Либерализм, ум, честность.
номер сообщения: 89-17-5056

387

Roger

22.04.2012 | 03:04:24

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
А у Салуки, надо понимать, "Григорий в баночке".
номер сообщения: 89-17-5057

388

Хайдук

22.04.2012 | 06:25:10

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Честно говоря, не могу заставить себя прочесть "теоретические" потуги иначе ув. ЛН
номер сообщения: 89-17-5058

389

Хайдук

22.04.2012 | 07:15:30

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Pirron: невероятная, почти сверхчеловечская информативность каждой строчки того текста, что выше - практически каждое двустишие может стать объектом медитации, вызывая пости бесконечное множество переживаний и мыслей.Ни одна строчка не банальна - каждая неожиданна, но после того, как она прозвучала, кажется единственно возможной.

Vova17: Возможно мы вкладываем в этот термин разное содержание. Для меня информация это то, с чем работает логическое мышление, гнездящееся, как говорят, в левом полушарии мозга. Нетривиальная информация: чувства, образы, страсти, таинственные движения души и т.д. - достойна какого-то другого термина. Чувственно-образное постижение мира с логикой связано мало.

Слово информация режет слух донельзя , хотя в принципе я не прочь использовать того для обзывания художественного содержания (чувства, образы, страсти, таинственные движения души и т.д., как удачно перечислил Вова). Неплохим мерещится такое определение искусства (в пику Льву Николаевичу ): занятие субъективным, сугубо человеческим/антропоморфным миром интересов, мотиваций, ценностей, вожделений, волнений, чувств и пр. нашего брата
номер сообщения: 89-17-5059

390

LB


Петербург

22.04.2012 | 11:08:47
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Vova17: Возможно мы вкладываем в этот термин разное содержание. Для меня информация это то, с чем работает логическое мышление, гнездящееся, как говорят, в левом полушарии мозга. Нетривиальная информация: чувства, образы, страсти, таинственные движения души и т.д. - достойна какого-то другого термина.
Чувственно-образное постижение мира с логикой связано мало.

Если бы последнее было верно, то как объяснили бы мы несомненную красоту шахмат?
Избегая крайностей рационализма, Вы впадаете в другую крайность,которая есть оборотная его сторона, противоположный его полюс, но крайности, как известно, сходятся.

"Рассудок может образоваться без сердца, а сердце - без рассудка; существуют односторонние безрассудные сердца и бессердечные умы. "

Но мы-то с вами не таковы
номер сообщения: 89-17-5060

391

LB


Петербург

22.04.2012 | 11:22:13
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Хайдук: Неплохим мерещится такое определение искусства (в пику Льву Николаевичу ): занятие субъективным, сугубо человеческим/антропоморфным миром интересов, мотиваций, ценностей, вожделений, волнений, чувств и пр. нашего брата


Это в пику не только Льву Николаевичу, но и Георгу Вильгельму Фридриху, некогда сказавшему, что "ничто великое в мире не совершается без страсти"
номер сообщения: 89-17-5061