ChessPro online

Лев Николаевич Толстой

вернуться в форум

19.05.2009 | 13:07:34

Главная  -  Парк культуры  -  Вокруг и около

332

Хайдук

20.04.2012 | 00:26:03

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Каждый делает что может.
номер сообщения: 89-17-5001

333

Pirron

20.04.2012 | 10:40:55

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB:
Pirron: Великая поэзия позволяет нам справиться с этой парадоксальной задачей - пережить понимание того, о чем в ней идет речь.Это не простое переживание эмоции - прекрасная элегия не заражает нас печалью:мы видим эту печаль как бы в волшебном зеркале, в котором она высветлена и преображена всем образным и гармоническим строем стиха.Великое стихотворение может позволить нам пережить и идею, невыразимую в голых понятиях, но выраженную всей структурой стихотворения, может позволить нам пережить глубокое понимание и новое видение мира.


+
Лучше,пожалуй, и не скажешь. Но всё-таки: что означает выражение "пережить понимание" ?

P.S. Я об этом спросил не для того, чтобы Хайдук рожи строил.

Однажды одного дзэн-буддистского монаха избили какие-то бродяги. "Что ты чувствовал в этот момент?-спросили его. "Мне было их очень жаль,-ответил монах.- Ведь они били самих себя".Однажды учитель и ученик пили чай. "Что ты делаешь? - спросил учитель. "Пью чай" - ответил ученик. Учитель отрицательно покачал головой. Так он годами во время чаепития задавал этот вопрос, пока ученик вдруг не засмеялся и не сказал: "Как я был глуп! Это же чай пьет самого себя!"Возвратимся к ахам брахма асми. Учитель сказал вам эту истину и вы ее поняли - вы и есть тот самый брахман, чьим проявлением является весь мир. Но в вашей жизни ничего не изменилось. Вы видите себя, других людей, деревья, небо, облака. Облака - это не вы, и небо - это не вы, и другие люди - это не вы.Учитель заставляет вас годами, десятилетиями погружаться на многие часы в созерцание понятой вами истины.И вот однажды мир меняется, Вы видите, что облака - это тоже вы, и небо - это тоже вы, и деревья - это тоже вы, что вы есмь брахман. Это дано вам в конкретном переживании.Вы пережили то, что вы прежде только интеллектуально поняли.
Теперь почитаем стихи:
Певучесть есть в морских волнах,
Гармония в стихийных спорах,
И стройный мусикийский шорох
Струится в зыбких камышах.
Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе,-
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.
Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что море,
И ропщет мыслящий тростник?
Мы видим, как поэт дает нам возможность пережить то, что он понял, постиг, прочувствовал,- созвучье, лад, гармонию, незыблемый строй природы и тот странный разлад, диссонанс, дребезжащую ноту, которую вносит в эту незыблемую гармонию, в это абсолютное единство наше призрачное "я".
номер сообщения: 89-17-5002

334

LB


Петербург

20.04.2012 | 12:53:04
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Спасибо, Пиррон, очень интересно.
Когда будет побольше свободного времени попытаюсь сформулировать свой вариант ответа на вопрос о "переживании понимания"
А сейчас скажу только, что меня насторожили Ваши слова о "созерцании понятой истины". Понимаете, я человек не шибко культурный и малообразованный, но мои представления (какие уж есть) сформировались, как это говорится, в лоне европейской культуры, и видимо потому к апологетике пассивного(?) созерцания я отношусь с большим недоверием.
Исхожу из того, что всякое знание (и понимание), даже самое элементарное, рождается в результате возникновения и разрешения какой-либо практической или теоретической проблемы - под давлением объективной необходимости. И поэтому, чтобы человеку овладеть известной истиной, открытой может быть за 1000 лет до его рождения, человек должен открыть эту истину для себя заново. А для этого он должен погрузиться не в пассивное созерцание, а ту атмосферу, в те условия, в которых это истина первоначально возникла; он должен заразиться проблемой некогда породившей это знание, переболеть ею, и собственным активным творческим усилием найти решение этой проблемы

P.S.
Перечитал Ваш пост - великолепно, поэзия проникает в душу...
номер сообщения: 89-17-5003

335

Pirron

20.04.2012 | 13:21:00

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: Спасибо, Пиррон, очень интересно.
Когда будет побольше свободного времени попытаюсь сформулировать свой вариант ответа на вопрос о "переживании понимания"
А сейчас скажу только, что меня насторожили Ваши слова о "созерцании понятой истины". Понимаете, я человек не шибко культурный и малообразованный, но мои представления (какие уж есть) сформировались, как это говорится, в лоне европейской культуры, и видимо потому к апологетике пассивного(?) созерцания я отношусь с большим недоверием.
Исхожу из того, что всякое знание (и понимание), даже самое элементарное, рождается в результате возникновения и разрешения какой-либо практической или теоретической проблемы - под давлением объективной необходимости. И поэтому, чтобы человеку овладеть известной истиной, открытой может быть за 1000 лет до его рождения, человек должен открыть эту истину для себя заново. А для этого он должен погрузиться не в пассивное созерцание, а ту атмосферу, в те условия, в которых это истина первоначально возникла; он должен заразиться проблемой некогда породившей это знание, переболеть ею, и собственным активным творческим усилием найти решение этой проблемы

Очевидно, это можно понять так: вам чужд мистический подход и близок философский.Я сам никудышный мистик и более чем посредственный философ, и не могу в данном случае опираться на личный опыт, мне трудно сказать, насколько эффективны эти подходы, к каким целям и результатам они приводят. Могу только предположить, что они не исключают друг друга и что в основе большинства великих философских систем лежит какая-то ослепительная внезапная интуиция, какое-то ошеломляюще яркое переживание.Вы замечали, наверно, как сухопарые, казалось бы, формулы Спинозы сразу изменяют мышление и вызывают головокружительное чувство единства всего сущего?Трудно себе представить, что он пришел к своим выводам чисто логическим путем.
номер сообщения: 89-17-5004

336

Maks

20.04.2012 | 14:06:12

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Pirron:
Однажды учитель и ученик пили чай. "Что ты делаешь? - спрссил учитель. "Пью чай" - ответил ученик. Учитель отрицательно покачал головой. Так он годами во время чаепития задавал этот вопрос, пока ученик вдруг не засмеялся и не сказал: "Как я был глуп! Это же чай пьет самого себя!"


Угу. И марихуана тоже сама себя курит.
номер сообщения: 89-17-5005

337

Pirron

20.04.2012 | 14:21:22

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Maks:
Pirron:
Однажды учитель и ученик пили чай. "Что ты делаешь? - спрссил учитель. "Пью чай" - ответил ученик. Учитель отрицательно покачал головой. Так он годами во время чаепития задавал этот вопрос, пока ученик вдруг не засмеялся и не сказал: "Как я был глуп! Это же чай пьет самого себя!"


Угу. И марихуана тоже сама себя курит.

Что вы можете в этом понимать, Макс? Вы ведь даже не были в Голландии. Вы даже представить себе не можете этих уютных кафе, где ты по-хозяйски располагаешься за столиком, щелкаешь пальцами и к тебе подбегает официант с меню, в котором перечислены тридцать сортов марихуаны. Ты выбираешь что-нибудь наугад, затягиваешься и через пять минут понимаешь: это не ты куришь марихуану, это марихуана курит тебя.
номер сообщения: 89-17-5006

338

СС

20.04.2012 | 14:24:19
Сайт Email

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
То тебя, а то себя, это разные философские системы.
номер сообщения: 89-17-5007

339

Maks

20.04.2012 | 14:48:56

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Pirron: Что вы можете в этом понимать, Макс? Вы ведь даже не были в Голландии.


С первым предложением я готов великодушно согласиться. А второе - вздор. Учите матчасть.
номер сообщения: 89-17-5008

340

Хайдук

20.04.2012 | 16:02:06

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Pirron: ахам брахма асми. Учитель сказал вам эту истину и вы ее поняли - вы и есть тот самый брахман, чьим проявлением является весь мир. Но в вашей жизни ничего не изменилось. Вы видите себя, других людей, деревья, небо, облака. Облака - это не вы, и небо - это не вы, и другие люди - это не вы.Учитель заставляет вас годами, десятилетиями погружаться на многие часы в созерцание понятой вами истины.И вот однажды мир меняется, Вы видите, что облака - это тоже вы, и небо - это тоже вы, и деревья - это тоже вы, что вы есмь брахман. Это дано вам в конкретном переживании.Вы пережили то, что вы прежде только интеллектуально поняли.

Скорее всего ничего не понял, когда Учитель сказал мне, что я есмь брахман - услышал только слова, утверждающие нечто видимо противоречащее тому, что интеллектуально понимаю. Даже вдруг нагрянувшее переживание, что я есмь брахман, как-бы недостаточно надёжное и бездоказательное, дабы убедить, что я есмь брахман - мало ли чего можно почувствовать или взбредить. А вот рациональный, концептуальный подход Гегеля наконец позволяет застукать на вполне удовлетворительном логическом уровне то пресловутое единство мира, которое Учитель пытался подсказать мне заверением, что я есмь брахман
номер сообщения: 89-17-5009

341

арт.

20.04.2012 | 16:14:12
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
в который раз мы это читаем?
самое смешное, что тролль мнит себя интеллектуалом.
номер сообщения: 89-17-5010

342

Хайдук

20.04.2012 | 16:17:37

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Pirron: в основе большинства великих философских систем лежит какая-то ослепительная внезапная интуиция, какое-то ошеломляюще яркое переживание... сухопарые, казалось бы, формулы Спинозы сразу изменяют мышление и вызывают головокружительное чувство единства всего сущего?Трудно себе представить, что он пришел к своим выводам чисто логическим путем.

Это безусловно верно, но все-таки и к счастью НЕ идёт в пику логике, как показал Гегель
номер сообщения: 89-17-5011

343

Хайдук

20.04.2012 | 16:20:55

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
арт.: в который раз мы это читаем?
самое смешное, что тролль мнит себя интеллектуалом.

Видимо, Вам не поможет, арт., даже если тысячу раз прочтете
номер сообщения: 89-17-5012

344

арт.

20.04.2012 | 16:21:51
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Хайдук:
арт.: в который раз мы это читаем?
самое смешное, что тролль мнит себя интеллектуалом.

Вам, видимо, не поможет, арт., даже если тысячу раз прочтете

Хайдук, если есть желание поговорить, напишите осмысленный пост, без своих обычных банальностей и кривляний.
Или идите в жопу. Как вариант
номер сообщения: 89-17-5013

345

Хайдук

20.04.2012 | 16:30:14

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Вам НЕ следует оценивать посты, арт., неужели не понимаете это? В некотором смысле с пирроном исчерпали вопрос, хотя ушли как-то в сторону от эстетического переживания (что НЕ то, что я есмь брахман) и отношения того к идейному содержанию.
номер сообщения: 89-17-5014

346

арт.

20.04.2012 | 16:32:45
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
похоже выбрал второй вариант.
номер сообщения: 89-17-5015

347

chich

раввин

20.04.2012 | 16:54:24
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Pirron:
Однажды учитель и ученик пили чай. "Что ты делаешь? - спрссил учитель. "Пью чай" - ответил ученик. Учитель отрицательно покачал головой. Так он годами во время чаепития задавал этот вопрос, пока ученик вдруг не засмеялся и не сказал: "Как я был глуп! Это же чай пьет самого себя!"

вопрос был "что ТЫ (т.е. ученик) делаешь", а не "что делает чай" и не "кто пьёт чай"
ответ не засчитан
номер сообщения: 89-17-5016

348

Roger

20.04.2012 | 17:48:35

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
это одно и то же
ахам чефирь асми
номер сообщения: 89-17-5017

349

Хайдук

20.04.2012 | 17:49:07

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Поскольку, Чич, в конце концоф оказывается, что ТЫ (т.е. ученик) есмь чай, то вопрос был к чаю-ученику, пьющему себя самого. Кем/чем обозвать единственное и неустранимое сущее, учеником или чаем, совершенно несущественно, т.е. пох**

PS. Вижу, что Роджер опередил меня пох*измом

номер сообщения: 89-17-5018

350

chich

раввин

20.04.2012 | 18:13:57
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
хочу чаю, аж кончаю
номер сообщения: 89-17-5019

351

Хайдук

20.04.2012 | 18:20:02

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
ученика хочешь?
номер сообщения: 89-17-5020

352

Pirron

20.04.2012 | 18:37:02

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Хайдук:
Pirron: ахам брахма асми. Учитель сказал вам эту истину и вы ее поняли - вы и есть тот самый брахман, чьим проявлением является весь мир. Но в вашей жизни ничего не изменилось. Вы видите себя, других людей, деревья, небо, облака. Облака - это не вы, и небо - это не вы, и другие люди - это не вы.Учитель заставляет вас годами, десятилетиями погружаться на многие часы в созерцание понятой вами истины.И вот однажды мир меняется, Вы видите, что облака - это тоже вы, и небо - это тоже вы, и деревья - это тоже вы, что вы есмь брахман. Это дано вам в конкретном переживании.Вы пережили то, что вы прежде только интеллектуально поняли.

Скорее всего ничего не понял, когда Учитель сказал мне, что я есмь брахман - услышал только слова, утверждающие нечто видимо противоречащее тому, что интеллектуально понимаю. Даже вдруг нагрянувшее переживание, что я есмь брахман, как-бы недостаточно надёжное и бездоказательное, дабы убедить, что я есмь брахман - мало ли чего можно почувствовать или взбредить. А вот рациональный, концептуальный подход Гегеля наконец позволяет застукать на вполне удовлетворительном логическом уровне то пресловутое единство мира, которое Учитель пытался подсказать мне заверением, что я есмь брахман

Это противоречит не вашему интеллектуальному пониманию, а вашему восприятию, получаемым вами чувственным данным.Вы же знаете, что уже Парменид чисто логическим путем пришел к выводу, что существует только единое, что это единое есть шар, абсолютно неподвижный и неизменный. Вы же не станете утверждать, что Зенон не понимал этого учения.Понимал и даже настолько был убежден в его истинности, что счел нужным подтвердить его своими парадоксами.Но чисто рациональное постижение не играет существенной роли для мистика, поскольку его цель - радикальное изменение своего существа, своего поведения и своей судьбы.Гегель, при всех своих интеллектуальных достижениях, остался простым филистером, карьеристом и приспосбленцем. Мистик же хочет родиться заново и совершенно другим.Его переживание, если он его достигает, конечно, ничего не доказывает. Но мистик и не нуждается в доказательствах. Когда вы лежите на диване, вам не нужно доказывать, что диван существует.Мистика больше нет - есть брахман, который растворился в мистике в тот самый момент, когда мистик растворился в нем.
номер сообщения: 89-17-5021

353

Хайдук

20.04.2012 | 19:23:43

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Pirron: Это противоречит не вашему интеллектуальному понимания, а вашему восприятию, получаемым вами чувственным данным.Вы же знаете, что уже Парменид чисто логическим путем пришел к выводу, что существует только единое, что это единое есть шар, абсолютно неподвижный и неизменный.

Если оставим в стороне "абсолютно неподвижный и неизменный шар" как не очень удачное представление об Едином, то полагаю, что (вслед за якобы доказательством Парменидом) должен быть способ согласовать видимую разрозненность чувственных данных с пониманием Единого по Пармениду

Pirron: Понимал [Зенон] и даже настолько был убежден в его истинности [учения Парменида?], что счел нужным подтвердить его своими парадоксами.

Можно ли побОльше разъяснений о том, как парадоксы Зенона (Ахиллес с черепахой и т.д.) способствуют этому?

Pirron: чисто рациональное постижение не играет существенной роли для мистика, поскольку его цель - радикальное изменение своего существа, своего поведения и своей судьбы.Гегель, при всех своих интеллектуальных достижениях, остался простым филистером, карьеристом и приспосбленцем.

Любые идеи мистика или Гегеля обладают объективным содержанием, никак не связанным с поведением, судьбой или недостатками этих товарищей.

Pirron: Мистик не нуждается в доказательствах. Мистика больше нет - есть брахман, который растворился в мистике в тот самый момент, когда мистик растворился в нем.

Чувство/переживание (субъективное) просветления, переживаемое мистиком в таком состоянии, несомненно стОящее как таковое и наводит на мысль поискать возможные объективные механизмы
номер сообщения: 89-17-5022

354

Pirron

20.04.2012 | 19:52:06

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Хайдук: Можно ли побОльше разъяснений о том, как парадоксы Зенона (Ахиллес с черепахой и т.д.) способствуют этому?

Да очень просто. Существует только единое, неизменное и неподвижное. Следовательно, нет ни движения, ни изменений.Этот вывод настолько противоречит нашему опыту, что, разумеется, он сразу стал объектом насмешек.
"Движенья нет!"-сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред нем ходить.
Но лучше б и не мог он возразить.
Зенон же, защищая своего учителя, взялся доказать, что предположение, что движение существует, приводит к логическим противоречиям, что движение противно разуму. Это он и сделал своими парадоксами.
номер сообщения: 89-17-5023

355

Pirron

20.04.2012 | 20:00:25

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Как бы порадовался Лев Николаевич, услышав слова Никиты Сергеича. И как бы он огорчился, узнав о существовании испорченного извращенца Жени.
номер сообщения: 89-17-5024

356

Хайдук

20.04.2012 | 20:18:38

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Дабы рассеять сомнения в нетривиальности потуг #314 вытянем некоторые смысловые касательные.

Внутренние, субъективные состояния "голого переживания эмоций" как результат эстетических воздействий/провокаций в высшей степени индивидуальны и потому уникальны. Широко распространено мнение, что описать в объективных терминах/понятиях такие интимные "факты сознания/души" (по Ленину) сугубо невозможно в принципе, так как (якобы) наверняка утеряем суть, конёк, изюминку, тайнство и целостность уникального субъективного ощущения/переживания. В такой принципиальной недоступности адекватного описния или моделирования я лично все же НЕ уверен, хотя очевидно, что говорить об этом сильно преждевременно ввиду скромного уровня развития нейро-психологических дисциплин
номер сообщения: 89-17-5025

357

Хайдук

20.04.2012 | 20:30:16

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Pirron: Зенон же, защищая своего учителя, взялся доказать, что предположение, что движение существует, приводит к логическим противоречиям, что движение противно разуму. Это он и сделал своими парадоксами.

Ага, значит речь шла о неподвижном, а не об Едином. Разумеется, (математическая) мысль давно уже, как разрешила "парадоксы" Зенона и показала, что движение никак не претит Единому
номер сообщения: 89-17-5026

358

Хайдук

20.04.2012 | 23:19:21

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: насторожили слова о "созерцании понятой истины"... человек должен открыть эту истину для себя заново. А для этого он должен погрузиться не в пассивное созерцание, а ту атмосферу, в те условия, в которых это истина первоначально возникла; он должен заразиться проблемой некогда породившей это знание, переболеть ею, и собственным активным творческим усилием найти решение этой проблемы

Созерцание такое только кажущееся, маскирует глубоко пашущую интеллектуальную интуицию и никак не претит агрессивным "кромсанию и расхлебыванию" истины. В конце концов вершина европейской/западной теоретической мысли (в лице Гегеля со Спинозой, скажем) приплыла к таким же заключениям об едином сущем
номер сообщения: 89-17-5027

359

Vova17

кмс

21.04.2012 | 00:10:48

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB:
Когда будет побольше свободного времени попытаюсь сформулировать свой вариант ответа на вопрос о "переживании понимания"
А сейчас скажу только, что меня насторожили Ваши слова о "созерцании понятой истины".

В "переживании понимания" существует немаловажный практический смысл. Пережить что-то, значит это что-то сделать частью самого себя. Например, если по-настоящему пережить идею себя, как здорового человека, то можно побороть любую болезнь. Во всяком случае в теории.-)


__________________________
Спасение там, где опасность.
номер сообщения: 89-17-5028

360

Michail Wolopasoff

21.04.2012 | 00:38:21

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
chich: хочу чаю, аж кончаю


Но водка звончей, вот я и кончил

__________________________
Что за смешки в реконструктивный период
номер сообщения: 89-17-5029

361

LB


Петербург

21.04.2012 | 09:39:58
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Vova17: Пережить что-то, значит это что-то сделать частью самого себя.

+
Чтобы это что-то стало частью тебя, оно должно в тебе и возникнуть, иначе останется чуждым тебе инородным телом.
[Т.е - надо быть причастным (причаститься) к процессу становления]
Лучше всего мы знаем и понимаем то, что сами сделали. И чем больших усилий это потребовало, чем непреодолимей препятствия и сильнее чувства, тем глубже проникаемся сутью. Выстрадать надо, как сказал бы Ф.М.
пережить=выстрадать.

Возьмем, к примеру, “поэзию шахмат” – шахматную композицию. Одно дело, когда тебе дается готовое решение задачи и совсем другое – когда предлагается решить её самому.
Настоящее искусство не предлагает готовых решений, оно вовлекает нас в раскрытие тайны, в сотворчество. Бессмертные произведения являют нам вечные тайны, которые можно и нужно разгадывать, но нельзя разгадать.
номер сообщения: 89-17-5030