|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
BillyBones: нам ответить на главный вопрос. |
я бы попросил не обобщать) у нас очевидно разные главные вопросы, проблематика "души" находится вне сферы моих интересов |
|
|
номер сообщения: 8-536-109774 |
|
|
|
Cube2: кстати, о природе человека и морали. Докинз в "Эгоистичном гене" из кожи вон лез доказывая, что "сложное культурное" (или мораль) вытекает из "сложного биологического". что даже такая казалось бы высшая вещь нашей культуры как альтруизм имеет под собой глубокие биологические корни. |
На эту тему есть интереснейший доклад Александра Маркова "Эволюция кооперации и альтруизма: от бактерий до человека".
Вообще всячески рекомендую этого автора. Масса ссылок здесь. |
|
|
номер сообщения: 8-536-109775 |
|
|
|
nict46: saluki: nict46:
Кстати: никакой совести в "природе человека" не существует. Даже у гомеровских героев совести в нашем понимании еще нет |
испытывать муки совести за то, что недостаточно хорошо резал чужих младенцев. |
Примерчики не приведете? Именно "муки совести", т.е. интериоризированные, независимые от реального страха осуждения/разоблачения?
Все же прочее не есть "муки совести" - иначе и слово не понадобилось бы. |
Я не уверен, что в культурах, где резать чужих младенцев считается доблестью, интернализация социальных требований может достигнуть уровня, на котором уже можно говорить о "совести". Вот моя любимая история про великого гуманиста без кавычек (а по нынешним понятиям отмороженного бандюка) Эльвира, прозванного Педофилом . Была ли у этих викингов совесть? Не думаю, так же, как её не было у гомеровских героев или евреев Пятикнижия. Социальные требования для них оставались непреодолимой внешней силой, и только. Но у Эльвира, возможно, мы наблюдаем её зарождение.
Совесть опосредует социальность по очень сложному механизму, интернализует её так глубоко, что может вступать в прямой конфликт с актуальными внешними социальными требованиями. Далеко не всем культурам известен этот сложнейший, я бы сказал, изощрённый способ реализации биологически обусловленной социальности. |
|
|
номер сообщения: 8-536-109776 |
|
|
|
saluki: вне сферы моих интересов |
Расслабтесь. Употребляя местоимение "нам", я имел в виду только нас, ни-во-что-непогруженных не-адептов ничего единственно верного |
|
|
номер сообщения: 8-536-109777 |
|
|
|
Evgeny Gleizerov: Эльвира, прозванного Педофилом | лучшее в этой записи в жж - комментарий) |
|
|
номер сообщения: 8-536-109779 |
|
|
|
ЕГ и Григорий.
Они сошлись,
Вода и камень... |
|
|
номер сообщения: 8-536-109780 |
|
|
|
Evgeny Gleizerov: Cube2: кстати, о природе человека и морали. Докинз в "Эгоистичном гене" из кожи вон лез доказывая, что "сложное культурное" (или мораль) вытекает из "сложного биологического". что даже такая казалось бы высшая вещь нашей культуры как альтруизм имеет под собой глубокие биологические корни. |
На эту тему есть интереснейший доклад Александра Маркова "Эволюция кооперации и альтруизма: от бактерий до человека".
Вообще всячески рекомендую этого автора. Масса ссылок здесь. |
А вот это интересно. Что-то я раньше видел, но что-то посмотрю с удовольствием.
__________________________
Audiatur et altera pars |
|
|
номер сообщения: 8-536-109781 |
|
|
|
BillyBones: ни-во-что-непогруженных |
увы, но для того, что бы задаваться вопросом о наличии в теле души надо быть очень погруженным в некоторые из сказок народов мира. такого самому не выдумать. |
|
|
номер сообщения: 8-536-109782 |
|
|
|
jenya: Kazus: Про пьянство среди шахматистов мы на чесспро в последнее время много интересного узнали |
Ну уж прям в последнее время.
Но вернемся к нашей вечеринке... К часу ночи все было уничтожено, все навеселе. Ратмир Дмитрич заметил, что мало. А достать в советском Тбилиси ночью выпивку было просто нереально. Ратмир Дмитрич сказал, что пойдет и поищет. Пропадал он час, но триумфально возвратился с двумя бутылками водки и двумя вина. На наше недоумение ответил, что внизу в гостинице дежурили два приятных милиционера, и они на мотоцикле с коляской отвезли его на вокзал (Хорошо, что не в вытрезвитель! Но на то время Тбилиси и Ереван были двумя единственными городами в СССР, где не было этого знаменитого заведения). На вокзале ресторан работал круглосуточно, и посиделки продолжались чуть ли не до утра. На следующий день выползли к обеду – и тут неприятности. С почечным приступом увезли Анатолия Степановича в реанимацию. Но это еще были цветочки. Начался тур – мы с Аникаевым быстро расписали ничью, Кузьмина нет, и не могут найти – до тура не проснулся. А верхом всего стала партия Стуруа – Холмов. Ратмир Дмитриевич играл с полуоткрытыми глазами. Зрителей в прекрасном зале было около сотни. ... |
|
Добывать спиртное Р. Д. умел. Помню, в Дюнкерке как-то "горючее" закончилось, и в состоянии алкогольного недоумения пошли искать ночной бар. Так там Р. Д. так задорно отплясывал с хозяйкой, что та, растрогавшись, обильно угостила всю компанию за счёт заведения |
|
|
номер сообщения: 8-536-109783 |
|
|
|
На следующий день выползли к обеду... |
Шахматисты...
На наших школах по физике было железное провило: утром быть на сессии и не спать.
__________________________
Audiatur et altera pars |
|
|
номер сообщения: 8-536-109784 |
|
|
|
А достать в советском Тбилиси ночью выпивку было просто нереально. |
В "советском Тбилиси" был еще один интересный метод добывания вина. Дело в том, что практически в любом магазине кахетинское вино продавалось в разлив. Вопрос был в таре, и это решалось покупкой канистры (в промтоварном магазине) на 10 литров. У некоторых это было первым занятием после заселения в гостиницу. Этот метод был намного более эффективным (и дешевым) чем покупка вин в бутылках. |
|
|
номер сообщения: 8-536-109785 |
|
|
|
Сам я этот метод не застал, но старшие товарищи что-то такое рассказывали. Кажется фигурировали и бочки.
__________________________
Audiatur et altera pars |
|
|
номер сообщения: 8-536-109786 |
|
|
|
Quantrinas: Сам я этот метод не застал, но старшие товарищи что-то такое рассказывали. Кажется фигурировали и бочки. |
Вы все попутали. Бочки с вином были в магазинах, страждующие подходили со своей тарой, в которую это вино и отпускали. Быть интеллигентом, приходящим со своим стаканом, всем довольно быстро надоедало. Так что покупка "канистры" это было первое необходимое условие участия в конференции. |
|
|
номер сообщения: 8-536-109787 |
|
|
|
[цитата:]FIBM: А достать в советском Тбилиси ночью выпивку было просто нереально. |
Ерунда. Достать выпивку ночью можно было в любом городе СССР, где функционировало такси. Правда и стоило это 10 руб. за 0,5 водки. Я иногда умудрялся выторговывать за 8 руб, так после этого меня сделали штатным гонцом. У меня есть родственник, естественно еврей, работавший в СССР таксистом, так ночная продажа спиртного была его основным заработком, он даже не скрывал, что пошёл работать таксистом именно из-за этого. Потом он правда переквалифицировался в таксиста-валютчика и ходил по лезвию ножа, но всё обошлось. |
|
|
номер сообщения: 8-536-109788 |
|
|
|
FIBM: Quantrinas: Сам я этот метод не застал, но старшие товарищи что-то такое рассказывали. Кажется фигурировали и бочки. |
Вы все попутали. Бочки с вином были в магазинах, страждующие подходили со своей тарой, в которую это вино и отпускали. Быть интеллигентом, приходящим со своим стаканом, всем довольно быстро надоедало. Так что покупка "канистры" это было первое необходимое условие участия в конференции. |
Я с этим не спорю. Но запомнил и "взяли бочку".
__________________________
Audiatur et altera pars |
|
|
номер сообщения: 8-536-109789 |
|
|
|
AdikMesch: FIBM: А достать в советском Тбилиси ночью выпивку было просто нереально. |
Ерунда. Достать выпивку ночью можно было в любом городе СССР, где функционировало такси. Правда и стоило это 10 руб. за 0,5 водки. |
1. Это не моя цитата.
2. Покупать в Тбилиси водку у таксиста (да еще и по тройной цене) это нужно было быть уж совсем "недорезанным большевиками буржуем". |
|
|
номер сообщения: 8-536-109790 |
|
|
|
Q: как подавать великому кинорежиссеру коньяк на завтрак, если рядом сидит его жена, которая на лютой паранойе по поводу алкоголизма?
A: в стакане с подстаканником и ложечкой он очень похож на чай
#мутерлянд |
|
|
номер сообщения: 8-536-109791 |
|
|
|
Evgeny Gleizerov: социальное, разумеется, не сводится к биологическому - но на нём основано. Точно так же, как шахматные шедевры не сводятся к правилам игры - но на них основаны. |
Пример, прямо скажем, аховый. Т.е. биологическое задает правила социальному - и это не редукция?
Evgeny Gleizerov:
Рыночная экономика и идеи чучхе одинаково носят социально-культурный характер, но рыночная экономика более естественна
|
Вот это и есть предмет веры.
А посылка, что целью общества является благо его индивидов, точно так же недоказуема, как и утверждение, что душа по природе христианка.
Как раз с точки зрения биологии благо индивида ничто. |
|
|
номер сообщения: 8-536-109793 |
|
|
|
Это такая же редукция, как утверждение, что правила шахматному искусству задают правила игры ("как фигуры ходят"). Хотите называть это дваждыдвачетыре редукцией - бога ради. Разумеется, биологическое создаёт правила социальному (но весьма опосредовано), потому что само существование "социального" определяется биологической природой человека как стайного животного. У гипотетических разумных медведей никакого социума бы не было.
С точки зрения биологии всякое животное стремится к собственному благу, а животное стайное - ещё и к благу своей стаи (человеческая стая называется социумом). Поэтому целью общества, разумеется, является благо его индивидов. Что опять же дваждыдвачетыре. Правда, человеческие инстинкты всегда опосредуются высшей нервной деятельностью, что, наряду с сексуальными психологическими расстройствами, делает возможным и социальные (социопатию). Однако же социальные инстинкты столь же реальны, как инстинкт продолжения рода, хотя то и другое у людей не всегда срабатывает автоматически. |
|
|
номер сообщения: 8-536-109794 |
|
|
|
saluki: Q: как подавать великому кинорежиссеру коньяк на завтрак, если рядом сидит его жена, которая на лютой паранойе по поводу алкоголизма?
A: в стакане с подстаканником и ложечкой он очень похож на чай
#мутерлянд |
А, знаменитая история про Рашида Гибятовича Нежметдинова и Веру Николаевну Тихомирову. Р. Г., судорожно помешивая коньяк ложечкой: "Чайком балуемся, Вера Николаевна!" |
|
|
номер сообщения: 8-536-109795 |
|
|
|
нет, это история про леонида иовича гайдая) |
|
|
номер сообщения: 8-536-109796 |
|
|
|
Evgeny Gleizerov: На эту тему есть интереснейший доклад Александра Маркова "Эволюция кооперации и альтруизма: от бактерий до человека".
Вообще всячески рекомендую этого автора. Масса ссылок здесь. |
да, знаю этого автора. правда пока у него только видео смотрел. спасибо, почитаю. |
|
|
номер сообщения: 8-536-109810 |
|
|
|
Руководство МВД в Нижнем Новгороде уволило сотрудника, который в марте-апреле допустил ряд нарушений при рассмотрении обращений граждан. Об этом сообщило нижегородское издание «Время Н», ссылаясь на пресс-службу регионального управления МВД.
В ведомстве рассказали, что полицейского уволили из органов внутренних дел в июне 2022 года «в связи с грубым нарушением служебной дисциплины». По данным пресс-службы, нарушения выявили оперативники собственной безопасности МВД. Материалы проверки в отношении сотрудника направили в Следственный комитет.
«Время Н» отмечает, что, «по информации телеграм-каналов», речь идет о 24-летнем лейтенанте Центра «Э», который «неэффективно работал с экстремистским контентом в соцсетях».
4 августа Baza без ссылки на источник сообщила, что в Нижнем Новгороде из Центра «Э» уволили 24-летнего лейтенанта «Кирилла Б.». По данным издания, полицейский «недостаточно рьяно боролся с „экстремистскими“ постами» во «ВКонтакте», а также отказывался регистрировать жалобы на публикации в соцсетях о «фейках» и «дискредитации» российской армии. После проверки, проведенной сотрудниками собственной безопасности, его уволили, а материалы проверки передали в СК.
Издание Astra, тоже без ссылки на источник, сообщило, что из нижегородского Центра по противодействию экстремизму уволили 24-летнего Кирилла Белоусова, который, получая жалобы на публикации в сети с критикой войны, обычно отправлял одно сообщение: «Обращение ваше некорректно, в связи с этим рассмотрение его считаю нецелесообразным». По данным Astra, один из заявителей написал на Белоусова донос, в отношении полицейского провели проверку. 2 июня его уволили, и «полицейского теперь проверяет местный СК».
Официально о том, что полицейского уволили из Центра «Э» из-за отказа регистрировать жалобы на «фейки» и «дискредитацию» армии, не сообщалось. Но, судя по всему, и ГУ МВД по Нижегородской области, и Baza, и Astra сообщили об одном и том же случае. |
Молодец земляк!
Не все ещё гоблины.
__________________________
Audiatur et altera pars |
|
|
номер сообщения: 8-536-109820 |
|
|
|
Quantrinas:
Молодец земляк!
Не все ещё гоблины. |
Да уж! Даже не ожидал, что в России остались ещё такие приличные люди, особенно из соответствующих органов. Это вселяет хоть какую-то слабую надежду... |
|
|
номер сообщения: 8-536-109821 |
|
|
|
Evgeny Gleizerov: существование "социального" определяется биологической природой человека как стайного животного. У гипотетических разумных медведей никакого социума бы не было | .
Существование социального и законы социального вещи немножечко разные.
Существование биологического определяется в конечном счете законами физики, но законы эволюции не законы физики и не выводятся из них.
Evgeny Gleizerov: С точки зрения биологии всякое животное стремится к собственному благу, а животное стайное - ещё и к благу своей стаи |
Отсюда опять же никак не следует, что цель (стаи) общества - счастье составляющих его индивидов. Цель общества (если тут вообще можно говорить о цели) - сохранение и продолжение общества (шире - вида), а что при этом будут чувствовать индивиды, стае/обществу, вообще говоря, до лампочки.
Идея о такой цели общества укоренилась только в XVIII веке, и Сен-Жюст был по существу прав, когда говорил "Счастье - новая идея в Европе". |
|
|
номер сообщения: 8-536-109822 |
|
|
|
nict46: Существование биологического определяется в конечном счете законами физики, но законы эволюции не законы физики и не выводятся из них.
|
Почему Вы так думаете? Я вот думаю, что скорее выводятся, хотя мы это сделать и не всегда можем.
__________________________
Audiatur et altera pars |
|
|
номер сообщения: 8-536-109823 |
|
|
|
Скорее, из математики выводится и то, и другое :) |
|
|
номер сообщения: 8-536-109824 |
|
|
|
Никакого совокупного увеличения удовольствий/страданий, конечно, нельзя сформулировать как удобоваримую вещь. Потому что нельзя сравнить изменение удовольствия двух разных людей, не говоря уж о совокупном для всего общества. Это просто желание все удобно рационализировать, и почему-то там в конце книжки, в ответах, наверняка должно оказаться, что приносящее удовольствие (страдание) мне, приносит удовольствие (страдание) и всему обществу. Далее придется уточнить: приносит удовольствие (страдание) нормальным членам общества, а кому не приносит, так это какие-то психи больные, которых и за людей лучше не считать.
Даже в самом простом случае, для людей со схожими приоритетами и прекрасно друг друга знающих, не получится определить. Муж и жена сходили в кино, муж получил удовольствие, жена мучилась весь фильм. Совокупное удовольствие семьи увеличилось или уменьшилось - не ответят даже они. |
|
|
номер сообщения: 8-536-109825 |
|
|
|
onedrey: Скорее, из математики выводится и то, и другое :) |
Это уже Платоном попахивает или Пифагором.
__________________________
Audiatur et altera pars |
|
|
номер сообщения: 8-536-109826 |
|
|
|
номер сообщения: 8-536-109827 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Copyright chesspro.ru 2004-2024 гг. |
|
|
|