ChessPro online

Природа творчества: творчество природы или промысел Божий ?

вернуться в форум

08.06.2006 | 12:19:19

Главная  -  Поговорим?  -  Беседы о...

9902

LB


Петербург

13.08.2018 | 23:50:37
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Прежде чем отвечать, хочу тоже спросить. Просто для того, чтобы привлечь Ваше внимание к понятию "Цель"
В цитате, которую я коротко прокомментировал, говорилось:

существует два вида изобретений. Первый
характеризуется тем, что «цель известна, и нужно найти средства, чтобы её
достигнуть, так что ум идет от вопроса к решению».


А что означает "характеризуется тем, что цель известна"? Ведь "жить лучше" это тоже цель, и она известна всегда.
номер сообщения: 8-233-86163

9903

ygeshelin

14.08.2018 | 03:25:57

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: Прежде чем отвечать, хочу тоже спросить. Просто для того, чтобы привлечь Ваше внимание к понятию "Цель"
В цитате, которую я коротко прокомментировал, говорилось:

существует два вида изобретений. Первый
характеризуется тем, что «цель известна, и нужно найти средства, чтобы её
достигнуть, так что ум идет от вопроса к решению».


А что означает "характеризуется тем, что цель известна"? Ведь "жить лучше" это тоже цель, и она известна всегда.


Очевидно, что я чего-то не понимаю, мне это кажется таким простым, не знаю, что тут пояснять. Давая чему-то определение, мы используем более простые понятия. А что может быть проще, чем "характеризуется тем, что цель известна"? Ну вот знаем цель наперёд, это и есть отличительная черта 1-го вида изобретений. Жить лучше - это неконкретная цель, а изобрести летательный аппарат - конкретная. Может, Вы спрашиваете, чем конкретная цель отличается от неконкретной? Если так, я не возьмусь дать универсальное определение, тут, скорее, житейская мудрость нужна и корректное мышление.

Вот ещё, может быть, пригодится:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D0%BB%D1%8C
номер сообщения: 8-233-86164

9904

saluki

14.08.2018 | 04:45:41

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
жить лучше - это вообще не цель. это общее предложение, под которым разные участники понимают разные вещи
номер сообщения: 8-233-86165

9905

LB


Петербург

14.08.2018 | 10:29:59
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
ygeshelin: Ну вот знаем цель наперёд, это и есть отличительная черта 1-го вида изобретений. Жить лучше - это неконкретная цель, а изобрести летательный аппарат - конкретная


У мужика, который, прикрепив к рукам крылья, прыгал с колокольни в 17 веке, и такой цели не было, он просто хотел летать. А летательный аппарат - это лет через 200. О том и толкую: не надо отделять цель от творческого процесса: она тоже результат творчества, и находится в сердцевине процесса своей реализации, она изменяется в его ходе, конкретизируется. И чем цель (предвосхищение результата) ближе к результату, тем меньше остается места для творчества. Последнее я и имел в виду, когда прокомментировал текст, в котором говорилось, что "цель известна"
Когда цель настолько туманна, что (как справедливо говорит saluki) её и целью назвать трудно, как, например, создание компьютера (в нашем смысле слова) во времена аналитической машины Бэббиджа, тогда и начинается настоящее полновесное творчество.
номер сообщения: 8-233-86167

9906

ygeshelin

14.08.2018 | 16:13:47

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: У мужика, который, прикрепив к рукам крылья, прыгал с колокольни в 17 веке, и такой цели не было, он просто хотел летать.

Какое-то примитивное приспособление у него всё же имелось. Процесс его изготовления нельзя назвать бесцельным, как плевание в потолок. Если бы он хотел плыть, как рыба, он бы соорудил себе хвост и плавники. Но его целью было лететь как птица, и этим был продиктован его наивный поступок, вошедший в историю авиации.

LB: О том и толкую: не надо отделять цель от творческого процесса: она тоже результат творчества, и находится в сердцевине процесса своей реализации, она изменяется в его ходе, конкретизируется. И чем цель (предвосхищение результата) ближе к результату, тем меньше остается места для творчества. Последнее я и имел в виду, когда прокомментировал текст, в котором говорилось, что "цель известна"

Мы говорим об изобретениях. Разумеется, конечный вид изобретения изначально неизвестен его автору (-ам). На то и изобретение! Говоря, что "цель известна", Адамар имел в виду не конечный продукт - такую цель перед изобретателем поставить невозможно. Имелась в виду концепция: построить летательный аппарат или вычислительную машину - такую цель вполне можно поставить. И тот факт, что она изначально известна, не мешает творчеству. А потом, когда изобретатель начинает ломать голову над задачей, цель и концепция действительно изменяются и конкретизируются.
Адамар тут хотел показать отличие от второй категории изобретений, в которую входит, например, рентгенография. Лучи открыли случайно, а потом придумали, как их применить.

LB: Когда цель настолько туманна, что (как справедливо говорит saluki) её и целью назвать трудно, как, например, создание компьютера (в нашем смысле слова) во времена аналитической машины Бэббиджа, тогда и начинается настоящее полновесное творчество.

Вы объявляете целью не то, к чему стремился Бэббидж, а создание сегодняшнего компа, о котором Бэббидж не мог знать. Об этой цели Вы говорите, что она была “туманна” во времена Бэббиджа, и ставите это в один ряд с туманными словами “жить лучше”, исходящими от человека, не знающего, что он хочет. Поступая так, Вы слишком смещаете акценты.
номер сообщения: 8-233-86168

9907

Vova17

кмс

14.08.2018 | 16:37:29

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Для прояснения, хотелось бы услышать пример, в котором цель настолько близка к результату, что процесс его достижения нельзя назвать творчеством.

__________________________
Спасение там, где опасность.
номер сообщения: 8-233-86169

9908

saluki

14.08.2018 | 16:42:32

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Vova17: Для прояснения, хотелось бы услышать пример, в котором цель настолько близка к результату, что процесс его достижения нельзя назвать творчеством.

строительство на уровне архитектора - творчество
инженера - дискуссионно
крановщика - отсутсвует
номер сообщения: 8-233-86170

9909

Vova17

кмс

14.08.2018 | 16:47:13

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Речь тут шла об изобретениях. Крановщику лучше ничего не изобретать.)

__________________________
Спасение там, где опасность.
номер сообщения: 8-233-86171

9910

ygeshelin

14.08.2018 | 16:54:18

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Vova17: Для прояснения, хотелось бы услышать пример, в котором цель настолько близка к результату, что процесс его достижения нельзя назвать творчеством.


Не знаю, может, и есть такой пример из области изобретений.
Это надо, чтобы кого-то вдруг осенила готовая идея, просто с потолка, и потом даже не пришлось эту идею корректировать - изобретение готово.
Тогда действительно нет места для творчества. Но тогда и цель никакая не ставилась.
номер сообщения: 8-233-86172

9911

FIBM

14.08.2018 | 17:02:15

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
ygeshelin:
Это надо, чтобы кого-то вдруг осенила готовая идея, просто с потолка, и потом даже не пришлось эту идею корректировать - изобретение готово.
Тогда действительно нет места для творчества. Но тогда и цель никакая не ставилась.

Но ведь "осенила идея" это и есть часть творческого процесса. Типичный пример-шахматная задача (изобретение решения), где вы "внезапно" видите идею решения. Или это не "творчество"?
номер сообщения: 8-233-86173

9912

Vova17

кмс

14.08.2018 | 17:06:34

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Даже с крановщиком, пмм, не все так ясно. Не раз видел как работают искусные каменщики, это я вам скажу, настоящее искусство. Мастерство высокого уровня. До армии полгода "поработал" на заводе, видел как работают настоящие слесаря, токаря, шлифовщики.Иногда просто засматривался.

__________________________
Спасение там, где опасность.
номер сообщения: 8-233-86174

9913

ygeshelin

14.08.2018 | 17:54:07

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
FIBM:
ygeshelin:
Это надо, чтобы кого-то вдруг осенила готовая идея, просто с потолка, и потом даже не пришлось эту идею корректировать - изобретение готово.
Тогда действительно нет места для творчества. Но тогда и цель никакая не ставилась.

Но ведь "осенила идея" это и есть часть творческого процесса. Типичный пример-шахматная задача (изобретение решения), где вы "внезапно" видите идею решения. Или это не "творчество"?


Я думаю так. Если Вы бились над шахматной задачей, и Вас осенило, это творчество. А если человек, бросив взгляд на задачу, пусть даже незнакомую, сразу же видит решение, вряд ли это творчество. Это слишком простая для него задача. О постановке и достижении цели в этом случае говорить не приходится.

Но ссылаясь на Адамара, LB всё-таки завёл разговор о другом виде изобретений, нежели "изобретение решения шахматной задачи" - такое словосочетание несколько надуманно. Речь у нас идёт об изобретениях, сделанных изобретателями - последнее слово уже недвусмысленно.

Как сказал А.Белл:

Successful ideas are the result of slow growth. Ideas do not reach perfection in a day, no matter how much study is put upon them. It is perseverance in the pursuit of studies that is really wanted.

Вот я и говорил, что не знаю примера идеи, которая внезапно пришла бы в голову человеку без подготовки, без размышления над вопросом, и легла бы в основу изобретения. И сказал, что если такой пример найдётся, в нём действительно не будет места творчеству. Кстати, есть одна контора, в которой изобретения штампуют именно так. Это патентное бюро. Бывает, о человеке говорят: у него десятки изобретений. А он просто менял какой-то винтик, всё оформляя по правилам - и каждый раз готово новое изобретение! Да и оригинальное изобретение бывает притянуто за уши. Овладев техникой переписки с патентным бюро, можно запатентовать даже колесо. Кажется, кто-то это сделал ради прикола.
номер сообщения: 8-233-86175

9914

LB


Петербург

14.08.2018 | 17:58:07
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
ygeshelin:
LB: У мужика, который, прикрепив к рукам крылья, прыгал с колокольни в 17 веке, и такой цели не было, он просто хотел летать.

Какое-то примитивное приспособление у него всё же имелось. Процесс его изготовления нельзя назвать бесцельным, как плевание в потолок.


А я и не называл его бесцельным. Сказал только, что у него не могло быть цели летательного аппарата, которая появилась лет через 200. А крылья для полета как птица и самолет все-таки очень разные вещи.
номер сообщения: 8-233-86176

9915

LB


Петербург

14.08.2018 | 18:21:30
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
ygeshelin:

LB: Когда цель настолько туманна, что (как справедливо говорит saluki) её и целью назвать трудно, как, например, создание компьютера (в нашем смысле слова) во времена аналитической машины Бэббиджа, тогда и начинается настоящее полновесное творчество.

Вы объявляете целью не то, к чему стремился Бэббидж, а создание сегодняшнего компа, о котором Бэббидж не мог знать. Об этой цели Вы говорите, что она была “туманна” во времена Бэббиджа, и ставите это в один ряд с туманными словами “жить лучше”, исходящими от человека, не знающего, что он хочет. Поступая так, Вы слишком смещаете акценты.


Не понял, где здесь смещение, поясните, пожалуйста.
Бэббидж конечно не знал наших компьютеров, но тем не менее двигался к ним. В этом загадка творчества.
номер сообщения: 8-233-86177

9916

LB


Петербург

14.08.2018 | 18:27:07
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Этой теме на днях исполнилось 10 лет!
номер сообщения: 8-233-86178

9917

FIBM

14.08.2018 | 19:48:47

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
ygeshelin:
FIBM:
ygeshelin:
Это надо, чтобы кого-то вдруг осенила готовая идея, просто с потолка, и потом даже не пришлось эту идею корректировать - изобретение готово.
Тогда действительно нет места для творчества. Но тогда и цель никакая не ставилась.

Но ведь "осенила идея" это и есть часть творческого процесса. Типичный пример-шахматная задача (изобретение решения), где вы "внезапно" видите идею решения. Или это не "творчество"?


Я думаю так. Если Вы бились над шахматной задачей, и Вас осенило, это творчество. А если человек, бросив взгляд на задачу, пусть даже незнакомую, сразу же видит решение, вряд ли это творчество. Это слишком простая для него задача. О постановке и достижении цели в этом случае говорить не приходится.

1. Это не очень просто выяснить в каждом случае "сразу" или "не сразу". Мы же не будем верить на слово шахматисту-любителю, который скажет: "Плевая задача! Сразу увидел решение."
Тем более, что "сразу" означает, что человеческий мозг быстро вытащил нужную "паттерн". Выбор "паттерн"-это тоже творчество.
2. Адамар же хотел классифицировать разные творческие процессы, приводящие к изобретению (открытию ИМХО): творчество, связанное с открытием новых принципов, новых закономерностей, или творчество, связанное с открытием новых методов решения известных задач. В жизни обычно в чистом виде два типа творчества не встречаются, но все-таки выделить преобладающий тип часто вполне возможно.
номер сообщения: 8-233-86180

9918

avi47

14.08.2018 | 21:52:24

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
А что вы скажете за Альтшулеровскую ТРИЗ?
номер сообщения: 8-233-86182

9919

ygeshelin

15.08.2018 | 01:25:10

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
FIBM:
1. Это не очень просто выяснить в каждом случае "сразу" или "не сразу". Мы же не будем верить на слово шахматисту-любителю, который скажет: "Плевая задача! Сразу увидел решение."
Тем более, что "сразу" означает, что человеческий мозг быстро вытащил нужную "паттерн". Выбор "паттерн"-это тоже творчество.


Бывает, что решение сразу видно. Вот задача, которую я, очень слабый шахматист, решил сразу:

Мат в 3 хода. (Примерно так).



Я знал, что это рассчитано на начальный уровень, и сразу вытащил нужный паттерн. Здесь всё ясно, для меня здесь творчества нет.

FIBM:
2. Адамар же хотел классифицировать разные творческие процессы, приводящие к изобретению (открытию ИМХО): творчество, связанное с открытием новых принципов, новых закономерностей, или творчество, связанное с открытием новых методов решения известных задач. В жизни обычно в чистом виде два типа творчества не встречаются, но все-таки выделить преобладающий тип часто вполне возможно.

Может, Адамар и хотел выполнить такую классификацию, но из его разбираемой цитаты это не видно.
номер сообщения: 8-233-86184

9920

ygeshelin

15.08.2018 | 01:46:44

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB:
ygeshelin:
LB: У мужика, который, прикрепив к рукам крылья, прыгал с колокольни в 17 веке, и такой цели не было, он просто хотел летать.

Какое-то примитивное приспособление у него всё же имелось. Процесс его изготовления нельзя назвать бесцельным, как плевание в потолок.


А я и не называл его бесцельным.

Да, не называли. Я неточно передал Ваши слова.

LB:
Сказал только, что у него не могло быть цели летательного аппарата, которая появилась лет через 200. А крылья для полета как птица и самолет все-таки очень разные вещи.


Я летательный аппарат трактую шире. Его цель появилась гораздо раньше. У Леонардо да Винчи есть чертежи летательной машины.
Аббас ибн Фирнас и Эйлмер Малмсберийский летали на примитивно управляемых дельтапланах более 1000 лет назад. Мужик с крыльями - это примитивный дельтаплан, вполне себе летательный аппарат. Другое дело, что у него не получилось, ну так неудачных попыток было много, и с мыса Канаверал тоже.

LB:
ygeshelin:

LB: Когда цель настолько туманна, что (как справедливо говорит saluki) её и целью назвать трудно, как, например, создание компьютера (в нашем смысле слова) во времена аналитической машины Бэббиджа, тогда и начинается настоящее полновесное творчество.

Вы объявляете целью не то, к чему стремился Бэббидж, а создание сегодняшнего компа, о котором Бэббидж не мог знать. Об этой цели Вы говорите, что она была “туманна” во времена Бэббиджа, и ставите это в один ряд с туманными словами “жить лучше”, исходящими от человека, не знающего, что он хочет. Поступая так, Вы слишком смещаете акценты.


Не понял, где здесь смещение, поясните, пожалуйста.
Бэббидж конечно не знал наших компьютеров, но тем не менее двигался к ним. В этом загадка творчества.


Да наверное, нет у Вас никакого смещения акцентов. Простите.
номер сообщения: 8-233-86185

9921

LB


Петербург

15.08.2018 | 09:24:38
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
ygeshelin:
Может, Адамар и хотел выполнить такую классификацию, но из его разбираемой цитаты это не видно.


Это верно, по-моему. Вообще сборник, который я процитировал, меня в итоге разочаровал. Аналогичный сборник 1972 года (!) был содержательней и интересней. "Художественное и научное творчество" Наука, Ленинград, 1972.
номер сообщения: 8-233-86188

9922

FIBM

15.08.2018 | 09:42:03

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
ygeshelin:
FIBM:
1. Это не очень просто выяснить в каждом случае "сразу" или "не сразу". Мы же не будем верить на слово шахматисту-любителю, который скажет: "Плевая задача! Сразу увидел решение."
Тем более, что "сразу" означает, что человеческий мозг быстро вытащил нужную "паттерн". Выбор "паттерн"-это тоже творчество.


Бывает, что решение сразу видно. Вот задача, которую я, очень слабый шахматист, решил сразу:

Мат в 3 хода. (Примерно так).

Я знал, что это рассчитано на начальный уровень, и сразу вытащил нужный паттерн. Здесь всё ясно, для меня здесь творчества нет.

FIBM:
2. Адамар же хотел классифицировать разные творческие процессы, приводящие к изобретению (открытию ИМХО): творчество, связанное с открытием новых принципов, новых закономерностей, или творчество, связанное с открытием новых методов решения известных задач. В жизни обычно в чистом виде два типа творчества не встречаются, но все-таки выделить преобладающий тип часто вполне возможно.

Может, Адамар и хотел выполнить такую классификацию, но из его разбираемой цитаты это не видно.

1. В вашей задаче действительно творчества нет, но только потому что нет выбора между паттернами. Существует предельно четкая схема для решения такой задачи (рассмотрение вариантов в таком порядке: шах, взятие, нападение, защита, контр-нападение). Точно также существует схема для мата ферзем, ладьей и т.д. Здесь нет творческого процесса, есть вопрос знаешь (или нет) схему действий.
2. Адамар разделяет (классифицирует) "нахождение средств" и "открытие факта".

Эта тема (и не только) дискуссии довольно хорошо (с кучей конкретных примеров) разобрана в "старинных" книгах Д. Пойа
"Математика и правдоподобные рассуждения", "Как решать задачу"
(очень рекомендую всем желающим разобраться в конкретных механизмах творческих процессов).

Методы творчества в шахматах разбирались в книгах Роусона.
номер сообщения: 8-233-86189

9923

LB


Петербург

15.08.2018 | 09:45:22
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
ygeshelin:

LB:
Сказал только, что у него не могло быть цели летательного аппарата, которая появилась лет через 200. А крылья для полета как птица и самолет все-таки очень разные вещи.


Я летательный аппарат трактую шире. Его цель появилась гораздо раньше. У Леонардо да Винчи есть чертежи летательной машины.
Аббас ибн Фирнас и Эйлмер Малмсберийский летали на примитивно управляемых дельтапланах более 1000 лет назад. Мужик с крыльями - это примитивный дельтаплан, вполне себе летательный аппарат. Другое дело, что у него не получилось, ну так неудачных попыток было много, и с мыса Канаверал тоже.


Для меня летательный аппарат - это самолет, вертолет, ракета. А дельтаплан, крылья и т.п. - приспособления. И кстати, крыльями надо махать, а у человека для этого просто нет достаточной физической силы.
Но в разговоре о творчестве всё это не так уж и важно. Главное, что в начальной стадии творчества имеются только весьма смутные представления о результате.
номер сообщения: 8-233-86190

9924

LB


Петербург

15.08.2018 | 10:03:42
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
FIBM:

Эта тема (и не только) дискуссии довольно хорошо (с кучей конкретных примеров) разобрана в "старинных" книгах Д. Пойа
"Математика и правдоподобные рассуждения", "Как решать задачу"
(очень рекомендую всем желающим разобраться в конкретных механизмах творческих процессов).



Извините, но книги Пойа (довольно интересные и полезные) к творчеству никакого отношения не имеют. Просто потому, что человеческое творчество в своих самых существенных моментах - НЕ логический процесс.
номер сообщения: 8-233-86192

9925

FIBM

15.08.2018 | 11:52:24

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB:
FIBM:

Эта тема (и не только) дискуссии довольно хорошо (с кучей конкретных примеров) разобрана в "старинных" книгах Д. Пойа
"Математика и правдоподобные рассуждения", "Как решать задачу"
(очень рекомендую всем желающим разобраться в конкретных механизмах творческих процессов).



Извините, но книги Пойа (довольно интересные и полезные) к творчеству никакого отношения не имеют. Просто потому, что человеческое творчество в своих самых существенных моментах - НЕ логический процесс.

1. Книги Пойа (Роусона и т.д.) имеют намного большее отношение к пониманию процесса творчества чем Вам кажется.
2. Естественно, творчество НЕ сводится к логическому процессу. Поэтому у Пойи (Роусона) все внимание сосредоточено на том как происходят "логические прыжки" в творческом процессе (там много примеров, есть и достаточно простые). И я не согласен с тем, чтобы считать эти "логические прыжки"-непознаваемым объектом . Ну, а то что эти авторы рассуждают о творчестве в той области, в которой они являются признанными специалистами, то это большой плюс.
номер сообщения: 8-233-86193

9926

LB


Петербург

15.08.2018 | 13:10:28
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
FIBM:
2. Естественно, творчество НЕ сводится к логическому процессу. Поэтому у Пойи (Роусона) все внимание сосредоточено на том как происходят "логические прыжки" в творческом процессе

Однако рассуждения о "прыжках" не объясняют и не заменяют самых прыжков, которые и составляют основное отличие творческих процессов. Рассуждения о том, как добраться до береги реки могут быть полезными, но беда в том, что они не объясняют, как перемахнуть на другой берег.

Для тех из нас, кто не думает с помощью слов, основная трудность в понимании тех, кто думает словами, состоит в том, что мы не понимаем, как они могут быть уверены в том, что не введены в заблуждение словами, которые они используют

мыслитель, использующий слова в процессе мышления, может понять, что не только слова, но и вспомогательные знаки любого другого вида играют лишь роль своего рода этикетки, скрепленной с идеей. Он более или менее сознательно (что было бы интересно изучить) пользуется методами, пригодными для того, чтобы обеспечить именно такую, а не какую-нибудь другую роль. Мы видели, что сам Пойя, единственный из опрошенных мною математиков, мыслящий с помощью слов, вводит лишь одно слово в целую последовательность мыслей, чтобы выделить центральную идею, в то время как для Джесси Дугласа некоторые из слов представлены простым ритмом их слогов.


Жак Адамар
номер сообщения: 8-233-86194

9927

Vova17

кмс

15.08.2018 | 16:32:42

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB:
Для меня летательный аппарат - это самолет, вертолет, ракета. А дельтаплан, крылья и т.п. - приспособления. И кстати, крыльями надо махать, а у человека для этого просто нет достаточной физической силы.
Но в разговоре о творчестве всё это не так уж и важно. Главное, что в начальной стадии творчества имеются только весьма смутные представления о результате.

Это спорно. Аналогом дельтаплана среди наземных аппаратов является велосипед. Там крылья, здесь - педали. Современный велосипед штука настолько сложная, что вряд ли у кого повернется язык назвать его приспособлением. К тому же махать крыльями необязательно, можно какое-то время пари-и-и-ить, как орел.) Со смутностью согласен. Она почти всегда присутствует в человеческой деятельности.

__________________________
Спасение там, где опасность.
номер сообщения: 8-233-86198

9928

LB


Петербург

15.08.2018 | 17:37:43
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Спасибо, Vova17
Ладно, пусть крылья тоже будут летательным аппаратом. Главное, что человек соорудивший такой аппарат, не мог знать, к чему приведет этот
его творческий порыв лет через 300-400.
номер сообщения: 8-233-86202

9929

FIBM

15.08.2018 | 18:43:07

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB:
FIBM:
2. Естественно, творчество НЕ сводится к логическому процессу. Поэтому у Пойи (Роусона) все внимание сосредоточено на том как происходят "логические прыжки" в творческом процессе

Однако рассуждения о "прыжках" не объясняют и не заменяют самых прыжков, которые и составляют основное отличие творческих процессов. Рассуждения о том, как добраться до береги реки могут быть полезными, но беда в том, что они не объясняют, как перемахнуть на другой берег.

В том то и дело, что в этих книгах не просто рассуждения, а на конкретных примерах сделана попытка воспроизвести ход мыслительного процесса, позволяющего "совершать такие прыжки". Просто математика ( шахматы) представляют и обширный и очень удобный (достаточно простой) материал для анализа таких "прыжков". Например, анализировать "прыжки" в музыке, в картинах гораздо сложнее, если вообще возможно....
номер сообщения: 8-233-86205

9930

LB


Петербург

15.08.2018 | 20:14:20
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
FIBM: математика ( шахматы) представляют и обширный и очень удобный (достаточно простой) материал для анализа таких "прыжков". Например, анализировать "прыжки" в музыке, в картинах гораздо сложнее, если вообще возможно....


С тем что шахматы являются хорошим объектом для изучения творчества я вполне согласен. Но с той существенной оговоркой, что механизмы творчества раскрывает в них не логический, а эстетический анализ. По-моему, творческие и эстетические ценности в шахматах в значительной степени совпадают. И основными свойствами (атрибутами) того и другого являются парадоксальность-необычность, в чем проявляется отрицание прежних ценностей, и жизнеспособность (типичность), угадываемая интуитивно.
Но про эстетический анализ шахмат я довольно много сказал раньше, не стану повторяться.
номер сообщения: 8-233-86207

9931

ygeshelin

15.08.2018 | 23:15:24

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
FIBM: В вашей задаче действительно творчества нет, но только потому что нет выбора между паттернами.


Почему же, есть из чего выбирать. Есть несколько вариантов мата в 3 хода, но они не являются решением. Например.
1.Qd1.Qc5. 2.Qf1.Qxb6. 3.Qf8x.

Кому-то надо этот вариант отбраковать, увидеть опровержение. Это ведь для начинающих.

FIBM: Существует предельно четкая схема для решения такой задачи (рассмотрение вариантов в таком порядке: шах, взятие, нападение, защита, контр-нападение). Точно также существует схема для мата ферзем, ладьей и т.д. Здесь нет творческого процесса, есть вопрос знаешь (или нет) схему действий.


Так наверно, и гроссмейстер сразу увидит схему чуть посложнее в какой-нибудь задаче, над которой я буду биться.
номер сообщения: 8-233-86208