ChessPro online

Природа творчества: творчество природы или промысел Божий ?

вернуться в форум

08.06.2006 | 12:19:19

Главная  -  Поговорим?  -  Беседы о...

4232

Vova17

кмс

23.10.2013 | 21:22:57

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Roger:
iourique: ...почему густые брови кажутся нам привлекательными.

Но женщины этого не понимают.


Ну, как ей выбирать из этих женихов?
Тот не в чинах, другой без орденов;
А тот бы и в чинах, да жаль, карманы пусты;
То нос широк, то брови густы;
Тут этак, там не так;
Ну, не прийдет никто по мысли ей никак.



__________________________
Спасение там, где опасность.
номер сообщения: 8-233-61891

4233

Хайдук

23.10.2013 | 21:37:05

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
iourique: почему густые брови кажутся нам привлекательными.

может те, кому НЕ показались привлекательными, так и не приплыли к (ожидающим в томлении) женщинам, потому что дождь со снегом мешали (вслед за нехфаткой густых бровей) им видеть четко глазами вокруг и потому звери (с густыми бровями?) их поимели/посъели?
номер сообщения: 8-233-61892

4234

Vova17

кмс

23.10.2013 | 21:41:11

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Наверняка так оно и было.


__________________________
Спасение там, где опасность.
номер сообщения: 8-233-61893

4235

Хайдук

23.10.2013 | 22:06:10

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: Кант определил красоту как целесообразное без цели . Т.е. эстетические процессы являются целеобразующими и смыслообразующими. Подчиняясь эстетическому чувству, мы совершаем действия, не имеющие ни цели, ни осознанного смысла. Последние обретаются позднее, в результате обобщения и осмысления этих, побуждаемых эстетическими чувствами, действий

Можете ли привезти пример такого запоздалого нахождения смысла/цели в результате побуждений эстетическими чувствами? Какими могут быть такие смыслы/цели, можно ли их даже НЕ обрести, несмотря на предыдущие эстетические потуги с нашей стороны?

ЗЫ. Думаю, что Кант имел в виду как раз спонтанность и бескорыстность, как-бы беспричинность и отсутствие особых мотиваций за (многими, не всеми) эстетическими чувствами
номер сообщения: 8-233-61894

4236

Vova17

кмс

23.10.2013 | 22:19:03

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Хайдук:
Можете ли привезти пример такого запоздалого нахождения смысла/цели в результате побуждений эстетическими чувствами?

Это даже я могу. Простой сюжет. Парень с девушкой понравились друг другу на вечеринке. У него густые брови, острые скулы и широкие плечи; у нее - длинная рыжая коса и огромные голубые глаза...
А через полгода они решаются создать семью и завести дюжину детей. Одних обучат банковскому делу, чтобы денежки в семью текли, других определят в военные, чтобы Родину защищали. Целая история вообщем.
А все началось с того, что у него были густые брови, а у нее - длинная коса.

__________________________
Спасение там, где опасность.
номер сообщения: 8-233-61896

4237

LB


Петербург

23.10.2013 | 23:25:59
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Хайдук:
LB: Кант определил красоту как целесообразное без цели . Т.е. эстетические процессы являются целеобразующими и смыслообразующими. Подчиняясь эстетическому чувству, мы совершаем действия, не имеющие ни цели, ни осознанного смысла. Последние обретаются позднее, в результате обобщения и осмысления этих, побуждаемых эстетическими чувствами, действий

Можете ли привезти пример такого запоздалого нахождения смысла/цели в результате побуждений эстетическими чувствами? Какими могут быть такие смыслы/цели, можно ли их даже НЕ обрести, несмотря на предыдущие эстетические потуги с нашей стороны?


История науки знает множество примеров, когда ученые занимались исследованиями, не имеющими ни цели ни [практического] смысла - но увлекательными, захватывающими и интересными, т. е. - генерирующими положительные эмоции. Мой любимый пример из Пуанкаре: “Если бы ученые XVIII столетия забросили электричество по той причине, что оно в их глазах было только курьезом, лишенным всякого практического интереса, то мы не имели бы в XX столетии ни телеграфа, ни электрохимии, ни электротехники”
Разумеется никогда нет гарантии, что увлекательное и красивое хоть когда-нибудь пригодится для дела. Чаще бывает ровно наоборот - оно так и остается невостребованным. Т. е. у такой "технологии" (когда работа побуждается только эмоциями) довольно низкий суммарный КПД. Но замены ей нет, другой "технологии творчества" просто не существует.
номер сообщения: 8-233-61898

4238

Хайдук

23.10.2013 | 23:49:57

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
я бы обозвал такое интересом к истине, которая не всегда оказывается лицеприятной и тогда сам интерес может показаться отдающим как-бы патологией
номер сообщения: 8-233-61899

4239

LB


Петербург

24.10.2013 | 09:20:18
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
iourique: разговаривать в условиях непрерывной подмены понятий мне неинтересно.


А мне было бы интересно узнать, в чем Вы видите подмену понятий.
номер сообщения: 8-233-61902

4240

iourique

24.10.2013 | 18:28:01

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB:
iourique: разговаривать в условиях непрерывной подмены понятий мне неинтересно.


А мне было бы интересно узнать, в чем Вы видите подмену понятий.

Ок, начали мы со следующего:

iourique:
LB:
iourique: При этом, я все равно думаю, что базовые идеалы красоты восходят к примитивным визуальным стимулам.

К шахматной красоте это совсем не подходит.

Так мы вроде о ней и не говорили.

Подмена 1: с красоты человека мы вдруг переходим на шахматы. Вы это объясняете тем, что

LB: Мы говорим о красоте, об общих её основаниях. Красота, она и в Африке красота, и в шахматах, и в футболе, и у мужчин и женщин... Законы красоты едины.

Ну хорошо. Тут у меня возникает естеcтвенный, как мне кажется, вопрос про общие основания и единые законы :

iourique: Вы действительно считаете, что если красота пейзажа не связана с его репродуктивными способностями, то то же верно и для женщин с мужчинами? Или Вы считаете, что пейзаж кажется нам красивым только если подсознательно мы хотим его трахнуть?

Полученный ответ мне трудно считать ответом на мой вопрос, потому что речь тут идет о нашем отношении к красивым вещам, а не о том, почему мы их так оценили. Подмена 2.

LB: Эстетическое переживание - это оценка, определяющая наше отношение к объекту. Красивое стремимся сохранять, воспроизводить и приумножать, безобразное - изничтожить... Чувства одни на всё.

Я пытаюсь уточнить:

iourique: Нам кажется красивым то, что мы хотим преумножить, или мы хотим преумножить то, что кажется нам красивым?

Ответ:

LB: Подчиняясь эстетическому чувству, мы совершаем действия, не имеющие ни цели, ни осознанного смысла. Последние обретаются позднее, в результате обобщения и осмысления этих, побуждаемых эстетическими чувствами, действий.

Тут мне уже даже трудно комментировать, потому что я окончательно перестаю понимать, о чем идет речь. По крайней мере, ответа на свой вопрос я не услышал. Я делаю попытку обратить на это Ваше внимание:

iourique: Это все, конечно, замечательно, но не имеет никакого отношения к теме разговора - почему густые брови кажутся нам привлекательными.

Ответ:

LB: Изволите шутить, ув. iourique?
Тема этого треда - творчество.

Подмена 3. Думаю, что опустить завесу милосердия над этой пародией на разговор мы безнадежно опоздали.
номер сообщения: 8-233-61908

4241

LB


Петербург

24.10.2013 | 20:01:30
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Уважаемый iourique!
Спасибо за такой подробный, четкий анализ. Кажется я понял свою ошибку и надеюсь, что мне удастся её со временем исправить. Наберитесь, пожалуйста, терпения и не спешите опускать занавес.
номер сообщения: 8-233-61911

4242

iourique

24.10.2013 | 22:52:22

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Хорошо. Спасибо.
номер сообщения: 8-233-61912

4243

LB


Петербург

24.10.2013 | 22:58:02
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Мне казалось, что очевидное для меня очевидно и для других. Но в данном случае это, конечно, не так: я давно и довольно плотно занимаюсь философской эстетикой, но другие, конечно, не обязаны знать даже о существовании такой науки.

Например.

iourique: Нам кажется красивым то, что мы хотим преумножить, или мы хотим преумножить то, что кажется нам красивым?


Естественно, только второе: мы хотим преумножить то, что кажется нам красивым.
Представьте себе, что у Вас спрашивают: Дождь идет, потому что люди раскрывают зонтики или люди раскрывают зонтики, потому что идет дождь?
Если спрашивает ребенок, Вы станете объяснять про дождь. А если спрашивает взрослый образованный человек?
Тогда Вы, как и я, вероятно, заподозрите каверзу, скрытый второй смысл в этом вопросе.
Могу объяснить, почему я заговорил далее, как Вам показалось невпопад, о "целесообразности без цели" и т. п. Стремление приумножать, о котором был вопрос, должно иметь причину (цель, мотив). Но в случае красоты никакой другой причины, кроме самой красоты для этого нет! Только само эстетическое чувство побуждает относиться к красивому как к чему-то весьма ценному.

P.S. Завтра продолжу, если Вы, конечно, не потеряли интерес к теме
номер сообщения: 8-233-61913

4244

LB


Петербург

25.10.2013 | 11:39:31
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
iourique:

iourique: Вы действительно считаете, что если красота пейзажа не связана с его репродуктивными способностями, то то же верно и для женщин с мужчинами? Или Вы считаете, что пейзаж кажется нам красивым только если подсознательно мы хотим его трахнуть?

Полученный ответ мне трудно считать ответом на мой вопрос, потому что речь тут идет о нашем отношении к красивым вещам, а не о том, почему мы их так оценили. Подмена 2.


Вы бы так и спросили: почему мы их [красивые явления] так оценили? А "трахнуть" тут совершенно ни при чем.

iourique: Вы действительно считаете, что если красота пейзажа не связана с его репродуктивными способностями, то то же верно и для женщин с мужчинами?

Ответ: да, считаю. (несмотря на то, что эстетические чувства обязаны своим происхождением потребности в продолжении рода)

[Небольшое отступление. "Эстетическое отношение бескорыстно" (Кант). В аксиологическом плане это означает, что эстетические ценности к другим ценностям (телесным, утилитарным, научным... и даже к нравственным) не сводятся. Диалектика здесь следующая: красота может перерасти во что-то полезное (например, в познавательном или нравственном отношении) только при том условии, что к ней будут относится бескорыстно, как к ценной самой по себе.
Это как в игре: она приносит пользу только тогда, когда играют из интереса к самой игре, не заботясь о пользе]

Возвращаюсь, однако, непосредственно к последнему Вашему вопросу. Простого, убедительного ответа Вы не него нигде не найдете. Существуют различные гипотезы. У меня есть своё объяснение. На примере шахмат я его довольно подробно изложил. Могу объяснить и без шахмат. Суть в любом случае в том, что эстетические оценки основываются на хранимом в памяти чувственно-образном опыте, сложных ассоциациях...
номер сообщения: 8-233-61917

4245

saluki

25.10.2013 | 13:09:11

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: Но в данном случае это, конечно, не так: я давно и довольно плотно занимаюсь философской эстетикой, но другие, конечно, не обязаны знать даже о существовании такой науки.

второй раз я, пожалуй, уже не выдержу
это не наука, во всяком случае в смысле критериев Поппера
и в ней, я боюсь, ничего не доказано
номер сообщения: 8-233-61922

4246

saluki

25.10.2013 | 13:14:39

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: Ответ: да, считаю. (несмотря на то, что эстетические чувства обязаны своим происхождением потребности в продолжении рода)

и вот это не доказано тем более (а Кант - это предания глубокой старины, ссылаться на которые в 21 веке стыдно)
я, например, уверен, что красота - это не про продолжение рода, а про страх-агрессию и съедобно-несъедобно. более того, мы знаем, что у человека есть отдельная базовая эмоция - отвращение - которая решительно отличает его не только от прочих млекопитающих, но и от других приматов. и это не метафизика какая-то, а работающий уже сотню тысяч лет биологический механизм.
откуда берутся идеи, что это про продолжение рода?
номер сообщения: 8-233-61923

4247

LB


Петербург

25.10.2013 | 16:53:35
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
saluki:
откуда берутся идеи, что это про продолжение рода?


На это счет есть объяснение достаточно простое и убедительное. Дело в том, что потребность продолжения рода занимает особое положение в ряду прочих и как никакая нуждается в мощном эмоциональном подкреплении. Поэтому именно на её основе развился комплекс сложнейших эмоций вплоть до эстетических чувств.
Особи лишенные эмоций просто не могут сохранить потомство, потому что у них альтруистическая потребность продолжения рода подавляется эгоистическими потребностями. Проще говоря, чтобы отдать детёнышу еду, которую очень хочется сожрать самому, животное должно испытывать эмоции, отдалённо схожие с человеческой любовью.
номер сообщения: 8-233-61925

4248

LB


Петербург

25.10.2013 | 17:39:32
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
saluki:
LB: Ответ: да, считаю. (несмотря на то, что эстетические чувства обязаны своим происхождением потребности в продолжении рода)

и вот это не доказано тем более (а Кант - это предания глубокой старины, ссылаться на которые в 21 веке стыдно)
я, например, уверен, что красота - это не про продолжение рода, а про страх-агрессию и съедобно-несъедобно. более того, мы знаем, что у человека есть отдельная базовая эмоция - отвращение - которая решительно отличает его не только от прочих млекопитающих, но и от других приматов. и это не метафизика какая-то, а работающий уже сотню тысяч лет биологический механизм.


Предлагаете сбросить старикашку Канта с корабля современности?
Насчет отвращения наслышан. Это результат отбора, на который хорошо поработали массовые эпидемии древности и средневековья. Но какое это имеет отношение к прекрасному? Ну разве что к безобразному.
А метафизикой мы не занимаемся, в наши лета это было бы даже и не совсем прилично
номер сообщения: 8-233-61926

4249

saluki

25.10.2013 | 23:43:39

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: На это счет есть объяснение достаточно простое и убедительное. Дело в том, что потребность продолжения рода занимает особое положение в ряду прочих и как никакая нуждается в мощном эмоциональном подкреплении. Поэтому именно на её основе развился комплекс сложнейших эмоций вплоть до эстетических чувств.

ну может оно и простое, но не убедительное. в этом случае, мы должны наблюдать прото-эстетические эмоции у других видов, как минимум. мы должны видеть, как они усложняются вместе с усложнением вида. где?

Особи лишенные эмоций просто не могут сохранить потомство, потому что у них альтруистическая потребность продолжения рода подавляется эгоистическими потребностями.

по состоянию на сегодня, это до смешного наивное утверждение. существуют особи, которые потомство едят в случае чего, и это не мешает им размножаться. существуют виды, у которых альтруистическое поведение безусловно, и никак не связано с детьми. существуют... все что угодно существует, на самом деле.

Проще говоря, чтобы отдать детёнышу еду, которую очень хочется сожрать самому, животное должно испытывать эмоции, отдалённо схожие с человеческой любовью.

социальное поведение у животных - это отдельная, богатая тема. упрощая, скажем так - что бы отдать еду, которую хочется сожрать, надо испытывать удовольствие от ее отдачи. это как минимум не обязательно любовь - раздавать еду есть признак статуса у животных. у обезьян так в особенности. и передача еды между взрослыми особями - это неотъемлемая часть их жизни, без всяких детенышей.
номер сообщения: 8-233-61928

4250

saluki

25.10.2013 | 23:46:59

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB:Насчет отвращения наслышан. Это результат отбора, на который хорошо поработали массовые эпидемии древности и средневековья. Но какое это имеет отношение к прекрасному? Ну разве что к безобразному.


не совсем эпидемии, и совсем не средневековья. механизму чуть больше 100 тысяч лет, и причина его появления - необходимость избегать слишком тухлое мясо, которое для нас смертельно. мы много тысячелетий были полуденным падальщиком...
к прекрасному это имеет отношение самое прямое - коль скоро у нас есть "отвратительно", прошитое так же твердо, как "больно", естественно что мы будем уделять много внимания тому, что бы было не-отвратительно, иначе - красиво. для нас это важно. очень важно.
номер сообщения: 8-233-61929

4251

iourique

26.10.2013 | 00:05:15

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
saluki: к прекрасному это имеет отношение самое прямое - коль скоро у нас есть "отвратительно", прошитое так же твердо, как "больно", естественно что мы будем уделять много внимания тому, что бы было не-отвратительно, иначе - красиво. для нас это важно. очень важно.

Мне это не кажется убедительным. Красивое - это не "небезобразное". Отсутствия эмоции отвращения должно быть достаточно, чтобы уговорить голодного поесть; дополнительные положительные эмоции ни к чему. Может это и наивный аргумент, но со мной оно так и работает - гнилое мясо мне кажется отвратительным, а негнилое мясом красивым не кажется.
номер сообщения: 8-233-61930

4252

LB


Петербург

26.10.2013 | 01:16:36
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
saluki:
Проще говоря, чтобы отдать детёнышу еду, которую очень хочется сожрать самому, животное должно испытывать эмоции, отдалённо схожие с человеческой любовью.

социальное поведение у животных - это отдельная, богатая тема. упрощая, скажем так - что бы отдать еду, которую хочется сожрать, надо испытывать удовольствие от ее отдачи. это как минимум не обязательно любовь - раздавать еду есть признак статуса у животных. у обезьян так в особенности. и передача еды между взрослыми особями - это неотъемлемая часть их жизни, без всяких детенышей.


"Без всяких детенышей" жизни не бывает.
Социальное поведение выражается главным образом и в первую очередь в коллективной заботе о потомстве. Но если Вы считаете, что особь(например, кошка), пожирающая своих детенышей, ведет себя асоциально, то явно смешиваете понятия.
Забота особи о потомстве - это еще не социальное поведение.
И кстати, существований мерзких тварей, жрущих своих детей, как раз таки свидетельствует о необходимости "эмоций альтруизма"
номер сообщения: 8-233-61931

4253

saluki

26.10.2013 | 05:10:40

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
iourique: Мне это не кажется убедительным. Красивое - это не "небезобразное". Отсутствия эмоции отвращения должно быть достаточно, чтобы уговорить голодного поесть; дополнительные положительные эмоции ни к чему. Может это и наивный аргумент, но со мной оно так и работает - гнилое мясо мне кажется отвратительным, а негнилое мясом красивым не кажется.

вам, может быть, и нет. но если вспомнить искусство натюрморта...
во всяком случае, красота еды волнует меня намного больше чем красота детей. детей можно терпеть и некрасивых.
номер сообщения: 8-233-61932

4254

saluki

26.10.2013 | 05:15:38

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: "Без всяких детенышей" жизни не бывает.
Социальное поведение выражается главным образом и в первую очередь в коллективной заботе о потомстве.

абсолютно нет. детеныши - это эпизодическое явление, их потом изгоняют из стаи зачастую. а стая - это стая.

Но если Вы считаете, что особь(например, кошка), пожирающая своих детенышей, ведет себя асоциально, то явно смешиваете понятия.
Забота особи о потомстве - это еще не социальное поведение.

но и социальное поведение - это еще не забота о потомстве)

И кстати, существований мерзких тварей, жрущих своих детей, как раз таки свидетельствует о необходимости "эмоций альтруизма"

в большинстве случаев оно свидетельствует о необходимости держать численность популяции под контролем. в интересах всех имеющихся членов этой популяции. в некотором смысле, это предельный альтруизм - отказ от собственного размножения в интересах вида.
номер сообщения: 8-233-61933

4255

LB


Петербург

26.10.2013 | 13:39:19
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
saluki:
iourique:гнилое мясо мне кажется отвратительным, а негнилое мясом красивым не кажется.

вам, может быть, и нет. но если вспомнить искусство натюрморта...




номер сообщения: 8-233-61939

4256

Vova17

кмс

26.10.2013 | 18:12:39

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Это еще не еда, а трупики животных.


__________________________
Спасение там, где опасность.
номер сообщения: 8-233-61940

4257

Vova17

кмс

26.10.2013 | 18:23:53

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Прокомментирую картинку Заболоцким.

Над нею проклинает детство
Цыпленок, синий от мытья.
Он глазки детские закрыл,
Наморщил разноцветный лобик
И тельце сонное сложил
В фаянсовый столовый гробик.
Над ним не поп ревел обедню,
Махая по ветру крестом,
Ему кукушка не певала
Коварной песенки своей:
Он был закован в звон капусты,
Он был томатами одет,
Над ним, как крестик, опускался
На тонкой ножке сельдерей.
Так он почил в расцвете дней,
Ничтожный карлик средь людей.



__________________________
Спасение там, где опасность.
номер сообщения: 8-233-61941

4258

LB


Петербург

26.10.2013 | 18:58:58
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Замечательно! Обожаю Заболоцкого.

Получается, что iourique прав. Гипотеза saluki не выдержала строгой, но доброжелательной критики.
Лицо без носа безобразно, но и с носом оно не всегда прекрасно. Зевок ферзя отвратителен, но и уход ферзя из под удара - не обязательно шедевр шахматной красота. И т.д.
номер сообщения: 8-233-61942

4259

saluki

26.10.2013 | 19:32:34

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
ничего не понял.
гипотеза не выдержала критики... эээ... лирикой Заболоцкого?
номер сообщения: 8-233-61943

4260

LB


Петербург

26.10.2013 | 21:05:22
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Нет, не стихами. Вы предложили вспомнить натюрморты? Смотрите
Натюрморты прекрасные. Но разве изображенные на них кусок мяса (свежего) и "трупики животных", как выразился Вова, производят впечатление красоты?

По-моему, Ваша гипотеза, что красота происходит от отвратительного - очень странная и более чем сомнительная.
номер сообщения: 8-233-61944

4261

Solovey

26.10.2013 | 21:57:19

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Красота - это Мастерство. Раз! И этика. Два!
* * *
В дискусси о красоте я ставлю шах и мат.
Сказать мне будет позволительно.
Красивым <и великим> назову я мощный вклад.
И для добра чтобы включительно.
номер сообщения: 8-233-61945