|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Хайдук: чё-то не припомню про душу у Гегеля
|
С понятиями душа и дух у Гегеля такая путаница, что сам чёрт ногу сломит. Однако ясно, что душа это нечто более низкое (телесное, природное) по отношению к духу. По Гегелю этот высокий дух не мог развиться и существовать без 'приземленной' телесной души, что следует хотя бы из "хитрости" мирового духа, многократно мною упоминаемой.
См., например, здесь |
|
|
номер сообщения: 8-233-60693 |
|
|
|
В принципе духом с душой и телом и всей природой должен двигать логический механизм, что выдумал Гегель. "Хитрость" обнаруживается на коллективном уровне путём вырисовывания упорядоченных структур с вовлечением множества "ничего не подозревающих" отдельных, локальных историй. |
|
|
номер сообщения: 8-233-60709 |
|
|
|
Могу только еще раз процитировать: "Ничто великое в мире не совершается без страсти"
А страсть, сами понимаете, не логика |
|
|
номер сообщения: 8-233-60712 |
|
|
|
дело в том, что логика Гегеля особая, не видал до него мир такой и потому вполне может сыграть за страсть |
|
|
номер сообщения: 8-233-60713 |
|
|
|
Добавленная функциональность.
Вид стрелок напомнил ему не о свидании, обеде или визите к зубному врачу. Нет, этот человек увидел лишь тонкий стальной стержень длиной в десять дюймов с острием на конце, стержень, которым отлично можно нанести смертельный удар. А потом, не колеблясь, нанес его. |
(Из детективного романа) |
|
|
номер сообщения: 8-233-60783 |
|
|
|
о чем речь? |
|
|
номер сообщения: 8-233-60784 |
|
|
|
Хайдук: о чем речь? |
Использование вещей не по 'назначению' (как в приведенном примере - стрелки башенных часов в качестве орудия убийства) - важнейший элемент творчества. Пример хорош и тем, что в нем отмечено характерное для человеческого творчества нарушение стереотипа восприятия - убийца увидел в часах не то, что обычно видят в них нормальные люди. |
|
|
номер сообщения: 8-233-60785 |
|
|
|
когда приспичит выкручиваемся как сможем и чем/кем попало |
|
|
номер сообщения: 8-233-60786 |
|
|
|
22 августа 1915 года родился известный советский психолог, автор нашумевшей статьи "Кибернетика - наука мракобесов" (5 апреля 1952 года, «Литературная газета») М.Г. Ярошевский.
Статья очень любопытная, по сей день не утратившая злободневности.
Можно обсудить |
|
|
номер сообщения: 8-233-60954 |
|
|
|
Статью прочитал. Обсуждать ее не хочется.
Могу только сказать, что усилиями таких ученых мы, в свое время, отстали в развитии вычислительной техники, лет на двадцать (или больше, наверное) и догнать никак не можем. И вряд ли когда-нибудь догоним. А ведь именно на вычислительной технике основаны современные технологии, определяющие благополучие во многих областях народного хозяйства.
"Кибернетика (от др.-греч. κυβερνητική — «искусство управления») — наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в различных системах, будь то машины, живые организмы или общество" - так пишут в современных справочных изданиях. А не "буржуазная лженаука", как писали в "те" времена. |
|
|
номер сообщения: 8-233-60955 |
|
|
|
В сущности, эта статья показывает, как опасно клеить любые ярлыки, даже такие как "лженаука".
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 8-233-60960 |
|
|
|
Короткая цитата из статьи Ярошевского:
Школьнику известно, что, сколь хитроумно ни была бы устроена вычислительная машина, она проще простейшего одноклеточного организма,... |
Несомненно!
Но давайте продолжим параллель с биологической эволюцией. Если "кибернетическая" (назовём пока так ) эволюция уже на самом начальном, примитивном уровне так сильно повлияла на нашу жизнь, то что будет дальше? Эволюция ведь продолжается... |
|
|
номер сообщения: 8-233-60969 |
|
|
|
LB: Если "кибернетическая" (назовём пока так ) эволюция уже на самом начальном, примитивном уровне так сильно повлияла на нашу жизнь, то что будет дальше? |
а как на вашу жизнь повлияла кибернетика? |
|
|
номер сообщения: 8-233-60970 |
|
|
|
LB: Статья очень любопытная, по сей день не утратившая злободневности. |
я, кстати, все никак не могу придумать, что там можно обсудить. ни одной мысли в статье не вижу, кроме приятного обывателю требования запретить непонятное.
он громит какую-то систему воззрений, обвиняя ее в непродуктивности, но совершенно непонятно, во-1, какой продуктивности он бы ждал от науки, и, во-2, чем это так опасно, что столько страсти? он не утрудился даже описать потенциальную угрозу. сейчас его коллеги, пишущие про гмо в этом ключе, утруждаются хотя-бы пару страшилок рассказать, хоть посмеяться можно...
а тут бульварщина через призму культурного кода марксизма как его понимали в те годы. в чем прикол? |
|
|
номер сообщения: 8-233-60971 |
|
|
|
saluki: LB: Если "кибернетическая" (назовём пока так ) эволюция уже на самом начальном, примитивном уровне так сильно повлияла на нашу жизнь, то что будет дальше? |
а как на вашу жизнь повлияла кибернетика? |
Вероятно, не менее сильно, чем на Вашу. Но на мою еще и сильнее: определило выбор профессии...
Статья написана в 1952-м. А уже к концу 50-х отношение к кибернетике у нас кардинально поменялось, перешло в другую крайность. Сотни книг и журнальных статей внушали обывателю, что вот еще чуть-чуть и машины будут писать стихи и музыку, совершать научные открытия и т. д. Как это повлияло на мировоззрение людей? По-моему, плохо повлияло....
И оказалось, что Ярошевский не так уж ошибался:
Эта модная лжетеория, выдвинутая группой американских "ученых", претендует на решение всех стержневых научных проблем и на спасение человечества от всех социальных бедствий. Кибернетическое поветрие пошло по разнообразным отраслям знания: физиологии, психологии, социологии, психиатрии, лингвистике и др. По утверждению кибернетиков, поводом к созданию их лженауки послужило сходство между мозго человека и современными сложными машинами. Сходство это усматривается в том, что как мозг, так и счетная машина представляют "аппараты, которые принимают информацию и используют ее для получения ответов на вопросы и решения сложных задач". Кибернетики отождествляют намагниченную ленту, вводимую в счеетную машину, с органами чувств, пульсацию ртутного столба - с процессами памяти, радиолампы - с нервными клетками головного мозга, а поток электронов - с умственной деятельностью. |
Знаете, я тоже люблю шутить насчет "продажной девки империализма", но если вдуматься, всё не так однозначно... |
|
|
номер сообщения: 8-233-60972 |
|
|
|
... к концу 50-х отношение к кибернетике у нас кардинально поменялось, перешло в другую крайность ... |
Помню научно-популярную книгу по кибернетике издания тех времен. В одной из глав с точки зрения теории информации доказывалось, что генетика - лженаука! |
|
|
номер сообщения: 8-233-60973 |
|
|
|
LB: Вероятно, не менее сильно, чем на Вашу. Но на мою еще и сильнее: определило выбор профессии... |
а какая у вас профессия?
Статья написана в 1952-м. А уже к концу 50-х отношение к кибернетике у нас кардинально поменялось, перешло в другую крайность. Сотни книг и журнальных статей внушали обывателю, что вот еще чуть-чуть и машины будут писать стихи и музыку, совершать научные открытия и т. д. Как это повлияло на мировоззрение людей? По-моему, плохо повлияло.... |
это я знаю. сотен книг не застал, но кое-что попадалось прямо в домашней библиотеке. но мне как-то не кажется, что это "плохо повлияло", не могу понять чем.
Кибернетическое поветрие пошло по разнообразным отраслям знания: физиологии, психологии, социологии, психиатрии, лингвистике и др. |
ну так оно там везде принесло плодов, много и обильных |
|
|
номер сообщения: 8-233-60977 |
|
|
|
Вики доставляет:
Управление — это перевод управляемой системы из одного состояния в другое посредством целенаправленного воздействия управляющего. |
Нашёл следующие краткие сведения:
«СЕПУЛЬКИ — важный элемент цивилизации ардритов (см.) с планеты Энтеропия (см.). См. СЕПУЛЬКАРИИ».
Я последовал этому совету и прочёл:
«СЕПУЛЬКАРИИ — устройства для сепуления (см.)».
Я поискал «Сепуление»; там значилось:
«СЕПУЛЕНИЕ — занятие ардритов (см.) с планеты Энтеропия (см.). См. СЕПУЛЬКИ». |
|
|
|
номер сообщения: 8-233-60978 |
|
|
|
iourique: Вики доставляет:
Управление — это перевод управляемой системы из одного состояния в другое посредством целенаправленного воздействия управляющего. |
Нашёл следующие краткие сведения:
«СЕПУЛЬКИ — важный элемент цивилизации ардритов (см.) с планеты Энтеропия (см.). См. СЕПУЛЬКАРИИ».
Я последовал этому совету и прочёл:
«СЕПУЛЬКАРИИ — устройства для сепуления (см.)».
Я поискал «Сепуление»; там значилось:
«СЕПУЛЕНИЕ — занятие ардритов (см.) с планеты Энтеропия (см.). См. СЕПУЛЬКИ». |
|
Обожаю такие определения |
|
|
номер сообщения: 8-233-60980 |
|
|
|
saluki:
Статья написана в 1952-м. А уже к концу 50-х отношение к кибернетике у нас кардинально поменялось, перешло в другую крайность. Сотни книг и журнальных статей внушали обывателю, что вот еще чуть-чуть и машины будут писать стихи и музыку, совершать научные открытия и т. д. Как это повлияло на мировоззрение людей? По-моему, плохо повлияло.... |
это я знаю. сотен книг не застал, но кое-что попадалось прямо в домашней библиотеке. но мне как-то не кажется, что это "плохо повлияло", не могу понять чем.
|
Одна из упомянутых книг. Название и картинка на обложке сами за себя говорят.
Несомненные успехи кибернетики вводили односторонне развитых людей в еще большее заблуждение и соблазн - они и сами пытались мыслить как ЭВМ. Человеческие чувства, поэзия, искусство, философия стали казаться им не обязательными, какими-то пережитками, не нужными в будущем.
Кибернетика стала претендовать на роль философии.
В те времена я и решил стать программистом, о чем совершенно не жалею, потому что само по себе это очень интересное, творческое и полезное дело. |
|
|
номер сообщения: 8-233-60982 |
|
|
|
LB: Одна из упомянутых книг. Название и картинка на обложке сами за себя говорят. |
а мне вот эта очень в какой-то момент помогла, причем очень сильно. и на выбор профессии тоже повлияла. перечитал бы, но после переезда не могу найти бумажную версию, а так она есть только в DJVU, что невыносимо
Несомненные успехи кибернетики вводили односторонне развитых людей в еще большее заблуждение и соблазн - они и сами пытались мыслить как ЭВМ. |
мне кажется, что это несколько религиозная проблематика, ввели ли они их в еще большее заблуждение, или изначальная односторонность естественным образом прогрессировала, находя себе дальнейшие "доказательства"... не думаю, что тут можно найти ответ
Человеческие чувства, поэзия, искусство, философия стали казаться им не обязательными, какими-то пережитками, не нужными в будущем. |
ну не могу не отметить, что в начале 20 века такой тренд был в самих поэзии, искусстве и философии. все предшествующее считалось пережитком)
Кибернетика стала претендовать на роль философии. |
и кстати тут еще есть тот момент, что это чисто советская проблема. потому что на западе в это время было уже новое искусство, которое естественным образом и стало философией после ее смерти. мы тут были его лишены(
В те времена я и решил стать программистом, о чем совершенно не жалею, потому что само по себе это очень интересное, творческое и полезное дело. |
безусловно. только к кибернетике оно имеет мало отношения, на самом деле - в том смысле, что кибернетика-то начинается в тот момент, когда мы начинаем обобщать, находить сходства между программированием и биологией, например) а сами по себе и программирование, и изучение работы мозга - отдельные задачи. кибернетика оказалась удобной концепцией, и в медицине, как минимум, мы продвинулись именно благодаря тому, что сходства нашли, осознали и используют. |
|
|
номер сообщения: 8-233-60983 |
|
|
|
Книгу Моля я тоже знаю, и вроде бы где-то здесь даже цитировал.
Но на меня больше повлияли книги Э. Ильенкова и Я. Пономарева.
Цитата из "Идолов и идеалов" Ильенкова (1969). Не надеюсь, что Вы с этим согласитесь
|
|
|
номер сообщения: 8-233-60984 |
|
|
|
вы совершенно правы - не соглашусь) |
|
|
номер сообщения: 8-233-60985 |
|
|
|
saluki: вы совершенно правы - не соглашусь) |
А я не соглашусь с этим
...только к кибернетике оно [программирование] имеет мало отношения... |
Программист - не кодировщик. И в моей работе, например, самым интересным, сложным и ценимым начальством было алгоритмирование |
|
|
номер сообщения: 8-233-60986 |
|
|
|
Ну, мне-то, естественно, позиция Ильенкова ближе.Художественный анализ часто вскрывает такие смысловые пласты, до которых формальный докопаться никогда не сможет. Русская философия во многом строилась именно на нем, за что её нещадно ругают до сих пор.
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 8-233-60987 |
|
|
|
...Индивидуальный коэффициент интеллекта очень слабо связан со способностью решать такие [творческие] задания. Высокий IQ значительно коррелировал со школьными отметками, и группа с наилучшими школьными отметками оказалась по этой новой группе тестов существенно выше средней; но рекордистами по новому тесту оказались те, у кого IQ было на 37 единиц ниже группы с наивысшим IQ (113 против 150). Таким образом, результаты специального тестирования на творческие способности далеко не совпали с результатами тестирования на IQ.
Общий вывод зарубежных исследователей сводится к недостаточности обычных методов тестирования для оценки специально творческих способностей, которые требуют особых методов развития.
Методы развития творческих способностей сведены в следующие десять заповедей.
• Школьники должны знать, что от них ожидают творчества и что творчество ценят.
• Преподаватели должны возбуждать у школьников инициативу, любопытство и поощрять задавание вопросов.
• Преподаватели должны побуждать учеников к самостоятельному учению и самостоятельной работе, помогая им.
• Преподаватели должны возлагать больше ответственности на школьников и устранять изоляцию творчески одаренных учеников.
• Воспитание как дома, так и в школе должно вестись антиавторитарно, то есть свободно.
• Преподаватели должны показывать школьникам ступени творческого процесса, поощрять у них творческую продукцию и обучать осуществлению творческих проектов.
• Преподаватели должны побуждать учеников к необычным, нестандартным и экстравагантным решениям.
• Нужно развивать у школьников воображение и стремление к играм.
• Педагоги должны знать, что творческие способности могут развиваться и усиливаться направленными процессами обучения.
• Общество должно знать, что творчество, как и все другие положительные проявления, в своей элементарной структуре строится преимущественно в дошкольном и школьном возрасте, в результате воздействия многосторонних впечатлений, получаемых от окружающего мира, а также благодаря игроподобным ситуациям, создаваемым в ходе обучения и приобретения навыков.
|
В. Эфроимсон Педагогическая генетика |
|
|
номер сообщения: 8-233-61079 |
|
|
|
LB: ...Индивидуальный коэффициент интеллекта очень слабо связан со способностью решать такие [творческие] задания. Высокий IQ значительно коррелировал со школьными отметками, и группа с наилучшими школьными отметками оказалась по этой новой группе тестов существенно выше средней; но рекордистами по новому тесту оказались те, у кого IQ было на 37 единиц ниже группы с наивысшим IQ (113 против 150). Таким образом, результаты специального тестирования на творческие способности далеко не совпали с результатами тестирования на IQ. |
это я в реальной жизни наблюдаю каждый день)
только необходимо помнить, что 113 - это тоже выше, чем в среднем по планете, это уже одаренные умом. а так да, самые умные обычно так себе в чистом творчестве, похуже чем просто умные, но особенно талантливые. при этом средний и ниже среднего IQ уже, вероятно, недостаточен для того, что бы продуктивно развивать таланты.
ну, если не считать актеров и художников, конечно)))
Методы развития творческих способностей сведены в следующие десять заповедей. |
это, я надеюсь, не те методы, которые желается ввести для обучения всех? потому что они неприемлемы для большей части популяции, в любом случае. инициатива - эта не та штука, которой в социуме должно быть много. порядка и исполнительности требуется намного больше
Общество должно знать, что творчество, как и все другие положительные проявления, в своей элементарной структуре строится преимущественно в дошкольном и школьном возрасте |
формулировка, конечно, хорошая - не придерешься) действительно, в своей элементарной структуре много что строится преимущественно в дошкольном возрасте.
но как максима - оно неверно. школьный и дошкольный возраст для творчества в смысле профессии не дают абсолютно ничего. |
|
|
номер сообщения: 8-233-61080 |
|
|
|
saluki:
только необходимо помнить, что 113 - это тоже выше, чем в среднем по планете, это уже одаренные умом. |
Кстати.
Невежественные, необразованные и малоспособные не могут найти работу в технологически передовом обществе, причем грань малой пригодности повышается с усложнением жизни. Считалось, что гранью, отделяющей умственно отсталых от нормальных, является IQ = 70. Несколько лет назад Национальная ассоциация по борьбе с умственной отсталостью подняла грань до IQ = 85. Люди с коэффициентом интеллекта в пределах 70–85 могли относительно неплохо действовать в несложном вчерашнем мире, но не в сегодняшнем. |
Это сказано лет 40 назад. А что дальше будет? Грань всё повышается и повышается...
Это к проблеме нарастающего дефицита интеллекта, которую мы уже обсуждали. |
|
|
номер сообщения: 8-233-61081 |
|
|
|
В начале этой темы возник спор: что раньше - эстетика или этика? Нравственное чувство (совесть) или заповеди?
Эмоции, несомненно, раньше! И в вертикали эволюции и в вертикали индивидуального сознания они занимают нижний - базовый уровень. Комплексы эмоций, созданные естественным отбором, послужили материалом для построения нравственности.
" Может быть, обидно, жестоко, что эмоции и идеалы супружеской верности, преданности, вечной любви к своим детям и их матерям выкованы десятками тысячелетий отбора, то есть гибелью миллионов, десятков миллионов, сотен миллионов тех детей, родители которых не обладали этими этическими эмоциями. Еще обиднее и оскорбительнее согласиться с тем, что наши высшие поэтические идеалы вечной любви имеют своим отдаленным источником столь низменных причины, как бесплодие и отбор, вызванный венерическими заболеваниями"
Эфроимсон "Родословная альтруизма" |
|
|
|
номер сообщения: 8-233-61792 |
|
|
|
обидно, жестоко, что эмоции и идеалы супружеской верности, преданности, вечной любви к своим детям и их матерям выкованы десятками тысячелетий отбора, то есть гибелью миллионов, десятков миллионов, сотен миллионов тех детей, родители которых не обладали этими этическими эмоциями. |
почем автор уверен, что родителям было по барабану? Если так, то нашего брата не стало бы, не уцелел бы. В отличие от многих зверей человеку приходится долго ухаживать за детьми, пока им начнут хватать мозги, ибо нечем другим выживать по сравнению с беспощадными зверями
Еще обиднее и оскорбительнее согласиться с тем, что наши высшие поэтические идеалы вечной любви имеют своим отдаленным источником столь низменных причины, как бесплодие и отбор, вызванный венерическими заболеваниями |
странное немного утверждение, к чему тут бесплодие с постыдными болезнями? |
|
|
номер сообщения: 8-233-61795 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Copyright chesspro.ru 2004-2024 гг. |
|
|
|