|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Удивительно прозорливо! Я не знал.
Но всё-таки это скорее прогноз и предвосхищение развития событий, чем план(проект), реализованный в виде Интернета. |
|
|
номер сообщения: 8-233-60461 |
|
|
|
Следует признать, что творчество свойственно и неживой природе и живой — до возникновения человека, и человеку, и обществу. Творчество — необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества. Творчество человека лишь одна из таких форм. |
Я. Пономарев |
|
|
номер сообщения: 8-233-60552 |
|
|
|
Всегда считал, и продолжаю считать, что творчество сопутствует только разумной деятельности. Божественной или человеческой. У Природы разума нет, а значит деятельность Природы, мне думается, должна описываться не термином творчество, а каким-то другим. Эволюция, например. У эволюции нет цели, это слепой механизм, работающий по определенному набору правил.
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 8-233-60555 |
|
|
|
Не стану Вас больше переубеждать. Если уж за 5 лет... да, точно, этой теме скоро 5 лет.
В природе целей нет, но есть направленность движения, общая тенденция изменений - от простого к сложному: частицы - атомы - молекулы - клетки - многоклеточные...
Казалось бы, какая разница - применять к природе термин "творчество" или не применять? Однако дело тут вовсе не в словах, а в принципиально различных методах и подходах изучения.
Возьмем к примеру обычную эл. лампочку. Сколько её не изучай - хоть по атомам разбери - не поймешь, почему она светится. Потому что причина-источник её свечения вне неё. С творчеством разума, наверно, аналогично... |
|
|
номер сообщения: 8-233-60557 |
|
|
|
LB:
Возьмем к примеру обычную эл. лампочку. Сколько её не изучай - хоть по атомам разбери - не поймешь, почему она светится. Потому что причина-источник её свечения вне неё. С творчеством разума, наверно, аналогично... |
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 8-233-60558 |
|
|
|
LB: Возьмем к примеру обычную эл. лампочку. Сколько её не изучай - хоть по атомам разбери - не поймешь, почему она светится. Потому что причина-источник её свечения вне неё. С творчеством разума, наверно, аналогично... |
В смысле разум не имеет отношения к (своему) творчеству, якобы внешнему по отношению к разуму? |
|
|
номер сообщения: 8-233-60560 |
|
|
|
patrikey:
Т.е., планировали, на самом деле. |
Так то Сахаров |
|
|
номер сообщения: 8-233-60561 |
|
|
|
Хайдук: LB: Возьмем к примеру обычную эл. лампочку. Сколько её не изучай - хоть по атомам разбери - не поймешь, почему она светится. Потому что причина-источник её свечения вне неё. С творчеством разума, наверно, аналогично... |
В смысле разум не имеет отношения к (своему) творчеству, якобы внешнему по отношению к разуму? |
Разве лампочка не имеет отношения к освещению?
Приходится предположить, что логика, разграничивающая внутреннее и внешнее, субъект и объект, познаваемое и познающее...к творчеству не вполне применима. |
|
|
номер сообщения: 8-233-60598 |
|
|
|
LB: логика, разграничивающая внутреннее и внешнее, субъект и объект, познаваемое и познающее...к творчеству не вполне применима. |
это понятно - субъекту/разуму нужно сырьё извне дабы поиздеваться над оным в творческом запале. |
|
|
номер сообщения: 8-233-60621 |
|
|
|
Хайдук: LB: логика, разграничивающая внутреннее и внешнее, субъект и объект, познаваемое и познающее...к творчеству не вполне применима. |
это понятно - субъекту/разуму нужно сырьё извне дабы поиздеваться над оным в творческом запале. |
На самом деле это не так просто и банально, как Вы объяснили.
Кстати, Вы знаете, почему Гегель излагал свою философию таким жутким языком? Он ведь не был косноязычным - почитайте, например, его "Жизнь Иисуса" |
|
|
номер сообщения: 8-233-60627 |
|
|
|
LB: почему Гегель излагал свою философию таким жутким языком? |
Идеи заставляли?
З.Ы. не думаю, кстати, что может идти речь о каком-либо косноязычии вообще. Лично меня язык оный в своё время буквально заворожил, это было откровение на фсю жызнь. Нашёл его уникально/эксклюзивно адекватным исследуемым проблемам. Когда не понимаешь, легче всего списать на косноязычие |
|
|
номер сообщения: 8-233-60629 |
|
|
|
Да.
Кроме прочего, такой язык защищает от банализации - то есть от непроизвольного свЕдения принципиально нового к прежде известному, банальному. Читателю(слушатели) предлагается не голый результат, а условия, позволяющие ему посредством собственных творческих усилий самостоятельно прийти к этому результату.
Подобное соавторство-сотворчество характерно прежде всего для искусства.
Почему, например, шахм. композиция существует в форме задач для самостоятельного решения? Потому, наверное, что красота в полной мере переживается только в процессе собственного творчества. |
|
|
номер сообщения: 8-233-60633 |
|
|
|
... с аттестатом, зашитым в кармане вместе с деньгами, я сел в поезд и поехал в Москву. В те годы поезда из наших краев шли до Москвы трое суток, так что времени для выбора своей будущей профессии было достаточно, и я остановился на философском факультете университета. Возможно, выбор определило следующее обстоятельство.
Года за два до этого я обменялся с одним мальчиком книгами. Я ему дал "Приключения Шерлока Холмса" Конан Дойля, а он мне -- один из разрозненных томов Гегеля, "Лекции по эстетике". Я уже знал, что Гегель - философ и гений, а это в те далекие времена было для меня достаточно солидной рекомендацией.
Так как я тогда еще не знал, что Гегель для чтения трудный автор, я читал, почти все понимая. Если попадались абзацы с длинными, непонятными словами, я их просто пропускал, потому что и без них было все понятно. Позже, учась в институте, я узнал, что у Гегеля, кроме рационального зерна, немало идеалистической шелухи разбросано по сочинениям. Я подумал, что абзацы, которые я пропускал, скорее всего и содержали эту шелуху.
Вообще я читал эту книгу, раскрывая на какой-нибудь стихотворной цитате. Я обчитывал вокруг нее некоторое пространство, стараясь держаться возле нее, как верблюд возле оазиса. Некоторые мысли его удивили меня высокой точностью попадания. Так, он назвал басню рабским жанром, что было похоже на правду, и я постарался это запомнить, чтобы в будущем по ошибке не написать басни. |
|
|
|
номер сообщения: 8-233-60634 |
|
|
|
VicS: Так, он назвал басню рабским жанром, что было похоже на правду, и я постарался это запомнить, чтобы в будущем по ошибке не написать басни. |
|
Подозреваю, что тут Искандер кусал Михалкова |
|
|
номер сообщения: 8-233-60635 |
|
|
|
интересно, столь же восторженно воспринимают этот рассказ читатели не знакомые с реалиями ссср? |
|
|
номер сообщения: 8-233-60636 |
|
|
|
В шесть лет мне была непонятна строчка гимна «И Ленин великий нам путь озарил», вернее, кто, собственно, великий — путь или Ленин? И каждый, к кому я обращался с таким вопросом, давал мне подзатыльник |
арт.: интересно, столь же восторженно воспринимают этот рассказ читатели не знакомые с реалиями ссср? |
|
|
|
номер сообщения: 8-233-60637 |
|
|
|
Коль скоро разговор повернул на Гегеля, приведу довольно длинную цитату из книги Куно Фишера, который в свою очередь цитирует Гото - "Гегель на кафедре"
И я выделил мысль, которую считаю ключевой.
"Ему предстояла задача извлечь самые серьезные мысли из глубочайшей основы вещей, и хотя эти мысли были продуманы и разработаны им много лет тому назад и много раз, тем не менее для того, чтобы жизненно воздействовать, они всегда должны были вновь рождаться в нем в живой современности. Нельзя себе представить более наглядного пластического выражения этих затруднений и тяжкого труда, чем в форме его лекций. Как древние пророки, чем настойчивее они боролись с языком, тем выразительнее высказывали то, что боролось в них самих, отчасти побеждая, отчасти побежденные, точно так же боролся и побеждал и он с неуклюжею серьезностью. Весь углубившись лишь в свою мысль, он, казалось, развивал ее для слушателей только из нее самой, ради нее самой, как бы не из своего духа, и тем не менее она возникала из него одного, и почти отеческая забота о ясности смягчала упорную серьезность, которая могла бы отпугивать от восприятия таких трудных мыслей. В самом начале он уже запинался, потом опять повторял фразу, останавливался, говорил и думал; казалось, ему никогда не удастся найти подходящего слова, но вот вдруг он с уверенностью произносил его; оно оказывалось простым и тем не менее было неподражаемо подходящим, неупотребительным и в то же время единственно правильным. Всегда казалось, что самое важное должно быть высказано еще впоследствии, и тем не менее оно уже незаметно и в совершенно полной форме бывало высказано. Наконец, ясное значение мысли бывало схвачено, и являлась надежда на желанное движение вперед. Напрасно. Мысль вместо того, чтобы двигаться вперед, вращалась на одном и том же месте, выражаясь все в сходных словах.
Однако, если утомленное внимание рассеивалось и слушатель, спустя несколько минут, испуганный внезапно возвращался к лекции, он находил в наказание себе, что утратил связь мыслей. Медленно и обдуманно подвигаясь вперед сквозь мнимо незначительные посредствующие звенья, Гегель ограничивал до односторонности какую-либо полную мысль, различал в ней несколько сторон и приходил к противоречиям, победоносное разрешение которых должно было мощно воссоединить наименее согласимое" |
|
|
|
номер сообщения: 8-233-60640 |
|
|
|
мысль действительно ключевая, с чего бы так? |
|
|
номер сообщения: 8-233-60644 |
|
|
|
Хайдук: мысль действительно ключевая, с чего бы так? |
Вы поняли, Хайдук?
А я, глупый, не понял, принадлежали мысли глубочайшей основе вещей или Гегелю. |
|
|
номер сообщения: 8-233-60645 |
|
|
|
VicS: ...
Вообще я читал эту книгу, раскрывая на какой-нибудь стихотворной цитате. Я обчитывал вокруг нее некоторое пространство, стараясь держаться возле нее, как верблюд возле оазиса. Некоторые мысли его удивили меня высокой точностью попадания. Так, он назвал басню рабским жанром, что было похоже на правду, и я постарался это запомнить, чтобы в будущем по ошибке не написать басни. |
|
Класс! |
|
|
номер сообщения: 8-233-60646 |
|
|
|
Sad_Donkey: принадлежали мысли глубочайшей основе вещей или Гегелю. |
принадлежащими себе родимому мыслями Гегель вскрыл/застукал/пригвоздил глубочайшую основу вещей |
|
|
номер сообщения: 8-233-60647 |
|
|
|
Хайдук: Sad_Donkey: принадлежали мысли глубочайшей основе вещей или Гегелю. |
принадлежащими себе родимому мыслями Гегель вскрыл/застукал/пригвоздил глубочайшую основу вещей |
Спасибо за разъяснение. Я так понимаю, что речь там идет о том, что нельзя дважды войти в одни и те же мысли(?) |
|
|
номер сообщения: 8-233-60649 |
|
|
|
Изобретали вечного двигатели придумали немало действительно полезного. То же самое я бы сказал о философах вроде Хайдеггера, которые пытались и пытаются сделать самодостаточным понятийное мышление, хотя это так же невозможно, как вечный двигатель. |
|
|
номер сообщения: 8-233-60657 |
|
|
|
Sad_Donkey: так понимаю, что речь там идет о том, что нельзя дважды войти в одни и те же мысли(?) |
Нет, дело в том, что мыслей этих нельзя зазубрить никому, даже самому Гегелю, потому что они сами собой в себе из себя для себя кувыркаются . Мысли эти обладают совершенно независимой собственной, внутренней динамикой, на которой можно ездить верхом расслабившись, но которая корчевать себя руками топорной обыденной/формальной логики никак не даст. Потому за кафедрой Гегелю приходилось вновь и вновь угадывать/нащупывать уникальную гармонию этой уникальной динамики, даже вопреки вскрытию её им же лично-с, так сказать. |
|
|
номер сообщения: 8-233-60659 |
|
|
|
LB: Изобретали вечного двигатели придумали немало действительно полезного. То же самое я бы сказал о философах вроде Хайдеггера, которые пытались и пытаются сделать самодостаточным понятийное мышление, хотя это так же невозможно, как вечный двигатель. |
одному вроде повезло все-таки |
|
|
номер сообщения: 8-233-60661 |
|
|
|
Хайдук: Мысли эти обладают совершенно независимой собственной, внутренней динамикой, на которой можно ездить верхом расслабившись, но которая корчевать себя руками никак не даст. |
Эскадрон моих мыслей шальных,
Не решеток ему не преград.
Удержать не могу я лихих скакунов
Пусть летят, пусть летят.
Мои мысли мои скакуны,
Вас пришпоривать нету нужды,
Вы аллюром несетесь и не признаете узды
Мои мысли мои скакуны.. |
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 8-233-60662 |
|
|
|
Хайдук: LB: Изобретали вечного двигатели придумали немало действительно полезного. То же самое я бы сказал о философах вроде Хайдеггера, которые пытались и пытаются сделать самодостаточным понятийное мышление, хотя это так же невозможно, как вечный двигатель. |
одному вроде повезло все-таки |
Нет, насколько я понимаю для Гегеля душа оставалась душой, а не частью логики. |
|
|
номер сообщения: 8-233-60687 |
|
|
|
но ведь душа/дух (абсолютный) двигалась логикой |
|
|
номер сообщения: 8-233-60688 |
|
|
|
номер сообщения: 8-233-60689 |
|
|
|
чё-то не припомню про душу у Гегеля
|
|
|
номер сообщения: 8-233-60691 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Copyright chesspro.ru 2004-2024 гг. |
|
|
|