Pirron: Во время перестройки, кстати, много говорили о том, что Платонов вынужден был работать дворником, чтобы заработать на хлеб насущный. Причем подметал двор Литинститута. Интересно, вымысел это или в этом есть доля правды? Мне эта история кажется сомнительной, поскольку уже на исходе советских времен Платонов входил в программу филологических факультетов. Но, правда, в урезанном виде.
Да, подметал. В сборнике "Воспоминания о Литинституте" об этом написано. Сейчас у меня его нет, но насколько я помню, он при нём и проживал. Студентам, проходившем мимо, кто-то из преподавателей сказал: "Здесь живёт великий советский писатель".
Из Интернета: "Почему же молва отправила Платонова мести двор именно Литинститута? Дело в том, что Платонов с 1932 года и до самой смерти жил во флигеле этого здания (теперь бывшая комната писателя носит имя «Аудитория имени А. П. Платонова»). Так что у мифа есть реальная основа — писателя могли видеть во дворе с метлой, но он просто убирался перед своим крыльцом".
Всё верно я запомнил - подметал и при нём проживал. То, что он работал дворником при Литинституте, я не утверждал.
Vova17: в культурной столице появился бар с говорящим названием - Уебар.
Вообще-то с марта 2021-го противозаконно.
За нецензурную брань в общественном месте ... ч.1 ст. 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство) в виде штрафа от 500 до 1000 рублей или административного ареста на срок до 15 суток.
Про подметание тоже было в одном из воспоминаний писателей из сборника "Воспоминания о Литинституте. 1933-1983" ( Москва : Сов. писатель, 1983. - 479 с.), т.е. до перестройки.
Vova17: в культурной столице появился бар с говорящим названием - Уебар.
Вообще-то с марта 2021-го противозаконно.
За нецензурную брань в общественном месте ... ч.1 ст. 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство) в виде штрафа от 500 до 1000 рублей или административного ареста на срок до 15 суток.
Ст. 20.1 формулируется не совсем так:
1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, -
Таким образом, сама по себе нецензурная брань состава правонарушения не составляет, если, как в данном случае, отсутствует нарушение общественного порядка. Хотя, конечно, при желании повернуть это дышло можно и так.
Eagle_2: Про подметание тоже было в одном из воспоминаний писателей из сборника "Воспоминания о Литинституте. 1933-1983"
Вот и любопытно было бы посмотреть, что именно там сказано: "сам видел" или иначе.
Хотя даже "сам видел" в сильно позднейших мемуарах мало что доказывает: проникновение легенды в воспоминания дело совершенно обычное, а особенно этим грешат актеры и литераторы.
Evgeny Gleizerov: Хотя, конечно, при желании повернуть это дышло можно и так.
И непременно было бы повернуто, потому что бары с таким названием и теперь существуют в Москве и Питере, но уже без намеков на нецензурное обслуживание.
Гхм. На официальном сайте намёки (прямым текстом) вполне присутствуют. Интересно при этом, что в московском меню обсценной лексики нет, ограничиваются именно намёками, а в питерском она широко представлена (и цены, кстати, пониже).
По касательной к легенде о Платонове-дворнике.
В конце 70-х моя сослуживица, весьма почтенная дама, жившая в элитном доме в центре Москвы, рассказывала:
Во дворе дома женщина в комбинезончике помыла одну машину, потом вторую. Моя сослуживица подошла к ней и спросила:
- Я вижу, вы моете машины; не могли бы вы помыть и мою?
Та ответила:
- Я помыла свою машину и машину мужа, Леонида Гайдая.
Я был совершенно уверен, что история не выдумана; собственно, думаю так и сейчас.
Eagle_2: Про подметание тоже было в одном из воспоминаний писателей из сборника "Воспоминания о Литинституте. 1933-1983"
Вот и любопытно было бы посмотреть, что именно там сказано: "сам видел" или иначе.
Хотя даже "сам видел" в сильно позднейших мемуарах мало что доказывает: проникновение легенды в воспоминания дело совершенно обычное, а особенно этим грешат актеры и литераторы.
Константин Ваншенкин (один из трёх составителей сборника, с. 187):
"Однажды в зимнем, густо заснеженном дворе Литинститута А. Коваленков [преподаватель Ваншенкина] обратил мое внимание на высокого человека, деловито разметающего дорожку:
- Знаете, кто это? Андрей Платонов.
А откуда мне было его знать? Ведь я никогда не был "литературным мальчиком".
Eagle_2: Однажды ... деловито разметающего дорожку
Важный документ, потому что сравнительно ранний (ВЛ, 1976). Упоминается единичный случай подметания и никаких намеков на дворника. Уж точно Ваншенкин об этой версии не умолчал бы, в 76-м это было вполне подцензурно.
"Вопросы литературы" были очень даже на виду; отсюда, думаю, и возникла легенда, которая в 1985 г. фиксируется уже во всей полноте.
Eagle_2: Паустовский: - Вы хотите видеть гения - вот он идет по скверу.
В пандан из воспоминаний Паустовского о Грине:
— Большой человек! — сказал Новиков-Прибой. — Заколдованный. Уступил бы мне хоть несколько слов, как бы я радовался! Я-то пишу, честное слово, как полотер. А у него вдохнешь одну строчку и задохнешься.
Думаю, таково же - mutatis mutandis - было отношение Паустовского к Платонову.
Стыдно сказать, что лет десять назад я не сильно отличал Паустовского от Пришвина, такие школьные впечатления. А Паустовский оказался замечательным писателем, не говоря уже об остальном.
jenya: А Паустовский оказался замечательным писателем, не говоря уже об остальном.
Дело вкуса. По мне так он самый переоцененный (в свое время, теперь сошло на нет) советский писатель. В старые времена я с интересом читал его автобиографическую книгу, особенно там, где речь о Гражданской войне. Хотя интерес был не литературный, а познавательный; теперь вижу там множество фальшивых мест, не обязательных даже при учете цензуры.
Он неизменно хорош в пейзажных описаниях, в подборе зримых деталей, в том, как он строит фразу, как подбирает эпитеты. Если он описывает действие, которое он лично пережил, то делает это динамично и точно, не запутываясь в придаточных предложениях. Если рассказывает о человеке, которого он лично встречал, то убедительно воссоздает и внешность, и характер этого человека. Все эти достоинства в полной мере проявляются в его автобиографической прозе. Я пробовал читать его рассказы "для взрослых", но первые два рассказа оказались настолько слабыми, что я бросил это дело. Пробовал читать его повествования об исторических персонажах, с которыми он разминулся на целое столетие - тоже не понравилось. Но те рассказы из сборника для детей, которые я читал когда-то сыну, намного превосходили все, что еще имелось в этом сборнике.
Поскольку он не претендует на роль добросовестного летописца, дающего объективные исторические оценки, я и не оспариваю его права писать то, с чем я не согласен. Я имел в виду в первую очередь тех бесчисленных персонажей его книги, которые ничем особенным не отметились в истории - родню, друзей, приятелей, учителей, сослуживцев, соседей , случайных знакомых и пр.
Странно, но, зайдя на чесспро, я снова стал играть в шахматы. Правда, играю только с машиной и настолько плохо, что мои партии можно вполне показывать юным шахматистам как образец нелепой стратегии и беспомощной тактики - чтобы им неповадно было. Однако у меня есть над машиной большое преимущество: самые глупые ходы я спокойно могу взять назад - и она с этим свинством вынуждена примириться. Так мне удается не только часто делать ничью, но даже иногда выигрывать.
nict46: ...имевший несчастье командовать расстрелом...
...взглядов автора я совершенно не разделяю, но по части фактов всё верно.
Одна из деталей мне показалась достоверной у Паустовского, а именно то, что офицер флота мог отказаться командовать расстрелом, тем более в отсутствие военного положения.
Я не нашёл подтверждений или опровержений этого.
Прочитал статью в Википедии о П.П. Шмидте. Создалось впечатление, что авторы слегка повредились умом на почве стремления скомпрометировать его любым доступным способом.
Женитьба на проститутке - в том месте и времени это был именно компромат (позорящий поступок), особенно для офицера. Если человек решается пойти на позорящий в глазах своей среды поступок, это важнейший факт, его характеризующий - но при этом вовсе не обязательно характеризующий отрицательно (всё зависит от того, считаете ли сам "оценщик" данный поступок позорящим). В моих глазах, например, отважное игнорирование предрассудков среды как раз характеризует человека весьма положительно.
Но как бы к такого рода поступкам ни относиться (кто-то просто покрутит пальцем у виска, допустим), они обязаны быть упомянуты в любой, сколь угодно краткой биографии, во всяком случае посмертной.
С другой стороны, в Вики упоминается и позорящий поступок совершенно другого рода, а именно растрата казённых денег. А вот это уже не про предрассудки, и в этом свете и женитьба на проститутке выглядит несколько иначе.
Начал наряду с Катаевым читать Петера Альтенберга, и обратил, конечно, сразу внимание на его повышенный интерес к девочкам "с ногами газели". Но подумал, что это - богемная игра, основанная на легкой склонности к педофилии. Однако в википедии пишут, что он был "известен как серийный педофил". Правда, не уточняют, какими именно деяниями он отметился на этом поприще. Сообщают еще, что однажды к нему за советом обратился юнец, которого покинула возлюбленная, и Альтенберг посоветовал ему покончить жизнь самоубийством. Что тот и сделал. Ну и, понятно, из-за алкогольной зависимости Альтенберг неоднократно лечился в психиатрической клинике. В общем, достаточно яркий представитель австрийской богемы эпохи модерна.
nict46: Я был совершенно уверен, что история не выдумана; собственно, думаю так и сейчас.
скорее выдуманная. во-1, матерые киношники жили не в "элитных домах", а в кооперативах - и в случае гайдая это был аэропорт, а не центр. во-2, гайдай не водил машину, его возила как раз жена - поэтому больше одной машины мыть ей приходилось вряд ли. но вот комбинезончик - это запросто, и очень на нее похоже. и да, она была способна помыть ее и в чужом дворе, привезя мужа в гости например.