|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
jenya: Рассказчик действует на уровне голоса и слуха. Прозаик - на уровне сердца, ума и души. Писатель - на космическом уровне.
Рассказчик говорит о том, как живут люди. Прозаик - о том, как должны жить люди. Писатель - о том, ради чего живут люди. |
|
Аристотель, "Поэтика":
Софокл говорил, что он представляет людей такими, какими они должны быть, а Еврипид такими, каковы они в действительности. |
А вот трехчленка Довлатова кажется мне, прости господи, надуманной. |
|
|
номер сообщения: 23-17-14195 |
|
|
|
nict46: трехчленка Довлатова |
Вот Чич вернётся и обязательно спросит
|
|
|
номер сообщения: 23-17-14196 |
|
|
|
С неделю назад само собою сочинилось было что-то, привычно несерьезное... Я осекся.
(Что, о чем, в каком треде? - через пару дней уже не помнил ни слова)
Сорок дней не прошло, а меня на стишки потянуло.
Что же делать, Семен, коль до срока покинул ты нас.
Сорок дней не прошло... То, что разом, казалось, уснуло,
Сигаретой запретною манит в предутренний час. |
|
|
номер сообщения: 23-17-14202 |
|
|
|
Эмиль Сутовский не совсем забросил свой ЖЖ
По совету Виктора Шендеровича читаю стихи замечательного,
но почему-то малоизвестного поэта Александра Аронова.
Прочтите и вы. Только не наискосок, прыгая через строки. Не по-фейсбучному, а попытавшись прочувствовать... |
Семен бы откликнулся, конечно, это был его поэт. |
|
|
номер сообщения: 23-17-14203 |
|
|
|
Почитатель: Эмиль Сутовский не совсем забросил свой ЖЖ
По совету Виктора Шендеровича читаю стихи замечательного,
но почему-то малоизвестного поэта Александра Аронова.
Прочтите и вы. Только не наискосок, прыгая через строки. Не по-фейсбучному, а попытавшись прочувствовать... |
Семен бы откликнулся, конечно, это был его поэт. |
да и да, и еще раз да
__________________________
не надо шутить с войной |
|
|
номер сообщения: 23-17-14204 |
|
|
|
номер сообщения: 23-17-14205 |
|
|
|
Пошёл по ссылкам, наткнулся на
В юности Старый Семён был суров в смысле модерирования. Помнится, лестные комментарии приходилось дублировать в других темах, он не переносил, когда его "слишком" хвалили. |
|
|
номер сообщения: 23-17-14206 |
|
|
|
не могу найти пост Пиррона про конкурс, но не суть, идея хорошая, по моему скромному мнению, но не стоит спешить, а главное - должно быть на очень высоком уровне, иначе не стоит, опять же пмм. |
|
|
номер сообщения: 23-17-14210 |
|
|
|
Если учредят премию, то может вообще получиться известный конкурс малой формы.
__________________________
pr.ai PRAI Portal of Robotics and Artificial Intelligence |
|
|
номер сообщения: 23-17-14211 |
|
|
|
номер сообщения: 23-17-14212 |
|
|
|
Известный народу конкурс малой литературной прозаической формы. Хотя может и сейчас такие конкурсы есть, но широким массам они неизвестны, а известны только в узких кругах литераторов.
__________________________
pr.ai PRAI Portal of Robotics and Artificial Intelligence |
|
|
номер сообщения: 23-17-14213 |
|
|
|
арт.: не могу найти пост Пиррона про конкурс, но не суть, идея хорошая, по моему скромному мнению, но не стоит спешить, а главное - должно быть на очень высоком уровне, иначе не стоит, опять же пмм. |
Похоже, пост стерт. Но, наверное, Пиррон помнит его содержание, сможет повторить. |
|
|
номер сообщения: 23-17-14215 |
|
|
|
Ну, идея была простая. Так же, как шахматисты или музыканты создают в память о замечательном мастере турнир или конкурс, мы могли бы создать литературный конкурс имени Старого Семена.Формат форума заранее освобождает нас от всякой формалистики - что вполне в духе Семена.Каждый желающий в любом удобном ему ритме публикует любое количество лмтературных произведений в коронном жанре Семена - в жанре миниатюры или, как сам Семен его определял, "байки".Все это длится, к примеру, до Нового года.Потом жюри определяет победителя, и общественность вручает ему приз. |
|
|
номер сообщения: 23-17-14216 |
|
|
|
Говорят, что раны со временем заживают. Возможно. Но боль, которую вызвал уход дорогого Сени, уверен, не пройдет еще очень долго.
Мы подружились теперь уже совсем в давние времена. Кажется, году в 69-м или 70-м. Познакомились в шахматном клубе "Буревестник" на проезде Серова в Москве. Играли в турнирах - но интересно, что за доской между собой так и не встретились. А вот болтали о том о сем очень часто. Я уже тогда подметил совершенно необыкновенное чувство юмора моего нового товарища. Какую-то особую иронию. Да и самоиронию, что дано не многим. Редко удается встретить человека, с которым тебя все объединяет и который все или почти все понимает, как ты. Сеня для меня был именно таким человеком. Он часто бывал у меня дома. Я жил в самом центре - в Настасьинском переулке, между улицей Горького и улицей Чехова. Дома у меня все время играли блиц. Под мамины пироги. Часто приходили и наши друзья по "Буревестнику" - Эдик Рафальский, Дима Зильберштейн - их тоже уже нет. Золотые, беззаботные времена!
Прошло много лет, и я отправился в эмиграцию. Жил в Израиле, Франции. И вот уже в Нью-Йорке в 3-м году получаю имейл от Сени. Он разыскал меня по Интернету. И так старая очная дружба перешла в виртуальное общение. И мы стали переписываться почти каждый день.
Писали друг друг, конечно, о шахматной жизни - то, что нас всегда интересовало и волновало. Но, разумеется, писали и о повседневщине. В частности, Сеня всегда интересовался моей новой жизнью, и я всегда делился с ним моими радостями и огорчениями. Он все это принимал близко к сердцу и часто именно его совет и пожелания были мне нужнее всего!
Сейчас я уже подзабыл, но по-моему сначала Сеня начал посылать мне свои чудесные рассказы, а потом уже я стал читать их здесь на форуме. Всегда высоко оценивал его неповторимое мастерство, но он терпеть не мог похвал в свой адрес.
Я и сам начал писать под его влиянием. Случилось это так. Как-то я написал ему письмо, в котором, среди прочего, написал о моей школьной учительнице литературы. Буквально тут же получил от Сени ответ, что мое письмо это уже готовый рассказ А в этом рссказе-то было всего полторы странички. Сеня попросил меня и дальше присылать ему мои рассказы.И это воодушевило меня, и я начал писать прозу. Собственно говоря, Сеня стал моим главным консультантом. А наша переписка приобрела, помимо того, что она всегда была интересной, какой-то новый смысл.
Сеня был человеком универсальных знаний. Но в конце концов, таких людей не так уж мало. Немало людей имеют свой взгдял на мир. Но он был человеком особой, глубинной мудрости и такта. Думаю, тут на форуме в этой оценке нашего дорогого друга ко мне присоединятся многие. В последнее время бывало так, что мы по каким-то вопоросам довольно остро не соглашались, но Сенин такт никогда не давал даже жаркому спору вылиться за рамки тактичости и взаимного уважения. В этом плане Сеня был совершенно уникальной личностью. Уверен, что у Сени было множество читателей.
Уверен и в том, что со временем его рассказы буду читаться еще большим кругом людей. Но полагаю, что он также обладал колоссальным знанием шахматной истории и понимал по-особому многие факты шахматной истории, так же как и великих личностей в шахматной истории. Предложу вниманию читателей реакцию Сени на одну из моих шахматный статей, опубликованную на форуме еще летом 2008 года. По ней видно как уважал Сеня верность факту - то свойство, которое так редко встретить. И при этом он никак не хотел выходить на авансцену и скромно оставался в тени.
----
Статья Льва Харитона "С любовью и горечью" (http://rsport.netorn.ru/ech/khariton/bron4.htm) производит большое впечатление. Вот что пишет автор, предваряя публикацию: Предлагаемые раздумья, мучительные и довольно пространные, были записаны мной в 1996 году в Париже, но на русском так и не были опубликованы. В 1998 году их опубликовал на своем сайте ChessCafe американский издатель Ханон Расселл. Исключительно противоречивые в своей основе, они вызвали более чем трехмесячную бурную дискуссию на форуме сайта. Надеюсь, что и русскоязычный читатель не останется равнодушным.
Действительно, эта, совершенно блестящая на мой взгляд, статья вместе с тем вызывает желание поспорить. Особенно интересны мне были две затронутые автором темы: Бронштейн и Ботвинник, а также отношение Бронштейна к Ласкеру.
Бронштейн и Ботвинник
Начнем с Ботвинника. Лев Харитон укоряет - и во многом справедливо – Бронштейна в предвзятом и необъективном отношении к первому советскому чемпиону мира. Что говорить - давняя неприязнь Давида Ионовича к своему историческому сопернику, проявившиеся во многих статьях и интервью, приняла в последние годы жизни Бронштейна болезненную форму. Но, справедливости ради, нельзя не сказать, что и отношение Ботвинника к Бронштейну трудно назвать объективным. И неудивительно.
Вспомним, как говорится, историю вопроса. Ботвинник, как известно, перед ответственными соревнованиями специально настраивал себя на враждебное отношение к противникам. Так было с Кересом, Смысловым, Талем и Петросяном. Так было и в 1951 году – с Бронштейном. Интересно, что когда борьба заканчивалась, Ботвинник нередко налаживал с бывшими врагами нормальные человеческие отношения. Но в случае с Бронштейном этого не произошло. Не знаю, как воспринял Бронштейн во время матча откровенную враждебность партнёра. Но думаю, что тяжело. Возможно, этим и объясняется его участие в т.н. «бунте гроссмейстеров 1952года», результатом которого было исключение чемпиона мира(!) Ботвинника из олимпийской сборной.
Вражда между двумя великими шахматистами, к сожалению, сохранилась навсегда. Время от времени они обменивались мелкими уколами в шахматной прессе – Ботвинник прямым текстом, Бронштейн в завуалированной форме. И вот в 1969-м году Ботвинник начинает писать свои мемуары, наделавшие в своё время много шума. Откроем эту книгу(напомню, что первое издание - "К достижению цели" - было опубликовано в семидесятых годах, а до этого отдельные главы печатались в периодике) и посмотрим, что же писал М.М. Ботвинник.
Вот он, готовясь к предстоящему матчу с Бронштейном, идёт на приём к председателю Комитета по физкультуре генералу Аполлонову – нужно получить разрешение взять на дом из библиотеки Инфизкульта свежие иностранные шахматные журналы и книги. Как трудно, кстати, это сейчас понять молодым людям - чемпион мира из-за такой ерунды должен идти кланяться чиновнику высокого ранга. А иначе – никак, "зарубежное" советскому человеку не положено! И генерал отказывает, причём, на мой взгляд, просто по причине собственной некомпетентности. Ботвинник приводит замечательный диалог:
-А как раньше вы готовились? Изучали литературу?
-Конечно...
-Так зачем же вам снова изучать?
И Ботвинник пишет далее: "А ларчик открывался просто: и Бронштейн, и Аполлонов были в одном спортивном обществе..."
Далее, характеризуя Бронштейна: "... мне на пользу были человеческие и спортивные недостатки претендента: стремление к чудачеству, позёрство, наивность в спортивной тактике и пр."
И вот ещё одна цитата. "В девятой партии произошёл конфликт. После 41-го хода белых Бронштейн задумался и не заметил, как к нашему столику подошёл арбитр К.Опоченский (Чехословакия); заметил Бронштейн судью лишь после его слов "прошу записать ход"
Это было неприятно моему партнёру, так как он во время всего матча стремился к тому, чтобы ход записывал я. Расчет был простым: растренированный вообще и утомлённый после пяти часов игры в частности, Ботвинник долго будет обдумывать записанный ход, да и запишет скорей всего неудачный ход, затем последует мучительный ночной анализ, а при доигрывании ещё останется мало времени до контроля...
И далее: "Но Бронштейн расскандалился, и требовал, чтобы ход записали белые... Из зала неслись крики в мой адрес: "Позор!". Очевидно, это кричали коллеги (выделено мной - С.С.) моего противника"
Не говорю уж о прочем. Но как понимать слово «коллеги»? Гроссмейстеры и мастера? Нет, конечно. Ботвинник намекает на то, что Бронштейн состоял в спортобществе «Динамо», принадлежавшем милиции и госбезопасности. Т.е., здесь «коллеги» по Ботвиннику – это люди из «органов». Причём в первом издании было написано, если мне не изменяет память, «коллеги Бронштейна по обществу «Динамо», что звучало не так оскорбительно. И Ботвинник в последнем прижизненном издании изменил эту фразу - думаю, вполне сознательно, чтобы сильнее задеть. Разумеется, в своих мемуарах Ботвинник задел не только Бронштейна. Вспоминаю, как Петросян, выступая в одном из шахматных клубов, отвечая на вопрос о ботвинниковской книге, съязвил: - Михаилу Моисеевичу не повезло. Его всю жизнь окружали очень плохие люди.
А теперь спросим себя – каково было это читать Д.И. Бронштейну. Читать - и носить эту обиду в душе? Читать - и не иметь ни малейшей возможности публично возразить, напечатать ответ - ведь даже Ботвиннику, стоявшему неизмеримо выше Бронштейна в советской, если можно так выразиться, социально-спортивной иерархии, пришлось проявить невероятную настойчивость, неоднократно ходить на прием к высоким советским чиновникам, чтобы опубликовать свои, по тем временам неслыханно острые и откровенные мемуары?
И вот, спустя много лет, пожилой уже Давид Ионович получил, наконец, возможность высказаться, ответить ударом на удар. И он не сдержался, выплеснул на страницы книг и журналов накопившуюся обиду и злость. Да, нехорошо. Но стоит ли так строго его судить за предвзятость и необъективность? Не лучше ли, как говорится, всё понять, всё простить?
Бронштейн и Ласкер
Лев Харитон спорит с Бронштейном не о величии Ласкера - шахматиста – здесь он с Давидом Ионовичем полностью солидарен. Спор идёт о человеческих качествах Ласкера, о его репутации в шахматном мире.
Харитон пишет: «очень трудно разделять восхищение Бронштейна Ласкером. Второй чемпион мира требовал высоких гонораров от устроителей турниров и выбирал для своих матчей богатых и относительно слабых соперников. Бывали и долгие периоды, когда Ласкер не играл в шахматы, таким образом сохраняя за собой чемпионское звание.
После Первой мировой войны он абсолютно разорился и потому отправился в 1921 году в Гавану играть матч с Капабланкой. Несомненно, он знал, что не имел никаких шансов, играя против кубинского гения в привычной для того жаре и влажности. По сути он просто продавал шахматную корону»
При всём уважении к автору тут хочется поспорить буквально с каждым словом! Мнения, аналогичные тому, что высказал Лев, я неоднократно читал в разных книгах, журналах, на гостевых шахматных сайтов - и всегда они вызывали у меня удивление. Попытаюсь изложить и свой взгляд на Ласкера, не претендуя, разумеется, на истину в последней инстанции.
Да, Ласкер требовал(и добивался) высоких гонораров. И неоднократно публично объяснял свою позицию. Попросту говоря, он не хотел умереть в нищете, подобно Стейницу, да и многим выдающимся мастерам XIX века.
«Бывали и долгие периоды, когда Ласкер не играл в шахматы, таким образом сохраняя за собой чемпионское звание». Тут не соглашусь со второй частью фразы. Да, Ласкер годами не играл в турнирах. У него были в жизни и другие интересы – математика, философия, бридж, го и даже драматургия. Но разве в эти периоды Ласкер, получая вызов от того или иного соперника, его безосновательно отклонял?
«…выбирал для своих матчей богатых и относительно слабых соперников» Думаю, что Лев просто неточно выразился – вряд ли Маршалла, Яновского или Шлехтера можно назвать не то, что богатыми – обеспеченными людьми. Автор, видимо, имел в виду опять же большой призовой фонд, который обычно требовал Ласкер. Но – и тут Харитон бесспорно прав - все упомянутые замечательные шахматисты никогда не достигали уровня Чигорина, Пилсбери, Рубинштейна, матчи с которыми Ласкер так не сыграл, Тарраша, матч с которым состоялся лишь в 1908 году, когда «учитель Германии» уже прошёл пик своей силы и Капабланки, матча с которым Ласкер якобы всячески избегал. Именно это, как правило, ставится в вину Ласкеру.
Но есть ли она, эта вина?
Начнем с Чигорина. Как известно, после блестящего выступления русского шахматиста в Гастингсе (1895 г.) Петербургское шахматное общество предложило новому чемпиону мира сыграть матч с Чигориным, но Ласкер это предложение не принял. Уклонился? Да нет же, всё дело в том, что он и не мог принять этот вызов! Он был связан обязательством играть матч-реванш со Стейницем. После Гастингса кривая успехов Чигорина пошла резко вниз, и он уже и не претендовал на матч.
Пилсбери. Гениальный американец, выиграв Гастингс, стал явным претендентом на мировое первенство. Но его матч с Ласкером не состоялся. Есть ли в этом вина Ласкера? Нет, ни малейшей. Не буду повторять известное всем – во время матч-турнира в Петербурге Пилсбери тяжело и неизлечимо по тем временам заболел. Это ли было причиной, или что-то другое, но фактом является то, что Пилсбери Ласкера на матч не вызывал.
Рубинштейн Ласкера на матч вызвал. Переговоры шли долго, оба великих шахматиста проявляли упорство и несговорчивость, наконец, в 1914 году, была достигнута договорённость о матче. Помешала, как известно, мировая война. Не думаю, что длительность переговоров можно ставить в вину только Ласкеру. Рубинштейн тоже внёс свою лепту.
Тарраш тоже вызвал Ласкера на матч. Ласкер вызов принял. Матч не состоялся из-за того, что Тарраш, катаясь на коньках, упал, получил серьёзную травму и не смог играть. Следующий вызов Тарраш послал только через несколько лет. Почему – всем известно. Тарраш считал, что не он должен вызывать на матч чемпиона мира, а тот его.
И, наконец, Капабланка. Как известно, кубинец послал Ласкеру вызов сразу же после своего первого крупного успеха(Сан-Себастьян, 1911 г.). Ласкер вызов принял (хотя, замечу, мог и отклонить – формальные основания для вызова у Капы в 1911 году были ещё слабы). Дальнейшее известно. Переговоры закончились, едва начавшись – Капабланка употребил в письме пресловутое слово “unfair”, ссора, затем примирение в 1914 г. Поскольку Рубинштейн провалил турнир в Петербурге, то вполне был возможен и матч Ласкера с Капабланкой. Боюсь показаться назойливым, но всё же напомню о Первой мировой войне. Таким образом, вины Ласкера в том, что матч с Капабланкой не состоялся до войны я, опять же, не вижу.
Далее – матч в Гаване, 1921 год. Повторю мнение Льва: «После Первой мировой войны он абсолютно разорился и потому отправился в 1921 году в Гавану играть матч с Капабланкой. Несомненно, он знал, что не имел никаких шансов, играя против кубинского гения в привычной для того жаре и влажности. По сути он просто продавал шахматную корону!»
Мне кажется, что всё было сложнее. Да, Ласкер был разорён. Да и жизнь в Германии в то время была тяжела – гиперинфляция, безработица и пр. - не буду повторять всем известные вещи. Кроме того, устроители турниров Ласкера просто не приглашали – он представлял ненавистную и побеждённую страну. Вызов Капабланки прорывал этот бойкот. Кстати, отвлекаясь от темы - ситуация удивительно напоминает 1946 год и вызов Ботвинником Алёхина. Но вернемся к Ласкеру.
Не надо забывать, что он пытался сыграть этот матч в Европе – не получилось. Он публично отказался от титула в пользу Капабланки – шахматный мир не принял этого отречения. И я совсем не уверен в том, что отправляясь в Гавану Ласкер хорошо представлял себе климатические условия, в которых будет проходить матч. Во всяком случае, сам Ласкер в своей книге «Мой матч с Капабланкой» утверждает обратное. Более того, рискну предположить, что Ласкер ехал в Гавану не продавать титул, а бороться за победу. И что он не считал себя слабее Капабланки. И даже, уж совсем осмелев, добавлю, что турнир в Нью-Йорке, 1924 г. это доказал – Ласкер был всё ещё феноменально силён, несмотря на возраст. И очень жаль, что шахматный мир не увидел матч-реванш Капабланки с Ласкером
И напоследок о том политическом высказывании Ласкера, которое цитировал “British Chess Magazine” в 1915 году. Совершенно согласен со Львом в его оценке – «наивные, если не глупые, слова». Но я бы не стал так уж сурово осуждать Ласкера – шла жестокая война, англичане были врагами, да и Ласкер не был политическим мыслителем. Ещё раз повторю – всё понять, всё простить. |
|
|
номер сообщения: 23-17-14218 |
|
|
|
ЛХаритон: Мы подружились теперь уже совсем в давние времена. Кажется, году в 69-м или 70-м. Познакомились в шахматном клубе "Буревестник" на проезде Серова в Москве. Играли в турнирах - но интересно, что за доской между собой так и не встретились. А вот болтали о том о сем очень часто. Я уже тогда подметил совершенно необыкновенное чувство юмора моего нового товарища. Какую-то особую иронию. Да и самоиронию, что дано не многим. Редко удается встретить человека, с которым тебя все объединяет и который все или почти все понимает, как ты. Сеня для меня был именно таким человеком. Он часто бывал у меня дома. Я жил в самом центре - в Настасьинском переулке, между улицей Горького и улицей Чехова. Дома у меня все время играли блиц. Под мамины пироги. Часто приходили и наши друзья по "Буревестнику" - Эдик Рафальский, Дима Зильберштейн - их тоже уже нет. Золотые, беззаботные времена! |
Очень интересно, Лев. |
|
|
номер сообщения: 23-17-14219 |
|
|
|
jenya: ЛХаритон: Мы подружились теперь уже совсем в давние времена. Кажется, году в 69-м или 70-м. Познакомились в шахматном клубе "Буревестник" на проезде Серова в Москве. Играли в турнирах - но интересно, что за доской между собой так и не встретились. А вот болтали о том о сем очень часто. Я уже тогда подметил совершенно необыкновенное чувство юмора моего нового товарища. Какую-то особую иронию. Да и самоиронию, что дано не многим. Редко удается встретить человека, с которым тебя все объединяет и который все или почти все понимает, как ты. Сеня для меня был именно таким человеком. Он часто бывал у меня дома. Я жил в самом центре - в Настасьинском переулке, между улицей Горького и улицей Чехова. Дома у меня все время играли блиц. Под мамины пироги. Часто приходили и наши друзья по "Буревестнику" - Эдик Рафальский, Дима Зильберштейн - их тоже уже нет. Золотые, беззаботные времена! |
Очень интересно, Лев. |
Обратите внимание на слова - всё понять, всё простить. В этом весь Сеня! |
|
|
номер сообщения: 23-17-14220 |
|
|
|
номер сообщения: 23-17-14221 |
|
|
|
Конечно же, Сеня был человеком тончайшей духовной и интеллектуальной деликатности. И конечно же, он тоже многое не мог простить. Но простить про себя, а не прилюдно.Видимо, он имел в виду слово "судить" и в этом он следовал евангельским заветам. Не вдолбленными ему книгами и неприглядной жизнью, а им самим глубоко прочувственными и выстраданными, к которым он пришел самым естественным образом.
Буквально каждый его рассказ дышит этой "высокой болезнью"! |
|
|
номер сообщения: 23-17-14222 |
|
|
|
Странно, но только сейчас, прочитав этот текст Семена, я по-настоящему понял, какого автора я здесь больше никогда не прочитаю и с каким человеком я здесь больше никогда не поговорю. |
|
|
номер сообщения: 23-17-14223 |
|
|
|
Pirron: Странно, но только сейчас, прочитав этот текст Семена, я по-настоящему понял, какого автора я здесь больше никогда не прочитаю и с каким человеком я здесь больше никогда не поговорю. |
Да, дорогой Пиррон, именно это чувство, поселившееся внутри меня сразу же после кончины Сени, не покидает мою душу. Я постоянно перечитываю его письма ко мне - последнее десятилетие мы постоянно переписывались. И я никак не могу принять то, что его нет. |
|
|
номер сообщения: 23-17-14224 |
|
|
|
СС: Музыкой навеяло, как говорится.
Встреча с интересными людьми
Один мой знакомый, назовем его Виктором, как-то выпивал с творческими людьми – поэтом и композитором. Получилось это случайно. Пить-то он начал на работе с приятелем, а тот потащил его в гости к своему школьному другу - композитору. А там уже сидел и поэт. Так уж все вышло.
Беда была в том, что и поэт, и композитор были непризнанные. А тут свежий слушатель, публика, можно сказать. Сначала поэт читал свои стихи. Композитор время от времени восклицал:
- Старик, б..! Ты гений, на …!
А Виктор благоразумно молчал, периодически подливая себе в рюмку. И к тому времени, когда композитор сел за инструмент, он уже сильно захмелел. И решил высказаться.
- Володя, - сказал он композитору, - ты отличный парень! Отличный! Но не обижайся, музыка твоя мне не понравилась. Вот честно, без обид. Ну не понравилась. Но парень ты мировой! Вот честно, мировой!
- Да ладно, Витя, какие обиды, что ты, - ответил композитор.
И вечер продолжился мирно и, казалось, хорошо.
Но на следующий день композитор позвонил своему школьному другу и сказал ему всего одну фразу:
- Подонков больше ко мне не приводи! |
У нас с Сашей Окунем есть один общий приятель - чрезвычайного таланта (и мировой, по счастью, известности) дирижёр. Он как-то позвонил мне и сказал:
- Твой Саша Окунь - очень плохо воспитанный и тёмный человек.
- А что случилось? - огорчился я.
- Ты понимаешь, - объяснил мне дирижёр, - я ему доставил диск со своим самым лучшим исполнением (тут некое произведение им было названо), мне тогда бурно выпазили восхищение не только зрители, но даже оркестранты, и что ты думаешь? Саша твой поднялся в самом интересном месте и говорит: пора, поехали на радио, нас уже ждут.
- Это ужасно странно, - попытался я защитить друга, - Сашка невероятный меломан, и все твои работы знает и обожает, не серчай, это какая-то накладка, я ему позвоню.
И позвонил.
- Зачем ты так обидел дирижёра, почему ты так невежливо поднялся в самом интересном месте? - спросил я. - Ты же меломан и ценитель, что случилось?
- Старик, - ответил Саша изумлённо, - я с наслаждением дослушал диск до полного конца. Я встал на аплодисментах! |
|
|
|
номер сообщения: 23-17-14225 |
|
|
|
Долго не заходил на форум. Обычно в таких случаях Семен мне звонил, спрашивал, как дела. Он не позвонил, а я о трагической новости узнал последним.
Огромная и невосполнимая потеря!
Прочитал все, что здесь говорилось после того как стало известно, что Семена больше нет с нами. Все сказано.
С Семеном я был знаком больше сорока лет, но виделись мы редко и по-настоящему я его узнал только здесь, на форуме. Поэтому именно здесь я хочу сказать еще несколько слов - добавить их к уже сказанному.
Писатель он был настоящий. Я не успел спросить, как он работает над своими рассказами, но тексты его совершенны - ни убавить, ни прибавить.
Что касается того, каким он был человеком. Есть такие понятия: "музыкальный слух" и "абсолютный музыкальный слух". Так вот, что касается человеческих отношений, у Семена был, образно говоря, абсолютный слух. Таких людей - по пальцам пересчитать... |
|
|
номер сообщения: 23-17-14226 |
|
|
|
Sad_Donkey: Я не успел спросить, как он работает над своими рассказами |
Я задавал, даже в лоб ещё весной 2009-го, но Семён то отмалчивался, то отшучивался. А вот лет 2010-го года
jenya: Pirron: Насчет "сами попробуйте" - это, в данном случае, аргумент неотразимый. На самом деле написать такой креатив очень сложно. Каждая деталь при таком мелком формате должна быть подобрана очень точно.Это ювелирная работа. Мне лично гораздо проще было бы написать нормальный рассказ, чем такую микроновеллу. |
Я уже давно приставал к СС, чтобы он поведал читателям о своей творческой кухне. Переписывает ли он каждый рассказ 37 раз, как Хемингуэй концовку романа "Прощай оружие"? Но Семен не дает ответа, отмалчивается. |
|
|
|
номер сообщения: 23-17-14227 |
|
|
|
https://archive.today/sY18y
Я уже, в общем-то, приводил этот материал. Но вот натолкнулся на интересную фотографию, относящуюся к очень давним временам, и делаю ссылку. В верхнем ряду (второй справа, улыбается) Старый Семен (совсем не старый!). Рядом с ним можно увидеть московских шахматистов Толю Донченко, Диму Зильберштейна, Володю Тарасевича, Толю Любимова. В нижнем ряду, конечно, можно увидеть Михаила Таля. |
|
|
номер сообщения: 23-17-14228 |
|
|
|
jenya: Sad_Donkey: Я не успел спросить, как он работает над своими рассказами |
Я задавал, даже в лоб ещё весной 2009-го, но Семён то отмалчивался, то отшучивался. А вот лет 2010-го года
jenya: Pirron: Насчет "сами попробуйте" - это, в данном случае, аргумент неотразимый. На самом деле написать такой креатив очень сложно. Каждая деталь при таком мелком формате должна быть подобрана очень точно.Это ювелирная работа. Мне лично гораздо проще было бы написать нормальный рассказ, чем такую микроновеллу. |
Я уже давно приставал к СС, чтобы он поведал читателям о своей творческой кухне. Переписывает ли он каждый рассказ 37 раз, как Хемингуэй концовку романа "Прощай оружие"? Но Семен не дает ответа, отмалчивается. |
|
Скромность Сени поражала. Я даже писал ему, что он страдает заниженной самооценкой. О чем сожалею. Помню, уже давно, когда я только начал читать его рассказы на форуме, я получил от него такой email: "Знаешь, тут было время, и я накалякал такой рассказец. Ничего особенного." |
|
|
номер сообщения: 23-17-14229 |
|
|
|
номер сообщения: 23-17-14230 |
|
|
|
Спасибо. Я так и не научился размещать фотографии на форуме. Иногда просил Сеню сделать это за меня. |
|
|
номер сообщения: 23-17-14231 |
|
|
|
Прямо какой-то Окуджава в молодости. А в зрелом возрасте - Горин :) |
|
|
номер сообщения: 23-17-14232 |
|
|
|
ЛХаритон: https://archive.today/sY18y
Я уже, в общем-то, приводил этот материал. Но вот натолкнулся на интересную фотографию, относящуюся к очень давним временам, и делаю ссылку. В верхнем ряду (второй справа, улыбается) Старый Семен (совсем не старый!). Рядом с ним можно увидеть московских шахматистов Толю Донченко, Диму Зильберштейна, Володю Тарасевича, Толю Любимова. В нижнем ряду, конечно, можно увидеть Михаила Таля. |
Разные судьбы.
А.Донченко живет в Германии, выступает в турнирах.
А.Любимов - в полном порядке. Правая рука Е.Васюкова в ветеранской комиссии РШФ.
А Семен на фотографии не второй, а пятый. |
|
|
номер сообщения: 23-17-14233 |
|
|
|
СС: Молодость, глупость
Мне было пятнадцать лет, и я играл в турнире первого разряда. Дело было в полуподвале на проезде Серова. Лето, окно открыто, мой столик – под окном. Противник был старше меня лет на 10 – высокий красивый Александр (или, как звали его друзья, Сандро) Светлов, сын знаменитого Михаила Светлова.
Я в те годы относился к шахматам со всей серьёзностью, даже готовился к партии. В дебюте я пожертвовал пешку за инициативу, получил перевес, затем долго рассчитывал и провёл решающую, и как мне тогда казалось, очень красивую жертву фигуры.
А Сандро в это время куда-то отошёл от доски. Наконец, он появляется, садится за доску, посмотрел на позицию минуту-другую, потом отвлёкся – в окне показались женские ножки. «Девушка, прыгайте сюда!».
Потом он сделал ещё несколько ходов – и сдался. И в хорошем настроении ушёл. Я ехал домой, но обычной радости от победы не испытывал. И вообще, не фигуры хотелось жертвовать. Хотелось чего-то другого |
Интересно, как зовут отца Иа. Наверное, это про него.
Недавно, разгребая старые бумаги, нашёл бланк этой партии.
Чтобы подтвердить правдивость своих баек, привожу ходы (Светлов чёрными).
1.е4 Кf6 2.е5 Кd5 3.d4 d6 4.Kf3 Cg4 5.Ce2 Kc6 6.0-0 e6 7.c4 Kb6
8.ed cd 9.Rc3 C:f3 10.C:f3 K:c4 11.d5 (только незадолго до партии мне посчастливилось – я купил «Курс дебютов» Панова издания 1957 года. В то время вся шахматная литература было огромным дефицитом, её ловили по букинистическим магазинам. Так вот, получив источник, я смог подготовиться – выигрыш пешки Панов считал плохим из-за 11.d5. На этом моя дебютная подготовка закончилась) 11…R6e5 12.de K:f3+ 13.Ф:f3 fe 14. Ф:b7 Ke5
15.Cf4 Rd7 16.Kb5 Лb8 17.Kc7+ Крf7 18. Ф:a7 Л:b2 19.Фd4 Фf6 20. Фa4 Фd8 21.K:e6 (вот она, «жертва» коня) Кр:e6 22. Фc4+ Крf5 23.g4+ Крg6 24. Фe4+ Крf7 25. Фd5+ Крe8
26. Лfe1+ Ce7 27.C:d6 Kf6 28. Фc6+ Фd7 29. Л:d7 1:0 |
|
|
|
номер сообщения: 23-17-14235 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Copyright chesspro.ru 2004-2024 гг. |
|
|
|