Можно себе представить, что делегат какой-либо шахматной федерации в ФИДЕ гораздо менее разбирается в трудных и спорных правилах соревнования (скажем, в вопросе о запрещении ничьей до 30-го хода), чем чемпион мира или ведущие гроссмейстеры. Однако сейчас этот представитель обладает более важным голосом в ФИДЕ, в то время как шахматисты, которые именно и сталкиваются в своей практике с соответствующими правилами и могли бы содействовать верному пониманию спорных вопросов, не принимают участия в их решении.
В этом отношении можно было бы рекомендовать компромиссный путь: любое правило регламента соревнований на первенство мира должно приниматься после консультации с чемпионом мира и ведущими гроссмейстерами.
Обращаясь к истории женских шахматных состязаний, можно найти имена женщин, участвовавших еще около ста лет назад в сеансах одновременной игры, в турнирах по переписке, а также в отдельных матчах. B те времена распространенной была игра с дачей вперед. Так, нередко проводились матчи, гандикап-турниры, в которых для уравнения шансов сильные участники давали более слабым фору — ход. пешку или фигуру.
Сохранилось несколько партий, которые игрались женщинами против мастеров. Среди них, например, партии, где известный немецкий шахматист М. Ланге играл с шахматистками без ладьи а8. Участник международного Лондонского турнира 1862 г. Дикон сыграл в 1854 году в Брюсселе несколько партий с Селиной С., давая ей вперед пешку f7 и два хода.
Согласен.
Главным образом потому, что там ферзь первым ходом приближается к черному королю, а не удаляется. А во второю очередь из-за того, что вся игра по черным полям.
Кстати, в виду первой причины мне не нравится задача Куббеля, исправленная Чепижным.
В мае 1964 года в Московской Первой Градской больнице умирала шахматистка и поэтесса Нина Михайловна Подгоричани. Вспоминает профессор Б. С. Каплан.
“ Когда я в очередной раз пришел ее проведать, мне сказали, что она совсем плоха и несколько раз спрашивала меня. Я подошел к кровати, Нина Михайловна увидела меня и произнесла несколько слов тихим голосом. Я не разобрал их, и она повторила. Я услыхал: “грязью ... колеса ...” По счастью, я догадался: она не могла вспомнить стихотворение Александра Блока “На железной дороге” и оттого мучилась. Я прочел знаменитые последние четыре строки:
“Не подходите к ней с вопросами,
Вам все равно, а ей — довольно:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена — все больно”.
Нина Михайловна благодарно пожала мне руку и отвернулась. В этот день она умерла.”
Такие задачи очень пессимистичны по своей жизненной философии. Ведь что мы видим в данном случае? А видим вот что: защищаясь от одной напасти неизбежно попадаешь в другую. Вытаскиваешь хвост - увязает нос, и наоборот. Прямо как в жизни.
__________________________
Спасение там, где опасность.
Vova17: Такие задачи очень пессимистичны по своей жизненной философии. Ведь что мы видим в данном случае? А видим вот что: защищаясь от одной напасти неизбежно попадаешь в другую. Вытаскиваешь хвост - увязает нос, и наоборот. Прямо как в жизни.
Если быть на стороне воинов света, т.е. играть за белых, то чувствуешь себя вполне оптимистично. Игра давно стратегически выиграна, и осталось лишь насладиться оперативно-тактической реализацией неизбежного падения короля тьмы.
Пренебреженьем к этикету
Смущен холодный мажордом —
Король французский на паркете
Играет в шахматы с шутом.
Взгляд короля спокойно гневен
Закон фигур ему знаком:
— Шах — королю! Шах — королеве!
— Снял короля король конем...
Король верхом. Король в доспехах.
Трубят поход фельдегеря
— Его величеству успеха!
— Его величеству ура! —
Война... Король спокойно гневен
Закон войны ему знаком —
— Шах королю! Шах — королеве!
Взял короля король мечом.
Ночь... Оплывают в замке свечи
Король уж спит... Но вдруг набат
Мелькают головы и плечи
Народ берет дворцовый сад.
— Смерть королю! — Народ разгневан
Гул голосов, звон хрусталя
— Шах — королю! Шах — королеве!
И пешки сняли короля.
— Кстати, друзья, а кто автор этих слов? — спросил один из присутствующих на «вечере звукозаписи».
— Беранже! — заявил другой наш товарищ, инженер одного из московских заводов.
Художник улыбнулся и сказал:
— «Шахматы» приписывают и Беранже, и Апухтину, и многим другим авторам... Но это — ошибка... Их написал советский поэт, к тому же ныне здравствующий...
— Но кто же?.
В то время в Киеве существовало кафе, которое сокращенно называлось «ХЛАМ». Это слово расшифровывалось так: «Художники, литераторы, актеры, музыканты».
Что ж...
__________________________
Спасение там, где опасность.
Ещё одно шахматное стихотворение, по мотивам партии Севян - Ниманн
Николай Агнивцев
Рассеянный король
Затянут шелком тронный зал!
На всю страну сегодня
Король дает бессчетный бал
По милости Господней!..
Как и всегда, Король там был
Галантен неизменно
И перед дамой преклонил
Высокое колено!..
Старый Шут, покосившись на зал,
Подняв тонкую бровь, прошептал:
– Он всегда, после бала веселого,
Возвращается без головы!..
Как легко Вы теряете голову!
Ах, Король, как рассеяны Вы!
Затянут красным тронный зал!
На всю страну сегодня
Народ дает свой первый бал
По милости Господней.
Как и всегда, Король там был
Галантен неизменно!..
И под ножом он преклонил
Высокое колено!..
Старый Шут, покосившись на зал,
Подняв тонкую бровь, прошептал:
– Он всегда, после бала веселого,
Возвращается без головы!..
Как легко Вы теряете голову!..
Ах, Король, как рассеяны Вы!..
Если можно себе представить человека, диаметрально противоположного Ботвиннику по складу ума, характера, манере себя вести, то именно таким был Василий Васильевич Смыслов.
Впервые я встретил его еще в годы молодости. Но ближе познакомился опять же после переезда в Москву, в 1959 году. Не раз играл с ним и встречался на сборах. Ботвинник был технократ, аскет, вечно погруженный в себя и довольно часто свысока относящийся к окружению. Смыслов по складу характера — типичный русский интеллигент, мягкий, деликатный и, если хотите, даже чудаковатый. Во время учебно-тренировочных сборов в Подмосковье мы часто бродили по лесу, собирали грибы. В лесу Смыслов пел. У него был довольно приятный баритон и, по-моему, где-то в глубине души он очень сожалел, что не стал профессиональным певцом.
Как-то искусственно. Хотя претензия звучит странно, ведь задачи всегда искусственны.
Но тем не менее, делаешь умеренно парадоксальный правильный первый ход и дальше тебе будто помогает кто-то.
Историческая миссия шахмат и заключается на мой взгляд в том, чтобы:
1) влиться в эту новую плодотворную теорию борьбы и
2) сделать эту теорию понятной для широких масс населения,
после чего шахматы смогут спокойно умереть. Когда-нибудь, когда-шахматы уже будут похоронены, мы сможем на надгробном памятнике прочитать следующие слова: «Шахматная игра облегчила нам жизненную борьбу».
Совершенно выдающаяся задача!
Это я понял благодаря приведенному Лачезаром решению. Может, и сам бы решил, но на это требовалось время: она ещё и довольно сложная, непростая для решения по диаграмме.