Декабрьская подборка получилась компактной и, по мнению многих экспертов, довольно высокой по качеству. Не затягивая вступительное слово, напоминаю подборку и представляю экспертов.
Состав жюри: Екатерина Ковалевская,Дмитрий Кряквин, Игорь Лысый, Константин Сакаев, Адриан Михальчишин, Константин Ланда, Сергей Загребельный, Владимир Барский.
Как видите, половина партий сыграна в Лондоне. Честно скажу, после освоения всего декабрьского материала у меня сложилось убеждение, что London Chess Classic был единственным в месяце пиршеством духа, а остальные соревнования внесли посильную разрозненную лепту. Сравнимый по уровню турнир в Реджо-Эмилии (точнее, его первый круг, проводившийся в ушедшем году) при ближайшем рассмотрении показался творческой катастрофой. Один поединок я номинировал, а 14 отбросил по причине характерных изъянов, препятствующих попаданию в список: недостаток зрелищности, или серьезные взаимные ошибки, или слишком большая разница в качестве игры оппонентов. Парадоксальность итогов голосования заключается в том, что весь Лондон за одним исключением сгруппировался в нижней части таблицы, а лауреатом стал тот самый поединок из Реджо-Эмилии. Опять же не скрою: на мой взгляд, Иванчуку и Морозевичу случалось играть между собой куда более захватывающие партии. Возможно, на мое восприятие влияют оценки движка, который при проведении обязательной в наши дни операции технического контроля назойливо внушал мысль, что все решения соперников, связанные с отдачей материала, были неверными. Ну разве что «жертву» коня f6 на 51-м ходу одобряет. По человеческим меркам игра Василия выглядит мощной и целеустремленной (хотя любопытно было бы узнать, что замышлялось на 35…Ng7). Неплохо изучив комментаторскую манеру Александра, не сомневаюсь, что по меньшей мере к одному из своих ходов он присобачил бы два вопросительных знака. Не исключено, что какие-то действия партнера тоже заслужили бы подобной оценки. Но тут, как и в случае с движком, не стоит воспринимать буквально: грубых зевков не зарегистрировано. Особая благодарность проигравшему за любезно предоставленную возможность увидеть эффектный мат непосредственно на доске. Уже довольно скоро проверим, как партия будет смотреться в компании лауреатов других одиннадцати месяцев, а на фоне одиннадцати конкуренток она получила 2 первых места (Загребельный, Сакаев), 3 третьих, 76 баллов.
На втором месте – рапид Грищук – Непомнящий. Если не знать, что до 28-го хода белых включительно идет повторение партии Нильсен – Карлсен, Бундеслига 2005, то впечатление вообще сногсшибательное. На самом же деле Александр даже не первый эпигон Петера-Хайне: после его победы счет в позиции после 27…Ba4 стал 5:0 без ничьих в пользу белых. Если учесть, что с 44-го хода начинается процесс реализации, да еще принять во внимание пару повторений позиции, то отрезок самостоятельной игры оказывается весьма коротким. Однако на нем была достигнута позиция после 37.Rd1!!, и это стало в глазах судей более весомым фактором. 3 первых места (Ланда, Кряквин, Михальчишин), 1 второе, 1 третье, 65 баллов.
Третье место, наконец, made in England. Партия Карлсен – Накамура была у нас в онлайне. «Отличная победа Магнуса Карлсена! Просто удивительно, как он на ровном месте заставляет ошибаться своих противников. Ключевым моментом в партии была явная ошибка черных на 29-м ходу. Обороняться дальше, с плохими фигурами и находящимися под всевозможными нападениями пешками, было просто невозможно». (Сакаев). Размеренная последовательность действий белых и благородная простота ходов напоминают лучшие творения Смыслова. 1 первое место (Ковалевская), 3 третьих, 60 баллов.
На четвертой позиции – самая географически удаленная партия Сапата – Брусон. Попытка рейтинг-фаворита сказать новое слово в теории путем 13…bxc3 была встречена незамедлительной жертвой фигуры с пуантой в виде точного отступления 16.Re6-e5!, препятствующего 16…d5 ввиду 17.Qb3. На дальнейших действиях черных лежит печать деморализации, и хотя белые не были абсолютно безупречны при ведении атаки (21.Qd4 значительно четче, чем случившееся 21.Qe2), 53-летний колумбийский гроссмейстер, безусловно, имеет все основания гордиться этой победой. 1 первое место (Лысый), 1 второе, 1 третье, 48 баллов.
Далее следует рапид-поединок Пономарев – Нильсен, наглядно продемонстрировавший коварство безобидного на первый взгляд окончания с разноцветными слонами, впервые встретившегося тремя днями ранее в лондонской партии Карлсен – Крамник. Позиция после 39.Bg7 пленяет совершенством: белые на черных, черные на белых, всего поровну, чистый цугцванг. 2 вторых места, 41 балл.
Всего на один балл меньше у вдохновенной атаки Жукова – Чжао Сюэ. Следует понимать одну важную вещь: предъявлять Наталье упрек в отказе от 17.Ng6+ имеет право лишь тот, кто в варианте 17.. fxg6 18.Qxg6 Bf5 19.Qxh6+ Bh7 самостоятельно обнаружил ход 20.Rb1!! Уверен, в докомпьютерную эпоху тихий ход 17.Rf1! получил бы заслуженную порцию похвал. 1 третье место. Добавлю еще, что, по мнению Алексея Коротылева, в другой лучшей партии командного чемпионата мира Чжао Сюэ выступила в качестве автора, обыграв Хотенашвили. А Адриан Михальчишин считает, что весьма достойной включения в декабрьскую подборку являлась партия Дзагнидзе – Даниелян. Будем считать отсутствие этих двух поединков в списке недоработкой ведущего. Мы уже назвали половину представленных к награде партий. Статистические достижения другой половины можно узнать из таблицы, привычный протокол лишь требует упомянуть, что у Барского на верхней строчке находится поединок МакШейн – Крамник. В феврале, наряду с январской подборкой, будет опубликован список лучших партий 2011 года. Следите за обновлениями!
|