Интервью

Евгений АТАРОВ

Сергей КАРЯКИН:
«Я НАЧАЛ ПЕРЕОЦЕНИВАТЬ СВОИ ПОЗИЦИИ!»

Шестой Мемориал Таля свежеиспеченный москвич начал в ранге сопобедителя турнира пятого... Обычно говорят, что сохранить приобретенное гораздо труднее, чем завоевать. Карякина это правило коснулось в полной мере. Показалось, он и не думает о возможной победе, а просто играет партию за партией: выиграется - хорошо, нет - ничего страшного. Быть может, все дело в его неэмоциальности?

Он не перегибал палку, не позволял себе излишних вольностей и делал ровно столько, сколько было нужно в каждой конкретной партии. Не имел ни больших проблем, ни сам, кажется, никого не напрягал, как делали Аронян и Карлсен...

Хотя нет - в одной партии Сережа все-таки сорвался. С Магнусом, когда после победы над Гельфандом решил выиграть вторую черными - пожертвовал пешку, разом превратив прекрасную позицию в развалины. Но... проявил удивительную цепкость и умудрился спасти вдрызг проигранную позицию. И больше, вплоть до последнего тура, не “шустрил”. Надежная гавань в “+ 1” в турнире XXII категории - что еще надо для уставшего путника в конце тяжелого шахматного года?!

Но в последнем туре желание испробовать свой шанс против Иванчука белыми едва не стоило Карякину отлично проведенного турнира, ни в один момент так и не сверкнув золотом первого приза. Наверное, для “безумства смелых” у Сергея на этот раз просто не было достаточного запаса сил? Но что с Магнусом, что с Васей улизнуть на ничью ему все же удалось. Скользок как угорь, остер как скальпель - для своих молодых лет Карякин знает и умеет даже слишком много. Ему бы еще эдакой перчинки, что есть у его друга Ароняна, и он станет просто непобедимым...

Впрочем, ладно-ладно, оставим глобальные выводы для большого интервью. А пока - просто подводим итоги Мемориала Таля, в котором Карякин стал 4-м.

А номер-то - счастливый!

- Как бы мог оценить итоги своего выступления в Мемориале и качество игры?

- Итогом, конечно, доволен. Я сыграл очень много интересных партий - и “плюс раз” в таком составе, учитывая, что играл на одну черными больше - приемлемый результат. Турнир был очень боевой! Ну, а что касается качества... Партии были разные. Здесь, на Тале, обнаружил новое слабое место - я начал переоценивать свои позиции. Раньше у меня была другая крайность: я недооценивал их. Сейчас появился излишний оптимизм! Может, я слишком много с Ароняном общаюсь?

- Поясни на конкретных примерах...

- Взять хотя бы то, что я делал с Карлсеном - там была сильная переоценка своей позиции. Или с Иванчуком! В тот момент, когда ситуация стала выходить из-под контроля, и надо было просто отфиксировать ничью, я продолжил игру, что едва не закончилось поражением. Я висел на краю пропасти. Но спасся...

- То, как сложился для тебя турнир, понравилось?

- Да, в целом он проходил весело. Можно сказать, что я играл в стиле Таля!

- Обилие ничьих, но ярких, содержательных ничьих - это знак современных шахмат на высоком уровне? Или что-то конкретное случилось в Москве?

- Думаю, и знак, а также то, что здесь собрался очень сильный и ровный состав. Когда все игроки в турнире и сильные, и хорошо подготовленные, ждать высокой результативности очень тяжело. С другой стороны, партии боевые, не было речи, чтобы кто-то откровенно сушил игру. Ничья - это нормальный результат, главное, чтобы она была боевой и игрокам не могли предъявить какие-то претензии.

- Это касается и игры Ананда?

- Честно сказать, он сильно удивил. Я не из тех, кто должен клеймить чемпиона мира, но его игру в этом турнире при всем желании назвать боевой трудно. Ему бы не помешало добавить агрессии и желания. Хотя, кто знает, как бы я играл на его месте, когда через несколько месяцев предстоит матч на первенство мира.

- Твои ощущения - с точки зрения собственной формы, того, что хочешь достичь - перед началом турнира и по его ходу совпадали?

- На самом деле, слишком больших амбиций на этот турнир у меня не было. Все дело в том, что я играл очень много до этого - только что вернулся с командного чемпионата Европы, а перед этим были Пойковский и еще несколько турниров. А потому хотелось просто достойно завершить этот год, что и удалось сделать.

Можно, конечно, где-то было сыграть посильнее, избежать каких-то ошибок. Но так бывает почти всегда, редко когда остаешься полностью доволен собой. Если же брать чисто мое состояние и показанный результат, все прошло хорошо!

 

- Когда появилась возможность побороться за первое место, настраивал себя как-то по-особому на партию с Иванчуком в последнем туре?

- Безусловно, настраивал себя. Хотя любая партия против Иванчука интересна уже сама по себе. Я старался выйти против него на “большую игру”, ведь победа давала мне первое место - по крайней мере, в дележе. Я очень старался...

- И, как показалось, перестарался?

- Можно сказать и так! Наверное, из-за этого настроя и переоценил в какой-то момент свою позицию. Но вовремя взял себя в руки и форсировал ничью.

 

- Кто, на твой взгляд, лучше всех выглядел на Мемориале Таля?

- Сложно так однозначно оценить. Аронян по ходу неплохо смотрелся. Карлсен чуть-чуть отставал от него, но тоже был на высоте. Но если Левон получал много перспективных позиций благодаря своей отменной подготовке, то Магнус переносил тяжесть борьбы на миттельшпиль и там переигрывал своих соперников...

- В том, что победа в итоге досталась Магнусу, есть какой-то перст судьбы? Он при прочих равных в который уже раз вырывает победу в крупном турнире!

- Здесь нет никакой закономерности. Где-то может повезти, где-то нет. Карлсен в каждом турнире борется до конца, ищет свои шансы в каждой партии. Я не могу сказать, что он явно всех превосходит и может брать первое место по заказу.

- Кстати, это был, кажется, первый турнир, где вместе играли ты, Магнус и Ян. Когда-то говорили, что за вашим трио - будущее шахмат... Как тебе кажется, между вами продолжается заочный или очный спор за лидерство?

- Какой-то спор между нами, конечно, есть, но... это уже не так актуально, как в тот момент, когда нам всем было по 15 лет! Сейчас все гораздо спокойней. И для меня победа над одним из них или, скажем, Иванчуком ничем бы не отличалась.