| Джермук. Репортаж |
|
Юрий ВАСИЛЬЕВ, «СЭ», специально для СhessPro |
|
ХОД №114 |
Как поведал мне вице-президент ФИДЕ гроссмейстер Азмайпарашвили, во время экскурсии в старинный храм он поговорил с Иванчуком и сказал ему, что у львовянина есть шанс попасть в турнир претендентов, если он выиграет два оставшихся этапа.
Насколько Василия заинтересовало это сообщение, мы увидели в ходе 6-го тура.
Жертва ферзя за возможность построить крепость через сто ходов?!
И это вы называете мотивацией?!
Попасть?! Куда?! Зачем?!
Василий Михайлович куда надо уже попал.
Так она начиналась, эта удивительная партия.
Ну, разве вы скажете по скромной, даже застенчивой позе шахматиста слева, что он через несколько ходов начнет творить чудеса?
Нет смысла, кажется мне, передавать все перипетии этой партии, вы все ее отлично помните по комментариям гроссмейстера Сергея Загребельного.
Когда грянул 114-й ход Иванчука, то начался маленький переполох. Василий требовал ничью и отчаянно жестикулировал. Гата был не согласен.
Приводились разные аргументы. Например, такой: когда остается меньше 5-ти минут, правило 50-ти ходов нельзя применять. И такой: дескать, ход считается полным, когда на ход белых ответят черные. От шаха ведь можно просто уйти, а следующим ходом поставить мат, например.
Гроссмейстер Азмайпарашвили поначалу открещивался от этих дебатов, сказав, что он здесь наблюдает за соблюдением софийских правил. А потом решил позвонить Джеффри Боргу. По собственной инициативе.
Борг, имевший отношение к составлению регламента и правил "Гран-при", сказал, что "правило 50 ходов" никто не отменял.
Хотя слово главного арбитра должно быть окончательным и обжалованию не подлежит, видимо, какие-то сомнения у Дирка де Риддера были. А может быть, он взял мобильный телефон Азмайпарашвили просто из вежливости.
В конце концов сопротивление Гаты было сломлено, и ему было предложено расписаться на бланке.
Гате, конечно, было обидно, но он расписался.
Потому что арбитры Дирк де Риддер и Армен Никогосян
доказали Гате следующую аксиому: ход белых – это ход белых. А ход черных – это ход черных. Они существуют сами по себе. И значит, надо считать 50 белых ходов. И 50 черных. Раз так, Гата взял в руки ручку и пронумеровал ходы. Все правильно: Василий сделал 50 ходов.
Гата быстро взял себя в руки и на пресс-конференции шутил и смеялся.
Василий сначала на пресс- конференцию не пришел, а направился в столовую, откуда его выманила Лилит Мкрчян.
- Можно, я чай возьму с собой? – спросил Василий.
- Можно, – ответила пресс-секретарь.
Василий показал Гате, как тот мог выиграть партию (все варианты с жертвами черного слона на е3 и g3 Василий видел). Гата даже в лице не переменился, самообладание у него хорошее.
Потом они пошли в столовую, где сели за один столик и оживленно беседовали. Хотя я сидел неподалеку и фотоаппарат у меня был с собой, папарацци из себя строить не стал. Пусть люди поедят спокойно.
На следующий день, после бесцветной короткометражки с Касымжановым, я поговорил с Василием о партии с Камским. Все-таки она была весьма необычной.
- В партии было очень много ошибок с обеих сторон. На мою игру повлияло и то, что все-таки я три цейтнота пережил. По крайней мере, было очень интересно…
- Но когда ты поставил своего ферзя на а3, ты уже подсознательно, а может быть, сознательно был готов к жертве ферзя?
- Ну, Фа3 – теоретический ход…
- Но все же после …а5 ферзю становится тесновато…
- Нет, я не был вынужден жертвовать ферзя. Объективно говоря, это была полукорректная жертва. Недооценил защитительные ресурсы черных…
- Но все же две фигуры – как-то маловато за ферзя…
- Но я пешку забираю. Пока король будет уходить, я там еще что-то заберу… К тому же у меня нет ощущения, что после жертвы ферзя я играл сильнейшим образом.
- На b6 ты пешку удачно схватил или зря?
- Позиция настолько нестандартная, что каждый ход с обеих сторон надо подвергать сомнению. Вполне возможно, что это ошибочно, хотя вроде выглядит так естественно… Там настолько богатая позиция, что буквально на каждом ходу была куча альтернатив, попробуй выбери, особенно, когда так мало времени…Ну, а потом он многократно выпускал выигрыш, и меня спасло "правило 50 ходов"…
Но не эта партия держала в напряжении многочисленных болельщиков, которые обступили демонстрационные доски рядом с гостиницей "Армения".
Всех этих людей интересовала в первую очередь партия Аронян – Гельфанд, а во вторую очередь партия Акопян – Эльянов и в третью очередь партия Леко – Бакро. Не буду объяснять, почему у основной массы зрителей были именно такие настроения. Так сложилось.
Левон выиграл, но радости не выказывал.
Может быть, потому, что по ходу партии Борис поначалу имел перевес, а потом неоднократно мог свести партию вничью…
Борис признался, что элементарное 58…Крf6 он видел, но потом потерял концентрацию и …просто забыл про него.
Одержал победу Евгений Алексеев над Иваном Чепариновым.
В шестом туре победу над совсем расклеившимся Эрнесто Инаркиевым одержал узбекский гроссмейстер Касымжанов.
В заключение несколько фотографий моего коллеги Армана Караханяна, автора логотипа турнира. Это он.
Так как я по техническим причинам поехать на экскурсию не смог, Арман предоставил мне фотографии (на дружеской основе). Я взял несколько - для наших читателей.
Комментировать чужие фотографии очень трудно.
Ясно, что экскурсия была очень интересная. И наши ребята и девчата хорошо отдохнули и прикоснулись к прекрасному.
|