Репортаж. Матч Ананд – Крамник

Юрий ВАСИЛЬЕВ, «СЭ»,
специально для СhessPro

ТРЕТЬ МАТЧА ПОЗАДИ

На четвертую партию оба участника немного опоздали. Главному арбитру пришлось включить часы Ананда до его появления на подиуме с фиолетовой подсветкой.

Зал был, как обычно, переполнен. Мой товарищ Александр, работающий здесь в местной русскоязычной газете главным редактором, привез, стало быть, на матч своих друзей, пришел к кассе, а ему сказали: "Да что вы, голубчик! Билетов нет!"

Вот так проехали пол-Европы, чтобы увидеть битву шахматных тяжеловесов, ан, мимо кассы…

Но вот игроки появились. И уселись поплотнее в свои кресла-качалки-лежанки.

Между прочим, это не образ и не игра слов. Эти кресла действительно имеют откидывающиеся спинки, так что можно, как в самолете, принять почти горизонтальное положение. Я бы сказал, что оба гроссмейстера летят первым классом в неизведанную даль. В смысле высь. Но откидывающимся я видел лишь Крамника. Он частенько принимает такую полулежачую позу. Просто ему нравится так вот покачаться, отклониться и из крайне-дальнего положения поглядывать на Ананда.

На этом снимке он еще не успел отклониться. Потому что он только сел в кресло-качалку.

А вот Ананд, как истиный брахман, проводит партию практически в одном положении. Наверное, европейцу не просто выразить то состояние, в которое вводит себя Ананд, надо владеть медитативной практикой, глубинной философией, да и к тому же быть вегетарианцем…

Короче. Сидит себе Ананд всю партию на одном месте.

И если отлучается в комнату отдыха, то считанный раз. Да и то, по правде говоря, мне лично не приходилось его видеть отлученным от его кресла-качалки, которое он в качестве качалки не использует. Как будто это вовсе не кресло-качалка, а какая-то табуретка. Или пенек.

Однако продолжу повествование.

Петь вам песню про "изолятор" на d5, про блокадные поля перед этим самым "изолятором" я не буду. Для этого у вас есть очень талантливые исполнители. Мне лично пришелся по душе образ Алексея Коротылева про застегнутого на все пуговицы, в смысле, "закрытого Петрова".

Умеет Владимир Борисович найти в любых позициях родственников "Петрова".

И в данном случае за это его никто не собирается осуждать. А напротив, можно даже и похвалить. Но опять же, пусть этим займутся другие люди. Которым по штату положено.

Мы же будем писать о том, что видим. И слышим.

А слышали мы в пресс-центре разговоры про "рыбу", про "ничейку", которая должна быть вот-вот, с минуты на минуту.

И чемпион с претендентом, действительно, не заставили себя долго ждать. Предложил ничью на этот раз Ананд.

Он и первым пришел на пресс-конференцию.

Нельзя сказать, что он весь сиял от счастья, что сделал короткую ничью. Нет, он был ровен, ясен; брахман, в общем.

Владимир, появившийся немного позже, был тоже не грустен. Собран. Сдержан.

Ну, а все вместе они выглядели как на прежних снимках. Только девиц с лентами частично сменили. Ротация у них, стало быть, у девиц с лентами.

А вот что мы услышали.

Крамника спросили про его дерзкий (внешне, конечно, только внешне) марш-бросок пешек "g" и "h" на позицию Анандовского короля. Это было нападение или защита? Конечно, защита, сказал Крамник. Просто ему хотелось согнать вражеского слона с той диагонали, на которой он стоял. В принципе, добавил Владимир, он ничем не рисковал, делая эти продвижения. Хотя, строго говоря, наверное, можно было обойтись и без них.

Ананда спросили: в системе, которую он выбрал, ведь больше, чем он получил, нельзя получить, не так ли? На что Ананд мгновенно прореагировал: но это и он тоже выбрал эту систему, не только я (смех в зале).

Смеялся зал и при словах Крамника, когда он пообещал изменить течение матча уже в следующей партии, где у него будут белые.

Даже Ананд разулыбался и сказал: ну, это видно еще будет.

То есть Владимир по примеру своего друга боксера-тяжеловеса поиграл мускулами и как бы пообещал показать сопернику кузькину мать.

Не в прямом смысле. В переносном.

Порадовал Женя Атаров, когда на чистом английском спросил Владимира, как изменится матчевая его стратегия после поражения. Я потом Жене пиво поставил за такой смачный вопрос.

Ответ Крамника заслуживает того, чтобы его привести полностью.

- Я проиграл одну партию, это бывает. Не думаю, что произошло что-то драматичное. И я не считаю, что должен лезть на рожон и сильно рисковать, потому что проиграна всего лишь одна партия. Ситуация еще не драматическая и не стоит паниковать. Мне уже приходилось в прошлом находиться в такой ситуации, и ничего страшного не произошло. Никакой паники, все нормально. Мой день придет.

Ну вот, в ожидании этого дня мы и вышли на улицу.

Ждал вместе с нами этот светлый день почетный президент ФИДЕ Ф. Кампоманес. Неувядаемый и вечнозеленый. Он обрадованно помахал нам с Женей ручкой. Но у нас были дела поважней, чем размахивание руками.

Приятно все же выйти на улицу, когда еще не так темно, как после 40 ходов.

Всегда бы так.

В Бонне листопад. Пока это самое яркое впечатление от бывшей столицы ФРГ.