пятница, 22.11.2024
Расписание:
RSS LIVE КОНТАКТЫ
Чемпионат США, Сент-Луис11.10
FIDE Women’s Grand Prix29.10
Матч на первенство мира20.11
Поддержать сайт

Москва. Мемориал Таля. Репортаж

Илья ОДЕССКИЙ,
международный мастер

ГОЛ? НЕТ, ШТАНГА

Все-таки Центральный шахматный клуб – это оазис. Пир духа. Почему я так уверенно об этом говорю? Судите сами.

ЦШК. Суббота, 17 ноября 2007 года. Полтораста мужиков, помещенных в замкнутое пространство. Всех возрастов, национальностей и вероисповеданий. Есть ипохондрики, флегматики и фанатики. Есть тихие сумасшедшие. По-прежнему попадаются евреи. Полтораста мужиков. А то и все двести. Шесть часов трепа. В тесном кругу и широком кругу. Шесть часов непрерывного спортивного боления.

И ни одного разговора о предстоящем матче Израиль – Россия!

В советские времена спорт как боление был самой доступной и оттого самой массовой формой мужского диссидентства. Философы шли на кухню, художники и музыканты – в котельную, работяги – в ближайшую пивную, но и те, и другие, и третьи шли на стадион. Когда в фильме «Черный квадрат» следователь по особо важным делам (его играет Виталий Соломин aka Watson), прерывая чью-то холуйскую трескотню, говорит: «А в Лужниках сегодня вот такой хоккей!», его напарник, молоденький лопушок-стажер, тотчас все понимает. Что его начальник не стукач и не служака, а нормальный хороший мужик с понятием. С таким можно поговорить откровенно, но что еще более важно – с таким можно помолчать по душам.

Спорт по своей природе честен. Пусть не всегда. Повседневная общественная жизнь лишена даже этой минимальной честности.

Любителям шахмат в этом смысле повезло дважды. В том, что их сообщество изначально гораздо более закрыто, нежели сообщество футбольных или хоккейных или почти любых других спортивных болельщиков. И в том, что сам язык общения отгораживает шахматистов от ненужных слушателей. Профессионально любопытные люди могут сколько угодно вслушиваться в дискуссию о, к примеру, «абсолютном владении седьмой горизонталью». Это им не поможет. Они все равно будут теряться в догадках, чем таковое владение отличается от владения горизонталью шестой или восьмой. И почему оно абсолютно? А любой вопрос немедленно выдаст слушателя с головой.

Шахматисты, обсуждая профессиональные темы, замкнуты в узком кругу. Но в этой замкнутости свободны – от обсуждения, прежде всего, тем совершенно иного рода.

Короче говоря – все в клуб!

Седьмой тур Мемориала Таля существенных изменений в турнирную таблицу не внес. Крамник по-прежнему на белом каталонском слоне, преследователей по-прежнему не видно. А ведь играть осталось всего два тура. Искать же какие-то нюансы (Мамедьяров ушел со второго места, Широв пришел; Камский ушел с последнего места, Алексеев туда опустился и т.п.) и тем более комментировать их нет большой охоты.

Лучше посмотрим фотки.

У гардероба – там, где торгуют шахматными книгами и журналами – сидит Андре Арнольдович Лилиенталь. Выглядит он неважно. Его супруга объяснила, что они здесь уже полтора часа, и теперь Андре Арнольдович хочет домой. Он устал.

Я понимал, что Лилиенталь вряд ли меня узнает. 96 лет – это не шутки. Несколько лет назад мы общались почти каждый день. Я ездил к ним на Серпуховку и на Щукинскую, привозил новую литературу, Андре Арнольдович показывал мне свои анализы. Супругу свою он неизменно называл «Олечка», а она его – «Папа».

Так длилось с полгода.

Отличное было время. Но оно прошло.

Первой в туре закончилась партия Иванчук – Леко. Ну, про Иванчука говорить нечего – партию сыграл, только мы его и видели. Человек ни разу к журналистам не зашел. А Леко и пришел, и подробно все рассказал. Даже с бонусом (об этом – ниже).

Но прежде – доложился жене. Все правильно сделал.

Между собой они говорили по-немецки. Вроде бы.

Остальные партии продолжались.

Камский после вчерашнего эксперимента с футболкой вновь вернулся к строгой рубашке с галстуком и темному костюму. Сам Гата Рустамович винит в поражении ход 35.B:f7+. Мне же представляется, что и в подборе одежды была допущена грубая ошибка. Если на лице Гаты написано, что он – строгий мужчина, никому не дающий спуску, то футболка с коротким рукавом сводит на нет все лицевые импульсы. Нельзя быть строгим только выше плеч. Стоять, бояться можно лишь всего человека целиком.

Строгость подразумевает монолит.

Возврат к рубашке с галстуком ознаменовался победой.

Женя Алексеев на фарт – то ли себе, то ли заодно и футбольной сборной страны – надел опять красную фуфайку с надписью «RUSSIA». Общий счет мы уже знаем: 3:1 не в нашу пользу.

На снимке Женя думает над своим 17-м ходом. Как следует из комментария Широва (см. ниже), хорошенько подумать стоило над ходом предыдущим. А сейчас, когда черная ладья уже защитила пешку d5, хорошего хода не видно. Сколько ни думай.

В турнирном зале на гостевом стульчике скромно сидит Артем Тимофеев. Гроссмейстер, обладатель недавно завершившегося Кубка России. Я говорю: где медаль? Если с собой, на шею повесь – я сниму, будет красиво.

– Не при медалях мы сегодня, – отвечает Артем.

Прав, в общем-то. Не медаль красит человека.

Значит, сделаю фото Артема Тимофеева без прикрас.

Соперник Артема по финалу Кубка России, гроссмейстер Вадим Звягинцев обосновался в фойе. Там же – Марк Израилевич Дворецкий и Сергей Викторович Долматов, а также чета Красенковых.

В фойе было как-то особенно темно в этот день. Оттого такая чернота на снимках. Начинающий фотограф, я пока не научился эту черноту убирать.

Еще две фотографии, объединенные общей темой кризиса шахмат.

На первой – гроссмейстер Анатолий Вайсер (Франция), на другой – книгоиздатель Владимир Эльянов (Украина). Вайсер больше не играет. Эльянов собирается сворачивать свою книгоиздательскую деятельность. При этом оба улыбаются.

А в самом деле. Что им – плакать, что ли?! Жизнь продолжается.

А потом я стал снимать окончание партии Алексеев – Широв.

Есть такая известная байка. Про обериутов. Что вроде бы Заболоцкий бегал взад-вперед и восклицал:

– Мгновение остановить невозможно! Мгновение мимолетно!

А Хармс посмотрел, как Заболоцкий взад-вперед бегает, и говорит:

– А я мгновение смогу остановить.

– Как это? – замер Заболоцкий.

– И даже очень просто, – отвечает Хармс. – Делаю пальцами: раз, два, три!

– И?.. – спросил Заболоцкий.

– Я только что остановил мгновение, в котором ничего не произошло, – ответил довольный Хармс.

Заболоцкий подумал-подумал и тихо вышел из комнаты.

Проходит день, другой – нет Заболоцкого. Друзья пошли к нему домой. Открывают дверь, а там Заболоцкий сидит, пальцами щелкает и знай себе повторяет:

– Раз, два, три! Ничего не произошло! Раз, два, три! Ничего не произошло!

Соперники делают последние, ничего не значащие ходы. У Широва лишний конь, борьба давно кончена.

Алексеев протягивает руку. Широв не сразу ее замечает, он весь сосредоточен на поле а8, где никак и никогда не сможет превратиться в ферзя белая пешка. Наконец видит и с готовностью пожимает руку. Партия окончена, белые сдались.

Алексеев расписывается на чьем-то блокноте. На нем нет лица. Рухнули его надежды на этот турнир.

Широв также проводит автограф-сессию. Никому не отказывает. В прошлом году на Мемориале Таля он не выиграл ни одной партии, в этом – уже три.

Я запечатлел мгновение, в котором ничего не произошло. Просто кусочек жизни.

Бросим взгляд на демонстрационную доску.

Иванчук – Леко. Самостоятельная борьба началась на 19-м ходу и завершилась на 21-м. Комментировал Леко. Было видно, что Петер может говорить об этой позиции часами.

Напрашивается 19...Nc5, но после 20.Qa3 фигуры черных начинают подвисать. Леко играет плотнее: 19...Bc4, имея в виду перевод слона на е6.

И здесь был очень симпатичный момент. Леко рассказал, что смотрел за соперника ход 20.Qb2, а за себя – 20...Nc5.

– О’кей, – по привычке сказал Петер, – но что будет, если белые пожертвуют ферзя: 21.Bxg7 Nd3 22.Bxf8!? Nxb2 23.Bxe7.

Думаю, многие в этот момент подумали одно и то же: «Вы бы сыграли этот вариант, а мы с большим удовольствием посмотрели бы, что будет». Но Леко уже продолжал:

– О’кей, я думаю, что белые имеют лучшую игру. Но вместо 20...Nc5 у меня есть профессиональный ход 20...Bf6. О’кей, равенство.

Иванчук сыграл 20.Qa4. После 20...Be6 21.Bb4 соперники согласились на ничью.

Но Леко не спешил уходить. Он расставил фигуры заново. Я сперва даже не понял, что он показывает. Потом пригляделся...Да это же его партия с Крамником!

На полном серьезе, в полную силу Леко показывал любителям шахмат и журналистам ускользнувшие тонкости своей проигранной партии. Мегареспект!

В этот момент в пресс-центре появился секундант Иванчука гроссмейстер Орест Грицак. Посмотрел на демонстрационную доску. Затем обратился ко мне:

– Он уже говорил: «О’кей, я сделал в этой позиции блестящий ход»?

– Еще нет, – ответил я.

– Скажет.

Я почему-то немножко обиделся за Леко.

– Ну и пусть. Человек говорит на шести языках. Мог чего-нибудь перепутать. Может, он не знает точного значения слова «блестящий». Может, он хотел сказать «хороший».

«А Василий Михайлович, – подумал я, – молчит на всех языках сразу. И убегает ото всех».

Но вслух ничего не сказал.

Владимир Крамник сегодня тоже сказал одну из своих коронных фраз. Про то, что рад бы поиграть на победу, но не видел возможности уклониться.

Относилось это к следующей позиции.

У Крамника черные. Он сыграл 29...h6, и после 30.c4 Kh7 согласился на ничью.

Вместо 29...h6 был продемонстрирован такой вариант: 29...Qd7 30.c4 h5 (чтобы сыграть Kh8-h7 и Nc6-d8-f7) 31.Bf4! Qxd5 32.cd Nd8 33.d6. Пешка проходит в ферзи. За нее придется отдать коня. Это плохо.

– Я тоже не видел возможности уклониться, – вдруг сказал Митя Яковенко. Он в этот вечер играл белыми.

Владимир Борисович строго посмотрел на собеседника. На ничью он был согласен. С тем, что Митя объяснит ничейный исход его коронной фразой – нет.

Широв дал очередной мастер-класс у демонстрационной доски. Я все записал, но в эфир решил не давать. Вчера был Широв, и двумя днями ранее он же. Пусть перед читателями «Chesspro» сегодня выступит Камский.

А из партии Алексеев – Широв покажу небольшой фрагмент.

Как отметил Широв, в этой позиции «белые могли сыграть на маленький плюс»: 16.ed. Зафиксировать симметричную пешечную структуру, затем продвинуть пешку на f4... 

Но Алексееву не нужен «маленький плюс». Он играет 16.Rad1. После 16...Rfd8 черные уже готовы брать на d5 фигурой.

Еще несколько ходов: 17.a3 de 18.fe Ne8 19.Bxg7 Kxg7 20.Rfe1 Nd6 21.Bf1 f6 22.Kf2 b5 23.Bd3 Nf7 24.Bb1 Rd7 – и центр белых зашатался. А затем Женя Алексеев сыграл 25.Ba2, не заметив 25...Bh5. Теперь, как показал Широв, плохо и 26.Ne2 Re8, и 26.Rd2 Ne5! И так, как сыграл Женя – 26.Be6 Re7 27.g4 Rxe6 28.gh Kh6 – плохо тоже.

– Только не развались, – попросил я Женю вчера, после его проигрыша Крамнику.

– Постараюсь, – сказал Женя.

Он вообще не любитель много говорить.

А теперь – обещанный мастер-класс.

Комментирует Гата КАМСКИЙ:

1.d4 d5 2.c4 c6 3.Nc3 Nf6 4.Nf3 a6 5.c5 Bf5 6.Bf4 Nbd7 7.e3 g6 8.h3 Bg7 9.Be2 Be4 10.Nh4 e5 11.Bg3. Несколькими днями ранее у меня так уже было – с Алексеевым. Он брал на е5, но после 11.de Nh5! 12.Nf3 Bxf3 13.Bxf3 Nxf4 14.ef Nxc5 15.0-0 0-0 у белых ничего нет.

Ход 11.Bg3 – новинка.

11...ed 12.ed 0-0 13.f3. Так ходить надо, ведь грозит g6-g5.

13...Bf5 14.Nxf5. И этот ход напрашивается: белые меняют плохого коня на слона и сдваивают черным пешки. Это изменение позиции – в их пользу.

Но позиция имеет закрытый характер. У черных коней есть хорошие поля. У белых пешка d4 – потенциальная слабость. И т.д. То есть, сдвоенные пешки по вертикали «f» – еще не все факторы в позиции. Думаю, что у черных нормальная игра.

14...gf 15.Qd2 Nh5 16.Bf2. Белые не успевают сыграть 16.Bh2 из-за 16...Qh4+. Поэтому они вынуждены убрать слона на f2. Но там он расположен довольно пассивно.

16...f4 17.0-0-0 Re8. Пока все ходы очень логичные. Ставлю ладью на открытую линию, одновременно освобождаю поле f8 для коня.

18.Rhe1 Nf8 19.Bd3 Qf6. Сыграно, чтобы не пустить слона на важное поле f5. Плюс усиливаю давление на пешку d4.

Здесь мой соперник надолго задумался. Но ход все равно получился не сильнейший.

20.Na4. Действительно важный момент. В распоряжении белых был ход 20.Qc2! Две идеи: во-первых, постараться все-таки вывести слона на f5, и во-вторых, в какой-то момент перевести ферзя дальше, на b3. Там, нападая на пешку b7, он будет мешать черным сдваивать ладьи по вертикали «е». Например, 20...Re7 (20...Ne6 21.Bxh7+), и теперь на выбор, 21.Qb3 или 21.Bf5.

После 20.Na4 я считал, что моя позиция уже получше.

20...Ne6 21.Bc2 Ng3. Единственная проблема черных: как усиливать позицию? Идеальный план, конечно, – поменять местами ферзя и слона, т.е. установить слона на f6, а ферзя на g7. Тогда после размена всех ладей белым нечем будет держать на d4.

Сказать просто, но сделать не так легко. В партии до этого дело не дошло.

22.Qd3 Qh6 23.Nc3. Признавая свою ошибку на 20-м ходу. Фактически белые потеряли два темпа.

23...Re7 24.b4. Интересный план. Белые двигают пешки от короля, но если им удастся разменять много фигур и перейти в эндшпиль с разноцветными слонами, то их план удастся. Мои пешки ферзевого фланга будут слабы и подвергнутся атаке.

24...Rae8 25.a4 a5 26.b5 Qg6 27.Qd2 Qf6 28.Ne2. Я ожидал 28.Kb2 и рассчитывал в ответ на это комбинацию с первым ходом 28...Nxc5!? Варианты довольно красивые, но неясные.

Надо определиться с точным порядком ходов. Если 29.Bxg3 fg, то у белых нет хорошей защиты. Нельзя 30.dc Rxe1 31.Rxe1 Qxc3+ 32.Qxc3 Rxe1 – черные на связке выигрывают материал. А после 30.Rxe7 Qxe7 31.dc Qxc5 у черных множество угроз. Наверное, решающих.

Поэтому точнее включить сперва ход 29.Rxe7. Если я тоже бью ладьей, то имею ничью: 29...Rxe7 30.Bxg3 fg 31.dc Re2. Есть ли больше ничьей? Надо думать. А после 29...Qxe7 надо считать 30.dc – тогда я играю 30...Ne2 31.Re1 Qf6 – и 30.Bxg3. Оценка позиции? Непонятная.

28...Nxc5. Разумеется, прежде всего я считал 28...Nxe2+ 29.Rxe2 Nxd4. Пешка лишняя, но есть ли реальные шансы на победу?

В ответ на 30.Rxe7 находится промежуток 30...Nb3+! У черных простой выигрыш. Поэтому белые обязаны идти в эндшпиль: 30.Bxd4 Rxe2 31.Bxf6 Rxd2. Издалека я считал 32.Rxd2 Bxf6 – у черных намного лучше. Но все-таки 32.Kxd2 Bxf6 33.bc bc 34.Rb1, и нет уверенности, что шансы черных реальны. Например: 34...Bd4 35.Rb6 Be3+ 36.Kc3 (так сильнее, нежели 36.Kd3 Bxc5 37.Rxc6 Re3+ 38.Kd2 Bb4+ и т.д.) 36...Bxc5 37.Rxc6 Re3+ 38.Bd3. Скорее всего, ничья. Все мои пешки слабые...  На эту позицию я идти не хотел.

Поэтому решил взять на с5. Хотел сохранить напряжение в позиции.

29.Nxf4. Бить пока нельзя: 29.dc Qb2 X.

29...Rxe1. У черных очень много возможностей. Например, такая: 29...Bh6 30.Bxg3 Ne6. Стоит идти на эту позицию, нет? Неясно.

30.Rxe1 Rxe1+ 31.Bxe1. Я очень долго считал за противника взятие ферзем: 31.Qxe1. Вроде бы нелогично – отдает коня с шахом. Но после 31...Qxf4+ 32.Be3 ферзь вынужден отойти, конь отыгрывается, и позиция перестает мне нравиться. У белых два слона, позиция становится открытой, конь на g3 не очень удачно стоит.

На 31.Qxe1 я такой ход придумал: 31...Bh6!? Оба коня теперь висят (смеется). Но я хочу взять на f4 в самой выгодной редакции. После 32.Bxg3 Bxf4+ эндшпиль у черных должен быть получше.

31...Nf1. Опять-таки есть идея пойти 31...Bh6 32.Bxg3 Ne6. Но белые меняются: 33.bc bc, и успевают с тыла зайти за пешкой с6. Думаю, ничью сделают.

Мне казалось, я очень красивый ход сделал...  (вновь смеется).

32.Nh5. Идея была такая: 32...Nxd2 33.Nxf6, я успеваю дать шах на b3, и выигрываю. Как вдруг вижу: он первый дает мне шах на f6! Пришлось задуматься.

Забирать пешку не хотелось: 32...Qxd4 33.Qxd4 Bxd4 34.bc bc 35.Bxa5. У белых два слона в эндшпиле, отдаленная проходная. Могу только проиграть.

Поэтому 32...Qe7.

33.Qxa5. Я ожидал 33.Qf2. Думал, объективно позиция должна быть равной. У белых – два слона, очень хороший конь на h5. У меня есть свои козыри.

Смотрим конкретно – 33...Bxd4, и далее:

34.Qxd4 Qxe1+ 35.Kb2 Ne6 (35...Qb4+ 36.Qxb4 ab 37.bc bc 38.a5). От мата на g7 защитился, на ферзя напал. Проиграть не рискую;

34.Qxf1 Nxa4 35.Bd2 (конь неприкосновенен) 35...Qa3+ 36.Kd1 Nb2+ 37.Ke1 (еще хуже 37.Ke2 Qe7+) 37...Qe7+ 38.Qe2 Qh4+ 39.Kf1 Qxh5. Такой рабочий черный ферзь. Есть лишняя пешка. Мата не видно. Можно играть.

Все это я посчитал, был очень собой довольный. Как вдруг у меня забирают на а5. Я очень удивился. Этот ход вообще не смотрел.

Хотя ход очень логичный. И чего мне делать? Думал, надо отвлечь ферзя от защиты слона е1.

33...b6 34.Qa8+. Думаю, неточность. Интересно было 34.Qc3 Qg5+ 35.Kb1 Qxh5 36.bc. Конь на f1 пока не играет, а пешке с6 два хода до ферзя. Вместо 35.Kb1 заслуживало внимания 35.f4 Qxh5 36.bc – появляется дополнительная идея Qc3-f3! Без фигуры белые стремятся в эндшпиль, в котором черные кони будут совершенно беспомощными. А пешка идет очень быстро.

После 34.Qa8+ у черных, думаю, снова получше. Ферзь на а8 увлекся, конь на краю. Все фигуры нескоординированы.

Играю 34...Bf8 35.Bc3 Ne6. Просто хочу показать, что у моих фигур лучшая гармония.

36.Qxc6. Я думал, он 36.Kb1 пойдет. Но тогда все равно 36...Qg5 37.g4 Nd2+. Неприятная у белых позиция.

36...Qg5+ 37.Kb1 Qxh5. Просто съел фигуру.

38.a5 Qg5. Мои ферзь и конь очень хорошо работают вместе. А белый король с двумя слонами не знает, куда деться.

39.a6 Nd2+ 40.Ka2 Nc4 41.Kb3. На 41.a7 выигрывает 41...Qc1. Но и так, как сыграл мой соперник, не спасает. Он сам это понял и сдался, не дожидаясь ответного хода.

Победитель делится секретом мастерства с французским телевидением

...Футбольная тема все-таки прозвучала. Под самый занавес тура я спросил освободившегося к тому времени Бориса Гельфанда:

– За кого сегодня вечером будете болеть?

– За голландцев, – ответил Гельфанд.

– А в чем прикол, – спросил я.

– Никакого прикола, – в тон ответил Гельфанд. – Нравятся они мне. Со времен Гуллита, Ван Бастена...

Мы душевно помолчали.

Последние турниры

Мемориал Таля

07.06.2012

Мемориал Таля проходит с 7 по 18 июня в Москве, в Доме Пашкова

Чемпионат США

07.05.2012

Чемпионат США проходит в Сент-Луисе с 7 по 20 мая по круговой системе при 12 участниках.

Мемориал Капабланки

03.05.2012

Организуемый в 47-й раз Мемориал Капабланки проходит в Гаване с 3 по 14 мая.

Матч Аронян – Крамник

21.04.2012

Матч из 6 партий между Левоном Ароняном (Армения, 2820) и Владимиром Крамником (Россия, 2801) проходит в Цюрихе с 21 по 28 апреля.

Командный чемпионат России

08.04.2012

Командный чемпионат России проходит в Лоо с 8 по 16 апреля в 7 туров.

Чемпионат Европы

19.03.2012

Чемпионат Европы проходит в Пловдиве (Болгария) с 19 по 31 марта по швейцарской системе в 11 туров.

Чемпионат Европы среди женщин

02.03.2012

Чемпионаты Европы среди женщин по классическим шахматам, быстрым шахматам и блицу проходят в Газиантепе с 1 по 19 марта.

Кубок АШП по быстрым шахматам среди женщин

17.02.2012

Кубок АШП по быстрым шахматам среди женщин проходит в Тбилиси с 17 по 22 февраля.

Aeroflot Open

06.02.2012

Aeroflot Open проходит с 6 по 17 февраля в Москве, в гостинице «Космос», пр. Мира, 150.

Гибралтар

23.01.2012

Юбилейный десятый фестиваль проходит на Гибралтаре с 23 января по 2 февраля.

Вейк-ан-Зее

13.01.2012

Фестиваль Tata Steel Chess проходит в Вейк-ан-Зее с 13 по 29 января.

Все материалы

 
Главная Новости Турниры Фото Мнение Энциклопедия Хит-парад Картотека Голоса Все материалы Форум