| Москва. Мемориал Таля. Репортаж |
|
Илья ОДЕССКИЙ, международный мастер |
|
ЕСТЬ ТАКАЯ ПАРТИЯ |
Интрига умерла в два дня. Если принять в расчет выходной, то в три. Перед перерывом Крамник довел свои показатели до «+2», и сразу после перерыва добавил еще одну единичку. Стало «+3». Теоретически его могут догнать и перегнать полтурнира. Практически – никто.
Первое место на Мемориале Таля разыграно за три тура до окончания.
Чем меньше времени остается до завершения турнира, тем меньше хочется смотреть на доску. И больше – на лица. Участники затратили уже немало сил. Держать маску непроницаемости и хладнокровия становится все труднее.
Пока еще держат.
Брожу по залу, смотрю в глазок. Объектив фотокамеры выхватывает детали, на которые простым глазом, скорее всего, не обратил бы внимания.
Вот сидит Леко. Казалось бы, сидит и сидит. Леко как Леко.
А теперь возьмем другой ракурс.
Видите? Столик для Леко чуть коротковат. Его длиннющие ноги не находят себе места. Но сейчас соперник отошел. Какое блаженство! Можно вытянуть ноги. Так даже думается легче. Нет?
Мамедьяров сегодня снова надел свой бледный однотонный костюм. Жаль. Молодежная униформа – джинсы, джемпер, кроссовки – шла ему гораздо больше. В ней он атлет, в ней он пружинисто ходит и даже сидит как на пружинах. В ней он атакует! А в костюме он имеет ненужно-солидный вид. И играть начинает так же. Не в свою игру.
Хотя... Ничья черными с Леко – не самый плохой результат. Может, для этого и надел «бледно-ничейный» костюм?
Почему эта позиция так важна – можно прочесть здесь: http://chesspro.ru/_events/2007/tal13.html
А вот сидит Магнус Карлсен. Тоже вроде ничего особенного. Разве что перенял у одного заслуженного товарища привычку щипать бровь.
Однако зайдем с другой стороны.
Перевязь Портоса сверкала золотым шитьем лишь спереди, а сзади была из простой буйволиной кожи. А. Дюма «Три мушкетера»
Все мы помним, как Д’Артаньян узнал об этом секрете Портоса.
Магнус не делает из своей одежды никакого секрета. Он слишком увлечен игрой. А Быховский – не футбольный судья, чтобы строго-настрого приказать молодому человеку заправиться.
Вот и сам судья – Анатолий Авраамович Быховский. А на следующем снимке – тот самый заслуженный товарищ. Сколько же он, сам того не желая, доставил мне хлопот! Из редакции «Chesspro» который день доносится недовольное ворчание: «Почему в каждом снимке Иванчука у него пальцы либо в носу, либо в бровях?» И я снимаю, снимаю... На десять снимков – хорошо, если в одном руки Василия Михайловича находятся в состоянии покоя.
А это Гата Камский и Женя Алексеев. Сидят в разных концах зала. И люди тоже – совершенно разные. Я бы сказал, предельно. А позы, в которых им удобнее всего над ходом думать, чем-то похожи.
Я, кстати, так и не получил ответа на вопрос, который задавал в одном из предыдущих репортажей. Почему игрок, когда думает над ходом, тянет руки к голове или ко рту?
Неужели среди читателей «Chesspro» нет ни одного грамотного психолога или физиолога. Никогда не поверю. Есть, но ленятся. Пожалуйста, не ленитесь. Напишите, интересно же.
А то я напишу свою версию. Честное слово, никто не обрадуется. Версия такая... пограничная.
Ухожу бродить по разным закоулочкам-переулочкам Центрального шахматного клуба.
Вот отец Карлсена (внимание, Максим Геннадьевич), господин Хенрик Карлсен. Характер нордический. Его сыну Широв качество пожертвовал, короля атакует – господин Карлсен-старший в голову дурного ничего не берет, книжку читает.
А где-то рядом бегает маленький, очень забавный мальчик. Зовут его Антон Смирнов. Ему пять лет. Он – сын профессора Смирнова из Сиднея, о котором я уже рассказывал.
Антон – чемпион Австралии в возрасте до 8 лет. Завтра он отправляется на первый в своей жизни чемпионат мира.
Не сделать этот снимок я не мог. И пусть он совсем не получился, надеюсь, на сайте найдут возможность его опубликовать. Потому что этот снимок подталкивает к одному очень хорошему разговору. О том, что шахматы – это не только очки, голы, секунды, но и такой пароль, который открывает код доступа всем желающим. Норвежцам и австралийцам, маленьким и взрослым, высоким-высоким и пока еще низеньким.
Шахматы объединяют. Это не просто слова.
А это Олег Викторович Перваков, бессменный ответсек журнала «64» не знаю с какого года. С какого-то очень дремучего. Кстати, обратили внимание, какой роскошный монитор стоит на столе? Когда я работал в «64», таких мониторов близко не было. На таком мониторе работать одно удовольствие. Которого Олег Викторович и не скрывает.
Еще Олег Перваков – гениальный шахматный композитор. По-моему, он об этом знает.
Все пройдет. Дрязги, обиды уйдут вместе с теми, кто унесет их с собой в могилу.
А этюды Первакова – останутся. До тех пор, пока будут живы сами шахматы.
Надо торопиться в пресс-центр. Алексеев вот-вот сдастся. Жаль, я болел за него. Не собираюсь этого скрывать.
Первый, кого вижу в пресс-центре – врач и массажист Валерий Крылов. Когда-то работал с Карповым, уже давно работает с Крамником. Снимает боли в спине. И не только.
Валерий Крылов: «Как Володя? Нормально. Работает в штатном режиме».
Партия закончилась. Крамник встает у демонстрационной доски. Комментирует живо, варианты кладет четкие, убедительные. Как гвозди вбивает – с одного удара. А я... Ловлю себя на мысли, что не могу запомнить ни одного, даже самого простого варианта.
Потому что злюсь.
Вот так Крамник собирался закончить эту партию, если бы соперник не сдался чуть раньше. Линейным матом! И через плечо захватом.
На следующем фото он сам. Неподражаемый Владимир Крамник.
И снова Крамник. Девушка попросила: его – встать рядом, меня – снять обоих. «Я, общем-то, не против, – сказал Владимир Борисович, – но ты напиши там чего-нибудь соответствующее. Я женат все-таки».
Пишу чего-нибудь соответствующее. Госпожа Крамник! Не ревнуйте своего супруга. Не тот случай, честное слово. Эта девица нацелилась совсем на другого человека. А фото с Крамником ей нужно так, для коллекции.
Партии заканчиваются. В пресс-центр входит Гельфанд. Всеми узнанный, но почти никому не нужный. Телевидение, фоторепортеры – все внимание только Крамнику.
«Ну, и не буду комментировать, – сказал Борис. – Партия муторная. Я напутал в дебюте, потом выровнял положение. Красот особых не было». И махнул рукой: дескать, ладно, проехали.
Напутал в дебюте, по собственному признанию, и Леко. Отчего почти сразу же (белыми!) переключился на борьбу за ничью. В чем преуспел. Партию – он и Шах Мамедьяров – комментировали вдвоем. Комплиментов друг другу наговорили – пропасть! И этот ход лучший, и этот, и тот тоже очень хороший.
Наверное, так оно и было.
Пришел Широв. Встал у доски. Говорит:
– А где ведущий? Я сам не могу двух слов связать.
После чего дал блестящий мастер-класс: с иронией, элементами самобичевания и одушевлением неодушевленных предметов. Без всякого ведущего.
Запись его выступления – чуть ниже.
Осталась одна партия: Камский – Яковенко. У Мити качество, у Гаты вроде как крепость. Да если бы даже и не крепость – Гата образца 1990-1996 годов такую позицию не проиграл бы никому на свете. Ручаюсь!
А тут проиграл. Значит, стал не тот. Вернулся в шахматы, играет сильно. Но нет прежнего непробиваемого Камского.
|
|
|
|
А теперь – обещанная запись. Комментирует Алексей ШИРОВ:
1.e4 e5. Уже с первым ходом я не угадал. Три недели назад на чемпионате Европы Магнус Карлсен со мной играл сицилианскую защиту. Позавчера против Иванчука Магнус также ходил 1...c5. Вся моя подготовка была направлена в основном против Сицилианской защиты. Что до «испанки», то в последнее время Магнус больше играл Берлинскую защиту. Я знал, что теоретически он может сыграть Открытый вариант. Но времени подготовиться уже не было. Пришлось играть почти что с листа. 2.Nf3 Nc6 3.Bb5 a6 4.Ba4 Nf6 5.0-0 Nxe4 6.d4 b5 7.Bb3 d5 8.de Be6. Должен сказать, что когда еще готовился к Магнусу на чемпионате Европы, то убедился, что не знаю, как получать перевес в Открытом варианте. Те длинные варианты, которые я когда-то изучал, новейшей турнирной практикой признаны недостаточными для получения перевеса. В них трудно чего-то добиться. Поэтому очень хотелось уйти в сторону. 9.Nbd2 Be7. Когда-то основным направлением здесь считалось 9...Nc5 10.c3 d4. Но блестящая жертва коня, придуманная Игорем Аркадьевичем Зайцевым: 11.Ng5, а также идея 11.Bxe6 Nxe6 12.cd Ncxd4 13.a4 сделали жизнь черных в этом варианте трудной. Теории здесь много. Я ее плохо помню. Точно знаю лишь, что 9...Be7 – последний крик моды. 10.c3. В Монако в 2005 году Василий Иванчук сыграл здесь со мной довольно интересным образом: 10.Nxe4 de 11.Bxe6 fe 12.Ng5!? Надо сказать, что уравнять я не смог. Сделал ничью чудом, в безнадежной позиции. Все же я не считал, что это будет перспективным вариантом для сегодняшней партии. Черные должны уравнивать после 12...Bxg5 13.Qh5+ g6 14.Qxg5. У них, конечно, слабые пешки е6 и е4, но они выигрывают пешку е5. А слон не настолько сильнее коня в этих позициях. (в этот момент с доски свалилась пешка) Ну вот, начинается. (с явной обидой в голосе) Ну и куда ты упала? 10...0-0. Здесь я вспомнил партию Свидлера с Сутовским (на последнем командном первенстве Европы). Свидлер вместо стандартного в последнее время 11.Bc2 сделал сравнительно редкий ход 11.Re1. О ходе 11.Bc2 у меня были и свои воспоминания. На 11...f5 я играл не 12.Nb3, как играют обычно, а бил 12.exf6. На эту тему в 2003 году я сыграл две партии с Корчным, одну из них даже выиграл. И все равно, насколько я помню, уравнение для черных не слишком сложное. Поэтому на сей раз решил сыграть по Свидлеру. 11.Re1. Позиция достаточно новая. Однако Магнус ответил быстро. Стало ясно, что к этому ходу он готов. 11...Nc5 12.Nd4 Nxd4 13.cd Nd3 14.Re3 Nxc1 15.Rxc1 c5. Все это было исполнено с пулеметной скоростью. Я понял, что пешку надо брать. А то еще встанет на с4, будет потенциальной проходной. 16.dc Rc8. Как оценить позицию? Если позволить черным взять слоном на с5, да еще и выпустить ферзя на b6, то о перевесе белых речи быть не может. Еще и непонятно будет, как уравнять. Поэтому идея жертвы качества возникла сама собой. 17.Rec3!? b4 18.R3c2. Когда делал свой 17-й ход, еще оставалась мысль – не жертвовать, отойти ладьей: 18.Rd3. Все же я оценил свое положение после 18...Bxc5 19.Nf3 как бесперспективное. Активность черных по диагонали а7-g1 велика. Я борюсь за уравнение. Жертвуя материал, я по-прежнему борюсь за перевес. Ищу свои шансы. Кроме того, я не верил, что, сохранив пешку с6, могу стоять хуже. 18...Bf5 19.c6 Bxc2 20.Rxc2. Тут со мной произошел некоторый казус. Я попросил, чтобы мне сделали кофе. И чтобы выпить кофе как можно быстрее, побил на с2 ладьей, почти не думая. Потом немножко жалел об этом. (с досадой, на повышенных тонах) Надо же было разобраться, какое взятие сильнее: ладьей или ферзем! (успокаиваясь) С другой стороны, сэкономил время. С практической точки зрения все получилось не так уж плохо. На 20.Qxc2 у черных есть ход 20...Bg5. С идеей поменять слона на коня, а также поменять пешку е5 на пешку d5. Вряд ли у белых здесь есть перевес. Позиция ближе к ничьей. Думаю, что взятие на с2 ладьей не является ошибкой. А вот дальше... немножко не сложилось. В какой-то момент перевес был точно упущен. 20...Qa5. Этого хода я ожидал. Потому что в ответ на 20...Qb6 я играю 21.Bxd5 и затем успеваю перевести слона на f3. То есть черные не смогут отнять даже пешку е5. 21.Nf3. Здесь очень много времени потратил на расчет хода 21.Nf1. Хочется, конечно, перевести коня на d5 – тогда позиция черных сразу станет безнадежной. Но не было уверенности, что после 21...Rfd8 есть что-то конкретное. Потому что на 22.Ne3 появляется ответ 22...d4, и вроде бы у черных все неплохо. Я долго считал ход 22.Qd4, но опять же не видел ничего конкретного после 22...Qb5. Черные грозят отобрать пешку. Смотрел дальше 23.Qa7 Re8 24.c7 Bg5. Пешка с7 – защищенная проходная, но уж больно странно расположен ферзь на а7. А слон g5 стережет коня. Я не был уверен, что здесь есть перевес. Так, как я сыграл, во время партии мне казалось лучше. Теперь я в этом тоже не уверен. 21...Rfd8 22.Nd4 (имея в виду идею е5-е6) 22...g6. Тут я понял, что хотя у меня все очень красиво стоит, усиливать позицию непросто. Не так уж здорово защищена пешка с6, как хотелось бы. 23.e6. Почему-то я ожидал ответа 23...f5. Рассчитывал, как и в партии, ответить 24.h4, и далее 24...Bxh4 25.Nxf5!? gf 26.Qh5. Мне казалось, что осложнения должны сложиться к моей выгоде. Конечно, это утверждение надо еще проверять. А если черные не бьют на h4, я продвигаю пешку дальше, на h5. Плюс две проходные – е6 и с6. Все-таки должен быть перевес. Магнус ответил правильно. И совершенно неожиданно для меня. 23...Bf6 24.ef+ Kxf7. Почему-то издалека я считал, что у черных нет такой возможности. Потому что я играю 25.Qf3 и начинаю грозить идеями вроде g2-g4. Кажется, что у черных нет никакой возможности развязаться. Однако подойдя к позиции ближе, я неожиданно для себя разглядел ход 25...Re8! В эндшпиле, может быть, шансы на перевес остаются. Но не все так просто. После 26.Qxd5+ Qxd5 27.Bxd5+ черные отвечают 27...Ke7. Не знаю, насколько все это хорошо для меня. Главная же неприятность заключается в том, что я лишен взятия на d5 слоном. После 26.Bxd5+ Kg7 27.Ne6+ Rxe6 28.Bxe6 Магнус наверняка заготовил 28...b3! 29.Rc1 ba. Судя по всему, у белых просто хуже. Когда считаешь подобные варианты, первое желание – сделать форточку. Я так и поступил. 25.h4!? Как показали дальнейшие события, этот ход опровергался конкретным путем. Что это может означать? Либо перевес был упущен раньше, либо его не было совсем. 25...Qb6 26.Rd2. И здесь я с ужасом увидел, что Магнус может взять пешку: 26...Bxd4. Дело в том, что после 27.Rxd4 Rxc6 28.Rxd5 есть ход 28...Ke7! Издалека я его не видел. Объективно белые все равно не должны проиграть. Хуже у них быть не должно. Но, скорее всего, и лучше тоже. Предстояла борьба за ничью. Я пребывал в расстроенных чувствах, осознав это. Казалось – и до сих мне пор так кажется! – что перевес где-то был. Но где – на этот вопрос у меня пока нет ответа. 26...Rd6? Этим ходом Магнуса я был очень доволен. Сразу же, в первую секунду. Потому что теперь у меня масса возможностей. А когда увидел идею жертвы коня, оставалось лишь досчитать все до конца. Кстати, это было не так-то просто. 27.Nf5! Rdxc6. На 27...gf 28.Rxd5 Rdxc6 черные либо получают мат, либо... В худшем (для себя) случае я могу выиграть ферзя, объявив вскрытый шах: 29.Rb5+. Но думаю, что есть возможности и сильнее. Например, 29.Qh5+ Kf8 30.Rd7, и у черных нет защиты от мата. Хотя, постойте! Как раз есть: 30...Rc1+ 31.Kh2 Be5+. – (голос с места) Вместо 30.Rd7 матует 30.Rd8+! Ke7 31.Qe8. Не видел! (выставляя ладони прямо перед собой и разглядывая их, как нищий, у которого только что отняли собранное подаяние) Можете себе представить? Не видел! 28.Bxd5+ Kf8 29.Bxc6 Rxc6. Еще когда рассчитывал свой 27-й ход и дошел до этой позиции, было странное чувство: вроде и пешка лишняя, и фигуры активные – а у черных есть контригра. Скажем, естественный и псевдоактивный ход 30.Nd6 опровергается путем Qc7 с угрозой выиграть ферзя по первому ряду. На 30.Nd4 черные отвечают 30...Rc4. Можно, конечно, отойти: 31.Nb3, прикрыть поле с1. Но это не игра на перевес. Хорошо, издали я увидел, что после 30.Ne3 черные не могут брать пешку h4 (ввиду того, что случилось в партии). А если не брать, то, конечно, с таким конем на е3 у меня решающий перевес. Например, на 30...Qc7 выигрывает 31.Nd5. 30.Ne3 Bxh4? 31.Qf3+ Rf6 32.Qa8+. Выигрывает и сразу 32.Qe4. 32...Kg7 33.Qe4. Тут я рассчитал любопытный вариант: 33.g3 Bxg3 34.Rd7+ Kh6 35.Qh1+ Kg5 36.Rd5+ Kf4, и вроде бы 37.Qh3! выигрывает партию. Не правда ли? После 37...Bxf2+ 38.Kxf2 Ke4+ 39.Ke2 шахов у черных больше нет. Изъяна в этих расчетах я не видел. Но потом все же решил, что 33.Qe4 надежнее. Попроще. 33...b3. Черные в любом случае теряют фигуру без всякой компенсации. Например: 33...Bxf2+ 34.Rxf2 Rxf2 35.Kxf2, и если они захотят отнять хотя бы пешку b2, то даже этого сделать не успевают: 35...Qf6+ 36.Kg3 Qxb2 37.Qe7+ Kg8 38.Nd5 Qa3+ 39.Kh2 с матом. А на 33...Bg5 выигрывает 34.Qe7+. 34.ab. Поскольку за два полухода в позиции ничего существенно не изменилось, неудивительно, что черные сдались.
|
|
| Последние турниры |
Мемориал Таля
07.06.2012
Мемориал Таля проходит с 7 по 18 июня в Москве, в Доме Пашкова
Чемпионат США
07.05.2012
Чемпионат США проходит в Сент-Луисе с 7 по 20 мая по круговой системе при 12 участниках.
Мемориал Капабланки
03.05.2012
Организуемый в 47-й раз Мемориал Капабланки проходит в Гаване с 3 по 14 мая.
Матч Аронян – Крамник
21.04.2012
Матч из 6 партий между Левоном Ароняном (Армения, 2820) и Владимиром Крамником (Россия, 2801) проходит в Цюрихе с 21 по 28 апреля.
Командный чемпионат России
08.04.2012
Командный чемпионат России проходит в Лоо с 8 по 16 апреля в 7 туров.
Чемпионат Европы
19.03.2012
Чемпионат Европы проходит в Пловдиве (Болгария) с 19 по 31 марта по швейцарской системе в 11 туров.
Чемпионат Европы среди женщин
02.03.2012
Чемпионаты Европы среди женщин по классическим шахматам, быстрым шахматам и блицу проходят в Газиантепе с 1 по 19 марта.
Кубок АШП по быстрым шахматам среди женщин
17.02.2012
Кубок АШП по быстрым шахматам среди женщин проходит в Тбилиси с 17 по 22 февраля.
Aeroflot Open
06.02.2012
Aeroflot Open проходит с 6 по 17 февраля в Москве, в гостинице «Космос», пр. Мира, 150.
Гибралтар
23.01.2012
Юбилейный десятый фестиваль проходит на Гибралтаре с 23 января по 2 февраля.
Вейк-ан-Зее
13.01.2012
Фестиваль Tata Steel Chess проходит в Вейк-ан-Зее с 13 по 29 января.
Все материалы
|
|
|