| Мексика. Чемпионат мира. Репортаж |
|
Юрий ВАСИЛЬЕВ, «СЭ», специально для СhessPro |
|
ЧЕРНАЯ БУТЫЛКА |
Это черная бутылка.
А это разговор Гельфанда и Морозевича после того, как московский гроссмейстер признал свое поражение.
К этой партии мы еще вернемся, а пока посмотрите на эти фото.
Это стол президиума и прекрасный эскорт.
Это и есть то "прекрасное", о чем я обычно говорю в конце материала.
Веселье бывает разное. Одно от сознания своей большой силы. Другое - от слабости физической. Среднегорцу Крамнику хорошо. Он нас постоянно заверяет, что с задачей справится. Левону плохо. Он чувствует себя здесь неважно. То ли климат Мексики не в кайф, то ли еще что. Но веселье у них после их коротенькой партии разное.
И диалоги с нашими героями получаются разные.
КРАМНИК:
Выиграть черными в этом турнире можно, только если соперник дает тебе шанс. Если соперник, играя белыми, лезет на рожон. Пока у меня еще не было такого, чтобы соперник по-настоящему пошел вперед. Если соперник не идет вперед, то ничья - хороший результат. Пока я делаю ставку на белый цвет, но, думаю, к концу турнира соперники белыми начнут играть более агрессивно, и тогда у меня появятся дополнительные шансы на выигрыш.
- Ваше впечатление в целом о турнире?
- Все идет, как я и ожидал: турнир плотный, сильный. Что касается моей игры, то пока у меня нет причин быть недовольным. Единственное упущение - это то, что я не выиграл у Грищука. Тогда было бы на сто процентов все идеально. Еще почти половина турнира впереди, так что пока рано делать какие-то выводы.
- Лидерство Ананда - временное (разговор происходил до окончания партии Гельфанд - Морозевич)?
- Пол-очка - это не отрыв. Даже очко - это не отрыв. Я вообще об этом не думаю, просто играю в хорошие шахматы, а уже ближе к концу, когда останется два-три тура, будем смотреть, надо ли идти на какой-то риск. Пока меня совершенно не нервирует то обстоятельство, что у Ананда чуть больше очков.
- Для вас, как для крупнейшего специалиста по Каталону, явился неожиданным выбор "вашего" дебюта Ароняном?
- Вообще он играет Каталон, но, честно говоря, я думал, что со мной он не пойдет в него.
Он пошел, но как видите, больших проблем я не испытал. Но в принципе, я был удивлен тем, что Левон избрал Каталонское начало.
- Он вас чем-то удивил?
- Нет, скорее, я его удивил. Избрал редкую систему, в которой он не смог поставить мне проблем.
Я спросил Левона после этой "21,5"-ходовки, в которой у него были белые, как он себя чувствует. Он сказал: "Плохо".
- А с какой целью выбрали Каталонское начало? Ведь Крамник - специалист №1 в этом дебюте?
- Мне было интересно, что он имеет в виду на каталон. Вот и все. Не могу сказать, что я обладаю такими знаниями, чтобы поставить ему проблемы в дебюте.
- Я слышал, что вы сильно приболели здесь перед началом турнира?
- Я не хочу на эту тему говорить, потому что не хочу, чтобы мои близкие расстраивались понапрасну.
- Мне показалось, что в партии с Гельфандом вы получили "вашу игру"...
- Да, да. Это так. Но просто я себя ужасно чувствовал во время партии.
- Ну, хорошо, не будем о грустном... Как-то неудачно вы начали это важнейшее соревнование...
- Ничего страшного. Все нормально. Просто понимаешь, что для борьбы на таком уровне еще недостаточно знаний. То есть, я, конечно, пытаюсь, стараюсь, но... Регулярно получаю проблемы в дебюте. Наверное, надо больше работать.
В самом начале тура состоялась пресс-конференция пожаловавших на турнир компьютерщиков. Зачем они здесь? Как если бы могильщиков пригласили на бал короля только потому, что они закопали в могилу его детей и внуков, а также дедушек и бабушек.
А то, что компьютерные программы закопали человеческие шахматы в могилу, сомневаться не приходится. Они говорят о безошибочных, о необыкновенно глубоких шахматах в компании с компьютером. Ну-ну...
Автор "Рыбки" г-н Райлих очень горд от создания своего металлического головастика.
А это зубастая пиранья на его майке.
Компьютерщики прилетели в Мехико, чтобы сыграть матч. "Рыбка" против некой "Заппы", которая заняла в чемпионате компьютеров второе место вслед за "маленьким фишем". Игра пойдет аж на 10 штук баксов. Все с содроганием ждут этого события.
Кто-то спросил у Крамника и Ароняна, была бы компьютерная пиранья фаворитом в этом турнире, если бы ее пустить в него.
Крамник высказался в том духе, что, да, конечно, она была бы фаворитом (не устает, не зевает, просчитывает миллионы ходов в секунду, и вдобавок пользуется шпаргалкой во время игры). Но в том, что она не проиграла бы ни одной партии, Крамник усомнился. Как и Левон.
Единственное, что мне понравилось в речах г-на Райлиха, так это его скепсис относительно тех умников, которые часто употребляют термин "сыграно по первой линии "Рыбки".
- Это полная чушь, - говорит г-н Райлих. - Если чуть-чуть подождать, то "Рыбка" выдаст совершенно другую "первую линию".
Говоря о своем детище, г-н Райлих сравнил компьютерную программу с игроком, у которого рейтинг 2100, но над каждым ходом он может думать сто лет...
Сто лет компьютерного одиночества.
Пусть себе играют "Рыбка" и "Заппа". Пусть наслаждаются. Им никогда не создать такого произведения искусства, которое создали Леко и Ананд в ходе 6-го тура - (перевертыша с 7-м)
Вот что мне сказал по поводу своей "битвы" с Анандом гроссмейстер Леко.
- Почему так коротко? У вас не было перевеса в дебюте?
- Я не видел. Я играл 17.Лfе1- это немножко оптимистично. Может быть, надо было играть вместо этого 17.Кс3 - и тогда равная позиция. Я еще что-то считал, но после 17…Кb4 уже белые должны играть очень аккуратно.
- Не получилось поймать его в дебюте?
- Нет, он преподнес мне сюрприз.
- Какой?
- То, что избрал этот вариант.
- Вы ожидали Маршалл (с улыбкой).
- Да, что-нибудь в этом роде. (ответная улыбка). Но он избрал этот вариант, в котором, чтобы получить перевес, надо играть очень тонко. На 12…Сg4 я всегда раньше играл 13.Сс2, и наверное, он был очень хорошо готов. Я думал: Окей, раз он ждет этот ход, я сыграю иначе. Я знал, что ход 13.Се3 ничего не дает, но думал: Окей, попробуем. Но позиция слишком форсированная, и черные все сделали очень хорошо.
- Вы выглядите пока здесь не совсем уверенно, в чем причина?
- Ну, я должен был выигрывать у Гельфанда, а в конце концов доигрался до проигранной позиции... Потом я проиграл Ароняну одним ходом. Это был, конечно, очень тяжелый психологический удар. Окей, турнир еще длинный, все еще поправимо.
- Чувствуете физически себя хорошо?
- Окей, я думаю, все участники себя здесь чувствуют не очень хорошо. Играть здесь не так просто. Здесь хорошо отдыхать, но играть в шахматы очень непросто.
Партия Грищук - Свидлер была красива. И всем очень понравилась.
В том числе и участникам. Хотя Грищук мне сказал, что он наполовину расстроен, наполовину доволен.
Расстроен, надо полагать, тем, что не выиграл (см. примечания мг МГ), а доволен тем, что после 16…Фс5 не проиграл.
- Мне казалось, что вы побеждаете... - сказал я Грищуку после партии.
- Нет, если я и побеждал, то только в двух моментах. Вместо 37.К:е6 надо было играть 37.Фh8+ Кре7 38.Фg7 - c выигрышем. И может быть, вместо 28.Л:а7 надо было играть 28.b3. А всю остальную партию я точно не побеждал.
- Что вы сказали по поводу Мотылева на пресс-конференции?
- Мотылев - один из лучших специалистов в этой системе. А Петя точно никогда ее не играл. И почему-то, только придя на партию, я вспомнил об этом. И почему-то ни вчера, ни сегодня ни я, ни мои секунданты об этом не вспомнили.
-(голос со стороны) А вы не видели, что Мотылев вчера приехал?
- Да в том-то и дело, что я его видел! Но я абсолютно забыл об этом! Просто вылетело из головы...
- Вы довольны или разочарованы?
- И то и другое.
Ну, а теперь о тайне черной бутылки в руках Бориса Гельфанда.
После победы я поговорил немного с Борисом. Как обычно, наша беседа протекала в шутливых тонах. Но не без серьезных моментов, естественно.
- Борис, во-первых, расскажите о секрете черной бутылки.
- (улыбается таинственно) Ну, бутылка как бутылка...
- Что там у вас?
- Ну, допинг-контроль проходит...
- Как протекал поединок?
- Сложная партия...
-Ну, просто тут ни у кого не бывает...
- Жертву качества я видел, но мне казалось, что может быть, ее надо было подготовить. Маневр по четвертой - очень важный. Кажется, он контролирует позицию, но Лb4-f4 - очень сильный маневр, и у белых лучше однозначно. Просчитал все чисто. 28.K:g7 - видел издалека, видел, что пешка "b" у него не проходит...
- Выходит, все-то вы видели, не иначе, как бутылочка черная помогает, не поделитесь секретом состава?
- В конце турнира обязательно расскажу.
Ну что ж. Подождем. Половина-то сегодня завершится. Интересно, в партии с Крамником поможет черная бутылка?
В заключение немного искусства.
Я отснял целую серию, называется "Скамеечки Реформы".
Реформа - это центральный проспект Мехико, и вдоль него установлены интереснейшие лавочки. Публикую лишь маленькую часть.
Вот эту лавку я назвал "скамейка Грищука".
А это очень интересные "Ручки-ножки".
Пока все.
|