Мексика. Чемпионат мира. Репортаж

Юрий ВАСИЛЬЕВ, «СЭ»,
специально для СhessPro

СРЕДНЕГОРЕЦ

В третьем туре центральной была встреча Ананда и Крамника. Лидеров.

Ясно было, что будет Русская. Ясно, что будет, скорее всего, ничья. Вопрос был лишь в том, сколько ходов будет длиться процесс.

Действительность опровергла прогнозы.

Ананду пришлось попотеть, чтобы сделать ничью - белыми... Интересное кино, не правда ли?

А наш Среднегорец, воскресший, как Коннор Маклауд для новых подвигов под небом ацтеков, майя и других кровопускателей (ребята любили пускать кровь и бросать в колодцы проигравших в игре "в мяч") сохранил силы для игры в шахматы в 4-м туре. Потому что, как он сказал в беседе с русской колонией журналистов, "он совсем не устал". Еще бы устать, когда с раздачи получил пешку в виде подарка.

Начинался тур традиционно. Вот так репортеры (я сейчас займу место среди них) ждали наших героев. Среди которых был и Среднегорец.

С еле заметной иронией в глазах смотрел чемпион мира на смуглого человека напротив, который пришел отобрать у него корону.

Посмотрел. Настроился.

Открыл глаза, ба! Неужели?! Любимый ход Остапа Бендера?! А где ваша астролябия? А где акушерский саквояж?

В первой части прогноза ошибки не было: она, родная! Русская. Когда-то в молодости я всегда напевал, когда видел на доске 2...Кf6: "Хотят ли русские войны... / Спросите вы у тишины..."

Сейчас уже не пою.

Этот кадр я назвал: "Рука Москвы". А как же быть с городом Парижем? Но вспомнив про знаменитую в прошлом выставку Москва - Париж, решил уточнить: рука Москвы, а палец на ней с кольцом - парижский.

Процесс по созданию ничьей, однако, затянулся.

Крамник в беседе все с той же русской колонией сказал, что Ананд что-то напутал, и вынужден был, как моторикша на его исторической родине, возить Среднегорца с лишней пешкой в кармане. Устал. Но привез. Владимир сообщил нам, русско-языческим (это я о себе) что ничья была у трудящегося Востока "как угодно". Он выбрал такую, с патом в конце. Дело вкуса.

Есть мастера задавать неприятные вопросы. Этот парень, работающий на ICC, из них. Он спросил у Трудящегося Востока, не возникли ли у него определенные ассоциации во время игры: ведь Ананд проиграл в этой системе в свое время Леко?

На что ему Виши, слегка вскипев, ответил, что он не только Леко проигрывал, но и Каспарову. Что же теперь, проснувшись утром, об этом всякий раз вспоминать?

Что касается Среднегорца, то он сказал еще нам, русско-языкастым, что он к Среднегорью специально подготовился. А вот коллеги его еще не все "вошли в игру". Вот когда войдут, тогда все и решится.

Держался Нighlander не хуже Коннора Маклауда.

Необычно долго думал Петр Свидлер над первым ходом в партии с Морозевичем.

Увы, не помогло. Упавший во 2-м туре, Александр Морозевич отжался в 3-м.

Местные журналисты тоже умеют задавать интересные вопросы.

"Раньше вы собирались оставить шахматы?" - спросил один из них. Дескать, ну и чего ж не оставили, ведь обещали.

На что Александр ответил: "Сам удивляюсь. Все играю и играю..."

"Вы также говорили, что не считаете себя профессиональным игроком..." - продолжал журналистский мачо.

"Я не совсем понимаю, что такое "профессиональный игрок". Я просто играю в шахматы", - спокойно ответил Александр.

Очень хотел открыть счет победам Саша Грищук. Взгляните, как он настраивался на игру.

Но, сменив нефартовый черный наряд на светлый полу-фартовый, Левон чудом удержал позицию.

На пресс-конференции Аронян посочувствовал сопернику, сказав: "Если бы у Александра было больше времени, он бы выиграл".

Саша гордо вскинул голову.

Стоходовый марафон выдали Петер Леко и Борис Гельфанд.

Я, собравшись было уходить (надо было сочинять огромный отчет для "СЭ", а время до отчетного срока оставалось слишком мало), не удержался, зашел в зал где-то в районе 70-х ходов и проторчал до сотого. И снимок 99-го успел сделать.

Партнеры не пошли на пресс-конференцию, я видел, как семейство Леко помчалось к лифту: Ужинать! Гулять! Спать! Готовиться!

"Хорошо им, они спят по ночам,"- горестно думал ваш корр, бредя к своему отелю.

Хорошо хоть поменял тот гадюшник на приличный "Холидей Инн".

В качестве "прекрасного" - предлагаю взглянуть на вид, который открывается по утрам. Когда, так и не ложившись спать, я заканчиваю отчет в газету, а потом пишу эти строки.