вторник, 19.03.2024
Расписание:
RSS LIVE КОНТАКТЫ
Freestyle Chess09.02

Крамник - Deep Fritz

Андрей ДЕВЯТКИН
международный мастер

BLOW UP

Завязка знаменитого фильма Микеланджело Антониони "Blow up" ("Фотоувеличение") состоит в том, что фотограф, тайком снявший любовную сцену в парке, при многократном увеличении находит на снимке все новые и новые детали. Сперва это пистолет, а затем - и труп в кустах. Каждый матч по шахматам между человеком и компьютером является точно таким же "увеличением" - рано или поздно "труп в кустах" будет обнаружен.

Мы, шахматисты, настолько привыкли жить в своем собственном мире, следя за Линаресами, Вейк-ан-Зее и Дортмундами, что не замечаем (или не хотим замечать), как меняется окружающий нас "большой" мир. Недоумеваем: почему из чемпионов мира широкая публика знает лишь Каспарова и Карпова? Почему не находится спонсоров, а телевидение, газеты и журналы упорно игнорируют нашу игру? Отчего, наконец, исчезают массовые шахматы в клубах и в парках?

Возможно, ответ прост - это не столько недоработки организаторов и функционеров, сколько объективные реалии.

ШАХМАТЫ - ОДНА ИЗ КОНЕЧНЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ИГР

Когда-то давно был период невероятной популярности "игры в 15". Ее изобрел выдающийся шахматный композитор Сэмюэль Лойд в 1878 году. Правила просты: пятнадцать пронумерованных фишек располагаются на квадратном поле из 16 клеток, а одна клетка остается пустой. Фишки, которые в начале игры занимают произвольные клетки, нужно путем последовательных передвижений разместить по порядку номеров.

Иногда задача решалась просто, а порой возникали положения, когда решить ее вовсе не удавалось. Интерес к игре рос как снежный ком, и люди забывали обо всем на свете, пытаясь разгадать ее загадку. За решение были учреждены большие премии. Лихорадка продолжалась до тех пор, пока математикам не удалось доказать, что при нечетном количестве перестановок задача не имеет решения. После этого популярность игры быстро сошла на нет.

"Игра в 15" была достаточно простой для того, чтобы ее секрет стало возможным разгадать задолго до появления думающих машин. Ныне же, в эпоху бурного развития компьютеров, "простыми" оказываются игры куда сложнее. То, до чего не мог дойти своим умом человек, становится все более и более очевидным для машин, совершенствующихся колоссальными темпами. Разгадка же секрета любой игры неумолимо ведет к потере ее популярности.

Несколько примеров.

Игра "отелло", или реверси. Правила игры и ее историю можно посмотреть здесь или здесь.

В "отелло" компьютерный разум стал обходить человеческий с начала 1990-х годов. Точка была поставлена в 1997 году - программа Logistello обыграла в матче чемпиона мира среди людей Такеши Мураками со счетом 6:0. О нынешней ситуации в игре может свидетельствовать размер призового фонда на чемпионате мира 2005 года: первый приз - 3000 $, второй - 1500, третий - 750, четвертый - 250. Это - награды чемпионата мира!

Шашки. Младшая сестра шахмат, некогда бывшая почти столь же популярной (речь о "золотых временах" шахмат). Оговорюсь, что понятие "шашки" - растяжимое. Существует множество их разновидностей, различающихся между собой как размерами доски (64 клетки или 100 клеток), так и правилами игры. В частности, чекерс - это вид шашек, крайне популярный в Америке, игра на доске 8х8 со своими особыми правилами.

Переломный момент в истории "чекерс" очевиден - это 1994 год.

Чемпионом мира тогда был американец Марион Тинсли, совершенно феноменальный игрок, владевший званием с 1954 года и проигравший с 1950 по 1992 годы всего 5 (!) партий. Наконец, достойный соперник для Тинсли был найден - им оказалась компьютерная программа "Чинук" (Chinook). Упорнейший поединок между человеком и машиной закончился победой Тинсли со счетом 4:2 при огромном количестве ничьих. Причем в прессе писали, что по партиям матча можно было предположить, будто компьютер - это сам Тинсли, в то время как "Чинук" скорее играл как весьма талантливый и амбициозный молодой мастер.

Разработчики Chinook вызвали Мариона Тинсли на матч-реванш, который состоялся в том же 1994 году. Однако после шести стартовых ничьих случилось непредвиденное - ввиду проблем со здоровьем Тинсли был вынужден прервать поединок. Недуг, увы, оказался непреодолимым, и спустя год великий шашист скончался. А в 1995 году был проведен матч Chinook со вторым чекерсистом в мире - Доном Лафферти, также американцем. Компьютер одержал победу со счетом 1:0 при 31 ничьей.

С тех пор Chinook не ведает поражений. Каждый сам может попробовать свои силы в игре с программой на ее официальном сайте. А заодно и посмотреть, чем же занимаются разработчики "Чинук" в отсутствие конкуренции среди человечества. Они попросту... просчитывают дебюты до ничьей! Согласно информации на сайте, в период с 18 января 2005 г. по 18 сентября 2006 г. были полностью просчитаны 10 дебютов, где доказан ничейный результат при точной игре обеих сторон.

Вот выдержка из интервью гроссмейстера по шашкам Александра Моисеева, чемпиона США 1996 года по международным стоклеточным шашкам, трехкратного чемпиона США (1999, 2000, 2003) и чемпиона мира 2003 г. по "чекерс":

- Велика ли популярность шашек в Америке?

- Очень велика (это не удивительно, учитывая хотя бы вышесказанное: Марион Тинсли был американцем. - А.Д.), но на любительском уровне. Здесь, как и в России, шашки есть почти в каждом доме, и правила игры в чекерс знают почти все, рискну предположить - многие миллионы. Но этого недостаточно. В США, как и в других "чекерсных" странах, отношение к шашкам примитивное - как к "детской интеллектуальной игре", или в лучшем случае, как к оригинальному хобби. Из этого вытекает, что ни о каких серьезных спонсорах речи быть не может.

(Полный текст интервью можно прочесть на странице здесь)

Пара слов о русских шашках, которые некогда были весьма популярны у нас в стране. Здесь уже в восьмидесятые годы многие варианты были разработаны до конечного результата. Предложение гроссмейстера Н. Абациева - играть c жеребьевкой дебютов, по две партии - позволило отсрочить "гибель". Но надолго ли?

Все перечисленные игры сохранили широкую известность (наверняка в детстве и в "15" многие играли), но их лучшее время безвозвратно ушло. Конечно, еще остались преданные поклонники и у шашек, и у "отелло", но ни о каких серьезных спонсорах речь, как заметил А. Моисеев, не идет. Равно как и о "зрелищности" соревнований по ним. Эта ситуация не имеет тенденции к улучшению и не будет иметь - в нашу компьютерную эпоху не составляет никакого труда разработать тысячи новых игр, куда более зрелищных, эффектных и привлекательных, при этом обладающих тем же "развивающим" эффектом. Достаточно вспомнить подкласс компьютерных игр под названием "стратегии".

Просматривая различные сайты по шашкам и отелло (национальные и мировые федерации, страницы турниров, новости и пр.), я то и дело натыкался на заявления типа ""отелло" прочно занимает первое место по росту популярности среди настольных игр" или "международная федерация шашек ведет борьбу за включение шашек в программу олимпийских видов спорта". Однако очевидно, что это лишь попытка сделать хорошую мину при плохой игре. Слишком уж велик контраст между подобными громкими заявлениями, с одной стороны, и убогим оформлением сайтов, мизерными призовыми фондами, загоном игровых центров в самые отдаленные уголки планеты - с другой. Например, шашки популярны сейчас более всего в таких регионах, как Якутия и Сенегал (ну и Голландия - но это традиция).

Читатель, наверное, уже немного утомлен этой "справочной информацией". Перейдем к "родным" шахматам.

А ЧТО У НАС?

Исчезает таинство. Не повторятся больше те времена, когда зрительный зал (заметим, полный зрительный зал - когда это было в последний раз?) испытывал одновременно недоумение и восторг, глядя на то, как Таль проводит свои невероятные комбинации. Так же восхищались и игрой Карпова, не понимая, за счет чего он переигрывает соперников. Нынешний же интернет-зритель, вооруженный аналитическим модулем, вероятно, лишь усмехнется, просматривая партии Таля. А творчеством Карпова у него восхищаться нет нужды - сейчас безо всяких проблем можно приобрести в собственность "игрока" даже сильнее, чем Карпов. И он будет точно так же "непонятно" обыгрывать вас, даже если вы - гроссмейстер. Этот "суперигрок" сейчас "живет" дома почти у любого шахматиста. Речь, конечно, о компьютерных программах, выбор которых достаточно широк, а уровень - примерно сопоставим.

Вот цитата из интервью Виктора Корчного ИА "Репортер" (полный текст см. здесь)

- Сейчас всё больше в мире развиваются электронные шахматы. По Вашему мнению, какое будущее у шахмат? Будет ли это соревнованием интеллекта - или это превратится в компьютерную игру, в которой люди будут занимать вторичные роли?

В.К.: - В этом плане я очень пессимистичен. Боюсь, что человеческие шахматы умирают, потому что компьютер сейчас играет на голову сильнее человека.

Можно еще долго перечислять отрицательные последствия компьютеризации шахмат - появление 30-ходовых форсированных дебютных вариантов, просчет многих дебютных линий до ничьей (хорошо еще, что пока не самих дебютов, а лишь вариантов). Например, разветвление Найдорфа: 1.e4 c5 2.Nf3 d6 3.d4 cxd4 4.Nxd4 Nf6 5.Nc3 a6 6.Bg5 e6 7.f4 Qb6 8.Qd2 Qxb2 9.Rb1 Qa3 9.f5 - см. партии Вальехо - Каспаров (Москва 2004), Азаров - Каспаров (Измир 2004). И так далее. Но, чтобы статья не напоминала некролог, давайте отвлечемся от грустных мыслей. В конце концов, точка еще не поставлена. Неизбежно - не значит немедленно. Может быть, на наш век шахмат еще хватит?

Итак, вспомним историю развития компьютерных шахмат.

КАК ЭТО БЫЛО

Фактически их история берет начало с 1974 года, когда состоялся первый чемпионат мира по шахматам среди компьютеров. В то время это были огромные супер-ЭВМ. Микрокомпьютеры (т.е. обычные программы для PC) начали состязаться с 1980 года. Однако долгое время программы не могли составить какой-либо значительной конкуренции людям. Например, в 1985 году в Гамбурге Каспаров дал сеанс команде компьютеров и легко выиграл его с сухим счетом.

Начиная со второй половины 80-х, активное распространение приобрели турниры "люди против машин" (например, голландские турниры AEGON). Также нередким стало участие компьютеров в чисто "человеческих" турнирах (опены и пр.). В это же время начали раздаваться первые "звоночки", когда роботам удалось нанести несколько знаменательных поражений оппонентам-гроссмейстерам в турнирных партиях.

Постепенно стало выясняться, что в партиях с укороченным контролем с программами бороться крайне тяжело, хотя в "нормальных" партиях они еще оставались довольно слабыми. В 1994 году программа "Genius 2" обыграла в этапе Гран-при Интел по быстрым шахматам последовательно Каспарова (1,5:0,5) и Николича (2:0), уступив, правда, затем Ананду 0:2. После того, как в рапид-турнире 15-й категории во Франкфурте-1999 Fritz-6 занял первое место (позади оказались Леко, Топалов, Свидлер, Лутц, Ю.Полгар, Морозевич и ставший последним Адамс), ситуация в этой области шахмат стала ясной, даже несмотря на то, что сразу после окончания турнира гениальный Ананд выиграл матч у его победителя со счетом 2,5:1,5.

Особняком стоят встречи людей с суперкомпьютерами, то есть с машинами, в разы превосходящими обычные компьютеры по мощности и быстродействию. Еще в 1989 году Гарри Каспарову, находящемуся на пике чемпионской формы, пришлось выступать в роли "ответчика". Вызов бросила машина Deep Thought. Тогда Каспарову удалось довольно легко (2:0) одолеть суперкомпьютер. В 1996 году новый монстр, Deep Blue, бросил перчатку Каспарову. Поединок начался с сенсационного поражения чемпиона мира, однако в итоге машина была повержена со счетом 4:2. Но уже в следующем, 1997 году, усовершенствованный Deep Blue взял верх над Каспаровым - 3,5:2,5.

Результат данного матча не все (включая и проигравшего) восприняли однозначно. Сам Каспаров полагал, что компьютеру в том поединке могли "помогать" высококвалифицированные шахматисты. Подозрения усиливались тем, что сразу после окончания поединка супермозг был разобран его создателями, а распечатки анализов Deep Blue так и не были предоставлены Каспарову. Поэтому вопрос, может ли человек противостоять суперкомпьютеру, в той или иной степени оставался открытым. Такая ситуация продолжалась до прошлого года, когда была поставлена последняя точка. 32-процессорный шахматный компьютер "Гидра" разгромил игрока из первой десятки Майкла Адамса, стабильно входящего в мировую элиту шахмат, со счетом 5,5:0,5.

Последняя надежда человечества - все матчи между сильнейшими людьми и лучшими программами на обычном "железе" в последнее время заканчивались вничью. Замечу, что еще в конце 1990-х, когда компьютеры доказали свое превосходство в партиях с укороченным контролем, в классику они играли в силу, вполне сопоставимую с игроками элиты, и ничейный результат даже тогда не стал бы сенсационным. Получается, что ощутимого прогресса сами программы пока не достигли.

Вот статистика последних соревнований человека с компьютером на высшем уровне:

2002 г.
Крамник - Deep Fritz 4:4 (+2, -2, =4)

2003 г.
Каспаров - Deep Junior 3:3 (+1, -1, =4)
Каспаров - X3D Fritz 2:2 (+1, -1, =2)
Бареев - HiarcsX 2:2 (=4)

Еще нужно упомянуть о двух турнирах "люди против машин", которые проводились в испанском Бильбао в 2004-2005 годах по шевенингенской системе.

В 2004 году команда гроссмейстеров (Топалов, Пономарев и Карякин) проиграла "электроникам" (Fritz, Hydra и Junior) со счетом 3,5:8,5, а в аналогичном турнире 2005 года люди (Касымжанов, Пономарев и Халифман) уступили тем же оппонентам со счетом 4:8. В каждом из этих турниров гроссмейстерам удалось выиграть по одной партии (2004 Карякин -Junior, 2005 - Пономарев - Fritz, причем "Фриц" был более новой, девятой версии). Учитывая, что состав сборной людей, при всем уважении к участникам, мог быть значительно усилен, эти соревнования не оставили ощущения безнадежности.

О САМОМ МАТЧЕ

Наконец, мысль, к которой я подводил читателя на протяжении всей статьи. Судьба шахматного мира сейчас - в руках Владимира Крамника. Он - чемпион мира, чье чемпионство мало у кого вызывает вопросы. Крамник обыграл в матче Веселина Топалова - шахматиста, которого на протяжении последнего года, после победы в Сан-Луисе, признавали безоговорочно сильнейшим (конечно, после ухода Каспарова).

Матч Крамник - Fritz 10 призван дать ответ на вопрос: удастся ли оттянуть капитуляцию человеческого интеллекта в шахматах перед "железным"? В случае победы Владимира можно будет даже говорить о том, что "слухи о нашей смерти были несколько преувеличенными". А это значит, что маховик может неожиданно начать раскручиваться в обратную сторону (исходя из законов развития логических игр) - появление спонсоров, зрительский интерес, возрождение массовых шахмат... Пусть хотя бы на какое-то время.

Хотя более интересен, на мой взгляд, был бы сейчас поединок Крамника с "Рыбкой", но это - уже другой разговор. И, возможно, с точки зрения шахмат даже хорошо, что в соперники Крамнику выбран именно "Фриц".

В пользу Fritz 10 в предстоящем матче - следующие факторы:

1) Против Крамника будет бороться новейшая, десятая версия программы.

2) "Фриц" будет запущен на четырехпроцессорном компьютере.

Факторы в пользу Крамника:

1) Согласно условиям матча, копия Фрица-10 должна была быть (и, видимо, была) предоставлена Крамнику для подготовки к матчу до 1 октября 2006 года.

2) Правилами матча предусмотрен ряд привилегий для человека - например, возможность откладывать затянувшиеся партии. В ближайшее время на сайте будет опубликован полный перевод правил матча, которые содержат множество любопытных моментов.

В заключение - регламент состязания.

Матч пройдет в Бонне (Германия) с 25 ноября по 5 декабря. Число партий - 6.

Игровые дни - 25, 27, 29 ноября, 1, 3 и 5 декабря. Однако дни отдыха могут быть использованы для доигрывания отложенных партий.

Контроль времени: 2 часа на первые 40 ходов, затем - по часу на последующие 16 ходов.

В случае победы Крамник получит 1 миллион долларов, тем самым удвоив свой стартовый гонорар ($ 500000).

Последние турниры

Мемориал Таля

07.06.2012

Мемориал Таля проходит с 7 по 18 июня в Москве, в Доме Пашкова

Чемпионат США

07.05.2012

Чемпионат США проходит в Сент-Луисе с 7 по 20 мая по круговой системе при 12 участниках.

Мемориал Капабланки

03.05.2012

Организуемый в 47-й раз Мемориал Капабланки проходит в Гаване с 3 по 14 мая.

Матч Аронян – Крамник

21.04.2012

Матч из 6 партий между Левоном Ароняном (Армения, 2820) и Владимиром Крамником (Россия, 2801) проходит в Цюрихе с 21 по 28 апреля.

Командный чемпионат России

08.04.2012

Командный чемпионат России проходит в Лоо с 8 по 16 апреля в 7 туров.

Чемпионат Европы

19.03.2012

Чемпионат Европы проходит в Пловдиве (Болгария) с 19 по 31 марта по швейцарской системе в 11 туров.

Чемпионат Европы среди женщин

02.03.2012

Чемпионаты Европы среди женщин по классическим шахматам, быстрым шахматам и блицу проходят в Газиантепе с 1 по 19 марта.

Кубок АШП по быстрым шахматам среди женщин

17.02.2012

Кубок АШП по быстрым шахматам среди женщин проходит в Тбилиси с 17 по 22 февраля.

Aeroflot Open

06.02.2012

Aeroflot Open проходит с 6 по 17 февраля в Москве, в гостинице «Космос», пр. Мира, 150.

Гибралтар

23.01.2012

Юбилейный десятый фестиваль проходит на Гибралтаре с 23 января по 2 февраля.

Вейк-ан-Зее

13.01.2012

Фестиваль Tata Steel Chess проходит в Вейк-ан-Зее с 13 по 29 января.

Все материалы

 
Главная Новости Турниры Фото Мнение Энциклопедия Хит-парад Картотека Голоса Все материалы Форум