|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
К сожалению, ошибка с годом публикации этюда №4 (по многим изданиям гуляет дата – декабрь 1921 года) подтолкнула некоторых историков считать Гарольда Адамсона первооткрывателем идеи «за двумя зайцами». Увы, мимо зоркого ока историков и поклонников этюдного творчества прошмыгнул этюд №5 будущего классика шахматной композиции Леонида Ивановича Куббеля.
В этом произведении маневр "за двумя зайцами" дарит белым патовое спасение. Этюд Куббеля был опубликован 6 ноября 1921 года, т.е. через неделю после публикации в «Teplitz-Schonaure Anzeiger» окончания №3! Думаю, Леонид Иванович читал эту газету и тоже обратил внимание на "вкусное" окончание…
|
Артур Мандлер. Чего не сделаешь ради друга! |
Удивительно, но сей подлог имел успех! Откройте замечательную книгу самого именитого пешечного авторитета Михаила Зинара « Гармония пешечного этюда» и убедитесь в этом факте…
Страница "Гармонии пешечного этюда" |
Так где и когда Рети впервые запатентовал №1? За помощью я обратился к известному чешскому шахматному историку и писателю Яну Календовскому. Вскоре от него пришло письмо, из которого я узнал, что Рети таки опубликовал свой этюд в 1921 году! В доказательство этого утверждения Календовский прислал фотокопию шахматного отдела малоизвестной газеты «Ostrauer Morgenzeitung und Handelsblatt» за 4 декабря 1921 года, где красовалась легендарная малютка.
Фрагмент страницы «Ostrauer Morgenzeitung und Handelsblatt» с первой публикацией малютки |
Вот что пишет ведущий шахматного отдела (им, кстати, был сам Рети!):
«Разные вещи можно прочитать о происхождении этого забавного окончания, например, что оно случилось в недавней партии между слабыми неназванными оппонентами (речь идет, очевидно, об окончании №3. - Авт.). В ответ мы хотим пояснить, что эта позиция принадлежит нашему шахматному редактору, который взял идею из более простой позиции в одной из неопубликованных партий Шлехтера».
Уникальный документ, проливающий свет на историю с рождением малютки №1! Оказывается окончание партии №2 между Шлехтером и Марко (которое, к счастью для нас, не затерялось!) по признанию самого Рети и вдохновило его на этюдную материализацию красивой идеи.
Таким образом, даже без помощи Мандлера документально доказано, что Рети опубликовал свой этюд в 1921 году. Но как быть с тем фактом, что у Куббеля сей маневр был опубликован на месяц раньше – 6 ноября 1921 года? При таком раскладе получается, что автором этюдного патента "за двумя зайцами" является Леонид Куббель, а Рихард Рети только выразил идею в самой лаконичной форме. Но что-то подсказывало мне, что точку в этом расследовании еще рано ставить…
В ходе переписки с Харольдом ван дер Хейденом выяснилось, что у него есть сведения, будто малютка Рети была впервые опубликована 11 сентября 1921 года в газете «Deutsch-Oesterreichische Tageszeitung». Самой газеты Хейден не видел, а дату публикации позаимствовал из немецкого журнала по шахматной композиции «Schach-Echo», на страницах которого развернулась дискуссия о находке Рети…
Осталось только раскопать оригинал газеты «Deutsch-Oesterreichische Tageszeitung» и убедиться, что там таки опубликован этюд Рети. По моей просьбе немецкие историки сделали запрос в несколько библиотек Германии, где хранится эта газета. Оказалось, что сие издание довольно редкое и имеется только в двух библиотеках. С замиранием сердца ждал я ответ от архивных работников библиотеки. Увы, он был отрицательным. Из первой библиотеки пришел ответ, что нужный мне номер газеты отсутствует в архивной подшивке. Второй ответ гласил, что "предмет поиска в затребованной газете не найден". Правда, в сопроводительном письме было сказано, что в номере «Deutsch-Oesterreichische Tageszeitung» за 11 сентября 1921 года недостает несколько страниц и, возможно, там опубликована композиция Рети…
Как видите, дорогие читатели, вопрос с первой публикацией малютки №1 все еще не закрыт, и мне остается только надеяться, что таки найдется цельный номер «Deutsch-Oesterreichische Tageszeitung» за 11 сентября 1921 года и точка с первой публикацией таки будет поставлена…
Но это еще не конец расследования. Помогающий мне в этих поисках блистательный этюдист Сергей Дидух прислал страницу из готовящейся к изданию книги азербайджанского шахматного поэта Ильгама Алиева «Бессмертный маневр», где среди 300 этюдов и 50 практических окончаний с идеей Рети красуется этюд №6. Его автором значится немецкий мастер и один из дедушек современного этюда Бернгард Горвиц (1807-1885).
Выигрыш
На первый взгляд, это окончание должно закончиться миром. Но у белых находится тонкий козырь-маневр: 1.g6! gxh6. Понятно, что на королевском фланге белому королю делать нечего: 2.Kh5 Kg7, и приходится пятиться назад.
Значит, нужно искать счастье на ферзевом фланге: 2.Kg3 (королевская пробежка на ферзевый фланг не строго единственная) 2...Kf8 3.Kf3 Ke8 4.Ke4 Kf8 5.Kd5 Ke7 6.Kc5 Ke8 7.Kd6 Kf8. Спрашивается, чего добились белые? Ведь после очевидного 8.Ke6 Kg7 их монарху вновь нужно отступать не солоно хлебавши...
Эврика: 8.Kd7!!, смело выходя из квадрата черной пешки «h» (в 1928 году сей трюк получит официальное название «маневр Рети-Сарычевых»!).
8...Kg8. На побег 8...h5 выигрывает хорошо знакомый нам маневр Рети «за двумя зайцами»: 9.Ke6! h4 (или 9...Kg7 10.Kd5, догоняя пешку, как в главном варианте) 10.Kxf6 h3 11.g7+ Kg8 12.Kg6 h2 13.f6 h1Q 14.f7#!
9.Ke7! Kg7 10.Ke6! Черные в цугцванге и вынуждены отколоть свою пешку: 10...h5 11.Kd5 h4 (не спасает 11...Kg8 12.Ke4 Kh8 13.Kf4 Kg8 14.Kg3 Kg7 15.Kh3! Kh6 16.Kh4 Kg7 17.Kxh5 - занавес) 12.Ke4 h3 13.Kf3, успевая догнать беглянку. Выигрыш.
Вот так новость! Оказывается, маневр «за двумя зайцами» был запатентован Горвицем за 42 года до появления малютки Рети! Причем к этой геометрической идее мастер возвращался не единожды…
Бернгард Горвиц |
В который раз вспоминаю Андрея Макаревича и его «Песню про первых»:
Все вехи наши - на крови и нервах.
Не дай нам, Бог, хоть раз забыть о них,
Но мы все часто прославляем первых,
Не ведая, что славим лишь вторых.
Посоветовавшись с Сергеем Дидухом и Ильгамом Алиевым, я решил вынести на обсуждение этюдного братства вопрос о переименовании «маневра Рети» в «маневр Горвица-Рети».
Когда текст послания был практически готов, пришло коротенькое письмо от Дидуха: «Смотри прикрепленный файл. Просто нет слов!»
Открыв файл, я увидел скопированную страницу журнала «Шахматы в России», №1-2 за 1998 год, где ведущий отдела «Композиция» Анатолий Георгиевич Кузнецов задает этюдистам наш вопрос: «идея Рети» или же «идея Горвица-Рети»?! В качестве аргумента Кузнецов, без указания источника публикации, приводит этюд №7, якобы составленный Бернгардом Горвицем.
Фрагмент страницы журнала "Шахматы в России" |
Выигрыш
« 1.Ke7! Вниз, по траверзу f8-b4! 1...a2 2.Kd6 e4 3.Kc5! В одном прицеле - черная пешка "e", а в другом? 3...e3 4.Kb4! e2 (4...a1Q 5.Rxa1 Kxa1 6.Kc3) 5.Re7 a1Q 6.Rxe2+, оказывается, объект атаки ферзь и король черных! И 6...Kb1 7.Re1+ Kb2 8.Rxa1 Kxa1 9.Kc3. Выигрыш». (К слову, этюд нужно обрывать ходом 8.Rxa1, ибо, кроме авторского 9.Kc3, к победе ведут еще четыре королевских хода.)
Вот те раз! Оказывается, Кузнецов собирался восстановить справедливость более 10 лет назад. Почему же задумка повисла в воздухе? Очевидно, из-за закрытия в 1999 году журнала «Шахматы в России» и смерти в 2000 году Анатолия Кузнецова. Но была и третья причина, почему сей маневр, согласно доказательствам Кузнецова, нельзя было переименовывать в «идею Горвица-Рети»!
Дело в том, что этюд №7 был опубликован не в 1879-м, а в 1927 году! Кроме того, он был напечатан в уже знакомом нам «Chess Amateur» как...коллективное творение американцев Израэля Горовица и Исаака Кэждена (№8)...
Выигрыш
Злую шутку с Кузнецовым сыграла, наверное, схожесть написания фамилий Горвиц и Горовиц. Но что, скажите, мешает нам на основе этюда №6 еще раз поднять вопрос: «идея Рети» или «идея Горвица-Рети»? Понимаю, трудно менять уже въевшееся в подкорку название на новое, но...Интересно, а что скажет шахматное сообщество?!
Р.S. Мои благодарности Сергею Дидуху, Яну Календовскому, Ильгаму Алиеву и Якову Зусмановичу за помощь в этом расследовании.
Марк Дворецкий:
Игорь Январев:
Олег Перваков:
Эмиль Сутовский:
И.Лысый, А.Кузнецов:
Илья Одесский:
Все материалы
|
||
|