четверг, 26.12.2024
Расписание:
RSS LIVE КОНТАКТЫ
FIDE Women’s Grand Prix29.10
Матч на первенство мира20.11
Чемпионат мира по рапиду и блицу26.12
Поддержать сайт

Энциклопедия

Сергей ТКАЧЕНКО,
заслуженный мастер спорта,
гроссмейстер Украины
по шахматной композиции

"Музы не всегда молчат, когда грохочут пушки!" (I часть)

Летние травы
Там, где исчезли герои,
Как сновиденье.

(М.Басе)

Во время Первой мировой войны (28 июля 1914 - 11 ноября 1918) многие шахматные проекты, такие как супертурнир в Мангейме и создание Европейского шахматного союза, были, по понятным причинам, свернуты. Но пульс шахматной жизни продолжал биться - проводились небольшие турниры, выходили шахматные рубрики в газетах и журналах…

Русская батарея. "Нива", 1915

Еще никому не удавалось остановить творческую мысль оружейным залпом! Вот почему расхожая фраза "когда грохочут пушки - музы молчат" вызывает у меня внутренний протест, и я берусь доказать на примере этюдного творчества ее уязвимость!

В ожидании атаки, 1917

Как же жилось в грозное время шахматному этюду? Какими яркими этюдными творениями богато военное время? Ответить на эти вопросы мне поможет "Альбом ФИДЕ" - сборник лучших произведений композиторской мысли.

Меня часто спрашивают шахматисты-практики о том, как присваиваются звания в шахматной композиции. После моего ответа: "На основании "Альбомов ФИДЕ"" следует новый вопрос: "А что представляют собой эти альбомы?".

Попробую удовлетворить это любопытство публично. Идея создания "Альбомов ФИДЕ" принадлежит югославскому шахматному композитору Ненаду Петровичу (с ударением на первом слоге!) - второму Президенту постоянной комиссии ФИДЕ по шахматной композиции. На своем заседании в Вене в августе 1957 года комиссия приняла предложение Петровича (не забывайте про ударение!) о выпуске альбома лучших задач и этюдов, опубликованных за период с 1956 по 1958 год включительно. Вскоре после выхода альбомного первенца, родилась идея издать ретроспективный "Альбом ФИДЕ" за послевоенное десятилетие - 1945-1955 года. Эта светлая мысль была воплощена в жизнь в 1964 году. Дальше - больше! Было решено замахнуться и на период с 1914 по 1944 год.

"Альбом ФИДЕ 1914-1944/ III"

Но появления второго ретроспективного издания пришлось ждать долгие 11 лет! Увы, сказались технические трудности при оформлении работ (многие авторы-то уже ушли в лучший мир) и непростая процедура судейства. Я не буду посвящать читателей сайта в мудреную систему судейского отбора первых "Альбомов ФИДЕ". Замечу только, что начиная с "Альбома ФИДЕ 1980-1982" критерий попадания композиции на альбомные страницы заметно упростился. Трое судей независимо друг от друга ставили каждой присланной работе оценку - от нуля (дефектная или очень плохая работа) до четырех (гениальное творение или шедевр!). Если средняя судейская оценка равнялась восьми и более баллов (иногда, правда, эта цифра занижалась до 7,5 очка), то композиция получала прописку на альбомных страницах.

По числу опубликованных в "Альбомах ФИДЕ" композиций автору и присваивается международное звание. Механизм прост: задача приносит соискателю 1 балл, этюд - 1,6 балла; в коллективном опусе балл делится на количество соавторов. Так, для нормы мастера ФИДЕ нужно получить в сумме 12 баллов, международного мастера - 25 баллов, международного гроссмейстера - 70 баллов. Но эта простая арифметика совсем не гарантирует легкую жизнь соискателям почетных званий! Только 12 человек на всем земном шарике, в творчестве которых этюды составляют львиную долю, получили гроссмейстерское звание с момента его учреждения….

Этюдная часть "Альбома ФИДЕ 1914-1944" состоит из двух периодов. Первый период охватывает годы с 1914 по 1928, второй - с 1928 по 1944-й. Простая бухгалтерия показала, что за времечко с 1914 по 1918 год в "Альбоме" было опубликовано 27 этюдов 14 авторов. Забавно проследить, как распределилась география этих четырнадцати счастливчиков.

Среди этюдных лауреатов значились пять представителей России - Алексей Троицкий, братья Василий и Михаил Платовы, Моисей Нейман и будущий латвийский мастер-практик Герман Матисон (напомню, Латвия получила независимость 18 ноября 1918 года - через неделю после официального окончания войны); от Франции - Жан де Вильнев-Эсклапон и проживавший с 1900 года в Испании Анри Ринк; от Швеции - Эрнст Хольм, Чель Рунквист и Густаф Линг; от Германии - Макс Карштедт и Вильгельм Квекенштедт. В список "Альбомных" счастливчиков попали и два представителя Австро-Венгрии - третьего по величине государства тогдашней Европы - Артур Хаваши и Иван Фрич.

Мое беглое знакомство с этим списком не оставило и тени сомнения в том, что борьба за альбомное лидерство будет идти между этюдными титанами - Алексеем Троицким и Анри Ринком. Еще бы! У каждого из них к началу 1914 года на лицевом счету значилось более 200 составленных этюдов. Да и за рассматриваемый нами период с 1914 по 1918 год Троицкий и Ринк опубликовали около 100 этюдов каждый…

Но, оказывается, я ошибался! Суровая судейская троица: Тигран Горгиев (СССР), Осмо Кайла (Финляндия) и Хосе Мандил (Испания), под председательством еще одного представителя СССР - Филиппа Бондаренко пропустила в "Альбом" только пять творений Ринка и …два этюда Троицкого! Как видите, магия имен не сработала!

Этюдная страница ""Альбом ФИДЕ 1914-1944/ III"

Самое большое альбомное представительство - шесть этюдов, получил ювелир из Швеции Эрнест Хольм (1879-1941). Из этой шестерки меня особенно порадовал яркий спектакль (№1) с жертвенной игрой-контригрой!

№1. Э.Хольм
1-й приз, "Skanetidningen Dagen", 1917

Ничья

Выбора у белых нет - 1.a7. Впрочем, и у черных тоже - 1...Bd5+ 2.Kh2!! - прекрасная альтернатива! После жадного 2.Kxh3? Ba8! 3.Rxa8 a1Q белые могут выбрасывать флаг капитуляции. Но что меняется после программного 2...Ba8! Фокус в том, что после 3.Rb3! Ka4 4.Rb6! Ka5 (4...Nf4 5.Ra6+ Kb3 6.Rb6+ Kc2 7.Ra6! Kb1 8.Rb6+ c позиционным равенством) 5.Rb3 черным придется смириться с позиционной ничьей или патом после 5...a1Q 6.Ra3+! Qxa3.

Для 1917 года очень даже прилично! Взаимные жертвы, отказ от взятия, позиционная ничья… Жаль только, что черная лошадка уже стоит на тематическом поле. Впрочем, этот недостаток вполне поправим! (№2)

№2. Э.Хольм
1-й приз, "Skanetidningen Dagen", 1917
(версия С.Н.Ткаченко)

Ничья

После 1.a7 черным нужно с темпом вывести слона на большую дорогу-диагональ. Поэтому 1...Nf1+! (1...Ng4+ 2.Kg3! Be4 3.a8Q+ Bxa8 4.Rxa8+ с равенством) 2.Kg1 Nh3+! 3.Kxf1 Bd3+! 4.Kg2 (увы, нет 4.Ke1? из-за темпового 4...a1Q+) 4...Be4+ и далее по Хольму: 5.Kh2!! Ba8! и т.д.

Как вы, очевидно, заметили, в финальном пате не участвует черная пешка g6. Увы, без ее присутствия у белых находится дуальный путь к равенству. Вместо авторского 3.Rb3! (№1) проходит и нахальное 3.Rxa8! a1Q 4.Rg8! Qe5+ 5.Rg3!, и черным не удается с выгодой скушать белую пешку.

Украсили альбомные страницы и другие этюдные откровения шведа:

№3. Э.Хольм
"La Strategie", 1917

Выигрыш

Еще мгновение, и инициатива перейдет к черным. Поэтому 1.c6! bc. Соблазнить белых взятием на проходе - пустое занятие: 1...b5 2.a6! (2.axb6? cb 3.c7 Bf5) 2...Be4 3.Nf7+! (3.Ng6+? Kd6!!) 3...Kf5 4.Nd6+! cd 5.c7 с неизбежным чиноповышением. 2.a6. Сразу бросать в бой конницу - погубить дело: 2.Nf7+? Kf5 3.Nh6+ Ke5 4.Ng4+ Kf5 5.a6 Be4 6.Nf6 Bh1 (g2), и битва за диагональ проиграна.

Сейчас игра раздваивается: а) 2...Be4 3.Ng6+! Kf5 4.Nh4+ Ke5 5.Nf3+ Kf5 6.Nd2! Bd5 (увы, отступление в тыл - 6...Bh1 карается отсечкой: 7.a7 c5 8.Nf3) 7.Kd4! ~ 8.Kc5, и пешка неудержима.

b) 2...c5 3.Nf7+! Kf5 4.Nh6+ Ke5 5.Ng4+ Kf5. Эта карусель знакома по ложному следу и, как мы знаем, успеха белым не принесла...  Вдруг 6.Nf6!! b3 7.a7 с победой. Элегантное взаимодействие всех белых фигур ради победного марша пешки "a"! Два параллельных варианта - большая редкость для того времени!

В этюде №4, также попавшем на альбомные страницы, практически те же действующие лица, что и в №3. А как игра?

№4. Э.Хольм
"Eskilstuna Kuriren", 1915

Выигрыш

Начало, как и в №3 - жертвенное: 1.c6! (1.ef+? Kxf6 2.Nb4 Bc4 3.a6 Bxa6 4.Nxa6 Ke5, и белая пешка не жилец) 1...dc (1...Bd5 2.Nb4 Be4 3.c7 Bb7 4.a6, и все для черных кончено) 2.a6 Bd5 3.Nc3! Bf3 4.Kf2 Bh1 5.Ke3! f5 6.Nd5+! Bxd5 (6...cd 7.Kd4 - первый стопор пешки!) 7.Kd4! Ke6 8.Kc5, стопоря пешку на клеточку выше. Как говорится, простенько, но со вкусом!

Увы, кроме жертвенного 6.Nd5+! у белых есть и прозаические пути к победе. Например: 6.Na4 c5+ 7.Nxc5 и позиция черных безнадежна.

Красивая идея блокады черного пехотинца из военного этюда 1915 года не оставит равнодушным этюдных последователей. Пройдет 15 лет, и немецкий этюдист Пауль Хейеккер придаст патенту Хольма классическую форму (№5)

№5. П.Хейеккер
"Neue Freie Presse", 1930

Выигрыш

1.Ba7! Ba1 2.Kb1 Bc3 3.Kc2 Ba1 4.Bd4!! (пуанта!) 4...Bxd4 5.Kd3 Ba1 6.Ke4!, и белая пешка неудержима.

Занятно, что если в начальной позиции переставить черного короля с h4 на g2, то выиграть белые уже не могут. Даже к поражению ведет программная жертва 4.Bd4? Bxd4 5.Kd3 Kf3! 6.h7 Ba1! 7.h8Q e4+ 8.~ Bxh8, выбивая превращенного ферзя.

По этюдному сценарию развивались события в одной из партий (№6) на Кубке СССР по быстрым шахматам в Минске еще 60 лет спустя.

№6. Савченко – Кривоносов, 1990

Игравший черными сделал все, как велит этюдное наследие: 1...a3 2.Bf6 Be5! 3.Bxe5 Kd5! 4.Bg7 Kc4!, и белые остановили часы. Приводя это окончание в журнале "Шахматы" (Рига), неизвестный редакционный эксперт справедливо заметил, что белые могли спастись: 4.Kd3!! Kxe5 (плохо 4...a2 5.Bg7 a1Q 6.c4+ с батарейным выигрышем ферзя) 5.Kc2 a2 6.Kb2, догоняя пешку.

Удалось и автору этих строк прикоснуться к классической идее. В этюде №7 сведены воедино идеи из этюдного наследия и отголоски из практической игры.

№ 7. С.Н.Ткаченко
1-2 приз, "Нововоронежской АЭС- 40 лет", 2004

 

Выигрыш

Для победы белым нужно задержать черную пешку и провести к призовому полю свою. Тематически ложно 1.Ke2?! Bc3 2.Rxf7 a2 3.Ra7 a1Q 4.Rxa1 Bxa1 5.Kd3 Kd5 6.Be3 f5 7.Bd2 Ke6 8.h7 Kf7 (нет пешки f7!) 9.Bc3 Bxc3 10.Kxc3 Kg7 c равенством. Не выигрывает попытка оставить в живых пешку – 2.Rh8 (вместо 2.Rxf7) 2...a2 3.Ra8 a1Q 4.Rxa1 Bxa1 5.Kd3 Kd5 6.Be3 f5 7.Bd2 Bh8 8.Bc3 f6!, и черные с выгодой использовали присутствие пешки f7!

К победе ведет 1.Kf3!! Слабо 1.Bh2+? Ke7 2.Rg7 a2 3.h7 (увы, нет 3.Rg1 из-за 3...Bb6+ и 4...Bxg1) 3...a1Q 4.h8Q Qe1+ 5.Kg2 Qe4+ с вечным шахом.

1...Bc3! 2.Rh8!! Второй тематический ложный след: 2.Rxf7?! a2 3.Ra7 a1Q 4.Rxa1 Bxa1 5.Bd4! Bxd4 6.Ke4, в расчете на 6...Bb2 7.Kf5. Но после 6...Ke6!! 7.Kxd4 (нет 7.h7? Be5 8.h8Q f5+ и 9...Bxh8) 7...Kf7! белая пешка остановлена.

2...a2 3.Ra8 a1Q 4.Rxa1 Bxa1 5.Bd4! Bxd4 6.Ke4! Ke7. Не спасает 6...Ke6 из-за 7.Kxd4!, и на пути черного монарха встала помилованная ранее пешка f7 (нет 7...Kf7).

7.h7 (не 7.Kxd4? Kf8!) 7...Ba1 8.Kf5!, и белая пешка неудержима.

Кто еще рискнет найти оригинальные мелодии в запатентованном механизме?

К следующему этюду Хольма из 1915 года Каисса была куда более благосклонна! (№8)

№8. Э.Хольм
"Deutsche Schachzeitung", 1915

Выигрыш

1.c3! Как видите, Хольм любил начинать решение этюда с пешечных жертв! Но сейчас "закуска" явно не по зубам: 1...Bxc3 2.Bc5+ Bb4 3.Nc2+ Kb3 4.Bxb4 и т.д. 1...Be7! (самое упорное) 2.Be1!! Тематически ложно немедленное 2.h4? Bd6! 3.Be1 Bf4! 4.Bf2 Bd6!, и черный слон переиграл своего белого собрата. 2...Bg5 (иначе 3.Bd2 ~ 4.Bc1#) 3.Bg3! Be7 (упреждая 4.Bd6#). На первый взгляд, не видно, как белые могут усилить позицию, ибо у черного слона всегда найдется возможность парировать две матовые угрозы... 

4.h4! Bf8! 5.Be1!, второй раз занимая поле e1! 5...Bh6 6.Bf2! Bf8 7.Bg3! Bc5 8.Be1!, и в третий раз! 8...Be3 9.Nc2+! Вот она, разгадка загадочной стратегии белых - черный слон завлечен на уязвимое поле! 9...Kb3 10.Nxe3. Выигрыш. Замечательный логический спектакль!

Еще два добротных этюда Хольма, прошедшие судейский ОТК, не выдержали современного компьютерного анализа...  Увы, от пробоев и дырок не застрахован ни один этюдный корабль.

Эрнст Хольм был довольно приличным шахматистом-практиком. В начале своей шахматной карьеры Хольм выиграл несколько представительных шведских турниров, долгое время был бессменным чемпионом города Истад. Но c 1904 года Хольм полностью перешел на этюдную стезю и в течение долгого времени редактировал отдел этюдов в журнале "Tidskrift for Schack", воспитывая молодую этюдную поросль.

Вторым по этюдному представительству за военный период был знаменитый француз Анри Ринк. Его отменная работа №9 на доминацию очаровывала и будет очаровывать не одно поколение шахматных любителей!

№9. А.Ринк
1-й приз, "The Chess Amateur", 1916

Легко убедиться, что после размена черного слона на одного из скакунов позиция ничейная. Что и подтверждает импульсивный шах: 1.h7+? Kg7! 2.Nf6 Bh4! 3.Nfe4 Bxg5 и т.д.

1.Nf6+ Kh8 (беззубо 1...Kf8 2.h7 Kg7 3.Nh5+ Kh8 4.Nf4 Kg7 5.Ng6 Nf7 6.Nxf7, и два коня с пешкой легко переиграют слона) 2.Nf3! (с ударом на слона и прицелом на поле e5) 2...Bc3. Матовые угрозы устранены, а значит ничья неизбежна?! 3.Nd5!, меняя огонь атаки! Неожиданно шустрому слону не стало хватать воздуха: 3...Ba5 4.Ka4! Nb7 5.Kb5! Bd8 6.Kc6 Na5+ 7.Kd7 Nb7 8.Kc8, и одна из черных фигур гибнет. Удивительная власть белых лошадок над черными клеточками шахматной доски!

Этюды с числом фигур за десять не совсем характерны для творчества плодовитого француза. Но судей "Альбома" поразил не этот факт, а слаженное взаимодействие белых фигур. Убедитесь в этом сами (№10)

№10. А.Ринк
1-приз, "Rice MT" ("American Chess Bulletin"), 1916

Выигрыш

Тематически ложно 1.h5? Nxg3 2.f6 Nxh5! 3.f7 Nf6 4.Ne6 Nh7! (не поддеваясь на вилку после 4...Nd7? 5.Nc5+!) 5.Kb4 Kb7 6.Nc5+ Kc6 7.Ne4 Kd5 8.Ng3 a6, и белым не выиграть.

Правильно только 1.f6!! gf 2.h5 Nxg3 3.h6 Nf5 4.h7 Nd6+ 5.Kb4! Nf7 6.Ne6! (угрожая 7.Nc5#) 6...Kb7 7.Nd8+!, и черный конь таки поддет на победную вилку. Уверен, вам понравилось!

Опус №11 вызовет, пожалуй, сегодня снисходительную улыбку у разбалованного этюдным разносолом шахматного любителя.

№11. А.Ринк
"British Chess Magazine", 1915

Выигрыш

1.d7 Rd4 2.a7 Bf3 3.Ng4+! (жертва отвлечения) 3...Kh5 (3...Kg6 4.Ne5+, вилка!) 4.Nf6+ Kxh4 5.Nd5! Если от отвлекающей жертвы скакуна на третьем ходу черные нашли противоядие, то от этого удара приемлемой защиты уже нет.

Финальный хук 5.Nd5! , вызывающий взаимное перекрытие ладьи и слона, носит название "комбинация (или тема) Новотного", в честь известного составителя задач из Чехословакии Антона Новотного, якобы открывшего эту идею в 1854 году. Но пройдет около 80 лет, и дотошные историки докажут, что сие открытие было исполнено десятью годами ранее немецким автором Юлиусом Бреде. Помните, как поет Андрей Макаревич: "Но мы все часто прославляем первых, не ведая, что славим лишь вторых"…

Мне думается, судьи "Альбома" были явно благодушно настроены к опусу №11. Да, трюк Новотного красив, но где так ценимые в этюдном творчестве игра и контригра? Их не обнаружить и под самым мощным микроскопом. Все форсированно и стерильно чисто даже со скидкой на 1915 год! А может, "комбинация Новотного" впервые исполнена в этюде? Увы, еще в 1908 году подобные фокусы неоднократно демонстрировал Алексей Троицкий… Да, судейскую логику (о ней еще пойдет речь ниже) порой трудно уразуметь!

Из трех военных этюдов-малюток с числом фигур не более пяти повезло только классической находке Ринка №12. С двумя другими - за авторством Фрича и того же Ринка очень жестоко обошлась современная таблица Налимова, найдя в них океан дефектов…

Как не поверить тут этюдному острослову Абраму Гурвичу, пошутившему однажды: "Нет этюдов правильных - есть пока не опровергнутые!".

№12. А.Ринк
1-2 приз, "Sala Imperio", 1916

Черный король и ферзь прижаты к канатам. Осталось только нанести прицельную серию ударов... 

1.Rh7+! (плохо как 1.Rf7? Qd6!, так и 1.Re7? Qg8!, и черный ферзь вырывается на оперативный простор) 1...Kg8 2.Rhe7! Kh8! 3.Rbc7! После 3.Rbd7? у черных находится 3...Qg8! 4.Kf1 Qc4+ с вечным шахом. 3...Kg8 (уже не спасает 3...Qg8 4.Kf1! Qf8+ 5.Rf7 Qg8 6.Rb7 Qd8 7.Rh7+ Kg8 8.Rbg7+ Kf8 9.Rh8+ с выигрышем ферзя) 4.Ra7! (остальные ходы ладьи искусственно удлиняют решение) 4...Kh8! 5.Rf7 Qe8+ 6.Kf2! Kg8 7.Rg7+ Kf8 8.Rh7! Kg8 9.Rag7+ Kf8 10.Rh8+, дотягиваясь до ферзя. Белый монарх, сродни классному тренеру-наставнику, умело руководит издалека слаженной работой ладейного дуэта!

Как и Хольм, Ринк (1870-1952) начал свое служение Каиссе с практической игры, выиграв очный чемпионат Лиона и несколько турниров по переписке. Но с 1901 года этюдное творчество почти полностью заглушает "практические побеги" За полвека этюдной деятельности Ринк составил, согласно базе Хейдена, около 1700 шахматных спектаклей! (В различных других источниках это количество колеблется от 1500 до 2000 этюдов)

Третьим по количеству попавших в "Альбом" военных этюдов значится один из моих любимых этюдистов - латвийский мастер-практик Герман Матисон (1894-1932).

После смерти отца в 1909 году юноша был вынужден оставить учебу в рижской гимназии. Работая посыльным в конторе, Герман основательно увлекается шахматами и уже через год выигрывает довольно сильный юношеский турнир. А в 1913-м Герман заставляет капитулировать самого… Капабланку! Вдохновленный этой победой (пусть и в сеансе одновременной игры!), юноша выбирает нелегкий путь шахматного профессионала, совмещая участия в турнирах с работой шахматного журналиста. Увы, первая мировая война внесла большие коррективы в жизнь молодого профи…

С какого года Матисон был мобилизован на фронт, мне не известно. Только по датам публикаций этюдов в рижских газетах можно утверждать, что с началом боевых действий Герман не забыл этюдное творчество. Возможно, это были последние этюдные ласточки, опубликованные Матисоном перед отправкой на фронт, а возможно, Герман посылал в газеты свои этюдные находки непосредственно с передовой. Кто сейчас знает…

За время, пока шла война, Матисон опубликовал 8 этюдов. Шесть из них приходятся на 1914 год и охватывают период с 13 сентября по 21 декабря. Два другие - датированы 29 сентября и 29 октября 1918 года. Вполне очевидно, что эти два последних военных этюда придуманы Матисоном в Петроградском лазарете, где он находился около полугода после ранения.

Судейская тройка пропустила в Альбом ФИДЕ три военных этюда Матисона.

Начнем знакомство с первого по дате публикации творения. (№13)

№13. Г.Матисон
"Rigasche Rundschau", 11.10.1914

Выигрыш

Кто кого переиграет - конь ладью или наоборот?

1.b7 Rd8 2.Nc8 Rd1 (2...Rd5 3.Nd6!) 3.Nb6 Rd8, предлагая разойтись миром после 4.Nc8 Rd1 и т.д. Вдруг 4.Ka3!!, используя уязвимость черной ладьи - 4...Rb8 5.Nd7+, вилка!

Но почему белый монарх выбрал только поле a3? Оказывается, вертикаль "с" минированa: 4.Kc5? Ke7 (e8)! 5.Nc8 Kd7 6.b8Q Rxc8+ с полным разоружением. Гибнет новорожденный ферзь и после 4.Ka4 (a5)? Ke8 5.Nc8 Rd1 6.b8Q Ra1+ 7.~ Rb1+ и т.д. А вот на заманчивое 4.Kb3?! заготовлено эффектное противоядие: 4...a5!! 5.Nc8 Rd4 6.b8Q Rb4+, и вновь жизнь ферзя оказалась недолгой.

4...a5! 5.Nc8 Rd3+ 6.Ka4! Rd1 7.Nb6. В этюдной базе Хейдена в качестве главного ствола решения приводится вариант 7...Rd8 8.Kb5! Ke8 9.Nc8 Rd1 10.Ka6 с последующим превращением пешки. Увы, "таблица Налимова" не боится кушать пешку: 8.Kxa5 Kg7 9.Nc8 Rd1 10.Nd6! Ra1+ 11.Kb6 Rb1+ 12.Nb5, занавес.

Дабы избежать досадной дуали, финал этюда следует слегка подкорректировать (богатств в этюде и так предостаточно!): 7...Ra1+ 8.Kb5, и у черных исчерпаны все ресурсы защиты. Конь с королем таки переиграли ладью!

Привлекали Матисона и этюды с патовым финалом. В этом направлении наш герой составил ряд классических творений. Этюды №14 и №15, попавшие в "Альбом", из этого славного ряда.

№14. Г.Матисон
"Rigaer Tageblatt", 7.12.1914

Ничья

Попытка сразу использовать неудачное положение черного короля терпит фиаско: 1.Kc4? f2 2.Rf1 Rf3 3.Ra1+ Ra3 4.Rf1 Ra2 5.d7 Be7, и впору сдаваться.

Куда эффективней атака по восьмому ряду: 1.Rg8! Bxd6+ 2.Kc4! Rc3+! (совсем легкая жизнь у белых после 2...Rd4+ 3.Kxd4 f2 4.Ra8+ ~ 5.Ra1 с надежным тормозом пешки) 3.Kxc3 f2 4.Rg4+! А вот теперь ранее протоптанный маршрут ведет к пропасти: 4.Ra8+? Kb5 5.Ra1 Be5+ 6.~ Bxa1 и т.д. 4...Ka3 (или 4...Kb5 5.Rg5+ 5...~ 6.Rf5 с ничьей) 5.Rg5! Bb4+ 6.Kc2! f1Q 7.Ra5+! Bxa5, и на доске кристально правильный зеркальный пат!

№15. Г.Матисон
"Deutsches Wochenschach", 29.10. 1918

Ничья

Позиция напряжена, но после 1.Rd7 Rd2 2.b7 все успокаивается. Но это только внешняя видимость покоя! 2...Ne4+! (2...Nf5+ 3.Kg4!) 3.Kf3! Ba7 4.b8Q+! Без жертв не обойтись! После 4.Rc7? Ng5+ 5.Kg4 Nf7 6.Rc8+ Rd8 черные сохраняют материальный перевес. Но ведь и после 4...Bxb8 5.Rb7 Ng5+ 6.Kg4 Rg2+ 7.Kf5! Bd6 черные благополучно увели свои фигуры из-под удара. Пора белым сдаваться? Нет!! 8.Rg7+!! Kxg7, и на доске зеркальный пат в центре доски. Классическая патовая миниатюра!

Судейство "Альбомов ФИДЕ" вызывает много нареканий. Бывает, как в случае с этюдом №11 Ринка, на альбомные страницы просачивается откровенно слабое произведение, а бывает и наоборот - за бортом остается много прекрасных композиций. Не повезло в этом отношении следующему этюду Матисона (№16).

№16. Г.Матисон
"Rigaer Tageblatt", 9.11.1914

Ничья

Миниатюрная форма и отсутствие напряженности радует глаз. Но это не последние красоты этюда!

1.b7 Rd7! Не выигрывает 1...Rg7 2.b8Q Rxe7+ 3.Ka8, и от разящего 3...Ra6+ белых спасает связка. Сейчас после программного 2.Ka8?! Rxb7 3.Kxb7 Rg7 связка уже работает на черных. Плохо и 2.Nc8? Rgg7 с параличом пешки. 2.Nd5+! Ke5! (2...Ke4 3.Nf6+;   2...Kf5 3.Ne3+;   2...Kg5 3.Nb6 Rc7 4.Ka6 (достаточно, ибо перекрыта вертикаль "g"); 2...Kg3 3.Nb6 Rc7 4.Ka8 Rg5!, приходя к авторскому финалу, но с блокированной белой пешкой) 3.Nb6! Rc7! (чтобы в будущем пешка превратилась в ферзя без шаха) 4.Ka8! Rxg2 (4...Rg3? 5.Nc4+, подхватывая поле a3) 5.Nc8! (сделав крюк, конь таки добрался до поля с8!) 5...Rg8! Черные рассчитывают на победную связку после 6.b8Q Rgxc8 и т.д., но белые взрываются блестящей пуантой - 6.b8B!! Rgxc8, и на доске патовое безмолвие. Новорожденный слон оказался куда полезнее ферзя!

"Сколько тихих ходов, как все удачно складывается! Это не случайно, это свидетельство особо филигранного мастерства и глубокого поиска при составлении", - написал об этом шедевре мастер-практик и мастер-композитор в одном лице Анатолий Георгиевич Кузнецов. Более лаконичен был 5-й чемпион мира Макс Эйве: "Прелестный этюд!". Я согласен с обоими этюдными ценителями!

Что же так смутило судей "Альбома", "зарезавших" этюд №16? Неужели такой предшественник (№17).

№17. К.Тракслер, Ф.Дедрле
"Casopis Ces. Sachistu", 1909

Ничья

1.Ra2+! Kxa2 2.Bxf7+! Qxf7 3.g8B!! Rxf8, и белым пат. Этюд-хлопушка, этюд-набросок и только...Сравнивать эти две композиции – все равно, что сопоставлять мощный симфонический оркестр и потуги начинающего исполнителя... 

Вот бы узнать у судей причину, почему не попал этюд №16 на альбомные страницы

После окончания войны Герман составит еще не один замечательный этюд. И пусть их количество не так велико, как у иных, более плодовитых авторов (согласно этюдной базе, Матисон придумал только 54 этюда), но почти все эти композиции выполнены со вкусом и душой. Уверен, большинство из них заняли бы высокие места и в современных конкурсах составления!

Г. Матисон

Яркое этюдное наследие Матисона несколько затмило его послевоенные турнирные удачи. А ведь ему было чем похвастаться и на практическом поприще! Мало кто из современных игроков знает, что Матисон был первым чемпионом мира среди любителей! Это случилось в июле 1924 года в Париже. В рамках Всемирной олимпиады проходил и личный олимпийский турнир. Его-то и выиграл Матисон, оставив позади себя таких именитых игроков, как Эйве и Колле!

Титул обложки бельгийского шахматного журнала. Играют Колле и Матисон. Фото из архива С.Воронкова.

За год до смерти (Матисон умер в 1932 году от туберкулеза) мастер в блестящем стиле выиграет партию у чемпиона мира Александра Алехина на Всемирной олимпиаде в Праге. Этот командный турнир был последним шахматным ристалищем этюдного гения…

(продолжение следует)

Все материалы

К Юбилею Марка Дворецкого

«Общения с личностью ничто не заменит»

Кадры Марка Дворецкого

Итоги юбилейного конкурса этюдов «Марку Дворецкому-60»

Владимир Нейштадт

Страсть и военная тайна
гроссмейстера Ройбена Файна, часть 1

Страсть и военная тайна
гроссмейстера Ройбена Файна, часть 2

Страсть и военная тайна
гроссмейстера Ройбена Файна, часть 3

Страсть и военная тайна
гроссмейстера Ройбена Файна, часть 4

Страсть и военная тайна
гроссмейстера Ройбена Файна, часть 5

«Встреча в Вашингтоне»

«Шахматисты-бомбисты»

«Шахматисты-бомбисты. Часть 3-я»

«Шахматисты-бомбисты. Часть 4-я»

«От «Ультры» – до «Эшелона»

Великие турниры прошлого

«Большой международный турнир в Лондоне»

Сергей Ткаченко

«Короли шахматной пехоты»

«Короли шахматной пехоты. Часть 2»

Учимся вместе

Владимир ШИШКИН:
«Может быть, дать шанс?»

Игорь СУХИН:
«Учиться на одни пятерки!»

Юрий Разуваев:
«Надежды России»

Юрий Разуваев:
«Как развивать интеллект»

Ю.Разуваев, А.Селиванов:
«Как научить учиться»

Памяти Максима Сорокина

Он всегда жил для других

Памяти Давида Бронштейна

Диалоги с Сократом

Улыбка Давида

Диалоги

Генна Сосонко:
«Амстердам»
«Вариант Морфея»
«Пророк из Муггенштурма»
«О славе»

Андеграунд

Илья Одесский:
«Нет слов»
«Затруднение ученого»
«Гамбит Литуса-2 или новые приключения неуловимых»
«Гамбит Литуса»

Смена шахматных эпох


«Решающая дуэль глазами секунданта»
«Огонь и Лед. Решающая битва»

Легенды

Вишванатан Ананд
Гарри Каспаров
Анатолий Карпов
Роберт Фишер
Борис Спасский
Тигран Петросян
Михаил Таль
Ефим Геллер
Василий Смыслов
Михаил Ботвинник
Макс Эйве
Александр Алехин
Хосе Рауль Капабланка
Эмануил Ласкер
Вильгельм Стейниц

Алехин

«Русский Сфинкс»

«Русский Сфинкс-2»

«Русский Сфинкс-3»

«Русский Сфинкс-4»

«Русский Сфинкс-5»

«Русский Сфинкс-6»

«Московский забияка»

Все чемпионаты СССР


1973

Парад чемпионов


1947

Мистерия Кереса


1945

Дворцовый переворот


1944

Живые и мертвые


1941

Операция "Матч-турнир"


1940

Ставка больше, чем жизнь


1939

Под колесом судьбы


1937

Гамарджоба, Генацвале!


1934-35

Старый конь борозды не портит


1933

Зеркало для наркома


1931

Блеск и нищета массовки


1929

Одесская рулетка


1927

Птенцы Крыленко становятся на крыло


1925

Диагноз: шахматная горячка


1924

Кто не с нами, тот против нас


1923

Червонцы от диктатуры пролетариата


1920

Шахматный пир во время чумы

Все материалы

 
Главная Новости Турниры Фото Мнение Энциклопедия Хит-парад Картотека Голоса Все материалы Форум