София. Репортаж

Юрий ВАСИЛЬЕВ, «СЭ»,
специально для СhessPro

КОМУ ВЕСЕЛО, КОМУ НЕТ

Все-таки жестокая штука – эти матчи на первенство мира!

Ведь дело совсем не в лишнем мешке денег, нет, конечно! В конце концов, оба отнюдь не бедны.

Важно другое. Важно, когда за тебя болеет, ну, скажем, миллиард человек, а ты не можешь оправдать ожидания этого миллиарда.

Важно, когда твои близкие переживают так, что на них лица нет, а ты лишь покрываешься холодным потом и ничем не можешь их утешить.

В этом отчете я обойдусь минимумом слов, потому что некоторые фотографии, как я уже не раз убеждался, гораздо красноречивее всяких слов.

Вот как выглядел Веселин Топалов после этой умопомрачительной ничьей, которая больше, чем на вес золота. Она равносильна весу шахматной короны.

А теперь взгляните на Ананда.

Где-то в конце партии, когда черного пехотинца "b" привели к присяге на верность покинутому на поле с8 монарху и тут же убили на поле b1, и когда железноводная "Рыбка", только что показывавшая на своем экранчике +5 в пользу белых, выдала аж три нуля, мимо меня, не видя никого на своем пути, пробежал невысокий плотный господин со всклоченной бородой. Он был красный как рак.

Я узнал господина. Это был Ханс-Вальтер Шмитт, глава делегации Ананда. Он очень разволновался. Я не успел его сфотографировать, больно быстро бежал.

А вот эту фотографию я сделал перед началом 9-й партии.

Аруна, жена Ананда. Его менеджер.

Она очень переживает за своего мужа.

Она понимает, как ему тяжело. И единственное, что она может, это призывать мысленно всех богов Индии, чтобы они помогли Брахману Шахмат.

А в пресс-центре в этот день жизнь бурлила.

Появились новые персонажи. Во-первых, "понаехали" со всех концов Европы корреспонденты различных шахматных журналов. Перечислять не буду. Но замечены даже акулы информации из Би-Би-Си.

Во-вторых, возникли новые почетные гости. Из Китая, например, приехал гроссмейстер Ван Юэ, переводчица и президент шахматной федерации Китая, серьезный господин, фамилию не знаю.

Цвели буйным цветом дети, цветы жизни.

Одни в "форме", демонстрирующей приверженность лагерю Ананда.

Другие без футболок с "тигром", но зато с фотографией кумира.

А эти три девицы не только украшали пресс-центр, но и занимались серьезной работой. Они из организации, логотип которой в ближайшие годы, по-видимому, вытеснит остальные шахматные бренды – СNC. Коммерческий партнер ФИДЕ. Два гроссмейстера Аня Буртасова и Настя Карлович, и между ними любитель Саша Найденова. Все – очаровательны.

Но главной сенсацией было появление тренеров Топалова – Ивана Чепаринова, Яна Смитса и Эрвина Л’Ами.

Они перемещались по пресс-центру с улыбками на лицах (позиция у Топалова была еще вполне приемлемая – только что белые отдали ферзя за две ладьи и черные закрылись от шаха с е8 конем).

Постепенно их лица стали приобретать выражение, которое я бы охарактеризовал как мечтательное.

…А когда черного короля основательно подраздели и белые ладьи повели к обрыву на расстрел, голландская составляющая топаловской бригады как-то незаметно испарилась.

Остался только мужественный Иван, который понимал, что "плохо", но все же как-то надеялся, если не на чудо, то на цейтнот Ананда…

Ну, а когда Виши решил увести из-под связки своего короля, и ферзь черных ожил и повел того самого пехотинца "b" к полю превращения, чтобы перед смертью надеть на него генеральские эполеты и наградить посмертно медалью за верность Королю, тогда и стало ясно, что Ананду не победить в этой партии.

И они пришли в пресс-центр.

Один взмокший от пота и мрачный, как туча.

Другой сияющий и свежий.

Ананда спросили, где он выпустил выигрыш. Ананд ответил: знаю, что мог выиграть дважды, но где конкретно, забыл.

Топалова спросили: он мог проиграть в этой партии?

Он сказал: как минимум два раза, это точно.

Были еще какие-то вопросы-утверждения, которые один из участников встретил мертвым выражением лица, а другой – сложной мимикой, но с веселым блеском в глазах.

Я тоже задал свой вопрос Веселину.

- Что случилось с часами?

Он сначала не понял, о чем речь, а потом расплылся в улыбке.

- Стали спешить.

Дело в том, что перед началом этой партии все было как обычно: сначала пил воду Топалов, и приводил в порядок свое деревянное войско Ананд.

А потом воду пил Ананд, а Топалов занялся своими часами.

Ну, ничего, что спешат.

Главное, чтоб не отставали.