Тур №10 после выходного дня получился рекордным по числу забитых и пропущенных голов. Пять партий закончились победой одной из сторон. И только в двух взятие ворот не произошло. Одной из них была партия Сергея Карякина и Василия Иванчука, которая закончилась раньше других. ГЕНИЙ О ГЕНИЯХ
В начале турнира, когда была еще актуальна тема перехода Карякина, спрашивали мнение Иванчука об этом шаге юного шахматиста. Василий пару раз очень твердо сказал: "Это личное дело!" Поэтому, если кто-то решил, что у встречи Сергея и Василия была какая-нибудь особенная подоплека, то он глубоко ошибается. Исключительно шахматная была подоплека. Как признался Сергей, Иванчук его перехитрил в выборе дебюта. Карякин не собирался играть "Свешникова", а Иванчук его затянул в эту схему. В ней все настолько затаскано, измызгано, затерто до дыр…
Сергей не скрывал, что все, вплоть до последнего хода черных, до самого последнего хода (!), все, абсолютно все он уже знал! Я поинтересовался у юного дарования:
И получил грамотный ответ:
Василий же в общих чертах помнил вариант, но как признался - не до конца.
На пресс-конференции Иванчук озвучил свою новую творческую концепцию на данном отрезке своей карьеры. - Даже если бы я знал, это мне мало бы помогло, потому что я понимал: такая позиция, что нужно думать над каждым ходом. Есть большой риск: "отшлепаешь" за минуту двадцать с чем-то ходов, а потом нарвешься на какую-то новинку, после которой надо сдаться. Я очень не хотел, чтобы сегодня меня постигла такая участь. Поэтому играл предельно аккуратно и считал на каждом ходу. - Вы говорили, что вам для нормального морального состояния необходима победа. Сейчас вы смирились с тем, что получаются ничьи? - Как вам сказать… На самом деле все очень сложно…Для того чтобы хорошо играть в шахматы, надо иногда выходить за рамки реальности… Надо следовать какой-то идее фикс, которая может помочь играть. Даже такой настрой на победу иногда помогает. Но нет ничего такого, что бы работало постоянно и постоянно приносило пользу. Сейчас я понял, что пока мне надо нормально играть в шахматы, и все свои "идеи фикс" засунуть куда подальше… То есть надо нормально готовиться к партии, нормально считать варианты, ни в коем случае не терять концентрацию и не попадать в цейтнот. Пока все! А потом, на следующий турнир я придумаю какую-то новую "идею фикс" и попробую побороться за что-то более высокое. Местная журналистка спросила "гениального Иванчука" (как она выразилась) о том, кого он считает гениальными шахматистами. Василий сказал, что это очень сложный вопрос. А потом начал называть имена:
Пауза. - Алехина? – подсказка с места. - Да. – Алехина Василий "утвердил". - Каспарова? - Да. - Карпова? - Нет. - А Таля? - Загадка. Я не могу однозначно сказать "да" или "нет". Таля я не понимаю. - А из женщин? - Юдит Полгар. - А Магнуса Карлсена? - Большой талант. Но с уверенностью гением я бы его не назвал. ЛОВЦЫ ЖЕМЧУГАСледующей завершилась партия Леко – Гельфанд.
И здесь один из участников (Леко) знал все, что случилось в партии, вплоть до позиции, в которой исход уже не вызывает сомнений, а вот Бориса, похоже "выловили"… В партии с Касымжановым он был "ловцом", а теперь его "выловили"…
Таковы современные реалии, повторю за Сергеем Карякиным. Но нельзя отнять заслуги Леко в том, что он опустился на запредельную глубину и там нашел жемчужину. С помощью приборов, но куда нынче без них?
- Я применил новинку, но нельзя сказать, что если белые ее применяют, то они выигрывают. Все могли бы так играть, но не хотели играть без пешки. Компьютер не дает перевеса белым. По-человечески же не так просто защищать такую позицию, когда пешка идет f4-f5 и грозит f6… Человек будет нервничать. Я думаю, Борис делал нормальные ходы, но так получилось, что неудачно. - Но мог бы сказать честно: стояло дома на компьютере? - допытываюсь у Петера. - Не до конца! – смеется он. – Но Фg3 – было одним из вариантов. За доской я бы не знал, как играть черными. Компьютер бы знал, конечно, но это совершенно другое дело. ПОЙМИТЕ ШАХАЗатем в пресс-центр вошли раскрасневшиеся Петр Свидлер и Шахрияр Мамедьяров. Они продолжали обсуждать партию, Петр взволнованно восклицал: "Я думал, что я выигрываю!" Шах как-то вяло возражал… Потом они рассказали все голландцу на английском языке, а когда пришла пора говорить на русском, Петр сказал:
- Я крайне пессимистично оценивал свою позицию, пока не нашел ход 23…Лh4. А после этого позиция уже неясная. Шах, как мне кажется, сделал серию ходов с оглядкой на мои часы, что не всегда правильно. И позиция была у меня уже хорошая, но часы таки сказались… Некого винить, кроме себя…
- Дебют мой соперник разыграл не лучшим образом. Он начал много думать и сыграл хорошо. То, что он Лh4 сыграл, – это я зевнул. Вместо того, чтобы сразу атаковать, надо было немного подготовиться и потом атаковать. Я потерял много темпов, объективно у белых по-прежнему перевес. Когда он попал в цейтнот, я стал рисковать: 25.Фf3, 26.Фb7… Наверное, не самый лучший ход, можно было все поменять и скорее всего, ничья была бы. После чего, если бы черные правильно сыграли, у них более перспективная позиция. Играть очень тяжело, потому что у Петра был страшный цейтнот… В конце он сыграл 31…Кре7, зевнул 32.Л:f2. Если сыграть 31…Лd7, то там объективно равная позиция. - В целом, что можешь сказать о своей игре здесь?
- Я странно играю… Я не могу сказать, что будет завтра. Я стараюсь играть в активные шахматы, играю рискованно и остальные партии собираюсь так же играть. Как получится, так получится. - За тебя сильно болеют в Баку… - Да, я знаю. Но я прошу болельщиков понять меня: выиграть сейчас трудно, и чтобы выиграть, приходится рисковать. Поэтому часто проигрываю. Но так играть мне нравится, и я постараюсь еще добиться здесь победы, чтобы порадовать своих болельщиков. ФАРТОВЫЙ ЛЕВОНДальнейшие события – краткой нотацией.
Левон сохранил лидерство, выиграв 4-ю партию в этом турнире. Считает, что ему повезло. Так как, если бы Павел пошел королем на f8 (а не за пешечный забор, в матовую сетку) то Левон, говорит, что не знал, как ему выигрывать. - Ты фартовый? – спросил я у него. - Да, я фартовый, - согласился Левон. И устало улыбнулся.
Павел не смог объяснить толком, почему он не пошел королем на f8…
Выиграл Акопян у Бакро и вышел на +1. И тут дело решил один зевок. Этьен говорил об этом, корча невеселые гримасы. Владимир был спокоен и совершенно не выказывал радости. Он сказал, что такие позиции, конечно, не выигрываются. Если соперник не зевнет. Бакро зевнул.
Трудовую победу одержал побрившийся Грищук. Так как я обещал одному читателю, с которым мы поговорили в чате, фотографию из Линареса, выполняю обещание. Фотографию мне прислал мой немецкий коллега Дирк Полдауф. Та самая "вышка", которую хотел увидеть наш читатель.
Уже здесь в Нальчике у нас с Сашей состоялся такой разговор:
- После победы в Линаресе у меня взяли столько интервью! Сколько никогда не брали. - Но ведь есть в этом турнире какой-то магнетизм, ты не находишь? Возможно, ореол прошлого витает, когда Каспаров в нем играл… Грищук посмотрел на меня своим "далеким" взглядом, в котором мелькнул и погас веселый огонек и проговорил негромко:
Перед партией с Алексеевым Грищук тщательно размешал сахар в чашке кофе. За свое время, естественно. Женя терпеливо ждал. А потом Саша обыграл Женю.
Женя сказал на пресс-конференции, что он неправильно реагировал на один ход Саши – 10.h3. После чего у белых стабильный перевес. - Неужели один ход мог выбить тебя из колеи? - удивился я. Евгений терпеливо повторил:
Грищук на аналогичный вопрос мне объяснил (тоже терпеливо):
Партия Камский - Касымжанов вторая, закончившаяся вничью в этом богатом на голы туре.
Гата сказал мне, что он не хотел рисковать в этот раз. И в цейтнот тоже не хотел попадать. |