Не знаю, как вы, а я под впечатлением игры Большого Влада на этом турнире! Крамник явно сделал кое-какие выводы после своего матча с Анандом, и в его подходе к борьбе, похоже, произошла давно ожидаемая "перезагрузка" (употребим модный термин).
После тура мы с Володей прошлись быстрым шагом под дождичком до его гостиницы, поговорили. Он мне сказал, что до 7 утра не мог заснуть, переживал, что не сделал ход 33…Лd7 в партии с Яковенко. Не то, чтобы Влад к Дмитрию как-то негативно относится, наоборот, Митя ему очень даже нравится и как человек, и как игрок. Но ведь они профессионалы – это их работа – и обыграть своего коллегу, да еще красивым ходом – дело святое. Да и потом, говорил мне Володя, одно дело выиграть по дополнительным показателям (о том, что они в случае дележа были у него лучше, Владимир знал и до тура), а совсем другое победить чисто, без обращения к коэффициентам. В общем, несмотря на то, что Крамник практически не спал, не ел (позавтракать, как рассказал, тоже не успел), на тур 14-й чемпион мира пришел выигрывать. Выиграть по заказу у кого бы то ни было трудно. Выиграть по заказу у Найдича, который в 8-м и 9-м сделал пару трудовых ничьих с Леко и Карлсеном и вроде перекрасил черную полосу того самого Носорога в белую, - совсем не просто! Но именно это удалось "перезагрузившемуся" Крамнику. Как рассказал мне Владимир, ему не очень-то нравились события, происходившие в этот момент на досках, где играли Карлсен с Бакро ("Магнус, как мне казалось, стоял выиграно"), да и позиция Мити внушала серьезные опасения. И Крамнику пришлось рисковать, чтобы исполнить тот самый "спецзаказ", который он выписал самому себе, не спавший и не евший.
И вот черные ладьи принялись гонять по доске белого ферзя и собирались, выстроившись в колонну в затылок друг другу, надавить на пешку g2, прикрывающую короля белых, и с тревогой вглядывался в экран монитора Тигран Налбандян.
Тигран свято верил в своего подопечного и успокаивал меня словами: "Играют на победу только белые", но сам тут же признавал, что позицию белых нельзя назвать совершенно безопасной… Не буду указывать пальцами, но тревожно звучали для автора этих слов и слова ответственных комментаторов, что "идет игра на три результата". Это, извините, какие же такие "три результата"?! Когда два из них даже не рассматривались не только фанатами 14-го чемпиона мира, но и моими коллегами по цеху: "Даешь девятый "Дортмунд!" Таким был лозунг дня. И Аркадий помог Владимиру в выполнении спецзаказа. Не потому ли грозит ему пальчиком шеф дортмундского фестиваля Колбе на награждении?
Чувство опасности, о котором говорил мне Крамник, комментируя свою первую победу над Найдичем, вновь изменило немецкому гроссмейстеру. Схватил он пешку белых на а2 и, пропустив красавец-ход 38.Кb3, в цейтноте сделал псевдоактивный ход 38…Лс2, погубивший партию окончательно. Завоевал свою красную "девятку" Большой Влад!
Думаю, она со временем превратится и в "десятку".
"Тревожные" и даже "безнадежные" позиции в партиях предполагаемых конкурентов Крамника к концу тура приобрели обычный для данного турнира ничейный колорит. На награждении они вызывались на сцену в порядке убывания. Первым вызвали Найдича (см. фото наверху) Потом к нему присоединился Бакро.
Митя Яковенко оказался четвертым по доп. показателям.
Малыш был третьим и получил прозрачную штуковину с логотипом "Сберкассы".
К ним присоединился хитрый Леко, изготовивший 17-ходовую ничью в 9-м туре, о чем директор Мемориала Таля Бах сказал сурово: "В Москве этот номер у него не пройдет!" Но здесь прошел. И Леко завоевал прозрачную штуковину побольше.
Ну, а Крамника с "девяткой" вы уже видели. Мне лично нравится другой его снимок, который я прошу рассматривать как "фото-шутку":
После награждения поговорил с Митей Яковенко.
Митя сказал, что для него этот турнир был исключительно полезен и важен. И он сделает вывод для себя и из поражения от Карлсена, и от встреч с игроками первой десятки, с которыми ему еще предстоит встречаться на Мемориале Таля (Кстати, будет и Ананд в Москве!) О планах Митя сказал, что хотел бы попасть в турнир претендентов, для чего ему надо будет выиграть этап Гран-При в Джермуке или быть вторым. И постараться сыграть хорошо в Мемориале. Для чего, сказал мне с улыбкой Митя, ему придется обыграть Крамника… Беззлобно так, с мягкой улыбкой сказал Митя, и я ему поверил. Придется. Ничего тут не попишешь. Согласится ли с этим бизнес-планом Володя? Посмотрим. О нашей беседе с Крамником я заикнулся в гостевой сайта, но Владимир поставил мне условие обязательно завизировать материал перед публикацией, на это у меня в условиях жесткого цейтнота нет времени. Поэтому расскажу тезисно основные мысли и планы Володи. Он считает неправильным, что в турнир претендентов номинирован Камский (не входящий даже в двадцатку), а не он, участник последнего по хронологии матча на первенство мира. Владимир, однако, постарается повысить свой рейтинг до нужных кондиций, чтобы все же попасть в этот турнир. Будет играть в Москве и Лондоне. К Москве постарается хорошо подготовиться, так как есть время. Почему не играет в Майнце? Ответ меня удивил: "Не приглашают". В смысле, удивил не сам ответ, а то, что не приглашают. Относительно участия в тех турнирах, где играет Топалов, Володя сказал, что лично он был бы только рад, у него счет с Топаловым +12 (по двум дисциплинам), и он охотно играл бы с Топаловым, чтобы тот поделился своим рейтингом с ним. Но вот беда: в турниры Большого шлема Крамника не приглашали, а в турнирах, где играет Крамник, Топалов отказывается играть. Крамник был бы не прочь, если бы Топалова пригласили в Москву, и он сыграл там. О личной жизни. Владимир счастлив, дочка радует, спать уже не мешает, его узнает, улыбается, но пока не говорит. Даше полгодика. О планах на будущее. Владимир себе все давно доказал и ничего никому не собирается доказывать. Но в принципе титул вернуть себе намерен. О возвращении Каспарова. Настоящим возвращением этот матч нельзя считать, хотя будет интересно взглянуть на игру Каспарова в любом случае. Каспарову предлагали сыграть матч с Крамником в быстрые шахматы французские организаторы. Это было бы возвращением. Но Гарри отказался. В заключение хочу привести снимок, сделанный в пресс-центре турнира во время 10-го тура.
Это гроссмейстер Константин Ланда с дочкой Катей. Ей осенью будет пять. И она уже умеет разыгрывать с папой защиту Нимцовича. Так, во всяком случае, сказал мне Костя. Я ему верю. На этот раз вы останетесь без Носорогов, коих пасется на лужайках Дортмунда видимо-невидимо. В честь девятой победы Крамника среди Носорогов появился Медведь.
|