| Москва. Блиц |
|
Владимир БАРСКИЙ, международный мастер |
|
МОРОЗОУСТОЙЧИВОСТЬ |
В последний день лета столичные шахматисты успешно сдали тест на морозоустойчивость. Думаю, наш вид спорта еще поборется за право войти в программу зимних Олимпийских игр в Сочи. Черно-белые столики можно будет живописно расставить прямо на заснеженном склоне, где-нибудь сбоку от бобслейной трассы…
В парке «Музеон», где традиционно проходит финал чемпионата Москвы по блицу, было холодно и сыро. Видите, из декоративной лужицы идет пар? Воду нагревают лампочки подсветки. Светят, но не греют.
Праздник шахмат состоится при любой погоде! Публику развлекали ведущие в пиджаках нараспашку – поэт Владимир Вишневский и гроссмейстер Мария Манакова.
Одновременно проходили турниры среди мужчин, женщин, детей, семейных команд, а также среди журналистов и ветеранов.
Светлану Василькову и Дарью Чарочкину напутствует известный тренер и опытный блицор международный мастер Евгений Драгомарецкий.
Приветственное слово произносит десятый чемпион мира Борис Васильевич Спасский.
Теплая компания – Сергей Рублевский, Вадим Звягинцев и Виорел Бологан.
Владимир Вишневский острил и читал стихи, а Мария Манакова объявила конкурс на лучший анекдот о шахматах. Запомнился тот, который по-военному четко продекламировал Давид Стрижевский: «Играют двое в шахматы. Один говорит:
– Мат!
– Не слышу!
– Мат!
– Не слышу!
– Да пошел ты!..»
Давид Ноехович замолчал, давая понять, что анекдот окончен. Наверное, по сценарию здесь должен был раздаться дружный хохот.
Партия лидеров игралась на сцене, она транслировалась он-лайн в Интернете и на большом экране рядом с шахматистами. Иногда на экране давали картинку с видеокамеры. На снимке вы видите, как готовятся к партии первого тура гроссмейстеры Валерий Попов и Эло-фаворит турнира Александр Морозевич. Встреча началась многообещающе, как-то типа 1.а3 h6, но очень быстро завершилась вничью.
Как обычно, девушки оказались дальновиднее мужчин и хорошо утеплились.
Молдавский гроссмейстер Алексей Хрущев – человек особой породы.
Тем временем в ГУМе, в роскошном зале с хрустальными люстрами и видом на Кремль и Домик Ильича проходил товарищеский матч между Александром Жуковым и Владимиром Крамником. Экс-чемпион даже снял для верности пиджак, но не сдержал натиск вице-премьера и проиграл 0,5-1,5.
А ларчик просто открывался: рядом с Александром Дмитриевичем сидел Аркадий Владимирович Дворкович с включенным ноутбуком и время от времени (раз в 3-4 хода) поворачивал экран к президенту РШФ. Неиспользованные подсказки накапливались, поэтому в любой критический момент Жуков мог обратиться за помощью к железному другу.
Придумал это любопытное шоу французский гроссмейстер с сибирскими корнями Анатолий Вайсер.
В анализе второй партии, где Жуков & Co упустили верную победу, принял участие Анатолий Евгеньевич Карпов.
На этом снимке двенадцатый чемпион мира стоит рядом с дочерью восьмого чемпиона – Жанной Таль.
По окончании матча Крамник сыграл еще несколько легких партий, давая большую фору по времени – например, с чемпионом мира до восьми лет. А победитель ответил на вопросы корреспондента «ChessPro».
– Александр Дмитриевич, вы оказались последним, кто «проверил» Крамника перед матчем с Анандом. Как оцените готовность российского претендента?
– Ну, наш матч трудно назвать серьезным, у Володи было всего 15 минут на партию и, конечно, он не показывал свои дебютные заготовки. И вообще с компьютером трудно бороться. Я раньше с его помощью никогда не играл; некоторые ходы, которые он подсказывает, человеку вряд ли могут прийти в голову. И в первой партии, и во второй компьютер в ключевые моменты выдал несколько прямо-таки этюдных ходов! Без него я бы на эти ходы не решился, они выглядели слишком рискованными, но на самом деле оказались правильными.
– И все-таки, вы же давно знаете Владимира: по его реакциям, поведению можете догадаться, в какой он форме, какой у него настрой перед матчем?
– Мне кажется, он в хорошей форме – и физической, и психологической. А это самое главное.
– Российская шахматная федерация помогает Крамнику в подготовке?
– Стараемся делать все, что от нас зависит.
– У него такая же мощная поддержка, как была в советские годы у Карпова и Каспарова?
– Все, что Володе нужно, мы, безусловно, делаем.
– Мемориал Таля набирает обороты, на этот раз он шагнул за стены ЦДШ…
– Мне кажется, демонстрационный зал ГУМа – место очень привлекательное для публики. В прошлом году мы проводили здесь блиц и остались довольны. Мы хотим популяризировать шахматы, а сюда больше людей может прийти, да и для телевидения тут есть, как говорится, «красивая картинка». В заключительный день блиц-турнира было огромное количество прессы; хорошо, что шахматы привлекают к себе все больше внимания!
– Да, место тут замечательное, но зал все-таки маловат. Не хотите вернуть шахматы в большие, престижные залы – такие, например, как Колонный зал Дома Союзов?
– Да, во время блица здесь было тесновато. Я думаю, когда турнир наберет еще большую популярность, придется подумать о более просторном зале.
Решительно возвращаемся в «Музеон» – здесь дает сеанс десятый чемпион мира. Борис Васильевич играл очень основательно, подолгу и явно в охотку размышляя над интересными позициями.
Участники сеанса терпеливо ждут, когда и до них дойдет очередь.
На сцене – Дмитрий Яковенко и Борис Грачев
Евгений Наер и Николай Власов
Сергей Рублевский и Александр Морозевич
Борис Савченко
В предпоследнем туре Алексей Коротылев обыграл лидера – Александра Морозевича и догнал его. Однако в последнем туре Алексей проиграл Наеру, тогда как Александр выиграл у Власова и завоевал четвертый самовар в своей карьере.
Победитель турнира юношей Даниил Дубов.
Сильнейший среди журналистов Дмитрий Олейников поблагодарил за уроки блица родной Октябрьский клуб.
Ветерану-чемпиону Владимиру Воеводину, увлеченно говорящему о любви к шахматам, хочет вручить самовар президент Шахматной федерации Москвы Вячеслав Береснев.
Самая шахматная семья в столице – дружина Паравян (дедушка и внуки).
Дарья Чарочкина в женском чемпионате набрала 17 очков из 17-ти!
Четвертый самовар Морозевича. После блица Александр пригласил своих друзей, в том числе автора этих строк отметить победу. В приятной компании время пролетело незаметно, и записать впечатления чемпиона на диктофон удалось далеко за полночь. Неудивительно поэтому, что рассказ Александра получился не слишком серьезным:
– Я первым тянул жребий и из 20 номеров вытащил тот же самый «счастливый» 13-й, что и двумя днями раньше на Кубке Таля. Конечно, мелькнула мысль: «Как же так, ну, сколько же можно?!»
В парке было холодно, сердито. Конечно, впечатляет подвиг организаторов, которые изыскивают резервы и увеличивают призовой фонд, однако они с упорством, достойным лучшего применения, уже много лет отказываются от покупки 10 электронных часов для блиц-турнира. В результате мне пришлось играть на трех разных часах – механических орловских и югославских с непонятно как падающим флажком, а также электронных. Подобное новшество, надеюсь, не приживется. Привычнее играть на орловских часах, но лучше, конечно, на электронных. Однако они стояли только на первом столике, а так как сцена сильно продувалась, то удовольствие от игры на электронных часах было сильно смазанным. С точки зрения заботы о здоровье, лучше было играть внизу, в павильоне, где столики плотным кольцом окружали зрители и тем самым защищали нас от ветра. Я первую партию завершил вничью, вторую проиграл и тем самым надолго обезопасил себя от лидерства и от выхода на сцену. Удивительно, что никто из организаторов, видя, как я замерзаю за доской, не предложил мне утеплиться. Здесь я хотел бы поблагодарить болельщиков и особенно болельщиц, которые своим присутствием все-таки согрели участников. Правда, болельщицы оказались какие-то робкие, никто не подходил, не спрашивал автограф или еще что-нибудь.
|
Таблица расставила всех по местам.
|